Россия: Массовая внутренняя миграция угрожает будущему страны. Исследование РБК: как вымирают российские города Главный регион оттока населения

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. Одна из последних тенденций – увеличение населения Российской Федерации за счет миграционного обмена с другими странами. Попробуем разобраться, в какие государства едут россияне, а из каких прибывают мигранты.

Классификация

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

По способу принятия решения:

  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

По форме организации:

  • индивидуальная (человек самостоятельно занимается переездом);
  • организованная (срок, место жительства определяет организация, которая занимается переездом людей).

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

В 2019 году снизился миграционный приток и из стран дальнего зарубежья. Большая часть иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в прошлом году, были из Китая, Грузии, Индии. Если сравнивать с 2017 годом, то увеличилось количество прибывших из Афганистана, Турции, Финляндии.

Стоит отметить, что в 2019 году территориальные органы Министерства внутренних дел предоставили временное убежище 6,0 тыс. человек, кроме того, наблюдалось снижение численности беженцев и вынужденных переселенцев (для сравнения: в 2017 году – 10,4 тыс. человек).

Согласно официальной статистике, в 2019 году 58,9 тыс. человек выехали из России в страны дальнего зарубежья. Желание быть востребованным в профессиональном плане, ухудшающаяся политическая и экономическая ситуация, социальная незащищенность – основные причины, которые толкают граждан РФ на смену места проживания. Расширяется и география эмиграции, так, например, кроме Германии, Израиля, США, самыми востребованными направлениями стали Китай, КНДР, Индия, Вьетнам, Абхазия, Турция, Латвия, Грузия. Больше, чем в 2017 году, уехало россиян в такие страны, как Канада, Литва, Сербия, Сирия.

Тенденции международной миграции

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН , во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

К негативным моментам следует отнести:

  • отток населения, который неблагоприятно отражается на экономическом развитии страны;
  • рост недовольства местного населения из-за увеличения численности иностранных граждан;
  • рост нелегальной миграции.

Влияние миграции на демографическую структуру

Миграционные процессы в России протекают под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов. Внутренняя миграция в РФ влияет на демографическую ситуацию в отдельных регионах: в одних наблюдается увеличение населения, в других – сокращение. За последний год численность прибывших мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья уменьшилась, а число россиян, покинувших пределы страны, наоборот, увеличилось.

Видео: За и против. Миграция населения.

​​ Миграция отражает социальные процессы, на которые оказывают влияние экономические, производственные, экологические и другие факторы. Гражданин вправе на свободу передвижения. Вправе он и выбрать место для проживания и трудовой деятельности. Как правило, центром притяжения мигрантов становятся регионы с высоким уровнем жизни. Из регионов с невысокой инвестиционной привлекательностью наблюдается отток населения.

Миграцией называют процесс перемещения потоков людей между различными населенными пунктами. Наблюдаются сезонные всплески миграции, например, осенью. В мае, напротив, наблюдается спад.

Внешней миграцией называют процесс перемещения населения за пределы государства. При внутренней миграции перемещение населения происходит внутри одного государства.

Правовая база

Отдельные положения в части миграционной политики содержат Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает понятия прописки и формальной привязки граждан к территориальному пункту.

Важно! Законом установлен запрет на смену прописки и места проживания в определенных территориях. Это пограничные зоны, закрытые территории, военные городки, карантинные территории и зоны после экологической катастрофы, территории с военным положением.

Основные виды

Процессы миграции могут дифференцироваться на виды:

  1. Сезонные. Потоки мигрантов увеличиваются или уменьшаются в зависимости от определенного сезона;
  2. Временные;
  3. Безвозвратные. Относится к категориям граждан, которые выезжают за пределы страны с целью постоянного жительства;
  4. Экономические. Вызваны перемещениями населения в поисках работы, лучших условий труда и заработной платы;
  5. Этнические;
  6. Маятниковые. Для них характерны колебания, например, утренний отток населения из небольших поселений в большой город на работу, и вечерний приток обратно;
  7. Экологические. Массовый отток населения из районов с неблагополучной экологической обстановкой;
  8. Исторические. Происходит освоение новой территории.

Среди внутренней миграции выделяют:

  • перемещения внутри региона;
  • перемещения за пределы региона, межрегиональные.

Дополнительно учитывают, в каких территориальных единицах происходит перемещения. Например, из села в город или обратно либо между городами; внутри края или области, или за их пределами.

Причинами миграционных процессов могут выступать:

  • политическая обстановка;
  • социальная обстановка;
  • состояние экономики;
  • миграционная политика;
  • производственные отношения;
  • нехватка или переизбыток трудовых ресурсов в регионе.

Интересно! Миграция бывает добровольной и вынужденной. Анализируя процессы миграции, важно учитывать, по своей воле люди покидают населенные пункты или прибывают в них либо их побудили социально-экономические, экологические и другие причины.

Статистика вопроса

Анализируя миграционные потоки, оперируют понятием «сальдо миграций». Это понятие содержит цифровое значение, показывающее разницу между прибывшими и выбывшими за определенный отрезок времени.

Оно может быть:

  1. Отрицательным. Это говорит об убыли населения на данной территории за счет миграции. Следует проанализировать причины, по которым люди покидают данную территорию;
  2. Положительным. Показывает, что за анализируемый период, приехало больше людей, чем уехало.

Интересно! Наблюдается тенденция отрицательного сальдо в сельских территориях, и положительного сальдо в городах.

Типы мигрантов

Миграционные процессы могут менять состав населения по характеристикам пола, возраста, наличию образования. Меняется численность, характеристики трудовых ресурсов. Этому способствуют основные функции миграции:

  1. Перераспределительная и селективная. Это значит, что в процессах миграции принимают более активное участие не все граждане, а лишь их наиболее активная и трудоспособная часть. Мужчины более склонны к смене места проживания, нежели женщины. Это приводит к появлению специфических отличий в составе населения в районах, где наблюдается активная миграция. Специфические характеристики влияют на рождаемость и демографию, социальную жизнь, трудовые навыки граждан;
  2. Экономическая и социальная. Это значит, что отток или приток населения в определенную область неизбежно скажется на экономической жизни региона. Это проявится в нехватке или переизбытке рабочих мест, уровне заработной платы и других показателях.

Интересно! Стремясь к улучшению уровня собственной жизни, и выбирая лучшее место для реализации этой цели, мигранты оказывают влияние на уровень социально-экономической жизни региона в целом.

История внутренней миграции в России

В период Советского Союза оставался высоким уровень внутренней миграции. Население направлялось на освоение восточных территорий, строительство дорог и новых населенных пунктов. После 1990 года наблюдается резкое снижение внутренних миграционных потоков. Одна из причин - прекращение практики обеспечения населения жильем и гарантированной работой. В период Советского союза Дальний Восток активно заселялся и осваивался, население завлекали надбавками и коэффициентами к зарплате.

В наше время продолжается активный отток населения с Дальнего Востока, несмотря на меры, предпринимаемые государством, по развитию этого региона. Это объясняется тем, что стоимость жизни в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока выше, чем в Центральной России. Уровень заработных плат не позволяет компенсировать расходы на питание и проживание. Люди уезжают в поисках лучшей жизни в Центральную Россию, Поволжье. Краснодарский край привлекает мигрантов мягким климатом.

Отток населения северных территорий, Дальнего Востока, Сибири в европейскую часть страны приобретает массовый характер.

Крупные российские города, привлекающие мигрантов, являются центрами политической, экономической и культурной жизни. Они могут обеспечить высокий уровень жизни, хорошую заработную плату и возможность выбора рабочего места. Есть и регионы-доноры, с низким уровнем жизни и доходов населения, отличающиеся высоким оттоком населения.

Лидерами по привлечению мигрантов стали Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Население активно покидало Приволжский округ, что объясняется близостью к Московской области. На Дальнем Востоке активный процесс оттока населения приводит к постоянному сокращению его численности.

Что является примером внутренних миграций населения в России

Внутренние миграции населения в России можно условно разделить на несколько видов:

  1. Обусловленные экономическими факторами. В этом случае население переезжает в регионы с высокой инвестиционной привлекательностью и высоким уровнем жизни. Лидерами здесь выступают Москва и Московская область;
  2. Обусловленные природно-климатическими условиями. Население покидает края с суровыми климатическими условиями и выбирает районы с более комфортным климатом;
  3. Обусловленные социальными факторами. Как пример, «возвратная миграция». Это явление, при котором население выезжает из регионов, активно осваивавшихся и заселяемых ранее. Когда-то население привлекалось в определенные районы надбавками к зарплате и различными льготами. После их потери уже не получалось поддерживать желаемый уровень жизни и люди стали возвращаться в регионы, которые когда-то покинули.

Динамика регионов

Характерен отток населения из небольших населенных пунктов и поселений в крупные города. Причинами являются:

  • возросший приоритет образования;
  • глобализация;
  • технологические процессы.

Лидерами среди городов, привлекающих мигрантов из других регионов, остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Образованные специалисты стекаются в столицу, покидая регионы. Это приводит к нехватке квалифицированных кадров на местах.

За последние годы внутренняя миграция снижается. К этому приводят причины:

  • увеличение доли населения пенсионного возраста и снижение доли населения трудоспособного возраста:
  • утечка высококвалифицированных специалистов за рубеж;
  • отсутствие поддержки государства или низкая популярность таких мер для заселения отдаленных территорий;
  • привязанность людей к месту жительства;
  • развитие возможностей для временной миграции.

Важно! Свои коррективы вносит необходимость наличия регистрации и прописки. Государство борется с нелегальной миграцией.

Регулирование и управление

Миграция контролируется Федеральной миграционной службой РФ. С 2002 года она находится в структуре МВД.

Для регуляции миграционных процессов правительством был принят документ «Концепция миграционных процессов в России».

Миграционная политика направлена на регулирование этого процесса с целью направления его в благоприятное для государства направление. Это значит, что на законодательном уровне вырабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на приостановление оттока населения с малонаселенных территорий, а также привлечения мигрантов в те районы, где ощущается нехватка рабочей силы.

Интересно! С целью реализации политики по стимулированию граждан к заселению отдаленных территорий, государством предпринимаются меры поддержки. В частности, существуют меры финансовой поддержки молодых специалистов, переезжающих на постоянное жительство в сельскую местность. С целью поддержки жителей Дальнего Востока и желающих на него переехать, предлагается «Дальневосточный гектар».

Чем отличается от внешней

При внешней миграции происходит отток населения через границу государства в другие страны. Типы внешней миграции:

  • внутриконтинентальная;
  • межконтинентальная.

При внутренней миграции перемещения происходят в рамках одного рассматриваемого государства.

Примеры внутренней миграции населения России

Несмотря на существующие государственные программы по поддержке сел и молодых специалистов, переезжающих на жительство в поселок, население крупных городов продолжает расти, а поселков - снижаться. Это объясняется тем, что в городах больше возможностей для выбора работы, развлечений, для самых разных слоев населения.

Кроме того, улучшилась доступность высшего образования. Молодежь, приехавшая из поселков с целью обучения, после выпуска часто находит работу по специальности и остается жить в городе.

Некоторые люди выбирают жизнь в столице и уезжают из провинциальных городов. Приток в Москву и Московскую область регистрируется практически из всех регионов. Это объясняется поиском лучшей работы, особенно это актуально для специалистов «узких» отраслей. Кроме того, в столице заработная плата по ряду профессий выше, чем в других городах.

Уезжают и с северных территорий, с Дальнего Востока, в города с более комфортным климатом. Популярность набирает Краснодарский край.

Проблемы и перспективы

Актуальными проблемами являются:

  1. Отток населения из сел и поселков. Это приводит к нехватке рабочей силы в фермерских хозяйствах;
  2. Возрастание конкуренции за рабочие места в крупных городах;
  3. Нехватка рабочей силы на должностях, не требующих высшего образования.

Решению данных проблем могут способствовать:

  1. Побуждение граждан к выбору рабочих специальностей и востребованных профессий;
  2. Повышение мотивации к образованию и повышению квалификационных навыков;
  3. Стимулирование технического прогресса;
  4. Государственная поддержка регионов, улучшение уровня жизни в регионах, создание рабочих мест.

Заключение

Отличительной чертой внутренней миграции в Российской Федерации остается ее обособленность от экономических и политических процессов страны. Потоки внутренних мигрантов стабильны на протяжении последних нескольких лет, и в год равны приблизительно 4 млн человек. Эта цифра не менялась ни в период кризисов, ни в период экономических успехов.
Это говорит об относительной стабильности внутренней миграции.

Запущенная в 2017 года программа по выдаче любому гражданину РФ бесплатного гектара земли на Дальнем Востоке наряду с другими действующими программами так и не привела к успеху. Миграционный отток продолжился и в 2018 году.

Специалисты полагают, что государству не удастся заселить регион. Дело в том, что на протяжении десятилетий люди переезжали в европейскую часть страны, - в Москву и Петербург , потому что там есть деньги и возможности. Пока все ресурсы сконцентрированы в этих городах, люди не видят смысла ехать на Дальний Восток или в другие отдаленные регионы.

Сколько людей уезжают

В 1991-2010 годы Дальневосточный федеральный округ потерял 1,8 миллиона человек (22% населения). По данным Росстата, с 2010 по 2017 год население продолжило уменьшаться, сократившись с 6,44 миллиона до 6,16 миллиона человек.

Сокращение населения происходит главным образом за счет миграции жителей в другие регионы, следует из данных ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». По данным Росстата, в 2010-2017 годах чистая миграционная убыль (с учетом прибывших) составила 181,3 тысячи человек.

Данных по миграции в 2018 году нет. Общее сокращение населения с января по май 2018 года составило 20 тысяч человек, что почти в три раза выше, чем за весь 2017 год (8,7 тысячи человек). Наличие проблем с миграцией летом 2018 года признал секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев . По его словам, концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025, действующая сейчас, не может исправить ситуацию.

Реальный отток населения с Дальнего Востока может быть выше статистического. Среди уезжающих в более развитые регионы большое количество молодых людей, которые, отучившись, например, в вузе Москвы или Петербурга, остаются там жить, снимая квартиру. Их дальневосточная прописка сохраняется, поэтому в миграционную статистику они не попадают.

Кроме того, чиновники, в частности премьер-министр Дмитрий Медведев , по сообщениям, пытаются манипулировать статистикой, говоря о миграции на Дальнем Востоке.

Причины оттока населения

По данным директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, 38% жителей Дальневосточного федерального округа хотят уехать из него. В 2012 году этот показатель вместе с Сибирью (данных только по Дальнему Востоку нет) составлял 40%. В 2017 году этот показатель составлял 62% в Магадане , в Якутии - 46%.

Главная причина - неудовлетворенность социально-экономическими условиями, сказал «Амурской правде» директор ВЦИОМ Валерий Федоров . В частности, речь идет о неблагоприятном (холодном) климате, дороговизне жизни при низких зарплатах.

Желающие уехать из Дальнего Востока в разные периоды называли в качестве причин высокие цены на продукты, промышленные товары и энергоносители, которые вызваны большими транспортными издержками и суровым климатом, а также низкий уровень медицины, образования, коммунальных услуг, и оторванность от центра России. Высокие цены некоторое время назад покрывались зарплатами, однако в последнее время (видимо, после 2014 года, когда начался кризис), этого покрытия не происходит. Население уезжает не только за высокими зарплатами, но и за карьерными перспективами.

По словам экспертов, Дальний Восток сегодня отстает от других по продолжительности жизни, по уровню детской смертности. Действительно, регионы Дальнего Востока находятся в самом конце рейтинга продолжительности жизни (Чукотка, Еврейская автономная область, Амурская область, Сахалин, Магадан). Некоторые регионы Дальнего Востока по качеству жизни также находятся далеко в конце списка.

«Нет возможности сделать карьеру. Нет возможности найти такую работу, которая приносила бы удовлетворение - как финансовое, так и моральное. Скука. Тоска. Болото» - так описал в беседе с новостным агентством «Регнум» причины своего переезда в Петербург житель Хабаровска Антон Ярский.

Почему раздача земли не работает

Чтобы компенсировать отток населения Дальнего Востока правительство в феврале 2017 года запустило программу «Дальневосточный гектар». Согласно ей, любой гражданин РФ вправе получить в этом регионе 1 га государственной земли бесплатно. На первые пять лет земля дается на праве безвозмездного пользования, дальше необходимо оформлять долгосрочную аренду на 49 лет и по истечении 10 лет такой аренды участок можно получить в собственность (тоже бесплатно). Программа рассчитана как на потенциальных переселенцев из других регионов, так и на жителей самого Дальнего Востока, которых таким образом власти хотят удержать внутри региона.

Чтобы власти не забрали участок обратно, в течение первых 5 пяти лет пользования его необходимо освоить. Например, построить дом или организовать бизнес. В разделе сайта программы, в котором представлены «наиболее яркие сюжеты и лучшие практики при освоении участков», представлена информация всего о двух проектах - это винодельня и музей гончарного ремесла в Приморском крае. Оба проекта, как следует из их описания, были реализованы там задолго до начала действия программы местными жителями, и бесплатный гектар они получили вдобавок к существующей земле.

За все время действия программы на получение гектара было подано 122,8 тыс. заявок, из которых 44,9 тысячи были удовлетворены. Что сейчас происходит на этих землях, неизвестно.

Те, кто прошел через программу или находится на полпути, заявляют о проблемах с получением земли. Многие граждане потратили много времени на сбор документов, но получили отказ, поскольку участок оказался полностью или частично чужой. При получении земли часто оказывается, что на нем уже кто-то живет или выращивает овощи. По кадастровой карте, участок свободный, по другим документам - занятый. Наконец, многие получившие землю жалуются, что получили не то, что ожидали. В некоторых случаях почва оказывается непригодной для сельского хозяйства, а второй раз подать заявку на новый участок уже нельзя (не уточняется, почему получатели земли не посмотрели на участок, прежде чем подавать на него заявку).

Некоторые эксперты считают, что программа утопична по своей сути. Бесплатная раздача земли могла бы сработать в конце XIX - начале XX века, когда 85% населения страны были крестьянами. Но сейчас 74% жителей проживают в городских поселениях, и непонятно, что им делать с гектаром земли на Дальнем Востоке, сказал в интервью изданию «Медуза» научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян .

Как власть завлекает людей на Дальний Восток

Помимо «Дальневосточного гектара», есть много других программ, направленных на решение миграционной проблемы. По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, это программы повышения трудовой мобильности (дальневосточные работодатели оплачивают переезд, проживание, обучение), добровольного переселения иностранцев, имеющих «культурную общность с Россией» (власти покрывают расходы на переезд). Также работают программы переселения безработных, узких специалистов. Какая-либо статистика по действию программ на сайте агентства отсутствует.

В целом власти пытаются создать образ Дальнего Востока как «территории новых возможностей». Заявляется о создании 100 тыс. новых рабочих мест, в частности, в порту Владивостока и фирмах, которые реализуют инвестиционные программы к 2025 году.

Все эти программы являются частью Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, согласно которой к 2020 года численность населения должна быть зафиксирована на уровне 6,2 миллиона человек, а к 2025 году вырасти до 6,5 миллиона (за счет миграции и роста рождаемости).

Большое количество нынешних переселенцев на Дальний Восток - мигранты из центральноазиатских стран (Таджикистана и Узбекистана), а также Китая и КНДР, утверждает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев . В основном, эти мигранты представляют собой «дешевую дисциплинированную рабочую силу, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», считает он. По его мнению, приток мигрантов из Китая сокращается, и на первый план выходят уроженцы стран Центральной Азии.

«Для повышения привлекательности Дальнего Востока для активных мигрантов из других регионов РФ государству следовало бы… упрощать условия ведения бизнеса и устранять административные барьеры, снижать налоговую нагрузку на местный бизнес. Реализуемые же мегапроекты не способствуют росту доходов местного населения, так как сопровождаются привлечением в качестве рабочей силы привозных гастарбайтеров из стран СНГ, низкоквалифицированных, низкооплачиваемых, часто работающих вне правового поля и полностью зависимых от воли работодателя», - говорится в исследовании Фонда социального развития (Петербург).

Почему отток не остановится

Граждане же России не хотят ехать на Дальний Восток, считает ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян. По его мнению, для России характерны миграционные тенденции, устремленные в центр, а не наоборот. Население на протяжении последних десятилетий стягивается не просто в европейскую часть, а в самый ее центр - в Москву, где есть деньги и возможности.

«Для «разворота» миграционных потоков вспять нет условий: в отличие от СССР образца середины XX века, административными мерами направить людей «туда, куда нужно государству», не получится. Пока все ресурсы концентрируются в Москве и еще двух-трех регионах, люди не видят экономического смысла ехать в ином направлении», - убежден Мкртчян.

«Эксперты из восточных регионов страны… отмечают неэффективность уже реализованных подобных программ [предусматривающих льготы и пособия для переселенцев], не верят в успешность последующих, и убеждены, что в притоке населения на Дальний Восток в настоящее время нет острой необходимости. Они полагают, что тотальное «освоение» и заселение всей территории региона нецелесообразно в силу его географической и климатической неоднородности, а госкомпании, реализующие крупные проекты, решат вопрос их кадрового обеспечения своими силами», - утверждают авторы исследования Фонда социального развития.

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.