Работа по патенту иностранных граждан ндфл. Работники-мигранты «на патенте»: разбираем отдельные ндфл-ситуации

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) являются физические лица, как являющиеся налоговыми резидентами РФ, так и не являющиеся таковыми, при условии, что все указанные лица получают доходы от источников в РФ (ст. 207 НК РФ). Доходом для целей налогообложения является вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории России (пп.6 п.1 ст. 208 НК РФ). Иными словами, и другие выплаты в пользу работников, в том числе иностранных граждан, являются их доходом, подлежащим обложению НДФЛ. Он может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды (п.1 ст. 210 НК РФ).

Наряду с положениями, устанавливающими общий порядок исчисления и уплаты налога, Налоговым кодексом установлены особенности исчисления и уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков:

Физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

Налоговых агентов;

Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы и осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В данной статье нас будет интересовать последняя указанная категория, а именно иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента. Иностранные граждане как налогоплательщики интересны, по крайней мере, по двум причинам.

Первой особенностью является то, что общая сумма НДФЛ налогоплательщиков-иностранцев, работающих по найму в организациях и у индивидуальных предпринимателей, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

И вторая, в том, что Минфин в своих недавних письмах определил порядок возмещения иностранному работнику сумм, внесенных им в виде авансового платежа фиксированного размера. Речь идет о возврате денежных сумм, уплаченных иностранцем по НДФЛ за период действия патента в случаях, когда срок действия патента не был продлен.

С 1 января 2015 года правила уплаты фиксированных авансовых платежей по НДФЛ для иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, изменены.

Новый порядок распространяется на иностранных граждан, работающих по патенту не только у физических лиц, но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц. В отношении ранее выданных патентов до истечения срока их действия сохраняется прежний порядок уплаты НДФЛ.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года работодатели (заказчики), являющиеся юридическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и т.д. могут привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.

С 01 января 2015 года фиксированный авансовый платеж по НДФЛ установлен в сумме 1200 рублей за каждый месяц периода, на который выдается патент. Однако это не окончательна сумма, поскольку размер платежа корректируется на коэффициент-дефлятор и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ (п.3 ст. 227.1 НК РФ). Если региональный коэффициент на очередной календарный год не установлен, его значение принимается равным 1.

Коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливается Минэкономразвития России и в 2015 году составляет 1,307 (Приказ от 29.10.2014 N 685).

В городе Москве в 2015 году региональный коэффициент равен 2,5504. Таким образом, фиксированный авансовый платеж в Москве для иностранных работников с 1 января 2015 года составит 4000 рублей (1200 рублей х 1307 х 2,5504) в месяц (Закон г. Москвы от 26.11.2014 № 55 "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы").

Налогоплательщик уплачивает фиксированный авансовый платеж по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент (ранее он уплачивался по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика) (п.4ст. 227.1 НК РФ).

Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев с правом неоднократного продления на срок от месяца. Общий срок действия патента не может превышать 12 месяцев с учетом продлений (п. 5 ст. 13.3 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Мы уже сказали, что сумма уплаченного НДФЛ налоговым агентом за работника иностранца может быть уменьшена на сумму уплаченных фиксированных платежей. Однако, прежде, чем работодатель сможет это сделать, необходимо выполнить условие, а именно получить от налогового органа по месту своего нахождения уведомления о подтверждении права на такое уменьшение. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@. Для получения такого уведомления налоговому агенту следует подать заявление по форме, рекомендованной в письме ФНС России от 19.02.2015 N БС-4-11/2622.

Налоговый орган обязан направить запрошенное уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии у него информации, полученной от территориального органа ФМС о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового или гражданско-правового договора и выдачи налогоплательщику патента. Уведомление может быть выдано только и при условии, что ранее за соответствующий такое уведомление не направлялось.

После получения уведомления, организация может уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей.

Обращаем Ваше внимание, что, если сумма уплаченных за период действия патента в соответствующем налоговом период фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных работником доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику (п. 7 ст. 227.1 НК РФ).

Как мы уже говорили, помимо НДФЛ иностранный работник уплачивает фиксированный платеж в течение всего срока действия патента. Однако на практике может случиться так, что авансовый платеж совершен, а срок действия патента не продлен. На этот случай ФНС совместно с Минфином РФ издали письма, в которых разъяснили, что в случае, если срок действия патента не был продлен, перечисленные иностранным гражданином денежные средства могут быть идентифицированы как излишне уплаченные и на этом основании, работник вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 19.05.2015 г. № 03-04-07/28585 и от 01.06.2015 г. № БС-2-11/653@).

Общий порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога установлен статьей 78 НК РФ. По желанию иностранного работника сумма излишне уплаченного авансового фиксированного платежа может быть ему возвращена (п.1 ст. 78 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента заявление в письменном виде или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 78 НК РФ). Срок давности обращения с заявлением о возврате составляет три года со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ). Форма заявления установлена Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов» - Приложение №8.

Затем на основании поданного заявления налоговый орган принимает решение о возврате либо отказе в возврате переплаченной суммы. Решение оформляется в форме, также утвержденной приказом № ММВ-7-8/90@.

Перед принятием решения о возврате налоговый орган проверяет факт переплаты фиксированного платежа, в некоторых случаях может быть проведена . Например, когда в процессе обработки представленного заявления налоговый орган выявит расхождения по заявленной к зачету (возврату) сумме с данными учета налоговых органов, то в этом случае копия представленного заявления будет возвращена налогоплательщику без исполнения (с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов).

О принятом решении налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику (п. 9 ст. 78 НК РФ). В течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения иностранному работнику направляется сообщение (Приложение № 3 к Приказу № ММВ-7-8/90@;), а также копия Решения налогового органа о возврате.

Обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2015 года обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику о принятии решения о возврате переплаченной суммы только в письменной форме будет исключена. Сообщение может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае отказа налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы, налогоплательщиком может быть подана жалоба в порядке, установленном гл.гл. 19-20 НК РФ.

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) по поручению, оформленному налоговым органом на основании принятого решения (и в сроки, не превышающие срок принятия этого решения). О дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств ТОФК обязательно уведомляет налоговый орган (п. п. 8, 11 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что на сумму возврата, перечисленную работнику с нарушением срока, могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п.п. 2. 10 ст. 78 НК РФ).

Причем проценты могут быть возвращены и отдельно от основной суммы переплаты, если по каким-то причинам они уплачены не в полном объеме. Решение о перечислении оставшейся суммы процентов принимается налоговым органом в течение 3 дней со дня получения уведомления ТОФК об исполнении поручения налогового органа (п. 12 ст. 78 НК РФ).

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Теперь же мы предлагаем вашему вниманию анализ наиболее интересных ситуаций, возникающих у нанимателей «патентных» мигрантов при уменьшении НДФЛ.

СИТУАЦИЯ 1. Срок оплаченного иностранцем патента охватывает сразу два налоговых периода - 2015 и 2016 гг.

Допустим, в середине декабря 2015 г. в московскую организацию взят на работу мигрант с патентом, срок действия которого - с 08.12.2015 по 08.04.2016. При трудоустройстве, помимо патента и прочих документов, иностранец предъявил квитанцию об оплате фиксированных авансовых платежей по НДФЛ на сумму 16 000 руб. (1200 руб. х 1,307 х 2,5504 х 4 мес.)пп. 2, 3 ст. 227.1 НК РФ ; Приказ Минэкономразвития от 29.10.2014 № 685 ; ст. 2 Закона г. Москвы от 26.11.2014 № 55 (ред., действ. до 01.01.2016) .

Организация в январе 2016 г. получила из своей ИФНС уведомлени е о праве зачесть в 2016 г. сумму уплаченных иностранцем «авансов». И у бухгалтера возник вопрос: а на какую именно сумму можно уменьшить НДФЛ мигранта, учитывая, что период действия оплаченного патента частично приходится на 2015 г.?

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ-ИНОСТРАНЦУ

Если НДФЛ в виде фиксированных «авансов» уплачен в 2015 г., соответственно, с применением коэффициента-дефлятора, установленного на 2015 г., но при этом срок выданного патента истекает в 2016 г., то пересчитывать сумму «авансов» с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 2016 г., и что-либо доплачивать не нужн оПисьма ФНС от 27.01.2016 № БС-4-11/1052@ ; Минфина от 02.02.2016 № 03-04-06/4981 .

Поскольку такая ситуация Налоговым кодексом не урегулирована, правильнее и безопаснее всего, на наш взгляд, исходить из следующего.

Согласно НК общая сумма НДФЛ с доходов иностранцев «на патенте» подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими иностранцами за период действия патента применительно к соответствующему налоговому период уп. 6 ст. 227.1 НК РФ . Так как в уведомлении из ИФНС указан 2016 г., то уменьшить налог нужно на ту часть авансовых платежей, которая приходится именно на текущий год. То есть из суммы «авансов» надо вычесть сумму, приходящуюся на 24 календарных дня 2015 г. (с 08.12.2015 по 31.12.2015).

В периоде с 08.12.2015 по 08.04.2016 - 123 календарных дня.

ДЕЙСТВИЕ 1. 16 000 руб. / 123 дн. = 130,1 руб.

ДЕЙСТВИЕ 2. 130,1 руб. х 24 дн. = 3122,4 руб.

ДЕЙСТВИЕ 3. 16 000 руб. – 3122,4 руб. = 12 877,6 руб.

То есть работодатель может уменьшить НДФЛ, начисленный иностранцу с доходов 2016 г., на 12 877,6 руб.

Хотим также напомнить вот о чем. Если сумма «авансов», уплаченных мигрантом за период действия патента в течение календарного года (в нашем примере это 12 877,6 руб.), больше суммы НДФЛ, исчисленной по итогам этого года, то эта разница не является суммой излишне уплаченного налога. Поэтому иностранцу она не возвращается и не засчитывается в счет будущего налог ап. 7 ст. 227.1 НК РФ .

СИТУАЦИЯ 2. Работодатель не подавал в 2015 г. заявлени еприложение к Приказу ФНС от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512@ о подтверждении права уменьшать НДФЛ мигранта на фиксированные платежи, уплаченные им также в 2015 г.

Здесь у бухгалтеров возникают такие вопросы: можно ли эти «авансы» зачесть в 2016 г., а если нет, то имеет ли иностранец право на возврат излишне удержанного НДФЛ через свою инспекцию по месту учета?

Сразу скажем, что начать уменьшать начисленный мигранту НДФЛ можно только после получения соответствующего уведомления из вашей ИФНСп. 6 ст. 227.1 НК РФ . Как следует из формы уведомлени яутв. Приказом ФНС от 17.03.2015 № ММВ-7-11/109@ , оно подтверждает право работодателя уменьшить исчисленную сумму налога в конкретном году. Поскольку заявление на зачет стоимости патента в 2015 г. подано не было, соответственно, и не было получено «разрешительное» уведомление из ИФНС на 2015 г. Зачесть сумму уплаченных «авансов» за период действия патента, приходящийся на 2015 г., в 2016 г. работодатель не может, даже если получит уведомление из инспекции на текущий 2016 г. Ведь оно уже будет справедливо только для фиксированных платежей, уплаченных за период действия патента, относящийся к 2016 г., поскольку уменьшение НДФЛ производится в течение налогового период ап. 6 ст. 227.1 НК РФ .

Также в НК не предусмотрено право иностранца на возврат из ИФНС налога, удержанного работодателем в 2015 г.Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2015 № 20-15/110442

СИТУАЦИЯ 3. Мигрант в 2015 г. работал в организации на основании разрешения на работу, а когда срок его действия истек, уволился и затем устроился в эту же фирму вновь, но уже на основании патента.

Причем в период работы «по разрешению» иностранец являлся нерезидентом РФ, поэтому НДФЛ с него удерживался по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ . А к моменту, когда он стал работать по патенту, его статус изменился на «резидент». И тут возникают следующие вопросы:

  • должен ли в этой ситуации работодатель пересчитывать НДФЛ в связи со сменой мигрантом статуса и отразить это в справке 2-НДФЛ, подаваемой по итогам 2015 г.;
  • нужно ли подать на этого иностранца две справки 2-НДФЛ с разными статусами налогоплательщика и с разными ставками налога;
  • какой код статуса налогоплательщика (1, 2 или 6) и какую ставку НДФЛ (30% или 13%) надо указать в справке?

Вот что по этому поводу нам ответил специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ В указанной ситуации работодатель, как налоговый агент, должен пересчитать НДФЛ в связи со сменой мигрантом статуса с нерезидента на резидента РФ и отразить это в справке 2-НДФЛ.

По итогам 2015 г. на такого работника необходимо представить одну справку 2-НДФЛ с проставлением в поле «Статус налогоплательщика» кода 6 (налогоплательщик - иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность по найму на основе патент а)разд. IV Порядка заполнения справки 2-НДФЛ (приложение № 2 к Приказу ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) и налоговой ставки 13%” .

От себя добавим, что в разделе 5 «Общие суммы дохода и налога» справки 2-НДФЛ надо отразить сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных иностранцем, а также данные об уведомлении из ИФНС, подтверждающем право на уменьшение налога на эти платежи.

Что же касается НДФЛ, излишне уплаченного за тот период 2015 г., когда к доходам иностранца применялась ставка 30%, то за возвратом этой суммы по итогам прошедшего года мигранту надо обращаться в инспекцию, где он поставлен на учет. Для этого ему придется подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие его статус налогового резидент ап. 1.1 ст. 231 НК РФ .

В заключение хотим упомянуть о ситуации, когда работодатель получил «разрешительное» уведомление из ИФНС спустя несколько месяцев после найма «патентного» иностранца. Например, тот работает с января текущего года, а уведомление получено лишь в мае.

Так вот, налоговики считают, что независимо от даты получения уведомления работодатель вправе уменьшить сумму ранее удержанного за январь - май НДФЛ на сумму уплаченных иностранцем в текущем году «авансо в»Письма ФНС от 23.09.2015 № БС-4-11/16682@ ; УФНС по г. Москве от 16.10.2015 № 20-15/109294 . При этом вернуть мигранту излишне удержанный налог работодатель должен по письменному заявлению работника, перечислив деньги на расчетный счет, указанный им в заявлени ип. 1 ст. 231 НК РФ .

Как показывает практика, работающие на российских предприятиях иностранные граждане дважды уплачивают налог НДФЛ. Работодатель не отдает себе отчет в том, а многие их них просто не знают, что на предприятии ведется двойное налогообложение.

Явление напрямую связано с тем, что он удерживает подоходный налог с получаемого иностранным гражданином заработка, размер которого составляет 13% . В то же время он каждый вносит авансовый платеж НДФЛ, если трудоустроен по патенту.

Что такое патент

Термин «патент» по определению нормативно-правовых актов по регулированию миграционных процессов означает официальная деловая бумага, представленная в виде сертификата. Он подтверждает право прибывшего в РФ в безвизовом порядке гражданина сопредельных стран на ведение трудовой деятельности на территории российского государства.

Перечень работодателей, наделенных правом привлечения к работе безвизового иностранного гражданина, утвержден указаниями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Акт издан 25 июля 202 года под номером 115-ФЗ.

В их число входит:

  • предприятия вне зависимости от организационно-правовой формы;
  • лица, выступающие в качестве индивидуального предпринимателя;
  • практикующие в частном порядке нотариусы, адвокаты;
  • российские граждане, которые по той или иной нуждаются в помощи для ведения хозяйственных дел личного характера.

Трудоустройство на территории страны вне зависимости от категории работодателя осуществляется на основании патента. Его владельцы наделяются определенными льготами, такими как миграционная квота, гибкая система внесения платы за его получение.

Как получить

Для приобретения патента прибывший из другого государства гражданин должен обратиться в подразделения ФМС по местопребыванию с заявлением, оформленным на унифицированном бланке.

К нему прилагаются нижеперечисленные документы:

  • паспорт, идентифицирующий подлинность личности заявителя. Его содержание должно быть переведено на русский язык и заверено в нотариальном порядке;
  • миграционная карта. Под данным выражением обозначается документ, содержащий информацию о въезжающем на территорию страны без визы человеке. Его бланк иностранному гражданину выдается на границе, чтобы он ее собственноручно заполнил. Миграционная карта позволяет отслеживать его действия в период пребывания в России;
  • лист прибытия, выданный подразделением ФМС по местонахождению иностранного подданного;
  • полис добровольного медицинского страхования, дозволяющий получить качественное медицинское обслуживание. Не исключается вероятность предоставления договор, заключенного между прибывшим из другой страны человеком и медицинским учреждением об оказании ему медицинских услуг на платной основе;
  • платежная квитанция, подтверждающая факт внесения платы за оказание услуги управления ФМС по выдаче патента. Ее размер для каждого региона установлен в индивидуальном порядке;
  • сертификат о сдаче теста по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ;
  • медицинское заключение, свидетельствующего факт отсутствия заболевания наркоманией, инфекционными болезнями, представляющими опасность для окружающих людей. Их перечень утвержден Министерством здравоохранения РФ;
  • медицинское заключение по результатам прохождения обследования на наличие ВИЧ-инфекции.

Общие понятия о налогообложении

Единая упрощенная декларация сдается юридическими лицами, которые находятся на общем режиме налогообложения. В соответствии с правилами ее оформления они заполняют только первый лист.

Если у юрлица отсутствует ИНН, то заполняется дополнительный лист на оборотной стороне. Она принимается отделениями управления ФНС с целью сокращения документооборота без предъявления справки с банка. В отдельных случаях к ней прилагается письмо, подписанное руководителем юрлица.

Что это такое

Под формулировкой «упрощенная налоговая система» либо УСН понимается одна из разновидностей системы налогообложения. Как правило, она применяется юридическими лицами, осуществляющими предпринимательством в сфере малого и среднего бизнеса. В текущем году с введением некоторых изменений в систему налогообложения желающие могут перейти к применению УСН.

Она привлекательна тем, что ее применение влечет за собой уменьшение налоговой базы юрлица. Кроме того оформляемая документация обладает простотой ведения учета и отчетности по налогообложению.

Формулировка «налоговая база при УСН» обозначается стоимостная, физическая характеристика объекта налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налога, дозволяющих количественно выразить объект, подлежащий обложению налогом. Размер налоговой ставки на получаемый доход при УСН составляет 6%. В отдельных регионах он снижается до 1% сообразно указаниям статьи 346.12 НК РФ.

Чтобы иметь возможность применить УСН юрлицо должно отвечать ряду предъявляемых требований:

  • число работников не должно превысит 100 человек;
  • осуществляемая деятельность должна соответствовать нормативам законодательных актов;
  • остаточная стоимость основных производственных средств должна равняться 150 млн. рублям;
  • доля участия третьих лиц должна составлять не более 25% ;
  • у юрлица не должно быть филиалов и представительств;
  • общий объем доходов за истекший год не должен превысить 150 млн. рублей , о чем отмечено в статье 346.13 НК РФ.

По сути, «налоговая база» есть численный показатель, на основании чего рассчитывается подлежащий уплате обязательный платеж. В соответствии с указаниями Налогового кодекса она вычисляется путем умножения налоговой базы на норму налогового обложения, то есть величину налоговых начислений на ее единицу.

Если юрлицо не осуществляло хозяйственную деятельность в продолжение года, то оно может сдать единую налоговую декларацию. Она подлежит сдаче не позже 20 января наступившего года за прошлый налоговый период. Единственным условием является отсутствие движения денежных средств в его кассе и на расчетном счету в банке.

Налоги на доходы физлиц в 2019 году

Регламентация вопросов относительно налогообложения физических и юридических лиц осуществляется указаниями главы 23 НК РФ. В ней изложен принцип определения размера налоговой базы. Он обуславливается статусом получающего доход физического лица, о чем отмечено в указаниях статьи 207 НК РФ и письма инспекции ФНС от 15.04.2014 N ОА-3-13/1389@. Его сущность заключается в его признании в качестве налогового резидента РФ.

Вместе с тем обложения налогом НДФЛ в размере – 13 или 30% производится без учета гражданства, правового статуса, о чем отмечено в ряде писем Минфина России.

Налогом НДФЛ в размере 13% облагаются доходы, получаемые иностранными гражданами, которые трудятся по патенту. Во всех остальных случаях трудоустройства нерезидент РФ облагается налогом НДФЛ в размере 30% сообразно норме, учрежденной статьей 227.1 НК РФ.

Возврат налога НДФЛ иностранному работнику

Возмещение НДФЛ иностранному гражданину, работающему на российском предприятии, осуществляется в заявительной форме.

Работодатель в соответствии с указаниями Налогового кодекса должен подать заявление в инспекцию Федеральной налоговой службы.

Его форма утверждена приказом Министерством финансов РФ «Об утверждении формы заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей». Акт издан 13 ноября 2015 года за номером ММВ-7-11/512@.

Необходимые условия

В сущности, налоговый агент есть любое действующее в пределах российского государства юрлицо, получающее прибыль в ходе ведения производственной деятельности. В его функциональные обязанности входит удержание с работника налога НДФЛ с целью его перечисления в федеральный бюджет. Норма предусмотрена указаниями статей 226-227.1 НК РФ.

Порядок взыскания налога, его возврата регламентируется нормативами статьи 231 НК РФ . Работодатель должен его отчислять, исходя из уплаченных гражданином другой страны авансовых платежей. Удержанная за прошлые годы отчетного периода сумма по налогу НДФЛ подлежит возврату, если ее размер превысит их размер.

В ней отмечено, что она излишне уплаченная сумма подлежит возврату налоговым агентом в заявительной форме.

Налогоплательщик должен подать ему заявления, если указаниями главы 23 НК РФ не предусмотрены иные нормы. Как правило, возмещение излишне уплаченной в качестве налога суммы производится в безналичным расчетом. Она зачисляется работодателем на банковский счет плательщика налога, реквизиты которого указываются в заявлении.

Порядок осуществления

В соответствии с указаниями статьи 231 НК РФ налоговый агент направляет в инспекцию ФНС, где он состоит на учете заявление о возврате суммы налога, удержанной им сверх положенной нормы. Мера должна быть осуществлена в продолжение 10 дней после получения им заявления от налогоплательщика.

К нему он должен приложить:

  • выписку, оформленную на основании документации по налоговому учету за определенный налоговый период;
  • деловые бумаги, служащие в качестве доказательной базы о переводе излишней суммы налога в федеральный бюджет.

Инспекция ФНС осуществляет возврат перечисленной налоговым агентом в федеральный бюджет суммы налога сообразно нормативам статьи 78 НК РФ. Она не ввела ограничения конкретным налоговым периодом в срок обращения налогового агента. Срок отсчитывается со дня, когда к нему поступило соответствующее заявление от работника.

Какие нужны документы

Работодатель в качестве налогового агента должен предъявить ряд документов в инспекцию ФНС, чтобы возместить налог НДФЛ иностранному гражданину.

В их число входит:

  • копия платежной квитанции, на основании которой была внесена плата за получение патента;
  • справка формы 3-НДФЛ.

Как правило, ответ инспекции ФНС о возможности возмещения налога НДФЛ иностранному гражданину поступает к работодателю в продолжение 10 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления может затянуться на неопределенное время. Работодатель вне зависимости от даты поступления ответа от инспекции ФНС вправе уменьшить размер удерживаемой суммы с учетом авансового платежа за патент.

В добавление к вышесказанному нужно заметить, что каждый работодатель в состоянии помочь работающему у него иностранному гражданину . Сущность такого рода содействия заключается в снижении его расходов за счет возмещения налога НДФЛ. Им облагается каждый трудоустроенный гражданин сопредельных стран.

Компании, предприниматели и люди, занимающиеся частной практикой, с этого года получили право принимать на работу иностранцев, находящихся в России без визы, на основании патента. Однако необходимо иметь в виду, что одновременно введен и особый порядок расчета и уплаты подоходного налога с таких «патентных» иностранцев. Ставка по патентникам 13 процентов, независимо от резидентства.

Как было
По старым правилам иностранцы, работающие у физлиц по патенту (гувернантки, няни и т.п.), платили подоходный налог фиксированными авансовыми платежами в размере 1 000 рублей каждый месяц. Размер этих платежей на каждый год индексировался.
В расчетном документе иностранец указывает наименование фиксированного платежа. Перечисляются такие авансы по месту жительства (пребывания) иностранца.
По итогам года иностранец должен сам рассчитать итоговую сумму НДФЛ с учетом ранее уплаченных авансов. В данном случае вне зависимости от того, является он резидентом или нет, применяется 13-процентная ставка. Если в итоге налог превысит величину авансовых платежей, то разницу нужно показать в декларации и заплатить.
Если же сумма авансов превысит сумму подоходного, исчисленного по итогам года, переплата не признается суммой излишне уплаченной и не подлежит возврату либо зачету иностранцу.
Как видим, расчеты с бюджетом вели сами "безвизовые" иностранцы. То есть их работодатели в данный процесс вовлечены не были.
Как стало
Теперь мы имеем иностранцев, которые работают по найму:
- у физлиц - для личных нужд, не связанных с осуществлением бизнеса;
- в компаниях или у индивидуальных предпринимателей, а также у лиц ведущих частную практику.
В обоих случаях патентники платят фиксированные авансовые платежи по месту осуществления ими трудовой деятельности на основании полученного патента. При этом, как и раньше, налогоплательщиком в соответствующей "платежке" указывается наименование фиксированного платежа.
В то же время изменился размер этого авансового платежа. Его базовый размер теперь равен 1200 руб. При этом он также подлежит индексации.
Дальнейший же порядок расчетов с бюджетом по НДФЛ уже зависит от того, кто трудоустроил такого иностранца - физлицо для личных нужд, не связанных с бизнесом, или фирма.
Работодатель - физлицо. Собственно говоря, для первой категории иностранцев в этой части мало что изменилось. Как и прежде, все расчеты по НДФЛ они ведут самостоятельно, не привлекая к этому процессу своего работодателя.
Работодатель - организация. Куда более иной порядок расчетов установлен для случаев, когда патентника на работу берет фирма или предприниматель. В этом случае по доходам, выплаченным в пользу данных работников, они признаются налоговыми агентам. А стало быть, на них возлагаются обязанности исчислить, удержать и уплатить соответствующую сумму налога. При этом при расчете общей суммы налога за год налоговый агент уменьшает ее на сумму авансов. Такое уменьшение производится на основании заявления, полученного от иностранца, и представленных им документов (подтверждение, что он уплатил фиксированные авансы). Причем предварительно требуется запросить в налоговой инспекции, по месту нахождения работодателя, уведомление, подтверждающее права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных платежей. И только после получения такового (спустя 10 дней с момента подачи заявления) можно производить уменьшение подоходного налога на сумму фиксированных авансов.
Дело тут в том, что право уменьшать подоходный налог на сумму авансовых платежей, уплаченных патентником, дано только одному (!) работодателю. При этом видимо, чтобы не было путаницы, налоговый агент только раз в год может запросить в налоговой инспекции данное уведомление. И, кстати говоря, таковое налоговики выдадут только при наличии информации от ФМС России о том, что у работодателя с патентником заключен трудовой договор или ГПД на выполнение работ или оказание услуг и этому иностранцу выдан патент.

В заключение
Обратим внимание, ставка для патентников, установлена в размере 13 процентов и не зависит от наличия статуса резидента.
Также, патент и документ, подтверждающий уплату иностранцем подоходного налога в виде фиксированных авансов, впоследствии могут быть использованы им для подтверждения наличия законного источника средств к существованию при получении вида на жительство в России.