Работник и работодатель как субъекты охраны труда. Работник и работодатель как основные субъекты трудового права. Работники и работодатели - основные субъекты трудового права

К субъектам трудового права принадлежат те лица, которые состоят между собой и в отношениях трудовых, и в других, связанных с трудовыми. Их участников, в зависимости от характера отношений, в которые они вступают, делят на несколько категорий.

Классификация субъектов трудового права может базироваться на различных критериях и насчитывать разное количество действующих лиц. Но в любом случае выделяются три основные категории участников: работник, его работодатель и профсоюз. Каждый субъект имеет определенный правовой статус, который и определяет его правовые полномочия. В свою очередь, государственные органы обязаны следить за защитой этих прав, контролировать их выполнение, запрещать превышение. Работодатель как субъект трудового права - это организация либо которое вступает с работником в Такое определение дается в 3 ч. 20 статьи Трудового кодекса РФ.

Иногда правом заключать вместо работодателя с будущим работником может наделяться другой субъект. Такие случаи предусмотрены законом. И тогда работодатель как субъект трудового права может быть представлен:

1) юридическим лицом (организацией), которое вступило в трудовые отношения;

2) физическим лицом, которое вступило в трудовые отношения;

3) другим субъектом, который уполномочен заключать и вступил в трудовые отношения.

Заключение уже с первым работником делает организацию действующим лицом трудового права.

Работодатель как субъект трудового права должен выполнять определенный круг действий, которые на него возложены. Они зафиксированы в 303 статье Трудового кодекса РФ. Правовой статус работодателя обязывает его:

Трудовое соглашение с работником оформлять в письменном виде и регистрировать его в соответствующем органе самоуправления;

Своевременно рассчитываться с обязательными платежами и страховыми взносами, которые предусмотрены законом;

Заниматься оформлением свидетельств пенсионного государственного страхования для тех работников, которые первый раз устраиваются на работу.

В отличие от юридического лица, которое не обязано регистрировать трудовые соглашения в соответствующем органе самоуправления, физическое лицо-работодатель должно зарегистрировать их по месту своего проживания. И в то же время, если данное условие не выполняется, то за сотрудником, работающим на физическое лицо, сохраняется право на льготы (например, отпуск), предоставленные государством. Для того чтобы доказать факт работы у того или иного работодателя, можно обойтись и без письменного доказательства в виде трудового соглашения, достаточно будет показания свидетелей.

Из 25 и 26 статей Гражданского кодекса РФ вытекает возможность признания физического лица работодателем только в случае достижения им 18 лет, наличия способности нести полную ответственность за собственные действия, противоречащие законодательству, и дееспособности вообще, а также признания их эмансипации. Признание его правосубъектности ограничено большим числом требований, чем признание такой же правосубъектности юридического лица. Это обусловлено тем, что работодатель, представленный физическим лицом, должен самостоятельно и процесс труда организовать, и гарантировать безопасность своего работника.

В тех случаях, когда юридическое или физическое лицо - работодатель как субъект трудового права не может выполнять свои заключать трудовые соглашения наделяются иные лица. В их качестве могут выступать представительства, подразделения, филиалы организаций при условии, что их руководители имеют право нанимать и увольнять сотрудников. Они же выступают как представитель ответчика в местном суде в случае разрешения Также руководитель структурного подразделения организации имеет право представлять свою организацию в процессе трудовых отношений и обладает всеми правами работодателя.

В самом общем виде, права и обязанности определены в статье 22 ТК РФ. Все их можно классифицировать в несколько групп:

1) Организационные права (права, связанные с оформлением приема на работу, заключение договоров)

2) Имущественные праваи обязанности (права, связанные со своевременной оплатой труда работника)

3) Дисциплинарные права и обязанности (право и обязанность принимать локальные акты, привлекать к ответственности дисциплинарной)

Качественные характеристики работодателя как субъекта:

Критерии, по которым определяют работодателя из числа субъектов:

1. Имущественные признаки работодателя , связанные с тем, что он обладает по праву определенным имуществом, условием производства, денежные средства, размещенные, как правило, на счетах банков, которые индивидуализируют в этом смысле.

2. Организационные признак работодателя ; он сообразует деятельность с поставленной целью, образуется производственная структура, необходимая для достижения цели. Выделяют структуры для взаимодействия с внешними субъектами (бухгалтерия), внутренними субъектами (отдел кадров); наличие зданий.

3. Юридический признак работодателя; этот признак указывает на черты, которые позволяют считать его субъектом (право- и дееспособность, правовой статус); правосубъектность работодателя специализируется в зависимости от вида работодателя. Существуют 3 вида работодателя:

a. Юридические лица

b. Физические лица, осуществляющие деятельность, направленную на извлечение прибыли

Не всякий субъект (физическое лицо) имеет цель извлечения дохода (ИП – цель извлечения прибыли; нотариус, адвокат)

c. Физические лица, не преследующие цели извлечения дохода (не имеющие статуса ИП)

Применяются субсидиарно нормы ГК, которые определяют момент, когда возникает правосубъектность юридического лица.

Юридические свойства организации предполагают возникновение дее- и правоспособности одновременно с момента регистрации.

От организаций нужно отличать обособленные структурные подразделения юридического лица (к таким относятся те, которые находятся в другой местности – филиалы и представительства, которые не имеют статуса работодателя).

В отдельных случаях в качестве работодателя может выступать иной субъект (статья 20). По существу такого субъекта быть не может, в литературе пример приводится профсоюза, но он не может заключать договоры о приеме на работу, поэтому случаев, указанных в статье на практике не существует и существовать не может.

Физические лица, имеющие целью извлечение дохода (лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой). К ним относятся:

1. ИП (правосубъектность возникает с момента регистрации)

2. Адвокаты (получение статуса помимо регистрации в адвокатской палате)

3. Нотариусы (только частные, правосубъектность возникает помимо регистрации только при получении статуса нотариуса и включении в состав членов палаты нотариусов)

4. Другие лица, приравненные к ИП (осуществляющие оценочную деятельность, частные детективы, частные охранники, крестьянско-фермерские хозяйства)

абз.1 ч. 5 ст.20 ТК РФ

Физические лица, не имеющие целью извлечение дохода.

Работодателем может быть физическое лицо, которое привлекает работников для 2 целей:

1. Личное обслуживание

2. Помощь в ведении домашнего хозяйства

Законодатель не определяет предел понятия домашнего хозяйства и помощи. Правосубъектность не может возникать одновременно, так как это обычные физические лица и регулируются нормами ГК. Лица, достигшие 18 лет являются дееспособными и могут привлекать работников. Лица, достигшие 16 лет также могут обладать правосубъектностью (эмансипация). Если лицо ограниченно дееспособно или недееспособно, то тогда договор заключается с письменного согласия законные представителей.У таких работодателей должен быть доход, за счет которого они осуществляют оплату труда, если этих средств недостаточно, законные представители несут субсидиарную ответственность.

В зависимости от вида работодателя во взаимоотношениях с работником его интересы выражают представители работодателя, когда речь идет о юридических лицах. Таким представителем выступает орган юридического лица, который может быть единоличным или коллегиальным. Функции органа юридического лица может осуществлять иной орган (наблюдательные совет, совет директоров). Когда речь идет о наблюдательном совете, нормы ТК не распространяются, применяются нормы ГК. Когда речь идет о единоличном или коллегиальном органе, то необходимо посмотреть является ли руководитель работником или он неотделим от самого юридического лица. Руководитель является работником (ген.директор, дирекция) когда от имени юридического лица с ними заключается трудовой договор другим органом (наблюдательным советом) либо участниками юридического лица. В таком случае на этих руководителей распространяются нормы трудового права (глава 43 ТК РФ). Однако, если руководитель одновременно является единственным участником или учредителем юридического лица, то он является единственным представителем и тогда он совмещается с юридическим лицом, и он не может считаться работником (иначе он бы сам с собой заключал договор). Кроме этого, существует вариант, когда руководитель осуществляет деятельность по договору с юридическим лицом, но не трудовому, а иному договору(outsourcing). Работодатель – физическое лицо, нельзя заключать договор на управление.

Профсоюзы как субъекты ТП

ФЗ «О профсоюзах, их правах и профессиональной деятельности»

Признаки профсоюза:

1. Разновидность общественного объединения (общественная организация)

2. Принцип, по которому происходит объединение в союз – единство профессиональных интересов участников, которыми являются физические лица.

3. Цель объединения – защита трудовых и непосредственно связанных с ними прав, а также представительство интересов работников

4. Организационное единство и наличие структур (основан на членстве, что предполагает наличие руководящих органов, устава)

Профсоюз – разновидность общественного объединения, основанная на добровольном членстве физических лиц, на основе общности профессиональных интересов в целях защиты и представительства трудовых и непосредственно связанных с ним прав.

Способы организации:

1. Территориальный

Общенациональные, федеральные, региональные, межрегиональные

2. Отраслевой (профессиональный)

3. Комбинированный (территориально-отраслевой)

Базовым элементом является первичная профсоюзная организация, которая создается на уровне работодателя, но это не исключает, что у работодателя может быть несколько первичных профсоюзных организаций, но статус профсоюза может иметь только одно; в рамках него может создаваться подразделения профсоюза – бюро, отделы, секторы – по направлению.

Первичные профсоюзные организации имеют свою структуру, которая определяется уставом (как правило, есть коллективный орган (комитет) и председатель, специалисты, бухгалтер). Первичная профсоюзная организация не обязана иметь статус юридического лица. Приобретение такого статуса предполагает обязанности дополнительные, как и права.

Первичные профсоюзные организации, как правило, объединяются на основании принципов; таким образом, профсоюзы объединяются в федерации, имеющие централизованный характер, и в конфедерации. Объединение необходимо для того, чтобы представители федераций имели возможность осуществления контроля на всей территории за работодателями. Профсоюз лишен права осуществляют контроль за работодателя, где нет ни одного члена профсоюза. Специальные гарантии , направленные на обеспечение деятельности профсоюзного движения, могут быть поделены по направлениям:

a. Защитные права (статья 370 ТК РФ, статьи 371, 372)

Защита выражается в праве профсоюзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства со стороны работодателя и давать предписания об устранении правонарушений. Работодатель обязан дать ответ по принятым мерам в течение 7 дней.

Выражается в участии профсоюза в локальном регулировании.

Участие профсоюзов в процедуре прекращения договоров по отдельным основаниям (сокращение численности, участие в увольнении за неисполнение обязанностей)

b. Представительные права

Профсоюзы в силу закона могут непосредственно представлять интересы работников в коллективных переговорах, в консультациях работодателя, в решение трудовых споров. Возможность профсоюзу быть общественным представителем законных интересов в суде от имени работника.

c. Имущественные права и гарантии

Право на обладание имуществом собственности, право на перечисление со стороны работодателя членских взносов, право распоряжения

d. Информационные права

Право на получение сведений от работодателя о состоянии рабочих мест, труда, статистики, возможность создания собственных средств информации, право на взаимодействие с органами государственной власти (с Правительством РФ, с органами исполнительной власти субъектов)

e. Организационные права и гарантии

Обязанность предоставить помещение по требованию профсоюза, средства связи, транспорт

2. По юридической силе

a. Согласительные права

Вступление решения в силу после согласия профсоюза; в ТК РФ этих прав сейчас нет.

b. Право на учет мнений

c. Совещательные права

Право на обсуждение, на участие в управлении (обсуждение социально-экономических планов)

Система профсоюзов

В зарубежных странах формирование профсоюзов происходило в обычном порядке снизу вверх, образовались общенациональные профсоюзы. В России до начала 90 был только 1. Он появился в приказном порядке, т.е. сверху вниз.

Во главе системы находится Федерация Независимых Профсоюзов России, которая включает все федерации профсоюзов. Она является представителем всех работников в Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Она принимает участие в решении очень многих вопросов по трудовым отношениям.

Кроме федерального уровня в Федерацию включаются территориальные (межрегиональные объединения – по субъектам федерации), в рамках некоторых субъектов – отраслевые объединения.




- муниципальной;
- смешанной собственности.




Пособие по безработице.

Пособие по безработице - это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанными по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.
В России выплата пособия по безработице регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно данному закону размер пособия устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ в Постановлении от 03 ноября 2011 года № 888 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год" установило: - минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей. - максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Кому выплачивается:

Гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными.

Каковы условия, сроки и размеры выплаты пособия:

Время для отдыха

Работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как и другим работникам, полагается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Также на общих основаниях работникам Севера предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:

За работу с вредными или опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ);

За ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ).

Но кроме этих периодов отдыха ст. 321 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам организаций, расположенных:

В районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня;

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

На основании ст. 322 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный ст. 321 ТК РФ, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков. Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

Кроме этого, ч. 5 ст. 322 ТК РФ обязывает работодателя предоставить одному из работающих родителей (опекуну или попечителю) ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. Для получения такого отпуска работник должен предъявить документ соответствующего образовательного заведения, подтверждающий допуск ребенка к вступительным экзаменам.

Обратите внимание! Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Коллективным договором, локальным нормативным актом, принятыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовым договором работодатель может предусмотреть компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ).

Устанавливая данный вид компенсаций, можно придерживаться правил для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из бюджетов различных уровней. В частности, их работники имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Указанные организации оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

При этом оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Другие гарантии

Статья 327 ТК РФ гласит, что гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и некоторые другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного Законом, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании абзаца 6 ч. первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить сотрудника от работы, если этого требуют органы или должностные лица, уполномоченные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Одним из подобных органов является федеральная инспекция труда . В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об отстранении от должности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Помимо этого трудовая инспекция вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

В том случае, если лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Если же такой перевод невозможен, на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
Еще одним органом, чье решение об отстранении сотрудника от работы обязательно для исполнения работодателем, является суд. В соответствии с п. 10 ст. 29 УПК РФ суд наделен правом приема решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, в том числе в ходе досудебного производства. Согласно ст. 114 УПК РФ при наличии такой необходимости суд по ходатайству, возбужденному с согласия прокурора дознавателем или следователем, выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Основанием для отмены временного отстранения является соответствующее постановление дознавателя, следователя, прокурора. Данное постановление также обязательно для исполнения работодателем.

Если в полученном документе содержится не требование об отстранении, а просьба, рекомендация или предложение, решение об отстранении работника работодатель принимает самостоятельно.

Время отстранения, как правило, указывается в постановлении или в предписании уполномоченного органа. Существуют различные варианты определения периода отстранения, например, конкретная дата или условие о совершении тех или иных действий.

Работодатели (организации) как субъекты трудового права. Его правовой статус

Согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Организации могут находиться в любой из форм собственности:
- частной (индивидуальной или коллективной);
- государственной (федеральной или субъектов РФ);
- муниципальной;
- собственности общественных организаций;
- смешанной собственности.
Организации также могут быть в собственности иностранных государств, юридических лиц или граждан.
Трудовая работодательская правосубъектность юридического лица, по общему правилу, возникает одновременно с гражданской: юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Именно с этого момента оно может осуществлять свои права и нести обязанности в качестве работодателя. Однако реальная трудовая правосубъектность возникает позднее гражданской, так как организация должна сформировать фонд оплаты труда, определить требуемую численность работников, утвердить штатное расписание.
Юридическое лицо (организация) прекращает выступать в качестве субъекта трудового права с момента его ликвидации (при реорганизации же его трудовые обязанности и права переходят к другому юридическому лицу в порядке правопреемства).
Кроме юридических лиц (организаций) в качестве работодателей могут выступать и физические лица. Работодателями - физическими лицами признаются (ч. 5 ст. 20 ТК РФ):
а) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (работодатели - индивидуальные предприниматели);
б) физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие же договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход и достигших возраста 18 лет, но признанных судом недееспособными, могут заключаться их опекунами (ч. 8, 9 ст. 20 ТК РФ).
Следует обратить внимание, что в новой редакции ТК РФ работодатели - индивидуальные предприниматели по своему правовому положению практически полностью приравнены к работодателям - организациям (юридическим лицам). Особенности правового регулирования трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками, определены ст. 303, 304, 306, 307 ТК РФ.
Права и обязанности работодателей изложены в ст. 22 ТК РФ.

33. Администрация организации как субъект трудового права

Предприятие (организация) обычно реализует имеющиеся полномочия через свои органы. В качестве органа, реализующего полномочия в сфере организационно-управленческой деятельности, выступает администрация предприятия (организации).

Администрация представляет собой совокупность должностных лиц и органов, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом предприятия (организации).

В ее состав входят: руководитель (собственник, предприниматель) предприятия, его заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений (цехов, производств, отделов и т.п.), старшие мастера, мастера и другие лица, имеющие в подчинении тех или иных работников и выполняющие функцию управления по отношению к ним.

В общественных отношениях, регулируемых трудовым правом, администрация выступает в двух качествах:

1) как орган предприятия (организации);

2) как самостоятельный субъект права.

Например, в трудовых отношениях с конкретными работниками она представляет предприятие (организацию) в качестве его органа и, следовательно, не рассматривается как субъект права, а в организационно-управленческих отношениях (по установлению условий труда, заключению коллективного договора, введению систем оплаты труда и т.п.) она выступает уже в качестве самостоятельного субъекта права со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия (организации) функции администрации могут выполнять наряду с должностными лицами и коллегиальные органы (советы, комитеты, правления).

Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Особенности управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

Опыт деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике показывает, что реализацию полномочий администрации как субъекта трудового права целесообразно строить на сочетании единоначалия и учета мнения трудового коллектива.

Для администрации государственного, муниципального предприятия характерно то, что осуществление ею ряда управленческих полномочий предполагает участие в этой деятельности профоргана предприятия (введение правил внутреннего распорядка, сверхурочных работ, утверждение графиков сменности, отпусков, увольнение с работы и др.). Это свидетельствует о демократических началах в управленческих функциях администрации, поскольку профорган в данном случае выступает как законный представитель и защитник интересов трудового коллектива и отдельных работников. Вместе с тем такое участие предопределяет границы и специфику действий администрации по реализации управленческих правомочий.

Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус. В ч. 3 ст. 20 ТК РФ работодатель определен как физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В этой же статье сказано о том, что в случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Таким образом, к числу работодателей отнесены:

1) юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения;

2) физические лица, вступившие в трудовые отношения;

3) иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Юридические лица (организации) становятся субъектом трудового права с момента заключения трудового договора с первым из работников. По общему правилу правосубъектность работодателя возникает позднее гражданской правосубъектности, возникновение которой связано с прохождением процедуры регистрации юридического лица в качестве организации в определенной законодательством форме. Тогда как правосубъектность работодателя связана с приемом на работу первого работника. Такой прием может состояться после утверждения штатного расписания, открытия счета в банке, необходимого для выплаты работникам заработной платы. Фактический допуск работника к работе также влечет возникновение правосубъектности именно у работодателя, в интересах которого выполнена работа по определенной трудовой функции.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодателями — физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты , учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей — индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов , попечителей).

Кроме общих обязанностей, предусмотренных законодательством для работодателей, ст. 303 ТК РФ возлагает на работодателей — физических лиц дополнительную обязанность — зарегистрировать письменный трудовой договор, заключенный с работником, в соответствующем органе местного самоуправления. Трудовой кодекс РФ запрещает работодателю — физическому лицу не являющемуся индивидуальным предпринимателем производить записи в трудовых книжках и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 309).

Введение. 3

1. Общее определение правосубъектности работодателя. Виды работодателей и особенности их правовой личности. 4

2. Юридические и физические лица – работодатели в сфере предпринимательской деятельности. Администрация как самостоятельный субъект трудового права. 11

Заключение. 25

Список используемой литературы: 27

Введение

Тема данной курсового исследования является следующей: «Работодатель как субъект трудового права».

Обосновать актуальность и значимость предмета рассмотрения можно объяснить тем обстоятельством, что работодатель является тем субъектом в правооотношениях соответствующей отрасли, который их инициирует.

Так или иначе положение работодателя является более сильным, чем положение работника. Фактически в российской действительности это существует несмотря на попытки создать юридический механизм и гарантии, обеспечивающий равноправность их положения и статуса.

Представляется необходимым несколько изменить структуру работы относительно плана предложенного в методических указаниях, а именно главы первая и вторая будут объединены в одну в связи с тем что это позволяет более сделать более последовательным и связанным рассмотрение вопросов данных глав.

1. Общее определение правосубъектности работодателя. Виды работодателей и особенности их правовой личности

Ранее в законодательстве (например, в КЗоТ, Законе о коллективных договорах, Законе о коллективных трудовых спорах, а также в Законе о занятости и др.) использовались термины «организация» и «работодатель», но отсутствовало единое определение понятия «работодатель». В ТК РФ восполнен этот пробел и закреплено следующее определение работодателя: работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ч. 3 ст. 20).

В статье 20 ТК РФ сказано следующее:

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (орга­низация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя мо­жет выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуще­ствляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (орга­низации) и локальными нормативными актами.

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых от­ношений, дополнительную ответственность несет собственник (учреди­тель) в установленном законом порядке.

Ч. 3 ст. 20 ТК РФ на стороне работодателя называет физическое лицо либо юридическое лицо (организацию).

Помимо этого в ка­честве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных фе­деральными законами.

На наш взгляд, речь может идти о филиа­лах, представительствах и других обособленных структурных под­разделениях юридического лица, руководители которых наделяют­ся самостоятельным правом заключать трудовые договоры.

В час­тности, такое право руководителей филиалов и представительств вытекает из ФЗ РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Данный вывод можно сделать и на основе анализа норм, содержащихся в ТК РФ.

Так, согласно ч. 4 ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с их работниками производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Таким образом, филиал, представительство или другое обособленное под­разделение рассматривается как самостоятельная организация, т.е. как работодатель.

Для того, чтобы организация могла выступить в качестве рабо­тодателя, она должна обладать трудовой правосубъектностью, кото­рая выражается в наличии у организации определенной структуры и штатов, фонда заработной платы, права у руководителя заключать трудовые договоры, осуществлять расстановку кадров, увольнять ра­ботников.

Кроме того, организация должна обладать оперативной самостоятельностью в расходовании фонда заработной платы, а так­же самостоятельной имущественной ответственностью перед работ­никами за причинение ущерба.

Трудовая правосубъектность организаций осуществляется ее орга­нами управления или уполномоченными ими лицами в порядке, ус­тановленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными нормативными актами.

Принципиальное значение имеет правило, содержащееся в п. 5 ст. 20 ТК РФ, в силу которого дополнительная ответственность возла­гается на собственника (учредителя) по обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учреди­телем).

В отличие от гражданского права в регулировании трудовых отношений не играет существенной роли организационно-правовая форма юридических лиц (организаций) или участие в качестве ра­ботодателя индивидуального предпринимателя.

Граждан (физических лиц) как потенциальных работников на рынке труда интересует «работодательская правоспособность» будущих работодателей, связанная с предоставлением гражданам работы, оплатой и охраной их труда.

Следовательно, в качестве работодателя может выступать любая организация – юридическое лицо.

Наряду с юридическим лицом (организацией) субъектом трудового правоотношения в качестве работодателя может выступать и физическое лицо.

Это гражданин, занимающийся с момента государственной регистрации индивидуальной предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.

Ст. 303 (регулирующая особенности трудовых правоотношений в участием работодателей – физических лиц) предусматривает и некоторые дополнительные требования, учитывая особый состав участников данных отношений.

Прежде всего, в ней акцент делается на то, что работа, определенная договором, не должна быть запрещена законом. Закон не определяет характер выполняемых работ, в договоре могут устанавливаться лю­бые, не запрещенные законом, работы.

Помимо тех существенных условий трудового договора, которые определены ст. 57 ТК РФ, в письменный трудовой договор с работодателем - физическим лицом в обязательном порядке должны включаться все иные условия, которые являются существенными для работника и работо­дателя.

В частности, должны быть определены: продолжительность ра­бочего времени, режим работы и отдыха, условия оплаты труда, ос­нования прекращения трудового договора, срок предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплаты выходного пособия и др.

В некоторых случаях в качестве работодателя может выступить и отдельный гражданин, приглашающий на работу другого гражданина в качестве домашней работницы, шофера, садовника и т.п., для использования их труда только в интересах личного (потребительского) хозяйства без извлечения прибыли.

Трудовая право– и дееспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключается в признании за ними права предостав­лять гражданам работу.

Эту правоспособность именуется «работодательской правоспособностью», понимая в данном случае под «работой» предоставляемую работнику занятость выполнением обусловленной трудовой функции при установленном внутреннем трудовом распорядке с оплатой труда и его охраной

Трудовая правоспособность юридического лица, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина (физического лица), является специальной .

Соответственно различию целей и задач деятельности тех или иных организаций (юридических лиц), а следовательно и их организационно- правовой формы, различаются содержание и объем трудовой правоспособности у разных организаций.

Например, хотя структура и штаты юридического лица в такой организационно-правовой форме, как унитарное предприятие (основанное на праве оперативного управления), утверждаются им самим, фонд оплаты труда и лимит численности устанавливаются вышестоящим органом.

И лишь в пределах данного лимита численности, фонда оплаты труда они вправе принимать на работу граждан.

А для юридических лиц – организаций бюджетной сферы государством предусматриваются и размеры оплаты труда работников на основе Единой тарифной сетки.

Однако для большинства юридических лиц (организаций иной организационно-правовой формы) характерно значительное расширение рамок их трудовой правоспособности.

Они самостоятельны в определении численности работников, сами утверждают вид и систему оплаты труда, структуру и органы управления, планируют необходимые затраты и т. п.

Кроме того, они заключают трудовые договоры с теми гражданами и в том количестве, которые им необходимы для выполнения уставных задач организаций.

Трудовая правоспособность определяется двумя критериями: оперативным (организационным) и имущественным .

Оперативный (организационный) критерий характеризует способность организации к осуществлению приема и увольнения работников, организации их труда, созданию всех необходимых условий труда, обеспечению мер социальной защиты, соблюдению трудовых прав работников и др.

Имущественныйкритерий определяет возможность распоряжаться денежными средствами (фондом оплаты труда, иными соответствующими фондами), рассчитываться с работниками за труд, премировать их, предоставлять иные льготы, связанные с материальным обеспечением.

Признаки, определяющие трудовую правоспособность организаций, весьма сходны с их признаками как юридических лиц – субъектов гражданского права.

Трудовую правоспособность приобретают все организации, которые признаются действующим законодательством юридическими лицами.

Однако трудовую правоспособность организаций все же не следует полностью отождествлять с их гражданской правоспособностью (как юридических лиц). Сходство это, на что справедливо обращает внимание О. В. Смирнов, носит скорее формальный характер. Если признаки трудовой правоспособности (правосубъектности) характеризуют организацию с точки зрения субъекта (работодателя), участвующего в общественных отношениях, которые складываются внутри кооперации труда, то признаки юридического лица характеризуют организацию с позиции субъекта права, выступающего в гражданском обороте вас данной кооперации труда .

Организация будет лишь тогда субъектом трудового права, когда будет зарегистрирована как работодатель и будет иметь право заключать трудовые договора.

В то же время работодателем может выступать любая организация - юридическое лицо, которое считается созданным с момента его государственной регистрации. Т.е. с момента государственной регистрации организация приобретает трудовую правоспособность, а равно и трудовую правосубъектность.

Для физических лиц их трудовая правосубъектность как работодателей наступает после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а в некоторых случаях в качестве работодателя может выступить отдельный гражданин, приглашающий на работу другого гражданина для выполнения определенных работ и услуг (в качестве домработницы, шофера и т.п.), данная его деятельность не ставит цели получить прибыль.

Но трудовая правоспособность юридического лица, в отличие трудовой правосубъектности гражданина(физического лица)является специальной.

Соответственно различию целей и задач деятельности тех или иных юридических лиц, а следовательно и их организационно-правовой формы, различаются содержание и объем трудовой правоспособности у разных юридических лиц.

Обычно трудовая правоспособность определяется двумя критериями: оперативным(организационным) и имущественным. Организационный критерий характеризует способность организации решать организационные вопросы.

Имущественный критерий определяет возможность распоряжаться денежными средствами.

Признаки определяющие трудовую правоспособность организаций весьма сходны с их признаками как юридических лиц – субъектов гражданского права.

Трудовую правоспособность, как известно, получают все организации, которые признаются действующим законодательством юридическими лицами, но не следует отождествлять трудовую правоспособность с гражданской.

2. Юридические и физические лица – работодатели в сфере предпринимательской деятельности. Администрация как самостоятельный субъект трудового права

Давайте теперь рассмотрим положение юридического лица как работодателя.

О том, когда наступает его трудовая правосубъектность мы уже сказали, теперь посмотрим, кто входит в эту категорию.

Под организацией-работодателем понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный в установленном законом порядке для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

А юридическое лицо – это организация, в которой работают граждане на условиях трудового договора.

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими (ст. 50 ГК РФ).

Но независимо от организационно-правовой формы любая организация как юридическое лицо может являться работодателем, если создает рабочие места и испытывает потребность в рабочей силе.

Из числа организаций (юридических лиц), выступающих в качестве субъектов трудовых правоотношений (работодателей), следует выделить кооперативы – в силу присущих им особенностей, связанных с ограничением приема на работу граждан по трудовому договору.

Различные сельскохозяйственные кооперативы в системе сельскохозяйственной кооперации, согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», могут быть созданы в форме сельскохозяйственного производственного или потребительского кооператива.

Указанные кооперативы основаны на добровольном объединении имущественных паевых взносов своих членов и передаче их в паевой фонд кооператива, а также на личном трудовом участии членов кооператива, число которых должно составлять не менее пяти.

Члены кооператива и их наследники имеют преимущественное право на получение работы в кооперативе в соответствии со своей специальностью и квалификацией.

В случае невозможности обеспечить члена кооператива работой ему может быть временно предоставлено право на трудоустройство вне этого кооператива, но без утраты членства.

При этом не менее 50 процентов объема работ в сельскохозяйственном производственном кооперативе, согласно Закону «О сельскохозяйственной кооперации», должно выполнять­ся его членами. Указанный кооператив с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц, приобретает и трудовую правоспособность.

Но для привлечения в качестве работников граждан, не являющихся членами кооператива, установлено следующее ограничение.

С ними может заключаться трудовой договор и возникать трудовое правоотношение между работниками и кооперативом в качестве работодателя только для выполнения не более 50 процентов объема работ данного кооператива.

Прежде всего кооператив использует труд своих членов и лишь затем для выполнения работы, которая не может быть выполнена членами кооператива, привлекаются в качестве работников иные граждане. Применительно только к сельскохозяйственному производственному кооперативу указанным Федеральным законом определено понятие «работник» как «лицо, которое не является членом кооператива и привлекается по трудовому договору (контракту) на работу по определенной специальности, квалификации или должности» (ч. 8 ст. 1 Закона).

Однако потребительские сельскохозяйственные кооперативы в отличие от производственных вправе принимать на работу и лиц из числа своих членов, которые приобретают одновременно с членством статус работника данного кооператива.

Трудовые отношения работников в кооперативе независимо от их формы регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 40 Закона).

Положение и деятельность производственных кооперативов (артелей) регулируются Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах».

Производственные кооперативы, основанные на личном трудовом и ином участии его членов и объединении этими членами (участниками) имущественных паевых взносов, приобретают трудовую правоспособность с момента государственной регистрации кооператива.

Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25 процентов числа членов коопе­ратива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2 ст. 7 Закона).

Соответственно этому требованию устанавливается ограничение для приема на работу граждан, не являющихся членами кооператива и вступающих в трудовое правоотношение с кооперативом (работодателем) на основе трудового договора, приобретая статус работников.

Данный Федеральный закон именует этих работников «наемными работниками», хотя в Законе не содержится какого-либо определения указанного понятия.

Возможно, использование столь необычного для законодательства о труде тер­мина объясняется стремлением подчеркнуть в данном Законе отличие труда работников, не являющихся членами кооператива (артели), от труда его членов.

Ограничение в приеме на работу граждан по трудовому договору состоит в следующем: средняя за отчетный период численность указанных работников не должна превышать 30 процентов численности членов производственного кооператива.

На работников производственного кооператива распространяется законодательство о труде, а правление кооператива заключает ними коллективный договор в порядке, установленном трудовым законодательством.

Итак, своеобразие ситуации, складывающейся в настоящее время в сельскохозяйственных и производственных кооперативах, выражается, во-первых, в ограничении приема на работу граждан, не являющихся членами кооператива, а во-вторых, в том, что члены кооператива в соответствии с указанными Федеральными законами не приобретают статуса работников – субъектов трудового правоотношения.

Вместе с тем в оба Федеральных закона в целях регулирования труда членов кооператива включены целые блоки норм трудового права, иных нормативных правовых актов, что отчетливо видно на примере Закона «О производственных кооперативах».

В нем установлено, что члены кооператива, принимающие личное трудовое участие вето деятельности, подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению наравне с работниками кооператива, трудовые отношения которых регулируются законодательством о труде.

Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж, а основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка. Женщинам в связи с рождением ребенка и гражданам, имеющим детей, предоставляются соответствующие отпуска, а также льготы, предусмотренные законодательством о труде.

В кооперативах должны действовать правила внутреннего трудового распорядка, в которых определяется продолжительность и распорядок дня, режим труда и отдыха, подобно организациям, где принимаются правила внутреннего трудового распорядка согласно нормам ТК РФ.

Продолжительность отпусков членов кооператива должна быть не менее установленной Законом о труде Российской Федерации.

Кооператив обязан осуществлять меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий, то есть согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации.

Оплата на основании положений об оплате труда, разработанных в кооперативе, также характерна для организаций (работодателей) согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и соответствующим локальным положениям.

Указание в Федеральном законе на то, что условия труда и социальные гарантии членов кооператива могут быть улучшены (предоставление дополнительных отпусков и др.), вполне соответствует ТК РФ.

Таким образом, организации (юридические лица), обладая трудовой правоспособностью, заключают трудовой договор и вступают в трудовое правоотношение в качестве работодателя с теми гражданами (работниками), которые необходимы организации для выполнения ее уставных задач.

Юридические лица (организации) осуществляют правоспособность через свои органы, действующие в соответствии с законами, иными правовыми актами и учредительными документами.

В трудовых правоотношениях органами юридического лица (работодателя) являются руководитель организации (генеральный директор, директор, администрация) или иные органы, пользующиеся согласно уставу (положению) правом приема и увольнения работников, утверждения штатов, издания приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работниками организации, и наделенные другими правомочиями в сфере организационно-управленческой деятельности.

Право заключения трудового договора с работниками может быть передоверено органом юридического лица своему представителю по доверенности.

Собственнику имущества либо уполномоченному им органу принадлежит право назначать, избирать или иным образом осуществлять подбор руководителя организации.

Так, руководитель го­сударственного и муниципального унитарного предприятия назначается собственником или уполномоченным собственником органом.

Ведь хотя указанные предприятия и относятся к коммерческим организациям, они не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

В другом порядке осуществляется подбор руководителя (генерального директора, директора) как единого исполнительного органа и (или) коллегиального органа (правление, дирекция) акционерного общества. Сегодня акционерные общества являются одной из наиболее распространенных форм коммерческих организаций (юридических лиц), насчитывающих часто не только значительное число акционеров, но и достаточно большое число работников.

Порядок подбора руководителя, иных исполнительных органов определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах».

Законом предусмотрено, что с руководителем, другими лицами исполнительных органов может заключаться как гражданско-правовой, так и трудовой договор.

Образование указанных исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (подл. 8 ст. 48, подл. 10 ст. 65, ч. 1 п. 3 ст. 69 Закона).

На основании трудового договора, если он заключается между акционерным обществом (работодателем), от имени которого выступает

Совет директоров (наблюдательный совет), и директором (генеральным директором), а также членами правления (дирекции) возникает трудовое правоотношение, отличающееся некоторыми особенностями.

На отношения между акционерным обществом и директором (генеральным директором), а также обществом и членами правления (дирекции) действие законодательства о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона (ч. 3 л. 3 ст. 69).

К таким положениям относятся следующие :

а) трудовой договор с указанными лицами заключается на определенный срок;

б) трудовой договор с ними может быть досрочно расторгнут по решению общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции Совета директоров (наблюдательного совета) общества;

в) все указанные лица не могут работать по совместительству на должностях в органах управления других организаций без согласия Совета директоров (наблюдательного совета) общества (подп. 8 ст. 48, подп. 10 ст. 65, ч. 4 п. 3 ст. 69).

Особое правовое положение как субъекта трудового права у адми­нистрации.

На государственных и муниципальных предприятиях ад­министрация как самостоятельный субъект трудового права вступает в организационно-управленческие отношения с трудовым коллекти­вом и с профкомом, являясь стороной этих отношений.

Администра­ция производства выступает в отношении с конкретным работником как представитель работодателя, его орган, а стороной трудовых отно­шений является не администрация, а работодатель (организация).

Ад­министрация - это не только руководитель, управляющий, но в нее входят и все должностные лица (главные специалисты, начальники отделов и служб), имеющие в своем подчинении работников. Техничес­кие исполнители аппарата администрации производства (машинистки, секретари и т.п.) не входят в понятие администрации.

В процессе труда администрация руководствуется соответствую­щим уставом организации, правилами внутреннего трудового распо­рядка, трудовым законодательством, которые обязывают ее правильно организовывать труд всех работников, обеспечивать безопасность и гигиену труда для каждого из них, быть внимательной к нуждам и запросам работников, соблюдать трудовое законодательство и т.д.

Особое правовое положение как субъекта трудового права у адми­нистративного управляющего, назначаемого при санации организа­ции-банкрота для оздоровления этого производства.

Он действует с момента объявления предприятия банкротом до передачи его по кон­курсу в независимое управление.

С ним тоже заключается контракт на срок, который может быть расторгнут и досрочно: по его желанию, при нарушении им законодательства и условий контракта, когда он пред­ставил информацию о невозможности санации предприятия-банкрота либо недостижимости программы санации.

Общественные организации выступают как работодатели главным образом при приеме штатных работников аппарата их органов, в организации и при применении труда этих работников.

При этом работода­телями являются не сами общественные организации, а их органы на разных уровнях.

И трудовая их правосубъектность возникает с момен­та утверждения вышестоящим органом штатного расписания и фонда оплаты труда для данного нижестоящего органа (профсоюзов, партий и т.д.).

3. Содержание правосубъектности работодателя (организации): основные права и обязанности

Основные права и обязанности работодателя нашли законода­тельное закрепление впервые.

Они так же, как и права и обязаннос­ти работников, относятся к базовым и не носят исчерпывающего ха­рактера.

В частности, работодатель должен исполнять и иные обязан­ности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, другими нор­мативными правовыми актами, коллективным договором, соглаше­ниями и трудовым договором.

Работодатель имеет право:

– заключать трудовые договоры с работниками, а также расторгать их в порядке и по основаниям, установленными настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

– принимать локальные нормативные акты, направленные на организацию труда (положения, инструкции, приказы), а также другие акты, необходимые для нормальной работы организации (штатное расписание, графики отпусков, графики сменности и др.);

– вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;

– создавать и вступать в объединения работодателей в целях представительства и защиты своих прав и интересов;

– поощрять работников;

– требовать от работников выполнения условий трудового договора и действующего в организации трудового распорядка;

– привлекать работников к дисциплинарной и имущественной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;

– обращаться в суд в целях защиты своих прав и интересов.

Работодатель обязан:

– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о труде, условия заключенных с работниками трудовых договоров, соглашений и коллективного договора, обеспечивать контроль за их выполнением;

– принимать в установленном порядке локальные нормативные акты направленные на организацию труда (положения, инструкции, приказы), а также другие акты, необходимые для нормальной работы организации, соблюдать их, а также своевременно знакомить с ними работников;

– вступать в коллективные переговоры с представителями работников при получении от них соответствующего уведомления;

– обеспечивать в организации условия, отвечающие требованиям безопасности, охраны и гигиены труда ;

– своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, а также уплачивать штраф, наложенный ими за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

– предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором;

Переводом на другую постоянную работу в той же организации, требующим письменного согласия работника, следует считать изменение трудовой функции или иных существенных условий трудового договора (часть первая статьи 72, статья 57 ТК РФ). Такое же согласие необходимо получить от работника в случае перевода на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (часть вторая статьи 57 ТК РФ). Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д.

– обеспечивать работников средствами и материалами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей;

– выплачивать причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым распорядком, коллективным договором или трудовыми договорами;

При разрешении споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, следует иметь в виду, что в силу статьи 142 Кодекса работник имеет право на приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в части второй статьи 142 ТК РФ), при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. При этом необходимо учитывать, что исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Поскольку статья 142 ТК РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также принимая во внимание, что в силу части третьей статьи 4 Кодекса нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду, он вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

– обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

– предоставлять представителям работников информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;

– уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи во внебюджетные фонды в порядке и размерах, определяемых федеральными законами.

Кроме того работодатель – физическое лицо, в соответствии со ст. 303 ТК РФ обязан:

– оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного са­моуправления;

– уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

– оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Итак, одной из обязаннос­тей работодателя является необходимость регистрации заключенного договора в соответствующем органе местного самоуправления.

Закон не уточняет, какой орган местного самоуправления должен регистри­ровать указанные договоры.

Думается, что на органы местного само­управления возлагаются несвойственные им функции.

Обязанность ре­гистрации данных договоров целесообразнее было бы возложить на органы федеральной инспекции труда, которые в силу закона должны осуществлять государственный контроль за соблюдением трудового законодательства.

В любом случае для уточнения органов, которые будут осуществлять регистрацию этих договоров, требуется принятие допол­нительного нормативного правового акта.

Заключение

Итак, работодатели - это организации любой формы собственности, т.е. государственные, муниципальные, коллективные и индивидуально (частно) предпринимательские, обладающие трудовой правосубъектностью и в первую очередь работодательской правоспособнос­тью.

Она заключается в способности заключать с гражданами трудовые договоры, в том числе предоставлять работу членам-сособственникам коллективного производства.

Для того чтобы организации были работодателями, они должны обладать трудовой правосубъектностью, обладать работодательской правоспособностью.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть как российские дееспособные граждане, так и иностранцы, а также объеди­нения граждан - коллективные организации.

Если предпринимательская деятельность не предполагает привле­чение работников по трудовому договору, то она может регистриро­ваться как индивидуально-трудовая деятельность, и такой предприни­матель не является работодателем. Все предприниматели проходят го­сударственную регистрацию.

Трудовая работодательская правосубъектность организаций возни­кает или одновременно, или несколько позднее их гражданской, так как надо не только быть зарегистрированным (возникла гражданская их правосубъектность), но и иметь фонд оплаты труда, определить чис­ленность рабочих и штаты служащих.

Не всегда работодатель может быть юридическим лицом. Так, фи­лиал, например, организации может им и не быть, но иметь трудовую правосубъектность, право принимать и увольнять работников.

Организация всегда обладает специальной трудовой правосубъект­ностью, определяемой ее целями и задачами, что обусловливает, кого и сколько она может принять на работу, по каким специальностям.

Ведь шахте не нужны текстильщики, и, наоборот, текстильному производст­ву не нужны шахтеры.

Каждое производство подбирает работников необходимых для него специальностей.

Поэтому-то работодательская правоспособность является, как правило, специальной.

У бюджетных учреждений, организаций трудовая работодатель­ская правосубъектность возникает с момента утверждения вышестоя­щим органом штатного расписания и открытия в банке счета оплаты труда.

Список используемой литературы

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.06.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3, СЗ РФ от 03.07.2006, № 27, ст. 2878.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 785, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

4. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002) // СЗ РФ от 13.05.1996, № 20, ст. 2321, СЗ РФ от 25.03.2002, № 12, ст. 1093.

5. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.

6. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) // СЗ РФ от 11.12.1995, № 50, ст. 4870, СЗ РФ от 16.06.2003, № 24, ст. 2248.

7. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ (ред. от 30.12.2001) // СЗ РФ от 27.11.1995, № 48, ст. 4557, СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 2.

8. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // ВСНД и ВС РФ от 23.04.1992, № 17, ст. 890, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.

9. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1(ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 22.04.1996, № 17, ст. 1915, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – № 6.

11. Анисимов А.Л. Основные права и обязанности работодателя // Трудовое право. – 2004. – № 3.

12. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2005.

13. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. – М., ИНФРА-М, 2004.

14. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Т. 3. – М.: Проспект, 2003.

15. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

16. Российское трудовое право / Под. ред. А.Д. Зайкина. – М.: Норма, 1997.

17. Смирнов О.С. Трудовое право. Учебник. Издание 4-ое. – М., «Проспект», 2003.

18. Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. – Спб., 2003.

19. Трудовое право. Учебник / Под ред. О.В.Смирнова. – М., 1996.


Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // ВСНД и ВС РФ от 23.04.1992, № 17, ст. 890, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ (ред. от 30.12.2001) // СЗ РФ от 27.11.1995, № 48, ст. 4557, СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 2.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1(ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 22.04.1996, № 17, ст. 1915, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.06.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3, СЗ РФ от 03.07.2006, № 27, ст. 2878.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 785, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002) // СЗ РФ от 13.05.1996, № 20, ст. 2321, СЗ РФ от 25.03.2002, № 12, ст. 1093.

Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 65.