Право на жизнь беседа в доу. Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст). Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.

Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.

(Дети свободно играют на ковре)

Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.

(стук в дверь, входит журналист)

Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.

Хотите послушать? (прослушивают)

Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?

Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».

Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:

Как называется ваш д/с?

Ваша группа?

Чем вы любите заниматься?

Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Кто твой друг? (неск. ответов)

О чем ты мечтаешь?

Спасибо, ребята, за интересные ответы.

Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.

(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)

Кто изображен на этой фотографии?

Как вы узнаете друг друга?

Чем мы похожи?

Чем не похожи?

На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.

У меня есть вот такие необычные значки.

Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:

самый веселый – дарим солнышко;

добрый – сердечко;

трудолюбивый – веник;

самый смелый – кораблик;

самый умный – книга.

Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.

А для этого нужно делать?

Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.

Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Почему она ударила ногой собаку?

В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.

(на столе лежат картинки с играми)

Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.

На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.

В какие игры вам интереснее играть? Почему?

Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.

Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.

Релаксационная пауза «Здравствуйте»

(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)

Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.

Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».

Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.

Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.

Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.

Вот моя визитная карточка. До свидания.

(звучит спокойная музыка, дети рисуют)

Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Цель:

Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Как ваши дела? Давайте мы по кругу передадим мяч и каждый из вас скажет, как у вас дела? Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка. С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . ( право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : Какие обязанности вы выполняете? (Каждый день ходить в детский сад, а потом в школу, в институт, на работу, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка .

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?

1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.

1) "Нет ничего дороже жизни" ( право на жизнь )

Давайте посмотри мультфильм «Волк и семеро козлят»,Волк наруш ил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

2) Давайте вспомним сказку в которой врач бор ется за право на жизнь, всех зверей он лечит. (К. Чуковский "Айболит")

3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")

4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")

6) Право на труд

4. Подведение итогов:

подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )

Мария Зубарева

Конспект проведения НОД в области «познание»

с детьми старшего дошкольного возраста

«Права ребёнка » .

Подготовила и провела : Зубарева М. А

Задачи : Познакомить детей с их правами . Воспитывать уважение к членам семьи.

Материал : Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя)

Ход : Педагог - здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать как им позвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям.? Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Педагог - каждый ребёнок имеет право на имя , фамилию и отчество!

Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру : «Назови друг друга ласково» (вы будете передавать друг другу мячик и называть ласково имя того человека, которому отдаёте мяч)

Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок , который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Педагог – вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок ? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью ! Что такое семья? Это мама. Папа….семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку» (Воспитатели показывают представление по стихотворению)

Вечер по лесу плывёт, Заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт Принесла ему цветок :

Бурая медведица : - вот тебе цветочек,

На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -

Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок : мама песенку поёт,

Вот тебе грибочек, мишка угощается :

баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,

Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!


Педагог - скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать!

Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку?

Ответы детей

Педагог - мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя , фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью !

А ещё имеет право на охрану здоровья ! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? Ответы детей

Педагог - и так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо , влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой Раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Педагог – устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята, у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? Ответы детей!

Можно поиграть в игру «запретное движение»

Послушайте стихотворение «мои права » !

У ребёнка право есть , кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить , на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав ! Разве я, друзья, не прав ?

Педагог - Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? О каких правах мы с вами говорили ?

Ребёнок имеет право на имя , фамилию!

Ребёнок имеет право на семью !

Ребёнок имеет право на охрану здоровья !

Ребёнок имеет право на игру !

Молодцы ребята! Нарисуйте то право , которое вам больше всего понравилось и запомнилось!



Дети выполняют задание, затем рассказывают, что они нарисовали. Работы детей отправляются на выставку !

, Классное руководство

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы :

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Ход беседы

    Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель: Послушайте стихотворение:

    Лишь появится ребенок
    И дышать начнет едва
    У него уже с пеленок
    Появляются права.

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    - Конвенция о правах детей

    (Воспитатель:

    1. А у вас есть имя?

    Воспитатель:

    Имя нам дает отраду
    Дарит счастье и удачу.
    От того узнать бы надо,
    Что же имя ваше значит?

    Аня - благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан - щедрая; Даша - сильная, побеждающая; Илья - сила Божья; и т.д.

    Воспитатель: Молодцы, ребята!

    Воспитатель:

    согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете - маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

    В жизни совсем не важно - большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

  • Не огорчать своих родителей.
  • Надо быть всегда вежливыми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности".»

Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:

« Мои права и обязанности»

Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.

Задачи.

    Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.

    Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

    Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.

    Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Ход беседы

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?

- Конвенция о правах детей

(Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

1. А у вас есть имя?

2. Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?

4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?

(Дети называют значение своего имени)

Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.

Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).

Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.

До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди

согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.

(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).

У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

    Надо слушаться своих родителей.

    Надо помогать своим родителям.

    Не огорчать своих родителей.

    Надо быть всегда вежливыми.

    Если нарушил правило, надо попросить прощение.