Презентация что такое государство. Государство презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему. Формы правления. монархия

Слайд 1

Обществознание 11 класс Профильный уровень
Кодификатор по обществознанию Глава 4. Политика. Тема 4.2
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Государство как ключевой институт политической системы. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, классовая, теория насилия). Этатизм и анархизм. Основные признаки государства: наличие суверенитета; территория и население; ораны публичной власти; система права; налоги и сборы. Функции государства: внутренние (политическая, экономическая, социальная, идеологическая, правоохранительная); внешние (оборонительная, дипломатическая, внешнеэкономическая). Формы государства: формы правления (монархии и республики); политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный); формы государственного устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные); Демократическое государство – основной тип государства в современном мире.

Слайд 3

Дайте определение понятию ГОСУДАРСТВО.
ГОСУДАРСТВО - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая его единство и целостность, порядок и стабильность.
Планета Земля образовалась около 4,7 млрд. лет назад Жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад Человек появился около 2 млн. лет назад Человек современного типа (Homo sapiens) появился около 40 тыс. лет назад Государство и право возникли около 5 тыс. лет назад
Не путать понятия: страна, общество, государство

Слайд 4

ОБЩЕСТВО
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Что изображено на карте
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (англ. British Empire) - крупнейшее из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах: 22% земной суши; 25% численности человечества.
ГОСУДАРСТВО ОДНО, СТРАНЫ РАЗНЫЕ

Слайд 5

ОБЩЕСТВО
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством
система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории
ГОСУДАРСТВО ВСЕГДА СУВЕРЕННО

Слайд 6

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Слайд 7

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ
ЭТАТИЗМ
АНТИЭТАТИЗМ
(от фр. État - «государство») -идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества.
Государство: цель и высший результат общественного развития; безусловная польза для общества; должно быть сильным
это термин, описывающий системы взглядов, отвергающие (полностью или частично) государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела
Государство: социальное и нравственное зло должно быть ограничено правом (либералы) должно быть уничтожено (анархисты, марксисты)

Слайд 8

Происхождение слова «государство». Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словами «господарь», «господарьство». Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Какая из теорий возникновения государства нашла свое отражение в этимологии слова «государство»?

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Слайд 10

Дополнение к схеме: ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - форма правления, где главой государства является глава церкви (в одних руках светская и религиозная власть). В настоящее время теократическими монархиями являются: Ватикан, Королевство Саудовская Аравия, Султанат Бруней.

Слайд 11


отношения между центральными и местными органами власти; распределение власти по территории страны.
ВЛАСТЬ УХОДИТ ИЗ ЦЕНТРА НА МЕСТА
Почему одни государства становятся унитарными, а другие федеративными?
унитарными, как правило, становятся государства мононациональные (там где титульная нация – большинство населения); федеративное государство – многонациональное, федерация – гарантия от дискриминации по национальному признаку.
Приведите примеры государств с различным территориальным устройством

Слайд 12

1. Какой критерий лежит в основе данной типологии?
ВЫБОРНАЯ (срочная) ИЛИ НАСЛЕДСТВЕННАЯ (бессрочная) ВЛАСТЬ
2. Чем отличаются абсолютные монархии от ограниченных?
3. Чем отличаются президентские республики от парламентских?
В АБСОЛЮТНЫХ МОНАРХИЯХ ВЛАСТЬ МОНАРХА НЕ ОГРАНИЧЕНА КОНСТИТУЦИЕЙ И ПАРЛАМЕНТОМ
В ПЕРВОЙ ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАЕТСЯ ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ, В ВО ВТОРОЙ – ДЕПУТАТАМИ ПАРЛАМЕНТА. В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРЕЗИДЕНТ ЕЩЕ И ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Слайд 13

Какой критерий лежит в основе данной типологии?
реальный уровень политической свободы в государстве (т.е. соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина или они только декларируются)
Приведите примеры тоталитарных государств с демократическими Конституциями.
Конституция СССР 1936 года, статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Слайд 14


государственное устройство
права человека и гражданина
партийная система
способ урегулирования социальных конфликтов
идеология, роль СМИ
роль армии и полиции
Заполните таблицу «Типология политических режимов»

Слайд 15

КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ТОТАЛИТАРНЫЙ
государственное устройство правовое государство на основе разделения властей традиционное государство, поддерживающее порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни «всеобщее государство», полный контроль всех сторон частной и общественной жизни
права человека и гражданина закон стоит на страже прав и свобод граждан закон стоит на страже интересов государства, политические права и свободы граждан существенно ограничены закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан лишь декларируются
партийная система политический плюрализм (многообразие политических партий и движений), активная оппозиция господствующее положение правящей партии, права других партий существенно ограничены, «ручная» оппозиция однопартийная система, господствующая партия срослась с государством, оппозиция уничтожена
способ урегулирования социальных конфликтов согласование интересов путем переговоров социальные конфликты регулируются принудительно, включая насилие массовый террор
идеология, роль СМИ отсутствие единой официальной идеологии, свобода СМИ официальная идеология, свобода СМИ в дозволенных властью пределах обязательная официальная идеология, жесткая цензура СМИ
роль армии и полиции армия и полиция существуют для обеспечения внешней безопасности и поддержания правопорядка и законности, действуют в строгих рамках закона возможно привлечение армии для подавления общественных беспорядков армия и полиция существуют для карательных функций, имеют широкие полномочия за рамками закона
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Слайд 16

К какому политическому режиму относятся данные иллюстрации?

Слайд 17

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ
ПРЯМАЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы)
народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

Слайд 18

ДОПОЛНИТЕЛЬНО о монархии и республике:

Слайд 19

ГЛОССАРИЙ
ГОСУДАРСТВО - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая его единство и целостность, порядок и стабильность. СТРАНА - территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством. ЭТАТИЗМ - (от фр. État - «государство»), идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества. АНТИЭТАТИЗМ - это термин, описывающий системы взглядов, отвергающие (полностью или частично) государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела. ЛОББИ - те, кто находится в непосредственном окружении власти и может оказывать на нее давление при принятии решений. ПОПУЛИЗМ - опора на примитивные лозунги, спекуляция на внушаемости масс.

Слайд 20

ЦИТАТНИК
Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше. Ге́нри Де́йвид То́ро (1817 - 1862), американский писатель, общественный деятель, аболиционист.
Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей. Джон Стю́арт Милль (1806 - 1873), британский философ, экономист и политический деятель.
Если государство от тебя что-то хочет, оно называет себя Родиной. Неизвестный автор.
Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. Викто́р Гюго́ (1802 - 1885), французский писатель, основоположник французского романтизма.
Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли. Поль Валери́ (1871 - 1945), французский поэт, эссеист, философ.

Слайд 21

Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http://all-politologija.ru/knigi/muxaev-politologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http://ru.wikipedia.org, http://xn--e1aogju.xn--p1ai/ .
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l270_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_Country_%D1%8D%D1%82%D0%BE – Лекция и видео по теме «Государство, его признаки». http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bpoliticheskaya-zhizn-obwestvab/gosudarstvo?seconds=0&chapter_id=772 – ИнтернетУрок «Государство». https://www.youtube.com/watch?v=OH2O4yfipZE – Ведеолекция Коцарь Е.С. «Понятие власти. Государство и его функции». http://humanitar.ru/page/cs_4_3 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Государство».






Теологическая (божественная) теория государство – это продукт божественного творения Выдающимся сторонником этой теории был великий философ Фома Аквинский – есть мир, которым управляет Господь, делает он это по средствам государства и ставит во главе государств царей. Цари, в свою очередь, являются слугами церкви, то есть Бога.




Договорная теория Ее авторами были англичане Локк и Гоббс, французы – Жан Жак Руссо и Гольбах, русский ученый – Радищев. Согласно этой теории, государство представляет собой общественный договор государство – это договор, а монарх, видимо, – неизбежный фактор, но и у монарха, и у народа должны быть определенные права, которыми они могут пользоваться.






Расовая теория Ее основоположником был француз Гобино. Несколько позднее эта теория была откорректирована и дополнена выдающимся немецким ученым и философом Ницше Суть концепции такова: все расы на земле делятся на две – расу господ и расу рабов При этом под расой господ подразумевается так называемая белая, арийская раса, все остальные считаются «недочеловеками», или людьми второго сорта




Классовая теория Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали очень стройную теорию, которая больше 70 лет господствовала на территории нашего государства, точнее в Советском Союзе общество раскололось на непримиримые классы – управляющих и управляемых. Произошло это по экономическим причинам: объединения общин, развития производства классовая теория государства - это своего рода борьба между угнетаемыми и угнетателями


Основные признаки и функции государства Государство является основным институтом политической системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства состоит в организации политической власти, в управлении обществом и его защите. Государство – это особая политическая организация публичной власти господствующего социального слоя или социальной группы и всего народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и защищающая, в различной степени, интересы правящего социального слоя или социальной группы и всего народа в целом.








Форма правления Это способ организации высших органов государства Существуют две формы правления: Монархия и Республика Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству. Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.


Различие парламентской и президентской республик: Президентская Президент (глава государства) избирается населением. Глава правительства президент. Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом. Парламентская Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении) Правительство формируется парламентом Правительство несет ответственность перед парламентом Смешанная Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр Правительство назначается президентом




Форма государственного устройства Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью К признакам унитарного государства относятся: 1. единая конституция и единая правовая система; 2. единая система высших органов государственной власти; 3. единое гражданство; 4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; 5. деление территории государства на административно- территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. Унитарными являются большинство государств. Такие государства могут иметь мононациональный (Франция, Швеция, Норвегия) и многонациональный (Великобритания) состав населения.


Форма государственного устройства Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, США, Канада, Швейцария, Россия, ФРГ, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т.д.


Форма государственного устройства Конфедерация – это союз суверенных государств образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических). Конфедерация образуется на основе международного договора между государствами, которые, вступая в конфедерацию, в полном объеме сохраняют свой суверенитет. Конфедеративные органы только координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по вопросам, по которым они объединились.


Гражданство Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр (письменно в тетрадь)

Слайд 2

Цель: ввести учащихся в одну из самых трудных и основных тем правоведения, раскрывая исторически логичную закономерность возникновения и существования такого орудия власти, как государство.

Слайд 3

Задачи: Показать причины возникновения, функции трех ветвей государственной власти. Способствовать формированию политической и правовой культуры обучающихся. Формирование навыков работы в группах над решением правовых задач.

Слайд 4

«Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства» Дж.Мэдисон

Слайд 5

Слайд 6

Почти 2 млн. лет люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных.

Древние славяне

Слайд 7

Чтобы регулировать эти непростые общественные отношения, нужна была специальная власть, которая должна была организовывать жизнь людей в стране, следить за порядком. Древние греки называли такую форму общественного устройства - ПОЛИС. Отсюда пошло слово ПОЛИТИКА, что означает «государственная деятельность».

Слайд 8

Государство – это организация, осуществляющая власть в стране. Основные признаки государства: 1.Наличие особых органов и учреждений; 2. Право, то есть система законов, принятых государством; 3.Определенная территория, на которой действуют данные законы.

Слайд 9

Аристотель Еще в античную эпоху философ Аристотель выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы не было диктатуры, не было попирания прав человека.

Слайд 10

Структура государства Государство – это а) аппарат управления (бюрократия) б)граждане Структура государства Представительные органы (парламент) Надзорно- контрольные органы Органы охраны общественного порядка Вооруженные силы Исполнительно- распорядительные органы: президент, премьер, правительство Судебная система Органы государственной безопасности

Слайд 11

Признаки государства.

Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков: Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство имеет право на регулирование жизни общества с помощью законов. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Слайд 12

Заседание совета федерации Заседание Государственной Думы Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Слайд 13

Судебная власть означает правосудие в государстве через деятельность судов. Исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации

Слайд 14

Основные функции государства оборона страны дипломатические отношения с другими государствами финансы налоги развитие производства организация торговли, транспорта, связи правоохранительная деятельность культурная деятельность

Слайд 15

Государство призвано стоять на защите общества, чтобы обеспечить каждому гражданину право на жизнь и безопасность. Для этого существуют закрепленные государством правовые нормы-законы. Законы составляют правовую систему. ПРАВО – это правила, установленные и охраняемые государством.

Слайд 16

Законы должны защищать людей от преступников; Обязывают граждан платить налоги для содержания армии, милиции, чиновников. Если люди чувствуют, что государство у них честное и справедливое, что оно служит своему народу, а не угнетает его, тогда они поддерживают его власть.

Слайд 17

Деловая игра«Наше ГОСУДАРСТВО»

Инструкция. Представьте себе, что весь класс оказался на необитаемом острове, где нет ничего, кроме великолепной, щедрой природы. Все мы хотим, чтобы жизнь на острове устроилась. Какие органы власти нужно создать, чтобы на острове был порядок?

Слайд 18

Познавательная задача Однажды, обрабатывая землю под огород, ребята обнаружили сундук с драгоценностями, когда-то спрятанные пиратами. Что делать с находкой? Какой орган власти распорядится ею? Шло время, но ни один корабли не причалил к острову. Надо было думать о будущем и приступить к продолжению образования. Какой орган власти должен был заняться созданием школы?

Слайд 19

Познавательная задача Жизнь на острове входила в привычную колею. Но продуктов не хватало. Муку получали, растирая собранные зерна на каменных терках. К празднику девочки испекли из фруктов аппетитный торт. Утром оказалось, что торт исчез, от него остались только крошки. В содеянном был уличен один из мальчиков. Какой орган власти будет принимать решение о его дальнейшей судьбе?

Слайд 20

ЗАПОМНИ! Люди всегда нуждались в покровительстве, в защите от грабителей, разбойников, злодеев. Поэтому они готовы платить налоги, сборы, подати государству, подчиняясь общим интересам, соблюдая законы. Тогда союз людей и власти будет сильным, если соблюдается встречный интерес. В таком государстве люди живут счастливо.

Посмотреть все слайды




1.1.Понятие теории государства и права. Познание науки Выяснение ее предмета,того, что охватывается содержанием учебной дисциплины. Форма научного знания о закономерностях и существенных связях действительности. Система основных идей, законов,понятий той, или иной области. Юриспруденция Изучение общих связей и отношений юридической действительности Глубокое изучение предмета отдельных юридических дисциплин


1.1.Понятие теории государства и права. Изучение общих понятий: Государство, Право, Система права, Государственный аппарат, Нормативно-правовой акт, Правонарушение и т.д. Система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности,функционировании и развитии государственно-правовых явлений.




1.1. Понятие теории государства и права. Регулирует деятельность государства и определяет ее правовые формы. Издает нормативные акты, принимает меры к их реализации. Рассматривает возникновение и историческое развитие государственности,форм и функций государства, и его аппарата Изучает проблемы общего понятия права,возникновения и развития права, норм, правосознания, юридической ответственности и др.




1.2. Место ТГП в системе правовых наук. Прикладные Криминалистика и т.д. используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов. Отраслевые Уголовное,трудовое и др. Исследуют конкретную практику Исторические История ГП и др. Изучают развитие государственно- правовых учреждений и учений о ГП Теоретические ТГП Изучают общие вопросы государственно- правовых явлений.






1.Характеристика первобытного общества. община Объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместную трудовую деятельность племя Объединение нескольких родов союз племен -защита от внешних врагов, -противостояние силам природы, -усовершенствование орудий труда 2.1.Характеристика первобытного общества.












2.3.Теории происхождения государства. -Религиозные деятели Древнего Востока, Средневековья(Ф. Ак- винский), идеологи ислама. Возникновение Государства- Божественная воля -вечность государства и права, -подчинение государственной воле, как воле бога, -зависимость государства от божественной воли (через церковь)


3.Теории происхождения государства. -Аристотель -Фильмер Михайловский -глава семьи становится монархом -власть монарха-продолжение отцовской власти -необходимость подчинения власти отца-монарха Государство возникло из разрастающейся из поколения в поколение семьи 2.3.Теории происхождения государства.


3.Теории происхождения государства. -Платон -Г.Спенсер -Вормс Прейс -в результате естественного отбора (борьба с соседями) люди объединились в единый механизм-государство -низшие классы реализуют внутренние функции-обес- печивают жизнедеятельность, а высшие-внешние (оборона, нападение) Государство это- Организм. Его законы- психика. 2.3.Теории происхождения государства.


3.Теории происхождения государства. -Л.Гумплович -К.Каутский -Е.Дюринг -для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат -население подчиняется грубой силе Государство- результат завоевания одного племени другим. 2.3.Теории происхождения государства.


3.Теории происхождения государства. -Г.Тард Л.Петражицкий -люди чувствуют потребность подчиняться -осознание зависимости от элиты -осознают справедливость определенных вариантов поведения Государство- результат проявления человеческой психики 2.3.Теории происхождения государства.


Т.Гоббс -Д.Локк -Ж.-Ж.Руссо и др. -до появления государства люди находились в «естественном состоянии -для обеспечения порядка общество передает часть прав правителям, для того чтобы сохранить остальные -народ обязан подчиняться, а власть заботиться о его благосостоянии Государство- результат договора между обществом и правителем


2.3.Теории происхождения государства. -Л.Морган -К.Маркс -Ф.Энгельс -с появление неравенства появляются классы и классовая борьба -государство-орудие подавления одного класса другим -усложнение общества в результате развития требует совершенствования управления Государство-результат экономического развития общества






3.1.Определение государства и его признаки. Порождены одними причинами Государство определяет: -что есть право, -что есть правонарушение Государство -это особая организация публичной, политичес- кой власти господствующего класса(социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специа- льным аппаратом управления и принуждения, которая предс- тавляет общество, осуществляет руководство этим общест- вом и обеспечивает его объединение.




Охватывает все население. -любой человек с рождения обязан подчиняться законам государства и в тоже время находится под его защитой. - внешний-независимость от других государств, в международных отношениях, -внутренний-независимость от др.власти и вер- ховенство по отношению к др. организациям.


3.1.Определение государства и его признаки. -обладает специальными силовыми структура- ми(суд, прокуратура, МВД и т.д.) и материаль- ными придатками(армия, тюрьмы и др.), обес- печивающими государственные решения. - обязательны для всеобщего исполнения- зако- ны,указы, постановления и т.д.















3.4.Механизм государства. Механизм Государства. Механизм государства- это совокупность органов,призван- ных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности. -парламенты -советы -собрания -министерства -ведомства -администрация -суд,арбитраж -прокуратура -следствие -армия -полиция -милиция




4.1.Формы правления. Характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. Государство, где верхов- ная власть принадлежит одному лицу,пользующе- муся ей по своему усмот- рению, по праву, которое не делегировано ей, ни какой другой властью. Государство, где источни- ком власти является народ- ное большинство. Верхов- ная власть осуществляет- ся представительными ор- анами, избранными на оп- ределенный срок народом.


4.1.Формы правления. Признаки: 1.Во главе Монарх. 2.Власть передается по наследству. 3.Не несет ответственности за свои действия. 4.Отсутствует разделение властей. 5.Единолично представляет свое государство. 6.Пользуется Титулом. 7.Получает значительное содержание из казны.


4.1.Формы правления. Монарх пользуется всей полнотой власти, не за- висит от других органов власти. Монарх правит посредством, или при обязательном содействии ор- ганов, или властей существующих независимо от монарха. Пруссия,Италия(в прошлом) -У монарха исполнительная власть, формирует правите- льство, право Вето и роспус- ка парламента. Англия,Бельгия,Швеция -Монарх–«Царствует, но не правит», символ государства, имеет отлагательное Вето,ми- нистры зависят от парламента


4.1.Формы правления. -Единство законодательной и исполнительной властей (назначается и контролиру- ется парламентом. -С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Глава государства-глава пра- вительства, назначаемого с согласия парламента, может его распускать. Президент-символ нации. Недостатки: -неустойчивость правительства, -угроза тирании большинства Недостатки: -конфликты между ветвями власти.


4.2.Форма государственного устройства. -административно-территориальная организация го- сударственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Публичная Власть Территориальная организация.


4.2.Форма государственного устройства. Полное политическое единство. Составные части государства не имеют собственного законода- тельства, обладают равными правами Союз ряда государств.Они сох- Раняют высшие органы власти, Свое законодательство, налого- Вую систему и т.д. Государственно-правовые объе- динения суверенных государств. Имеют свои Конституции, бюд- жетсамостоятельно выступают на международной арене.




4.3.Политический режим. 1.Выборный законодательный орган власти. 2.Конституционные гарантии политических и социально-экономических прав для всех со- циальных слоев общества. 3.Прямое участие населения в решении госу- дарственных вопросов. 4.Различные формы собственности. 5.Многопартийность. 6.Идеологический и политический плюрализм.


4.3.Политический режим. 1. Господство одной политической партии, сращивание ее с государственным аппаратом. 2. Одна «официальная» идеология. 3. Отсутствует разделение властей. 4. Отсутствие прав и свобод граждан. 5. Культ вождя. 6. Низкий уровень жизни населения. 7. Отсутствие прав и свобод. 8. Агрессивность во внешней политике. Всеобщий контроль за жизнью общества.


4.3.Политический режим. 1. Преобладание одной политической партии, движения, группы. 2. Доминирование официальной идеологии. 3. Деятельность оппозиции ограничена 4. Ограничение прав и свобод граждан. 5. Резкое расслоение населения. 6. Низкий уровень жизни населения. 7. Акцент на карательные меры и принуждение. Промежуточное положение.


4.Политическая система общества. Политическая система общества - система политических уч- реждений государства.Включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие поли- тические цели, а также нормы, политические традиции и ус- тановки, связывающие политические организации в систе- му и обеспечивающие её функционирование.
















Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Тема: Что такое государство?

МБОУ АБАНСКАЯ ООШ № 1 УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: СВИРИДЕНКО О. Н

Слайд 3

План

Виды государств. Признаки государства.

Слайд 4

Государство – важнейшее учреждение призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Армия Полиция Суды Чиновники Зачем нужно государство?

Слайд 5

Что вам известно о первых государствах?

Как вы думаете, что возникло первым общество или государство? Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? В каких местах обычно возникали государства? Почему люди объединялись в государства?

Слайд 6

Разбираем и записываем термин

" Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь

Слайд 7

Видыгосударства.

По форме правления: республикамонархия Россия Англия По политическому режиму: (Власть народа) (тирания)

Слайд 8

Вспоминаем и записываем черты демократии

1. Народ выбирает правителя; 2. Государство защищает права человека; 3. Народ может критиковать власть; 4. В стране существует порядок и безопасность

Слайд 9

Как вы думаете, ребята, кто такой тиран?

Комментированное чтение и анализ документа

Слайд 10

Черты недемократического государства

Правит один человек, власть не выборная; Права человека не защищены; В стране нет порядка, царит произвол; Распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

Слайд 11

Термин государство понимается в двух смыслах:

1. В широком – страна или народ проживающий на данной территории 2. В узком – система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории

Слайд 12

Признаки государства

Единая территория – законы на всех граждан Суверенитет Поддержание порядка в стране – армия, полиция, суд, прокуратура Право на взимание налогов Гражданство – принадлежность к государству

Слайд 13

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…"

Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

Слайд 14

Рефлексия

Какая была тема сегодняшнего урока? Какие цели сегодняшнего урока? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Что было сложным на уроке? Что было интересным на уроке?

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели :

Задачи: 1)

Оборудование:

Основные понятия и термины: монархия; суверенитет,

Ход урока:

Изучение нового материала.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

" Государство"

Виды государства.

1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

- Работа со схемами:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

работа с документом.

" Документ. Диктатор Сулла".

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Урок: " Что такое государство?"

Цели :

Сформировать понятие государства, рассмотреть его виды и признаки.

Задачи: 1)углубление понятий демократии, республики; 2) формировать умения работать с документом; 3) Развитие умения у учащихся выделять главное в изучаемом материале;

4) развитие устной и письменной правильной речи; 5) развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: карта мира; портрет диктатора Суллы

Основные понятия и термины: Государство; демократия; диктатор; республика;монархия; суверенитет,

Ход урока:

Анализ контрольной работы по теме " Экономическая сфера", разбор и работа над ошибками.

5-7минут разбор типичных ошибок по теме " Экономическая сфера"

Изучение нового материала.

Закрепление изученного на уроке.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

II. 1. Что такое государство? Возникновение первых государств.

- Актуализация знаний к теме:

Вопрос учителя:1) Как вы думаете, что возникло первым общество или государство?

Подводя итоги, учитель делает вывод о том, что действительно раньше возникло общество, а государство появилось только 5-6 тыс. лет назад.

Учитель:2) Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим)

Учитель:3) В каких местах обычно возникали государства? (В долинах плодородных рек, например Нил, Тигр, Евфрат)

Учитель: 4) Почему люди объединялись в государства? (Для наведения порядка, чтобы не было конфликтов и раздоров)

-Объяснение значений новых слов:

Учитель: 5)Разбираем и записываем термин " Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Виды государства.

- Комментированное чтение по абзацам 1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

Какие можно выделить виды государств по форме правления?

Какие формы государств по политическому устройству?

- Работа со схемами:

После прочтения и беседы заполняем схемы, написанные на доске:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

-Актуализация знаний к теме с опорой на текст учебника стр. 37

Учитель:6) Вспоминаем и записываем черты демократии:(1. народ выбирает правителя; 2. государство защищает права человека; 3. народ может критиковать власть; 4. в стране существует порядок и безопасность).

Учитель: 7) Другим видом государства являются недемократические, например тирания. Как вы думаете, ребята, кто такой тиран? (человек, который всю власть взял в свои руки, правит на основе силы, угрозы, наказания). После этого детям предлагается работа с документом. Главная цель работы - определить черты недемократического государства.

" Документ. Диктатор Сулла".

"В древнем Риме в I в. до н.э. люди начали ожесточённо бороться между собой за землю и богатство. Моральные запреты переставали действовать. Люди утратили способность управлять страной. Они больше не советовались друг с другом. Общие решения не принимались. Бедные боролись с бедными, богатые с богатыми. В этих условиях появился диктатор Сулла.

Он поощрял самые низменные поступки римлян. Он сталкивал их между собой. И чем больше люди ненавидели друг друга, тем сильнее была его власть.

В обстановке всеобщей ненависти люди были одиноки - каждый сам за себя. А у Суллы-армия, шпионы. Кроме того, Сулла подкупал народ. Для этого он использовал награбленные за годы войн богатства. Люди начинали думать, что можно жить не работая - нужно только отнимать результаты чужого труда.

Дошло до того, что Сулла лично составлял списки приговорённых к смерти и назначал подарки тем, кто их убьёт. Подарками одаривались те, кто донесёт на другого человека. Плутарх описывал случай с Луцием Сергием Катилиной, который из-за денег и других благ убил собственного брата.

Жизнь человека в глазах большинства членов общества потеряла ценность. Убийство стало нормой. Всё держалось только на жёсткой власти, на общем страхе перед нею".

- После комментированного чтения и анализа документа дети выделяют черты недемократического государства, которые записываются в тетрадь:

1. правит один человек, власть не выборная; 2. права человека не защищены; 3. в стране нет порядка, царит произвол; 4. распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . Читать, объяснять и выписывать признаки государства . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Закрепление изученного материала:

-Использование познавательного задания:

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…" Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

1.КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)

Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушёл на войну. Когда он победил и вернулся домой, то устроили большой пир. Король на пиру стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая дочь ответила: " Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой". Разъярённый король закричал: " Эта девица думает, что я – её слуга, а я-король!" Он вызвал охрану и приказал: " Уведите мою дочь в лес и убейте её". Охрана была в ужасе, но обещала, что в точности выполнит приказ короля.

2.СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)

Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрёт. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки.

V.Домашнее задание: §6, ответить на вопросы: в.1,2,3 –устно; в.4-письменно.

Скачать конспект