Право собственности на недра. Участки недр федерального значения. Право собственности и суверенные права российской федерации на недра Права собственности и иные права на недра

Институт собственности на недра и ресурсы недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права - государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не только гражданско-правовой характер.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2010) "О недрах" // Российская газета. - 15.03.1995. - № 52. - Ст. 1.2. Статус объектов федеральной собственности приобретают участки недр (часть государственного фонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ; обеспечение её суверенитета, выполнения международных обязательств РФ. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.

От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие) См.: Данилова Н.В. Право государственной собственности на недра: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: Тюмень. - 2003 - С. 98.

Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ "О недрах").

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.

(Дудиков М. В.) («Юрист», 2007, N 1)

СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. В. ДУДИКОВ

Дудиков М. В., кандидат юридических наук, заместитель директора по правовым вопросам АНО «Аудит недропользования и консалтинг».

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иной форме собственности. При этом, указывая правовой режим оборотоспособности природных ресурсов, нормы п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Устанавливая такие правовые нормы, законодатель исходил из того, что отнесение участков недр исключительно к государственной собственности обосновано соображениями государственной и общественной безопасности, а также охраны экономических интересов государства. Необходимо также помнить, что пользование недрами связано с повышенным экологическим воздействием на окружающую природную среду, повышенной угрозой безопасности для людей, а также исчерпаемостью, невозобновляемостью ресурсов недр, изменчивостью их параметрических характеристик в результате техногенного воздействия (исключением в отдельных редких случаях могут быть только подземные воды для непитьевого водоснабжения). При этом добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. По-видимому, ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» содержит специальные нормы, на которые ссылается п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 1.2 этого Закона заложен один из принципов правового регулирования отношений собственности на недра. Следовательно, целесообразно предположить, что это политика и идеология государства. Кроме законодательства Российской Федерации о недрах нормой ст. 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях пользования недрами, а также исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей. Аналогичная норма указана в ст. 5 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В свете приведенных норм необходимо рассмотреть понятие государства, которое упомянуто в перечисленных законах. В основном в литературе указано на государство как на организацию публичной власти <1>, которая, как известно, осуществляется посредством функционирования системы органов, установленных законодательством Российской Федерации. ——————————— <1> Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. М., 2000. С. 77; Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993. С. 28; Юридическая энциклопедия. М., 2006. С. 210 и т. д.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Соответственно, реализация правомочий собственника осуществляется государственными органами. Целесообразно обратить внимание на то, что, как отмечено в научной литературе, термины «публичная собственность» и «государственная собственность» «не синонимы, и стоящее за первым термином понятие шире, чем стоящее за вторым» <2>. ——————————— <2> Андреева Г. Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности.

Недра как объект регулирования отношений собственности имеют в первую очередь публичное значение. Это обусловлено тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и оборонную безопасность. В подтверждение сказанного имеет смысл привести мнение одного из ученых. А именно — «с юридической точки зрения публичный интерес характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности» <3>. ——————————— <3> Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов.

Отсутствие законодательного разделения правового режима государственной и публичной собственности может привести к коллизиям в процессе оборота общественно значимого имущества, а также к запутанным ситуациям в процессе законотворческой деятельности. В настоящее время уже имеются предложения внести поправки в законодательство Российской Федерации о недрах, предусматривающие частную собственность на участки недр. Такое положение может привести не только к ущемлению интересов общества, но и к нерациональному использованию невозобновляемых, социально значимых ресурсов недр, а также к другим непредсказуемым последствиям. Целесообразно также обратить внимание на отмеченную в научных работах в отношении собственности на недра «нечеткость позиции», которая «приводит к постоянному смешению… административных функций «ведения», «управления» с гражданско-правовыми правомочиями «владения, пользования и распоряжения» <4>. ——————————— <4> Клюкин Б. Д. Многообразие форм собственности на природные объекты.

Более того, в научной литературе также указывалось, что «за последние годы отношение к государственной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности. Государственное имущество стали признавать «ничейным» и бесполезным…» <5>. ——————————— <5> Котелевская И. В. Государственная собственность: юридические режимы и управление.

На основании п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению многих ученых, «природные ресурсы квалифицируются… как среда обитания народов, проживающих на соответствующих территориях, но отнюдь не как объекты собственности именно этих народов» <6>. Действительно, ресурсы недр далеко не во всех случаях могут быть объектом собственности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем не менее если учесть то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет прямое действие, то участки недр как природные ресурсы, а также ресурсы таких участков, включая полезные ископаемые, могут быть истолкованы как правомочие пользования ими только для народов, проживающих на соответствующей территории. В настоящее время уже имеются прецеденты, когда Конституционному Суду Российской Федерации приходилось давать соответствующие пояснения, о которых будет сказано ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О). ——————————— <6> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994. С. 93.

Более конкретизирована роль народа как субъекта правоотношений в нормах Закона Российской Федерации «О недрах». В соответствии с ч. 2 ст. 2 этого Закона владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Частью 1 ст. 35 этого Закона определено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. При этом в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует такой субъект права, как народ, а также такой объект права, как публичная собственность. Следует отметить справедливость высказывания о том, что «в СМИ отмечаются разрыв между провозглашением недр публичным достоянием и реализацией этой декларации, недостаточное использование публичных средств воздействия на недропользователей в целях обеспечения прав других граждан РФ» <7>. ——————————— <7> Боголюбов С. А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан.

Такое положение сложилось из-за того, что в законодательстве Российской Федерации о недрах отсутствует определение основных принципов, указывающих на приоритетные направления правового регулирования отношений по рациональному использованию и охране недр. Имеются и другие недостатки правового регулирования отношений собственности на недра. Например, не совсем удачна конструкция нормы ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающей, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любых формах собственности. Непонятно, с какого момента ресурсы недр переходят в собственность. Проблема обусловлена тем, что согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть собственник получаемого ресурса недр при пользовании недрами несет ответственность за загрязнение окружающей среды по причине потерь в результате добычи полезного ископаемого, за деформационные процессы на прилегающих к используемому участку недр территориях из-за антропогенного воздействия на систему массива участка недр и т. д. Преамбулой Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. На основании ч. 2 ст. 2 упомянутого Закона государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. При этом ст. 7 этого Закона посвящена критериям, которые позволяют определить статус участка недр (геологический или горный отвод). Однако в приведенных нормах отсутствует определение границ объекта регулирования. То есть непонятно, где заканчивается такой объект регулирования законодательством о недрах, как участок недр, в случае выхода месторождения полезного ископаемого на поверхность. Например, россыпное золото. Или где заканчиваются границы участка недр при строительстве котлована глубиной более 5 метров при возведении крупного объекта. Как было упомянуто ранее, ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любой, в том числе в частной и в иных, форме собственности. Нормами ст. 1.2 законодатель разделил собственность на недра и собственность на ресурсы недр. Однако образовавшиеся после добычи полезного ископаемого полости в структуре массива участка недр также является определенным ресурсом. При этом такой ресурс может принести как пользу, если, например, применить его как хранилище, так и необратимые негативные последствия вследствие его обрушения из-за отсутствия мониторинговых и соответствующих инженерных мероприятий. Требуется уточнение правового регулирования принадлежности карьеров, которые являются результатом разработки месторождения полезного ископаемого открытым способом. С одной стороны, это объект недвижимости, тогда это чья-то собственность. С другой стороны, кому эта собственность принадлежит. В условиях пользования недрами, которые устанавливаются в лицензионных соглашениях, принадлежность карьеров, как правило, не прописывается. Преамбула Закона Российской Федерации «О недрах» указывает на то, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Пункт 3 ст. 6 Закона определяет использование этих отходов как один из видов пользования недрами. Частью 4 ст. 11 установлено, что лицензия удостоверяет право использования таких отходов. В то же время в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22 пользователь недр имеет право использовать эти отходы. Более того, согласно п. 3 ст. 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. В свете приведенных норм остается открытым вопрос принадлежности отвалов и других отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В органы управления государственным фондом недр неоднократно обращались пользователи участками недр, у которых закончился срок действия лицензии. В то же время при наличии лицензии, предоставленной на срок отработки месторождения, не урегулировано решение проблемы неиспользования таких отходов. Действительно, с одной стороны, согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии. С другой стороны, при прекращении действия лицензии он уже не недропользователь, и, следовательно, на основании ч. 3 ст. 12 этого Закона, являясь собственником таких отвалов, он не вправе их использовать. Следует отметить справедливость мнения, высказанного в научной литературе, о том, что «причины возникновения… проблемы во многом могут быть объяснены отсутствием механизма определения правового режима отходов производства (к примеру, старых отвалов горного производства) в качестве особых объектов права» <8>. ——————————— <8> Новикова Е. В. О проблемах распределения экологических обязательств между природопользователями // Экологическое право. 2003. N 2. С. 3.

Остается также открытым вопрос, как рассматривать упомянутые отходы. С одной стороны, если это твердые компоненты, то при определенных обстоятельствах их можно рассматривать как движимое имущество. В случае присутствия жидкой составляющей, а также при наличии структурной связи с основанием отвала это будет являться объектом недвижимости. Во втором случае необходимо решение проблемы государственной регистрации такого объекта с определением бремени и ответственности его содержания. Законодательством также не установлен момент перехода собственности на упомянутые отходы и отвалы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

1. Недра, а также ресурсы недр Российской Федерации являются непроизводственным объектом отношений, не имеющим вложенной стоимости. Исторически сложилась ситуация, при которой недра принадлежат всем гражданам. Следовательно, необходимо законодательное закрепление принципа публичной собственности на недра. В России уже имеется опыт юридико-технической формулировки такого принципа. Например, ч. 4 п. 3.1 упомянутого выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и ч. 5 п. 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О отмечено, что «лесной фонд… представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». Конституционный Суд при этом указал, что «сходные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов». Целесообразно также обратить внимание на предыдущий опыт декларации правового регулирования собственности на недра. Статьей 6 Конституции СССР 1936 г. было установлено, что «недра… являются… всенародным достоянием». Такие же положения были изложены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975 г. (ст. 3) и в Кодексе РСФСР о недрах (ст. 3). По-видимому, статус недр как «всенародное достояние» практически выводил их из гражданского оборота. По мнению одного из ведущих ученых, «смысл общественного достояния в том, чтобы обеспечить особые условия защиты и сохранности наиболее ценных и необходимых обществу природных и иных ресурсов, поставить их на службу обществу, предоставить при этом всем членам общества равные возможности пользоваться достоянием и непосредственно присваивать его плоды. Без такого участия… происходит, как показывает исторический опыт, огосударствление достояния и его отчуждение от общества» <9>. В случае если государство будет управлять объектами общественного достояния, «оно обязано подчинять свои действия общественному интересу» <10>. ——————————— <9> Сосна С. А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 59. <10> Сосна С. А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 61.

При этом соответствующие принципы должны быть заложены не только в конституционную отрасль права, но и в межотраслевые нормы. Например, административное и гражданское. Определяя предмет регулирования — участки недр как всенародное достояние, необходимо определить соответствующий особый правовой режим, который ориентирован на определенный метод юридического регулирования. Установка такого правового режима позволит ограничить государство как собственника. Особенно это актуально в случае выполнения обязательства из оснований, предусмотренных ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с нормами п. 1 этой статьи гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Не вдаваясь в подробный анализ перечисленных оснований возникновения прав и обязанностей, очевидно, что для каждого из них объектом могут быть участки недр. Целесообразно также обратить внимание на то, что перечень оснований, по своей правовой конструкции, является открытым. Пунктами 1 и 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени государства могут выступать органы государственной власти (п. 1), а от имени этих органов — органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3). При этом п. 2 и 3 ст. 214 этого Кодекса определено, что недра являются государственной собственностью, и от имени государства права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому ограничение государства как собственника позволит исключить субъективизм в принятии решений при выполнении указанных в нормах ст. 8 Гражданского кодекса обязательств государства. Следует подчеркнуть справедливость указанной в научной литературе презумпции использования ресурсов недр при «условии, если доход, создаваемый этим богатством, делится поровну между всеми гражданами страны» <11>. ——————————— <11> Клюкин Б. Д. О совершенствовании права собственности на недра. Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе. Научные труды кафедры горного права. Вып. 1. М., 2001. С. 22.

2. Необходимо законодательное закрепление механизма перехода права собственности на природные ресурсы. Следует отметить правильность высказывания о том, что такой механизм будет состоять из системы элементов, структура каждого из которых будет зависеть от вида ресурса недр <12> (более подробно там же). ——————————— <12> Певзнер М. Е. Горное право. М., 2001. С. 83 — 85.

Кроме этого, целесообразно рассмотреть возможность обращения к прошлому опыту регулирования перехода права собственности на ресурсы недр к недропользователю. В первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», п. 6 ст. 12, было предусмотрено соглашение о долевом распределении согласованного уровня добычи минерального сырья по взаимной договоренности между государством и недропользователем. 3. Остающиеся после разработки месторождений полезного ископаемого открытым способом карьеры должны принадлежать бывшему пользователю недр до тех пор, пока он в состоянии выполнять обязанности по его содержанию (платежи за пользование землей, обеспечение функционирования систем безопасности, обеспечение экологических требований и т. д.). Очевидно, что основная нагрузка здесь будет принадлежать контрольно-надзорным органам. В противном случае эта собственность должна перейти государству. Аналогичное решение проблемы с принадлежностью отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств также должно быть отражено в законодательстве Российской Федерации. То есть независимо от того, закончился ли срок действия лицензии на пользование недрами, бремя содержания таких отходов необходимо возложить на пользователя недрами. В случае его несостоятельности такие отходы должны перейти государству. При этом в зависимости от возможности перемещения этих отходов они могут иметь статус как движимого, так и недвижимого имущества с соответствующими правовыми последствиями. Однако во втором случае, при переходе права собственности на такие отходы государству, могут возникнуть коллизии, которые обусловлены отнесением их к объекту регулирования как недвижимости, расположенной на земельном участке, или как к участку недр. По-видимому, презумпция такого регулирования, с учетом упомянутой выше значимости объекта, должна сохраняться за законодательством Российской Федерации о недрах. Переработка отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, в случае принадлежности таких отходов государству, должна осуществляться на основании как лицензий на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и лицензий на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, предусмотренных п. 3 ст. 6 и ч. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах». В случае если владелец лицензии на пользование участком недр будет осуществлять переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в неполном объеме, на основании решения уполномоченных органов переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им соответствующих лицензий. В случае если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии на пользование участка недр должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц. 4. При определении объекта регулирования нормами законодательства Российской Федерации о недрах следует в преамбуле закрепить положение о том, что недрами является часть земной коры, не только расположенной ниже почвенного слоя, но и выходы на поверхность залежей полезного ископаемого. В случае строительства фундамента глубокого заложения вопросы недропользования должны решаться в зависимости от значимости и степени опасности объекта правового регулирования. Учитывая значимость участков недр для государства, юридический приоритет должен быть таким, чтобы презумпция недропользования превалировала. То есть имеет смысл рассматривать основания под такие фундаменты как один из видов недропользования, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах». Правовые предпосылки в земельном законодательстве имеются. В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах. Следовательно, остается только предусмотреть соответствующую норму в Законе Российской Федерации «О недрах».

——————————————————————

Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью. Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.

От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие).

Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ «О недрах»).Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.

Законодательство о недрах

Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов. Основополагающим кодифицированным актом в системе законодательства о недрах является Закон РФ «О недрах» (в редакции 1995 г.).

К числу важнейших актов относятся: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.

Специфические отношения, связанные с захоронением токсичных веществ и радиоактивных отходов, регламентируются федеральными законами «Об использовании атомной энергии» 1995 г., «Об отходах производства и потребления» 1998 г., «О радиационной безопасности населения» 1995 г. и др.

Важное место в сфере правового регулирования горных отношений занимают Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132, Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные нормативные акты.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране недр, содержатся также в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», законах о правовом режиме природных ресурсов (Земельном, Водном, Лесном кодексах и др.), а также в административном, гражданском, уголовном и других отраслях законодательства.

Координирование отношений по недропользованию происходит через право собственности на них. Право государственной собственности включает три составляющих: владение, пользование и распоряжение.

Определение 1

Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже слоя почвы, а если почва отсутствует, то ниже земной поверхности и дна водоемов до глубины, доступной для геологического изучения и освоения.

Замечание 1

Право собственности на недра на территории РФ, включая недра, находящиеся под землей, ресурсы в виде органических и минеральных образований, содержащиеся в недрах, энергетические ресурсы, принадлежит государству. Участки недропользования не могут продаваться, покупаться, дариться, наследоваться, отчуждаться, кроме случаев, которые предусмотрены Законом РФ «О недрах».

Органические и минеральные образования, добытые из недр, могут находиться в собственности государства, субъектов РФ, муниципалитетов, частных лиц на основании выданной государственной лицензии.

Замечание 2

После добычи полезные ископаемые уже не являются объектом природопользования, а становятся товарно-материальными ценностями.

Регулирование отношений по использованию недр в РФ

Замечание 3

Правовое регламентирование недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами. Полномочия в сфере управления собственностью на недра и недропользование четко разграничены между РФ и субъектами.

Права муниципалитетов в области использования подземного пространства городов и сел, права владения, распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, такими как песок, глина, гравий, торф, значительно расширены. Поэтому органы местного самоуправления являются важным звеном в правовом регулировании. Местные органы – участники использования и охраны недр, субъекты управления с публичной собственностью на них.

Вышеперечисленные органы осуществляют государственное регламентирование и координирование сферы горных отношений, связанных с геологическим исследованием и охранной деятельностью территории России и ее континентального шельфа, с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств.

Вывод 1

В РФ узаконена исключительная собственность государства на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и другие природные ресурсы.

Развитие права собственности на недра

В России институт права собственности на недра и ресурсы недр развивался довольно интересно. Петром I были провозглашены принципы горной регалии и горной свободы. В 1782 г. они отменяются императрицей Екатериной II. Ресурсы рассматривались как общее достояние, и государство регулировало их освоение, включая и частные земли.

Пример 1

Например, статья 28 Устава Горного говорила о том, что министр торговли и промышленности должен наблюдать за обработкой рудных и минеральных запасов на частных землях. Еще более жестко контролировались недра на казачьих землях и других, территориях, переданных в общественное пользование. Все благородные металлы и минералы, которые добывались на этих землях, передавались в государственную казну. Уже в те времена государство пыталось регулировать добычу и использование природных ресурсов.

Первые советские акты в этой области не несли серьезной правовой нагрузки, законодатель ограничивался определениями типа «достояние народа», «собственность на недра отменяется» и пр. И только в Конституции 1936 года было определено, что земля, ее недра являются государственной собственностью, т.е. общенародным достоянием. Конституция отнесла пользование недрами к ведению СССР, союзные республики могли распоряжаться в своих пределах единым государственным фондом недр. В 1977 году природные ресурсы были возведены в ранг исключительной собственности государства. После распада СССР формула права собственности принципиально изменилась.

Сегодня значим допуск зарубежных компаний к владению, использованию и распоряжению российскими недрами. Особенно это касается крупных месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для страны. В большинстве мировых экономик строго регулируется доля зарубежных инвестиций в освоении месторождений.

Минеральные и другие ресурсы не возобновляются, они исчерпываются. Государство стремится обеспечить ресурсами будущие поколения путем разработки перспективных месторождений, контролируя эти объекты.

Участки недр, относящиеся к федерально-значимым

Замечание 4

Статус недр федерального значения определяется на основе решения федеральных органов и органов субъектов РФ.

Для того, чтобы удовлетворить потребности России в ресурсах, которые обеспечивают ее независимость и безопасность, определяются участки федеральных недр. Часть месторождений включена в федеральный фонд месторождений, находящихся в резерве. К участкам федеральных недр относятся:

  • месторождения урана, алмазов, никеля, кобальта, платины;
  • нефть, газ, золото, медь.

В 2008 году был принят ФЗ, где устанавливаются критерии, по которым иностранные инвесторы имеют ограниченный доступ к пользованию федеральными участками недр.

На основе международного права приняты меры, которые обеспечивают независимость российского топливно-энергетического комплекса от вмешательства без оснований.

Правительство РФ ведет работу по регулированию собственностью России на недра, кроме федеральных законов, действующих в этой области, приняты постановления Правительства РФ, регламентирующие данные отношения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мировая практика в вопросах собственности на недра выработала следующие подходы:

1. Принцип акцессии, когда недра принадлежат собственнику поверхности земли и он распоряжается ими по своему усмотрению.

2. Доменная система – недра принадлежат верховной государственной власти, распоряжающейся недрами как частный собственник.

3. Принцип горной регалии – недра принадлежат верховной государственной власти, уступающей свои права пользования ими частным лицам за определенное вознаграждение.

4. Принцип горной свободы – недра никому не принадлежат и каждый может добывать из них полезные ископаемые.

Принцип акцессии был выдвинут еще древним римским правом и позднее воспринят английским правом. Согласно доменной системе права собственности на недра и на землю разделены. Позднее доменный принцип трансформировался в принцип горной регалии и горной свободы.

В континентальной Европе с конца 14 века победил принцип горной регалии.

В англосаксонской системе собственником недр признается собственник земельного участка (Великобритания, США).

В странах бывшей колониальной зависимости законодательство о недрах формировалось под влиянием метрополий, в результате чего в Латинской Америки, некоторых странах Африки и Азии сложился принцип континентальной Европы, в Австрии и других странах Азии и Африки – англосаксонский принцип.

В России в течение длительного времени наблюдалось сочетание принципа горной свободы и принципа акцессии. Но начиная с Декрета о земле недра стали находиться в исключительной государственной собственности.

Действующий закон «О недрах» не достаточно четко урегулировал вопрос о собственности. В соответствии со ст. 1.2 недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведение РФ и субъектов РФ. Из этого положения некоторые авторы делают вывод, что недра находятся как в собственности федерации, так и в собственности субъектов РФ.

И более того, поскольку право собственности на недра осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, следовательно, государственная собственность на недра является общей собственностью РФ и субъектов РФ и имеет режим совместной собственности, урегулированный ст.ст. 244, 253 ГК РФ. 3 Трудно согласиться с таким выводом. Дело в том, что ст. 72 Конституции РФ, в которой говорится о совместном ведение РФ и субъектов РФ в области недропользования и на которой основаны положения ст. 1.2 Закона «О недрах», никакого отношения к решению вопроса собственности не имеет. Положения этой статьи означают, что в совместном ведение находится законодательное регулирование недропользования и больше ничего. Собственность на недра является федеральной, а реализация конституционного принципа совместного ведения долгое время находила выражение в принципе «двух ключей», т. е. через участие субъектов РФ в принятии решений об условиях пользования участками недр.



На сегодняшний день принцип «двух ключей» претерпел изменения.

Раньше ст. 1.1 Закона «О недрах» устанавливала, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования должно основываться на Конституции и соглашениях между ними. Теперь ст. 1.1 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. То есть наблюдается общая тенденция к централизации власти. Федеральная власть больше не желает идти на то, чтобы власти субъектов РФ согласовывали установление особых условий правового регулирования вопросов недропользования на подведомственных им территориях. Эта общая тенденция проявляется в следующем:

1. Раньше полномочие по выдаче лицензии на пользование недрами относилось к совместному ведению и осуществлялось путем двойного согласования (совместное решение федерации и субъектов федерации). Теперь это заменено централизованной системой – решение о представление недр в пользование на сухопутной территории принимается специальной лицензионной комиссией, доминирующую роль в которой играют представители федеральных органов.

2. Теперь власти субъектов РФ больше не принимают участия совместно с федеральными органами в подготовке перечней участков недр, права пользования которыми могут быть предоставлены на условиях СРП, как это было раньше в соответствии со ст. 4.7

3. И что самое главное – в соответствии со ст. 4.8 власти субъектов РФ потеряли свои полномочия определять условия и порядок недропользования. Теперь в соответствии со ст. 4.13 их роль сводится к участию в определении условий.

4. Также статьей 16 вводятся новые ограничения для субъектов РФ в отношении подготовки перечня участков недр, предоставляемых в пользование.

Теперь федеральный орган готовит и утверждает перечни участков, предоставляемых в пользование, а также условия их предоставления и условия недропользования по каждому участку, лицензионные программы, а власти субъектов РФ могут лишь направлять в МПР РФ предложения по формированию лицензионных программ, условиям проведения конкурса или аукциона.

Эти поправки ведут к формированию лицензионной системы, основанной на программах, а не на заявках (как ранее) – т. е. права на недропользование предоставляются через участие в конкурсе или аукционе не на основе заявок, поданных конкретными компаниями, а в соответствии с государственной лицензионной программой. И хотя у субъектов сохраняется право подавать предложения по формированию таких программ, окончательное утверждение их и реализация находятся в ведении федерации.

Особо следует остановиться на вопросе собственности на недра континентального шельфа за пределами территориального моря.

Дело в том, что собственность государства распространяется лишь до внешней границы территориального моря (государственной границы), а за ее пределами Россия, как и любое прибрежное государство, обладает суверенными правами в целях разведки и разработки ресурсов континентального шельфа. Эти права носят исключительный характер, т. е. если Россия сама не проводит разведку и разработку континентального шельфа, то все равно никто другой не может этого делать без ее согласия.

И хотя недра континентального шельфа входят в состав государственного фонда недр, в отношении этой части недр Россия правом собственности не обладает, а только суверенными правами, что проистекает из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. 4

В пределах этих суверенных прав РФ вправе издавать нормативные акты, регулировать порядок деятельности в данном районе.

На сегодняшний день фактически единственным серьезным резервом углеводородов является континентальный шельф. Но его геолого-географическое изучение остается очень низким. По приблизительным подсчетам на его региональное геологическое изучение с 2006 по 2010 года потребуется 7 млрд рублей, а на период с 2011 по 2020 – 27 млрд рублей. По всей видимости, для изучения и освоения шельфа потребуется привлечение частного, в том числе иностранного, капитала, а это, в свою очередь, потребует серьезного изменения действующего законодательства, чтобы создать определенные гарантии для инвесторов.

Действующий закон о недрах до сих пор не объявил недра имуществом. Тем не менее, в литературе этот вопрос иногда освещается иначе. Например, Красов считает, что закон подразделяет все недра на 2 категории: используемые и неиспользуемые. 5 Применительно к используемым применяется термин «участки недр», а к неиспользуемым – «часть недр» (государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа – п. 1 ст. 2 закона). Для того, чтобы часть недр стала участком недр, она должна быть индивидуализирована, т. е. предоставлена в пользование в установленном порядке путем оформления горного отвода. Из этого делается вывод, что законодатель признает используемые участки недр имуществом. То есть получается, что главным критерием признания недр в качестве недвижимого имущества является факт предоставления их в пользование, с чем трудно согласиться.

Закон о недрах исключает недра из сферы гражданского оборота и запрещает совершение сделок с участками недр. Такие сделки признаются недействительными. В соответствии с п. 2 ст. 1.2 участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога. Закон допускает лишь ограниченную возможность перехода права пользования недрами в случае переоформления лицензии при реорганизации юридического лица (ст. 17.1).

Ч. 3 ст. 1.2 регулирует вопросы права собственности на добытое из недр сырье. Извлеченные из недр, изъятые из природной сферы полезные ископаемые перестают быть объектом правового регулирования законодательства о недрах. Меняется их правовой режим. Они становятся объектами правового регулирования гражданского законодательства. В этом случае они могут находиться как в частной, так и в публичной собственности. На сегодняшний день вопрос о праве собственности на такое сырье решается в лицензии.

Действующий закон исходит из того, что в момент фактической добычи происходит трансформация понятия «полезное ископаемое» в «добытое сырье».

Но следовало бы конкретизировать понятия «добытое сырье» и «полезное ископаемое, извлеченное из недр» с учетом технологических особенностей процесса добычи конкретных видов минерального сырья и установить четкие критерии трансформации извлеченного сырья в добытое. Это важно с точки зрения налогообложения.

В некоторых случаях, указанных в законе, добытое сырье может находиться только в собственности государства. Например, в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» ядерные материалы и РАО могут быть только в федеральной собственности. Следовательно, добытое РА сырье всегда будет только в федеральной собственности.

Собственником незаконно добытого сырья является РФ.

Проект нового закона о недрах исходит из того, что добытое сырье всегда будет в собственности недропользователя. А на стратегические виды сырья РФ обладает приоритетным правом его приобретения.

Виды пользования недрами.

1. Региональное геологическое изучение - включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

Региональное геологическое изучение недр производится без существенного нарушения ценности недр. Такие пользователи освобождаются от платежей, получение лицензии не требуется. Эти работы проводятся на основе регистрации в территориальных геологических фондах

2. Геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождения. Таким пользователям выдается поисковая лицензия.

15 марта 2005 года приказом МПР № 61 был утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения. 6

Поисковая лицензия выдается на основе заявок, подаваемых в федеральное агентство по недропользованию. Геологическое изучение может осуществляться за счет государственных средств в отношении участков, включенных в программы геологического изучения недр, утвержденных МПР РФ или за счет собственных средств недропользователя в отношении участков, включенных в перечень объектов предлагаемых для представления в пользование, утвержденных МПР и официально опубликованных в официальных изданиях Правительства РФ.

Право недропользователя в данном случае возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти субъекта РФ и представители МПР РФ.

Если подана одна заявка, то она передается Федеральным агентством по недропользованию в Комиссию и та принимает решение. Если заявок две и более, то агентство проводит аукцион.

Основным результатом геологического изучения является получение геологической информации о геологическом строение недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки.

Самое важное здесь – зафиксировать факт открытия месторождения полезного ископаемого.

11 ноября 2004 года Приказом МПР РФ №689 была утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождения полезного ископаемого. 7

Установление факта открытия осуществляется Федеральным агентством по недропользованию на основе заявки, подаваемой лицом, открывшим месторождение, в Федеральное агентство по недропользованию.

Заявка должна быть подана не позднее 1 месяца со дня подписания заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающей промышленную значимость месторождения.

Если заявитель намерен разрабатывать открытое месторождение, он должен указать это в заявке.

Факт открытия подтверждается свидетельством о факте открытия.

3. Разведка и добыча полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки.

После установления факта открытия месторождения и получения свидетельства об установлении факта открытия должно быть принято решение о предоставлении права пользования недрами. Здесь действует Приказ МПР РФ от 24 января 2005 года № 23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения» 8 и Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 873 «Об утверждении Положения о возмещении расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за свой счет». 9

Заявление подается не позднее трех месяцев с даты установления факта открытия месторождения в Федеральное агентство по недропользованию. Заявитель должен представить предложение по условиям пользования недрами, они рассматриваются в федеральном агентстве и если они признаются соответствующими требованиям, то готовится проект условий пользования недрами, который подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, а потом направляется в комиссию для принятия решения.

В случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, произведенного за счет государственных средств, при предоставлении участка недр для разведки и разработки недропользователь возмещает расходы государства на поиск и оценку тех видов полезных ископаемых, право разведки и добычи которых ему предоставляется.

До подачи заявки на получение права недропользования в целях разведки и добычи в Федеральное агентство недропользователь должен перечислить рассчитанную и утвержденную сумму на соответствующий счет.

Если принимается решение о предоставлении, то эти средства перечисляются в федеральный бюджет. Если в предоставлении отказано, то в течение 10 дней с даты отказа эти средства возвращаются недропользователю.

В России нет такого вида недропользования как геолоразведка.

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождения отдельно не предоставляется, право разведки предоставляется в лицензии на добычу.

4. Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В действующем законе этот вид недропользования не раскрывается и не совсем ясно, что к нему относится. По всей видимости сюда следует отнести строительство и эксплуатацию нефте-, газохранилищ, метрополитен, захоронение отходов. А вот прокладка под землей линейно-кабельных сооружений вряд ли может быть отнесена к этому виду недропользования.

5. Образование особо охраняемых геологических объектов.

6. Сбор геологических коллекционных материалов.

На сегодняшний день захоронения отходов как самостоятельный вид недропользования не выделяется. Лицензирование размещения отходов осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензирование отдельных видов деятельности». 10

Помимо вышеперечисленных специальных видов недропользования принято выделять общее недропользование. В соответствии со ст.19 Закона о недрах собственники, владельцы земельного участка имеют право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд без проведения взрывных работ на глубину до 5 м, а также сооружать колодцы до первого водоносного горизонта. Субъектами этого вида недропользования традиционно считались физические лица.

Сроки недропользования устанавливаются в зависимости от вида недропользования: для геологического изучения – до 5 лет, для добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения, который исчисляется исходя из ТЭО, для добычи подземных вод – 25 лет, добыча полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного пользования – до 1 года.

Краткосрочное недропользование может возникнуть в случае досрочного прекращения пользования недрами, если в интересах рационального использования нецелесообразно приостановление, органы, досрочно прекратившие недропользование, могут предоставить право краткосрочного пользования оператору (юридическому лицу) с оформлением соответствующей лицензии.

Между пользователем, право которого прекращено, и и новым пользователем может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для недропользования.

В соответствии с приказом МПР РФ от 24.01.05 № 22, которым был утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение краткосрочного (до 1 года) права пользования участком недр, решение принимается федеральным агентством по недропользованию на основе заявки и ничего не сказано, как принимать решение, если подано более одной заявки. 11

Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, создания ООПТ срок недропользования не ограничен. Не ограничен срок также для захоронения отходов, о чем прямо говорится в законе о недрах, хотя среди видов недропользования такой вид как захоронение отходов не назван.

В случае необходимости завершения работ срок может быть продлен. Срок обязательно включается в содержание лицензии и все условия лицензии сохраняют силу в течение этого срока.

Для добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и образования особо охраняемых геологических объектов участки недр предоставляются в виде горного отвода. При определении границ горного отвода должны учитываться в первую очередь пространственные контуры месторождения. С точки зрения рационального недропользования дробить месторождение нельзя, тем не менее довольно часто одно месторождение предоставляется различным недропользователям, которым рекомендуется заключить соглашение между собой.

Если в процессе работ выясняется, что месторождение выходит за границы горного отвода, указанного в лицензии, или же что оно наоборот меньше, то по заявке владельца лицензии участок недр может быть увеличен или уменьшен, в связи с чем осуществляется перерасчет платежей.

Лицензия на добычу дает право на разведку и разработку полезных ископаемых. Разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиск, разведка, добыча).

В пределах горного отвода только его пользователь имеет исключительное право осуществлять недропользование и любая деятельность там может осуществляться только с согласия пользователя.

Для геологического изучения предоставляется геологический отвод. В его границах могут проводить работы одновременно несколько пользователей.

Пользователями недр - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пока что пользователями недр могут быть иностранные граждане и юридические лица, если федеральными законами не установлено иное. Например, добыча РА сырья и захоронение РА отходов может осуществляться только юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции - юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Основание получения права пользования недрами.

Закон о недрах установил единый перечень оснований недропользования, который является исчерпывающим и не может быть расширен иными НПА. Для приобретения права недропользования необходимо принятие административного акта уполномоченного органа, на основании которого выдается лицензия.

Ст. 10.1 называет следующие основания возникновения права недропользования:

1. решение Правительства РФ,

2. решение федерального агентства по недропользованию,

3. решение комиссии,

4. решение конкурсной или аукционной комиссии,

5. решение органа государственной власти субъекта РФ,

6. переход права недропользования,

Решение Правительства Российской Федерации, принимается:

  • по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Решение федерального органа управления государственным фондом недр - для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа - для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.

Решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

  • в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
  • для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов.
  • для образования особо охраняемых геологических объектов;

Решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр - для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом - для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.

Вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

На практике решение принимается не аукционной комиссией, а федеральным агентством по недропользованию. Это соответствует Положению о федеральном агентстве по недропользованию, 12 но не соответствует Закону о недрах. На практике эти комиссии только фиксируют результаты аукциона.

Формально субъект РФ исключен из процесса предоставления, но на практике они продолжают играть ключевую роль в проведении аукционов и конкурсов, т.к. именно они обладают опытом, необходимым для подготовки документации. Для определения условий аукциона необходимо провести оконтуривание соответствующего блока недр, а эта задача выполняется на уровне субъекта. Теперь субъект РФ имеет право только на определенную часть доходов.