Правовое государство: понятие, признаки и элементы. Конспект лекции: Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон. В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс. Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство. Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.



2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено» -и наоборот. «Все, что не дозволено власти, ей запрещено». Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию конституционно-правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. В нашей стране такую функцию выполняет Конституционный суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы ученых относительно правовой государственности.

По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя.

В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется . Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве нрава над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели.

Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится на стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

В рассматриваемом плане отметим следующее: правовое государство, несмотря на качественные особенности и более цивилизованный уровень, по ряду показателей остается государством в обычном понимании, т.е. государством в подлинном смысле слова, организацией публичной власти.

Имеется в виду то, что такое государство обладает территорией, публичной властью, выступает как официальный представитель нс только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества, обладает монополией на правотворчество, взимание налогов с граждан, организаций и др.

Правовое государство, как и любое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны, а также в самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление правового государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся:

  • – осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии;
  • – организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;
  • – правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти;
  • – верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • – режим демократического конституционного правления;
  • – признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • – периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства;
  • – законность в деятельности всех субъектов права;
  • – взаимная ответственность государства и личности.

Уделим внимание краткой характеристике названных принципов.

1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.

Мощное развитие получила идея народовластия в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.

С материальными условиями жизни общества и делением людей на классы связывали свои представления о народовластии представители марксизма.

В настоящее время ученые-юристы анализируют понятие и содержание народовластия на основе Конституции РФ и условий современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Конституция РФ признает идею всевластия российского народа и содержит развернутую формулу понимания народовластия на современном этапе общественного развития. Анализ ст. 1–3 Конституции РФ показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право российского народа на осуществление власти, фактическое обладание властью и участие в процессе осуществления публичной власти.

Россия провозглашается демократическим государством (народовластие – "демократия" в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как единую органическую общность ("живой организм"). При этом категории "народ" и "власть", составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.

С юридической точки зрения понятие "народ" отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность к ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.

Государственная власть как средство управления обществом не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом - совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.

Местное самоуправление – форма власти народа, институты которой наиболее пригодны к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

С учетом специфики субъектов властеотношений можно выделить две формы участия граждан в осуществлении власти.

Во-первых, прямое народовластие имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.

Во-вторых, представительное народовластие имеет место тогда, когда важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.

Как видно, народовластие в современной России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в Конституции РФ, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.).

По поводу сущности демократии, проявлением которой является народовластие, высказаны и иные суждения.

Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории "демократия" и производного от нее понятия "народовластие".

2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства "выстраиваются" по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет "свою" особую деятельность.

Таких властей ("ветвей власти"), свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными "тремя властями" как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях – монарх (король, император и т.д.).

Исходя из сказанного очевидно, что принцип разделения властей способствует "рассредоточенности" государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой- либо одной структуре, нс допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция РФ предусматривает: государственная власть в нашей стране "осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, по Конституции РФ, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить то, что все "три ветви власти" одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Относительно современной российской действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого устанавливаются "правовые рамки", "границы" деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.

В соответствии с рассматриваемым положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. "Цель государства, - отмечал Б. Н. Чичерин, – в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность" .

И еще один момент. Речь идет о таком значении, качестве права, что оно перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву.

В чем это выражается?

В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции РФ, в настоящее время приобретает больший удельный вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, которое, но сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.

Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех етруктур государственной власти.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. "В двухуровневой правовой системе федеративного государства, – отмечает Б. Н. Топорнин, – высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе" .

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака – полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции РФ.

5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. К их числу относятся следующие.

Во-первых, установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и граждан, свободные выборы и референдумы – высшие институты власти народа.

Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, реализующие свои политико-правовые возможности в условиях демократического конституционного правления. Это означает безусловный отказ от тоталитарного подхода к проблеме "человек – государство", при котором человек рассматривается в качестве "винтика" государственного механизма.

Во-вторых, признание и реальное существование политического и идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществление социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Политический и идеологический плюрализм (от лат. pluralis – множественность) выражает такие начала в отношениях между государством и социальными группами, при которых последние имеют широкие возможности для непосредственного выражения своих взглядов, точек зрения, а также интересов через определенные организации – партии, общественные движения и др. (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции РФ).

Названные свойства предполагают отсутствие единой господствующей официальной идеологии, допущение проявлений разных взглядов, суждений, в том числе оппозиционных относительно правящей элиты, связанных с определенным мировоззрением, наличие политического многообразия, многопартийности.

Очевидно и то, что идеологический и политический плюрализм имеет свои пределы. Соответственно в нашем обществе допускается существование любых идеологий, партий, общественных формирований. Вместе с тем в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ утверждается: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

В-третьих, открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

В рассматриваемом плане обратим внимание на содержание ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы средств массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации").

6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам.

Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы "зависли", существуют на бумаге, для "людского глаза", государственного имиджа.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер – правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, нс будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Паши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования.

Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. "Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный..." .

7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур?

Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:

  • – согласно действующему законодательству выборы в Российской Федерации – это форма реализации гражданами нрава на управление государственными и местными делами;
  • – выборы позволяют населению влиять на государственную власть, на ее состав и проводимый политический курс. Механизм выборов в современной России определяется избирательным законодательством, регулирующим отношения между гражданами и властью при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также основными гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • – участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное определение варианта поведения избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

В условиях формирования правового государства принципиально значимы состязательность, конкуренция выборов, их периодичность и регулярность. Имеется в виду то, что различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках соответствующих платформ конкурентов.

Выборы способны служить инструментом демократии, формирования представительных структур правового государства при условии, что обладатели депутатских мандатов избираются на определенный срок. Это необходимо для осуществления избирателями контрольной функции в отношении своих представителей, предотвращения злоупотребления властью, что является показателем уровня демократизма общества.

По-видимому, наличие альтернативных кандидатов и возможности выбора между ними – главное в демократическом избирательном процессе.

Действительно, в демократическом обществе, целью которого является формирование правового государства, различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах. В таком обществе обладатели депутатских мандатов избираются па определенный срок, обладают на практике равными возможностями.

Задача любого правового государства – оберегать и обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта – это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.

8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права – один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее.

В правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Принятие таких актов – прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. Права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

9. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью – участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем:

  • – наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей;
  • – наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права;
  • – государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба;
  • – обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

  • – признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
  • – высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
  • – недопущение монополизма в политике и экономике;
  • – соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих нрав и свобод гражданина);
  • – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
  • – высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;
  • – господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство – государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

  • Четвернин В. Л. Правовое государство // Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 809; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 126.
  • Чичерин Б. Н. Свобода в государстве // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 56.
  • Топориин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 17.
  • Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» - важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, - ст. 35; , заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию - ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей , она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Тема 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

2. Правовое государство: понятие и признаки

Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское обще­ство первично: оно является решающей социально-экономической предпосыл­кой правового государства.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское об­щество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражда­нине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произош­ло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «го­сударство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общест­во», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассмат­ривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того пе­риода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское обще­ство в его строгом (узком), современном понимании.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп максимально независимо от государства.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятель­ность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество – это общество,способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское об­щество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках прин­ципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сде­лать социальную систему тоталитарной.

В тоталитарных государствах (для которых характерны приоритет классовых интересов перед интересами общества, классовая борьба, огосударствление собственности, игнорирование самоценности личности и т.д.) гражданское общество поглощается государством. В результате человек как личность не воспринимается, права и свободы утрачивают значение естественных и неотчуждаемых, ибо все было поглощено государством. В отличие от тоталитарного в гражданском обществе человек свободен в политическом волеизъявлении и свободен реализовать его посредством политического действия.

Составными элементами гражданского общества являются :

– негосударственные социально-экономические отношения (собственность, труд, предпринимательство);

– независимые производители (частные компании и т. п.);

– общественные объединения и организации;

– политические партии и движения;

– система воспитания и образования;

– свободные средства массовой информации;

– церковь.

К признакам гражданского общества , жизнедеятельность которого базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации), в частности, относятся:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– самоуправляемость;

– экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– легитимность и демократический характер власти;

– равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

– правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

– политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

– свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

– невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

– эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности.

Главной предпосылкой свободы личности и всего общества выступает собственность. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.).

На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники. Государство должно меньше командовать, а больше следить за нормальным развитием экономики.

Однако «уход» государства из экономики не означает полного прекращения влияния на нее, самоустранения от миссии главного координатора и арбитра. Конечно, главная идея гражданского общества – его относительная независимость от государства, но именно относительная, а не абсолютная. Более того, может сохраняться даже монополия государства на некоторые отрасли хозяйствования.

Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в том – какое, с какими функциями. Оно нужно прежде всего для создания организационно-правовых основ жизни. Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм.

Государство не может уподобиться роли бесстрастного «регулировщика на перекрестке», которого не интересует, куда люди идут и едут, лишь бы не нарушали правил движения. Оно призвано курировать науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека.

Превращение общества в некое безгосударственное и в этом смысле бесформенное образование опасно. В научной литературе справедливо обращается внимание на то, что в современных условиях было бы ошибочным развивать тезис о полном уходе государства из экономики и социальной сферы, о саморегуляции, близкой к стихии. Неверно всякое государственное регулирование отождествлять с насаждением бюрократии, администрирования, тоталитаризма, исходить из формулы: чем меньше государства, тем лучше.

«Да, государство бывает злом, а право - оковами, если они построены на антидемократических началах и служат узкогрупповым, олигархическим интересам. Но действительно демократические государство и право, нацеленные на благо человека, выражающие и реализующие волю народа, способны позитивно и эффективно регулировать процессы общественного развития» (Б.Н. Топорнин).

Правовое государство: понятие и признаки

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, – писал Аристотель, – нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители: Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсони другие.

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том чис­ле и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории пра­вового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалев­ский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др.

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить две стороны сущности правового государства.

1. Максимально полное обеспечение прав и свобод человека, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона).

2. Последовательное ограничение с помощью права государственной власти (формально-юридическая сторона). Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено» – и наоборот. «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

Обеспеченность прав и свобод человека и гражданина, выражается в следующем:

1. Непосредственным действием прав и свобод человека и гражданина, возможностью применения судами конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав.

2. Наличием в законодательстве реальных механизмов реализации прав и свобод.

3. Наличием различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной (суды обшей юрисдикции и конституционные суды).

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Разделение властей . Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию конституционно-правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. В нашей стране такую функцию выполняет Конституционный суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.


Похожая информация.