Самое первое пожарное судно в мире. Требования, предъявляемые к пожарным судам. Защитное оборудование и одежда

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы , подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии . Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии , что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах , береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества , диспергенты , устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

См. также

  • Пожарная машина
  • Пожарный самолёт
  • Пожарный вертолёт

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Место стоянки пожарного поезда на строящейся или реконструируемой станции должно предусматриваться в проекте, а на действующей - определяться комиссией. Комиссия назначается приказом начальника отделения дороги, в состав которой входят специалисты локомотивного хозяйства, перевозок, движения, пути водо- и электроснабжения, связи и военизированной охраны.

Место стоянки пожарного поезда обычно располагается на путях с двусторонним


выходом, вблизи расположения пожароопасных объектов станции. В тех случаях, когда пожарный поезд входит в состав стрелково-пожарной (пожарной) команды, его место стоянки должно находиться на расстоянии не более 500 метров от указанного подразделения.

Существует также ряд жестких требований по оборудованию места стоянки пожарного поезда развитыми коммуникациями и инфраструктурой. В частности, место стоянки должно быть оснащено стационарными бытовыми помещениями: для хранения топлива и горюче-смазочных материалов, мастерской для обслуживания и ремонта пожарного оборудования, камерой дымоокуривания для тренировок звеньев ГДЗС, туалетом и другими бытовыми помещениями. Вблизи поезда должны находиться: водопровод с пожарным гидрантом, линия электроснабжения напряжением 220 или 380 вольт и линия телефонной связи.

Постановка другою подвижного состава на путь стоянки пожарного поезда не допускается.

Другие бытовые помещения предусмотрены типовым проектом, утвержденным МПС для конкретного пожарного поезда.

Водопровод, гидранты и другое оборудование системы водоснабжения состоят на балансе отделения железной дороги.

Передислокация пожарного поезда из одного пункта в другой производится :

в пределах дороги - по указанию начальника железной дороги после согласования с Управлением военизированной охраны МПС;

в пределах нескольких дорог - по указанию МПС России.


Несение службы на пожарном поезде

Вопросы организации и несения пожарной службы, проведения пожарно-профилактической работы, обязанности должных лиц на пожарном поезде определяются «Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС)» и «Наставлением но организации и проведении пожарно-профилактической работы на железнодорожном транспорте».

Непосредственное руководство деятельностью пожарного поезда осуществляется отрядом и службой военизированной охраны железной дороги.

За постоянную боевую готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку личного состава и правильную организацию пожарной службы несут ответственность - начальник пожарного поезда, (начальник стрелково-пожарной команды, его заместитель по пожарно-технической части) и начальник дежурного караула; за оснащение пожарного поезда в соответствии с табелем - начальник отряда, начальник службы военизированной охраны дорога.

В целом, пожарный поезд имеет структуру организации отрядной пожарной части. Здесь также на несении круглосуточной четырехсменной службы назначается четыре караула. Боевой расчет каждого из них насчитывает 6-8 человек (приложение 4). При выезде на тушение он может пополняться за счет:

личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;

свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи его стоянки, а также за счет членов добровольных пожарных дружин (ДПД), подготовленных для включения в боевые расчеты.

До постановки пожарного поезда на место стоянки постоянной дислокации оставлять его без локомотива запрещается.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование пожарного поезда к месту пожара, происшествия и возвращение его на место постоянной стоянки несут ответственность:

в пределах отделения железной дороги - дежурный по отделению:

в пределах железной дорог и - старший дорожный диспетчер оперативно-распорядительного отряда службы перевозок.

При необходимости оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда высылаются по получению заявки от дороги, на которой возник пожар, с последующим сообщением в Управление военизированной охраны МПС.

При получении сообщения о сходе с рельсов вагонов с опасными грузами, пожарный поезд высылается вместе с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.

Пожарный поезд сопровождается к месту происшествия представителем железной дороги, которой он принадлежит. Этот представитель является ответственным за безопасность движения пожарного поезда.

Все передвижения пожарного поезда от момента взятия его с постоянного места стоянки и до возвращения на место дислокации производится только по согласованию с начальником пожарного поезда (начальником караула).

Расходы по высылке пожарного поезда производятся за счет стороны, затребовавшей его.

Техническая характеристика пожарных поездов

Пожарные поезда универсальный, первой и второй категории состоят из 5, 4 и 3 вагонов соответственно - табл. (2).

* Примечание: вагон-гараж может быть заменен транспортной системой комбинированного пожаротушения.

Схема формирования пожарного поезда НИН может быть различной. В сцепке вагонов возможно присутствие цистерн емкостью 50 и 25 м 3 . Однако вагон-гараж всегда остается крайним в составе для обеспечения скорейшего боевого развертывания пожарного автомобиля.


Пожарный поезд первой категории по своей технической оснащенности практически не уступает универсальному пожарному поезду, поэтому ниже будут приведены данные по пожарным поездам и второй категорий.



ПРИМЕЧАНИЯ: противогазы должны храниться в шкафах, оборудованных гнездами. Гнезда обеспечиваются табличками с указанием на них номера противогаза и фамилии лица, за которым закреплен противогаз. Хранящиеся противогазы должны быть подготовлены к работе.

Номер необходимого инструмента для проверки противогаза и контрольные приборы определяются в зависимости от типов противогазов , имеющихся в пожарном поезде.

Пожарный поезд, оснащенный аппаратами сжатого воздуха, укомплектовывается
компрессором для зарядки баллонов.

В аптечках должен быть необходимый набор медикаментов. Одна из аптечек является неприкосновенной и без особой надобности не расходуется.

Пополнение аптечек производится отрядами военизированной охраны через лечебно- профилактические учреждения.

Вода в питьевом бачке должна быть кипяченой. Смена воды и промывка бачка производится ежедневно.

Личному составу, участвующему в тушении пожара, спецодежда выдается дополнительно согласно утвержденных норм (Приказ МПС № 38 Ц от 29.12.90 г).

Спецодежда личного состава (плащи, куртки, комбинезоны, брюки, телогрейки) после работы на пожаре очищается, а в необходимых случаях промывается и сушится.

В холодных климатических районах караулы пожарных поездов обеспечиваются дополнительно полушубками, валенками согласно норм, определенных для стрелково- пожарных команд, а также в пожарном поезде создается резерв теплой одежды для начальствующего состава отряда (службы) военизированной охраны железной дороги.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

Базовые транспортные средства, их силовые агрегаты. Порядок разработки и сертификации пожарной

техники
Цель работы: Изучить системы и механизмы пожарных автомобилей и ДВС.
Системы и механизмы ПА и ДВС

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель – машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу. На автомобиле двигатель преобразует тепловую энергию, выделяющуюся в процессе сгорания топлива, в механическую работу.

Шасси состоит из механизмов, предназначенных для:

а) передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля.

б) передвижения автомобиля.

в) управления им.

К шасси относятся: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и служит для кратковременного их разобщения и плавного соединения.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и для длительного разобщения двигателя и трансмиссии.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и передачи его под прямым углом от карданной передачи через дифференциал к полуосям.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной скоростью , что необходимо при поворотах и движении автомобиля по неровной дороге. Полуоси приводят во вращение ведущие колеса.

Ходовая часть состоит из рамы, передней и задней осей, рессор, амортизаторов и колес с пневматическими шинами. В безрамных автомобилях агрегаты крепятся к кузову.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозов. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес, а тормоза – для замедления движения автомобиля и полной его остановки.

Автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским относятся: легковые, микроавтобусы (до 8 мест) и автобусы.

К грузовым – грузовые автомобили с грузовой платформой и легковые автомобили оборудованные для перевозки грузов(масса более 3.5 т).

К специальным – автомобили оборудованные для определенных видов работ:

Пожарные

Скорая помощь

Автомобили, применяемые в ГПС создаются на шассе грузовых автомобилей. На шассе этих автомобилей устанавливаются 4-х тактные карбюраторные ДВС или дизельные двигатели.

Поршневой ДВС представляет собой совокупность механизмов и систем:

кривошипно-шатунного механизма и механизмов газораспределения и передач;

системы питания,

системы смазки;

система охлаждения;

система зажигания;

система запуска.
Система питания состоит из топливного бака, топливопровода, фильтра топливного, топливного насоса, карбюратора (инжектора, топливный насос высокого давления плунжерного типа).
Система смазки состоит из масляного картера, масляный насос (шестеренчатого типа), масляной фильтр. Главная масляная магистраль и масло подающие каналы.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяной помпы (ц\б), расширительный бачек, термостат и охлаждающей жидкости.

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

  • обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных при пожаре взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывеше­ны схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть чет­ко показаны:

  • посты управления;
  • пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
  • элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
  • элементы спринклерной установки;
  • элементы средств пожаротушения;
  • путей доступа к различным отсекам, палубам и т. д.;
  • элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок.

Указанные выше сведения должны быть изложены в буклете, по одному эк­земпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один эк­земпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схе­мами (рис. 1), предназначенный для использования береговой пожарной ко­мандой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищен­ном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или вхо­дов в надстройку левого и правого бортов).

Рис. 1 Контейнер со схемами противопожарной защиты судна

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны со­ставляться на официальном языке государства флага судна и должны содержать перевод на английский язык. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко­доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распро­странения пожара.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

  • сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
  • обесточить электрооборудование;
  • если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными сред­ствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эф­фективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
  • если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
  • убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
  • охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD — Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 2).

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объем­ного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.


Рис. 2 Использование аварийного дыхательного устройства

Действия экипажа

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капи­тана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам (рис. 3).


Рис. 3 Снаряжение пожарного

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварий­ных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество лю­дей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных от­секах и средств для тушения пожара;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений по­страдавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помеще­ния, должны быть снабжены снаряжением пожарного. Использование фильтрую­щих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих ма­териалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных ство­лах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендует­ся осуществлять в следующем порядке:

  • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
  • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
  • охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламене­ния их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиле­ния горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожар­ные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас пла­вучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные кла­паны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный вы­пуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

  • по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи райо­на пожара;
  • подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возмож­ности с наветренного борта (рис. 4);
  • охлаждать водой находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и ма­териалы;
  • вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
  • сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Рис. 4 Пожарный ствол для тушения пожаров

При горении топлива у борта судна необходимо:

  • вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и тече­ния;
  • отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 — 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
  • применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
  • охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиля­цию помещения запрещается. Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека сле­дует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха не менее 30 минут.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осу­ществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосто­рожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пе­нообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетуши­тели надо хранить при температуре не ниже 4,4°С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20-60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Практика тушения:

  • при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;
  • избегать интенсивного размахивания огнетушителем — направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;
  • избегать попадания пены на открытые участки тела;
  • не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

Рис. 5 Средства тушения пожаров — Огнетушители

Переносные С02-огнетушители. Особенностью является небольшая дальность полета струи, что требует максимального приближения к очагу пожара. Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя не эффективно — слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности. Огнетушители можно хранить при отрицатель­ной температуре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температу­рах начинают срабатывать предохранительные клапаны.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнетушителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависи­мости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению С02-огнетушителей.

Практика тушения:

  • направить раструб в основание пожара и медленно продвигаться вперед, со­вершая раструбом движение вперед-назад;
  • при тушении электрооборудования, находящегося под напряжением, не под­водить раструб на расстояние менее 1 м к пламени и горящей поверхности;
  • помнить о том, что температура раструба в момент выхода струи углекисло­го газа понижается до минус 70 °С;
  • при работе в помещении с ограниченным объемом необходим дыхательный аппарат;
  • электрооборудование при возможности обесточить.

Переносные порошковые огнетушители: общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения для тушения горящих металлов. Действие огнетушите­лей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных услови­ях может привести к повторному возгоранию. Огнетушитель рабо­тает в вертикальном положении и подает порошок короткими пор­циями.

Характеристики порошковых огнетушителей:

  • масса заряда 0,9­13,6 кг;
  • дальность полета струи 3-9 м;
  • продолжительность работы 8-30 с.

Тактика тушения:

  • подавать порошок непрерывно или порциями в зависимости от класса пожара, начиная с ближнего края, водить струю из сто­роны в сторону;
  • продвигаться вперед медленно, избегая близкого контакта с очагом пожара;
  • после того как пожар ликвидирован, выждать время во избежание повторно­го возгорания;
  • тушение можно совмещать с водотушением, а некоторые порошки совме­стимы с пеной.

Пожарные рукава, стволы и насадки. Пожарные рукава должны быть прочными, водонепроницаемыми и эластичными. Пожарный рукав изготав­ливают секциями длиной 15-20 метров с прикрепленными к концам рукавными со­единительными головками (муфтами). При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожарному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 метров. Ру­кава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью «Fire Hose».

Пожарные рукава легко повреждаются при небрежном обращении с ними и хранении. Их следует тщательно очищать путем мойки. Перед укладкой из рукавов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. В установленные сроки рукава следует осматривать и испытывать.


Рис. 6 Ящики для хранения пожарного рукава

Ручные пожарные стволы могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплекте с рукавами. Применение комбинированных насадок позволя­ет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных кон­струкциях пожарных стволов можно получить струю для пожаротушения и одно­временно водяную завесу для защиты человека, ведущего борьбу с пожаром: ком­пактную струю применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффек­тивно сбивает пламя и отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю применяют для орошения палуб, переборок, бор­та судна, тушения горящих нефтепродуктов; компактная и распыленная струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Практика тушения:

  • своевременно определить эффективную форму струи; создать водяную заве­су, если это необходимо для защиты от пламени;
  • подавать воду на края очага пожара, постепенно уменьшая площадь горения;
  • подавать струю навстречу распространению огня; не направлять струю воды на пену;
  • направлять струю пены на край участка пожара и постепенно смещать к цен­тру так, чтобы вся поверхность горящего участка покрылась пеной;
  • не подавать пену на электрооборудование, находящееся под напряжением, и на людей;
  • продвигаясь вперед, не оставлять непогашенные участки;
  • после ликвидации пожара подавать пену еще в течение 1 — 2 мин.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов. Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух че­ловек — ствольщика и подстволъщика. Обязанности ствольщика: прокладывать ру­кавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на по­вреждение рукава.

При работе с рукавами следует учитывать:

  • непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;
  • не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;
  • рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;
  • покидать место пожара надо лицом к пожару.
  • рука поднята с вращательным движением — подать воду;
  • рука вверху — стабилизация давления;
  • рука опущена с вращательным движением — прекратить подачу воды.

Порядок работы с пеногенератором:

  • проложить рукавную линию;
  • к рукавной линии присоединить пеногенератор;
  • ввести в действие установку пенного пожаротушения;
  • открыть запорный вентиль на магистрали;
  • после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара.

При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Защитное оборудование и одежда

Фильтрующие противогазы. При пожаре образуется большое количество токсичных веществ в виде газов, паров, мельчайших капель, сажи и пыли. Широкое применение синтетических материалов приводит к насыщению дымовых газов сильнодействующими отравляющими веществами, многие из которых смертельны для человека даже при содержании в воздухе в ничтожном количестве. К простейшей респираторной защите относятся фильтрующие противогазы, в которых происходит очистка воздуха, содержащего достаточное количество кислорода, от загрязнителей.

Противогаз шланговый ПШ-20С (РТ-ШМП-Л)

Применение противогазов этого типа в условиях пожара не эффективно, их можно рекомендовать для работы в помещениях, воздух которых содержит токсичные примеси в небольших коли­чествах.

Фильтрующие противогазы можно применять только в по­мещениях, воздух которых содержит достаточное для дыхания ко­личество кислорода.

Перед входом в помещение обязательно проверить надеж­ность противогаза: зажать отверстие в нижнем донышке коробки и задержать дыхание на 10 с — при отсутствии утечек маска слегка обожмет лицо. Сделать полный выдох — если воздух не вытекает по бокам маски, значит, выпуск­ной клапан работает нормально.

Шланговые противогазы. Маска шлангового противогаза соединена шлан­гом с электроприводным воздушным насосом или ручным вентилятором, который обеспечивает подачу свежего воздуха для дыхания человека. Применяют армиро­ванные проволокой шланги, концы которых должны крепиться не к маске, а к рем­ням снаряжения, что обеспечивает безопасность при запутывании шланга. Преимущество шлангового противогаза — неограниченная подача воздуха, что обеспе­чивает длительность пребывания в аварийной зоне. Недостатки — ограниченность свободы передвижения и опасность запутывания шланга.

Аппарат дыхательный АСВ-2

Никогда не следует снимать противогаз в аварийной зоне. К каждому рабо­тающему должен быть прикреплен сигнальный канат, длина которого равна длине шланга. Выходить из аварийной зоны необходимо тем же путем, которым входили в нее, во избежание запутывания шланга и сигнального каната.

Изолирующие дыхательные аппараты на сжа­том воздухе АСВ-2 ДРЕГЕР предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания (повышенная концентрация отравляющих веществ или обедненная кислородом атмосфера) и при работе под водой на глубине до 20 метров.

На судах аппарат применяется:

  • при тушении пожара и работе в задымленных пространствах;
  • в качестве газозащитного средства и для выполнения судовых подводных работ.

АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой схемой дыхания, которая позволяет:

  • обеспечить отсутствие возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • применять аппарат во взрывоопасной среде.

К работе в аппаратах допускаются лица, признанные годными к работе на судах без дополнительного медицинского освидетельствования, прошедшие специ­альное обучение и имеющие документ установленной формы на право допуска к работе в аппаратах. Аппараты не закрепляются за отдельными членами экипажа.

Для каждого аппарата должен быть предусмот­рен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной не менее 30 м., который прикрепляется непо­средственно к аппарату или отдельному специальному поясу крючком-защелкой, чтобы предотвратить отсо­единение аппарата при работе с предохранительным тросом.

Пожарный костюм

Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 45 минут (балло­ны емкостью 3 л.) и 60 минут. Наполнение сжатым воздухом баллонов с просроченным испытательным сроком категорически запрещается.

Запрещается производить подтяжку соединений, находящихся под высоким давлением, для устранения в них течи.

Хранение аппаратов на судах должно быть в специальном сухом отпиливае­мом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельный выход. Для аппаратов предусмотрены ящики или стеллажи, стенки которых должны быть оби­ты амортизирующими материалами (войлок, поролон).

При работе в задымленном (загазованном) помещении необходимо пользо­ваться временно проложенной телефонной связью. Если такой возможности нет, используются простейшие средства сигнализации через страхующий трос.

Через обеспечивающего:

  • Дернуть один раз — «Как себя чувствуешь?»;
  • Дернуть три раза — «Выходи!»;
  • Повторение сигнала «Выходи!» — «Выходи немедленно!»

От работающего — к обеспечивающему:

  • Дернуть один раз — «Чувствую себя хорошо»
  • Дернуть два раза — «Мало воздуха»
  • Дернуть три раза — «Выхожу, выбирайте трос»
  • Частое подергивание более 4-х раз — «Выбирай немедленно!»
  • Потрясти три раза — «Самостоятельно выйти не могу».

Противогаз промышленный фильтрующий Бриз-3301

Пожарное снаряжение включает защитную каску, сапоги (или ботинки), пожарный топор, сигнальный огнестойкий канат, ремень, перчатки, фонарь, защитный костюм, воздушно-дыхательный аппарат, изолирующий аппарат на сжатом воздухе.

Теплоотражающий костюм покрыт снаружи теплоотражающим материалом, от­ражает до 90% теплоты излучения и создает для человека изолирующую оболочку. Ды­хательный аппарат надевается под костюм. Костюм позволяет близко подойти к огню, но не рассчитан на непосредственное воз­действие пламени. Для большей надежности перед пожарным должен создаваться водя­ной защитный экран.

Термостойкий костюм — из много­слойного стекловолокна с теплоотражаю­щими прокладками. Под костюм надевается автономный дыхательный аппарат. Пра­вильно подогнанный и надетый костюм создает воздухонепроницаемое закрытие и за­щищает человека на короткое время от непосредственного соприкосновения с по­жаром при температуре до 810 °С.

Снаряжение пожарного необходимо правильно хранить, своевременно очищать, тщательно осматривать, а при необходимости ремонтировать или заменять.

Предлагается к прочтению:

На водных объектах (озера, моря, океаны) и прибрежных зонах пожары случаются ничуть, ни реже, чем на суше. Тушение пожара в океане, и устранение его последствий для экологии предполагает использование специальных кораблей.

Такие суда не только участвуют в тушении непосредственно огненного очага, но и проводят профилактические работы на нефтегазодобывающих объектах в море. Участвуют в осуществлении эвакуации горящего судна и помогают в спасении пострадавших людей.

Тушение пожара на водном объекте осуществляется не только при помощи крупных кораблей, но и при помощи малогабаритных катеров.

Фото Пожарные корабли

Виды и характеристика

Все водные суда, включая катеры, могут быть мореходными, базовыми и речными. Существует ряд специфических характеристик, которым должны соответствовать все корабли.

К ним следует отнести:

  1. Ходность. Характеристика, при которой судно развивает и поддерживает необходимую скорость, заданную заранее.
  2. Непотопляемость. Заполнение водой даже нескольких отсеков судна не должно влиять на его работоспособность и равновесие судна.
  3. Автономность говорит о том, сколько времени судно сможет обходиться без дополнительного пополнения водой, материалами и провизией.
  4. Управляемость — способность корабля моментально реагировать на любое изменение в положении руля.
  5. Остойчивость, т.е. способность судна сохранять равновесие при воздействии внешних сил.

Корпус корабля, участвующего в тушении возгорания гладкопалубный и сделан из стали. Плавные очертания имеет и носовая часть корабля. Особенностью кораблей является то, что по его периметру существуют завесы воды, которые обеспечивают защиту корпуса от воздействия высоких температур при участии в тушении огня.

Тушение пожара с корабля требует от судна повышенной маневренности, которая обеспечивается подруливающими устройствами, ходовыми машинами двухвальными и установкой специальных водометов. Базовая комплектация пожарных кораблей обязательно включает в себя: насосы, системы орошения, корпус с надстройкой, водо — и пенные коммуникации, иловую установку.

Тушение пожара нефтепродуктов в море предполагает незамедлительную помощь, и для этого нужен особый корабль.

Является наиболее используемым на водных объектах. Это судно отличается быстроходностью, и эффективно при экстренной помощи на береговых объектах, судах в условиях пожара. Данный вид пожарного судна укомплектован необходимыми веществами в случаи горения нефтепродуктов.

Однако для решения всех задач по тушению пожаров использование пожарных кораблей не всегда является достаточным. В некоторых случаях тушение пожара пожарным катером является более эффективным. Первым пожарным маломерным судном, который был спущен на воду, был катер модели «UMC-1000». Его проект предполагал тушение пожара катером только на надводных объектах. Также катер из-за своих малых габаритов прекрасно применялся для спасения утопающих. Наиболее современной моделью пожарно-спасательных катеров с водометным движителем является КС-110-30. Относится он, согласно Речному Регистру РФ, к классу «Р», что означает место его применения — река.

Согласно отчету специалистов, данный катер иногда является единственной возможностью при тушении пожаров в городских районах с плотной застройкой, где пропускная способность дорог имеет ограничения. Также его используют при пожарах на гидросооружениях, небольших островах, лесных поселках.

Тушение пожара на воде предусматривает использование, в зависимости от площади очага, самых различных противопожарных судов.

Распространены такие модели как:

На данный момент судна для предотвращения возгораний становятся все более высокоэффективными и оснащаются современными техническими средствами.

Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу на территории Северного административного округа: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, и других сотрудниках Управления МЧС по Северному округу.

И сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51специализированной пожарно-спасательной части, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне. Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники; пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело. Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.


Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.