Предоставления земли без предоставления прав на землю. Условия предоставления земельных участков без проведения торгов. Основания для отказа в приеме документов

| Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 , пунктом 3 статьи 15 , пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.


оглавление | вперед >>

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В свою очередь, порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.

Однако, как и разрешение на использование земельных участков, ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. В свою очередь, именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.

Более того, следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6. Земельного кодекса, является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку как отмечалось уже выше действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, осуществляется бесплатно.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.03.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.03.2015

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

  • 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
  • 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьёй 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
  • 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
  • 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • 7) цель использования земельного участка;
  • 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
  • 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
  • 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.


Вначале, давайте уточним что имеется ввиду под «использование земельного участка без предоставления». Использование земель без предоставления и установления сервитута означает право получения какой-либо выгоды с земельного участка, пользование его ресурсами.

Использование земли без предоставления земельного участка – это безвозмездное пользование землями на основании договора, которые находятся государственной либо муниципальной собственности.

Какими законодательными актами регламентируется данная процедура?

В общем и целом, вся процедура предоставление условно разрешенного вида использования земельного участка осуществляется в соответствии ЗК РФ. Открыв главу V.6 вы найдёте исчерпывающую информацию в перечне статей 39.33 , 39.34 , 39.35 , 39.36 .

Перечень данных законов вошли в силу достаточно недавно, а именно с 1 марта 2015 года . Летом 2014 года был принят закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Условия

Использование земельного участка без предоставления земельного участка доступно физическим, а также юридическим лицам, здесь отсутствуют всякие ограничения, т.е каждый может использовать землю на таких условиях. Но и тут есть некоторые нюансы, ведь использование земли без предоставления и установления сервитута возможно только:

  • для геологического исследования недр;
  • для расположения мест торговли, рекламных конструкций и иного;
  • для осуществления инженерных изысканий.
    Справка : инженерные изыскания – спектр исследований, которые проводятся с целью выявить наилучшее с экономической и технической стороны строительного места;
  • для ремонтных работ автодорог, линий связи и прочих линейных объектов. Для возведения сооружений на некоторое время, которые несут вспомогательный характер;
  • для комплекса мероприятий, связанных с развитием, а также сохранением привычного образа жизни народов Дальнего Востока, Сибири, Севера. Данный пункт исключается в отношении земель, которые принадлежат к лесному фонду.

Также к условиям разрешения на использование земельного участка без предоставления ему самого участка можно отнести тот нюанс, что при порче либо уничтожении почвы человек, который использовал эту землю, обязан:

  • рекультивировать земли , которые непригодны для дальнейшего использования;
  • осуществить ряд процедур для восстановления земли .

Важно : Также закон обязывает использовать земельные наделы исключительно в целях, описанных выше.

Кроме обязанностей, лица имеют некоторые права :

  • при принятии решения изменить вид разрешённого использования, вы имеете право подать прошение;
  • при желании перевести земельный надел участок в частную собственность или в аренду, у вас есть возможность подать об этом заявление, которое вероятнее всего будет удовлетворено.

Что такое разрешение на использование земель, когда оно необходимо?

Разрешение использование земельного участка без предоставления – это документ, выданный уполномоченным органом, который разрешает использовать землю в целях, описанных ниже.

Разрешение на использование земельного участка без предоставления: когда оно необходимо?

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо :

  1. для осуществления изысканий.
  2. Для геологического исследования недр.
  3. Для возведения сооружений на некоторое время, которые несут вспомогательный характер.
  4. Для комплекса мероприятий, связанных с развитием, а также сохранением привычного образа жизни народов Дальнего Востока, Сибири, Севера. Данный пункт исключается в отношении земель лесного фонда.

Важно : Как только земля будет предоставлена физическому либо юридическому лицу – разрешение автоматически аннулируется.

Пошаговая инструкция

  1. Для начала в исполнительный орган физическим либо юридическим лицом должно быть подано заявление . Как его составить? Нужно просто указать в нем такую информацию:
    • для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные;
    • для юридического лица: название, местонахождение, информация о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, организационная форма деятельности;
    • информация об доверенном представителе (ФИО, информация для связи, данные подтверждающего его права документа);
    • список целей, в согласии с которыми планируется использовать землю и её ресурсы;
    • время, на которое требуется дать земельный надел в пользование;
    • кадастровый номер участка.
  2. После заполнения заявления прикрепите следующие бумаги (обязательно) :
    • план намеченных границ на кадастровой карте (на месте указания координат характерных точек территориальных границ);
    • копии документов, подтверждающих права представителя.
  3. Также могут потребоваться :
    • выписка ваших прав на недвижимость и осуществление сделок с ним из гос.реестра;
    • выписка земельного надела из кадастра;
    • документ, разрешающий проводить исследования по изучению недр.

    Важно: Желательно прикрепить эти бумаги сразу, так как их могут запросить позже и это замедлит общий процесс.

  4. Ожидать принятия решения . В среднем на это уходит 3 с половиной недели. Еще три дня придётся ждать прихода решения на почту заказным письмом.

Основания для отказа и что делать в таком случае?


Вам могут отказать в выдаче разрешений если :

  • желаемый земельный надел уже является частной собственностью;
  • вы указали цели использования земли, которые не являются допустимыми согласно вышеперечисленному списку, который регламентирован первым пунктом статьи 39.34 Земельного Кодекса;
  • в вашем заявлении были обнаружены нарушения (например, ошибки, неполное указание данных, не весь требуемый пакет документации).

Что делать?

  • Если вам отказали по причине того, что земля уже кому-то предоставлена, то найдите другой подходящий участок и обратитесь заново;
  • если указанная вами цель использования является недопустимой, то пересмотрите этот вопрос и выберите те цели, которые не запрещены законом;
  • если в вашем заявлении были обнаружены нарушения, то подайте заявление заново, с учетом всех исправлений и с полным пакетом бумаг.

Заключение

Теперь вы полностью ознакомлены с такой новой возможностью как использование земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления. Информация, которая изложена в данной статье, поможет не только сэкономить время на поиске информации, но и избежать ненужных проблем, связанных с использованием земельных участков без предоставления и установления сервитута.