Русские пассажиры «Титаника»: как сложилась их судьба. Годовщина крушения «Титаника»: редкие фото тех дней

До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

1496 человек погибли в этой катастрофе. Основная часть людей погибла от переохлаждения, поскольку температура океанской воды составляла −2°С. Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место трагедии прибыл пароход «Карпатия» и подобрал выживших в шлюпках. Спаслось 712 пассажиров и членов экипажа.

Фредерик Флит, впередсмотрящий на «Титанике», который первым заметил айсберг. Он выжил и в дальнейшем участвовал в первой и второй мировых войнах. В 1965 году покончил жизнь самоубийством.

Люди ждут новостей возле офисов Уайт Стар Лайн в Нью-Йорке.

Апрель 1912 года. Шлюпки Титаника у причала Уайт Стар Лайн, в Нью-Йорке.

18 апреля 1912. Люди ждут прибытия парохода Carpathia, с выжившими в катастрофе «Титаника», в Нью-Йорке.

Выжившие члены экипажа, первый ряд: Ernest Archer, Frederick Fleet, Walter Perkis, George Symons и Frederick Clench. Второй ряд: Arthur Bright, George Hogg, John Moore, Frank Osman и Henry Etches.

Толпа в Девонпорте слушает пережившего трагедию «Титаника».

Секретарь Национального Союза матросов и пожарников выплачивает денежное вознаграждение оставшимся в живых членам экипажа «Титаника».

Родственники ждут на железнодорожной платформе, прибытия в Саугемптон, выживших в катастрофе «Титаника».

29 апреля 1912. Родственники ждут выживших в катастрофе «Титаника», на берегу, в Саутгемптоне.

29 апреля 1912.Родственники встречают выживших в катастрофе «Титаника», после их возвращения в Саутгемптон.

29 апреля 1912. Выжившие в катастрофе «Титаника» стюарды, ждут допроса комиссии по расследованию причин аварии.

29 апреля 1912. Четыре члена экипажа «Титаник», братья Паско, которые выжили, вернулись в Саугемптон.

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд Навратил. Они известны как сироты Титаника — Луис и Лола. Они плыли на Титанике со своим отцом М. Навратил, который погиб во время катастрофы. Поскольку дети были малышами и не говорили по-английски, они не могли идентифицировать себя. Франкоязычная пассажирка первого класса Маргарет Хейс взяла на себя заботу о мальчиках, пока их мать, Марсель, не узнала из газетных статей их по фотографиям. Марсель отправилась в Нью-Йорк, и там воссоединилась со своими сыновьями 16 мая 1912 года.

Луис и Лола.

Радист Harold Thomas Coffin перед сенатской комиссией, на Waldorf-Astoria в Нью-Йорке.

На этой фотографии, сделанной в ноябре 1912 года, медсестра держит на руках новорожденного Люсьена П. Смита. Родители Люсьена, Элоиза и Люсьен П. Смит-старший, поженились в феврале 1912 года и возвращались на «Титанике» из свадебного путешествия. Ей было восемнадцать, ему двадцать четыре; она спаслась, он погиб. На борту «Карпатии» Элоиза познакомилась с еще одним спасшимся пассажиром «Титаника» - Робертом Уильямсом Дэниэлом. Стоит отметить, что Дэниэл был одним из тех мужчин, кто спасся не потому, что сел в шлюпку с палубы корабля, а потому, что прыгнул в воду и доплыл до уже спущенной шлюпки.

Они поженились в августе 1914 года, правда, девять лет спустя, в 1923-м, развелись. В том же 1923-м Элоиза вышла замуж в третий раз, а Роберт женился во второй (но не в последний - оба они побывали в браке по три раза). В 1935 году он был избран сенатором штата Вирджиния и работал в этой должности до своей смерти в 1940-м, а его сын от третьего брака, тоже Роберт Уильямс Дэниэл, был в 1972 году избран в Палату представителей США и работал там до 1983-го. Роберту-младшему было четыре года, когда его отец умер, а сам он дожил почти до столетней годовщины гибели «Титаника» - его не стало 4 февраля 2012 года.

Существует бесчисленное множество историй о людях, которые во время крушения «Титаника» жертвовали собой ради спасения других пассажиров. Так, например, мужчины пропускали вперёд женщин и детей, чтобы они смогли первыми покинуть на лодках тонущий корабль. Однако есть и другие истории о «Титанике», о которых не особо хочется рассказывать. Одни из них трудно назвать героическими, другие, откровенно говоря, просто нелепы.

1. Кэтрин Гилна думала, что «Титаник» тонет намеренно

После того как «Титаник» затонул, журналист спросил у Кэтрин Гилна, одной из пассажирок круизного лайнера, о том, в какой момент она поняла, насколько серьёзно обстояла ситуация. «По правде говоря, я думала, что это была неотъемлемая часть нашего путешествия, – сказала Гилна. – Я не осознавала никакой опасности». Кэтрин Гилна спала, когда корабль начал тонуть. Её разбудили и проводили к спасательной шлюпке. Другие пассажиры сообщили ей, что они собираются плыть к другому судну. Ранее она никогда не плавала на круизных лайнерах, поэтому подумала, что всё идет, как надо. Гилна помнит, как на корабле произошёл взрыв, и обломки корабля разлетелись в разные стороны. В воде было много людей. Некоторым из них женщина помогла забраться в спасательную шлюпку. Но, даже глядя на то, как тонет «Титаник», Кэтрин не до конца осознавала, что происходит. «Я не понимала, насколько всё было серьёзно до тех пор, пока не оказалась здесь, в США», – сказала она журналисту.

2. Диккинсон Бишоп сказал, что он случайно оказался в спасательной шлюпке

Когда «Титаник» начал тонуть, мужчины должны были пропускать вперёд женщин и детей. Во время крушения погибло 1 352 смелых и благородных мужчин, которые помогли остаться в живых своим жёнам и детям.

Когда «Титаник» начал тонуть, мужчины должны были пропускать вперёд женщин и детей. Во время крушения погибло 1 352 смелых и благородных мужчин, которые помогли остаться в живых своим жёнам и детям. Диккинсон Бишоп к этим мужчинам не относился. Когда у него спросили о том, как он очутился в спасательной лодке вместе с женщинами и детьми, он придумал идеальную легенду. Бишоп сказал, что он случайно споткнулся, упал и приземлялся прямо в спасательную шлюпку.

Однако во время допроса, который последовал за гибелью «Титаника», Бишоп едва не «погорел» на лжи. У него спросили: «Кто Вам сказал садиться в спасательную шлюпку?» «Один из офицеров, – любезно ответил Бишоп. – Он помог мне сесть в лодку». Через несколько секунд Бишоп осознал, что проговорился, и тут же поспешил добавить, идя на попятную: «Или…скорее…». Он на мгновение запнулся. Когда его мысли пришли в норму, он пояснил, что имел в виду совсем другое. Бишоп сказал: «Если быть точнее, то я упал в спасательную шлюпку»." width="400">

Диккинсон Бишоп к этим мужчинам не относился. Когда у него спросили о том, как он очутился в спасательной лодке вместе с женщинами и детьми, он придумал идеальную легенду. Бишоп сказал, что он случайно споткнулся, упал и приземлялся прямо в спасательную шлюпку. Однако во время допроса, который последовал за гибелью «Титаника», Бишоп едва не «погорел» на лжи. У него спросили: «Кто Вам сказал садиться в спасательную шлюпку?» «Один из офицеров, – любезно ответил Бишоп. – Он помог мне сесть в лодку». Через несколько секунд Бишоп осознал, что проговорился, и тут же поспешил добавить, идя на попятную: «Или…скорее…». Он на мгновение запнулся. Когда его мысли пришли в норму, он пояснил, что имел в виду совсем другое. Бишоп сказал: «Если быть точнее, то я упал в спасательную шлюпку».

3. Дороти Гибсон сняла фильм о том, как ей удалось пережить крушение «Титаника», через двадцать девять дней после того, как круизный лайнер затонул

Кинозвезда Дороти Гибсон была одной из тех, кому повезло спастись с тонущего «Титаника» и вернуться домой. Оказавшись в Нью-Йорке, она тут же направилась в офис своего менеджера и сказала, что непременно должна снять фильм о своём спасении. Гибсон сама написала сценарий к картине всего за несколько дней.

Убеждённая, что это придаст «подлинность» фильму, она даже надела на съёмки то платье, в котором она была, когда тонул «Титаник». Премьерный показ фильма состоялся менее чем через месяц после того, как произошло
крушение судна. К сожалению, ни одна из его копий не дошла до наших дней. Однако, судя по отзывам, фильм получился неплохим. Одни люди говорили, что картина им понравилась, другие были более строгими в своих оценках и называли её «плачевной трагедией».

4. Масабуми Хосоно был уволен за то, что выжил во время крушения «Титаника»

Масабуми Хосоно был единственным японцем на «Титанике». Он работал в Министерстве транспорта и направ
лялся в Россию для исследования железнодорожной системы страны. Его долгое путешествие включало в себя недолгое пребывание в Англии и круизное путешествие на «Титанике». Когда корабль начал идти ко дну, Хосоно был готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы спасти других. Однако в тот момент он увидел, как другой мужчина садится в спасательную шлюпку. Если другие не собирались быть благородными, то, подумал Хосоно, нет смысла становиться единственным дураком, отказавшимся сесть в лодку. Однако из-за своего малодушного поступка Хосоно сам же и пострадал. Японская пресса назвала его трусом, который «предал самурайский дух самопожертвования». Хосоно даже потерял работу из-за того, что выжил во время крушения «Титаника».

5. Даниэль Бакли переоделся в женщину, чтобы попасть в спасательную шлюпку

Матрос Х. Г. Лоув покинул тонущий «Титаник» в спасательной шлюпке, переполненной людьми. Когда он увидел, что в других лодках ещё есть места, он пересадил в них пассажиров, а сам вернулся на корабль, чтобы спасти как можно больше людей.

На тонущем круизном лайнере он заметил довольно крупную женщину, которая была одета в юбку и обёрнута шалью. Она наглым образом растолкала паникующих пассажиров и мгновенно прыгнула в спасательную лодку. Лоу поспешил заглянуть под шаль и увидел, что это в действительности был переодетый мужчина. Его звали Даниэлем Бакли. По его словам, он был в брюках, а не в юбке. Однако Бакли не стал отрицать, что решил накинуть на голову шаль.

6. Пятёрка миллионеров подкупила членов экипажа, чтобы получить отдельную лодку

Когда Авраам Саломан понял, что «Титаник» идёт ко дну, он сразу же нашёл выход из сложившейся

ситуации. Первым делом, он схватил меню, поскольку хотел хотя бы что-нибудь оставить себе на память после путешествия. Затем Саломан и четыре других миллионера пробрались к спасательным шлюпкам и увидели лодку на сорок человек. Они даже с тонущего корабля хотели сбежать с полным комфортом. Один из миллионеров, Космо Дафф-Гордон, подкупил членов экипажа, которые предоставили специально для них отдельную, большую спасательную шлюпку. Тем не менее, оказавшись на воде, экипаж предложил вернуться и спасти остальных. Однако миссис Дафф-Гордон сильно беспокоилась по поводу того, что в лодке будет тесновато. Они могли бы ещё спасти, как минимум, двадцать восемь человек, однако не сделали этого.

7. Уильям Картер оставил свою жену и детей умирать

Когда Картеры благополучно добрались до Нью-Йорка, они рассказали прессе историю, в которой Уильям

Картер, глава семейства, выступил как герой. Однако правда всплыла на поверхность лишь после того, как супруги развелись. Во время бракоразводного процесса миссис Картер рассказала о том, что Уильям ворвался в каюту, когда «Титаник» потерпел крушение, и проговорил: «Поднимайся! Одевай себя и детей!» После этого он выбежал из комнаты, ничего не сказав. Он должен был вернуться. Однако, когда Уильям увидел, что в одной из спасательных шлюпок, есть свободное место, он прыгнул в неё, оставив на тонущем корабле свою жену и детей. Миссис Картер пришлось самой пробивать путь к спасательной лодке. Более того, в ней не было мужчин, поэтому ей пришлось самостоятельно грести вёслами. Когда миссис Картер, наконец, доплыла до парохода «Карпатия», она увидела на нём Уильяма, который стоял, опершись на поручни судна. Он помахал рукой своей супруге и произнёс: «Я думал, что ты не справишься! Знаешь, я только что очень вкусно позавтракал».

8. Женщины, которые спасали своих собак

В спасательных шлюпках было мало места, но Элизабет Ротшильд не могла допустить, чтобы её любимая с
обака погибла. Она спрятала животное под плащ и запрыгнула вместе с ним в лодку. Когда собаку заметили, Элизабет отказалась отпускать её. Однако она была не единственной, кто поступил точно так же. Маргарет Хейс завернула своего питомца в одеяло, чтобы пронести его в спасательную шлюпку, в то время как семья Харперов сделала это в открытую. Впоследствии мистер Харпер заявил: «В лодке было ещё много места». Некоторые пассажиры были более категоричными. Как сообщается, одна женщина сказала, что пойдёт ко дну вместе с кораблём, если ей не разрешат сесть в спасательную шлюпку вместе с её любимым псом.

9. Роберт Хиченс, человек, который находился у штурвала, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом

Человека, который находился у штурвала, когда «Титаник» потерпел крушение, звали Робертом Хиченсом.
Он был простым рулевым. После начала эвакуации с тонущего судна его назначили ответственным за одну из спасательных шлюпок. Хиченс наполовину наполнил её людьми и поспешил отплыть в безопасное место. Некоторые пассажиры шлюпки начали возмущаться и говорить, что они могли бы спасти гораздо больше жизней. «Сейчас мы должны заботиться только о себе, – сказа Хиченс. – Не обращайте внимания на тех покойничков». Одной из пассажирок шлюпки была Молли Браун, которая впоследствии станет героем «Титаника». Она очень разозлилась, услышав слова Хиченса, и пригрозила вышвырнуть его за борт, если он не даст ей весло. Она и несколько других женщин захватили шлюпку, вернулись к тонущему кораблю и спасли ещё нескольких человек от неминуемой смерти.

10. Чарльз Джоуин не замёрз благодаря огромному количеству выпитого спиртного

Чарльз Джоуин был пекарем. Когда «Титаник» начал идти ко дну, он прекрасно понимал, что ему не удастся
спасти. Чарльз помог богатым забраться в спасательные шлюпки и дал им продукты питания. После этого он отправился в свою каюту и выпил столько виски, сколько мог, готовясь встретить смерть. Джоуин не помнил того, как он очутился на верхушке корабля. Чарльз крепко держался за перила, вися в воздухе, а когда корабль затонул, он прыгнул в ледяную воду. В ней он провёл более трёх часов, прежде чем его спасли. Пекарь не замёрз только потому, что в его крови было много алкоголя.

Из 2224 человек, находившихся на борту океанского лайнера "Титаник", выжили лишь 706 человек. Среди них были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом, и те, кто не смог жить дальше, помня о сотнях погибших. Трагедия перевернула судьбы не только тех, кто был на корабле, но и тех, кто был вынужден ждать на суше своих близких.

Проблема шлюпок

Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.

Ответственным за конструирование "Титаника" был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб.

Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам.

Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на "Титанике" было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше.

В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12. Об этом случае не утихают споры. Состоятельный пассажир сэр Космо Дафф Гордон и его жена Люсиль - модельер, придумавшая слово "шик" - спаслись, заплатив семерым членам экипажа по пять фунтов каждому, чтобы те сели в лодку и гребли. По словам Гордона, это был акт великодушия. Но некоторые полагают, что он нанял моряков, чтобы как можно быстрее уплыть от тонущего корабля, тем самым, лишив остальных шанса на спасение.

Среди пассажиров были и те, чей героизм не подвергался сомнению. 17-летний Джек Тэйер помогал другим забираться в шлюпки, при этом отказывался садиться сам. Когда корабль затонул, мальчик нырнул в ледяную воду. Он уцелел, забравшись на перевернутую шлюпку. Домой он вернулся знаменитостью, о нем говорила вся страна. Тэйер был одним из десяти людей, кто покончил с собой после трагедии.

Цена спасения

Другое обстоятельство трагедии заключается в том, что основная часть спасшихся пассажиров путешествовала первым и вторым классом. Так, из 143 женщин, которые путешествовали первым классом (билеты по 875 фунтов), погибли четыре. При этом три дамы сами отказались покидать корабль. Из тех, кто заплатил 12 фунтов за билет в каюты третьего класса, погибли более половины пассажиров. Из членов экипажа уцелеть смогли не более 25% человек. Признаки подобного социального расслоения наблюдались и после их смерти. Корабль, который был отправлен компанией "Уайт Стар Лайн" на поиски погибших, поднял тела только тех, кто плыл первым классом. Остальные были похоронены прямо в море.

В ходе расследования обстоятельств гибели "Титаника" выяснилось, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка. Так, некоторые боялись подниматься на шлюпочную палубу, считая это небезопасным; другие же спорили друг с другом и не могли решить, что делать.

Не последнюю роль в этом сыграл языковой барьер - многие пассажиры не говорили по-английски, а потому не могли понять друг друга или хотя бы прочитать надписи на указателях, ведущих на верхние палубы.

Когда некоторым все же удалось выбраться на шлюпочную палубу, почти все шлюпки "Титаника" уже были спущены на воду. На палубе оставалось лишь несколько складных шлюпок, которые команда собиралась спустить в последнюю очередь. В них-то и спаслись сумевшие выбраться из трюмов пассажиры третьего класса. Те, кто оказался в воде, погибли от переохлаждения практически моментально, поскольку температура воды не превышала минус два градуса по Цельсию.

Прибытие в Нью-Йорк

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года радисты "Карпатии" получили сигнал бедствия с "Титаника". Другие корабли либо не откликнулись на призывы о помощи, либо находились слишком далеко. Узнав о ситуации на "Титанике", капитан "Карпатии" Артур Рострон немедленно отдал приказ следовать к месту тонущего лайнера. Чтобы развить максимальную скорость, пришлось отключить отопление на всем корабле.

Утром 15 апреля, после того, как на борт "Карпатии" поднялся последний выживший пассажир "Титаника", корабль взял курс на Нью-Йорк. Прошло три дня, прежде чем судно достигло пункта назначения. За это время с судно было передано сообщение о том, что случилось. В результате чего, пресса начала публиковать слухи, что "Титаник" буксируют к пристани Нью-Йорка. Когда точно стало известно, что большая часть людей, находившихся на "Титанике", погибла, в офисы компании "Уайт Стар Лайн" во всем мире стали приходить толпы людей в надежде разузнать подробности. Только 17 апреля был оглашен неутонченный список погибших и пропавших без вести. А окончательный список был опубликован лишь через четыре дня после прибытия "Карпатии" в Нью-Йорк.

В порту Нью-Йорка "Карпатию" встречали около 40 тысяч человек. Множество благотворительных организаций снабжала людей, спускавшихся на пристань, теплыми вещами, медикаментами, предлагали помочь добраться до дома, больницы или отеля. Многие направлялись домой к родственникам. Состоятельные пассажиры арендовали целые поезда. А членов экипажа разместили в пассажирских каютах другого корабля, принадлежавшего "Уайт Стар Лайн".

Конечно, среди толпы встречавших "Карпатию" были и репортеры, которым не терпелось рассказать истории выживших пассажиров. Некоторым даже удалось подняться на борт "Карпатии", прежде чем она пришвартовалась.

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Корреспонденты "МК" раскрывают новые тайны самого знаменитого лайнера

Ученые поведали "МК" новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера. Корреспонденты "МК" нашли в Петербурге потомков честного кассира с «Титаника», а также выяснили, что выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях.

«ТИТАНИК» СГУБИЛИ ЛУНА И КАПИТАН

Ученые продолжают выяснять новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера

Об этой трагедии написаны сотни книг, сняты десятки фильмов, но она по-прежнему будоражит умы исследователей. Среди последних работ, посвященных одной из самых громких катастроф ушедшего века, — исследования Сэмюэля Хэлперна и группы астрономов под руководством Дональда Олсона. «МК» связался с обоими авторами, чтобы узнать их точку зрения на события вековой давности.

«Винить можно лишь капитана судна»

Напомним, что, согласно результатам расследования 1912 года, айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был замечен за 37 секунд до столкновения. Судно же поменяло курс почти мгновенно, но аварии было уже не избежать.

Однако Сэмюэль Хэлперн и его коллеги, выпустившие к столетию трагедии книгу со своим новым исследованием, полагают, что теоретически корабль мог не столкнуться с айсбергом. За основу авторы взяли воспоминания тех людей, чьи показания не использовались при расследовании сто лет назад. Речь идет о Фредерике Флите, который был на наблюдательном мостике в ту ночь, и рулевом Роберте Хикэнсе. Их свидетельства позволили установить, что айсберг был замечен на самом деле за минуту до столкновения и, если бы приказ сменить курс был отдан даже на 20 секунд раньше, катастрофы можно было избежать. Однако Уильям Мердок, старший помощник капитана судна, бывший ответственным офицером на мостике в ночь трагедии, не стал этого делать, поскольку смена курса также грозила катастрофой — корма могла при повороте задеть айсберг. Мердок медлил, рассчитывая, что корабль и так минует опасность.

Так кого же винить в гибели судна? Об этом «МК» побеседовал с самим Сэмом Хэлперном.

— Что сподвигло вас на изучение крушения «Титаника» и как долго вы этим занимаетесь?

— По роду своей деятельности я системный аналитик и исследователь. Катастрофа же «Титаника» — одна из многочисленных тем, интересующих меня.

— Что не устраивает вас в официальной версии тех событий?

— Расследование причин катастрофы по горячим следам, в 1912 году, не включало в себя многих очевидных для того времени фактов. Этими данными мы располагаем сейчас. Тогда же специалисты, занимавшиеся изучением причин трагедии, отдавали предпочтения, например, показаниям некоторых выживших офицеров, игнорируя в то же время свидетельства других людей.

Что касается событий той трагической ночи, то было много факторов, которые привели к катастрофе. Один из них — человеческий. Людям вообще свойственно совершать ошибки.

— Был ли у экипажа корабля, по вашему мнению, шанс спасти судно после столкновения?

— Нет, судьба «Титаника» была предрешена тогда, когда айсберг пробил пять основных перегородок в корпусе судна, в результате чего вода стала поступать в передний отсек, три первых трюма и бойлерную.

— Можно ли говорить о том, что катастрофа стала результатом ошибки лишь одного человека, Уильяма Мердока?

— Нет. Если кого-то и надо винить в катастрофе, то это должен быть капитан судна Эдвард Джон Смит. Именно он мог спасти судно намного раньше, если бы направил корабль южнее, еще до того, как взял курс на Нью-Йорк в 17.50. К тому моменту по радиосвязи прозвучало не одно предупреждение о том, что впереди по курсу льды и что к ночи корабль окажется в месте, где полно айсбергов. Эдвард Смит сам взял на себя риск и не отклонился от курса, в этом была его фатальная ошибка.

— Последовала ли какая-то официальная реакция на вашу последнюю книгу?

— Я не совсем понимаю, что в данном случае может служить официальной реакцией, но те отзывы, что получила моя книга, написанная в соавторстве с еще десятью людьми, были положительными.

«Мы лишь объяснили, откуда на пути «Титаника» взялось столько айсбергов»

А вот коллектив американских астрономов из университета города Остин, что в штате Техас, не отрицает общепринятой версий обстоятельств трагедии. Однако исследователи во главе с Дональдом Олсоном решили установить, чем было вызвано обилие айсбергов, с одним из которых столкнулся «Титаник».

По их мнению, огромную роль сыграло положение Луны относительно Земли. В частности, в январе 1912 года Земля приблизилась на максимально возможное расстояние к Солнцу, а уже на следующий день Луна достигла перигея — ближайшей к Земле точки своей орбиты. Гравитационное воздействие Солнца и Луны на Землю привело к повышению уровня моря. А это, в свою очередь, «освободило» огромные айсберги, которые при нормальном уровне воды стояли бы на одном месте, постепенно уменьшаясь в размерах. Однако активность небесных тел в конечном счете отпустила здоровые глыбы в плавание, и одна из них встретилась с «Титаником». Руководитель исследовательской группы Дональд Олсон поделился с «МК» своими соображениями по поводу влияния небесных тел на события на Земле и судьбу «Титаника».

— Как вы пришли к тому, что связали катастрофу «Титаника» и астрономические аномалии?

— Наша группа из Техасского университета уже очень давно занимается изучением необычайно высоких приливов, вызванных различными астрономическими явлениями, и их влияния на события в истории человечества. В журнале «Sky&Telescope» мы уже публиковали статьи, связанные с «Бостонским чаепитием», битвой за Тараву в 1943 году, вторжением Юлия Цезаря в Британию в 55 году до н.э., высадкой войск в Нормандии в 1944 году, известной как «День Д», «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Приливы сыграли решающую роль в ноябре 1943 года, когда десант из морских пехотинцев высадился на Тараве. Из-за того, что десантный корабль наткнулся на риф, морским пехотинцам пришлось высаживаться на прибрежную зону под шквальным огнем. Снижение уровня приливов в тот период мы связываем с лунным апогеем и тем, что Луна находилась в четвертой четверти. Оба этих явления наблюдались за день до высадки десанта.

В другой статье мы говорим о возрастающей Луне во время «Бостонского чаепития». В этом случае, все произошло совсем иначе, нежели с высадкой на Тараве. Приливы в бостонской гавани возросли на фоне новолуния и лунного перигея. И вновь оба явления наблюдались одновременно, накануне «Бостонского чаепития». События «Дня Д», на которые также оказали влияние приливы, рассматриваются в нашей статье 1994 года, вышедшей к 50-летию высадки войск в Нормандии.

Кроме того, мы проанализировали приливные течения, чтобы установить место, где Цезарь высадился в ходе вторжения в Британию в 55 году до н.э. На фоне подобных опытов неудивительно, что мы взялись за изучение дат самых высоких приливов, связанных с лунным перигеем, имевших место в январе 1912 года, и с помощью Фергюса Вуда связали это с айсбергом, погубившим «Титаник».

Идея о том, что эта катастрофа может быть связана с астрономическими явлениями, возникла у нас уже давно, еще в начале 90-х годов прошлого века. Статья ждала подходящего момента для публикации — такого, как столетие со дня катастрофы.

— Как ваше исследование соотносится с основной версией событий?

— Мы лишь добавляем к уже известным фактам результаты наших исследований. То есть мы связываем лунный перигей, наблюдаемый в январе 1912 года, с активными приливами и — как следствие — обилием отколовшихся айсбергов, которые оказались на пути корабля спустя 3,5 месяца.

— Что касается трагической ночи — какие конкретные астрономические обстоятельства могли спровоцировать катастрофу?

— Мы знаем, что ночь с 14 на 15 апреля 1912 года была безлунной. Это значит, что видимость была плохая и увидеть айсберг на том расстоянии, когда еще имелся шанс удачно сманеврировать, было трудно.

— Были ли у «Титаника» шансы спастись?

— После столкновения корабля с айсбергом их уже не было — гибель была неизбежной. Разумеется, к трагедии в конечном счете привело именно столкновение с айсбергом. «Титаник» не замедлил ход даже после того, как получил несколько предупреждений по радио о том, что впереди опасность. Судно полным ходом шло на айсберги, и это самое главное. Наша же работа объясняет, почему в ту ночь в том месте было так много айсбергов на пути корабля.

— В своей статье вы пишете о том, что 4 января 1912 года Луна достигла перигея, приблизившись к Земле на столь малое расстояние, на которое не приближалась 1400 лет. Теперь, когда мы знаем, что это может повлечь за собой, интересно — когда подобное явление случится в следующий раз?

— Это может произойти не раньше, чем в 2257 году.

Русский офицер спас француженку

В Петербурге живут потомки честного кассира с «Титаника»

Точные пофамильные списки пассажиров «Титаника» так и не удалось восстановить. Но доподлинно известно, что на борту лайнера было немало подданных Российской империи, в том числе несколько петербуржцев. Их родственники до сих пор живут в городе.

Выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях


В тот злополучный рейс отправились около трех десятков россиян. Из-под Ростова-на-Дону целая партия крестьян переселялась в Уругвай. Там их уже ждали родственники. Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.

С ростовскими крестьянами на нижней палубе в третьем классе плыл и осетинский парень — Мурзакан Кучиев. Ему повезло: перед самым столкновением корабля с айсбергом он вышел на верхнюю палубу. Когда началась паника, осетин содрал спасательный жилет с кого-то из людей и кинулся в воду. Там он нашел стул, взгромоздился на него и так и плавал, пока почти окоченевшего его не подобрала спасательная шлюпка с парохода «Карпатия». На этом же судне в Америку доплыл и казак с Кавказа Михаил (фамилия его не сохранилась). Он смог продержаться несколько часов в ледяной воде. В Штатах он разбогател и в 1914-м вернулся домой. Но в 1930-е Михаила сослали в Сибирь, где он и пропал.

Были на «Титанике» также эстонцы, армяне, евреи — все с российскими паспортами.
Петербуржцев на борту лайнера оказалось трое. Двое из них по происхождению были англичанами, но уже давно обрусевшими. Артур Джи возглавлял шлиссельбургскую мануфактурную фабрику, в Питере прожил больше тридцати лет. Его путь лежал в Мексику, где Джи хотел развивать свой бизнес. Вторым был мистер Смит — агент по продаже американских и английских стальных изделий. В Петербурге он уже успел обзавестись семьей. Оба они ушли на дно.

У третьего петербуржца с «Титаника» была реальная возможность спастись. Но он благородно уступил место в шлюпке женщине. Михаилу Михайловичу Жадовскому шел 69-й год. За плечами у него были сражения Русско-турецкой войны. Отставной капитан, он некогда служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне. Его отец — генерал Жадовский — жил на Дворцовой набережной, в доме 24. У Михаила Михайловича имелись жена и четверо сыновей, также военнослужащих. Но дела отставного офицера, видимо, складывались не очень благополучно. Иначе зачем бы он согласился подработать на «Титанике» кассиром.

Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур. Она выжила, и спустя несколько месяцев после трагедии один из сыновей Михаила Жадовского получил от нее письмо, в котором и были описаны последние минуты жизни русского офицера, кассира с «Титаника».

В Петербурге сейчас живут родственники этого отважного человека. О его истории они знают немногим больше, чем было сказано в письме Жозефины.

— В советские годы вообще многие Жадовские говорили, что просто однофамильцы с тем человеком, как-никак он был офицер, дворянин. И о нем старались не вспоминать, — объяснил Иван Жадовский «МК в Питере».

КОМУ ТРАГЕДИЯ, А КОМУ ДОХОД

Гибель «Титаника» — как повод пополнить казну

Благодаря «беспроволочному телеграфу» Маркони, установленному на «Титанике», о том, что случилось в Атлантике в ночь на 15 апреля 1912 года, мир узнал почти сразу. Человечество было в шоке. «Титаник», который объявлялся первым в истории судном, непотопляемым ни при каких условиях, камнем пошел ко дну спустя всего 2 часа после столкновения с ледяной глыбой, унеся с собой более полутора тысяч жизней. Это было не просто кораблекрушение, это было крушение надежд. Катастрофа развеяла миф о непогрешимости мировой индустриальной мощи, о том, что человек способен подчинить себе дикую природу. «Люди всегда будут оплакивать гибель «Титаника» как одну из величайших трагедий в истории», — писала тогда лондонская «Таймс».