Предметом правового регулирования не является отношения. Правовое регулирование

По своим свойствам и регулятивным качествам, заложенной в нем социальной энергии право приобретает значение наиболее действенного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Регулирующее воздействие права на общественное отношение заключается в том, что оно в своих нормах как бы моделирует поведение субъектов этих отношений. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и берутся им под свой контроль, развиваются в заданном направлении для обеспечения всеобщих интересов.

Правовое регулирование определяется различными факторами:

а) уровнем экономического развития общества;

б) его социальной структурой;

в) степенью стабильности и развитости общественных отноше­ний;

г) уровнем правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц;

д) степенью определенности предмета и метода правового регулирования.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных юридических способов и средств, в частности, юридических норм, правосознания, правоотношений, индивидуальных пред­­­­писаний (поднормативное регулирование) и др.

Сферы и пределы правового регулирования указывают на ту область социального простора, на которую распространяется нор­мативно-организующее действие права.

Правильное определение сферы и пределов правового регулирования способствует эффективному использованию юридического инструментария вне сфер, где действуют иные социальные регуляторы.

Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений, которые в принципе могут быть урегулированы правом. Сферой правового регулирования охватывается также та часть социального простора, где необходимо влияние права как обратная реакция на общесоциальные потребности в соответствии с объективными закономерностями развития общества. Пределами правового регулирования в заданном случае будут общесоциальные потребности и интересы.

Таким образом, правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых способов и средств воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, отвечающие определенным требованиям :

1) по характеру они должны быть волевыми, то есть независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и их объединений;

2) участниками отношений, регулируемых правом, не могут быть лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

3) право регулирует только те отношения, которые по своей природе объективно требуют урегулированности и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию (отношения дружбы и любви, как известно, регулируются иными социальными регуляторами);

4) правовым регулированием охватывается лишь сфера наиболее важных принципиальных, с точки зрения общества и государства, общественных отношений.

По мере развития общества одни общественные отношения прекращают свое существование, другие – претерпевают существенные изменения (отношения по использованию ядерной энергии и др.), появляются качественно новые отношения (связанные с правом частной собственности в посттоталитарном обществе и др.). Соответственно возникает необходимость в их правовом регулировании.

В отличии от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Метод правового регулирования –это совокупность юридических способов и приемов, которые используются в данной сфере общественных отношений.

Наряду с предметом метод правового регулирования активно влияет на формирование системы права. Более того, в качестве реальных юридических явлений он обретает жизнь в рамках отраслей права.

В зависимости от круга субъектов, вступающих в правовые отношения, объема содержания их юридических прав, обязанностей и полномочий, соотношения основных способов воздействия на поведение людей (велений, позволений и запретов) в науке права выделяют:

императивный метод, при котором регулирование правовых отношений осуществляется по принципу власти и подчинения, где одна из сторон является обладателем государственно-властных полномочий. Этот метод чаще всего присущ публичному праву, административному и уголовному, хотя используется конституционным правом, а также встречается и в других отраслях права;

автономный или диспозитивный метод основывается на юридическом равенстве сторон данных регулируемых отношений. Стороны имеют право урегулировать свои действия по собственному усмотрению, самостоятельно избрать вариант поведения в пределах, установленных правовой нормой. Автономный метод характерен для частного права (гражданского, семейного и др.).

Основными способами правового регулирования являются:

1) дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

2) веления – возложение на субъектов правоотношений обязанностей к активному поведению (выполнить определенную работу, уплатить и т.п.);

3) запреты возложение на лиц обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных юридической нормой.

Указанные выше способы тесно связаны с субъективным правом, точнее, с правомочиями, составляющими его структуру (право на положительные действия, право требования и право притязания). Причем если при дозволении субъективное право образует само содержание данного способа правового регулирования, то при велении и запрещении право требования принадлежит другим лицам и состоит в том, чтобы обеспечить исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.

В качестве дополнительных способов как своеобразных стимулов к правомерному поведению называют поощрение и рекомендации.

В зависимости от сочетания способов правового регулирования выделяют два основных режима правового регулирования:

общедозволительный , который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»;

специальноразрешительный , в основе которого лежит принцип «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено законом».

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм правового действования.

Государство при помощи юридических норм регулирует общественные отношения, воздействуя на поведение людей тремя способами: дозволениями, велениями и запретами.

Между этими способами обязательно наличие факторов, обеспечивающих перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений, – правосубъективности, юридических факто­в (актов применения права как разновидности юридических фактов), правосознания и правоотношения. Наличие нормативной основы в виде юридических норм уже предполагается, так как в противном случае анализ механизма правового регулирования будет беспредметен.

Стадии механизма правового регулирования.

1. Решение о включении той или иной сферы общественных отношений в сферу правового регулирования.

2. Возникновение на основе юридических фактов конкретных правоотношений, участники которых выступают носителями субъек­тивных прав, юридических обязанностей, полномочий и юридической ответственности. Например, в случае спора о праве или правонарушении правоотношения не возникнут без особой деятельности лиц, обладающих властными полномочиями по применению права (судьи, следователя и др.).

3. Реальная упорядоченность общественных отношений, то есть реализация субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий и ответственности конкретных участников правоотношений.

Соответственно названным стадиям можно выделить и основные элементы механизма правового регулирования.

1. Юридические нормы, составляющие нормативную основу механизма правового регулирования. От уровня правотворчества, степени ясности и четкости нормативных предписаний зависит весь последующий процесс регулирования общественных отношений. В необходимых случаях с помощью конкретных правовых предписаний – актов применения права осуществляется индивидуальное поднормативное регулирование.

2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (в том числе и на основе актов применения права).

3. Реализация права в форме использования участниками правоотношений своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения права.

Нормальный и эффективный, механизм правового регулирования возможен только тогда, когда соблюдаются все запреты, исполняются обязанности и используются права в пределах допустимого, а юридические нормы применяются строго в соответствии с принципами и требованиями законности.

Таким образом, механизм правового регулирования –это система взаимодействующих юридических средств, способов и форм перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов , которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации , путём пропаганды или агитации , в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические , политические и социальные отношения , которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права , отрасль права , правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом - они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные - зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные - всегда зависят от воли законодателя , не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение - предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание - обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов , по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) - обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права .

  • Императивный (субординации) - воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права , где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) - при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права , основанных на равенстве сторон .
  • Поощрительный - субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный - субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный - субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено ». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности ; осуществление гражданского и предпринимательского оборота .
  • Разрешительный - субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено ». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования - Дозволительно-обязывающего . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом ». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов , их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное - регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) - регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры , правоприменительные акты : административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) - регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное - регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное - осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное - осуществляется общественными организациями , коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное - единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное - регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее - распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное - распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное - распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований .
  • Локальное - распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) - происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов , то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) - правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) - деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

См. также

Примечания

Литература

  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М .: ИНФРА М-Норма, 1997. - 570 с. - ISBN 5-86225-404-4
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М .: Юрайт-М, 2002. - 432 с. - ISBN 5-7975-0616-5

Ссылки

  • Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм» . Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - № 1. Проверено 12 декабря 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:

    Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий… … Элементарные начала общей теории права

    Форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь

    Правовое регулирование - (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия

    правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь

    Правовое регулирование - осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях

Объект правоотношения нельзя смешивать с объектом правового регулирования.

Объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения, акты волевого поведения людей – участников общественных отношений, на которые воздействует право.

Сами же по себе субъективные права и обязанности не воздействуют на поведение людей. Их воздействующая роль проявляется лишь в связи с другими звеньями механизма правового регулирования, в частности в связи с юридическими нормами. Значение правоотношений в механизме правового регулирования сводится главным образом к «переводу» предписаний юридических норм в плоскость конкретных субъективных прав и обязанностей. Поэтому, если уж и связывать какую-либо часть механизма с объектом правового регулирования в целом (т.е. с поведением людей), то нужно обратиться к юридическим нормам, образующим основу правового регулирования, а не к правоотношениям.

Но дело не только в этом. Объект образует элемент правового отношения только при широкой трактовке правоотношения, когда

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 81–82.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 136.

Глава XIX. Объект правоотношения

оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания. Но тогда место поведения людей в строении правоотношения оказывается уже определенным: оно образует материальное содержание правоотношения. Если же и при освещении объекта еще раз ссылаться на поведение людей, то это окажется простым повторением, которое, естественно, ни на шаг не продвинет нас вперед.

При характеристике объекта правоотношения нужно исходить не из того, что правоотношение вместе с другими частями механизма правового регулирования воздействует на общественные отношения,

а из особых функций субъективных прав и обязанностей. С этой точ-

ки зрения объектом являются не общественные отношения (поведение людей), а те явления (предметы окружающего нас мира), на которые направлены права и обязанности, а следовательно, и направ-

лено самое поведение участников правоотношения. Таким образом, вопрос об объекте правоотношения представляет собой специальную проблему, решение которой должно помочь нам еще дальше продви-

нуться в освещении содержания субъективных прав и обязанностей и отсюда с еще большей глубиной раскрыть «фактическую сторону» правоотношения1.

В юридической литературе наряду с другими теориями распространена теория «объекта-действия», согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица2.

Сторонники этой теории правильно подчеркивают, что правоотношение включается в состав механизма правового регулирования, участвует в воздействии на общественные отношения, на волевое поведение людей. Однако они не учитывают того, что проблема объекта правоотношения является специальной проблемой, призванной отразить связь правоотношений с системой материальных и нематериальных благ в обществе.

Теория «объекта-действия» может иметь определенное значение только при том условии, если не видеть в правоотношении материального содержания. Тогда, действительно, нужно установить, на что направлены «бессодержательные» права и обязанности, и вовлечь в сферу юридического анализа хотя бы поведение людей. Но при широком подходе к правоотношению, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального

1 О различиях между объектом правового воздействия и объектом правоотношения см.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М.: Юрид. лит., 1970. С. 552–553.

Особо обстоятельное обоснование см.: Иоффе О.С. Правоотношение по советско-

му гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 82–91.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Но может быть подобное повторение необходимо для того, чтобы указать

в правоотношении на специфический «юридический объект»? Ведь материальные и нематериальные блага не принадлежат к чему-то «чисто» юридическому. Однако и реальное волевое поведение людей – это тоже «фактическое», а не «юридическое». Когда, например, отдельные авторы объявляют сначала фактическое отношение (волевое поведение людей) материальным содержанием правоотношения, а затем это же волевое поведение рассматривают в качестве юридического объекта1, то объяснить такого рода «поворот событий» невозможно. Сама постановка вопроса об «юридическом объекте» является крайне спорной. Объект, характеризуя «фактическую сторону» правоотношения, выступает в качестве внешнего, «внеправового» явления

окружающего нас мира.

Если внимательно проанализировать те споры, которые велись по вопросу об объекте правоотношения2, то нетрудно заметить, что они главным образом касались того, следует ли при анализе правоотношения ставить точку на поведении людей (определяя его в качестве объекта), либо, причислив поведение к материальному содержанию правоотношения, идти дальше и тогда определять в качестве объекта разнообразные материальные и нема-

териальные блага.

В последнее время здесь произошло явное сближение теоретических позиций. Так, О.С. Иоффе, рассматривая правоотношение как единство юридической формы и фактического содержания, вполне логично выделяет в правоотношении материальное содержание, а затем и материальный объект3. Правда, О.С. Иоффе продолжает считать, что в правоотношении есть и «юридический объект». Но это уже не меняет существа дела. Что ж, в конечном счете можно останавливаться на волевом поведении людей и дважды: видеть в нем и материальное содержание правоотношения, и «юридический объект». Главное состоит в том, что материальные и нематериальные блага вовлечены в область юридического анализа, используются при характеристике «фактической стороны» правоотношения.

Еще по теме Объект правового регулирования и объект правоотношения:

  1. Общее определение объекта правоотношения. Объект в правоотношениях активного и пассивного типов.
  2. § 1. Страхование как объект правового регулирования. Финансовые правоотношения в сфере страхования
  3. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.
Имеются два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) причин, сообразно специфике и существующим связям между общественными отношениями. Ибо главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.
Такие отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего своей целенаправленностью, содержанием и формой. Так, в процессе государственного управления складываются отношения власти и подчинения: граждане, должностные лица и органы обязаны выполнять законные распоряжения и указания вышестоящих должностных лиц и органов. Своеобразие этих отношений заключается в том, что они имеют "вертикальную" форму: управляющее должностное лицо (или орган) располагается как бы сверху, а исполнители его воли – как бы внизу. Качественная обособленность таких отношений определяет и своеобразие регулирующих их правовых норм: по своему содержанию эти нормы предназначены для регулирования управленческой деятельности, а их юридической форме свойствен обязывающий, императивный характер. В силу этого нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе государственного управления, образуют самостоятельную отрасль права, отличающуюся от других отраслей.
Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.
Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, однопорядковые позиции;
той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве – из договора, в гражданско-процессуальном праве – по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов;
особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами;
санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.
Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
В то же время было бы неверным полагать, что метод формируется законодателем произвольно, по его усмотрению. В конечном итоге своеобразие метода определяется предметом правового регулирования. Так, в приводившихся выше примерах метод закрепления "вертикального" взаиморасположения участников отношений, урегулированных административным правом, явно произведен от характера существующих отношений в сфере государственного управления, то есть от предмета административного права. Зависимость метода от предмета регулирования можно продемонстрировать и на примере уголовного права: крайняя опасность преступного поведения, необходимость охраны правопорядка диктуют такие своеобразные черты метода уголовного права, как его строго обязывающий (императивный) характер, ответственность преступника перед государством.
Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права. Однако этот процесс достаточно сложен и требует специальных научных исследований. Отдельные отрасли права не всегда можно разграничить как из-за трудностей в классификации смежных институтов, так и из-за отсутствия четких критериев обособления отдельных подотраслей права в самостоятельную отрасль. И по настоящее время в юридической литературе ведутся дискуссии о том, можно ли считать авторское, лесное, жилищное, исправительное право самостоятельными отраслями.
Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся о ней научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с сохранностью окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

\Проблема предмета и метода правового регулирования в юридической науке обычно рассматривается на основе поиска критериев выделения отраслей права (Самостоятельности отрасли признаки –свой предмет и метод правового регулирования).

Данному вопросу были посвящены 3 дискуссии:

1. 1939-1941гг., в ходе которой в качестве основания деления права на отрасли рассматривался предмет правового регулирования.

2. 1956-1958гг. – предмет и метод (предмет основной, метод дополнительный)

3. Дискуссия 1982-1984 годов подтвердила выводы второй дискуссии. В то же время она характеризовалась крайней полярностью мнений. Кроме того, было предложено отказаться от самого понятия «отрасль права» в пользу понятия «отрасль законодательства». Лившиц всегда считал, что нет отраслей правая, есть отрасль законодательства как совокупность НПА, регулирующих определённую группу общественных отношений

4. В настоящее время рассматривается проблема метода правового регулирования в связи с возрождением идеи о делении права на публичное и частное.

Предмет правового регулирования-это определённая сфера общественных отношений, обусловленная спецификой человеческой деятельности. Является основным материальным критерием отрасли. Он охватывает следующие элементы:

1. Субъекты (то есть круг потенциальных участников правоотношений)

2. Обстоятельства, с которыми связывается действие норм права (юридическиефакты)

3. Объекты регулирования(в определённых случаях право содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса- участие в обороте тех или иных объектов- вопрос об оборотоспобности).

Метод правового регулирования- совокупность приёмов, способов и средств воздействия на общественные отношения. Метод является юридическим (дополнительным) критерием отрасли.

Компоненты метода:

1. Установление границ правового регулирования

2. Закрепление прав и обязанностей субъектов правоотношений

3. Наделение участников отношений правоспособностью и дееспособностью

4. Определение мер юридической ответственности.

Виды методов:

Императивный и диспозитивный

См. учебник Лазарева учебник ТГП.

Жёсткие ограничения для правовоприменителей д.б установлены.

Типы правового регулирования различаются в зависимости от того, какая это сфера: публичное право или частное право.

Общедозволительный тип «разрешено все кроме прямо запрещённого».- для граждан.

Соотношение: состояние здоровья депутатов общедозволительный – любое. , состовние здоровья служащих полиции- основание для отказа в приеме на работу. (общезапретительный)

Общезапретительный «Запрещено всё, кроме прямо разрешённого» для ОГВ и ОМУ.

Соотношение системы права, правовой системы и законодательства.

Правовая система представляет собой совокупность всех правовых явлений, всей правовой действительности, направленный на регулирование общественных отношений.

Правовая система охватывает: право, юридическую практику и правовое сознание.

ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА КАРТАШОВА «ОСовокупность юридической деятельности, накопленного прового опыта

Правотворчество (правотворческая практика)

Правоприменение

Интерпретационная практика(правотолкование)

Систематизация права

Правосознание то как право отражается в сознании

Система права является объективным основанием системы законодательства.

Система права и система законодательства соотносятся в целом как содержание и форма.

СП СЗ.
норма права

Могут излагаться не только в виде

НПА но и обычаев и прецедентов

Система права носит объективный характер, система законодательства во многом субъективна (зависит от усмотрения законодателя). Лившиц говорит, что нет отраслей права, нужно рассматривать только отрасли законодательства. Система права состоит из норм права. СИСТЕМ ЗАКОНОДАТЕЛСТВА – из нормативно-правовых актов. Система права строится главным образом, по горизонтали. Система законодательства- как по горизонтали, так и по вертикали.

В системе законодательства можно выделить более крупные, нежели отрасль компоненты. Это так называемые законодательные массивы(комплексы).

Законодательный комплекс борьбы с преступностью (УК, УПК, УИК).

Правотворчество

Первый вид юридической практики.

1. Понятие правотворчества

2. Принципы и функции правотворчества

3. Стадии правотворчества

Правотворчество- по содержанию возведение государственной воли («общенародной воли») в статус закона

По существу: деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдума всего народа, направленная на создание, изменение, или отмену норм права путём принятия нормативно- правовых актов (форма в которой содержатся нормы права).

Есть примеры расширительного, толкование Конституционного суда (Гаджиев ещё указывал что КС негативный правотворец).

ПРИЗНАКИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

Являются составной частью правовой системы и правовой культуры любого общества. Через правотворчество правовое регулирование приобретает юридическую форму.

По актам правотворчества можно судить об уровне правовой культуры общества.

Является разновидностью юридической практики

Осуществляется:

1. Компетентными государственными органами

2. Должностными лицами

3. Народом.

4. Общественными организациями (санкционированное или делегированное правотворчества. Создание правил «вовне» для других. ПРИМЕР СССР: деятельность профессиональных союзов.

С этими четырьмя субъектами не согласуется локальное правотворчество.

Локальное правотворчество – деятельность субъектов управления в организациях различных форм собственности по принятию нормативных актов, распространяющихся на данные организации.

Правотворчество носит властный характер.

Направлено на расширение, уточнение или сужение сферы правового регулирования.

Опосредуется правом и иными социальными нормами.

Правотворчество опосредуется правом. Существует строгая законодательная процедура. Существуют регламенты палат парламента.

Представляет собой средство социального управления. (в первую очередь- государственного).

Представляет собой особое производство, которое необходимо соотвествующим образом организовать и спланировать, где есть свои производители и потребители

А также своя технология.

Связано с преобразованием социальной действительности- влечёт разнообразные изменения в общественной жизни.

Правообразование и правотворчество. Раньше и позже правотворчества закаончивается правообразование

Реализация права.

1. Действие права

2. Понятие реализации права

3. Формы и методы реализации права

4. Применение права

Действие права- это 1)информационное, «)ценностно-мотивационное и непосредственно 3)регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определённого пространства, времени, круга лиц.

Действие права означает перевод социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику в поведение личности, образ жизни общества.

Ценностно- мотивационное получая информацию о нпа мы соизмеряем с ним поступки.

Согласование поведения с правилом.

Действие права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами.

Внешняя сторона- с формами и методами правового воздействия, а также с формами правомерного поведения.

Действие права в целом связано с интересами и потребностями людей, а также с деятельностью государства по претворению права в реальную действительность.

Правовое воздействие включает в себя правовое регулирование, будучи более широким понятием.

Реализация права.

Нерсесесянц различает право и закон.

С позиции различения права и закона реализация права представляет собой воплощение права как высшей социальной справедливости в действиях субъекта социального общения.

В этом смысле реализация права происходит в первую очередь путём законотворчества.

Путём принятия правовых законов, в которых отражаются объективные и естественные требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов представляет собой вторичный процесс, а именно: конкретизацию права, выраженного в законах.

Две сущности: классовая и государственная.

В англосаксонской правовой системе реализацией права занимаются и судебные органы. В романно - германской суды обращаются к праву при пробельности права (аналогия права).

Принципы права применяются Конституционным судом.

Граждане реализуют право в процессе референдума.

Обычно реализация права в учебной и научной литературе, а также в юридической практике отождествляется с реализацией закона (нормативно-правового акта), или норм права.

В этом смысле реализация норм права- процесс и результат осуществления нормативно-правовых предписаний путём соблюдения, исполнения и использования, через правомерное поведение граждан, их организаций, а также органов государства.

Реализация права- деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

Реализация права как процесса и как результата.

Толкование грамматическое

Систематическое толкование

Реализация права как результат-это достижение полного соответствия между требованиями норм права и фактическим поведением.

Реализация права как процесс имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона-это правомерные деяния, субъективная сторона-это отношения субъета к реализуемым нормам права.

Форма реализации права – по субъекту индивидуальная и коллективная.

По характеру праворелизующих действий

По способам правового регулирования

1. Соблюдение

2. Исполнение

3. Использование.

Особая форма – применение права.

От необходимости привлечения уполномоченных субъектов выделяется непосредственная реализация права и опосредованная (применение права).

Соблюдение запреты

Исполнение обязанности

использование дозволение

Исполнение –активное совершение действий, предписанных законом

Право в объективном смысле предоставляет и право в субъективном смысле.

Использование- использование представленных законом возможностей.

Выделение форм реализации права связано с проблемой формирования у граждан, должностных лиц, организаций, определённых мотивов к реализации правовых предписаний.

Использование обеспечивается таким стимулом, как интерес, который содержит управомочивающие нормы.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий.

Правовые обязанности реализуются как под угрозой неблагоприятных последствий, так и путём компенсации затраченных усилий.

Обязанности предполагают выполнение активных действий, затрату усилий.

Способы реализации права- принуждение и побуждение

Можно выделить политические и идеологические методы реализации права.

Применение права- деятельность компетентных органов по реализации норм права путём вынесения индивидуально конкретных предписаний.

Основные признаки применения права:

1. ЯВЛЯЕТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЮРИДЧИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

2. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЛАСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ СУБЪЕКТОВ

Власть подразумевает минимум двух неравных субъектов: властвующего и подвластного

3. СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ПУТЁМ ВЫНЕСЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ АДРЕСАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА-

4. ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

5. НОСИТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КАЗУАЛЬНОЕ ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ акты казуальаного регулирования (конкретная ситуация).

6. Осуществляется в особых процедурных формах. Регламентировано процессуальными нормами права.

7. Представляет собой сложный стадийный процесс

8. Носит творческий характер, подразумевающий персоницфицированный подход к разрешению. конкретных дел.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ: потому что субъект права занимается и соблюдением и использованием норм права.

«опосредованная форма реализации права через властный орган.

Одна из особенностей применения права в том, что это сложный стадийный процесс.

1. Установление фактической основы дела

2. Установление юридической основы дела.

3. Вынесения решения по делу.

Принципы правоприменения.

1. Обоснованность (относимость, допустимсоть доказатльств)

2. Законность (неправильное примненние неправильный выбор неверное толкование)

3. Целесообразность

Относится к вынесению решения по делу. Соответствие решения определённым целям.

Противники принципа считают, что закон сам по себе целесообразен.

(принцип справедливости) действует когда есть возможность усмотрения, выбора правоприменителя.

4. Стадия- стадия исполнения решения.

Способы преодоления пробелов в праве. (примеры найти к экзамену).

Пробел в праве- это отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний, в отношении конкретных обстоятельств, которые находятся в сфере правовой регламентации и требует юридического воздействия.

Возможно восполнение- создание нормы права законотворцем

Преодоление пробела- к данному случаю.

Правоприменительные органы вынуждены преодолевать пробелы.

Виды аналогия закона норма права регулирующая сходные отношения

Аналогия права- использование общих принципов права.

В уголовном праве аналогия закона не применятся

Нет преступления, предусмотренного в законе нет наказания, предусмотренного в законе.

Пример аналогия закона

ЗАКОН ОБ ООО НЕ ПРЕДУМОТРИВАЕТ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ И ИСП_СЯ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ АКТИВОВ В АО

По аналогии права пример: Постановление Пленума Верховного суда обвиняемый в преступлении обратился в суд с просьбой предоставить переводчиков так как большая часть свилдетелей укараинцы.

УПК ничего не говорит об этом случае, а ВС отменил приговор на основе общих принципов права.

Со стадиями взаимосвязаны принципы и структура. В судебном решении выделяются части: вводная, мотивировочная, описательная и резолютивная.

Не все акты применения права могут иметь все части.

Пример: приказ о приёме на работу.

Усечённая часть

Указ Президента о награждении орденом, почётным знаком.

Требования к применению права структура актов применения права и стадии нояст практический характер.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08