Решения совещаний по миграции. Актуальные проблемы правового регулирования противодействия незаконной миграции в деятельности органов внутренних дел. О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению

20.09.2018 с участием Губернатора Новосибирской области Травникова А.А. под председательством прокурора Новосибирской области Фалилеева В.А. проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Новосибирской области, на котором рассмотрен вопрос: «О состоянии работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере миграции».

По сведениям ГУ МВД России по Новосибирской области по состоянию на 01.07.2018 на территории области на учете состояло 100 539 иностранных граждан (АППГ – 95045, +5,8%). По итогам 7 месяцев 2018 года наблюдается увеличение потока иностранных граждан, въезжающих в Россию через Новосибирскую область. Через контрольно-пропускные пункты въехало 232 853 гражданина (АППГ - 163 971), что на 42% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Общий приток иностранных граждан составил 43 710 человек.

Большая часть этих лиц прибывает на территорию региона с целью осуществления трудовой деятельности. Основные отрасли, в которых трудятся иностранные граждане: сфера услуг (20%), строительство (14,5%), обрабатывающее производство (11%), оптовая и розничная торговля (5,5%) и другие.

В 2017 году на территории области труд иностранных граждан использовали 3 042 организации, 560 индивидуальных предпринимателей. В целях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в 2017 году оформлено 4 324 разрешения на работу, 31 881 патент. За 7 месяцев 2018 года оформлено 839 разрешений на работу, 25 261 патент.

В 2017г. - 1 полугодии 2018 года органами прокуратуры выявлено более 900 нарушений миграционного и иного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции, внесено 250 представлений, принесен 51 протест на незаконные правовые акты. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 165 должностных лиц, к административной ответственности - 99 лиц, возбуждено 70 уголовных дел.

В отношении 633 лиц в январе-июле 2018 года судами вынесены решения об их выдворении за пределы России, из них 274 лица – в принудительном порядке.

За 7 месяцев 2018 года принято 115 о депортации, из них исполнено – 107.

По материалам Управления по вопросам миграции в 2017 году приняты решения о запрете въезда в Россию более 3 тысячам иностранным гражданам и лицам без гражданства (за 7 месяцев 2018 г. – более 2,5 тысяч таких решений).

Мерами прокурорского реагирования пресекаются факты регистрации мигрантов в так называемых «резиновых квартирах».

В 2016 – августе 2018 года вскрыты факты фиктивной регистрации 895 иностранных граждан по 71 адресу, по инициативе прокуроров возбуждено 87 уголовных дел.

Уровень нелегальной миграции и преступности на территории Новосибирской области свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных органов, прокурорского надзора.

В целях укрепления законности и правопорядка в сфере миграции Координационным совещанием принят комплекс организационных мер.

Незаконная международная миграция - одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы - все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением. Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства - пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов. За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией. С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

И.А. Ларионов

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.

В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием - «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений , а в других - как понятия тождественные и взаимозаменяемые .

Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности . Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание .

В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.

Общее предупреждение - это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

И, наконец, индивидуальное предупреждение - это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.

В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.

Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии .

Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим .

Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.

За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.

Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.

Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества незаконных мигрантов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.

По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.

В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.

По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.

Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.

Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.

В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.

Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.

В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.

Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.

Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незаконной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.

В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.

Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.

Такое взаимодействие должно предусматривать:

обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;

создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;

осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;

разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;

Проблема незаконной миграции стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность со стороны Правительства РФ.

В настоящее время эта проблема усугубляется как на национальном, так и на международном уровне.

Более того, незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто имеют отношение к другим видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. N Пр-1693 и Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. N МФ-П12-4709 МВД России принимаются меры по стабилизации обстановки в сфере рыночной торговли, по защите прав отечественных производителей, пресечению деятельности этнических преступных группировок, незаконной миграции.

Кроме того, на ситуацию в сфере рыночной торговли оказало существенное влияние Постановление Правительства Российской Федерации, принятое 15 ноября 2006 г. N 683, которым устанавливается допустимая доля иностранных работников, привлекаемых в различных отраслях экономики на территории Российской Федерации.

Для контроля за складывающейся обстановкой в сфере рыночной торговли, реагирования на ее изменения в МВД России был образован Оперативный штаб, который в круглосуточном режиме отслеживал ситуацию в регионах. Аналогичные штабы и рабочие группы были созданы во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Органами внутренних дел осуществляются комплексные профилактические мероприятия по декриминализации торговли на рынках с участием сотрудников ФМС России, Роспотребнадзора, налоговой службы, местных органов исполнительной власти.

В сфере рыночной торговли широко используется труд иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации.

Так, до 90% граждан Таджикистана, Узбекистана, Китая и Вьетнама, работающих на московских рынках, не зарегистрировано в налоговых органах. Это подтверждается и результатами проведенных специальных мероприятий "Сфера", "Нелегальный мигрант", "Потребитель" и других.

Надо отметить, что не только экономическая ситуация в Таджикистане делает нелегальную миграцию из этой страны устойчивым и возрастающим явлением. Законы Российской Федерации позволяют российским работодателям выгодно использовать дешевую и бесправную рабочую силу, которую представляют собой нелегальные трудящиеся-мигранты из Таджикистана, и за их счет, уклоняясь от уплаты налогов, зачастую получать сверхприбыль.

Значительная часть правонарушений на потребительском рынке совершается иностранными гражданами, использующими контрабандные каналы поставки импортных товаров.

Проверки, проведенные органами внутренних дел на московских продовольственных и вещевых рынках, показали, что основная часть реализуемого товара является контрабандной, а коммерческие структуры и индивидуальные торговцы не имеют документов, подтверждающих происхождение, качество и таможенное оформление реализуемой продукции. Сложившемуся положению способствует незаконная деятельность ряда российских компаний, оказывающих посреднические услуги по перемещению через границу партий импортных товаров без их таможенной очистки.

Необходимо констатировать, что и с применением административного законодательства в отношении иностранных граждан также существует много проблем.

Так, в РФ отсутствует правовой механизм взыскивания штрафов с привлеченных к административной ответственности иностранных граждан, выехавших из РФ.

В соответствии со статьей 31.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с российским законодательством и международными договорами.

Однако в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регулирующих вопросы взыскания административных штрафов.

Кроме того, в соответствии со статьей 31.11 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с законодательством России и международными договорами с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.

По информации МИД России, в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регламентирующих указанный вопрос.

В повседневной деятельности органы внутренних дел вступают в различные правоотношения с иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации, контролируя соблюдение ими правил пребывания в нашей стране. Особые проблемы создает незаконная (нелегальная, неконтролируемая) миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которая в последнее время заметно обострилась.

Ситуация по некоторым аспектам не может не тревожить.

Одна из правовых проблем, с которой сталкиваются в своей повседневной деятельности органы внутренних дел, - это законодательное обеспечение административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Тем самым данный Федеральный закон вменил субъектам Российской Федерации обязательства по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации, не наделив их при этом в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями.

В настоящее время в России функционируют всего 6 специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации.

В связи с чем заинтересованным федеральным органам исполнительной власти при проработке вопросов, касающихся взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении полномочий, связанных с депортацией и административным выдворением иностранных граждан, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающее порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, в частности в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части закрепления за субъектами Российской Федерации вышеназванного полномочия.

Между тем в нарушение вышеназванного Федерального закона судами практикуется вынесение постановлений о помещении лиц, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные приемники для лиц, арестованных в административном порядке.

Предпосылки для подобных нарушений создают не только объективные причины отсутствия необходимых учреждений для содержания иностранных граждан, но и неоправданные решения органов власти субъектов Российской Федерации.

В Нижегородской области, во исполнение решения совместного заседания областной межведомственной антитеррористической комиссии и областной межведомственной комиссии по миграционной политике и до создания Центра для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, на основании распоряжения начальника ГУВД от 22.12.2005 N 1/273р было принято решение о содержании данной категории лиц в спецприемнике ГУВД. Подобные решения были приняты в Удмуртской Республике, Тульской, Новосибирской областях и других регионах.

После принятия решения о содержании иностранных граждан, подлежащих выдворению, в спецприемнике их количество превысило количество лиц, арестованных в административном порядке.

Несмотря на содержание в спецприемниках иностранных граждан вопрос об их материально-техническом перепрофилировании в большинстве субъектов Российской Федерации не решен.

Между тем условия их содержания имеют ряд особенностей.

В частности, иностранные граждане имеют право просмотра телевизионных программ до 24 часов, получать передачи общим весом не более 20 килограммов, пользоваться телефоном для связи с родственниками посредством публичной телефонной кабины (с помощью телефонной карты, приобретаемой за счет размещенного лица) и др. Данные условия в спецприемниках Приказом МВД России N 605дсп не предусмотрены и не создаются.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы страны, содержатся в условиях и вынуждены подчиняться правилам, существенно нарушающим их права. Возросшая в связи с этим нагрузка на сотрудников спецприемников, необходимость решать неспецифические задачи, связанные с языковым барьером, взаимодействием с консульскими учреждениями иностранных государств, невозможностью привлечения к труду, ведут к ослаблению режима спецучреждений, способствуют повышению степени конфликтности и побегоуязвимости.

В связи с помещением в специальные приемники иностранных граждан до их административного выдворения за пределы РФ возникают проблемы по их содержанию, а именно по финансированию расходов на содержание: финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, тогда как финансовое обеспечение мероприятий по административному выдворению иностранных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Также требует решения вопрос, связанный с продолжительностью содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьями 3.10, 18.8, 27.6, 32.8, 32.10) и Приказом МВД России N 605дсп не оговариваются конкретные сроки содержания иностранных граждан в спецучреждениях, а также сроки исполнения постановлений.

Длительность сроков содержания в условиях изоляции приводит к протестным акциям со стороны иностранных граждан, сопровождаемым угрозами совершения суицида, отказом от приема пищи.

Ситуация осложняется неразработанностью статусных документов, определяющих задачи, функции, организацию и обеспечение специальных учреждений милиции в связи с их перепрофилированием для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации.

Другая проблема в том, что миграция как совокупность различных по своей природе перемещений людей через границы дает определенный перечень субъектов, которые могут совершить и совершают миграционные правонарушения. Вместе с тем основными понятиями при решении вопроса об административном выдворении или депортации остаются "иностранные граждане" и "лица без гражданства", правовое положение которых определено недостаточно четко.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в юридическом словаре "иностранные граждане" толкуются как лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. данное определение дополняет институтом подданства, тем самым учитывая наличие монархической формы правления.

Статья 3 Федерального закона "О гражданстве в Российской Федерации" под термином "иностранный гражданин" подразумевает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Анализ предложенных терминов не дает полного ответа на многие вопросы. Например , может вызывать сомнение специфика правового статуса иностранца при наличии у него двух и более гражданств, при постоянном и временном проживании его на территории России и т.д.

Очевидно, в каждом случае правовые отношения иностранца с государством могут определяться не только его правоспособностью, но и дееспособностью с учетом специфического характера правового статуса.

Значимым условием принадлежности иностранца к гражданству является предоставление им обязательного доказательства. Очевидно, миграция как процесс по сути является сложной процедурой и не всегда иностранный гражданин имеет возможность доказать свою принадлежность к гражданству конкретного иностранного государства. При невозможности подтвердить наличие гражданства иностранец автоматически приобретает статус лица без гражданства.

Таким образом, изучение понятий "иностранец" и "лицо без гражданства" убеждает в том, что правовой статус их четко не определен и дефиниции не отражают имеющихся особенностей.

Наличие двойного гражданства обусловливает выделение специальной правосубъектности.

Вместе с тем наличие гражданства российского и одновременно другого государства не позволяет относить физическое лицо к категории иностранцев (статья 62 Конституции Российской Федерации).

В последнее время правоохранительные и контрольные органы Российской Федерации обращают более пристальное внимание на изыскание эффективных путей и методов решения проблемы незаконной миграции. Всем уже ясно, что в настоящее время масштабы незаконной миграции на территорию Российской Федерации достигли пределов, угрожающих национальной безопасности страны.

Поэтому рост незаконной миграции вызвал необходимость введения уголовной ответственности за ее организацию.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 322.1, предусматривающей ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию России.

В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322 УК РФ, отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

Согласно данным ГИАЦ МВД России в 2007 году было зарегистрировано 624 преступления по статье 322.1 УК РФ, окончено расследованием 488 уголовных дела, выявлено 431 лицо, совершившее данное противоправное деяние.

При расследовании дознавателями указанной категории уголовных дел имеют место проблемы, связанные с проведением допросов свидетелей-иностранцев.

Так, после возбуждения уголовных дел иностранные граждане, лица без гражданства, незаконно пребывающие на территории Российской Федерации и являющиеся основными свидетелями по делу, покидают места временного пребывания и работы, что становится причиной длительной установки их местонахождения.

Выдворяемые иностранные граждане не имеют в дальнейшем права въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет. Проведение же следственных действий с ними на территории других государств сказывается на сроках проведения дознания.

В этих условиях важное значение приобретает качественная организация расследования и оперативное проведение соответствующих следственных действий с участниками уголовного процесса.

Положительным опытом в раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322.1 УК, являются совместные мероприятия миграционной службы и подразделений милиции общественной безопасности УВД по Астраханской области, которые оказывают помощь в сопровождении уголовных дел.

Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью УВД по Оренбургской области с УВД приграничных Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Казахстана позволило разработать комплекс мер по выявлению организаторов незаконной миграции, пресечению фактов привлечения иностранной рабочей силы с нарушением установленного порядка, создан автоматизированный банк данных въезжающих и выезжающих через государственную границу на территории Оренбургской области.

Налажено взаимодействие по проверке иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию РФ, с пограничной службой и в ГУВД по Алтайскому краю.

В целях обеспечения профилактического воздействия ГУВД по г. Москве издан приказ, согласно которому в случаях выявления фактов нарушения правил режима пребывания иностранных граждан на территории Москвы или привлечения иностранной рабочей силы осуществляется уведомление граждан и юридических лиц, допустивших эти нарушения, о существующей уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ.

Изучение практики раскрытия и расследования преступлений в сфере миграции показало, что большинство из них выявлено сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел и территориальных подразделений ФМС МВД России. Вклад подразделений криминальной милиции в борьбе с данным видом преступной деятельности незначителен.

На наш взгляд, целесообразно, чтобы сотрудники оперативных подразделений, используя полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности, организовывали и проводили весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений указанной категории, в рамках первоначального этапа расследования, применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Сегодня криминальная миграция не ограничивается традиционными общеуголовными преступлениями. Она принимает все более организованный, транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ.

Поэтому достаточно важной является проблема согласования уголовного законодательства различных государств, и прежде всего СНГ.

В связи с этим необходимо добиться определенного баланса между регулятивно-предупредительными средствами российского уголовного законодательства и уголовного законодательства государств, входящих в СНГ, с которыми установлен безвизовый пограничный режим и где, соответственно, не действует статья 322 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что к факторам, оказывающим влияние на основной уровень незаконной миграции, относятся:

  1. Отсутствие единой оперативной информационной базы данных по проблемам борьбы с терроризмом, преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, а также незаконной миграцией иностранцев, в том числе подозреваемых в причастности к террористическим актам и иным преступлениям, охватывающей МВД, ФСБ, ФСКН, ФМС, ФТС и ФПС России, а также подчиненные им территориальные органы, что не позволяет оперативно решать вопросы по контролю въезда (выезда), режима пребывания, места нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
  2. Отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
  3. Отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизма содержания и последующей депортации данной категории лиц.
  4. Несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции.
  5. Недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными подразделениями иностранных государств, для осуществления информационного обмена (о наличии у оформляемых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию.

Основой для предотвращения и пресечения незаконной миграции должен стать комплексный подход к решению этой проблемы и совместные действия исполнительных органов.

Кроме того, учитывая актуальность вопросов, связанных с нарушением миграционного законодательства, необходимо:

  1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, а также обеспечивающей защиту конституционных прав мигрантов, создание системы информационного и научного обеспечения профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по вопросам миграции и борьбы с незаконными ее формами.
  2. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых неблагополучных в социальном и экономическом отношении стран. Упрощение процедуры внесения иностранного гражданина в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации.
  3. Проработать вопросы о сокращении перечня документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.
  4. На постоянной основе осуществлять комплекс совместных с другими правоохранительными органами, в т.ч. ФМС, ФСБ, ФСКН, оперативно-профилактических мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства.
  5. Повысить эффективность, устойчивость и качество информационного обеспечения подразделений МВД, ФМС, ФСБ, ФПС, МНС, МИД и других заинтересованных ведомств путем создания единой системы сбора и обмена оперативной информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, незаконно находящихся на территории России, деятельность которых нарушает законодательство Российской Федерации.
  6. Организовать сбор информации о происходящих миграционных процессах, особое внимание уделить мигрантам из республик Закавказья и Средней Азии. Осуществить мониторинг прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции, выработку на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования. Организовать сбор и анализ информации о транспортных потоках на границах сопредельных государств, так как за передвижением личного грузового и легкового автотранспорта, а также автотранспорта, осуществляющего перевозку лиц, занимающихся "челночным" бизнесом, контроль практически не осуществляется. Предусмотреть проведение картографического анализа путей нелегальной миграции, каналов незаконного перемещения наркотических веществ, оружия, боеприпасов, контрабанды через Государственную границу Российской Федерации.
  7. Обеспечить учет всех сделок по купле иностранными гражданами недвижимости, акций российских предприятий, регистрации ими на территории Российской Федерации предприятий. Выявлять и устанавливать источники финансирования этих сделок.
  8. Проводить мероприятия по установлению туристических фирм "однодневок" и подставных предприятий, оказывающих содействие нелегальным мигрантам в их легализации на обслуживаемых территориях, а также оказывающих посреднические услуги в сфере незаконного трудоустройства.
  9. Создание на территориях государств-участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Очевидно, что данные вопросы необходимо решать на государственном уровне в самое ближайшее время, так как только они могут улучшить деятельность органов внутренних дел в сфере контроля за соблюдением требований миграционного законодательства.

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области