Правовое регулирование нефтяного сектора в россии. Законодательное обеспечение нефтедобычи Нормативно правовых актов регламентирующих деятельность нефтегазового сектора

Сегодня в Российской Федерации отсутствует единая система законодательного обеспечения нефтедобычи, что сдерживает экономический рост страны. Проведенный анализ позволил выявить нерешенные вопросы и существенные недостатки в области правового регулирования различных этапов ее организации. Внесение предложенных корректировок в законодательные акты позволит обеспечить эффективность нефтедобычи в стране.

Бесперебойная работа и безопасность

В настоящее время в мировом сообществе соблюдение правил экологической безопасности занимает не менее важное место, чем в правовом обеспечении нефтедобычи. Согласно принципам Всемирной хартии охраны природы (п. 14) сохранение природы должно быть отражено в законодательстве каждого государства 1 . В Стокгольмской декларации говорится, что каждый человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. И в связи с этим для человеческого благосостояния и осуществления прав людей, включая и право на жизнь, важное значение имеют два аспекта: природная среда и та, которую создал человек 2 .

Следует отметить, что в системе российского экологического законодательства соблюдены принципы верховенства закона и иерархичности права 3 .

Нормативно-правовая база регулирования отношений, возникающих в нефтедобывающей отрасли, включает в себя общие для всех отраслей экономики законодательные акты, отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные аспекты правоотношений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли, а также специальные эколого-правовые нормы.

Основная цель законодательных актов в области нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли – обеспечение эффективной и бесперебойной работы, а также экологической безопасности общества и страны в целом, направленной на закрепление права за каждым гражданином на благоприятную окружающую среду.

Разведка и добыча нефтепродуктов

Одним из основных методов государственного регулирования процесса нефтедобычи является лицензирование данного вида деятельности. В российском нефтяном комплексе лицензия на пользование недрами требуется для изучения, освоения и использования природных ресурсов 4 . Лицензия должна содержать обязательные сведения:

–информация о лице, получившем лицензию, и органе, выдавшем ее;

–основания, на которых была получена лицензия;

–указание границ предоставленного участка для освоения;

–указание границ территории, где проводятся работы;

–сроки представления до­кумен­тов на государственную экспертизу, начало работ, действия лицензии;

–условия осуществления платежей за пользование природными недрами;

–условия права собственности на добытые природные ресурсы и разрешенный уровень добычи;

–правила и условия охраны недр.

Научное сообщество и многие практикующие юристы относят получение лицензии на пользование участком недр к гражданско-правовой сделке 5 . Проведенный анализ положений Закона «О недрах» позволяет сделать вывод о том, что решение государства является только частью встречного волеизъявления государства и организации (недропользователя) о предоставлении участков земли в пользование, что может свидетельствовать о наличии гражданско-правовой сделки. Однако следует отметить, что основными игроками на рынке добычи нефти в настоящее время являются государственные компании.

На сегодняшний день система лицензирования в нефтегазовом комплексе являет собой сложную взаимосвязанную структуру, за которую отвечает большое количество государственных органов, что представляет определенную сложность при осуществлении контрольных мероприятий за качеством выполняемых требований. Трудность в получении лицензии относительно небольшими нефтяными компаниями требует создания определенных условий «доступности» в российском законодательстве.

После получения лицензии согласно нормам российского законодательства необходимо подготовить и утвердить план осуществления разведки освоения нефтепродуктов техническими работниками. В плане нужно указать численность работающих сотрудников, количество мероприятий, схему расположения оборудования и машин, график и средства контроля. С утвержденным планом должны быть ознакомлены все сотрудники, осуществляющие работы по нефтедобыче.

Освоение скважин должно осуществляться только в присутствии представителя заказчика нефтедобывающей организации. В случае отсутствия места утилизации отходов запрещается проведение каких-либо работ, а также при наличии рядом пойменных зон вод или во время паводка. Все работы должны выполняться только в дневное время и при условии направления ветра в сторону от ближайших населенных пунктов 6 .

Вскрытие пласта должно производиться после завершения и подготовки работы буровой, а также обучения сотрудников и обеспечения их необходимыми инструментами. Готовность буровой должна быть оценена специальной комиссией во главе с лицом, назначенным нефтедобывающей организацией, при участии службы охраны труда и промышленной безопасности. На месте освоения пласта при выполнении работ должен все время (круглосуточно) находиться дежурный сотрудник и дежурная машина для эвакуации. По окончании освоения месторождений нефти все оборудование и одежда должны пройти специальную обработку, а также необходимо провести проверку воздуха на загрязнение.

В российском законодательстве огромное внимание при организации процесса нефтедобычи, нефтеперевозки и нефтепереработки уделено вопросам охраны труда сотрудников. Однако в современных условиях основой правового регулирования трудовых отношений в нефтяном комплексе выступают локальные внутренние нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, а не федеральные законодательные акты. Многие организации вводят многоступенчатые системы контроля условий работы и охраны труда (прохождение аттестации, обучения, создание комиссий по охране труда и пр.). При этом развитие таких инновационных подходов к кадровому обеспечению нефтяного сектора может способствовать высокому обеспечению экономического роста в стране, предотвращению аварий на производстве и, как следствие, снижению загрязнения воздуха.

На сегодняшний день нормативно-правовая база регулирования нефтедобычи в Российской Федерации требует определенных изменений. Так, в области охраны труда сотрудников нефтедобывающих организаций необходимо внесение существенных доработок по вопросам предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. Пока же законодательство направлено на ликвидацию аварийных ситуаций, а не на их предупреждение. Обязательное страхование от возникновения рисков на производстве, которое является основным механизмом в законодательстве, не может служить предупредительной мерой.

Охрана окружающей среды

Разведка нефти и нефтедобыча, как и нефтеперевозка, и нефтепереработка, сопровождаются повышенным риском нанесения вреда окружающей среде. В процессе осуществления разведки и нефтедобычи появляется множество видов технологических отходов, которые образуются при бурении нефтяных скважин. К таким отходам можно отнести буровые сточные воды (буровой шлам, отработанный буровой раствор), а также замазученный грунт, твердые бытовые отходы, продукты очистки технологического оборудования, металлолом, использованные тары и бочки 7 .

Не менее важную опасность для объектов окружающей среды со стороны нефтедобывающих компаний представляют сброс сточных вод и выбросы в атмосферу углеводородов. Следует отметить, что ежегодно нефтедобывающими компаниями сжигается около 7 млрд куб. м нефтяного газа.

До 2016 года было предусмотрено взимание платежей со специализированных организаций за размещение отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций. Все операции заключались на основании гражданско-правовых договоров. Это было обусловлено тем, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью тех организаций, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образовались отходы, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Согласно внесенным изменениям в Закон об охране окружающей среды начиная с 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды воздействия 8:

–выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

–сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

–размещение отходов производства и потребления.

В целях охраны окружающей среды результаты анализов проб воздуха и почв в населенных пунктах должны быть занесены в журнал регистрации анализов, а также в карту проб. Все анализы должны передаваться заинтересованным людям, в том числе органам местной власти. Наряду с этим обслуживающий персонал организации должен осуществлять проверку загрязнения воздуха и почв в населенных пунктах. В случае наступления аварийных ситуаций и последующих их устранениях в местах нефтедобычи необходимо проводить дополнительный анализ воздуха и почв.

Все скважины на месте освоения должны ежедневно осматриваться мобильной бригадой, состоящей из не менее двух человек, имеющих при себе защитную аппаратуру 9 . Все результаты исследования должны быть внесены в специальный журнал. При обнаружении давления или каких-либо нарушений на объекте все работы по эксплуатации и добыче газа должны быть прекращены. Ремонт следует осуществлять также в соответствии с заранее утвержденным нефтедобывающей организацией-заказчиком планом 10 .

Таким образом, в настоящее время государственная система экологического контроля в Российской Федерации является комплексной и полной, но требует внесения определенных изменений. Так, следует выделить минимально установленные санкции за негативное воздействие на окружающую среду и отсутствие экономических стимулов предпринимателей нефтедобывающего сектора. Это обуславливает отсутствие мотивации к переходу на экологически эффективные технологии и дальнейшей модернизации производства.

Система экологического контроля и промышленной безопасности дополняется корпоративными требованиями, что способствует предотвращению аварийных ситуаций на месте добычи газа. Государственным органам в ходе оценки полного отсутствия аварий на длительном сроке необходимо выявлять передовой опыт, используемый в корпоративной практике нефтедобывающих компаний, и ряд требований (используемых в них) утверждать на законодательном уровне.

Считаются целесообразными разработка обязательных стандартов, направленных на выявление профессиональных рисков, а также создание стандартов и требований по предотвращению возможности террористической деятельности на объектах газового комплекса. Все эти меры должны быть приняты с привлечением широких масс общественности.

2 Декларация Стокгольмской Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде // Действующее международное право: в 3 т. / составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, 1997.

3 Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства / пособие Генеральной прокуратуры Российской Федерации, под общ. ред. Начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А.В. Паламарчука. – М., 2014.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями).

5 Налетов К.И. Лицензия на пользование недрами: правовые коллизии // Сетевое издание «Научная сеть «Современное право». Электронный ресурс: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/ .

6 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности // ЗАО НТЦ ПБ, 2013 – Электронный ресурс: http://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/acts/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%2008%20%D0%92%D1%8B%D0%BF...

7 Бисенова Л.Е., Торегалиев О.Т. Производственные отходы нефтяной промышленности и области их применения // VII Международная студенческая электронная научная конференция, «Студенческий научный форум», 2015 – Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2015/1129/10446 .

8 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

9 Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

10 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

В настоящее время в Российской Федерации правовое поле для нефтяной сферы находится в стадии становления. Одним из существенных шагов в этом направлении стало принятие Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (ЭС-2030) 1 .

Регулирующими составляющими ЭС-2030 являются:

  • определение количественных ориентиров по добыче и экспорту;
  • налогообложение нефтедобывающей сферы;
  • неналоговые методы стимулирования и поддержки нефтяных компаний;
  • гарантии соблюдения прав инвесторов;
  • возможности ускоренной амортизации основных фондов для стимулирования инвестиций в их замену и обновление.

Хотя ЭС-2030 не имеет силу закона, тем не менее ее регулирующая составляющая является «мягкой силой», определяющей вектор развития нефтяной отрасли, закладывает фундамент для развития законодательства в сфере энергетики.

Важной составляющей создания правового поля является также попытка унифицировать терминологию, касающуюся налогообложения добычи углеводородного сырья, а также решить отдельные вопросы налогообложения, амортизации основных средств. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ, часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена ст. 11.1 «Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья» .

Данным Законом введены такие понятия, как «залежи углеводородного сырья», «месторождение углеводородного сырья», «морское месторождение углеводородного сырья» и другие. Большую значимость имеет введение понятия «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья», которое позволило более четко разграничить не только виды деятельности, но и более точно определить этапы добычи углеводородного сырья. К такой деятельности Налоговым кодексом Российской Федерации в частности отнесены:

  • - поиск и оценка нового морского месторождения углеводородного сырья на участке недр, включая деятельность по созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, консервации, демонтажу, ликвидации (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного необходимого для поиска и оценки нового морского месторождения углеводородного сырья имущества;
  • - предпроектные и проектно-изыскательские работы и обустройство нового морского месторождения углеводородного сырья, включая работы по сооружению (строительству), созданию (изготовлению), доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иных объектов, необходимых для обустройства нового морского месторождения углеводородного сырья;
  • - разведка, промышленная разработка нового морского месторождения углеводородного сырья и деятельность, связанная с реализацией углеводородного сырья, добытого на таком новом морском месторождении углеводородного сырья (включая хранение и доставку углеводородного сырья получателям).

Законом № 268-ФЗ владельцу лицензии на пользование участком недр, в границах которого предполагается осуществление поиска, оценки, разведки и (или) разработки нового морского месторождения углеводородного сырья, также предоставлено право включать в состав прочих расходов затраты в виде компенсации фактических расходов на освоение природных ресурсов. Так, при ведении раздельного учета налоговой базы по новым морским месторождениям и другим месторождениям, организация может существенно сократить налогооблагаемую прибыль за счет исключения из нее ряда расходов, понесенных при текущей операционной деятельности. В частности, к ним относятся расходы на освоение природных ресурсов на участке недр, в границах которого осуществляется деятельность, связанная с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, расходы в виде процентов по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, если такие средства привлечены для финансирования деятельности.

Следует отметить, что произошедшие в 2013-2016 гг. изменения российского законодательства, касающиеся добычи углеводородного сырья, преимущественно затронули сферу добычи на континентальном шельфе, направленную на освоение арктических месторождений, что позволило достичь определенных результатов. Так, в 2016 г. в арктической зоне добыто 93 млн т, в 2017 г. ожидается увеличение добычи нефти на 10%, т.е. почти до 100 млн т 1 . Однако это точечные изменения законодательства, не затрагивающие системных вопросов.

Важнейшей составляющей правового регулирования нефтяной отрасли являются релевантные экологические вопросы. Высокие экологические требования, экологическая ответственность нефтедобывающих компаний существенно увеличивают стоимость добычи, однако и устраняют с рынка недобросовестных игроков.

Российское экологическое законодательство также находится в стадии становления. В частности, с 1 ноября 2017 г. нефтедобывающие компании будут обязаны иметь план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использование специализированных судов, который утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений .

Важным направлением правового регулирования является и создание эффективной системы экологического контроля и надзора добычи нефти. В настоящее время в рамках реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной 21.12.2016 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в числе прочего проводится реформирование государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В целях повышения эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере добычи нефти, а также прозрачности проводимых контрольно-надзорных мероприятий Ростехнадзором утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю .

Быстро развивающийся сейчас риск-ориентированный подход при проведении контрольных и надзорных мероприятий предполагает формирование исчерпывающего реестра подконтрольных объектов, установление категорий риска (классов опасности) и разнесение объектов контроля по данным категориям риска. Частота плановых проверочных мероприятий зависит от того, к какой категории риска отнесен соответствующий объект. Таким образом, созданы основы правового регулирования обеспечения высокого уровня безопасности, в том числе экологической, на предприятиях нефтедобывающего сектора.

Выводы

  • 1. Правовая основа регулирования предложения нефти подразделяется на два уровня - международный и национальный. При этом акты международного уровня в рассматриваемой сфере в большей степени носят декларативный характер и их соблюдение во многом зависит от политических и экономических реалий как в мире, так и в конкретном государстве.
  • 2. Национальное правовое регулирование включает установление налогового режима, лицензирование нефтедобычи и установление жесткого контроля нефтедобычи. В Российской Федерации правовое регулирование в нефтяной сфере получило развитие в первую очередь в сфере лицензирования и налогообложения. Правовые акты, содержащие нормативы по охране окружающей среды, осуществления контроля в сфере нефтедобычи преимущественно носят рамочный характер. Отсутствие четких правил проведения контрольно-надзорных мероприятий негативно сказывается как на нефтедобыче, так и на экологии.
  • 3. Развитие правового регулирования в нефтяном секторе должно включать систематизацию нормативных правовых актов, устранение избыточных норм, введение новых эффективных и понятных норм в контрольно-надзорной сфере.

    Государственное регулирование нефтедобычи в Российской Федерации

    О.В. Комарова

    Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса - сложной системы, охватывающей несколько самостоятельных отраслей российской экономики, - является нефтяной комплекс. Нефтяная отрасль поставляет в бюджет России почти 40% доходов. Поэтому государственное регулирование отношений в нефтяной сфере, в том числе в сфере нефтедобычи, играет в жизни страны очень важную роль. Его главная задача - всемерно способствовать развитию отрасли.
    В условиях рыночной экономики неизменно актуальными остаются вопросы о роли государства в обществе, о необходимости его воздействия на разные отрасли экономики, об основаниях и пределах приемлемого государственного вмешательства. Обобщая различные исследования в области государственного регулирования, можно выделить ряд факторов, от которых зависят ответы на перечисленные вопросы. В числе прочего масштабы государственно-правового регулирования определяются:
    1) характером экономической системы (господствующими формами собственности, стратегическими целями экономики и всего общества, степенью социальной ориентированности общественной системы и т.п.);
    2) уровнем развития экономики, экономическим потенциалом страны (чем слабее экономика, тем больше ключевых сфер народного хозяйства в государственной собственности, жестче регулирование негосударственного сектора экономики);
    3) общественно-политической зрелостью общества (демократическая общественная система - безусловный признак либеральной экономики, развивающейся на основе саморегулирования);
    4) зрелостью рыночных отношений;
    5) задачами, решаемыми государством на том или ином этапе (например, реформы, защита страны, военная опасность - обстоятельства, способствующие большему влиянию государства на экономику);
    6) взаимоотношениями между центральной властью и регионами, межнациональными отношениями в стране;
    7) необходимостью защиты интересов страны на мировой арене, в том числе на мировом рынке, т.е. местом страны в мировом хозяйстве.
    Иными словами, государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательства государственных органов в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена правовыми актами.
    Безусловно, существуют сферы общественной жизни, в которых прямое вмешательство государства имеет приоритетное значение. В частности, нельзя оставить без определяющего государственного контроля вопросы обороны, национальной безопасности, атомной энергетики. Также на любом этапе развития страны без государственного, и прежде всего административного, воздействия невозможно решать вопросы недропользования, в частности добычи нефти и нефтепродуктов. Как показывает практика, лишь государство в лице его компетентных органов способно наилучшим образом организовать и проконтролировать деятельность, направленную на добычу нефти и нефтепродуктов, учитывая при этом задачи улучшения благосостояния населения России и оптимального использования минеральных ресурсов.
    Основные задачи государственного регулирования недропользования в нашей стране, составляющим элементом которого является добыча нефти, таковы: воспроизводство минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрана. Исходя из сказанного, масштабы и направления геологоразведочных работ должны обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы по мере исчерпания запасов важнейших полезных ископаемых.
    Правовыми средствами практической реализации принципа воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны являются: нормативно-правовое закрепление системы государственного управления в сфере использования и охраны недр, лицензирование, учет, контроль.
    В целях дальнейшего развития теоретической базы и совершенствования законодательства в исследуемой области необходимо провести всестороннее исследование общественных отношений в сфере добычи нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации (включающее классификацию методов регулирования, выработку концептуальных положений, выводов и рекомендаций), а также сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего эти отношения.
    На сегодняшний день правовую базу отношений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составляют положения общих для всех отраслей экономики законодательных актов, а также отдельных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные аспекты правоотношений в нефтяной сфере. В числе указанных документов:
    - Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;
    - Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о разделе продукции);
    - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
    - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
    - Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах);
    - Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе";
    - постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту";
    - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов";
    - постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
    - другие правовые акты, в том числе ведомственного характера.
    Анализ законодательства Российской Федерации позволяет охарактеризовать государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в минерально-сырьевом комплексе как несистемное, фрагментарное, противоречивое и не всегда в полной мере учитывающее специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности.
    Так, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем интересующую нас сферу экономики, отсутствует единый понятийный аппарат, что создает проблемы в правоприменительной практике. Кроме того, недостаточно конкретизированы права и обязанности субъектов правовых отношений.
    Полномочия, касающиеся выработки и реализации государственной политики в нефтедобывающей промышленности, распределены между различными федеральными органами исполнительной власти.
    Установленные Законом о недрах условия разработки месторождений не позволяют хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка углеводородного сырья.
    Нерешенной проблемой является отсутствие правового режима нефти как добытого полезного ископаемого.
    Известно, что нефтедобывающая промышленность - важная составляющая хозяйственной системы нашей страны, поэтому вопросы правового обеспечения ее функционирования в условиях правовой реформы представляются весьма актуальными.
    Под правовым режимом имущества понимается установленный в нормативных правовых актах порядок, содержащий систему требований (прав, обязанностей, правил, предписаний и т.п.) к правоотношениям, объектом которых выступают принадлежащие субъектам этих правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить.
    Нефть относится к естественным природным углеводородным минерально-сырьевым ресурсам, расположенным в недрах. Находясь в недрах, нефть, как и любое другое полезное ископаемое, является частью недр и принадлежит государству. Но как только нефть становится добытым полезным ископаемым, ее правовой режим меняется.
    Отметим, что в законодательстве Российской Федерации нет дефиниции понятия "добытое полезное ископаемое". Исключение составляет только налоговое законодательство, в соответствии с которым добытыми полезными ископаемыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).
    Нефть как добытое полезное ископаемое является объектом многих правоотношений. При этом в законодательстве единое определение понятия "нефть" отсутствует, что привело к его использованию в федеральных нормативных правовых актах в разных значениях.
    Полагаем, что для целей правового регулирования следует упорядочить отношения в сфере добычи природных ресурсов, закрепив на законодательном уровне такие понятия, как "углеводородное сырье", "добытые полезные ископаемые", "нефть".
    Правовой режим нефти как добытого полезного ископаемого определяется несколькими важными факторами:
    - во-первых, нефть как объект гражданских прав относится к группе движимого имущества;
    - во-вторых, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться "в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности" (ч. 3 ст. 1.2 Закона о недрах);
    - в-третьих, добытые полезные ископаемые становятся продукцией.
    Право собственности на добытые полезные ископаемые определяется в лицензии недропользователя - хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность (далее - хозяйствующий субъект нефтедобывающего комплекса).
    В настоящее время существуют два режима возникновения у хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса права собственности на нефть как на добытое полезное ископаемое.
    В условиях лицензионного соглашения, регулируемого Законом о недрах, добытая продукция переходит к хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса в момент ее извлечения. Однако на законодательном уровне не урегулирован вопрос о том, с какого момента полезные ископаемые могут считаться добытыми.
    На практике считается, что, как только недропользователь, владеющий лицензией на право добычи полезных ископаемых, применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное место, он становится собственником добытых полезных ископаемых (для нефти это момент ее доставки к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства промысла).
    В условиях соглашения о разделе продукции вся добытая продукция до ее раздела между государством и хозяйствующим субъектом - инвестором является государственной собственностью. Право собственности к хозяйствующим субъектам на часть добытого полезного ископаемого переходит в пункте раздела (его называют также точкой раздела), которым признается место коммерческого учета продукции.
    Местом коммерческого учета добытой нефти в случае ее транспортировки трубопроводным транспортом в соответствии со ст. 346.34 НК РФ считается место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, отличным от трубопроводного, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества. Таким образом, место раздела - это точка выхода нефти с промысла или входа в магистральный трубопровод.
    В отношениях, касающихся раздела продукции между государством и инвестором, принципиальным является вопрос о составе части произведенной хозяйствующим субъектом нефтедобывающего комплекса продукции, являющейся по условиям соглашения долей указанного субъекта и переходящей впоследствии в его собственность. В соответствии со ст. 8 Закона о разделе продукции доля инвестора включает в себя компенсационную продукцию (часть произведенной продукции, покрывающая затраты на выполнение работ по соглашению), а также часть прибыльной продукции, выделяемой инвестору по условиям соглашения.
    Характеризуя право собственности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса на добытое полезное ископаемое, необходимо отметить, что, с одной стороны, в соответствии со ст. 209 ГК РФ хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса владеют, пользуются и распоряжаются добытыми полезными ископаемыми, принадлежащими им на праве собственности, по своему усмотрению, т.е. могут совершать в отношении них любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе вправе отчуждать добытые полезные ископаемое в собственность другим лицам, отдавать их в залог и обременять другими способами, а также распоряжаться ими иным образом. С другой стороны, в соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр ограничен в своих правах, в том числе на добытое минеральное сырье, условиями лицензии или соглашением о разделе продукции, а также действующим законодательством. Например, п. 2 ст. 9 Закона о разделе продукции, затрагивая одно из правомочий инвестора как собственника произведенной продукции, а именно право распоряжения ею, прямо предусматривает, что в процессе распоряжения продукцией инвестор может вывезти ее за пределы таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены соглашением о разделе продукции, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
    В круг правомочий хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса как собственников добытого полезного ископаемого входит право на экспорт нефти, т.е. ее вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. В этом случае нефть как товар становится предметом внешнеторговой деятельности, а хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса - участниками внешнеторговой деятельности.
    Основные положения, регулирующие внешнеторговую деятельность, включая методы государственного регулирования, закреплены в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
    С принятием в России закона о нефти, отражающего специфику нефтедобычи, и у государства, и у нефтяников появятся четкие ориентиры, которые помогут им успешнее строить экономические отношения.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Сегодня как никогда остро стоит проблема правового регулирования нефтегазового сектора экономики российской федерации. Чем обусловлено подобное положение дел? Какой вектор развития задается государством нефтегазовой сфере? Представляется, что ответы на обозначенные выше вопросы в определенной мере дает энергетическая стратегия России на период до 2030 года, а также ряд нормативных актов, составляющих основы энергетического права России. Целью государственной политики в данной сфере является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала нефтегазового сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

К вопросу о правовом регулировании предпринимательской деятельности в рамках нефтегазового сектора. Видится уместным условное разделение процесса осуществления предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе на следующие этапы: 1. Поиск и разведка месторождений нефти и газа, 2. Добыча нефти и газа, 3. Транспортировка нефти и газа, 4. Переработка нефти и газа. В рамках данного доклада будут рассмотрены первые три этапа. Отдельно хотелось бы поговорить о таком важном аспекте, как субъекты предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе.

Начать следует с правового регулирования поиска и разведки месторождений нефти и газа. В настоящее время огромное количество разнообразных нормативных правовых актов, различных по своей отраслевой принадлежности, по методу правового регулирования создает трудности в регулировании предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики Российской Федерации, в частности, в сфере разведки и разработки месторождений нефти и газа. Основополагающие принципы регулирования поиска и разведки месторождений содержит Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". На основании Закона РФ о недрах можно выделить две разновидности геологической информации:

  • 1. Геологическая информация, полученная за счет государственного финансирования
  • 2. Геологическая информация, полученная за счет финансирования из частных источников.

Законом о недрах преимущественно урегулирована первая из приведенных выше категорий. Также определенные коррективы в регулирование поиска и разведки месторождений вносит Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О континентальном шельфе Российской Федерации" . регламентируется порядок государственной деятельности по разведке природных ресурсов, в частности, нефти и газа на континентальном шельфе, установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Устанавливаются общие положения о разведке нефти и газа па континентальном шельфе.

Правовое регулирование непосредственно добычи нефти и газа. Регулирование данной сферы осуществляется по ряду направлений: 1. Обеспечение экологической безопасности в процессе добычи нефти и газа. 2. Обеспечение эффективности самой добычи. 3. Обеспечение технической регламентации и стандартизации соответствующих процессов, а также нормативов учета.

Регулирование предпринимательской деятельности по первым двум направлениям, обозначенным выше, осуществляется Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране окружающей среды" , а также Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Правовое регулирование третьего направления осуществляется, в основном, постановлениями правительства (такими как, например. Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 N 451 "Об утверждении Правил учета нефти"), приказами и распоряжениями Минэнерго, а также иными актами.

Логическим продолжением, следующим после этапа нефтедобычи, является транспортировка нефти и газа. Транспортировка является одним из наиболее регламентированных правом сфер предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе. Регулирование транспортировки газа осуществляется Федеральным законом от

31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды", а также в соответствии с техническими регламентами, утверждаемыми постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.

Неотъемлемым элементом любой деятельности является субъект этой деятельности. К числу хозяйствующих субъектов в нефтегазовой сфере относятся естественные монополии, холдинги, ФПГ, субъекты малого предпринимательства различных организационно-правовых форм. ФЗ «О естественных монополиях» (19.07.1995 г.), определяя статус естественных монополистов, дополнен положением о Реестре субъектов естественных монополий в ТЭК, в отношении которых осуществляется госрегулирование и контроль. Субъекты естественных монополий - хозяйствующие субъекты, занятые производством (реализацией) товаров, включая транспортировку нефти и газа по магистральным трубопроводам. В качестве объекта предпринимательской деятельности выступают природные ресурсы, доступ к которым осуществляется па основании соответствующих лицензий.

Представляется, что главной проблемой правового регулирования предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе сегодня выступает колоссальное количество нормативных актов, технических регламентов, при отсутствии кодификации. Сегодня все чаще из уст разных специалистов звучат заявления о необходимости кодификации источников правового регулирования энергетической сферы. Данная позиция представляется обоснованной. Во-первых, проведение кодификации существенно упростило бы работу специалистов в данной сфере. Во-вторых, кодифицированный источник в большей степени бы содействовал установлению законности в нефтегазовом обороте, чем разобщенные, иногда казуистичные правовые акты. В-третьих, методы проведения кодификации в этой области отечественный законодатель может позаимствовать у своих зарубежных коллег, что существенно бы облегчило работу соответствующей кодификационной комиссии. Энергетический кодекс совместил бы в себе все нормы, регулирующие три этапа предпринимательской деятельности, приведенные выше, а именно, (1) разведку месторождений нефти и газа, (2) создание соответствующей инфраструктуры и добычу нефти и газа, (3) транспортировку нефти и газа. Также данный кодекс очертил бы спектр субъектов-участников предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики Российской Федерации.

Список литературы:

  • 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • 2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
  • 3. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"
  • 4. Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
  • 5. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"
  • 6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Статьи в журналах и периодических изданиях.

  • 1. Принципы энергетического законодательства. Предпринимательское право в рыночной экономике. Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М., 2004.
  • 2. Энергетический кодекс Российской Федерации - основополагающий юридический документ, регулирующий отношений в ТЭК. Бизнес. Менеджмент. Право. 2006. № 3. Лахно П.Г.
  • 3. Энергия, энергетика и право. Энергетическое право. 2006. № 1. (2 п. л.). Лахно П.Г.
  • 4. Энергия как объект правового регулирования. На пути к устойчивому развитию России. Экология и энергетика. Лахно П.Г. 2007, № 40.
  • 5. Энергетика и право в начале XXI века: точки взаимодействия и развития. Лахно П.Г. Юридический мир. 2008. № 8.
  • 6. Энергетическому бизнесу- надежную правовую основу. Лахно П.Г. Корпоративный юрист. 2008.

Степанов Семён

Stepanov Semyon

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Кучер А.Н.

Supervisor: Ph.D., Associate Professor, Department of Civil Law Kucher, A. N.

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, студент Lomonosov Moscow State University, student

Салиева Р.Н., доктор юридических наук, профессор.

Фаткудинов З.М., доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена проблемам правового регулирования нефтегазодобычи в России. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей данные отрасли, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Главные бюджетообразующие экономические отрасли страны, как известно, нефтяная и газовая. Однако хозяйственные отношения по разработке нефтяных и газовых месторождений, как это ни странно, до настоящего времени не урегулированы в достаточной мере специальными законами.

В целом анализ нормативно-правовой базы показал, что состояние нормативно-правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов в минерально-сырьевом комплексе несистемно, фрагментарно. Отсутствуют специальные законы, например "О разработке нефтяных месторождений", "О трубопроводном транспорте и транспортировке нефти, газа, продуктов переработки" и др.

В ряду правовых проблем регулирования нефтегазодобычи надо отметить, что до настоящего времени не сформировалась системная база нормативных правовых актов, регламентирующих хозяйственную деятельность по проектированию и разработке месторождений. В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Пользование недрами в целях добычи нефти и газа предполагает осуществление различных видов работ: проведение геологоразведочных работ на нефть и газ, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа; добыча сырой нефти и природного газа. В процессе осуществления этих работ недропользователями выполняется бурение скважин, а также ведется строительство буровых вышек и осуществляется эксплуатация скважин.

Проектная документация, в том числе на строительство различных скважин, подлежит государственной экспертизе. В связи с изменениями в регламентации процедур прохождения государственной экспертизы в сфере деятельности хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса возникают определенные вопросы. В частности, в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нефтегазовые скважины как объекты, на которых ведутся горные работы, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам и в связи с этим проектная документация на скважины подлежит государственной экспертизе в "Главгосэкспертизе России" согласно ст. 49 Градостроительного кодекса как проектная документация объектов капитального строительства.

На наш взгляд, нецелесообразно относить проектную документацию на бурение скважин к проектной документации объектов капитального строительства и соответственно распространять на проектирование бурения скважин нормы Градостроительного кодекса. В сфере деятельности субъектов нефтегазового комплекса бурение скважин представляет сложный, достаточно специфичный процесс, связанный непосредственно с недропользованием.

Проектирование и заложение скважин, проведение в них исследований, сбор, обработка и хранение материалов бурения и исследований, составление отчетов по скважинам всех категорий осуществляются в соответствии со специальными положениями, инструкциями, правилами, методическими указаниями и другими документами, т.е. правовой режим скважин определяется специальными нормативными правовыми актами, регламентирующими хозяйственную деятельность в сфере недропользования. Отметим, что здесь преобладают технические нормы и правила, в целом эти нормативные акты характеризуются разрозненностью, часто дублируют друг друга и не способствуют эффективному правовому регулированию рассматриваемых отношений. В связи с этим создаются административные барьеры, препятствующие осуществлению нормальной хозяйственной деятельности. Такой вид хозяйственной деятельности, как бурение скважин, непосредственно связан с проведением специфичных работ в сфере пользования недрами при разработке месторождения или проведении геологоразведочных работ.

Все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.

Бурение скважин связано с определенными видами хозяйственной деятельности субъектов нефтегазового комплекса, осуществляемыми при недропользовании. Поскольку недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, то предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, в которой определяются основные условия пользования недрами.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 N 126 "Об утверждении временных положений и классификаций" совокупность взаимосвязанных, применяемых в определенной последовательности работ по изучению недр, обеспечивающих подготовку разведанных запасов нефти, газового конденсата и природного газа для промышленного освоения, именуется "геологоразведочный процесс". Геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяются на региональный, поисково-оценочный, разведочный этапы с выделением в них стадий.

На региональном этапе проводится изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков и отдельных литолого-стратиграфических комплексов, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого-стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объемах. В соответствии с задачами региональный этап разделяют на две стадии: прогноза нефтегазоносности и оценки зон нефтегазонакопления.

Поисково-оценочные работы проводятся в целях обнаружения новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценки их запасов по сумме категорий C1 и C2. Поисково-оценочный этап разделяется на стадии: выявления объектов поискового бурения, подготовки объектов к поисковому бурению, поиска и оценки месторождений (залежей).

На разведочном этапе осуществляется изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки.

В целях уяснения вопроса о том, можно ли отнести перечисленные выше виды деятельности, в процессе осуществления которых бурятся скважины на нефть и газ, к градостроительной деятельности, определим отношения, регулируемые градостроительным законодательством.

В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения:

по территориальному планированию, т.е. отношения, связанные с планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных и иных зон;

по градостроительному зонированию, т.е. отношения, связанные с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

по архитектурно-строительному проектированию, т.е. отношения, связанные с подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

по планировке территорий, т.е. отношения, связанные с подготовкой документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;

по строительству объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с созданием зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

по реконструкции объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей, показателей и качества инженерно-технического обеспечения.

Перечисленные выше отношения именуются градостроительными отношениями.

На наш взгляд, приведенные ранее примеры геологоразведочных и иных работ, при осуществлении которых проводится бурение скважин на нефть и газ, не могут быть отнесены к сфере капитального строительства. Очевидно, что бурение скважин, проводимое при осуществлении этих работ, не может регулироваться законодательством о градостроительной деятельности. Как мы отмечали, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов. В соответствующих разделах проектов дается характеристика скважин. Поэтому целесообразно проводить экспертизу проектной документации на строительство скважин в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра).

Давая техническую характеристику скважин, необходимо отметить, что строительство скважин в нефтегазовом комплексе является специфичным: здесь наряду с общими принципами ведения строительства и его финансирования действуют специфические правила, обусловленные особенностями производственного процесса бурения скважин. Бурение определяется как процесс создания горной выработки преимущественно круглого сечения путем разрушения горных пород главным образом буровым инструментом с удалением продуктов разрушения. Бурение разведочное - бурение скважин с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых или инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий. Бурение сверхглубокое - процесс сооружения скважин в земной коре на глубины, близкие к предельным для современной науки и практики. Предназначено для поиска и разведки глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых, изучения геолого-физических параметров земных недр, закономерностей образования и размещения минерального сырья, изучения состояния земной коры в научных целях.

Исходя из краткого описания нефтяных и газовых скважин, можно отнести их к объектам, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба назначению. Во-первых, указанные объекты являются сооружениями, и они связаны с конкретным местом на земной поверхности. Во-вторых, схема расположения скважин на месторождениях определяется строго в соответствии с проектами их разработки. В-третьих, скважины представляют собой технические сооружения, которые невозможно переместить без изменения индивидуальных параметров.

Из характеристики скважин как горно-технических сооружений очевидно, что нефтяные и газовые скважины относятся к недвижимому имуществу.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство пока не учитывает специфику скважин как объектов специфичного вида недвижимости. Специфика этих сооружений видится в следующем.

  1. Скважины возводятся в процессе использования участков недр, предоставленных недропользователям для соответствующих целей на определенный срок, установленный в лицензии.
  2. Строительство указанных сооружений осуществляется по специальным горно-техническим нормам и правилам (в отличие от общепринятых в строительстве строительных норм и правил).
  3. Располагаются скважины на земельных участках, имеющих специальный правовой режим, т.к. предоставление земельных участков осуществляется после оформления горного отвода.

С учетом этой специфики необходимо разработать и принять специальное Положение о регистрации прав на недвижимое имущество, создаваемое в процессе использования участков недр. Целесообразно включение в правовой оборот понятия "горное имущество". Такое понятие, как "горное имущество" появилось в проекте структуры Горного кодекса Российской Федерации.

Для сравнения приведем опыт правового регулирования рассматриваемых отношений в других государствах.

Например , в Норвегии принято Постановление о мерах безопасности при разведке и разведочном бурении на залежи углеводородов на Шпицбергене, которое введено Королевским указом от 25 марта 1988 г. в силу статьи 4 Закона от 17 июля 1925 г. N 11 о Шпицбергене. Постановление применяется к вопросам безопасности в связи с разведкой, разведочным бурением на залежи углеводородов или в связи с другой разведочной деятельностью, ведущейся в соответствии с Законом о полезных ископаемых Шпицбергена в тех районах, где залежи углеводородов могут находиться на территории Шпицбергена и на его шельфе в пределах территориальных вод. В статье 19 "Разведка залежей углеводородов" установлено, что обладатели лицензии могут без специальных разрешений в соответствии постановлением проводить следующие операции: магнитные исследования, гравиметрические исследования, сейсмические исследования и другие виды геологических исследований.

Отчет, касающийся подобных исследований, должен быть представлен через губернатора в Норвежский директорат нефти не позднее шести недель до начала исследований. При этом должен вестись ежедневный буровой журнал проведенных исследований. Норвежский директорат нефти и губернатор могут потребовать представления бурового журнала. В самые сжатые сроки, но не позднее шести месяцев до планируемого начала бурения и обслуживания скважин обладатель лицензии должен представить Норвежскому директорату нефти через губернатора проектную документацию (общее описание проекта, организационный план, устанавливающий степень ответственности управляющих всем проектом; описание и оценку местоположения буровой установки (статья 27) и др.). Представляются также чертежи, связанные с предстоящим бурением. Норвежский директорат нефти должен издать письменное одобрение буровой установки с необходимым оборудованием.

Пример Норвегии свидетельствует о том, что бурение скважин не отнесено к строительной деятельности, в связи со спецификой хозяйственной деятельности, связанной с бурением скважин и проведением геологоразведочных работ, разрешение на проведение работ, а также контроль и надзор осуществляются норвежским директоратом нефти.

В Германии правовой режим сооружений, связанных с разработкой месторождений, определяется в горном законодательстве, т.е. законодатель учитывает и специфику хозяйственной деятельности (разведку, добычу полезных ископаемых), и специфику сооружений, служащих этим специфичным видам деятельности. Так, в ст. 2 Горного закона ФРГ от 13 августа 1980 г. определено, что нормы горного законодательства распространяются на:

  1. разведку, добычу и обогащение открытых для горного промысла и относящихся к земельной собственности полезных ископаемых, включая погрузку, перевозку, разгрузку, хранение и складирование полезных ископаемых;
  2. повторное использование поверхности во время и после разведки, добычи и обогащения, открытых для горного промысла и относящихся к земельной собственности полезных ископаемых;
  3. производственные сооружения и производственное оборудование (оборудование), преимущественно служащие или предназначенные служить одному из видов деятельности, названных в п. п. 1 или 2.

Правовой режим буровых скважин определен в параграфе 127 "Буровые скважины" названного Горного закона, в котором установлены нормы, применяемые к процессу бурения: об уведомлении компетентных государственных органов о проведении изыскательских работ, работ по добыче и работ по обогащению полезных ископаемых; об обязанности составления производственных планов (к производству относятся также виды деятельности и сооружений, указанных в ст. 2); о полномочиях правительства на издание постановлений о горных промыслах (об экспертизе, о выдаче разрешений); о горном надзоре.

Очевидно, что требуется совершенствование российского законодательства в сфере регулирования рассматриваемых отношений по следующим направлениям.

В связи с изложенным необходимо внести соответствующие изменения в ст. 48.1 Градостроительного кодекса. А также необходим специальный нормативный акт, в котором регламентируются порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по особо опасным объектам, на которых ведутся горные работы. Представляется, что следует дополнить Закон о регистрации прав на недвижимое имущество специальной главой "Государственная регистрации прав на недвижимое горное имущество и сделок с ним", в которой следует прописать правила такой регистрации, в частности, в этой главе должен содержаться примерный перечень недвижимого горного имущества (в этом перечне должны быть указаны сооружения, к числу которых нами отнесены нефтяные (газовые) скважины); должен быть определен орган, осуществляющий регистрацию; указано место регистрации; установлен порядок регистрации.

Кроме того, целесообразно разработать и принять подзаконные нормативные акты, в которых следовало бы детально изложить правила осуществления проектирования, в том числе экспертизы проектной документации на скважины как вид горного имущества, строительства скважин и регистрации прав на скважины, в зависимости от вида сооружения, а также определить процедуры ведения кадастрового и горно-технического учета; предусмотреть сроки передачи сооружений в случае истечения срока лицензии на право пользования участком недр, реорганизации, ликвидации хозяйствующего субъекта или смены собственника.

Вышеизложенное с очевидностью свидетельствует о том, что в России необходим, конечно, Горный кодекс, в рамках которого должен быть определен правовой режим горного имущества, в том числе скважин, бурящихся при проведении геолого-разведочных работ и разработке нефтяных (газовых) месторождений.