Психология сознания и самосознания. Сознание и самосознание

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, так как в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного -- природа; для человека -- природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация -- воздействие на сознание объективного мира, природы и общества -- является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность -- вторичной.

Человек имеет определенное отношение к самому себе: принимает себя (удовлетворен, доволен собой) или отвергает себя (неудовлетворен, недоволен собой). Человек не только знает о своем существовании, знает о себе как носителе психической реальности, но и определенным образом относится к самому себе. Человек не только идентифицирует себя в многообразии своих проявлений, идентифицирует себя с себе подобными, не только дифференцирует себя от с собой схожих, но и постоянно оценивает себя. Мне может нравиться или не нравиться моя внешность, я могу оценивать свои способности как достаточные или недостаточные для решения той или другой задачи, я могу положительно или отрицательно оценивать свои поступки. Все это так или иначе входит в Я-образ. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. философия материальный истина самосознание

Самосознание это определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это -- сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Что возникает раньше -- предметное сознание или самосознание? Самосознание--это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

Ощущения;

Восприятия;

Представления;

Понятия;

Мышление.

Компоненты структуры сознания - чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

Через созданную им материальную и духовную культуру;

Ощущения своего собственного тела, движений, действий;

Общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

В непосредственном общении людей друг с другом;

В их оценочных отношениях;

В формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

В осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.



Рефлексия - размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

Что происходит в его душе;

Что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.



Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон – это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлилась в сознании.

Самосознание - это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь свободу существовать вне «Я» (Г. Гегель). В сознании как самосознании человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Сознание как направленность «Я» только на внешний мир определяет свое отношение к миру так: Я знаю, Я вижу, Я чувствую, Я мыслю и т.д. Но, когда «Я» говорит «Я знаю», оно еще не обладает самосознанием.

Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что Я знаю», «Я мыслю, что Я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» то состояние внутреннего мира, которое есть «мысль», «чувство», «восприятие», обратить на него внимание.

Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознаниена предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п. Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то естьсамооценка . Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Сознание и самосознание

На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацеленно на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

– первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

– следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

– самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания. К ним относятся:

– идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;

– атрибуция – неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;

– рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

В виду того, что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие - проприум, который, по его мнению, представляет собой “позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы”.

Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется “Я” (самость), как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.

Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория “самоактуализация” во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.

В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания, проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована, так называемая, гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности - рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулирует познавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.

С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.

Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

Обратимся теперь к центральному вопросу: как человек познает себя? (каковы механизмы самопознания?). Для этого нам необходимо рассмотреть проблему с более широких позиций, а именно проанализировать самопознание в качестве структурного компонента самопознания личности в целом.

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек - это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Обычно в специальных словарях сознание трактуется как «высший, свойственный только человеку, уровень развития психики», но такое определение не отражает всего многообразия и специфики данного понятия. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимаются попытки выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Суммируя все сказанное выше об определении понятия «сознание», можно констатировать следующее:
-сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я- не Я»;
-человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
-люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;
-мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я- не Я», в центре его находится Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то Я - это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

Таким образом, быть человеком - значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «Я-Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

Я ухожу в себя и открываю целый мир!

И. Гёте

Органами личностного саморазвития человека являются его сознание и самосознание. Обратимся к их характеристике.

Сознание.

Издавна людей интересовал вопрос, что такое человек, чем он отличается от животных? Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике. Человек - это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличительным признаком человека от животных, и оно является тем орудием, которое использует человек в ходе построения себя.

История проблемы сознания как особого психологического органа человека начинается с работ Р. Декарта. Утверждение, что именно человеческос сознание, природа психических конструктов человеческого существа являются источником внешней формы реальности - главное в революции, произведенной в философии И. Кантом.

В то же время определить, что такое сознание, оказалось сложным делом, гораздо более сложным, чем дать определение человека. Обычно в специальных словарях сознание определяется как высший, свойственный только человеку, уровень развития психики. Однако такое определение не отражает всего его многообразия и специфики. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимается попытка выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировапии поведения человека» [Спиркин, 1972, с. 83]. Если попытаться расшифровать это определение и перевести его на более понятный уровень, то следует констатировать следующее:

  • - во-первых, сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности; многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т.е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению но тину «Я - не Я»;
  • - во-вторых, человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
  • - в-третьих, люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;
  • - в-четвертых, мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Современные представления о сознании существенно изменились. Сознание в настоящее время, как указывает Д. А. Леонтьев , не сводится к психике и понимается как регулятор бытия: оно осмысляется, во-первых, как несводимое к осознанию, как «уровень, включающий в себя “механизмы” многих уровней разной “бессознательности”» (А. Н. Леонтьев); во-вторых, как бытийствующее сознание, постоянно выходящее за пределы самого себя и не укладываемое ни в одно определение (М. К. Мамардашвили); в-третьих, как направленное не только вовне, но выполняющее также существеннейшую функцию (точнее, систему функций) соотнесения, упорядочивания, трансформации ценностносмысловых структур, определяющих бытие человека в мире (Ф. Е. Василюк). Сознание определяется как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности [Петренко, 2010].

Сознание имеет сложную структуру. В современной психологии заслуга в выделении структуры сознания принадлежит В. П. Зинченко . Опираясь на три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл, описанных А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко дает характеристику трем слоям сознания: бытийному, рефлексивному и духовному.

Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Чувственная ткань - обобщенное наименование различных перцептивных категорий, из которых строится образ.

Рефлексивный слой образуют значение и смысл. В психологической традиции, как отмечает В. П. Зинченко, этот термин в одних случаях употребляется как деловое значение слова, в других - как значения, репрезентирующие содержание общественного сознания, усваиваемого индивидом. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности живому индивиду и реальной включенности в систему его деятельностей всегда страстно. Как говорил в свое время А. Н. Леонтьев, смысл - это «значение-для-меня».

В духовном слое сознания, как показывает В. П. Зинченко, человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое может выступать «Другой» или, точнее, «Ты». Духовный слой сознания, конструируемый отношениями «Я - Ты», формируется раньше или как минимум одновременно с бытийным и рефлексивным слоями. Духовный слой может быть охарактеризован слоя актами субъективации объективного и объективации субъективного. К первым относятся подражание, сочувствие, сопереживание, духовный поиск, овладение, одним словом - интериоризация или интроекция опыта. Ко вторым - опредмечивание собственного «Я», самоидентификация, самореализация (когда есть что реализовать), построение «Я-концепции». Иначе говоря, - различные формы трансцендирования «Я», которые можно обозначить как экстериоризацию или экстраекцию. Результаты этих сложных форм деятельности могут быть существенными. «К самым значительным результатам, как указывает В. П. Зинченко, относятся осознающая свое место в мире личность, способная к свободному, ответственному действию-поступку» [Зинченко, 2006, с. 2291.

Самосознание. Что же такое самосознание, как оно соотносится с сознанием? Если выразиться очень просто, самосознание есть то же самое сознание, но направленное на себя. Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я - не Я», в ее центре находится «Я», которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить «Я», образуется система «Я - Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, обладая сознанием, неизбежно обладает и самосознанием, т.е. способностью к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, самоконтролю и саморегулированию. На основании сказанного дадим определение самосознания. Самосознание - это деятельность «Я» как субъекта по познанию (или созданию) образа «Я» («Я-концепции»), в свою очередь, образ «Я», включаясь в структуру «Я» как субъекта, выполняет саморегулирующую (управляющую) функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ «Я», «Я-концепция». Это в свою очередь выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля, а также для осуществления актов саморазвития.

Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов «Я», где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.

Своеобразным продуктом этого взаимодействия является осознание себя, «Я-концепция». Согласно современным представлениям, «Я-концепция - это сложная, многокомпонентная, многоуровневая и представленная в переживаниях человека система». С ней согласуются ценности, смыслы и цели, поступки и поведение, эмоции и чувства, жизненные достижения, психическое здоровье и успех в деятельности, общении и познании, опыт и ожидания личности. Это комплексное личностное образование и механизм, который интегрирует индивидуальность, компоненты сознания, самосознание, самопознание, саморегуляцию и образ «Я» [Агапов, 2011, с. 158].

Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д. На эту «картину» тут же накладывается отношение. Например: в целом я собой удовлетворен и принимаю таким, какой есть, - высокое самоуважение. Возможны разные варианты: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и многие другие. Проявленная картина того или иного качества в структуре «Я-концепции» или «Я-концепция» в целом подвергаются оценке путем сравнения себя с другими людьми или каким-то идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.). В результате формируется самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватная - неадекватная, устойчивая - неустойчивая, которая вносит свои коррективы в уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также знания и представления о себе. Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования особого механизма, который называется рефлексией. В результате отыскиваются причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности - неудовлетворенности собой, формируются намерения самосовершенствоваться или, наоборот, все оставляется, как есть.

Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты «Я»: физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, и в отношении каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные

«Я-концепции». Кроме того, все эти аспекты в рамках «Я-Реального», «Я-Идеального», «Я-Зеркального» могут еще рассматриваться и во временном континууме.

Попытаемся теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые расширяют наши представления о «Я-концепции» человека. К ним можно отнести следующие.

Полнота - фрагментарность «Я-концепции » - определяется тем, насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

Глубина - поверхностность знаний о себе - способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о человеке другие люди и что первоначально с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание, наоборот, характеризуется отрывочностью, несистематичностыо и только того, что доступно быстрому осознанию.

Гармоничность - конфликтность «Я-концепции» - определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной «Я-концепцией» мы имеем дело тогда, когда человек отождествляет себя с какими-то определенными качествами и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе и удовлетворен, и не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

Адекватность - неадекватность представлений о себе - еще одна важная характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью, причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же «Я-концепция» - залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

Устойчивость - динамичность « Я-концепции » может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

Принятие - непринятие себя - существуют люди, которые обладают низким самоуважением, считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия. Низкое самопри- нятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными. С этим вполне можно согласиться, однако с одной существенной оговоркой: высокий уровень самопринятия только тогда дает положительный эффект, когда он органически сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию. Без этого самопринятис перерастает в снобизм и самодовольство.

Самосознание и внутренний мир человека. Конкретным содержанием субъективного в человеке является его внутренний мир или субъективная реальность. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию внутреннего мира. Мы коротко остановимся только на двух - гуманитарном и естественнонаучном.

В рамках гуманитарного подхода основное внимание уделяется душе, как интегральному понятию, выражающему суть внутреннего мира человека. Понятие души - краеугольный камень в понимании сущности человека. По утверждению О. Вейнингера 119971, всем гениальным людям свойственно твердое, окончательное, не требующее доказательств убеждение, что у них есть душа. Он полагал, что вера в душу есть все, что угодно, только не суеверие и не простой обман духовенства. Душа, по мысли

О. Вейнингера, - это единственное, что обладает абсолютной, бесконечной ценностью на свете. Слово «душа» с давних времен употребляется как в разговорном, так и в литературном языке. Но далеко не каждый из тех, кто употребляет его в своей речи, верит в существование души как особой субстанции. Здесь важен опыт переживания собственной души, открытие ее, общение с нею или принятие свидетельств других людей, переживших подобный опыт.

Представители этого направления считают, что «душа» не должна являться предметом исследования научной психологии, поскольку последняя не имеет такого инструментария, с помощью которого можно было бы препарировать «душу». Психология, если она хочет оставаться научной, должна ясно сознавать свои ограничения. Наиболее отчетливо эта мысль проводится в работе Б. С. Братуся, которая посвящена душе и ее «жизни» в психологии . Он подчеркивает, что душа, с точки зрения религиозных представлений, не входит, не вмещается в психологию, равно как не растворяет психологию в себе; «религиозно-философский и конкретнопсихологический уровни не сводимы один к другому, не подменяемы один другим» [Там же, с. 77]. Психология как научная дисциплина должна остаться на психологическом уровне изучения человека, согласившись с определением «Я» человека, его души и духа как особых метафизических реальностей, и именно как научная дисциплина психология обязана принимать во внимание реальность этих «нереальностей».

При естественнонаучном подходе к внутреннему миру человека предпринимается попытка объективировать это внутреннее содержание психики, понять законы функционирования внутреннего мира и т.п.

Откуда же берется внутренний мир? Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, и в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

В науке установлено, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В результате иодобного отражения, как писал А. Н. Леонтьев , возникает Образ Мира. Но такой образ нс является простым слепком внешнего мира, человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга. Внутренний мир существует по своим особым законам. В своих работах В. Д. Шадриков 120041 выделяет и описывает четыре таких закона.

Первый закон : «Внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам». Развитие внутреннего мира осуществляется по закономерностям, отражающим внешнее воздействие. Не меньшую роль при этом играют отдельные события. Один поступок может изменить всю жизнь человека, все его мировосприятие.

Второй закон : «Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий». Случайное слово может остаться незамеченным, а может вызвать цепь размышлений, которые приведут в движение весь внутренний мир. Следовательно, как отмечает автор, внутренний мир принадлежит к неустойчивым системам. Такая неустойчивость не только приводит к непредсказуемости поведения человека, но и является стимулом для творчества и новаций.

Третий закон : «Внутренний мир человека является самоорганизующейся системой». Внутренний мир в своей самоорганизации стремится к устойчивости и стабильности. Это находит выражение в преодолении чувства неопределенности, в стремлении перейти на стереотипные формы поведения. Устойчивое состояние нарушается мотивацией и внешними воздействиями, что побуждает человека к постановке новых задач, решить которые при помощи отработанных форм поведения невозможно.

Четвертый закон : «Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит настоящее». Развитие внутреннего мира отражает стрелу времени и характеризуется необратимостью. Человек никогда не может быть таким, каким он был, как бы он к этому не стремился. В своих воспоминаниях человек действительно может вернуться к определенным периодам и событиям своей жизни. Но он не может вернуться к внутреннему миру, характеризующему его в эти моменты. Воспоминания всегда осуществляются с позиций настоящего внутреннего мира с соответствующими оценкам и переживаниями.

Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. Обратимся вначале к характеристике внутреннего пространства личности. В психологии данное понятие используется достаточно активно. Это очень удобный и понятный конструкт, который позволяет в доступной форме описать внутренний мир человека. В то же время внутреннее пространство есть лишь часть психологического пространства человека. Психологическому пространству посвящено немало работ в зарубежной и отечественной психологии. На наш взгляд, наиболее интересным является подход В. А. Петровского, который выделяет и описывает семь пространств существования личности .

  • 1.«Во мне - со мной». Это - область существования «бессознательного» в топологической модели 3. Фрейда, «коллективного бессознательного» К. Юнга, «демонов» Э. Берна и др.
  • 2. «Во мне - при мне». Это - область существования «темных чувствований» И. М. Сеченова, «предсознательного» в топологической модели
  • 3. Фрейда, «краевых фигур (монстров)» А. Минделла, «дорефлексивного» Ж. П. Сартра, «подсознательного организмического функционирования» К. Роджерса.
  • 3. «Во мне - у меня». Это - область существования cogito («мыслю») Р. Декарта, «сознательного» 3. Фрейда, «объективации» Д. Н. Узнадзе, «сознательного внимания» К. Роджерса, «зоны осознания» Ф. Перлза, «переживающего Я» Берна, «осознания своего духовного Я» В. Франкла.
  • 4. «Мною и мне». Это - область контактов и взаимопревращений двух сфер бытия: во мне и вне меня. Там содержатся накапливаемый подсознательный опыт (не достигающий статуса переживаемого), «давление среды» В. А. Лефевра, рефлекторные импульсы в ответ на телесные и средовые воздействия, «инстинктивные влечения» 3. Фрейда, «идеомоторные акты» II. Жане, «возбуждение» Ф. Перлза, «первичные» и «фиксированные установки» Д. Н. Узнадзе.
  • 5. «Вне меня - у меня». Так можно описать все то, что, не будучи мною, я отношу к себе, защищая от посягательств. То внешнее, которым обладает внутреннее. К категории «вне меня - у меня» относятся «физическое Я» У. Джеймса, «переходные объекты» Д. Винникотта и др.
  • 6.«Вне меня - от меня». Такова область существования результатов и последствий моей активности, мое бытие в другом человеке, ощущаемое им как несомненная реальность. В субъективном пространстве «Другого» я существую как интроект (интернализированный Другой).
  • 7. «Вне меня - из-за меня». В этом пространстве сосредоточены значимые проявления моего присутствия в жизни других людей. Здесь используется в термин «персонализация»: во мне видят личность, если я способен быть источником значимых изменений в жизни других людей.

Как видим, у В. А. Петровского описаны пространства по принципу перехода от внутреннего к внешнему. В то же время в психологии имеются работы, где предпринимается попытка описать непосредственно внутреннее пространство в континууме пространственно-временной структуры. Сошлемся здесь на факты, полученные отечественным психологом Т. Н. Березиной , которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов, понимаемые Т. Н. Березиной как субъективные формы объектов. Они выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т.д.? Где вы находитесь - внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существование параллельного времени и др. Для примера рассмотрим факты ускорения - замедления субъективного времени, поскольку каждый из нас знает об этом из личного опыта. Если мы заняты чем-то интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно. Для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно, оно так же как бы останавливается, но природа такой остановки другая, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечению нескольких недель или месяцев, наоборот, тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, - воспринимается как одно мгновение.