Самые интересные факты про самолеты. Удивительные факты о самолетах и авиации

Самолет — это самый крутой, скоростной, комфортабельный и безопасный вид транспорта. Но знания многих людей об этом воздушном судне заканчиваются только на страхе перед ним и полетами.

Мы решили восполнить пробел и представляем Вашему вниманию 20 интересных фактов о самолетах, которые должен знать каждый.

1. Загрязнение воздуха влияет на безопасность авиаполетов

Чем больше двуокиси углерода выбрасывается в воздух, тем может произойти больше инцидентов, вызванных турбулентностью.

2. Существует человек, который съел самолет

На это конферансье Мишелю Лотито понадобилось 2 года, в течение которых он полностью съел «Cessna 150» (включая кожаные сиденья и шины).

3. Крокодил в спортивной сумке

Один пассажир самолета попытался перевезти крокодила в своей спортивной сумке. Рептилии удалось выбраться из сумки, после чего охваченные паникой пассажиры бросились в кабину пилота. Управление было утрачено и самолет разбился. Эту историю рассказали немногие выжившие.

4. Please speak English

Существует международный язык авиаполетов – английский. Все члены экипажа, работающие на международных рейсах, должны говорить по-английски.

5. Ветровое стекло по цене BMW

Ветровое стекло кабины Боинга 747-400 стоит столько же, как автомобиль BMW. А цена всего самолёта $ 234 – 266,5 млн.

6. Генрих Куби и Эллен Чёрч

Первой стюардессой (а точнее, стюардом) был мужчина по имени Генрих Куби в 1912 году. Женщины данной профессии впервые появились только в 1930 году (это была Эллен Чёрч).

7. Спецдиета

Пилотам самолета запрещается есть одинаковую пищу. Это сделано для того, чтобы одновременно не отравились все пилоты.

8. Самолеты могут летать без пилотов

Самолеты действительно могут летать без пилотов.Теоретически, современные технологии позволяют это, но при этом существует запрет выполнять пассажирские рейсы без людей-пилотов.

9. 280 километров проводки

Внутри обычного Boeing 747 есть 240-280 километров проводки. Это один из самых больших самолетов в мире. Он способен перевозить 568 пассажиров.

10. Самый длинный военный самолет

Самый длинный военный самолет - С-5, длина которого сравнима с 6-этажным зданием. Самый маленький самолет — BD-5 Micro, его масса составляет всего 162 кг.

11. Амелия Эрхарт

Амелия Эрхарт стала 1-й женщиной-пилотом, которая в одиночку совершила перелет через Атлантический океан.

12. Бар Нанн

Бар Нанн — город, который когда-то был аэропортом. В 1952 году бывший аэропорт города Каспер был демонтирован, после чего на этом месте был построен город.

13. Ан-225 «Мрия»

Самое крупное из воздушных судов в мире - транспортный реактивный самолет Ан-225 «Мрия». По размеру он практически равен футбольному полю.

14. Вкус томатов в условиях низкого давления

Большинство людей предпочитают пить томатный сок на борту самолета, даже если не обычно не любят его. По данным исследования, в условиях низкого давления вкус томатов чувствуется намного более сладким.

15. Хвост самолета

Безопаснее сидеть в хвосте самолета, чем в передней части. При этом шансы выжить в случае катастрофы на 40% выше (в соответствии с данными «Популярной механики»).

16. Черный ящик

Черный ящик не всегда выживает после авиакатастрофы. Иногда при падении самолета он оказывается раздавленным его весом.

17. Пассажирооборот — 96 миллионов пассажиров в год.

Ежедневно в США примерно 30 тысячами авиарейсов летают около двух миллионов человек. Самым загруженным в мире является международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте - его годичный пассажирооборот составляет 96 миллионов пассажиров.

18. Кислородная маска

Кислородная маска поможет в течение только 15 минут. Этого времени самолету достаточно, чтобы снизиться до высоты, на которой можно спокойно дышать.

19. Обзор на 360 градусов

Вскоре появится самолет, в котором пассажиры будут иметь обзор на 360 градусов. Airbus собирается ввести этот самолет в эксплуатацию в 2050 году.

20. На бортах запрещено провозить ртуть.

На борту самолетов запрещено провозить ртуть. Даже мельчайшее количество ртути является большой угрозой для алюминия, из которого делают самолеты.

Самолет стал одним из главных изобретений человечества, кардинально изменившим многие стороны нашей цивилизации – экономику, военное дело, культуру и т. д. С его помощью сегодня люди могут всего за несколько часов пересечь океаны и континенты, побывать в других государствах. Годы эксплуатации этого вида транспорта сопровождались различными достижениями и событиями, поэтому упомянем наиболее интересные факты о самолетах.

Единственные сверхзвуковые.

За всю историю гражданской авиации было разработано и эксплуатировалось всего два пассажирских самолета, летающих быстрее звука – советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд». И если первый использовался сравнительно недолго (всего 2 года), то второй исправно перевозил людей целых 25 лет.

Самый широкий.

Самолетом с наибольшим размахом крыла (97 метров) по сей день остается американский самолет-амфибия Hughes H-4 Hercules. Однако он совершил всего 1 испытательный полет в 1947 году и никогда не использовался.

Самый быстрый.

Упоминая интересные факты про самолеты, нельзя пройти мимо американского высотного разведчика SR-71 BlackBird, развившего рекордную по сей день скорость в 3529,56 км/ч. Характерной особенностью этого аппарата был футуристичный дизайн, который придавал ему фантастический облик.

Самый первый.

О том, кто изобрел первый в мире самолет до сих пор идут споры. Во второй половине 19 века впервые оторвались с человеком на борту аппараты дю Тампля (Франция) и Можайского (Российская империя). Однако первым полноценным самолетом считается конструкция братьев Райт, так как он смог оторваться от земли исключительно за счет собственного двигателя.

Первый пассажирский.

А вот самолетом, впервые использованным для перевозки пассажиров, однозначно является российский «Илья Муромец», который имел отдельный комфортабельный отсек для пассажиров, электрическое освещение и даже туалет. Хотя сам аппарат был разработан и использовался преимущественно как бомбардировщик.

Самый большой.

Наиболее крупным серийным пассажирским авиалайнером является A-380 компании Airbus. Его высота составляет 24,08 метра, длина — 72,75 метра, размах крыла — 79,75 метра, а вместимость – 853 человек в одноклассовом варианте, при этом все они размещаются на двух палубах, расположенных друг над другом.

Изменения размера.

Высокоскоростные самолеты из-за полета на больших скоростях сильно нагреваются, что вызывает увеличение фюзеляжа. Так, «Конкорд» в сверхзвуковом режиме удлинялся на 30 см, а в конструкции разведчика SR-71 были специально предусмотрены щели, компенсирующие это увеличение.

Безопасность молний.

Попадание электрических разрядов в самолет – обыденное явление, случающееся каждый день. Однако это не несет никакой опасности, так как воздушные суда оборудованы системой громоотводов. Благодаря ей разряды не наносят никакого вреда ни конструкции планера, ни электронике.

Автоматизация полетов.

Современный самолет имеет сложную электронную начинку, благодаря которой может устойчиво лететь в воздухе по заданному курсу без участия человека. Поэтому мастерство пилота оценивается не по самому полету, а по посадке и взлету.

Самый экологичный.

Завершает наши 10 фактов о самолетах Solar Impulse – первый в мире летательный аппарат, полностью работающий на солнечном электричестве. Был создан одноименно компанией для пропаганды идей зеленой энергетики. В 2015-2016 (с перерывом почти в год) году вторая модификация этого самолета под управлением пилотов Андре Боршберга и Бертрана Пиккара совершила кругосветное путешествие.

Именно благодаря самолётам люди получили возможность быстро путешествовать на значительные расстояния, и среди этих крылатых машин попадаются очень интересные экземпляры. Путь к покорению неба был сложным и тернистым, он усеян телами храбрецов, изобретавших первые самолёты вопреки осуждавшему их мечты общественному мнению. Сейчас же никого уже не удивляет возможность за сутки пролететь эдак 15-20 тысяч километров.

Факты о самолётах

  • Впервые само слово «самолёт» появилось в середине 19-го века, но тогда им называли управляемый аэростат наподобие воздушного шара или дирижабля.
  • Масса самых тяжёлых самолётов превышает несколько сотен тонн.
  • В середине прошлого века в СССР и США разрабатывались проекты летающих подводных лодок, совмещающих в себе и подлодку, и самолёт.
  • Первый в истории захват самолёта в воздухе случился в 1985 году в Норвегии. Однако, тогда обошлось без жертв - вооружённый угонщик был попросту пьян, и он согласился вернуть управление экипажу в обмен на пиво ().
  • Согласно статистике, самыми опасными являются первые 3 минуты после взлёта и последние 8 минут перед приземлением.
  • Одним из самых крупных в мире пассажирских самолётов является Airbus A380, который в некоторых модификациях способен разместить на борту более 850 пассажиров плюс экипаж.
  • Во многих аэропортах намеренно устанавливают слишком мало сидений в залах ожидания, чтобы пассажиры больше времени проводили в кафе и магазинах.
  • Самым большим в мире самолётом является АН-225 МРИЯ. Всего сейчас летает лишь один экземпляр. Кстати, в голливудском блокбастере «2012» фигурирует именно АН-225, но под другим названием, и его там называют русским. Вообще он был спроектирован в 80-х годах в СССР, но принадлежит Украине. Реальный АН-225 на своей «спине» даже транспортировал советский космический шаттл «Буран».
  • Первые экспериментальные модели самолётов оснащались паровыми двигателями.
  • Впервые в мире полёт самолёта «Флайер-1» состоялся в США в 1903 году. Он продлился 12 секунд, за которые этот прототип братьев Райт преодолел расстояние в 36,6 метров.
  • Француз Мишель Лотито прославился тем, что за два года полностью съел самолёт «Cessna 150» ().
  • Шанс погибнуть во время полёта в самолёте на несколько порядков ниже, чем шанс погибнуть в автокатастрофе.
  • По статистике самолёты являются самым безопасным на Земле видом транспорта.
  • Правила авиакомпании United Airlines до 1968 года запрещали стюардессам выходить замуж.
  • Одно лобовое стекло кабины какого-нибудь современного «Боинга» стоит сравнимо с новым «Мерседесом».
  • В среднем, в каждый самолёт примерно раз в год. или около 1 раза за 1000 часов полёта, попадает молния. На самом деле это не опасно, так как каждый современный самолёт надёжно защищён от молний.
  • Шины на шасси самолётов рассчитаны на вчетверо большее давление, чем они реально испытывают при посадке. У них просто колоссальный запас прочности, и это - официальный международный стандарт.
  • В первой половине XX века на работу стюардессами брали только девушек с медицинским образованием.
  • Загрязнение воздуха напрямую влияет на безопасность полётов. Чем больше в воздухе содержание двуокиси углерода, тем выше шанс турбулентности ().
  • Женщин стали нанимать для работы на борту самолётов на 18 лет позже, чем мужчин. Первые женщины-пилоты появились ещё позднее, а в 2018 году был сформирован полный экипаж, состоящий исключительно из представительниц прекрасного пола.
  • Пилотам авиалиний, входящим в один экипаж, запрещено есть одну и ту же еду. Эта практика позволяет исключить шанс того, что оба они получат отравление в одно и то же время.
  • Первые эксперименты с беспилотными самолётами начались ещё в начале прошлого века, во время Первой Мировой войны.
  • Современные технологии позволяют самолётам летать вообще без лётчиков, но правила безопасности обязывают иметь экипаж из опытных пилотов, чтобы не полагаться слишком сильно на искусственный интеллект.
  • Самым маленьким в мире самолётом является «BD-5 Micro». При длине менее 5 метров он весит всего 162 кг.
  • Знаменитый «чёрный ящик» на борту самолётов совсем не чёрный, и даже не ящик - он ярко-оранжевый и шарообразный.
  • Кислородная маска на борту самолёта в случае разгерметизации поможет не всегда - она рассчитана примерно на 15 минут работы, а самолёт за это время может не успеть опуститься до достаточной высоты.
  • В самолётах запрещено провозить ртуть в любом виде, так как она разъедает алюминий, из которого делают корпуса авиалайнеров ().
  • Несмотря на запрет курения на борту, в туалетах на борту самолётов обычно есть пепельницы. Это сделано для того, чтобы нарушитель тушили сигареты, как положено, а не рисковали поджечь мусор окурком. Правда, за курение всё равно серьёзно штрафуют.
  • Воздух на борту самолёта сухой, из-за чего снижается чувствительность вкусовых рецепторов, и еда кажется безвкусной.
  • След, который оставляют самолёты в небе - это конденсат. Он образуется, когда горячий воздух, прошедший через реактивные двигатели, встречается с холодным.
  • Самым быстрым в мире самолётом является гиперзвуковой «Боинг X-43». Он развивает скорость чуть менее чем в 10 скоростей звука, и при испытательных полётах разогнался до 11230 км/ч. Однако, человек не способен выдержать подобные перегрузки, поэтому «Боинг X-43» - модель беспилотная. В качестве топлива он потребляет водород и кислород, причём последний получает напрямую из атмосферы.
  • Большинство современных военных истребителей способны подниматься в верхние слои атмосферы, туда, где даже днём звёзды ярко блестят в черноте космоса. А в 2004 году экспериментальный самолёт SpaceShipOne и вовсе поднялся на высоту в 112 километров, официально выйдя в космос, который начинается на высоте в 100 км ().
  • Самый длинный в истории беспосадочный перелёт совершил в 2005 году самолёт «Боинг 777», преодолевший 21602 км за 22 часа 40 минут.
  • Самым массовым в мире самолётом является «Сессна 172», уже выпущено более 44 тысяч экземпляров. Производство началось ещё в 1955 году, затем остановлено, но в конце прошлого века снова возобновлено.
  • А самым дорогим в мире самолётом является американский бомбардировщик «B-2 Spirit Stealth Bomber», одна штука стоит более 2,1 миллиарда долларов. Всего было произведено чуть более 20 экземпляров.

Почему каждый пилот имеет личное меню, кого стюардессы могут пересадить в первый класс, откуда берется воздух в салоне — читайте эти и другие интересные факты о самолетах и полетах. Некоторые факты — не для тех, кто боится летать.

Меню всех пилотов абсолютно разное. Это дополнительная мера безопасности, для избежания пищевого отравления. Если одному пилоту попадется некачественная еда, второй останется «в строю» и сможет управлять самолетом.

2. Многие пилоты спят во время рейса

Более 40% опрошенных пилотов признали, что засыпали во время полета. Поэтому, поднимаясь на борт, не лишним будет заглянуть в кабину и поинтересоваться у пилотов, хорошо ли они спали, не голодны ли, и не хотят ли вздремнуть перед взлетом.

  • Читайте также :

3. Зачем пепельницы в туалетах, если курение запрещено?

Курение во время полета запрещено, так зачем пепельницы? Оказывается, есть достаточно желающих нарушить запрет. Для того, чтобы они не вызвали пожар, выбрасывая окурки в мусорное ведро, было решено оставить пепельницы.

4. Кислородных масок хватит только на 15 минут

Звучит страшно, но этого времени вполне достаточно, чтобы пилот опустил аппарат на высоту, где вы сможете нормально дышать. Что действительно страшно, так это то, что после разгерметизации у вас будет всего 15-20 секунд на одевание маски. После этого наступит обморок. Именно поэтому следует сначала одеть маску самому, а потом уже пытаться помочь другим.

5. Воздух вырабатывается двигателем

Внутри самолета мы дышим сжатым воздухом, производимым двигателями и распространяемым через систему вентиляции и кондиционирования. От трети до половины воздуха подается на кабину и бизнес-класс, остальное делят между собой остальные пассажиры.

6. Вероятность выхода из строя двигателя близка к нулю

Если какой-то Porsche способен проехать 160 тыс км со скоростью 200 км/час, даже не меняя масло, то что уж говорить о реактивных двигателях, которые значительно надежнее и дороже? Каждый компонент самолета проходит тщательные испытания и подлежит замене после износа в 10-20% своего ресурса.

7. А если даже мотор сломается, не все потеряно

Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана. Соединённые Штаты в то время не имели достаточных запасов титановых руд для постройки этих машин и организовали их закупку в СССР через сеть подставных фирм в странах третьего мира.

Примечательно, что значительная часть разведывательных полётов SR-71 проходила над территорией Советского Союза на Кольском полуострове.

Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название - антимакасар. Оно происходит от масла макасар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски. По мере распространения моды на эту мазь хозяйки домов стали накрывать кресла и диваны кусками моющейся ткани, чтобы не маралась обивка мебели. Вскоре антимакасары появились в театрах, а затем и в общественном транспорте.

В 1956 году пилот американского сверхзвукового истребителя F-11 «Тайгер» Том Этридж отправился в испытательный полёт. Его заданием было набрать высоту 6 км и начать снижение, затем дать залп из орудий на отметке 4 км и повторить залп на высоте 2 км. Спустя несколько секунд после второго выстрела Этридж ощутил удар, ещё через некоторое время двигатели отключились, однако пилот уже подлетал к аэродрому и сумел совершить аварийную посадку и выжить. Расследование инцидента выявило, что в самолёт попали его же пули, выпущенные в первом залпе.

3 июля 1988 года американский ракетный крейсер «Vincennes» сбил иранский пассажирский лайнер Airbus, когда тот летел над Персидским заливом в территориальных водах Ирана. Все 290 человек на борту погибли. Правительство США позже заявило, что экипаж крейсера ошибочно распознал самолёт как военный истребитель, который к тому же не отвечал на запросы, и не извинилось за инцидент. Джордж Буш-старший, бывший тогда вице-президентом и баллотировавшийся на пост президента, неоднократно говорил на встречах с избирателями: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты».

Британский самолёт Sea Harrier, в настоящее время уже снятый с вооружения армии Соединённого Королевства, обладал возможностью вертикального взлёта и посадки. В 1983 году это свойство помогло пилоту Иану Ватсону в критической ситуации. Во время учебного полёта Ватсон потерял связь с авианосцем, однако обнаружил с помощью радара другое судно. Им оказался испанский грузовой корабль, и пилот, видя почти полное исчерпание запасов горючего, удачно приземлился на контейнеры.

Вступив во Вторую Мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлёт и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому лётчиков было решено тренировать на Великих озёрах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18 000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолётов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озёр.

На бортовых самописцах, более известных как «чёрные ящики», обычно размещена надпись: «Flight Recorder; Do Not Open» («Бортовой самописец; Не открывать»). Когда в 2010 году умер австралиец Дэвид Уоррен, изобретатель этого устройства, к его гробу прикрепили табличку: «Flight Recorder Inventor; Do Not Open».

В 2010 в Демократической Республике Конго разбился самолёт Let L-410 чешского производства, 20 человек погибли. Единственный оставшийся в живых человек рассказал причину катастрофы: один из пассажиров решил провезти в большой сумке крокодила, который выбрался из неё вскоре после взлёта. Все пассажиры вместе со стюардессой в панике устремились по направлению к кабине пилота, в результате чего самолёт потерял баланс и рухнул на землю. Виновнику аварии крокодилу удалось выжить.

Когда немцы стали массово атаковать Англию крылатыми ракетами Фау-1, британская авиация пыталась активно противодействовать новому оружию. Немало ракет было сбито выстрелами истребителей, но некоторые лётчики применяли альтернативный метод, которому дали название «coup de wing». Пилот подлетал вплотную к летящей ракете и помещал крыло своего самолёта под короткое крыло Фау-1 и ловким движением переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полёта и падала вниз. Этот манёвр совершали над морем или безлюдной местностью, таким образом, взрыв ракеты не причинял никакого вреда.

В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву - самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.

Недалеко от входа в аэропорт Стокгольм-Арланда расположен хостел, который является ничем иным, как списанным лайнером Boeing-747. На борту Jumbohostel оборудованы 27 комнат по 3 кровати в каждом с удобствами «на этаже», а также более дорогой номер в бывшей кабине пилотов с удобствами внутри номера.

Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов - на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.

4 июля 1989 года 19-летний бельгиец Вим Деларе погиб после того, как на его ферму посреди белого дня упал советский истребитель. МиГ-23 взлетел с аэродрома в Польше, вскоре на борту произошла внештатная ситуация, которую лётчик воспринял как отключение двигателя и катапультировался. Сразу после этого двигатель снова начал набирать обороты, самолёт прекратил снижение, улетев в сторону ГДР и упав только в Бельгии из-за того, что закончилось топливо.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых - отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/ч, скорость хода под водой - 8 узлов. Правда, в конструкции не была предусмотрена возможность снова взлетать из подводного положения. По задумке военных, такие аппараты могли пригодиться в ходе возможной войны против СССР, неожиданно атакуя корабли в акваториях Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

Авианосцы - это не только надводные морские суда. Существовали проекты авианосцев-субмарин, особенно преуспели в их создании японцы во время Второй Мировой войны - взлёт самолётов происходил из надводного положения судна. Именно с одной из таких субмарин японцы произвели единственную за время войны бомбардировку континентальной части США. Другой необычный тип - это воздушный авианосец, то есть самолёт, несущий другие самолёты. Они использовались в Первой Мировой войне немцами, во Второй Мировой - советскими и японскими войсками (у последних несомые самолёты доставляли к цели камикадзе). Кроме того, у американцев в 1930-е годы было два авианесущих дирижабля. Воздушные авианосцы утратили актуальность по мере развития самолётов-дозаправщиков.

Характерный щелчок после взмаха кнутом обусловлен тем, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Аналогичный эффект происходит, когда со скоростью больше скорости звука летит самолёт: от созданной им ударной волны наблюдатель может услышать громкий звук, похожий на взрыв. Однако именно кнут можно признать первым изобретением человека, преодолевшим звуковой барьер.

После военного конфликта 1982 года между Англией и Аргентиной появилась история о пингвинах Фолклендских островов, которые падают на спину от задирания головы на летящие низко самолёты или вертолёты и не в силах подняться обратно на ноги. С течением времени слух обрастал деталями, включая появление новой профессии под названием «переворачиватель пингвинов» - специального военнослужащего, который спасает опрокинутых птиц от умирания. Опасения общественности стали настолько высоки, что в 2001 году группа британских учёных провела долговременное исследование в Антарктиде, в течение которого не зафиксировала ни одного случая падения пингвинов при приближении вертолёта.

Главный герой фильма «Человек дождя» сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбились. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

Рекордный размах крыльев - 98 метров - принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Прозвище в честь легендарного корабля-призрака «Летучий голландец» получили многие нидерландские авиаконструкторы, спортсмены, музыканты. Но известен и «нелетучий голландец» - так прозвали футболиста Денниса Бергкампа из-за его аэрофобии. Выступая за «Арсенал», он наотрез отказывался летать на самолётах, из-за чего вынужденно пропускал важные еврокубковые матчи в континентальной части Европы.

В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника, а также для определения скорости пикирования по тону звука без необходимости смотреть на приборы.

Слово «самолёт» существовало задолго до появлении авиации. Например, словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт - ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.