Самостоятельной отраслью прокурорского надзора не является. Основные отрасли прокурорского надзора. б) вступление в процесс для дачи заключения

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора.

I. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить необыкновенную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов. Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов действующих на территории Российской Федерации».

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: а) федеральные министерства; б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; в) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; г) органы местного самоуправления; д) органы военного управления; е) органы контроля; ж) должностные лица перечисленных органов; з) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. Названное направление отрасли прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.


Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством. Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора – обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

В связи с принятием федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»" и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»2, а также согласно п. 2 ст. I Закона о прокуратуре прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту деятельность прокуроров можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением

В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов)

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Средства прокурорско­го реагирования на выявленные нарушения закона.

Правовые средства реагирования прокурора -

это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление.

Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений .

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в системе государственного устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки в учебную дисциплину. При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора. Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями вне зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Эта задача, сформулированная в Законе о прокуратуре, охватывает в целом всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлениям деятельности прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В юридической литературе среди ученых в области прокурорского надзора нет единого мнения в отношении понятий «направления прокурорского надзора», «отрасль прокурорского надзора». Закон о прокуратуре называет направления прокурорского надзора. Видные ученые в области прокурорского надзора В.И. Басков, Ю.Э. Винокуров называют направления прокурорского надзора отраслями прокурорского надзора, а деятельность внутри направления (отрасли) подотраслью - участок прокурорской деятельности.

Отрасль прокурорского надзора -- это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора,* а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Правильная организация и надлежащая постановка надзора в каждой отрасли предполагает точное знание того, что подлежит проверке, какие акты, действия (бездействия), правонарушения и каких субъектов должны находиться в поле зрения прокурора для принятия мер к выполнению и своевременному устранению нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Понятие отрасли прокурорского надзора характеризуется и особыми задачами каждой отрасли. Это значит, что общие задачи прокуратуры, предусмотренные Законом о прокуратуре, реализуются через осуществление конкретных задач в рамках каждой отрасли прокурорского надзора.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) -- это сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных полномочий прокуратуры. Общепризнанно, что различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания УПК.

Надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению .

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; учреждениями, исполняющими принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей. Задачи отраслей прокурорского надзора вытекают из решений высших органов государственной власти и управления. Они находят свое конкретное выражение в приказах и инструкциях Генерального прокурора и методических письмах республиканской прокуратуры, одобренных коллегией прокуратуры Республики Беларусь.

Понятие отрасли прокурорского надзора включает в себя в качестве неотъемлемого признака наличие у прокурора в каждой отрасли (сфере) особых полномочий. Эти полномочия тесно связаны с положением прокурора, осуществляющего надзор в той или иной отрасли, и различаются по характеру. Например, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельностью, обладает, как отмечалось, такими властно-распорядительными полномочиями, которыми не наделены прокуроры, действующие в сфере общего надзора. В каждой отрасли прокурорского надзора прокурор вступает в правоотношения с различными органами, общественностью, должностными лицами и гражданами, осуществляя свою функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Учет особенностей такой работы в каждой отрасли (сфере) является необходимым условием повышения эффективности прокурорского надзора и одновременно предпосылкой повышения результативности деятельности органов и должностных лиц по точному исполнению законов. Отрасли прокурорского надзора не изолированы друг от друга. Они неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные направления единой прокурорской деятельности, через которые практически реализуется или осуществляется конституционная функция прокуратуры - надзор заточным и единообразным исполнением законов.

Ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей и взаимоотношений с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.

Говоря об отраслях прокурорского надзора, нельзя смешивать понятия «отрасль надзора» и «участок работы». Они выделяются с учетом специфических задач, решаемых органами прокуратуры, и соотносятся между собой как частное к целому. Так, задачи усиления охраны прав несовершеннолетних обусловливают, к примеру, выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в самостоятельный и очень важный участок прокурорской деятельности. Участком деятельности прокуратуры является работа с предложениями, обращениями, жалобами и заявлениями граждан, организаций и должностных лиц.

Особенности, специфика задач надзора за точным исполнением законов в Вооруженных Силах обусловили выделение военной прокуратуры в самостоятельное специализированное подразделение единой системы органов прокуратуры. То же самое можно сказать о транспортной прокуратуре.

Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующее родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора:

· надзор за исполнением законов;

· надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

· надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания;

· надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

· надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Среди ученых-юристов нет единого мнения в определении понятий отраслей и направлений деятельности прокуратуры. Одни считают, что направления и отрасли понятия идентичные. Другие определяют их как различные понятия.

Отрасль трактует как участок деятельности прокуратуры по осуществлению надзора со специфическим предметом надзора задачами и полномочиями прокурора, определяемыми конкретными объектами надзора и соответствующими структурными подразделениями в системе прокуратуры.

Направления прокурорского надзора - прокурорской деятельности как обособленные участки с обособленным предметом надзора и полномочиями, как правило, в отсутствии конкретного структурного подразделения.

Представляется, что направления более широкое понятие, чем отрасль.

Направление деятельности прокуратуры может состоять из нескольких отраслей.

Отрасль - понятие более узкое, чем направление. Отрасль это участок деятельности прокуратуры с характерными предметом деятельности, задачами и полномочиями.

Разграничение данных понятий по признаку структурного подразделения думается не верно.

По приведенному выше признаку можно выделить восемь направлений деятельности прокуратуры.

Три надзорных направления: общенадзорное, уголовно-процессуальное и исполнительное. Три направления содействия судопроизводству: в уголовном судопроизводстве, в гражданском судопроизводстве и в арбитражном судопроизводстве. Два организационных направления: координация правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и участие в правотворческой деятельности.

Направления деятельности прокуратуры, как правило, включают в себя несколько отраслей.Следовательно, все отрасли разграничиваются по направлениям деятельности прокуратуры. К общенадзорным направлениям относятся следующие отрасли: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.... К уголовно-процессуальным - надзор за исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, надзор за органами, осуществляющими дознание и предварительное расследование. К исполнительным - надзор за исполнением законов судебными приставами и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Каждое из трех направлений содействия судопроизводству подразделяются на две отрасли – участи прокурора в судебном заседании и обжалование судебных актов. Как показывает практика, организационные направления не имеют отраслей.

Понятие и система органов прокуратуры. Территориальные и специализированные прокуратуры. Порядок образования, реорганизации и прекращения деятельности органов прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Беларусь. Правовой статус Генерального прокурора Республики Беларусь. Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры. Прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним прокуратуры.

В соответствии со ст. 12 Закона о прокуратуре систему органов прокуратуры, кроме Республиканской прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей.

В систему органов прокуратуры входят прокуратуры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют прокуроры, которые имеют заместителей.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура, транспортная прокуратура, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.

Вопрос о создании городской или районной прокуратуры инициирует прокурор области, информируя об этом органы власти района, где планируется создание прокуратуры. Необходимость создания прокуратуры, реорганизации или ликвидация обсуждаются на коллегии прокуратуры области с участием заместителя Генерального прокурора Республики.

Решение коллегии областной прокуратуры предварительно рассматривается и обсуждается в соответствующих управлениях и отделах респуб­ликанской прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответству­ющих управлений и отделов выносится на рассмотрение коллегии проку­ратуры республики.

Решение коллегии республиканской прокуратуры и необходимые до­кументы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии республиканской прокура­туры), личное мнение Генерального прокурора и другие документы Гене­ральный прокурор представляет Президенту Республики Беларусь, кото­рый и принимает окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов прокуратуры.

Центральный аппарат прокуратуры Республики Беларусь - высшее звено прокурорской системы – является аппаратом Генерального прокурора Республики Беларусь.

В Республиканской прокуратуре образуется коллегия как совещатель­ный орган при Генеральном прокуроре в составе Генерального прокуро­ра (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального про­курора Республики Беларусь, других прокурорских работников. В состав членов коллегии входят руководители ведущих управлений и отделов. Пер­сональный состав коллегии Республиканской прокуратуры и Положение о коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 126 Конституции Генеральный прокурор Респу6лики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республи­ки Беларусь. Генеральный прокурор освобождается от должности Прези­дентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики по осно­ваниям, предусмотренным законодательством о государственной службе. О назначении Генерального прокурора на должность и об освобождении его от должности сообщается в средствах массовой информации.

Согласно ст. 127 Конституции Генеральный прокурор в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь

Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности:

Заместителей Генерального прокурора с согласия Президента Рес­публики Беларусь;

Начальников управлений, отделов и их заместителей;

Советников Генерального прокурора;

Старших помощников и помощников Генерального прокурора;

Помощников по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора, старших прокуроров и прокуроров управле­ний, отделов, старших следователей-криминалистов и следователей криминалистов, старших следователей по особо важным делам, сле­дователей по особо важным делам, следователей республиканской прокуратуры, а также других работников центрального аппарата;

Прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров с согласия Президента Республики Беларусь;

Заместителей прокуроров областей и приравненных к ним прокуро­ров по представлению соответствующего прокурора.

Организационная структура областной прокуратуры:

Аппарат областной прокуратуры;

Отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел и органах финансовых расследований;

Отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры;

Следственный отдел по важнейшим делам;

Криминалистическая служба;

Отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

Отдел по надзору за соблюдением законности при производстве до­знания и оперативно-розыскной деятельности;

Отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор);

Отдел по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства;

Группа по надзору за соблюдением законов при исполнении уголов­ных наказаний;

Группа по надзору за исполнением природоохранного законодательства;

Старший помощник, помощник прокурора области по работе с кад­рами и повышению квалификации;

Старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о национальной безопасности;

Старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов в банковской сфере;

Старший помощник прокурора области по личному составу и соб­ственной безопасности;

Старший помощник по работе с законодательством и связям с прессой.

Прокурор области принимает и увольняет с работы:

Работников прокуратуры области;

Назначает и освобождает от должности прокурорских работников и следователей прокуратуры области, за исключением своих заместителей;

Прокурорских работников и следователей прокуратур районов и городов, межрайонных и приравненных к ним прокуратур, за исключе­нием прокуроров районов и городов, межрайонных прокуроров.

Прокуроры, приравненные к прокурорам областей, обладают аналогичными полномочиями.

11.Военная прокуратура и ее органы. Деятельность органов военной прокуратуры и особенности ее формирования. Транспортные прокуратуры.

12.Структура Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и нижестоящих прокуратур.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 17 апреля 2001 г. «Об организационной структуре Республиканской прокуратуры» утверждена следующая организационная структура Республиканской прокуратуры:

Секретариат Генерального прокурора Республики Беларусь;

Группа советников Генерального прокурора Республики Беларусь;

Управление по борьбе с коррупцией в государственных органах;

Управление по надзору за исполнением законодательства о защите государственного строя и общественной безопасности;

Отдел собственной безопасности;

Пресс-центр.

Организационно-контрольное управление:

Организационно-инспекторский отдел;

Информационно-аналитический отдел;

Отдел организации работы с обращениями граждан.

Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов:

Отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики;

Отдел по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

Отдел по надзору за исполнением законов в банковской сфере;

Отдел по надзору за исполнением законов в военно-промышленном

комплексе;

Отдел правового обеспечения.

Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры:

Отдел по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры;

Отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных дел в Республиканской прокуратуре;

Криминалистический отдел;

Дежурная часть;

Отдел по надзору за исполнением законов о государственной безопасности;

Отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте; . отдел по расследованию особо важных дел.

Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией:

Отдел по надзору за исполнением законодательства по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

Отдел по расследованию дел об организованной преступности и коррупции.

Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью:

Отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел;

Отдел по надзору за дознанием;

Отдел по надзору за оперативно-розыскной деятельностью.

Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам:

Кассационный отдел;

Надзорный отдел.

Отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам;

Отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних;

Международно-правовой отдел;

Отдел кадров;

Отдел планирования;

Отдел материально-технического обеспечения и капитального строительства;

Отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

Отдел организации и ведения делопроизводства;

Отдел защиты информации и программного обеспечения.

Начальники управлений и отделов Республиканской прокуратуры назначаются на должности Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Совершенствование работы органов прокуратуры как одно из условий успешного выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры. Повышение эффективности прокурорского надзора. Стиль и методы руководства подчиненными органами прокуратуры. Сочетание предметного и зонального принципов работы органов прокуратуры.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов - это повседневное, постоянное улучшение его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры.

К обязательным организационным условиям относятся:

Информационно-аналитическая работа в прокуратуре (учет и анализ деятельности);

Прогнозирование и планирование работы прокуратуры;

Руководство деятельностью органов прокуратуры;

Стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль.

Главными направлениями повышения эффективности прокурорско­го надзора являются:

Обеспечение комплексного подхода в борьбе с преступностью и правонарушениями;

По линии общего надзора - комплексное, целенаправленное и актив­ное применение прокурором всех предоставленных в его распоряже­ние правовых средств;

Координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;

Тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятель­ностью;

Постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области.

Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов:

Совершенствование управления (руководства) надзорной деятельно­стью как прокурорами районного звена, так и со стороны вышестоя­щих прокуратур (улучшение анализа надзорной деятельности и свое­временное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуро­ров; своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами; улучшение ме­тодической помощи нижестоящим прокурорам; подготовка более со­временных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров; совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы; совершенствова­ние контроля за внедрением в практику работы новейших достиже­ний науки, практики, передовых методов и приемов выявления и ус­транения правонарушений; развитие инициативы, самостоятельнос­ти и боевитости у нижестоящих прокуроров. Основные усилия долж­ны направляться на оказание действенной помощи прокурорам рай­онов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов);

Совершенствование тактики и методики выявления нарушений зако­нов и установления обстоятельств, им способствующих: необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, тщательно готовиться к проведению прокурорских проверок, применяя в комп­лексе различные проверочные действия;

Применение различных приемов и методов, в том числе и криминалистических; активное привлечение к проверкам специалистов; прове­дение проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами; проведе­ние комплексных проверок;

Совершенствование практики реагирования прокуроров на наруше­ния законов. Оно может идти по следующим направлениям: совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, ак­тивное применение всех правовых средств и актов реагирования, повышение остроты прокурорского реагирования; совершенствование структуры и повышение качества актов прокурорского надзора; усиление контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования, систематическое обобщение (анализ) практики реагирования; совершенствование профессиональных навыков про­куроров;

Совершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критериями распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осущест­вляет прокуратура.

В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный принцип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения.

Планирование работы в органах прокуратуры. Руководство и контроль исполнения. Учет и отчетность в органах прокуратуры.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 32 «Об основах организации надзора и управ­ления в органах прокуратуры» всем прокурорам предписано рассматривать планирование работы как эффективное средство руководства и уп­равления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов.

Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность.

Как правило, в план включаются основные мероприятия:

· подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

· обсуждение их на межведомственных совещаниях;

· прокурорские проверки исполнения законов;

· обобщение практики прокурорского надзора и его организация;

· мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;

· заседания коллегий и др.

Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, мес­ту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы прокуратуры Республики Беларусь, областных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие.

Составлению плана работы прокуратуры предшествуют сбор необходимой информации, анализ состояния законности, разработка прогнозов, подготовка проекта плана, обсуждение проекта плана, утверждение пла­на, организация исполнения плана.

В прокуратурах составляются различные планы, охватывающие все направления деятельности органов прокуратуры: планы работы коллегий, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по повышению деловой квалификации, стажировки, проверки состояния работы подчиненных прокуратур и др..

Кроме планирования работы прокуратуры в целом, осуществляется также планирование работы каждого прокурора и следователя. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для дости­жения результативности в работе, способствует повышению организован­ности и профессионализма прокурорских работников.

Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом.

Наиболее распространенной и дей­ственной формой контроля исполнения является проверка работы ниже­стоящих органов прокуратуры непосредственно на месте. Проводятся про­верки комплексные, отраслевые (функциональные), специальные и кон­трольные.

Комплексные проверки осуществляются в полном объеме работы соответствующей прокуратуры по борьбе с преступлениями и иными правона­рушениями.

Отраслевые (функциональные) проверки проводятся в целях установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по определенному фун­кциональному направлению ее деятельности в полном объеме (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и др..

Специальные проверки проводятся для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным вопросам либо по вопросам укрепления законности, осуществляемых средствами ряда функций в порядке исполнения соответствующих нормативных приказов Генерального прокурора Республики Беларусь (об усилении борьбы с правонарушения­ми среди несовершеннолетних, на транспорте, в сфере экономики и т.д.).

Контрольные проверки проводятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо коллегией решений в установленные сроки, обычно в целях проверки исполнения предложений, рекомендаций по устранению отмеченных недостатков, дальнейшему совершенствованию работы по укреплению законности, и осуществляются с учетом требований соответствующих приказов Генерального прокурора Республики Беларусь.

В органах прокуратуры установлена единая система учета работы прокуроров и следственной работы. Кроме того, на прокуратуру в полном объеме распространяются правила учета преступлений.

В прокуратурах республики для ведения учета и статистической отчетности образовано и действует специальное подразделение. В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах ведение учета и подготовки отчетности возложено на прокуроров.

Вся информация о преступлениях, лицах, их совершивших, и уголовные дела сосредоточи­ваются в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД областей и УВД на транспорте.

Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Верховным Судом, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопаснос­ти, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юсти­ции, Таможенным комитетом, Комитетом финансовых расследований, Комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция о едином учете преступлений и лиц, их совершивших.

Объектами единого учета являются: преступления; лица, их совершившие; уголовные дела; дела ускоренного производства; материалы об отка­зе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Регистрация объектов учета осуществляется по территориальному принципу. Если не представляется возможным определить место совершения преступления, то оно подлежит регистрации по месту его выявления или обнаружения.

Документами первичного учета являются статистические карточки (талоны) на выявленное преступление; лицо, совершившее преступление; уголовное дело и принятие по нему процессуального решения.

Документы первичного учета регистрируются и пересылаются по общим правилам ведения делопроизводства.

Субъектами единой системы учета являются: суды, включая военные суды; органы прокуратуры, включая военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры; органы и подразделения внутренних дел, включая следственные; органы государственной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы финансовых расследований; пограничные войска; таможенные органы.

Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Комитетом финансовых расследований, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция по составлению статистической отчетности о следственной рабо­те и дознания по формам 1- Е и 1- ЕМ.

Приказом Генерального прокурора от 5 февраля 2003 г. № 3 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Республики Беларусь, установившая единую систему несекретного делопроиз­водства в республиканской прокуратуре, прокуратурах областей, горо­дов, районов и специализированных прокуратурах.

Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурорских работников, а также к прокурорским работникам. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников и работников прокуратуры. Воспитание прокурорских работников, повышение их квалификации и профессионального уровня.

Служба в органах прокуратуры является видом государственной службы. Согласно Закону о прокуратуре на должности прокурорских работников могут на­значаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми личными деловыми и мораль­ными качествами.

Следует разграничивать понятия «работник прокуратуры» и «прокурорский работник». Работники прокуратуры - это все работники, состоя­щие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, предусмотренные в штатном расписании прокуратуры, в том числе и прокурорские работники. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцеляриями, инспекто­ры прокуратуры, технические работники и т.д. Прокурорские работники – ­это работники прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания), а также стажеры прокуратуры.

На должности прокурора района, города, межрайонного и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должно­сти прокурора области и приравненных к нему прокуроров - лица, имею­щие стаж работы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и нахо­диться на указанной службе, если оно:

Имеет гражданство иностранного государства;

Признано судом недееспособным;

Имело и имеет судимость;

В соответствии с заключением комиссии имеет заболевание, которое препятствует исполнению им служебных обязанностей;

Лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супруга) с долж­ностным лицом органа прокуратуры, если их служба связана с непо­средственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» предусмотрены основания для отказа в приеме на государственную службу, в том числе и на службу в органы прокуратуры. Гражданин не может быть принят на государственную службу (службу в органах прокуратуры) в случаях:

Признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лишения его судом права занимать государственную должность в те­чение определенного времени;

Наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служеб­ных обязанностей по должности, на занятие которой претендует граж­данин, связано с использованием таких сведений;

Несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные бра­тья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга) с прокурорским работником, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольнос­тью одного из них другому;

Отсутствия гражданства Республики Беларусь;

Представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

Непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

Увольнения за систематическое неисполнение служебных обязаннос­тей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алко­гольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или ток­сических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

В иных случаях, установленных законодательными актами (ст. 33 За­кона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Прокурорским работникам в соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре присваиваются классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1 класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2 клас­са (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3 класса (ге­нерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юсти­ции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист 1 класса(капитан); юрист 2 класса (старший лейтенант); юрист 3 класса (лейте­нант); младший юрист (младший лейтенант).

Права и обязанности прокурорских работников. Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей, являясь государственны­ми служащими, имеют право на:

Письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

Принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

Получение в установленном порядке от граждан, государственных ор­ганов, иных организаций информации и других материалов, необхо­димых для исполнения служебных обязанностей;

Повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством ис­точников финансирования;

Повышение в должности, классном чине;

Заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

Получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласова­нию с Президентом Республики Беларусь;

Ознакомление с материалами своего личного дела и другими докумен­тами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

Свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

Здоровые и безопасные условия труда;

Отставку по основаниям, предусмотренным законом;

Государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение (ст. 20 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

На прокурорских работников, как и на других государственных служащих, возлагаются обязанности:

Поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обес­печивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республи­ки Беларусь и иных актов законодательства;

Исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

Соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, законами и иными законодательными актами;

Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

Исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

Соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

Не допускать действий и поступков, порочащих службу в органах прокуратуры и несовместимых с занятием должности прокурорского работника;

Соблюдать установленные в органе прокуратуры регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инст­рукции, порядок работы со служебной информацией;

В пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разре­шать их в порядке, установленном законодательством;

Сохранять, не распространять доверенные ему государственные сек­реты, в том числе после прекращения государственной службы в тече­ние срока, установленного законодательством;

Не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граж­дан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключе­нием случаев, предусмотренных законодательными актами;

Поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективно­го исполнения своих служебных обязанностей (ст.21 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Ограничения, установленные Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст. 22), распространяются и на прокурорских работников.

Прокурорский работник не вправе:

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служеб­ное положение, принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

Занимать другие государственные должности, за исключением случа­ев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

Принимать участие в забастовках;

Заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятель­ностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

Выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установлен­ных законодательством о труде;

Использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами службы;

Принимать от физических и юридических лиц, любые, не предусмот­ренные законодательством, вознаграждения, включая подарки, в свя­зи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувени­ров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей су­вениры, стоимость которых превышает установленный Правитель­ством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке; пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением проку­рорским работником своих служебных обязанностей;

Использовать во внеслужебных целях средства материально-техниче­ского, финансового и информационного обеспечения, другое иму­щество органа прокуратуры и служебную тайну;

Иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполне­ния государственных функций в других странах и иных предусмот­ренных законодательством случаев;

Принимать без согласия Президента Республики Беларусь государ­ственные награды иностранных государств.

Основания прекращения службы в органах прокуратуры. Служба в органах прокуратуры прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе. Согласно ст. 40 Закона «О государственной в Республике Беларусь» государственная служба прекращается в случаях:

Достижения предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

Возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу;

Истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

Несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

Разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

Отказ от принесения присяги;

Нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

Отставки;

Грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

Прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

Неудовлетворительные результаты испытания;

Вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Один из важнейших участков деятельности прокуроров всех уровней – это воспитание у подчиненных прокурорско-следственных работников нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело.

Порядок организации воспитания молодых специалистов, повышение их профессиональной подготовки таков:

1)проведение ознакомительной беседы;

2)закрепление за молодым специалистом опытного прокурорского работника или старшего следователя (наставника);

3)участие молодых специалистов на приеме граждан прокурором района, его заместителями, опытными прокурорско-следственными работниками;

4)самостоятельная учеба по индивидуальным планам юридической подготовки;

5)стажировка молодых специалистов районного звена в областных прокуратурах, их учеба в учебном центре республиканской прокуратуры, направления на курсы в Институт повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции при БГУ, самостоятельная учеба, постоянно действующие семинары по изучению нового законодательства, новых форм и методов прокурорского надзора, индивидуальная и групповая стажировки в структурных подразделениях органов прокуратуры, стажировка на рабочих местах, обобщение и распространение положительного опыта, приглашение на занятие ведущих экспертов страны, судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов и пр..

Для обучения работников на местах могут быть использованы также следующие формы и методы:

1.Изучение самостоятельно или на занятиях, проводимых в прокурату­ре, нового законодательства, методической литературы или норма­тивных актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. При этом на более поздних стадиях обучения каждому работнику может быть дано поручение о предварительном изучении какого-либо материала и выступлении с ним на занятиях.

2.Обсуждение планов общенадзорных проверок, планов расследования и т.д.

3.Выезд на место происшествия для осмотра с прокурором или его заместителем. Осмотр проводится молодым следователем, но под непосредственным наблюдением прокурора.

4.Участие в проверках, следственных действиях вместе с опытным работником, особенно по делам и вопросам, которые впервые встреча­ются в практике молодого специалиста, присутствие на судебных про­цессах, в которых участвует опытный прокурорский работник.

5.Прослушивание, рецензирование и дальнейшее обсуждение речей помощников прокурора.

6.Изучение руководящих приказов Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь.

7.Ознакомление с положительным опытом работы по различным направлениям прокурорского надзора.

8.Возложение на работника временного исполнения обязанностей по другому направлению прокурорского надзора на время болезни или отпуска основного работника.

9.Выезд для ознакомления с практикой организации прокурорского надзора в другие прокуратуры.

10.Поручение лицам, состоящим в резерве, выполнения другой работы, не входящей в круг их постоянных служебных обязанностей. Так, например, помощнику прокурора, состоящему в резерве на должность заместителя прокурора, может быть поручено изучение материалов уголовных дел, поступивших от следователя для направления в суд и т.д.

Поручение работнику проведения обобщения прокурорско-следственной практики для выяснения причин допускаемых нарушений закона, например по делам, судебные решения по которым были отменены или изменены в кассационном или надзорном порядке, по жалобам, разрешенным с нарушением установленного законом срока, и т.д..

16.Понятие, сущность, задачи и цели деятельности прокуратуры по координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией (координирующая деятельность прокуратуры). Принципы осуществления прокуратурой координирующей деятельности.

17.Полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности. Содержание, основные направления координирующей деятельности. Формы координации.

18.Роль прокуратуры в совершенствовании действующих нормативных правовых актов. Формы участия прокуратуры в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства.

19.Правовое воспитание - составная часть системы мер по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности. Формы правового воспитания.

укреплении законности в государстве, создании обстановки, исключающей различного рода правонарушения, важное значение имеет правовое воспитание граждан. Органам прокуратуры с первых лет их существования (1922 г.) принадлежит ведущая роль в деле правового воспитания населения в духе уважения к законам и правилам общежития, непри­миримости к любым нарушениям законности и установленного правопо­рядка.

Пропаганда закона – одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, знание и понимание закона помогает законопослушному гражданину не только избежать нарушения, но и понять, когда его права нарушены, к кому и каким образом следует обратиться, как и какими мерами он впра­ве добиваться защиты своих прав, восстановления нарушенного интереса, возмещения вреда, ущерба.

Прокуроры занимаются пропагандой законов в разных формах. Это:

Выступления в печати и других средствах массовой информации, при­чем не только в виде статей, но и встреч с журналистами, проведение круглых столов, ответы на вопросы, информация о состоянии закон­ности, о наиболее острых проблемах, возникающих в деле борьбы с правонарушениями и преступностью;

Выступления с лекциями и докладами перед населением, перед трудовыми коллективами;

Проведение занятий в различных формах обучения по правовым вопросам, а также при встречах с руководителями разных уровней, где прокурор разъясняет законодательство, в том числе на примере конкретных нарушений;

Внесение протестов и представлений, в которых также дается разъяснение законодательства;

Выступления прокурора в суде по уголовным и гражданским делам, которые рассматриваются по искам и заявлениям прокурора.

Сущность и задачи надзора за исполнением законодательства, его предмет и пределы. Предупреждение преступлений и иных нарушений законности средствами надзора за исполнением законодательства. Обязательность требований прокурора по устранению нарушений законодательства. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

Надзор за исполнением законов (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, оказывающего существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе и способствующего нейтрализации негативных явлений, которые сопутствуют ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.

Необходимо подчеркнуть два основных направления общего надзора: надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, т.е. соответствие их закону исходя из глав­ной задачи прокуратуры обеспечить точное и единообразное применение законов.Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением зако­нов состоят:

В обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоя­тельств;

Наиболее полном использовании возможностей прокурорского над­зора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

Активизации и совершенствовании деятельности органов государствен­ного контроля и правоохранительных органов, направленной на обес­печение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление за­конности и правопорядка, путем проведения прокурорских прове­рок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях;

Более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;

Доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлече­нию к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должно­стей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

Выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, по­требностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

Повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих дру­гие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.

Закон о прокуратуре устанавливает предмет и пределы общенадзор­ной деятельности. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органа­ми государственного управления, местными представительными, испол­нительными и распорядительными органами, общественными объедине­ниями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами. В перечень объектов проку­рорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.

Рассматривая более широко предмет прокурорского надзора по от­расли, его содержание, в него следует включать:

Законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названны­ми выше органами государственной власти, государственного и хо­зяйственного управления, общественными и политическими органи­зациями и движениями, а также должностными лицами. Это различ­ного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ре­шения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;

Точное и единообразное исполнение требований закона должностны­ми лицами в их деятельности, в частности по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;

Соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;

Соблюдение законности в экономической деятельности, в частности в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринима­тельской деятельности, при приватизации государственной собствен­ности.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов делится на три группы:

1. Полномочия по выявлению нарушения закона, их причин и способствующих им условий;

2. Полномочия по предупреждению нарушений закона;

3. Полномочия по устранению нарушений закона.

Полномочия первой группы обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия); истребования и изучения необходимых документов; получения информации от физических лиц, а также путем использования помощи специалистов.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, проведения проверок в связи с поступивши­м в прокуратуру материалами и обращениями. Полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требова­ния с просьбой провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обыч­но дается не более десяти суток со дня его поступления. Проведение проверок чаще всего поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Прокурор имеет право требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представ­ляют собой систему правовых средств, используемых прокурорами для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий. Названные пол­номочия закреплены в Законе о прокуратуре:

1)опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обра­щаться в суд и хозяйственный суд с заявлениями (исками) о призна­нии таких актов недействительными;

2)вносить представления в государственные и иные органы об устране­нии выявленных нарушений законов и способствующих им условий;

3)возбуждать производство об административных право нарушениях;

4)возбуждать уголовные дела;

5)требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установлен­ной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

6)освобождать лиц, незаконно подвергнувшихся административному задержанию на основании решений несудебных органов;

7)предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона.


Похожая информация.


В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов.

В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.


Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:

- ·опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.

- ·опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях.

- ·вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.

- ·официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона.

- ·в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.

- ·оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей.

Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.

В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:

- ·проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.

- ·требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

- ·рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие.

- ·отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.

- ·санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие обвиняемого с должности.

- ·увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.

- ·возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.

- ·лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.

- ·забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.

- ·возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.

- ·при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.

Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Предметом следующей отрасли надзора-надзора за соответствием закону судебных решений-является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом-обязан):

Участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).

Направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

В пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.

Отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).

В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.

Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:

Генеральному прокурору и его заместителям-на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.

Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним-на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель

Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.

Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.

Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.