Правовые основы организации и осуществления образовательной деятельности. Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций. Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей сво

Понятие образования в правовом аспекте; роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования; система образования в Российской Федерации; конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации;

правовой статус образовательных учреждений; типы и виды образовательных учреждений и организаций.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности; учредительные документы, регистрация образовательных учреждений; автономия образовательных учреждений; права и обязанности, ответственность образовательных учреждений; типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизация и ликвидация; требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус; учредители образовательных учреждений и организаций.

Тематика семинарских занятий (6 часов).

Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые положения о соответствующих типах и видах, образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления образовательными учреждениями.

2. Понятие качества образования и его правовые основы. Система контроля образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены).

3. Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.

4. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.

5. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений

Задания к семинару:

1. Заполните таблицу, используя типовые положения об образовательных учреждениях:

Тип образовательного учреждения Предназначение Особенности
Общеобразовательное учреждение.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Образовательное учреждение дополнительного образования.
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная школа-интернат.
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Межшкольный учебный комбинат.

2. Классифицируйте высшие учебные заведения по их задачам и структуре.

образовательных учреждений. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации.

Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования . Люди с древних времен работали над тем , как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование . Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование , как первая ступень системы непрерывного образования .

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения , вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании » и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ .

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования , обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования , обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой , которая наполнена необходимыми документами.

Это обязательное лицензирование образовательного учреждения , его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно -правовыми актами в управлении образовательным учреждением , которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании » , т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения , взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель : создание нормативно - правовой базы ДОО , обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи :

Сформировать банк нормативно -правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

Изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения , соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений .

Основополагающими документами нормативно - правовой базы , регламентирующими в условиях введения ФГОС являются :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Р. Ф.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование ; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования . Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования . Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей» . В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей , подчеркивается их ответственность за здоровье, образование , духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса . Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования . Закон очень подробно прописывает , каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов : Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование ,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях : умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня :

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования , немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования . В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования .

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и » гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования . Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении ".

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 .10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования . С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях .

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации образовательной организации ». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации , ее учредителях , месте нахождения, графике работы , уровне образования , формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы , педагогических работниках . Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации , лицензия на осуществление деятельности , свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др . На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг "В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг . Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой из бюджета. Организации , осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета , вправе оказывать платные образовательные услуги , не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования .

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются :

По научно-методическому обеспечению :

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12) .

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении .

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25) .

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения .

3. Договор образовательного учреждения с учредителем .

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении .

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению :

1. Должностные инструкции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению :

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения .

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ").

По финансовому обеспечению :

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения .

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ").

По материально- техническому обеспечению :

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей , выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений , сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении .

Цель изучения: познакомить с нормативно-правовыми и организационными основами деятельности образовательных организаций.

Основные понятия: образовательная организация; организация, осуществляющая обучение; качество образования.

1. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

2. Правовые основы управления образовательной системой.

3. Понятие и система образовательных организаций.

4. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

5. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

6. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

7. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

8. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

Список литературы

, , , , , , , - , , , , .

1. Перечислите типы образовательных организаций в РФ.

2. Сравните полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в сфере образования. Подумайте, есть ли возможность передачи «центром» дополнительных полномочий и расширения компетенций субъектов РФ в сфере образования. Аргументируйте свой ответ.

3. В период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе:

· познакомьтесь с Уставом этой организации, сравните содержание этого документа с теми требованиями, которые предъявляются к уставу образовательной организации в ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 25);



· систематизируйте локальные акты общеобразовательной школы с точки зрения отражения в них основных направлений деятельности этого учебного заведения.

4. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования? В чем отличие понятий «качество образования» и «качество обучения» и можно ли говорить о «качестве воспитания»?

5. В чем смысл и цели управления качеством образования? Возможно ли достижение требуемого качества образования без управления?

6. Какова цель аттестации педагогических кадров?

7. Охарактеризуйте общие требования к оценке труда учителя.

8. Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

9. Допишите предложения.

· Аттестация – это …

· Цель аттестации - …

· Перечислите показатели оценки работы учителя - …

Тема 13

Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство

Цель изучения: сформировать представление о международном образовательном праве и правовых аспектах вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

1. Общая характеристика международного образовательного права.

2. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс».

3. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Список литературы

- , , , , , - , , , .

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что понимается под международным образовательно-правовым пространством? В каких аспектах это пространство соприкасается и взаимодействует с международным политико-образовательным пространством?

2. Какие основные международные акты в области образования известны вам? Соотнесите основные положения этих актов с российскими документами – Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Какие тенденции в развитии международного образовательно-правового пространства проявляются в последние годы? Дайте им характеристику.

4. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о неких международных (в том числе европейских) образовательных стандартах? Если да, то не означает ли это, что мировое (европейские) сообщество идет по пути насаждения единых взглядов на сущность, цели, задачи, содержание, критерии образования?

5. В чем смысл и суть Болонского процесса? Что послужило причиной его возникновения?

6. Были ли причины присоединения России к Болонскому процессу? В чем вы видите плюсы и минусы присоединения России к Болонскому процессу? Аргументируйте свой ответ.

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на экзамен

1. Характеристика основных понятий теории управления: менеджмент, организация, управление, администрирование, система, образовательная система, управление образовательной системой.

2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Предмет и задачи управления школой.

3. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.

4. Школа как социальная организация. Системообразующие факторы школы как педагогической системы. Социально-временные условия функционирования школы.

5. Устройство школы как открытой системы.

6. Основные понятия внутришкольного управления: система управления, функция управления, управленческая задача, процесс управления.

7. Педагогический анализ как функция управления школой.

8. Целеполагание и планирование как функции управления школой.

9. Организация как функция управления школой.

10. Контроль и регулирование как функции управления школой.

11. Управленческая культура руководителя школы: качества эффективного менеджера; функциональные обязанности администрации школы.

12. Особенности педагогического коллектива и управление им.

13. Психологические основы управленческой деятельности руководителя.

14. Формы и методы развития профессиональной культуры педагогов начального образования

15. Понятие и общая характеристика права на образование.

16. Образовательная политика государства в РФ.

17. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.

18. Национальная доктрина образования в РФ.

19. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.).

20. Характеристика системы образования в РФ.

21. Правовой статус обучающихся.

22. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

23. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

24. Обязанности и ответственность педагогических работников.

25. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

26. Правовые основы управления образовательной системой.

27. Понятие и система образовательных организаций.

28. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

29. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

30. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

31. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

32. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

33. Общая характеристика международного образовательного права.

34. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс». Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Понятия по курсу

Аттестация педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Децентрализация управления – процесс передачи, делегирования управленческих функций на нижестоящий уровень управления.

Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).

Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.

Контроль – 1. Процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. 2. Процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менеджер – это профессиональный руководитель; человек профессионально осуществляющий функции управления.

Менеджмент - наука, искусство и вид деятельности, совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности функционирования организации.

Метод управления – 1. Способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности. 2. Способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методическая работа в образовательных учреждениях РФ – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Неформальная организационная структура - сеть реально сложившихся отношений между членами коллектива.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательное законода­тельство (или - законодательство об образова­нии) - комплексная отрасль рос­сийского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре, помимо право­вых норм и институтов, регулирующих образо­вательные отношения в собственном смысле сло­ва, также нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, администра­тивного, трудового, финансового и др.), регулиру­ющих отношения, непосредственно не связанных с осуществлением образовательного процесса (образовательной деятельности).Все эти нор­мы и институты, поскольку они направлены так или иначе на урегулирование отношений, скла­дывающихся в одной сфере - сфере образования, органично взаимосвязаны и образуют системную нормативную (отраслевую) целостность или, иначе, отрасль законодательства об образовании как систему.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Объект управления - это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла­номерные воздействия субъекта управления. Целью такого воз­действия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структур­ном(как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди­видов и групп людей).

Организация – 1. Одно из основных, базовых управленческих действий наряду с планированием, руководством, мотивацией, контролем. 2. Внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной социальной организации; как синоним структуры. 3. Определенная постановка дела. 4. Социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества, система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности.

Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организация социальная - объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).

Организация школьная - 1. Сообщество людей – детей и взрослых. 2. Система их совместной деятельности и общения. 3. Среда жизнедеятельности членов сообщества. 4.Социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.

Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.

Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Педагогическая система – 1. Социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию. 2. Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогический анализ информации - функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Педагогический коллектив - группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогическое самообразование - самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества.

Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.

Правовое пространство – совокупность материальных и духовных, статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора.

Принцип – руководящая идея, основа.

Принцип управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Принятие решения – сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели.

Продуктивность – это характеристика деятельности, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени результатов и связанными с этим затратами.

Процесс управления - непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.

Психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности; ее задача – анализ психологических условий и особенностей управления с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.

Руководство – направление чьей-нибудь деятельности.

Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.

Система социально-педагогическая - система, которая отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся.

Система педагогическая – 1. В широком понимании - это часть социальной системы (общества), учитывающая особенности ее развития. 2. Теоретическая модель объекта педагогической действительности, которая включает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных элементов: педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса, цели, содержание, формы, методы и средства, характеризующие пути достижения цели, взаимодействие субъектов деятельности, успешное решение педагогических задач, направленных на создание условий и достижение определенного результата.

Система образовательная - взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемых как результат отражения соответствующих аспектов реального образования.

Система управления или управляющая система - совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции.

Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход – способ мышления об организационных проблемах и их решениях; увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.

Специализация - форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

Стандарт образования - 1. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Стиль руководства – почерк руководителя, выражающийся в способах и действиях, с помощью которых он решает управленческие задачи.

Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.

Структура - совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого.

Субъект управления - это структурно обозначенные объе­динения людей и руководители на персональном уровне, наде­ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

Управление – 1. Целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию оптимального функционирования и обязательного развития школы. 2. Функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.

Управление школой - особая деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для этого возможностями /условиями/.

Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.

Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Устав школы – свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» уполномоченными органами исполнительной власти.

Функция управления - / от латинского functio – совершение, исполнение/ - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнение определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.

Эффективность управления - характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью.

Юридическая ответственность - обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.

Юрисдикция отражает совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к образованию это понятие отражает специфику нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием - федеральными, региональными, муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.

Список литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М., 2004

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005

3. Болотова Е.Л. Правовой статус учителя: Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения. – М., 2004

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

5. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука, 2002

6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ. – М., 2004

7. Воронин В.А., Коваль О.Ю. Юридический справочник учителя. – Ростов-на-Дону, 2005

8. Вудкокк М., Майс Н. Раскрепощенный менеджер. М., 1991

9. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Новая школа, 2000

10. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003

11. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

12. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000

14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 1999

15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006

16. Менеджмент в управлении школой / Науч. рук. Т.И.Шамова. – М., 1992

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992

18. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. – № 2

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластёнин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

20. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. Учеб. пособие. 2-изд., испр. и доп.-М., 2003

21. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004

22. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие / М.А. Кириллов – М: Познание, 2006

23. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М., 2013

24. Психология управления: Конспекты лекций / Сост. П.М. Касьяник. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005

25. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. Лазарева В.С.- М.: ЦСиЭИ, 1995

26. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007

27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: РПА, 1997

28. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003

29. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995

30. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». – М., 2012

31. Федорова М.Ю. Образовательное право. Уч. пособ. – М., 2004

32. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002

33. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Уч. пособие. – М., 2008

34. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002