Прохождение альтернативной службы в армии. Кто может пройти альтернативную службу

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2019 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей - призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе .
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2019 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2019 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2019 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Альтернативная служба – это такой вид службы, при которой гражданин России выполняет трудовую деятельность на социальных объектах взамен срочной службы в армии.

Любой юноша России имеет право на альтернативную службу в армии, если его убеждения и вероисповедание идут вразрез с военной службой. А также выбрать её, может любой призывник, который не желает нести срочную службу на пользу Родине, а желает приносить пользу мирным путём.

Как получить право на альтернативную службу

Призывнику РФ, который желает пройти гражданскую альтернативную службу необходимо:

  • за 6 месяцев до начала призывной кампании необходимо прийти в военкомат и подать заявление об отказе на прохождение срочной службы, а заменой на альтернативную;
  • если у молодого человека была отсрочка и она преждевременно прекратилась (отчисление из учебного заведения), то заявление подаётся в течение 10 дней со дня потери отсрочки.Если юношу призывают в армию осенью, то заявление должно быть подано заранее, то есть весной и быть рассмотрено комиссией;
  • одновременно с заявлением подаётся автобиография и берётся с места работы характеристика. После подачи этих трёх документов в военкомат, призывнику выдадут справку, подтверждающую регистрацию заявления;
  • по правилам рассмотрение заявления проходит только в присутствии заявителя, после того как приняли решениепризывнику выдаётся документ с решением;
  • для прохождения гражданской службы призывнику необходимо также пройти медкомиссию, которая решит годен ли юноша для прохождения этой службы;
  • призывная комиссия определяет где призывник конкретно будет проходить службу на гражданке;
  • после всех этих процедур призывнику выдадут удостоверение, предписание, учётную карту и проездные документы.
  • С этой минуты он альтернативно служащий и обязан явиться в пункт сбора в назначенное время для отправки к пункту назначения.

Список профессий альтернативной службы

Перечень научных, гуманитарно-социальных, технических и рабочих специальностей, на которые может рассчитывать призывник–альтернативщик, формируется на основе предложений власти федеральной и региональных органов исполнительной власти. Поэтому Минтруд не занимается этим, он только утверждает этот перечень специальностей. В 2016 году количество специальностей для этих целей сократилось. Новый список состоит из 118 специальностей вместо 126 в 2015 году.

В список входят:

  1. Оленевод.
  2. Зубной техник.
  3. Лётчик.
  4. Водитель.
  5. Моляр.
  6. Повар.
  7. Слесарь
  8. Преподаватель.
  9. Помощник воспитателя.
  10. Санитар.
  11. Юрист-консультант.

Как было сказано выше список состоит из 118 специальностей. Полный список находится на Федеральном портале проектов нормативных актов.

Виды и срок службы

В соответствии с законами России альтернативная служба может проходить на различных государственных предприятиях. При этом любой вид работы идёт в страховой стаж. Новый закон о призыве в армию 2017 устанавливает срок службы в 1 год 8 месяцев.

Участие в этой программе имеют право принимать государственные и коммерческие ВУЗы, в которых есть военные кафедры. Студентам, желающим пройти гражданскую службу в 2017 году, придётся отучиться на военной кафедре 450 часов, после чего провести три месяца в полевом лагере, где условия жизни приближены к армейским.

Нововведения 2017 допускают прохождение этой альтернативной службы, это уменьшит расходы бюджета на содержание срочников. При этом студенты получат всю подготовку, которая даётся в армии, впоследствии такие студенты могут поступить на службу в армию по контракту имея звание младшего офицерского состава.

Прохождение альтернативной службы в Казахстане и других странах СНГ

В Казахстане совсем недавно узаконили альтернативную службу в армии. С марта 2015 года граждане РК могут на платной основе альтернативно отслужить в армии. Для этого необходимо:

  • оплатить определённую сумму;
  • служба проходит в течение 30 дней в специализированном центре подготовки;
  • за это время приобретается военная профессия: пулемётчик, стрелок и др.;
  • сдать экзамен по пройденному курсу;
  • по окончании выдаётся военный билет и идёт зачисление в мобилизационный резерв.

В Киргизии альтернативная служба составляет 36 месяцев. Её могут воспользоваться юноши по религиозным убеждениям и, если есть дети или брат погиб при службе в армии. Альтернативная служба проходит на предприятиях, домах престарелых, больницах и т. д. При этом 20% от зарплаты переводится в бюджет обороны страны.

В Узбекистане альтернативная служба востребована. В этой стране есть норма, если человек не отслужил в армии значит, он не имеет права занимать место госслужащего. Поэтому все юноши стараются отслужить в любом виде. Солдаты альтернативной службы дают ощутимый вклад в бюджет страны, так как существуют за счёт самоокупаемости.

Отзывы, которые оставляют юноши в основном положительные, ведь они идут на этот вид службы, не для того чтобы отсидеться,а ради своих убеждений.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный. В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

  • до 1 апреля
  • до 1 октября

Порядок подачи заявления

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления.

Общие сведения об альтернативной гражданской службе

Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

  1. О замене военной службы

до 80 000 рублей .

8. Право на АГС в России в условиях отсутствия закона

В Российской Федерации право на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой гарантировано ныне действующей Конституцией, принятой 12 декабря 1993 г.: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (ст. 59 ч. 3). Вот та основная и в то же время единственная правовая норма, которая позволяет отстаивать свое право на отказ от воинской службы по убеждениям.

Существует и ряд других нормативных актов, которые упоминают или ссылаются на возможность замены воинской службы на альтернативную гражданскую, но практически все они не имеют самостоятельного значения, пока не принят Федеральный Закон "Об альтернативной гражданской службе". Законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено право призывных комиссий принимать решение о направлении призывников на альтернативную гражданскую службу. Новым Уголовным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы.

Однако самого Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" до сих пор нет, хотя принятие и введение в действие этого закона является частью обязательств, взятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 года.

Таким образом, в настоящее время не существует полностью регламентированной законом процедуры предоставления отказникам по убеждению альтернативной гражданской службы взамен военной.

В то же время, Конституция Российской Федерации в силу ст. 15 обладает прямым действием, высшей юридической силой и действует на всей территории Российской Федерации. Таким образом, право на отказ от военной службы по убеждениям, гарантированное Конституцией, с юридической точки зрения, остается неотъемлемым правом граждан даже в условиях отсутствия специального федерального закона об альтернативной гражданской службе.

На практике, право граждан на отказ от военной службы по убеждениям повсеместно игнорируется военными комиссариатами (территориальные органы Министерства обороны, отвечающие на организацию призыва на военную службу) и призывными комиссиями. Это нарушение Конституции и ограничение конституционного права гражданина, а согласно п. 3 ст. 55 Конституции права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В нарушение Конституции, призывные комиссии принимают решение о призыве на военную службу отказников по убеждениям. Эти действия призывных комиссий становятся объектом обжалования в суд со стороны отказников по убеждениям, чьи права нарушены.

Результаты весьма противоречивы. Одни судьи признают право призывника на отказ от воинской службы, ссылаясь в своих решениях на Конституцию РФ, как основной закон страны.

В других случаях суды выносят решения не в пользу призывников, а в пользу призывных комиссий, руководствуясь не положениями Конституции, а традиционными представлениями об обязательности службы в армии для каждого "настоящего мужчины", но прежде всего ссылаясь на отсутствие соответствующего федерального закона.

В России на сегодняшний день нет единообразной судебной практики по делам, связанным с требованиями о предоставлении альтернативной гражданской службы. К сожалению, Верховный суд РФ не пытается каким-либо образом систематизировать судебную практику и издать руководящие разъяснения по данной категории судебных дел, что, несомненно, значительно бы облегчило отстаивание своего права на АГС. Более того, имеются случаи, когда Верховный суд РФ отказывал в удовлетворении жалоб призывников, ссылаясь на то, что ч. 3 ст. 59 Конституции РФ не имеет прямого действия, поскольку для реализации этого конституционного права необходима дополнительная регламентация, а соответствующего федерального закона нет. Поскольку вопрос с альтернативной гражданской службой в современной России является довольно сложным, в том числе и с юридической точки зрения, судьи по-разному решают дела этой категории. Это можно отнести и к судьям Верховного суда РФ, не говоря уже о судьях районных судов. Поэтому во многом успех дела будет зависеть от конкретного судьи, который будет рассматривать жалобу отказника, его личной позиции по делу.

В некоторых случаях суды мотивируют свое отрицательное решение тем, что призывник якобы "не сумел должным образом доказать" свои убеждения, препятствующие ему проходить военную службу.

Согласно ст. 28 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, принятой Госдумой 6 марта 1998 года в случае обжалования решения призывной комиссии в суд, его выполнение приостанавливается до момента вступления судебного решения в законную силу. В некоторых случаях, однако военные комиссариаты действуют неправовыми, противозаконными методами: при помощи милиции они угрозами и силой доставляют в казармы призывников, ждущих судебного решения по своей жалобе. Почти в каждом случае призывник, отказывающийся от службы в армии по убеждениям, проходит через сильный психологический пресс, специально организуемый военкоматами.

С 1995 года военные комиссариаты действуют на основании директивы № 315/6/175Ш от 28.08.95г. Министерства обороны, предписывающей военкоматам рассматривать подаваемые заявления об отказе по убеждениям и направлять таких призывников в части, служба в которых "не связана с ношением и использованием оружия", о чем выдавать призывникам соответствующую письменную гарантию. С юридической точки зрения эта директива, впрочем, не является решением проблемы отказников по убеждениям, поскольку воинская служба в какой бы то ни было части предполагает обязательное принятие воинской присяги, исполнение приказов командиров и прохождение "курса молодого бойца" по обучению владению оружием. На практике, призывники, согласившиеся проходить службу в таких частях, попадают в так называемые "строительные батальоны", где оказываются в еще более худших условиях, подвергаясь пыткам и жестокому обращению. Возможен вариант, когда призывная комиссия предлагает отказникам компромисс, который заключается в обещании того, что из "альтернативщиков" будет сформирована специальная отдельная часть, с созданием необходимых условий для прохождения военной службы верующими и другими "убежденцами". Однако ни юридически, ни фактически создание таких формирований невозможно, так что подобные предложения следует рассматривать лишь как очередную уловку военкомата.

Однако даже в отсутствие закона сотни молодых людей отказываются служить в армии по убеждениям совести. Они избирают нелегкий путь, поскольку гораздо проще купить липовую медицинскую справку о состоянии здоровья и "закосить" от армии, как это делает ежегодно около 20% от общего числа призывников. Некоторые отказники добиваются решения в свою пользу, некоторые подвергаются уголовному преследованию и тюремному заключению. Все они не только пытаются поступать так, как им велит совесть, но и способствуют более скорому принятию закона "Об альтернативной гражданской службе". Принятие этого закона ознаменует собой окончательный переход от "общества полностью готового к войне" к обществу переходного типа.

15 апреля 1997 года правозащитная организация "Международная Амнистия" провела круглый стол по теме "Право на отказ от несения военной службы по соображениям совести; пытки и жестокое обращение в армии; тюремное заключение и принудительный призыв в армию отказников по соображениям совести". Организаторами круглого стола являлись Московская Хельсинкская Группа, Правозащитный центр "Мемориал", организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Комитет солдатских матерей России, Движение против насилия, Антимилитаристская Радикальная Ассоциация и Центр Андрея Сахарова. Встреча состоялась в Центре Андрея Сахарова в Москве.

В результате было принято обращение к Правительству РФ, основные положения которого были следующими:

  • немедленно освободить всех лиц, отбывающих тюремное заключение за отказ от несения военной службы по соображениям совести, а также приостановить дела, возбужденные против лиц, добивающихся их права на отказ от несения военной службы по соображениям совести;
  • немедленно принять необходимое законодательство, признающее право на отказ от военной службы по соображениям совести как законное выражение свободы мысли, совести и религии, закрепленное статьей 59 Конституции РФ и соответствующими резолюциями и рекомендациями ООН и Совета Европы;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство предусматривало альтернативную службу, срок которой не представлялся бы карательным, и которая носила бы чисто гражданский характер, и находилась бы под гражданским контролем. Такая альтернативная служба должна быть доступна всем лицам, признанным отказниками от военной службы по соображениям совести или по глубоким убеждениям;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство не было дискриминационным по отношению к различным призывникам на основании их индивидуальных убеждений или по причине непрохождения ими военной службы;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство предоставляло возможность регистрации в качестве отказников по соображениям совести в любой момент — как до призыва, так и после получения призывных документов или во время несения военной службы;
  • гарантировать, чтобы призывники заранее информировались о своих правах и чтобы такая информация предоставлялась всем заинтересованным лицам;
  • признать роль неправительственных организаций в предоставлении такой информации всем заинтересованным лицам и проведении разъяснительной работы среди широкой общественности о праве на отказ от несения военной службы по соображениям совести как законном выражении свободы мысли, совести и религии;
  • создать специальную программу обучения военнослужащих, которая включала бы в себя принципы российской Конституции и других национальных законов, касающихся прав человека; принципы международного гуманитарного права и международных норм прав человека, подписанных Россией, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция ООН по предотвращению пыток и Европейская конвенция по правам человека;
  • гарантировать членам правозащитного движения, представителям религиозных конфессий, медицинского персонала и другим общественным организациям возможность регулярного посещения воинских частей и встреч с военнослужащими.

Число отказников по убеждениям в России точно не известно, но измеряется тысячами. По данным Министерства обороны РФ, за 1997 г. в призывные комиссии было подано 1736 официальных заявлений от призывников с требованием заменить военную службу на альтернативную.

Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Особенности прохождения альтернативной службы

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы

Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Гражданин имеет право пройти АГС в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В иных случаях прохождение АГС не допускается.

На альтернативную гражданскую службу, также как и на обычную военную, призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба проходит:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный.

4.9. Альтернативная гражданская служба

В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

Если же АГС проходит в организациях Вооруженных Сил РФ, срок альтернативной службы увеличивается в 1,5 раза и составляет 18 месяцев.

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Для того чтобы попасть на альтернативную службу необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

  • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Порядок подачи заявления

Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

  • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
  • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.

При этом к уважительным причинам неявки относят:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По результатам проведения заседания принимается решение:

  1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

Особенности прохождения альтернативной службы

Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

Ответственность за уклонение от альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) на уклонистов от прохождения альтернативной гражданской службы по приговору суда может быть наложен штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев .

По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Альтернативная служба

до конца
Осеннего призыва
78 дн.

Как попасть на альтернативную гражданскую службу?

Александр Брагин

1. Кто может воспользоваться правом на альтернативную службу?

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об альтернативной гражданской службе” правом на замену военной службы по призыву пользуются две категории призывников:

  • граждане, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
  • представители коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами.

На АГС могут пойти только молодые люди мужского пола не моложе 18 и не старше 27 лет, которые по состоянию здоровья годны к службе в армии, не имеют отсрочек и освобождения от военной службы. Любая отсрочка или освобождение от призыва (например, в связи с обучением или по болезни) автоматически освобождает и от АГС.

2. Как и кому нужно заявить о своем желании пройти АГС?

Для подтверждения права на АГС следует подать в военный комиссариат, в котором Вы состоите на воинском учете, заявление с указанием причин и обстоятельств, побудивших Вас ходатайствовать о направлении на АГС. В заявлении Вы должны обозначить свои убеждения (например, религиозные, пацифистские, антимилитаристские, политические, этические) и обосновать, почему этим убеждениям противоречит военная служба. В заявлении можно (но не обязательно) указать лиц, которые могут подтвердить правдивость Ваших слов.

К заявлению должны прилагаться:

  • автобиография;
  • характеристика с места работы и или учебы (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся).

Других документов не требуется.

3. В какие сроки подается заявление на АГС?

По закону «Об альтернативной гражданской службе» заявление о замене военной службы на АГС подается с момента постановки на воинский учет:

  • до 1 апреля - гражданами, которые должны быть призваны в октябре-декабре текущего года (в “осенний” призыв);
  • до 1 октября — гражданами, которые должны быть призваны в апреле-июле следующего года (в “весенний” призыв).

Время достижения 18-летия либо окончания действия отсрочки от призыва (например, окончания вуза) — Срок подачи заявления на АГС

1 января -15 июля 2008 г. — До 1 октября 2007 г.
1 июля - 31 декабря 2008 г. — До 1 апреля 2008 г.

Пропуск указанного срока без уважительных может привести к отказу призывной комиссией по формальным основаниям в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Льготные сроки подачи заявления на АГС закон устанавливает для тех, у кого преждевременно прекращается основание отсрочки от военной службы после указанного в таблице срока подачи заявления, в том числе в течение очередного призыва (например, при отчислении из учебного заведения). В таких случаях заявление на АГС может быть подано в течение 10 дней с момента прекращения основания отсрочки.

4. Нужно ли доказывать свое право на АГС?

Наличие убеждений не подлежит доказыванию и не может быть доказано. Но если Вы выбираете АГС, то должны обосновать, почему несение военной службы не соответствует Вашим убеждениям.
Вы вправе, если сочтете нужным, представить любые документы (например, письменные свидетельства о принадлежности к определенной конфессии, миротворческой организации, участия в пацифистских акциях).

Заявление рассматривается призывной комиссией в Вашем присутствии. О времени и месте заседания Вы должны быть извещены повесткой заблаговременно и под расписку.
При рассмотрении заявления на заседании комиссии Вам может быть предложено выступить. Может быть предоставлено слово и тем, кто подтвердит Ваши доводы.

5. В каких случаях могут отказать в прохождении АГС?

Вам может быть отказано в замене военной службы на АГС только по следующим основаниям:

  • Вы нарушили срок и (или) законный порядок подачи заявления на АГС;
  • характеризующие Вас документы или другие данные не соответствуют Вашим доводам о противоречии между убеждениями (вероисповеданием) и несением военной службы;
  • в Вашем заявлении в призывную комиссию и прилагающимся к нему документах содержатся заведомо ложные сведения;
  • Вы дважды не явились на заседание комиссии по повестке без уважительных причин;
  • ранее Вам была предоставлена возможность пройти АГС, но Вы от нее уклонились.

Если призывная комиссия сочтет, что характеризующие Вас документы или другие данные не соответствуют Вашим доводам о противоречии между убеждениями (вероисповеданием) и несением военной службы, комиссия должна мотивировать свое решение, т.е. доказать имеющиеся противоречия ссылками на конкретные обстоятельства. Иными словами, не Вы должны доказывать подлинность убеждений, а призывная комиссия представить доказательства необоснованности Ваших притязаний на АГС (если такие доказательства имеются).

6. Нужно ли проходить медкомиссию при направлении на АГС?

Если призывная комиссия вынесла заключение о возможности замены для Вас военной службы альтернативной гражданской службой, перед направлением на АГС Вы должны пройти медосвидетельствование. По его итогам Вы либо признаетесь годным к военной службе и направляетесь на АГС, либо получаете отсрочку (освобождение) и от призыва, и от АГС.

7. Куда могут направить для прохождения АГС?

Перечень рабочих мест, на которые направляются граждане для прохождения АГС ежегодно определяется Правительством РФ в зависимости от поступивших заявок и ситуации на рынке труда.
Вас могут направить на любое рабочее место, которое есть в утвержденном перечне и обеспечено жильем. В то же время, при определении вида работы, профессии, должности и места прохождения АГС должны быть учтены Ваше образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья и семейное положение.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, направляемых на нее с 1 января 2008 года, составляет 21 месяц, а для проходящих АГС на гражданских должностях в организациях военного подчинения - 18 месяцев.

Подготовлено на основе материала УМОО “Гарантия” (г. Ульяновск) в рамках Общественной инициативы «Гражданин и армия»

Добро пожаловать на проект об Альтернативной гражданской службе в России!

Проект создан как некоммерческий, информационно-просветительский ресурс для призывников и их родителей. К сожалению в нашей стране многие призывники не знают о том, что у них есть право замены военной службы на альтернативную гражданскую. Гражданская служба это не форма уклонения и не возможность увильнуть от призыва, а полноценная служба без оружия в руках гарантированная 59 статьей Конституции РФ.

Останови уголовное преследование Никиты Конева!

В 2011 году военный комиссариат города Кировска, Мурманской области по городам Кировск и Апатиты начал борьбу с призывником Никитой Коневым. В неравной борьбе, с привлечением всевозможного административного ресурса комиссариата и прокуратуры на парня повесили уголовное дело. Вред причиненный государству судья Виталий Горюнов оценил в 130 000 руб. Единственное что сделал Никита Конев — пытался реализовать свое право, гарантированное Конституцией РФ и Федеральным законом об АГС. Из человека буквально сделали преступника, ему калечат жизнь и впустую тратят годы его жизни. Люди причастные к этому позорному делу, призывающие нас любить и защищать Родину, занимаются преследованием гражданина за его пацифистские убеждения.

У каждого призывника есть право замены военной службы на АГС!

Что такое АГС?

Альтернативная гражданская служба (сокращенно АГС), право гражданина РФ на замену военной службы гарантировано 3-ей частью, 59 статьи конституции РФ. АГС — это служба на гражданке на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

Что нужно сделать чтобы пойти на АГС?

Заявить о своем праве на АГС, подав заявление в отдел военного комиссариата. Заявление также можно отправить почтой.

Когда нужно подавать заявление на АГС?

Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за полгода до вашего призыва. Например если вас призывают этой осенью — заявление вы должны были подать в прошлый весенний призыв, или наоборот — призывают весной, значит нужно подать заявление на АГС в осенний призыв.

К счастью это не совсем так, это лишь норма созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. Право гражданина на АГС — является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм.

Военная альтернативная гражданская служба: условия и требования

Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование — у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу.

Зачем мне идти на АГС? Возможно я вообще не годен к прохождению службы!

Если вы не годны к прохождению военной службы, по тем же самым основаниям вы не годны для прохождения АГС. Проходить мед.освидетельствование необходимо только после вынесения решения по вашему заявлению на АГС, в этом случае, если вдруг окажется что вы годны к службе — вы пойдете на АГС, а не в армию.

Почему военный комиссариат так не хочет чтобы я пошел на АГС?

  1. У военного комиссариата присутствует личная заинтересованность в том чтобы вы пошли в армию. У военкомата есть план призыва в армию, плана на АГС у них нет.
  2. Выбирая АГС вы подаете личный пример другим призывникам, чем больше призывников в России отдадут предпочтение АГС, тем больше вероятность отмены насильственного призыва в российскую армию.
  3. Идя служить альтернативно, вы обрубаете возможные коррупционные схемы нечестных на руку сотрудников призывной системы, т.к. ваша судьба больше не зависит от их действий — возможность получить взятку от вас сводится к нулю.

Почему гражданскую службу выбирает так мало призывников?

  1. Всегда сложно делать свой выбор, а не идти на поводу у других.
  2. Гражданская служба это служба по призыву, а не освобождение от службы.
  3. В умах родителей призывников еще живет множество мифов про АГС не имеющих отношения к действительности.

Почему в военкомате ничего нет про АГС, почему я только что узнал что у меня есть право служить без оружия?

Отдел военного комиссариата — это подразделение Министерства обороны, оно не заинтересовано в том, чтобы призывники делали правильный выбор и уж тем более заявляли о своих пацифистских мировоззрениях. На самом деле призыв в России стал походить на конвейер: военкоматы часто нарушают закон работая на результат, призывники не понимают для чего они идут в армию, какой именно долг они должны и откуда он взялся. АГС в России изначально вызвало недовольство у самых высоких чинов Министерства обороны, это недовольство осталось и по сей день.

Я подал заявление на АГС, но меня упорно приглашают в военкомат для прохождения медицинского освидетельствования.

В соответствии с ФЗ об АГС, ст. 10, которая устанавливает следующий порядок призывных мероприятий(при подаче заявления на АГС, порядок призывных мероприятий немного меняется в отличии от обычного призыва на ВС):

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение — годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС;

Если коротко, то приглашение вас на мед.освидетельствование до вынесения решения по вашему заявлению — ни что иное, как грубейшее нарушение ФЗ об АГС.

Где и кем я могу пройти альтернативную гражданскую службу?

Список мест для прохождения и профессий утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты и публикуется в открытом виде на сайте.

Ссылки на тематические сайты

Альтернативная гражданская служба — это… ФЗ об альтернативной гражданской службе

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. Альтернативная гражданская служба — это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Видео по теме

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны органам исполнительной власти федерального уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям Вооружённых Сил государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба — это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы — 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности — 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул. Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск, который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения, равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

Закон
Единство измерений — это… 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

Система измерений занимает особое место в жизни общества. Все существующие эталоны величин должны регулироваться законодательно. В Российской Федерации функционирует ФЗ "Об обеспечении единства измерений", который буд…

Бизнес
Кооператив производственный — это… ФЗ о производственных кооперативах. Юридическое лицо — кооператив

Бизнес - это средство не только личного обогащения, но и способ в значительной степени поддержать финансово ту область или другой субъект, в котором значительно развит сегмент малого или среднего предприниматель…

Закон
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения закреплены в ЗК. Согласно 77 статье, к таким территориям относят участки, располагающиеся за границами поселений, предоставленные для с/х нужд. Рассмотрим подро…

Закон
Сводное исполнительное производство. Федеральный закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

Сводное исполнительное производство по должнику возбуждается в случаях, когда в отношении субъекта открыто несколько дел о взысканиях имущественного характера. Также допускается объединять процессы, в кот…

Закон
Федеральный закон № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан…

Закон
Предоставление информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В настоящее время действующее законодательство имеет в своей базе нормативный документ, который регламентирует порядок, правила и требования предоставления информации. Что это такое, знают немногие, а тем более те, кт…

Закон
Закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (действующая редакция)

Закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определяет юридический статус компании, обязанности и права ее участников, правила создания, ликвидации и реорганизации. Особенности преобразования, образов…

Здоровье
Андрогены — что это? Всё об их воздействии на организм

Андрогены - что это? Стоит отметить, что это общее название целой группы так называемых стероидных гормонов, которые производятся половыми железами (у женщин - яичниками, у мужчин - яичками) и корой …

Альтернативная гражданская служба что это такое

Красота
Когда можно стричь волосы, кому лучше доверить эту процедуру — обо всём понемногу

Стрижка волос — это не только эстетичный способ ухода за волосами и дань моде. По мнению наших предков, состригая волосы, вы можете изменить свою судьбу или здоровье, как в лучшую, так и отрицательную сторону. Считает…

Новости и общество
Хрематистика — это наука об обогащении. Экономические учения Аристотеля

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным…

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

    анализ документов, представленных гражданином;

    анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

(кликните, чтобы открыть)

Более подробно о том, что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования, предъявляемые к ней мы поговорим далее в статье.

Однако, одного желания призывника недостаточно. Окончательное слово за призывной комиссией. Именно она может сделать заключение, на основании которого гражданину будет предписана альтернативная гражданская служба, условия и требования к которой установлены в ФЗ Об альтернативной гражданской службе.

Отметим, что в альтернативном случае у призывника нет возможности отсрочить или быть освобожденным от службы. Такое положение прописано в п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ (закон об альтернативной гражданской службе).

Альтернативная гражданская служба: условия и требования

Как и в случае с военной службой, все начинается с повестки, которой предшествует поданное заявление — прохождение альтернативной службы. Повестка о прохождении альтернативной службы должна включать некоторые пункты:

  1. место, где будет проходить альтернативная служба в армии;
  2. срок прибытия в военный комиссариат.

В указанный срок призывник должен явиться в военкомат и получить следующие документы:

  1. предписание для убытия к месту, где будет проходить альтернативная военная служба. Документ выдается под расписку от уполномоченного лица военкомата;
  2. удостоверение и учетную карточку служащего по альтернативной схеме.

Данные документы должны быть выданы в соответствии с:

  • п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 ;
  • ст. 13, 14 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ .

Срок альтернативной службы составляет от 18 до 21 месяца, в зависимости от того, где предпочитает служить призывник: в качестве гражданского персонала в воинской части либо в гражданском учреждении.

Кто имеет право на альтернативную службу? По закону — это лица, которые ввиду своих философских или религиозных убеждений не могут служить в действующей армии, а также представители народов Крайнего Севера, ведущие традиционное хозяйство.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ гласит, что:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба: список профессий и места прохождения

Если призывник проживает в той же стране, где и призывается, то вариантов несколько. Он может проходить службу в больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, которые находятся в ведомстве федеральных органов исполнительной власти. Также есть возможность отдать долг родине в организации, находящейся в ведомстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Третий вариант – вооруженные силы РФ и другие воинские формирования. В данном случае призывник будет выступать в роли гражданского персонала.

Интересно

Если гражданин РФ постоянно проживает за пределами страны, он также может пройти альтернативную службу. В данном случае он имеет право на проживание в общежитии, которое соответствует санитарным нормам и предоставляется бесплатно.

Интересующимся тем, что такое альтернативная гражданская служба, список профессий, на основании которых возможно прохождение альтернативной службы, можно легко найти в сети Интернет. Такой список разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Перед тем, как военный комиссариат вынесет решение о возможности причисления призывника к числу альтернативных служащих, она учитывает некоторые детали.

  1. К альтернативному призыву подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.
  2. Образование. В большинстве случаев, граждане со средним образованием направляются на воинскую службу. Если получено среднее специальное образование, это говорит о том, что лицо может уже работать, а значит и быть альтернативным призывником;
  3. Специальность и квалификация;
  4. Опыт работы. В основном, влияет на шансы занимать рабочее место на постоянной основе;
  5. Состояние здоровья. Трудовые инвалиды вполне могут рассчитывать на альтернативную службу;
  6. Семейное положение. Родитель двоих детей имеет шансы на альтернативные войска;
  7. Потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Процедура проходит в несколько шагов:

  1. Заключение срочного трудового договора. В течение трех дней работодатель сообщит об этом военкомату и органу исполнительной власти, в ведомстве которой находится организация.
  2. Отметка в учетной карте о прибытии в компанию. Исполнительный срок исключен. Все особенности в соответствии с п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.
  3. Предоставление бесплатного общежития, социальной одежды и обуви, средств личной защиты – если необходимы для выполнения работ, связанных с профессией.

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ. В том числе в вопросах оплаты. Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

У альтернативного служащего есть право на ежегодный отпуск в 28 календарных дней. В отдельных случаях, указанных в ст. 17 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, возможен более длительный отпуск.

Альтернативная военная служба в РФ предусматривает и ряд ограничений. Так, например, при прохождении альтернативной службы жить вместе с теми, кто проходит воинскую службу запрещено.

Подпишитесь на свежие новости