Право на свободу вероисповедания осужденных. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

- 190.00 Кб

Это связано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейся на территории нашего государства. Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания 13 .

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. Данная свобода [вероисповедания], таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии 14 .

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» 15 .

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека 16 .

Подводя итог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни. 17

2.2. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания

До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в местах предварительного содержания под стражей, практически были лишены права на отправление религиозных обрядов.

Действовавшее в этой сфере законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г., с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г.) запрещало во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы. Доступ туда служителей культа любых конфессий был также запрещен. Единственное исключение, которое было сделано, касалось умирающих или тяжелобольных. По их просьбе разрешалось отправление религиозно-культовых обрядов в местах заключения, но в особо изолированных помещениях. Однако и это "исключение" на практике не действовало, во-первых, потому что осужденные об этом праве не знали, а во-вторых, в связи с тем, что находящемуся в местах лишения свободы признать себя верующим было весьма небезопасно. Поэтому верующие скрывали свои религиозные взгляды. В места лишения свободы не попадала религиозная литература, запрещалось пользоваться и религиозной символикой (например, нательными крестиками, четками, молельными ковриками). В конце 80-х годов отношение к религии изменилось. Были сняты многие запреты и ограничения. В исправительно-трудовые колонии и тюрьмы были направлены тысячи экземпляров Библии, Корана; изменены Правила внутреннего распорядка ИТУ. Осужденным было разрешено пользоваться религиозной символикой. В колониях, тюрьмах, следственных изоляторах начали создаваться культовые комнаты, где осужденные могли отправлять религиозные обряды, встречаться со священнослужителями. 18

В 1992 году Исправительно-трудовой кодекс был дополнен статьей 8.1 "Обеспечение свободы совести осужденных". Впервые право осужденных на вероисповедание получило правовую основу. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий. Этим самым создана правовая база для распространения на осужденных конституционной нормы, предусмотренной ст. 28 Конституции Российской Федерации: осужденные получили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Было установлено, что лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях, по их просьбе выдается разрешение на посещение культовых учреждений. Такая норма необходима, так как они, как правило, находятся за пределами границ колоний-поселений. Поэтому их посещение без разрешения явилось бы нарушением режима содержания.

С другой стороны, правовой режим лица, отбывающего наказание, не позволяет выезжать в местности, находящиеся за пределами административного района дислокации колонии-поселения. Поэтому закон установил, что разрешение на посещение культовых учреждений может быть дано лишь в том случае, если учреждение находится в данном административном районе. В отдельных случаях осужденные могут воспользоваться правом, которым пользуются отбывающие наказание в учреждениях других видов. Речь идет о приглашении к осужденным по их просьбе служителей культа из близлежащих церквей, мечетей, синагог, молельных домов, костелов и т.п. 19

Учреждение должно передать просьбу осужденного в культовое учреждение независимо от того, на каком расстоянии от колонии оно находится. Однако обязанности обеспечить посещение колонии служителем культа колония не несет. Принятие или непринятие приглашения определяется только возможностями конкретного культового учреждения. Отправление религиозных обрядов, как индивидуально, так и группами осужденных, возможно и в местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах происходят обряды крещения, венчания, исповеди, отпевания умерших, групповые молитвы. Некоторые из культовых действий могут происходить и без священнослужителей (например, молитва), другие - с их участием.

Служители культа могут посещать учреждения, исполняющие наказание, и следственные изоляторы не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе. Однако религиозные обряды могут совершаться лишь с согласия осужденных. Как правило, в таких обрядах участвуют небольшие группы осужденных - по их желанию.

Право осужденных на свободу совести принадлежит каждому из них, однако, его реализация не должна нарушать права других лиц. Например, недопустимо проводить массовые религиозные мероприятия в местах демонстрации кинофильмов, если имеются возражения других осужденных. Отправление религиозных обрядов не должно нарушать и правил внутреннего распорядка. Поэтому обряды не могут проводиться в рабочее время, они не должны нарушать нормальную работу школ, профтехучилищ и т.п. Бывая в местах лишения свободы, служители культа, естественно, не только отправляют религиозные обряды. Они проводят индивидуальные беседы с осужденными, выступают перед группами лиц. Все это не только способствует приобщению осужденных к религии, но и оказывает на них определенное воспитательное воздействие, ведь многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами.

Статья 8.1 Исправительно-трудового кодекса создала правовую базу для взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с религиозными организациями. В большинстве колоний и следственных изоляторов начали оборудоваться молельные комнаты, в некоторых колониях построены храмы. Так, в одной из колоний Ленинградской области построена церковь, которая была освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Он же освятил и часовню в женской ИТК Ивановской области. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области за каждым исправительным учреждением закреплены священники из Александро-Невской лавры, которые постоянно ведут там работу.

В ряде республик и областей управления исправительных учреждений заключили договоры о сотрудничестве с местными епархиальными управлениями. Там также за каждым местом лишения свободы закреплены священнослужители. В ряде областей и республик священнослужители целенаправленно ведут индивидуальную работу с трудновоспитуемыми осужденными, злостными нарушителями режима. В некоторых колониях работают постоянные воскресные церковные школы, которые (по желанию) посещают осужденные. В Ивановской женской колонии религиозные обряды отправляет Свято-Введенский женский монастырь. Аналогичные связи установлены и в других регионах. 20

Во всех местах лишения свободы есть в достаточном количестве религиозная литература, доступ к которой осужденных не ограничен. Нельзя не упомянуть и о благотворительно й деятельности религиозных (общественных) учреждений, оказании ими материальной помощи осужденным в колониях - направлении продовольственных посылок, медикаментов.

Так, в Карелии создан благотворительный фонд "Добрая воля", в правление которого входят члены правительства и парламента республики, сотрудники МВД, а также лица, отбывшие наказание. Возглавляет фонд председатель Крестовоздвиженского собора. Фонд целенаправленно решает проблемы осужденных, включая их социальную адаптацию после освобождения, в частности, трудоустройство тех, кто отбыл наказание, предоставление им мест в общежитиях, оказание материальной помощи.

Оказание помощи конкретным осужденным во время отбывания наказания нередко продолжается и после освобождения. Чаще всего это проявляется в отношении тех из них, с кем поддерживалась связь во время их пребывания в местах лишения свободы, - при посещении священнослужителями колоний. Однако посильная помощь оказывается и другим освобожденным из мест лишения свободы.

Помощь колонии получают и от зарубежных религиозных конфессий - в основном через российские благотворительные организации, к примеру, через фонд "Вера, Надежда, Любовь".

Исследования показывают, что общение со священнослужителями, их проповеди, обряды, знакомство с религиозной литературой, получение материальной помощи положительно воздействует на осужденных, их нравственное здоровье и поведение. Многие становятся на путь исправления, сами принимают участие в актах благотворительности, стремятся к "избавлению от грехов" путем честного труда и законопослушания. Так, осужденные в некоторых колониях безвозмездно изготавливают игрушки, швейные изделия, собирают деньги для детских домов, лечения больных детей, восстановления храмов. Все это, тем не менее, лишь первые шаги. Впереди - огромная работа по реальному обеспечению свободы совести осужденных, их исправлению и возвращению к нормальной жизни в обществе

Таким образом, право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этим нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий.

Но здесь так же есть важное ограничение - при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации: 21

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Согласно канонам той или иной религии обряды должны проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

Краткое описание

Целью работы является изучение прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- рассмотреть правовой статус осужденных и его социально-правовое назначение;
- раскрыть понятие свободы совести и свободы вероисповедания, проанализировать право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое назначение 5
1.1 Понятие правового положения осужденных 5
1.2 Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание 10
Глава 2. Нормативная регламентация права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания 16
2.1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания 16
2.2. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Осужденным гарантируются свобода совести и сво­бода вероисповедания. Они вправе исповедовать лю­бую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Сущность права осужденных на свободу вероиспове­дания заключается в возможности открыто признавать и следовать избранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ). Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей, не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и ре­лигиозной литературы, ведущих к нарушени­ям правил внутреннего распорядка исправи­тельных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест бого­служений, находящихся за пределами исправительных центров. Это разрешение является результатом реа­лизации законного интереса осужденного, оформлен­ного в виде заявления, удовлетворение которого воз­можно по постановлению начальника исправительного учреждения. Существенным условием получения раз­решения является отсутствие у осужденного наруше­ний требований внутреннего распорядка.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадле­жащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных (ч. 4 ст. 14 УИК РФ). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных об­рядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных уч­реждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоля­торах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоля­торах, а также в помещениях камерного типа, священ­нослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных
1. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
(Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
5. Часть утратила силу. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.
6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Комм. Геранин В.В.

1. Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст.18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.
2. Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому гражданину свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. Порядок реализации рассматриваемого конституционного права установлен Федеральным законом 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. В соответствии со ст.3 Закона гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Воспрепятствование осуществлению данного права запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Гарантированность реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивается в том числе мерами принудительного характера: уголовно-правовыми нормами (ст.136 и 138 УК РФ) и нормами законодательства об административных правонарушениях (ст.5.26 КоАП РФ).
3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч.3 ст.14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также месторасположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч.2 ст.14 УИК РФ, ч.13 ст.11 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом недолжны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.
4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к, тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свободы , является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека , гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания .

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации , на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6. Ст. 14..

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

1. Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

2. Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

3. Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

На второй стадии администрация решает вопросы, связанные с созданием материально-технических, организационно-правовых и финансовых условий для совершения верующими осужденными религиозных обрядов и занятий иной религиозной деятельности.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения» Мельникова Е.Н. Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ). М.: «Эксмо». 2013. С. 81.. Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)» Ковлер А. Антропология права. М.: «Инфра-М». 2012. С. 154..

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.