Применение запрещенных средств войны. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий и имеющие целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

В названии ст. 356 УК используется термин "средства и методы ведения войны". Однако в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам, поскольку статус "войны" с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, а в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Кроме того, согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 356 УК, характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Основными международно-правовыми документами, определяющими правила обращения с военнопленными, гражданским населением, а также содержащими перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий во время войны и вооруженных конфликтов, являются Женевские конвенции 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).

В соответствии с международно-правовыми нормами под военнопленными понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, - врачи, юристы, священники, корреспонденты, различный обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации); стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны. К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственное участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающими личного участия в этих действиях).


Под жестоким обращением с военнопленными и гражданским населением понимаются: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны или лишение таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие кого-либо из гражданских лиц в заложники и т.д.

Под депортацией гражданского населения, запрещенной Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения, понимается насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.

Разграблением национального имущества считаются действия по произвольному, осуществляемому в больших масштабах разрушению и присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Наиболее опасной формой совершения рассматриваемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Под средствами ведения военных действий следует понимать оружие и иную военную технику, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий - это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в указанных целях. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещенными являются: применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. К запрещенным средствам ведения войны, согласно действующим международным правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 г. Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, в частности, относятся: оружие "неизбирательного" действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели; оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные бомбы, нейтронная бомба, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно, и т.д.).

К запрещенным методам ведения военных действий относятся такие нападения "неизбирательного характера", последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов. Кроме того, согласно заключенной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду запрещенными являются такие методы военных действий, как "погодная война", "экологическая агрессия", а также иные методы, сопряженные с таким воздействием на экологические процессы, которые влекут широкие, долгосрочные или серьезные последствия (изменение динамики, состава и структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу и космическое пространство). В соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. запрещенными методами ведения военных действий являются: совершение нападений с применением зажигательного оружия на гражданское население или на гражданские объекты, а также на те военные объекты, поражение которых в силу их расположения (в районе сосредоточения гражданского населения), применяемых средств доставки зажигательного оружия или других обстоятельств не позволяет ограничить зажигательное воздействие только на военный объект и избежать или свести к минимуму случайные жертвы среди гражданского населения и повреждение гражданских объектов, а также совершение таких нападений на леса и другие виды растительного покрова, кроме случаев, когда такие природные элементы являются военными объектами. Кроме того, в качестве запрещенных методов ведения войны рассматривается превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения, нападение на лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам, и др.

К числу обязательных признаков объективной стороны преступления относится и особая обстановка применения запрещенных средств и методов ведения войны - обстановка вооруженного конфликта. Международному праву известны два вида таких конфликтов. Международный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера - это столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.

Состав рассматриваемого преступления является формальным , поэтому оконченным оно признается с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы ведения войны в форме жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения и т.д., и желает совершить такие действия.

Субъектом преступления выступает лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств войны - оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Предмет этого преступления аналогичен предмету преступления, предусмотренного ст. 355 УК. К оружию массового поражения, применение которого запрещено, относится биологическое, химическое и ядерное оружие. Пока еще не выработано универсальных норм, устанавливающих прямое запрещение так называемых новых видов оружия массового поражения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.д.). Однако применение и такого оружия при наличии прочих признаков рассматриваемого состава преступления следует квалифицировать по ч. 2 ст. 356 УК, если оружие применено по его прямому назначению, - для массового поражения, уничтожения живой цели или для разрушения материальных объектов.

Надо сразу же отметить (ст. 356), что использование законодателем понятия «война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния попадают под действие ст. 356 УК. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Данный параграф охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь - общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация последнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения.

Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся под одной «крышей».

Жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением

Запрет жестокого обращения с военнопленными требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев воны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации захваченные неприятелем.

Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно - правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

а) добровольную эвакуацию;

б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран - победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно, является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и крайней необходимости. Например, является ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защищать военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обязательств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия (военной) необходимости.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК. Уголовный кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 16.04.95. Кодексы и законы РФ. Стр.: 878. - С - П.: Весь, 2007

Мировое сообщество пришло к неизбежности запрета на при­менение наиболее жестоких, бессмысленных, бесчеловечных и разрушительных средств и методов ведения войны, тем более войны агрессивной. Говоря о запрете средств и методов веде­ния войны, необходимо также помнить о том, что в междуна­родном праве действует принцип, согласно которому право сторон в вооруженном конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Рассматриваемое преступление (ст. 356 УК РФ) грубо нару­шает регламентированный международным правом порядок ве­дения войны. Он-то и является непосредственным объектом анализируемого преступления. Поскольку применение запре­щенных средств и методов ведения войны неизбежно посягает и на безопасность военнопленных и гражданского населения во время ведения войны или военных конфликтов, указанные со­циальные ценности выступают в роли дополнительного объекта. Если же осуществляется разграбление национального имущест­ва на оккупированной территории, то в данном случае дополни­тельным объектом выступает национальное достояние покорен­ного народа.

При применении во время ведения войны или военного конфликта запрещенных средств и методов ставится под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, независимо от их от­ношения к выполнению воинской повинности в период воен­ных действий. В связи с этим потерпевшими от этого преступ­ления могут быть как военнопленные, так и представители гра­жданского населения.

Военнопленными в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть прежде всего комбатанты (сражающиеся), т. е. лица, входящие в со­став вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участни­ки военных ополчений; отрядов добровольцев; участники орга­низованных движений сопротивления; население, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля, и участни­ки гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Военнопленными признаются и некомбатанты (несражающиеся), к числу кото­рых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицин­ский персонал, рабочие команды и т. п., использующие имею­щееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. д. Некомбатанты находятся под защитой законов и обычаев войны, если они имеют удостоверения, выданные соответствующими военными органами.

Гражданское население, о котором речь идет в ст. 356 УК РФ, - это мирные жители воюющей стороны, не принимав­шие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти про­тивника на оккупированной им территории.

Предметом этого преступления, совершаемого на оккупиро­ванной территории, выступают национальное имущество, объ­екты гражданского назначения (дома, сооружения, дамбы, пло­тины, тепло- и электростанции и т. д.), движимое и недвижимое имущество, являющееся индивидуальной или коллективной собственностью и др.

Национальное имущество представляет собой совокупность материальных носителей духовных ценностей, составляющих содержание национального культурного достояния какого-либо народа. Международная конвенция о защите культурных цен­ностей 1954 г. в случае вооруженного конфликта к таковым от­носит: памятники архитектуры, искусства или истории, произ­ведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и ар­хивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.

Объективная сторона анализируемого преступления характе­ризуется следующими действиями:

Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

Депортация гражданского населения;

Разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

Применение в вооруженном конфликте средств и мето­дов, запрещенных международным договором Российской Фе­дерации.

Жестокое обращение (способ совершения преступления) с военнопленными или гражданским населением выражается в совершении против указанных лиц действий, сопровождаю­щихся насилием или унижением их чести и достоинства.

Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней к военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Они имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные действия со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие опасность для его здоровья, расцениваются как серьезное деяние. Запрещается дискриминация военно­пленных по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения, политических убеждений, национальности. Эти положения относятся и к участникам вооруженных кон­фликтов немеждународного характера. К грубейшему нару­шению режима военного плена относится и содержание воен­нопленных во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен, а не правительства неприятельского госу­дарства.

Согласно общепризнанному международному принципу гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Гражданские лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без ка­кой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, ре­лигии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В связи с этим в отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убий­ство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надруга­тельства над человеческим достоинством, в частности унизи­тельное или оскорбительное обращение; принуждение к про­ституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия. В соответствии с международ­ным правом гражданские лица на оккупированных территори­ях при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждением и обрядам, привычкам и обычаям. Они должны охраняться от актов насилия или запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений. Не допускаются также нападения неизбира­тельного характера, т. е. способные поразить как военные, так и гражданские объекты (гражданских лиц). Оккупирующее го­сударство не может принуждать покоренных гражданских лиц служить в его вооруженных или вспомогательных силах. Окку­панты могут направить гражданских лиц на принудительные работы, необходимые для нужд оккупационной армии либо связанные с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности. Вместе с тем запрещается создание концентраци­онных лагерей для содержания гражданских лиц и введение там режима каторжного труда, где вынуждают их выполнять различные тяжелые работы под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Депортация гражданского населения заключается в изгна­нии, насильственном вывозе оккупационными властями мир­ных жителей с занимаемой ими территории в другие районы, малопригодные для нормального человеческого проживания.

Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны во­оруженными силами одного государства территории другого го­сударства и принятие на себя управления этими территориями без приобретения суверенных на них прав.

Под разграблением национального имущества понимается за­хват его любыми способами и обращение в свою собственность оккупирующей страной или собственность иных заинтересо­ванных сторон, сопровождающиеся вывозом этого имущества с оккупированной территории. Международная конвенция о за­щите культурных ценностей 1954 г. в случае вооруженного кон­фликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздер­живаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты ван­дализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным международным договором России средст­вам ведения войны относятся такие, которые способны причи­нить излишние страдания человеку или характеризуются целе­направленным причинением обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В этой связи следует заме­тить, что совершенствование военного производства и опыт во­енных действий диктовал международной общественности со­вершенствовать правовой механизм защиты или ограничение применения в военных целях отдельных видов оружия. Важны­ми мерами в этом направлении можно назвать следующие: от­мена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вре­доносные газы, а также легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль (1899 г.); запрещение применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериоло­гических средств (1925 г.).

Одним из общих начал международного права является не­допустимость применения оружия массового поражения. В на­стоящее время осуществлен правовой запрет бактериологиче­ского (биологического) оружия и токсинного оружия, что озна­чает и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (1972 г.), и химического оружия (1993 г.). Относительно запрещения ядерного оружия пока конвенции не принято, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, выражающих волю большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового поражения.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, действующим для России, влечет квалификацию по ч. 2 ст. 356 УК РФ. Согласно Международной конвенции 1981 г. (имеющей три дополнительных протокола) относительно отдельных видов «обычного» оружия, наносящих чрезмерные повреждения или имеющих неизбиратальный ха­рактер, запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности: любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые «необнаруживаемые осколки»); мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, ми­ны-ловушки и некоторые другие устройства; зажигатальное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возни­кающих в результате химической реакции вещества, доставлен­ного к цели. В связи с этим, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещенными международным договором России методами ведения войны международное право признает разрушение гра­жданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относят­ся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гра­жданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д. Осо­бо регулируется зашита «установок, и сооружений, содержа­щих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны под­вергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать вы­свобождение опасных сил и последующие тяжелые потери сре­ди гражданского населения. Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещает отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отли­чительную эмблему Красного креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или госу­дарств, не находящихся в конфликте. Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование лю­бых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нару­шение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ио­носферы.

Запрещение средств и методов ведения войны в равной сте­пени касается и международных вооруженных конфликтов, и вооруженных конфликтов внутри одного государства, т. е. внут­ренних вооруженных конфликтов.

Под вооруженным конфликтом следует понимать столкнове­ние между вооруженными силами различных конфликтующих между собой государств или административно-территориаль­ных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячая точка») и относитель­но небольшой протяженностью во времени.

Преступление, предусмотренное ст. 356 УК РФ, признается оконченным с момента совершения любого из указанных в зако­не действий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, так как ви­новный сознает, что применяет запрещенные средства и мето­ды ведения войны, и, несмотря на это, желает совершать ука­занные в анализируемой статье действия.

Субъектом указанного преступления является вменяемое на момент совершения преступления лицо, достигшее к этому времени 16-летнего возраста. По законодательной логике, уго­ловной ответственности подлежат прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа или распоряжения на при­менение запрещенных средств и методов ведения войны. Одна­ко закон не исключает привлечения к уголовной ответственно­сти и иных лиц.

Еще по теме Применение запрещенных средств и методов ведения войны.:

  1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ. НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ
  2. Г. Запрещение в законе и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции.
  3. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрес­сивной войны.
  4. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  5. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
  6. 6.3. Ведение бухгалтерского учета при применении упрощенной системы налогообложения
  7. Денежные средства от операционной (основной) деятельности - ведения бизнеса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ

средства, применение которых недопустимо по международному праву, рассматриваются как военное преступление или преступление против человечности и влекут юридическую ответственность. Статья 35 Дополнительного протокола 11977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. ограничивает методы и средства ведения войны. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также методы и средства. которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Применение оружия, влекущего излишние страдания (яда и отравленного оружия), было запрещено уже декларациями 1868 и 1899 гг., ст. XXIII IV Гаагской конвенции 1907 г., а применение удушливых, ядовитых или подобных газов и бактериологических средств - Женевским протоколом 1925г., рядом других международных конвенций. Среди них Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (заключена в 1972 г., вступила в силу в 1975 г.). Конвенция запрещает, однако, лишь токсинное оружие бактериологического (биологического) происхождения. В 1978 г. вступила в силу Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В 1983 г. вступила в силу одобренная специальной конференцией ООН 1981 г. Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые наносят чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие. К ней приложены Протокол I о необнаруживаемых осколках и Протокол II о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств и Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия. В 1993 г. принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. По-прежнему актуально\"конвенционное запрещение всех видов ядерного (в том числе нейтронного), радиологического оружия и других новых (еще не созданных) видов и систем оружия массового уничтожения.

Панов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ" в других словарях:

    ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ - средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. В ст. 35 Дополнительного протокола I 1977 г. к… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. В ст. 35 Дополнительного протокола 11977 г. к… …

    запрещенные средства войны - средства, применение которых является недопустимым по международному праву, рассматривается как военное преступление или преступление против человечности и влечет юридическую ответственность. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и… … Большой юридический словарь

    ВОЙНЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА - ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ … Юридическая энциклопедия

    Энциклопедический словарь экономики и права

    - (см. ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

    ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - это применяемые в вооруженном конфликте методы ведения войны, запрещенные международным договором РФ. Применение таких средств и методов может выразиться в одном из следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с… … Словарь-справочник уголовного права


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 356]

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.


3 комментария к записи “Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны”

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.
    Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.
    2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:
    — Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
    ———————————
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

    — Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
    ———————————
    Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

    — Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
    ———————————

    — Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

    — Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
    ———————————

    3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
    4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.
    С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
    5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
    К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.
    Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все про-тивопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.
    10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
    ———————————
    Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

    При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.
    6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.
    7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

    8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
    ———————————
    Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

    9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.
    В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.
    В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

    10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
    Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.
    Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.
    Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.
    11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.
    12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
    13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.
    14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции 1907 г. «О законах и обычаях сухопутной войны», содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.
    2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.
    3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
    4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.
    5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения — это изгнание, высылка, ссылка. Разграбление национального имущества на оккупированной территории — вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г. считаются «незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой». Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.
    6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 г.) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.
    7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.
    8. Субъект преступления — общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.
    9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).