Предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево. Объезд препятствия по пдд

Казалось бы, простые знаки 4.2.1—4.2.3, показывающие на то, с какой стороны объезжать то или иное препятствие, самые простые, но бывает, даже они вызывают некоторые затруднения. В этом нет ничего зазорного ни для новичка, ни для опытного водителя. Соблюдение ПДД - это основная функция участников движения, и в случае если вы что-то не знаете — лучше это разобрать подробней. Сегодня постараемся рассмотреть знак «Объезд препятствия справа или слева», не оставив без внимания никакую деталь, связанную с ним.

Значение

Если вы подзабыли группу знаков, показывающих правильный объезд какого-либо препятствия, давайте проведём восстановление вашей памяти. Таких знаков в своде ПДД России - три.

Знак 4.2.1 гласит, что объезжать возникшую преграду можно только справа. В случае объезда с другой стороны инспекторы, отвечающие за соблюдение безопасности дорожного движения, обязаны будут вас наказать.

Знак 4.2.2 показывает, что объезд осуществим только слева, соответственно справа запрещён.

Знак 4.2.3 - самый демократичный и носит название «Объезд препятствия справа или слева», то есть он просто показывает водителю, что перед ним преграда и её необходимо объехать с комфортной для него стороны.

Устанавливают их в основном в следующих случаях:

  • ремонт дороги;
  • при аварийных ситуациях;
  • внеплановых ЧП на проезжей части;
  • при обустройстве клумб или островков безопасности.

Все они требует подчинения, в противном случае на вас будет наложен штраф или же вас лишат прав на некоторое время.

Как объезжать препятствие и вести себя в спорных ситуациях

Естественно, первые два знака чётко указывают на единственно правильную сторону объезда преград. Но как правильно использовать третий? Давайте разберём.

Приоритетной стороной объезда будет правая, ибо слева всё-таки встречная полоса. В случае если нет возможности или манёвр справа создаст угрозу безопасности другим участникам движения — можно объехать препятствие слева. Всё это нужно делать максимально осторожно и внимательно. Главное, не бойтесь этого знака, всегда соблюдайте принципы дорожного движения и проблем у вас не возникнет.

Интересным может показаться, к примеру, пересечение сплошной или выезд на тротуар при этом знаке. Что же делать? Ну, во-первых, вы должны принимать решение очень быстро, если возможности объехать по-другому нет, действуйте в соответствии со знаком. Если же есть вариант объехать, попутно не нарушая другие правила, желательно воспользоваться таким путём. Во-вторых, при возникновении спорных ситуаций, вам очень поможет машинный регистратор, который докажет правомерность ваших действий. Это очень трудно трактуемый, с точки зрения закона, момент, поэтому вдаваться в более подробное описание не стоит. Вам важно знать, что в большинстве таких случаев закон на вашей стороне.

Дорожные знаки классифицируются на 8 типов:

Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Знаки особых предписаний
Информационные знаки
Знаки сервиса
Знаки дополнительной информации (таблички)

За частую, дорожные знаки дублирует, дорожной разметкой. Все о дорожной разметке, Вы можете прочитать в нашем разделе дорожная разметка.

Описание знаков дорожного движения.

Предупреждающие знаки - первая категория знаков дорожного движения. Номера предупреждающих знаков начинаются на цифру «1». Знаки данной категории информируют водителя об опасностях на дорогах. Знаки предупреждают о приближение к железнодорожному переезду, об опасных поворотах, о крутых подъемах или спусках, о сужении дороги.

Знаки приоритета - вторая категория знаков дорожного движения. Номера знаков приоритета начинаются на цифру «2». Знаки данной категории распределяют приоритеты поезда пересечения проезжих частей (перекрестков) или проезда узких частей дорог. В категорию знаков приоритета входят такие знаки как: главная дорога, уступи дорогу, пересечение со второстепенной дорогой и т.д.

Запрещающие знаки – третья категория знаков дорожного движения. Номера запрещающих знаков начинаются на цифру «3». Знаки данной категории запрещают движение транспортных средств изображенных на знаке, а так же запрещают движение всех транспортных средств за редким исключением. Запрещают остановку, стоянку, обгон транспортных средств, ограничивают скорость движения.

Предписывающие знаки – четвертая категория знаков дорожного движения. Номера предписывающих знаков начинаются на цифру «4». Знаки данной категории обязывают водителей транспортных средств, двигаться только в том направление, в котором предписывает знак, ограничивают минимальную скорость движения и т.д.

Знаки особых предписаний – пятая группа знаков дорожного движения. Номера знаков особых предписаний начинаются на цифру «5». Знаки данной категории регулируют дорогу с односторонним движением, обозначают жилую зону, автомагистрали, дорогу для автомобилей, пешеходные переходы, зону искусственной неровности, начало и конец населенных пунктов, направление движения по полосам и т.д.

Информационные знаки – шестая группа знаков дорожного движения. Номера информационных знаков начинается на цифру «6». Знаки данной категории информируют водителей о парковках, номерах дорог, о названиях объектов, схемах движения на сложном перекрестке, указывают направления, обозначающие место разворота или зону для разворота и т.д.

Знаки сервиса - седьмая категория знаков дорожного движения. Номера знаков сервиса начинаются на цифру «7». Информируют водителей о наличии на дороге автозаправочных станциях, гостиниц или отелей, станций технического обслуживания транспортных средств, о местах отдыха или ночевки.

Знаки дополнительной информации – последняя восьмая группа знаков дорожного движения. Номера дополнительных знаков начинаются на цифру «8». Обозначают для водителей начало или конец зоны действия знаков, под которыми установлена табличка, протяженность опасного участка дороги, обозначают на какой вид транспортного средства распространяется знак, под которым установлена табличка, обозначает способ парковки и т.д.

Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.

3.1 “Въезд запрещен”.

Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

3.2 “Движение запрещено”.

Запрещается движение всех транспортных средств.

3.3 “Движение механических транспортных средств запрещено”.

3.4 “Движение грузовых автомобилей запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

3.5 “Движение мотоциклов запрещено”.

3.6 “Движение тракторов запрещено”.

Запрещается движение тракторов и самоходных машин.

3.7 “Движение с прицепом запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

3.8 “Движение гужевых повозок запрещено”.

Запрещается движение гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон скота.

3.9 “Движение на велосипедах запрещено”.

Запрещается движение велосипедов и мопедов.

3.10 “Движение пешеходов запрещено”.

3.11 “Ограничение массы”.

Запрещается движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

3.12 “Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства”.

Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

3.13 “Ограничение высоты”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.14 “Ограничение ширины”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.15 “Ограничение длины”.

Запрещается движение транспортных средств (составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.16 “Ограничение минимальной дистанции”.

Запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке.

3.17.1 “Таможня”.

Запрещается проезд без остановки у таможни (контрольного пункта).

3.17.2 “Опасность”.

Запрещается дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией, пожаром или другой опасностью.

3.17.3 “Контроль”.

Запрещается проезд без остановки через контрольные пункты.

3.18.1 “Поворот направо запрещен”.

3.18.2 “Поворот налево запрещен”.

3.19 “Разворот запрещен”.

3.20 “Обгон запрещен”.

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

3.21 “Конец зоны запрещения обгона”.

3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”.

Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

3.23 “Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям”.

3.24 “Ограничение максимальной скорости”.

Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

3.25 “Конец зоны ограничения максимальной скорости”.

3.26 “Подача звукового сигнала запрещена”.

Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подается для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

3.27 “Остановка запрещена”.

Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.

3.28 “Стоянка запрещена”.

Запрещается стоянка транспортных средств.

3.29 “Стоянка запрещена по нечетным числам месяца”.

3.30 “Стоянка запрещена по четным числам месяца”.

При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).

3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Обозначение конца зоны действия одновременно нескольких знаков из следующих: 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30.

3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.

3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

Знаки 3.2 – 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Действие знаков не распространяется:

3.1 – 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19 – на маршрутные транспортные средства;

3.27 – на маршрутные транспортные средства и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, обозначенных разметкой 1.17 и (или) знаками 5.16 – 5.18 соответственно.

3.2, 3.3, 3.5 – 3.8 – на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестку;

3.28 – 3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”, а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;

3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”;

Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Действие знака 3.24, установленного перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, распространяется до этого знака.

Зона действия знаков может быть уменьшена:

для знаков 3.16 и 3.26 применением таблички 8.2.1;

для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;

для знаков 3.27-3.30 установкой в конце их действия повторных знаков 3.27-3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 – с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

Сложно представить себе жизнь автолюбителя без дорожных знаков. Они – обязательный элемент организации дорожного движения.А тема знаки дорожного движения является весьма актуальной транспортных средств.

Попробуем и мы разобраться в наиболее сложных вопросах, связанных с дорожными знаками.

Достоинства и преимущества

Дорожные знаки – это одно из самых популярных и удобных средств регулирования дорожного движения в мире (вообще) и России (в частности). Что придает им особую ценность и значимость?

Во-первых, ДЗ очень представительны , и их большое количество дает возможность организаторам дорожного движения использовать их для достижения самых разнообразных целей (о чем-то предупредить, что-то запретить или предписать, проинформировать и пр.).

Во-вторых, они достаточно наглядны . Как правило, несложно догадаться о требованиях, выдвигаемых знаками, ибо каждый из них представляет собой некую – понятную всем – символику.

В-третьих, ДЗ – это не особо затратный способ организации движения . По сравнению с разметкой, светофорами и регулировщиками, процедура установки знака очень экономична.

В-четвертых, это стабильный регулятор движения . Если зимой разметка может быть занесена снегом, что делает ее трудноразличимой, то дорожные знаки не имеют такого недостатка. Светофор, в свою очередь, требует обязательного энергоснабжения, которое может нарушаться (или не везде возможно).

В-пятых, это самое долговечное средство регулирования . Если разметка имеет обыкновение изнашиваться и становиться неразличимой, если светофор требует постоянного сервисного обслуживания, если не может работать без отдыха, то дорожные знаки будут функционировать очень долго.

Указанные достоинства свидетельствуют об особом статусе дорожных знаков в практике регулирования дорожного движения.

Группы знаков дорожного движения

Исключительно для удобства и максимально четкого понимания водителями принципов установки и действия, все дорожные знаки подразделяются на 8 основных групп:

  1. Особых предписаний.
  2. Информационные.
  3. Сервиса.
  4. Дополнительной информации (или таблички).

И каждая группа знаков выполняет строго определенные функции в области регулирования дорожного движения.

Краткая характеристика

Предупреждающие знаки выполняют функцию информирования водителей о том, что они приближаются к опасному участку дороги. При этом характер опасности отражает символика самого знака.

Как правило, предупреждающие знаки ни к чему водителя не обязывают, но обосновывают необходимость проявить внимательность и осторожность. Именно поэтому практически все предупреждающие знаки устанавливаются предварительно – на некотором расстоянии до начала опасного участка дороги.

2. Знаки приоритета

Эта группа знаков невероятно важна. Они указывают на очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений, а также узких участков дороги, где затруднен или невозможен встречный разъезд.

Как показывает практика, игнорирование данных знаков является одной из наиболее распространенных причин . Именно поэтому знание требований, которые предъявляют знаки к водителю, а также неукоснительное соблюдение их требований – это залог безаварийной езды.

Одни из самых коварных и трудно усваиваемых знаков. А все потому, что запрещающих знаков много. А еще они имеют большое количество исключений из общих правил.

Цель запрещающих знаков – ограничить или исключить движение определенных участников, ввести ограничения на направление движения, скорость, выполнение ряда маневров и пр. И в редких случаях – отменить ранее введенные запреты.

Запрещающие знаки очень важны для обеспечения безопасности движения. Именно поэтому любое нарушение их требований карается нормами административного права РФ.

Предписывающие знаки предназначены для введения или отмены режимов движения (скорости, направления и пр.)

Данная группа дорожных знаков, предписывая некий режим движения, начинает походить на действие запрещающие знаков. И это действительно так. Но только с одной поправкой: запрещающие знаки вводят негативный (запретительный) режим регулирования, а предписывающий – позитивный. Иными словами, предписывающие знаки отвечают на вопрос: «Что должен сделать водитель?».

Близость этих знаков к запрещающим делает их очень важными в деле организации дорожного движения и безопасности на дороге.

Указанные знаки очень близки к знакам предписывающим. Еще бы, у них даже в названии присутствуют однокоренные слова: «предписывающие», «предписаний». Да и назначение их — тоже родственны: знаки особых предписаний применяются для введения особых режимов движения или отмены таких режимов.

Не зря раньше и предписывающие знаки, и знаки особых предписаний входили в единую группу указательных знаков. Отличие же их состоит в том, что предписывающие знаки вводят какое-то одно требование, а интересующая нас группа – сразу несколько предписаний. Это делает знаки особых предписаний актуальным средством регулирования дорожного движения.

Основное назначение информационных знаков (судя даже по названию группы) – это информирование участников дорожного движения о расположении различных объектов (преимущественно населенных пунктов) и расстояниях до них. Кроме того, эта весьма обширная группа знаков выполняет и функции извещения об установленных режимах движения.

Как правило, водители попросту игнорируют информационные знаки, считая их несерьезными. И очень даже зря! Во-первых, есть среди них и весьма коварные, которые не только информируют, но и вводят запретительный режим регулирования. Во-вторых, информация никогда не бывает лишней.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по сравнению с запрещающими и предписывающими знаками, знаками приоритета и особых предписаний, указанная группа очень даже безобидна.

Эта самая благородная группа знаков. Знаки сервиса извещают водителя о приближении или расположении в пределах дороги важных объектов дорожной и прочей инфраструктуры: больниц, гостиниц, мест отдыха, станций техобслуживания и прочих объектов.

С точки зрения требований, предъявляемых к водителям, знаки сервиса – самая безобидная группа. Они вообще ничего не требуют от водителя, а посему – не могут стать причиной его наказания.

Несмотря на уничижительное название – «таблички», — данные знаки являются очень важными в системе дорожного движения. Их цель – дополнить, уточнить, огранить действия других дорожных знаков.

Иными словами, таблички самостоятельно никогда не применяются. Дело в том, что они не несут в себе законченной смысловой информации. Удел табличек – находиться в сочетании с другими знаками. Но именно это и делает их важным средством организации дорожного движения.


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Объезд препятствия слева – маневр, за который многие водители поплатились штрафом или даже лишением прав. При этом справедливо назвать таких водителей не злостными нарушителями, а потерпевшими. Суть проблемы в недосказанности законодательных актов, регулирующих правила объезда препятствий.

Типичная ситуация

Представим с одной полосой для движения в каждую сторону, которая разделена разметкой 1.1. Разумеется, справа тротуар, вблизи которого припаркован грузовик. Габариты вашего автомобиля не позволяют вам совершить безопасный объезд препятствия слева, не заехав за разметку 1.1, что автоматически ведет к грубому нарушению. Разве не типичная ситуация для города?

Как быть

Один из возможных вариантов развития событий:


Бороться за свои права в таком случае заставляет не столько принципиальность позиции, сколько грозящая мера наказания. За неповиновение требованию пункта 4 статьи 12.15. водителю грозит штрафная санкция в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода. Тогда как нарушение по ст. 12.15.3 обернется для водителя лишь штрафом в размере от 1000 руб. до 1500 руб. Особую бдительность следует проявлять водителям, которые уже были оштрафованы по статье 12.15.4. Фиксация рецидива повлечет за собою лишение водительского удостоверения сроком на один год. Если неправомерный объезд был зафиксирован сертифицированными средствами с функцией фото- и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме, водитель получит «письмо счастья», уведомляющее о наличии штрафа в размере 5 000 руб.

Альтернативное решение

У сложившейся ситуации есть еще 3 варианта развития событий:

  • объезд препятствия справа по обочине. Увы, но такой маневр также обернется для водителя штрафом в размере 500 руб. Согласитесь, что риск уплаты суммы в 500 рублей куда более предпочтителен, чем штраф от 1000 руб. либо лишение водительского удостоверения;
  • обогнуть препятствие справа по тротуару. Поскольку чаще всего обговариваемая ситуация случается в городе, обочина дороги выделена для пешеходов. Объезд по тротуару грозит водителю штрафом в размере 2000 руб. В таком случае более предпочтительным смотрится вариант с фиксацией препятствия и объездом по встречной полосе;
  • остановиться за объектом и вызвать сотрудников ГИБДД для квалифицированного решения сложившейся ситуации. Сослаться можно на положение Конвенции о дорожном движении, которая была подписана Россией. Один из пунктов общих правил конвенции гласит о том, что участники дорожного движения не должны создавать опасности или препятствий для движения, всячески избегать случаев, подвергающих опасности людей, и не причинять ущерба государственной, общественной или частной собственности. В таком случае вы гарантированно убережете себя от штрафа. Вот только страшно предположить, в какие временные потери это обернется для водителя. Именно поэтому большинство осматривается по сторонам, а затем объезжает объект слева по встречке либо справа по тротуару/обочине.


Обратите внимание

Препятствием может считаться только неподвижный объект, габариты которого не позволяют совершить объезды без пересечения полосы движения. При этом препятствием не является транспортный затор или автомобиль, который остановился в соответствии с требованиями Правил.

Обратите внимание на то, что в роли препятствия может выступать не только припаркованный автомобиль, но и дефект дорожного полотна либо сторонние предметы. При этом важно, чтобы ТС, препятствующее проезду, не двигалось. В обратном случае объезд по полосе встречного движения будет считаться обгоном, что повлечет за собой соответствующую меру пресечения.

Правовая коллизия

Из нашего повествования следует, что любой из возможных вариантов развития событий заканчивается для водителя негативом. Как тогда быть? Впору обратиться к собранию разъяснений, которые были даны изданию «Российская газета», официальным представителем ГИБДД Владимиром Кузиным. В.В. Кузин пояснил, что водителя не должны штрафовать за объезд препятствия слева. Штраф по ст. 12.15.3 полагается лишь в том случае, если водитель пересек разметку 1.1, игнорируя возможность обогнуть объект по правую сторону. Водитель в таком случае выезжает на встречную полосу, руководствуясь личными мотивами (к примеру, решил, что это сэкономит ему несколько секунд либо убережет ходовую часть от повреждений). Если же возможности объехать препятствие справа у водителя нет, то он может смело выезжать на встречную полосу, предварительно уступив дорогу движущимся навстречу авто. Штрафовать водителя за такой маневр сотрудник ГИБДД не имеет права.

Подобные разъяснения уполномочены давать государственные служащие, обладающие достаточным уровнем правовых знаний. Поскольку после публикации в официальных изданиях, к которым вполне может быть причислена «Российская газета», наряду с документами государственной важности вступают в силу оглашенные уполномоченными лицами комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. Именно поэтому разъяснения Заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, касающиеся применения нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности его департамента, можно считать довольно веским для использования в качестве руководства на дорогах общего пользования.