Решение суда по иску. Решение суда по исковому заявлению. Образцы исковых заявлений и претензий

Тест по педагогике

для аттестующихся педагогических работников

Выбрать правильный ответ

  1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
  1. Образовательная программа.
  2. Учебный план.
  3. Государственный образовательный стандарт .
  4. Закон «Об образовании».

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  1. Учебник.
  2. Учебный план.
  3. Учебная программа.
  4. Рабочая тетрадь.

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Национальная доктрина образования в РФ
  3. Базисный учебный план.
  4. Государственный образовательный стандарт.

4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:

  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:

  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

  1. Педагогические технологии
  2. Педагогические правила
  3. Педагогические закономерности
  4. Педагогические принципы.

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

  1. Стратегия
  2. Подход
  3. Технология
  4. Методика

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

  1. Принцип фундаментализации
  2. Принцип вариативности образования
  3. Принцип опережающего образования
  4. Принцип полноты образования.

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

  1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
  2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
  3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования
  4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества
  1. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
  1. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:
  1. Преобразующей функции педагогической деятельности
  2. Информационной функции педагогической деятельности
  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности
  1. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
  1. Коррекционные (психологические)
  2. Методические
  1. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
  1. Методические
  2. Креативно-педагогические
  3. Организационно-педагогические
  4. Непосредственно-педагогические
  1. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
  1. Методический прием
  2. Правило
  3. Метод
  4. Технология

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

1. Подход

2. Методика

3. Технология

4. Метод

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

  1. Принцип культуросообразности
  2. Принцип индивидуализации
  3. Принцип природособразности
  4. Принцип личностной ориентированности
  1. Типовые
  2. Творческие
  3. Нештатные
  4. Импровизированные

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

  1. Научение
  2. Исследование
  3. Педагогическое общение
  4. Воспитание

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

  1. Проектирование
  2. Исследование
  3. Организационно-методическая работа
  4. Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Инновация
  4. Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

  1. Ведущему источнику знаний .
  2. Характеру умственной деятельности учащихся.
  3. Ведущей дидактической цели.
  4. Логике рассуждений.

24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

  1. Уровню общетеоретического представления
  2. Уровню учебного предмета
  3. Уровню учебного материала
  4. Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Технология
  4. Эксперимент

26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:

Успешность - 3

Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным

Технологичность - 2

Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение

Полезность - 1

Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде

Эффективность - 4

Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами

27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:

Информационная - 1

Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами

Правовая - 4

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Коммуникативная - 2

Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)

Профессиональная - 3

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность

Линейный - 2

Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний

Концентрический - 1

Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Спиральный - 3

Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания

29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель

Познавательный метод - 4

Обобщение и систематизация знаний

Контрольный метод - 3

Творческое применение умений и навыков

Преобразовательный метод - 2

Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция

Систематизирующий метод - 1

Восприятие, осмысление, запоминание нового материала

30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику

31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:

Воспроизводимость - 4

Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов

Управляемость - 3

Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей

Концептуальность - 2

Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата

Эффективность - 1

Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами

32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:

Индивидуальная - 4

Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях

Фронтальная - 3

Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

Коллективная - 2

Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

Групповая - 1

Взаимодействие учителя с одним учеником

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность :

Социопрактический аспект - 2

Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам

Ценностно-смысловой аспект - 1

Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания

Деятельностный аспект - 4

Механизм управления функционированием и развитием идеи

Прогностический аспект - 3

Способ реализации идеи в практике

34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе

Деятельностный - 1

Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества

Личностно-ориентированный - 3

Формирование «человека активного», субъекта действия, концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества

Социокультурный - 2

Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности

Герменевтический - 4

Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла

35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации

Объяснительно-иллюстративный - 4

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

Репродуктивный - 3

Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

Проблемного изложения - 2

Ученик выполняет действия по образцу учителя

Исследовательский - 1

Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают

36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику

Информативная компонента - 2

Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия

Репродуктивная компонента - 1

Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)

Творческая компонента - 4

Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности

Эмоционально-ценностная компонента - 3

Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:

Дидактический тип анализа урока - 4

Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

Методический тип анализа - 2

Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

Психологический тип анализа - 3

Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

Самоанализ - 1

Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:

Личный опыт - 4

Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы

Массовый опыт - 3

Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы

Передовой совершенствующий опыт - 2

Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов

Передовой преобразующий опыт - 1

Обладание основами профессии

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:

Предварительный контроль - 2

Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса

Текущий контроль - 4

Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью

Периодический контроль - 3

Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям

Итоговый контроль - 1

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации

Логический подход - 4

Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов

Степень активности познавательной деятельности - 3

Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый

Соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся - 2

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский

Дидактическая цель - 1

Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

  1. Уровень общего теоретического представления
  2. Уровень учебного предмета
  3. Уровень учебного материала
  4. Уровень процесса обучения
  5. Уровень структуры личности ученика

42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:

  1. Информационно-рецептивный метод
  2. Репродуктивный метод
  3. Метод проблемного изложения
  4. Частично-поисковый метод
  5. Исследовательский метод

43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:

  1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
  2. Введение проблемной ситуации
  3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
  4. Проверка приведенного решения
  5. Рефлексия

44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления

  1. Концепция содержания образования
  2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования
  3. Содержание циклов учебных курсов
  4. Содержание учебного курса
  5. Содержание учебной дисциплины внутри курс

45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:

  1. Формулирование запроса на необходимую информацию
  2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
  3. Организация сбора и обработки информации
  4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе
  5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования

46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:

  1. Изучение образовательной программы учебного курса
  2. Определение основных блоков тематического плана
  3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
  4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
  5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

  1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
  2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
  3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
  4. Внедрение и распространение новшества
  5. Перевод новшества в режим постоянного использования4

48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:

  1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
  2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
  3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
  4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
  5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока

  1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
  2. Содержательная характеристика темы урока
  3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
  4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке
  5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности

50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта

  1. Организационный этап
  2. Теоретический поиск
  3. Накопление и обработка фактического материала
  4. Оценка фактического материала и принятие решений
  5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта

Тест по педагогике

для аттестующихся педагогических работников

Выбрать правильный ответ

    Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

      Образовательная программа.

      Учебный план.

      Государственный образовательный стандарт .

      Закон «Об образовании».

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

      Учебник.

      Учебный план.

      Учебная программа.

      Рабочая тетрадь.

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

      Закон «Об образовании».

      Национальная доктрина образования в РФ

      Базисный учебный план.

      Государственный образовательный стандарт.

4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:

      Личностные результаты

      Метапредметные результаты

      Предметные результаты

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:

      Личностные результаты

      Метапредметные результаты

      Предметные результаты

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

      Педагогические технологии

      Педагогические правила

      Педагогические закономерности

      Педагогические принципы.

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

      Стратегия

      Подход

      Технология

      Методика

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

      Принцип фундаментализации

      Принцип вариативности образования

      Принцип опережающего образования

      Принцип полноты образования.

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

      Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

      Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

      Принципа доступности и природосообразности содержания образования

      Принципа учета социальных условий и потребностей общества

    Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

    Информационной функции педагогической деятельности

    Демонстрационной функции педагогической деятельности

    Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:

    Преобразующей функции педагогической деятельности

    Информационной функции педагогической деятельности

    Коммуникативной функции педагогической деятельности

    Демонстрационной функции педагогической деятельности

    Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

    1. Организационно-педагогические

      Коррекционные (психологические)

      Методические

    Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

    1. Методические

      Креативно-педагогические

      Организационно-педагогические

      Непосредственно-педагогические

    Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования – это:

    Методический прием

  1. Метод

    Технология

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

2. Методика

3. Технология

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

    Принцип культуросообразности

    Принцип индивидуализации

    Принцип природособразности

    Принцип личностной ориентированности

    1. Творческие

      Нештатные

      Импровизированные

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

      Научение

      Исследование

      Педагогическое общение

      Воспитание

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

      Проектирование

      Исследование

      Организационно-методическая работа

      Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

    Новшество

    Нововведение

    Инновация

    Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

    Ведущему источнику знаний .

    Характеру умственной деятельности учащихся.

    Ведущей дидактической цели.

    Логике рассуждений.

24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

    Уровню общетеоретического представления

    Уровню учебного предмета

    Уровню учебного материала

    Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

    Новшество

    Нововведение

    Технология

    Эксперимент

26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:

27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:

Информационная - 1

Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами

Правовая - 4

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Коммуникативная - 2

Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)

Профессиональная - 3

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность

29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель

30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику

31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:

32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность:

34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе

35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации

36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику

Информативная компонента - 2

Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия

Репродуктивная компонента - 1

Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)

Творческая компонента - 4

Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности

Эмоционально-ценностная компонента - 3

Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:

Дидактический тип анализа урока - 4

Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

Методический тип анализа - 2

Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

Психологический тип анализа - 3

Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

Самоанализ - 1

Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:

Предварительный контроль - 2

Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса

Текущий контроль - 4

Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью

Периодический контроль - 3

Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям

Итоговый контроль - 1

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

    Уровень общего теоретического представления

    Уровень учебного предмета

    Уровень учебного материала

    Уровень процесса обучения

    Уровень структуры личности ученика

42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:

      Информационно-рецептивный метод

      Репродуктивный метод

      Метод проблемного изложения

      Частично-поисковый метод

      Исследовательский метод

43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:

    Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

    Введение проблемной ситуации

    Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)

    Проверка приведенного решения

    Рефлексия

44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления

45. Установить правильную последовательность э тапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:

    Формулирование запроса на необходимую информацию

    Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов

    Организация сбора и обработки информации

    Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе

    Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования

46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:

    Изучение образовательной программы учебного курса

    Определение основных блоков тематического плана

    Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса

    Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса

    Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

    Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса

    Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса

    Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)

    Внедрение и распространение новшества

    Перевод новшества в режим постоянного использования4

48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:

      Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта

      Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности

      Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)

      Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами

      Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока

    Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом

    Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры

    Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке

    Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности

50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта

    Организационный этап

    Теоретический поиск

    Накопление и обработка фактического материала

    Оценка фактического материала и принятие решений

    Пропаганда, распространение, внедрение опыта

Тест по педагогике

для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин,

претендующих на высшую и первую квалификационные категории

Выбрать правильный ответ

Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

1. Образовательная программа.

2. Учебный план.

3. Государственный образовательный стандарт.

4. Закон «Об образовании».

Правильный ответ: государственный образовательный стандарт

Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

1. Учебник.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.

4. Рабочая тетрадь.

Правильный ответ: учебник

Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

1. Закон «Об образовании».

2. Национальная доктрина образования в РФ

3. Базисный учебный план.

4.Государственный образовательный стандарт.

Правильный ответ: базисный учебный план

Под сформировавшейся в образовательном процессе системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности в новом стандарте общего среднего образования понимаются:

1. Личностные результаты

3. Предметные результаты

Правильный ответ: личностные результаты

Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

1. Педагогические технологии

2. Педагогические правила

3. Педагогические закономерности

4. Педагогические принципы.

Правильный ответ: педагогические закономерности

Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

1. Стратегия

3. Технология

4. Методика

Правильный ответ: подход

Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

1 Принцип фундаментализации

4. Принцип полноты образования.

Правильный ответ: принцип опережающего образования

Включение в содержание образования деятельностных компонентов - целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением :


1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования.

4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества.

Правильный ответ: принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

Вопрос:Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

Правильный ответ: информационная функция педагогической деятельности

Заменятся на

Совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы – это:

1. Компетентность

2. Компетенция

3. Способ деятельности

4. Способность

Правильный ответ : компетенция

Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям составляет основу:

1. Преобразующей функции педагогической деятельности

2. Информационной функции педагогической деятельности

3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

Правильный ответ: демонстрационная функция педагогической деятельности

Вопрос:Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

1. Непосредственно-педагогические

2. Организационно-педагогические

3. Коррекционные

4. Методические

Правильный ответ: коррекционные

Заменяется на:

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов – это

1. Личностные результаты

2. Предметные результаты

Правильный ответ: метапредметные результаты

Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

1. Методические

2. Креативно-педагогические

3. Организационно-педагогические

4. Непосредственно-педагогические

Правильный ответ: организационно-педагогические

Суждение «Определяют тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение, направлены на решение частных педагогических задач, отражают частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь» характеризует

1. Педагогические принципы

2. Педагогические приемы

3. Педагогические правила

4. Педагогические методы

Правильный ответ: педагогические правила

Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

1. Методический прием

2. Правило

4. Технология

Правильный ответ: метод

Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

Правильный ответ: принцип полноты образования

Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

Правильный ответ: управляемость педагогической технологии

Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

2. Методика

3. Технология

Правильный ответ: технология

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

1. Принцип культуросообразности

2. Принцип индивидуализации

3. Принцип природособразности

4. Принцип личностной ориентированности

Правильный ответ: принцип природосообразности

1. Типовые

2. Творческие

3. Нештатные

4. Импровизационные

Правильный ответ: творческие

Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

1. Научение

2. Исследование

3. Педагогическое общение

4. Воспитание

Правильный ответ: исследование

Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

1. Проектирование

2. Исследование

3. Организационно-методическая работа

4. Педагогическое общение

Правильный ответ: педагогическое общение

Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

1. Новшество

2. Нововведение

3. Инновация

4. Технология

Правильный ответ: новшество

В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

1. Ведущему источнику знаний.

2. Характеру умственной деятельности учащихся.

3. Ведущей дидактической цели.

4. Логике рассуждений.

Правильный ответ: ведущему источнику знаний

Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

1. Уровню общетеоретического представления

2. Уровню учебного предмета

3. Уровню учебного материала

4. Уровню процесса обучения

Правильный ответ: уровень учебного предмета

Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

1. Новшество

2. Нововведение

3. Технология

4. Эксперимент

Правильный ответ: Нововведение

Вопрос №1

Среди широчайшего спектра мнений понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя основными аспектами:

- педагогическая технология , как часть педагогической науки , изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая на этой основе педагогические процессы;

- педагогическая технология , как описание, алгоритм педагогического процесса , направленного на достижение определенных результатов обучения и воспитания;

- педагогическая технология , как осуществление технологического педагогического процесса , функционирование всех педагогических средств.

Методологическим требования – критерии технологичности деятельности:

Концептуальность . Педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность . Педагогическая технология должны обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех компонентов, целостностью и т.д.

Управляемость . В педагогической технологии должна быть заложена возможность диагностического целеполагания, проектирования и планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов деятельности с целью коррекции результатов.

Эффективность и оптимальность. Педагогическая технология предполагает достижение желаемого результата способом, наилучшим в данных условиях в соответствии с избранным критерием оптимальности – например, за наименьшее время.

Воспроизводимость . Педагогическая технология предполагает ее применение в других ОУ и другими субъектами педагогической деятельности, т.е. она может быть повторена, воспроизведена. Сегодня ПТ могут быть классифицированы . Основанием для этого могут служить такие признаки, как: философская основа, содержание образования, тип управления познавательной деятельностью учащихся, доминирующие методы и т.д.

педагогическая техника – это разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников, комплекс конкретных знаний, умений, навыков, необходимых для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.

Технологический подход к педагогической деятельности предполагает, что пед.процесс – процесс целостный, и одновременно процесс дискретный, состоящий из отдельных первичных звеньев – пед.ситуаций.

Пед. ситуация понимается как совокупность сложившихся в определенный момент времени объективных и субъективных условий, обстоятельств, факторов, имеющих определенный педагогический потенциал.

Если педагог вычленил ту или другую ситуацию из непрерывной нити педагогического процесса, осознал ее потенциальные возможности и привнес в ситуацию некую педагогическую цель, ситуация превращается в педагогическую задачу.

Т.е. пед. задача - структурная единицу педагогического мышления учителя, как результат осмысления им педагогической ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающийся к основной цели педагогической деятельности.

Вопрос№2

1.по уровню применения: общепедагогические(школа №54), частнометодические (техника работы учителя) и локальные (модульные,мероприятия);

2.по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

3.по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

4.по ориентации на личностные структуры: информационные (форми­рование знаний, умений и навыков); операционные (формирование спосо­бов умственных действий); эвристические (развитие творческих способно­стей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

5.по характеру модернизации традиционной системы обучения: техноло­гии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доми­нирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.

Однако при большом разнообразии педагогических технологий в совре­менной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:

уровень ее применения, философскую основу, ведущую концепцию усвоения знаний;

отличительный характер содержания образования, организационные формы обучения, преобладающий метод обучения, категорию обучаемых.

Здоровьесберегающие технологии в ОУ – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ОУ: детей, педагогов, родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку:

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику д/сада и младшему школьнику валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в образовании:

1. Медико-профилактические:мониторинга здоровья, контроль питания детей, физического развития. Закаливания, профилактических мероприятий в ОУ, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов, здоровьесберегающей среды в ОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные

3. Здоровьесберегающие (осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его)

4.Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка–технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

6. Технологии просвещения родителей

Вопрос№3

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность - это воспитыва­ющее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, выступающее как основа его са­моразвития и самосовершенствования.

Предметом ПД является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы условия развития. Средствами ПД является научные (теоретические и эмпирические) знания. Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности является объяснение, показ, совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося, тренинги. Продуктом ПД является формируемый индивидуальный опыт ученика, оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения практических задач. Результатом ПД как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. МОТИВАЦИЯ. Выделяют внешние (мотив достижения) и внутренние (ориентация на процесс и результат своей деятельности) мотивы. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации.

СТРУКТУРА (методологическая). ПД является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над 1-ой, т.е. обслуживают ее. Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения – деятельность методиста, конструирующего приемы, и методы обучения. Третья деятельность – тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. { Столяренко }

Применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных структур. Н.В. Кузьмина выделила в структуре три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммутативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Этапы деятельности учителя:

1.Диагностический (осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза). Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. Осознание педагогической задачи – это непременное условие ее продуктивного решения. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Диагноз в практической педагогике – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования. Необходимость квалифицированного педагогического диагноза обязывает учителя овладевать методами и специальными методиками изучения личности, особенностей коллектива и состояния педагогического процесса в целом.

2. Прогнозирование по существу сводящееся к педагогическому целеполаганию. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п. Методы прогноза: моделирование, выдвижение гипотез. Принято различать поисковое (непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий) и нормативное (принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния) прогнозирование. Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач.

3. Планирования. Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников различны. Вместе с тем в планировании учителя-предметника и классного руководителя много общего – планирование должно строится на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Материализация проектов руководства различной деятельности школьников во внеучебное время требует также учета данных уровня развития коллектива и готовности к творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к восприятию новой информации. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащихся и должна быть предусмотрена их соотнесенность с общественными интересами. Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы естественно зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.

4. Организация деятельности. Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса. Специфика организаторской деятельности – она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать при помощи органов чувств. Основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер. Учитель-предметник в основном организует учебно-познавательную деятельность или преподавание. В своей деятельности учитель-предметник реализует подобранные методы, средства, приемы, ту модель общения, которую он разработал.

Классный руководитель организует воспитательную работу с детьми (трудовую, общественно-полезную, спортивную, эстетическую, ценностно-ориентационную и т. п.)Педагог дополнительного образования реализует учебную и воспитательную деятельность. Они работают с детьми, которые интересуются чем-то определенным. Вынуждены подбирать комплекты своеобразных методов, чтобы в ускоренные сроки организовать плодотворную работу детей, устранить недостатки школьного воспитания и т.д. В идеале единство воспитательной и учебной работы должны иметь место в деятельности педагога любой специальности. Достижимы высокие результаты, если учитель-предметник, классный руководитель и педагог дополнительного образования скоординируют свои действия. На практике они действуют разопщенно.

Вопрос №4

1) – это «выращивание» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко);

2) педагогическое проектирование – это деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально – педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях (Н.В. Борисова);

3) педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (Безрукова В.С.) и др.»

В общем понимании педагогическое проектирование особая деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Результатом этой деятельности должна явиться модель того или иного объекта педагогической действительности . Цель-основа деятельности педагога должна быть измерима, достижима, конкретна. Субъект-педагог или группа специалистов. Объекты- методы, уч.программы, технологии. Средства материальные(схемы,таблицы)духовные(результат научн.исследования)

Принципы педагогического проектирования , которые обеспечивают обоснованность создаваемых проектов: - комплексного подхода к проектированию, т.е. учет изменений, происходящих в социальных условиях, в самой развивающейся личности, что ведет к появлению новых закономерностей, которые необходимо принять во внимание;

- системного подхода . В проектировании с системностью связано единство и разнообразие социально – педагогических процессов, их взаимовлияние, взаимодополнительность, взаимосвязь;

- непрерывности в организации педагогического проектирования, который подчеркивает важность организации этапов в проектировании, обосновывает взаимосвязь и взаимозависимость предыдущего этапа с последующим;

- дополнительности . Необходимо ввести дополнительные условия, которые позволяли бы совершенствовать систему, исключив из нее те условия, которые создают помехи развитию;

- о птимальности , который не означает получение максимального результата при минимальных затратах, как в экономических системах, а подразумевает учет приоритетов в процессе проектирования, определение основного звена на том или ином этапе, ориентацию на конечный результат;

- единства деятельности и отношений , т.е. в процессе проектирования следует ориентироваться не только на овладение каким – либо видом деятельности, ее компонентом, но на виды деятельности, рассматриваемые в контексте педагогических отношений. При этом совершенствование личности – главная цель проектирования педагогических отношений. В системе педагогических отношений человек для другого человека может выступать только как цель, но никогда как средство;

- многообразия . При проектировании социально – педагогических систем всегда учитывается наличие «другого» - отличного от нас, у которого есть свои интересы, право на автономность, способность заново решать свою судьбу, свои ценности и особый внутренний мир;

- нелинейного развития социально – педагогических систем , означающий, что динамичность, многообразие социальных явлений не позволяет строго очертить все грани и контуры проекта. Вероятностный характер живых систем как раз и отличает их от экономических, кибернетических, технических и других.

Структура проектировочной деятельности:

1. В.С. Безрукова рассматривает проектирование как последовательность трех этапов: 1) моделирование , разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта и намечаются основные пути ее достижения. 2) проектирование , осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий. 3)конструирование , проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов.

2. Алгоритм проектирования : подготовительная работа, разработка проекта, проверка качества проекта.

Подготовительная работа.

1. Анализ объекта проектирования . Прежде всего следует определить объект педагогического проектирования, вычленить его структуру и подструктуры, их состояние, связи между ними.

    Выбор форм проектирования . Выбор форм зависит от того, на каком из этапов проектирования (моделирование, собственно проектирование или конструирование) будет разрабатываться педагогический объект и какое количество этапов предстоит пройти.

    Теоретическое обеспечение проектирования . Любой педагогический проект разрабатывается на основе уже существующих, поэтому может быть полезна информация об опыте подобной деятельности в других условиях.

    Методическое обеспечение проектирования .

Этот этап предусматривает создание дидактических и методических материалов. т.е. инструментария, позволяющего наиболее эффективно реализовать педагогический проект.

5 . Пространственно – временное обеспечение проектирования.

Любой педагогический проект создается с учетом определенных временных и пространственных рамок. Пространственное обеспечение должно предусматривать выбор подходящего места или помещения для реализации разработанного проекта. Временное обеспечение – это соотнесение проекта со временем по его объему, ритму, темпу реализации, последовательности осуществления.

6. Материально – техническое обеспечение проектирования .

На этом этапе необходимо продумать материальное оснащение как самой деятельности по проектированию, так и последующей реализации разрабатываемого педагогического проекта.

    Правовое обеспечение проектирования .

Это создание или учет юридических основ при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках педагогических систем, процессов или ситуаций.

Разработка проекта.

    Выбор системообразующего фактора.

Этот фактор создает предпосылки для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования развития.

Постановка целей и задач пед.деятельности . Облегчить постановку целей и задач педагогической деятельности помогает использование идеи таксономии целей Блума (таксономия-это классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории расположенные последовательно по нарастающей мощности)– их классификации и систематизации по иерархии. Проблема постановки целей в педагогической деятельности затрагивает следующие области: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную), и психомоторную (умения и навыки). В соответствии с этими областям целеполагания принято выделять три компонента в цели урока: обучающий, воспитывающий и развивающий.

В когнитивной сфере следующие этапы усвоения учебного материала:

Знание,- понимание,- применение,- анализ,- синтез,- оценка.

В аффективной сфере :- восприятие,- реагирование,- усвоение ценностных ориентаций,- организация ценностных ориентаций,- распространение ценностных ориентаций на деятельность.

    Установление связей и зависимостей компонентов.

Между основными компонентами педагогической системы существуют различные виды связей и зависимостей. Их вычленение и установление – важный этап педагогического проектирования, сложная и необходимая процедура.

    Составление документа.

При составлении итогового документа, отражающего суть проекта, возможно использование уже существующих форм педагогического проектирования, особенно если проектируется объект с заданной формой и содержанием, но при необходимости могут создаваться и новые типы документов, лучше отражающие сущность проекта.

Проверка качества проекта.

    Мысленное экспериментирование по применению проекта.

Это «проигрывание» созданного проекта в уме, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его практического действия, особенности влияния на участников, последствия этого влияния и другие прогнозы относительно результатов применения.

    Экспертная оценка проекта .

Сюда входит проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в данной области, а также специалистами, заинтересованными в его реализации.

    Корректировка проекта .

После проведения экспертизы и экспериментального применения проекта, в него вносят изменения, устраняют ошибки, совершенствуют компоненты, устанавливают новые связи и т.д.

14. Принятие решения об использовании проекта .

Вопрос №5

Диагностическая деятельность учителя– это вид педагогической деятельности, направленный на распознавание свойств, характеристик и состояний всех компонентов конкретной педагогической ситуации; на выработку оснований для принятия и выполнения учителем практических решений.

Предмет-ДД: цель взаимодействия, учебно-познавательная деятельность детей, деятельность самого учителя; личностные особенности ребенка и учителя, проявляющиеся в их взаимодействии; педагогические средства, которые использует учитель; результаты обучения и воспитания – уровни обученности и воспитанности.

Цель ДД учителя – в выявлении информации, позволяющей учителю вырабатывать критерии анализа и оценки педагогических ситуаций, определять зону поиска педагогических решений и их конструктивную разработку, регулировать действия учащихся и собственные профессиональные действия, оценивать эффективность результатов педагогического взаимодействия.

Результатом ДД учителя является педагогический диагноз, который формулируется с учетом выявленных особенностей, свойств и характеристик субъектов и компонентов педагогического процесса и структурно организуется на основе соотношения «цель взаимодействия – индивидуальные особенности ученика – педагогические средства».

Функции ДД: проектировочная, конструктивная, прогностическая, коррекционная, контрольная.