Сбил человека насмерть наказание. Сбил человека насмерть. Уехал с места ДТП

В наш суетный век подвиг служения схиархимандрита Иеремии (Алехина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являет собой редкий, но яркий пример унаследованного через духовную преемственность от святых его предшественников.

Отличительной чертой духовного облика отца Иеремии является добродетель не помнить и не видеть зла, и за все благодарить Богаза все благодарить Бога .

Образ отца-игумена делает притягательным не только благообразный старческий вид, но, прежде всего, его глубокая духовная рассудительность, светлый ум, отеческое участие и забота, простота и доступность в общении.

Но главное качество старца Иеремии – благодатная сила его молитвы и слова. Хотя многие молятся и молятся часто, но не все бывают услышаны. Отец-Игумен – один из тех немногих, чьи молитвы слышит Господь и отвечает на них. Он не оратор, не проповедник, но слово его исполнено такой необычайной духовной силы, которая сокрушает любое черствое сердце и делает его вместительным для благодати, которую он почерпает из сокровищницы своей души, закаленной многолетним подвигом самоотвержения, смирения и послушания.

У старца Иеремии нет цельных, законченных проповедей и слов. Но много наставлений, сказанных братии при разных обстоятельствах.

В наставлениях братии отец Иеремия всегда делает акцент на благодарности Богу, на Евангельскую любовь друг ко другу, на самопринуждение и постоянство в подвиге.

Предлагаем читателям портала «Русский Афон» некоторые из поучений 100-летнего игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) :

О благодарности

По словам старца-игумена Иеремии, благодарность – есть величайшая добродетель. «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же».

О любви и послушании

«Любовь не может быть без подвига, без самопожертвования. Поэтому хотел бы напомнить, в чем прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что в чем-то он превосходит тебя; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; не наноси ему вреда празднословием, смехотворством, или осуждением кого-то. Если ты любишь монастырь и своих наставников и начальников – то окажи послушание, отложи свою волю, пожертвуй собственным «я». В этом заключается истинная любовь. Послушание, о котором святые отцы говорят, что оно выше всех других добродетелей, это и есть любовь, являемая в нашем произволении и деятельности. Как грех есть порождение страсти, так послушание – есть порождение любви. Кто любит, тот всегда послушен, жертвует своей волей, своим мнением и своей выгодой во имя сыновней и братской любви во Христе. А кто не слушается, тот любит только собственное "я", свои страстную и падшую волю, и руководствуется своим искаженным страстями мнением. Послушание – это повседневное самопожертвование и самый большой подвиг. Если оскудеет взаимное послушание – тогда не будет подвига в нашей жизни, тогда оскудеет любовь.

"Да будет между вами любовь," – говорит Господь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать любишь ли ты по добродетели или по страсти? Если хочешь научиться истинной духовной любви во Христе, прежде всего приучи себя быть нескорым на празднословие и шутки; если не спросят тебя, сам не вступай первым в беседу, особенно со старшими; если же заговорят с тобой – отвечай с радушием, но кратко. Приучи себя не противоречить, не спорить, не настаивать на своем. Не спеши говорить "нет", когда просят тебя оказать послушание или просто помощь».

О Богопознании

«Богопознание безгранично, – отмечает о. Иеремия, – и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечет его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего – то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: "Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог" (Пс. 45, 10). Град Иерусалим – это ум человека, а сердце – престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».

О духовной жизни и стяжании благодати

«Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием мысли, чувства и желания, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. С помощью благодати непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, говорит преп. Ефрем Сирин, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, "се Царствие Божие внутрь тебя есть (ср.: Лк. 17, 20-21)". Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.

Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами православной духовности».

О внимании к богослужению

«Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слово, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей, и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное Слушание богослужение не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

О молитве

Господь создал человека и поэтому вся мысль человека должна быть в Боге. Все земное отложи, всю суету и попечение, чтобы ничто тобой не обладало, и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог Твое прибежище, Бог твой помощник и сила. Бог твой собеседник и твой Отец. К Нему единому прибегай часто и усердно, и с Ним собеседуй в уединенной молитве. Страшно подумать: святые отцы призывают молящегося христианина уподобиться херувимам, которые непрестанно взирают к Богу и славословят Его. Око – есть символ ума. Сия же ангельская природа не случайно названа в Священном Писании многоочитой, но по причине преизбытка молитвенного внимания. Херувим пребывает в непрестанном духовном созерцании и ведении божественных тайн. Вот, к какому образу молитвы призваны мы, братие, особенно – во время предстояния на Божественной Литургии.

О грехе, покаянии и монашеском постриге

«Страсть порабощает волю человека, с насилием отвращает ум его от Бога и устремляет ко греху. Ум под действием страстей теряет божественное просвещение и помрачается суетными и нечистыми помышлениями, вместо того, чтобы приносить Богу чистую жертву хваления и благодарения. Дух человека, уязвленного грехом, перестает внимать Богу и умирает для духовной жизни, если рана не будет очищена покаянием. Грех и страсть лишают душу дерзновения предстоять Богу в чистой молитве. Грех ранит и уязвляет и душу, так, что нередко и после покаяния душа ощущает болезненность этих ран. Благодать же, когда приходит, утешает, обновляет, просвещает и радует душу, так что она не помнит более о последствиях содеянных прегрешений. Таинство покаяния – это купель, омывающая душу и возвращающая благодать крещения, которая теряется из-за греха. Душа, имеющая опыт духовной жизни, чувствует и знает, что Господь простил ей грехи в таинстве покаяния. Постриг в монашество является одной из форм покаяния. Вступая в монашеский чин, мы каемся за всю свою жизнь, за все прежде содеянные грехи, и остригаем власы, как некогда остригали их в таинстве крещения; как при крещении, в монашеском постриге мы отрицаемся диавола и всех дел его, и сочетаемся Христу. И Господь в этом таинстве покаяния обновляет кающемуся постриженнику благодать крещения, знамением чего является пение крещального песнопения: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуия." Таинство крещения невозможно повторить, оно совершается лишь однажды. Но по милости Своей, Господь даровал нам возможность обновлять покаянием благодать крещения, и возвращаться к утраченному из-за грехов и страстей дерзновению предстоять Богу в молитве».

О мобильных телефонах и интернете

Монах, променявший четки на телефон, икону на экран компьютера, а созерцание божественных тайн на интернет – заблудил от пути ко спасению.

О событиях на Украине

Однажды братия задали вопрос о. Иеремию о происходящем на Украине. О. Игумен так ответил на этот вопрос: «Преп. Силуан Афонский был современником революции и гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался в среде иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану: "Что же ты отче ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?" Помолчав немного, старец ответил: "Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше Отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу этого остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть, и молиться..." Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».

О прощении и милосердии

«Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко не согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти.

Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен, Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом, и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

Каждый из нас на своем жизненном пути постоянно сталкивается с положительными и отрицательными событиями, поступками, опытом. При этом доброе и положительное мы нередко с легкостью забываем, как нечто для нас должное и обыденное, тогда как негативные моменты подолгу помним, ими подпитываемся в своем раздражении и неприязни к нашим обидчикам. Порой проходят годы, но старые обиды так и не отпускают нас, так и терзают наши сердца... Казалось бы это естественное человеческое качество. Но насколько оно естественно с христианской точки зрения? Что должен на самом деле человек помнить, пройдя через сложные испытания и трудности, нередко посылаемые нам Богом на нашем жизненном пути?

Задуматься над этим меня заставила недавняя беседа 100-летнего схиархимандрита Иеремии (Алехина) из Русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря с одним известным русским эмигрантским деятелем, о которой поведал бывший келейник старца монах Ермолай (Чежия).

Мало кто знает, что за неисчезающей с лица батюшки Иеремии любвеобильной и жизнерадостной улыбкой на самом деле скрывается горечь страданий и боли, пережитой им в советских и немецких лагерях и ссылках. Имея столетний жизненный опыт (родился батюшка в 1915 году!), ему довелось претерпеть множество тяжких испытаний и лишений, пройдя через которые не каждый способен остаться при здравом рассудке, не озлобиться и сохранить в своем сердце веру и любовь к ближним.

Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов в их дом пришла беда. Отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 29 году всю семью Алехиных "раскулачили" и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились, и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен, и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там её и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег, и своим путем будут добираться до Мариуполя.

Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нею и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.
Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – разсказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за всё Господу!»

Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческия условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера… Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 42 года (в январе 1957 г.) Яков Алехин в Одессе принял монашеский постриг с именем Иеремия, а затем и священнический сан. Непростым оказался и его путь на Святую Гору Афон. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского , тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе, став в последствии игуменом русской афонской обители.

Ныне отцу Иеремии 100 лет. Из них ровно 40 лет он подвизается на Святой Горе и более 35 лет является игуменом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Несмотря на такой статус, батюшка всегда остается прост в общении и быту, нестяжателен, аскетичен, строг и требователен к себе, и в то же время очень добродушен и любвеобилен как по отношению к братии, так и к паломникам, вне зависимости от их социального статуса и положения. Одним словом монах. И главное, как оказалось, он за все в жизни благодарит Бога и постоянно молится за всех людей, особенно за тех, кто нанес ему столько страданий и боли.

Так вот, недавно старца Иеремию (Алехина) в Свято-Пантелеимоновом монастыре навестил его давний друг – один известный русский эмигрантский деятель (его имя я сознательно не называю), подобно батюшке также испытавший горькую чашу страданий в советских и немецких концлагерях. Завязалась дружеская беседа, обмен воспоминаниями…

Один из присутствующих монахов стал расспрашивать гостя о пережитом им в советских концлагерях… И тот поделился своими бедами и болью, подчеркнув, что люди в лагере были хуже собак, были невероятно жестоки, издевались… И тут же добавил, что отец Иеремия может рассказать не меньше ужасов, ведь там все прошли одно и то же. И обратился к батюшке…

В ответ отец Иеремия, немного помолчав, как-то спокойно и благоговейно говорил: «Да, да, я помню… Я помню, когда мои родители погибли, начальник лагеря вызвал меня, дал три рубля на карманные расходы и посоветовал ночью бежать… И я сбежал. Три года скитался, пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»

Собеседники почувствовали некую неловкость и чтобы как-то переключиться, присутствующий монах спросил у гостя о немецких концлагерях. Тот стал рассказывать, что в нацистских лагерях было еще хуже и что при виде немцев он до сих пор с трудом сдерживается… Не может забыть тех издевательств, что довелось пережить. И добавляет, что отец Иеремия тоже может рассказать, какие там были нечеловеческие условия…

В ответ батюшка, опять слегка помедлив, заулыбался, как будто вспомнил что-то приятное, и сказал: « Да, да, я помню… Помню немецких женщин, которые каждый день приходили и бросали нам через колючую проволоку хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!»

Задумавшись над сказанным, я поразился, как старец Иеремия, пережив столько горя, страданий и лишений, не только не ожесточился, не потерял веру, но даже и из этих тяжких испытаний помнит только самое хорошее, доброе… Рассказывает о тех ужасных в его жизни событиях с улыбкой, как о чем-то приятном. И главное, за все благодарит Бога.

В этом, видимо, и кроется духовная тайна старца Иеремии. Тайна его внутреннего подвига и долголетия. Здесь и ответ на вопрос, что же должно помнить из сложных жизненных испытаний и трудностей, посылаемых нам Богом… Это же есть и рецепт духовного выздоровления и примирения нашего общества.

Составлено по рассказам заведующего библиотекой Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря монаха Ермолая.

Сергей Шумило

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Схиархимандрит Кирик - одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (

Памяти схиархимандрита Иеремии (Алехина)

На 101-м году мирно и безболезненно – в 14 часов дня по афинскому времени 4 августа 2016 г., в день памяти Почаевской иконы Божией Матери на Ее Святой Горе Афон – преставился ко Господу схиархимандрит Иеремия (Алехин), 40 лет как бессменный наместник святогорского русского Пантелеимонова монастыря.

Детство. Какая она – Святая Гора…

Родился еще до революции, в 1915 г. на память апостола Иакова Алфеева – 9/22 октября. При Крещении Иаковом его и нарекли. Об Афоне думал с детства. Семья была патриархальная, казачья, верующая. «У нас была очень боголюбивая семья, – вспоминал потом отец Иеремия. – Благочестие воспитывали дедушка и бабушка – Иаков и Анна. Мы все много работали, всегда молились, дедушка по ночам Псалтирь читал. А по субботам всегда собирались вместе, молились и после молитвы пели песню «Гора Афон, гора святая». Пели с любовью, как сейчас помню. Я все размышлял, какая она – Святая Гора, как живут там монахи».

Родители Филипп и Татьяна Алехины были крестьянами. Всего в семье было четверо братьев, еще старшие: Иван, Василий и Тихон. Иаков был самый младший из них. Родился и рос на хуторе Новорусский в области войска Донского. «Тогда это была одна земля – русская, а теперь моя родина оказалась почти на границе, – говорил потом старец. – Так что я одновременно и русский и украинский казак. Не надо делить наши народы! Все мы – один род. Где разделение – там вражда. А должна быть между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и вражду – тот от врага. А кто проповедует мир и любовь – с тем Христос!»

Удивительно, как этот человек, на чью долю выпало столько испытаний, не озлобился, сердцем не ожесточился, а сохранял радостное устроение, даже некоторое внутреннее присущее ему до последних дней жизни веселие, был прост и открыт в общении. Не видел зла.

Уже в наши дни братия как-то спросили игумена о событиях на Украине, и он ответил: «Преподобный Силуан Афонский был современником революции и Гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался в среде иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану: «Что же ты, отче, ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?» Помолчав немного, старец ответил: «Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу это остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться…» Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».

Одна из самых замечательных его проповедей гласит: «Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко ни согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти. Прощай ближнему твоему без остатка – и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

Такое может говорить только сам исполнивший заповедь Господню. А исполнять ее современнику практически всего XX века приходилось в куда как более трудных обстоятельствах.

Ссылка. Как Господь умягчает сердца

Детство отца Иеремии выпало на страшные годы революции и Гражданской войны. Не успели опомниться от этих потрясений, началась коллективизация. В конце 1920-х отца арестовали как кулака. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого слепнущего отца, и чекисты приняли условия этой рокировки. Но спустя шесть лет, когда Иван еще сидел в тюрьме, всю семью Алехиных все равно «раскулачили», отправив в ссылку на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области.

Довезли конвоиры «раскулаченных» до Соликамска, а оттуда на баржах переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила 100 человек. Среди них много детей, старики. Никакого жилья, кроме дома для надзирающего начальства, не было. «Абсолютно глухое место, – вспоминал потом отец Иеремия. – Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало».

Отец и старшие братья Василий и Тихон решили совершить побег. Стали переправляться через Каму, а их заметили и открыли огонь. Отец был немощен, братья его не бросили. Пойманные все были разделены друг с другом. Иаков отца больше никогда не видел. Так бы и дети Алехины, как и родители, сложили там кости, но всем братьям все же в разное время удалось бежать, и они разными путями добирались в родные края.

Старшие братья бежали раньше, а младшего Иакова заключили в лагерь. Но сколько же те мрачные времена знают по-настоящему светлых историй, когда люди и были волею обстоятельств впаяны в бесчеловечную систему, а действовали вопреки ей. Господь умягчил сердце начальника караула, и тот дал вдруг к тому моменту уже осиротевшему Иакову накануне его совершеннолетия три рубля, чтобы он заплатил за переправу, и выпустил на свободу.

Переправившись на тот берег, Иаков увидел, как потом вспоминал, часовню, залез в нее и переночевал. На утро его нашли там комсомольцы. Это были годы, когда типичными были даже случаи сжигания молящихся в деревянных церквях и часовнях оголтелой комсомольской молодежью (см. «Покров», №3, 2016, с. 35–37). Тогда и пропаганда настраивала агрессивно – тот же «Союз воинствующих безбожников». Каким же незлобивым должен был быть сам беглец, чтобы расположить души искателей «врагов народа» так, что хотевшие было сдать его обратно в лагерь, они пожалели его и отпустили.

Путь домой. Война

На родной юг с Урала шел пешком около 2500 км проселочными дорогами. «Три года скитался, – рассказывал потом отец Иеремия, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»

Когда он добрался до Украины, старшие братья, которых он нашел в Мариуполе, работали там уже на металлургическом заводе имени зачинщика многих, в том числе пережитых семьей Алехиных, бед, коему до сих пор воздаются почести пребыванием его трупа в Мавзолее на Красной площади в центре страны. Туда же на этот завод крановщиком устроился и Иаков. Дело в его руках спорилось, так что его даже назначили бригадиром крановщиков. Такое повышение предполагало вступление в коммунистическую партию, а он наотрез отказался отречься от Бога и открыто исповедовал себя православным христианином. Нависла угроза нового ареста, однако началась война.

Старшие братья, Василий и Тихон, несмотря на то что металлургов не призывали в армию, так как завод имел оборонное значение, тем не менее сразу же ушли добровольцами на фронт. Ушел и самый старший брат Иван, единственный, кто из семьи Алехиных избежал ссылки в лагеря Прикамья. К началу 1940-х он уже освободился из тюрьмы, где сидел к моменту его освобождения все равно уже умученного отца. Успел даже поработать на хлебозаводе в ныне всем известном Луганске (тогда он назывался Ворошиловградом).

Хотел уйти на фронт и Иаков, но мариупольский завод выпускал броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков Ил-2, так что директор завода сказал: «Сынок, ты нужен сейчас родине здесь». Наученный почтительному отношению к старшим доброволец прислушался к этой отеческой просьбе повременить хотя бы до конца эвакуации завода на Урал. Иаков в качестве бригадира крановщиков во многом и руководил демонтажом и погрузкой оборудования. Комплектовал вагоны и суда, отходившие до самого взятия города. Сам Иаков осажденный город покинуть не успел.

8 октября 1941 г. Мариуполь захватили фашисты. Сначала въехал передовой отряд моторизованной бригады «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», потом вошли части 3-го танкового корпуса 1-й танковой группы вермахта (группа армий «Юг»). «Это произошло внезапно, никто ничего не знал, – вспоминал отец Иеремия, – вдруг, видят люди, мотоциклы немецкие по проспекту идут; потом броневики пошли и начали стрелять…» За 16 месяцев оккупации на улицах было расстреляно более 10 тыс. человек, 36 тыс. были умучены в организованных в городе концлагерях.

Плен. Помнить хорошее

Тогда же на оккупированных территориях стали вводить программу поставки бесплатной рабской силы. В Мариуполе устроили одну из облав на молодежь именно в том районе, где жил Иаков. Около 100 человек, пойманных за операцию, сначала согнали в лагерь, а после в вагонах для скота отправили в Германию. Здесь их также в городке Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг ждал лагерь.

До Победы в 1945-м – три года беспрерывного каторжного труда. Рано утром подъем – и на фабрику, поздно вечером строем обратно в казармы. И все равно память хранила и что-то хорошее: выжили только благодаря немецким женщинам, которые каждый день приходили и кидали заключенным через забор из колючей проволоки испеченный ими хлеб. «Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!» – вспоминал потом уже почти столетний отец Иеремия. Он же за всех добрых людей до конца своих продленных ему свыше дней молился Богу. Какое сокровище себе на Небесах стяжали они по его молитвам за данные юнцу три рубля для переправы да краюхи хлеба русским пленным.

Простых немцев было жалко, как и русский народ, оказавшийся под властью коммунистов. «Немцы, простой народ, сами ждали своих освободителей, ждали, когда их спасут от фашистов, – говорил отец Иеремия. – Но вместо этого англичане и американцы (союзники. – Ред.) начали их уничтожать. Простых, ни в чем неповинных людей. Столько бомб кидали на города (на мирные кварталы, а не на военные базы, заводы ВПК. – Ред.), что начиналась огненная буря, которая все живое уничтожала. Страшное дело… Так они хотели запугать русских, остановить их, чтобы русские дальше на запад не пошли; показывали, что они здесь хозяева. К немецкому народу они относились, как поработители и победители, а не освободители, в отличие от русских солдат».

Так и к русским, подневольно трудившимся на немецких предприятиях, когда в Зинген вошли англичане, отношение было не из лучших. «Очень плохо к нам относились англичане, с презрением, как фашисты; держали в бараках, практически не кормили, как будто они взяли нас в плен, а не освободили, – рассказывал старец. – Так что мы даже и не заметили, кончилась ли война, пришла ли долгожданная победа: практически ничего в нашей жизни тогда не изменилось. Да мы толком и не знали тогда, что происходит, кто победил. Когда потом пришли американцы, нам стало лучше. Нас начали кормить, дали почувствовать свободу».

Ощутив свободу, возвращаться на родину отваживался не каждый. Так, старший брат Иван, участвовавший в боях, но взятый в плен и угнанный, как и Иаков, в Германию, после окончания войны уехал в Канаду. Просто был уверен, что его как сына «кулака», уже отсидевшего срок, да еще и угодившего в плен к немцам, снова посадят. Прошедшие фронтовое пекло свидетельствуют: война обостряет чувство жизни, хочется жить. Незадолго до смерти, в 1990-х гг., Иван приезжал на Афон к младшему брату – отцу Иеремии.

Другой брат Василий пал смертью храбрых незадолго до окончания войны, в 1944 г., при форсировании Днестра.

Еще один брат Тихон был летчиком-истребителем. Подбил несколько немецких самолетов. Сам был изрешечен осколками, из-за боевых ранений прожил недолго, умер в 1954 г.

Возвращение. Обретение родины духовной

Иаков после плена все же решился вернуться на родину. На вопрос советского офицера: «Чем планируете заниматься в дальнейшем?» – ответил честно, что остаток своих дней намерен посвятить служению Богу. Господь опять уберег Своего исповедника: чудом этого по всем статьям типичного советского «лагерника» не арестовали.

Вернулся Иаков на место своего старшего брата Ивана – устроился на хлебозавод в Ворошиловграде. Здесь ему довелось претерпеть много притеснений за веру, но все эти гонения лишь укрепили его в стремлении всецело посвятить жизнь Богу.

В 1955 г., когда ему шел уже 41-й год, Иаков поступает в Одесскую духовную семинарию. Одним из его сокурсников был будущий Предстоятель Украинской Церкви, блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Одновременно Иаков несет послушания в Одесском Свято-Успенском монастыре так, что уже 17 января 1957 г. его постригают в монашество с именем Иеремия. В том же году через неделю, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а через год, 27 января 1958 г., – в иеромонахи.

Его духовным наставником в это время становится выдающийся подвижник, ныне прославленный в лике преподобных, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Пантелеимонова русского афонского монастыря схиигумен Кукша (Величко; †1964). Близок был духовно отец Иеремия и с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (отцом Малахием Тишкевич; †1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры; †1950), также ныне прославленного в лике преподобных. В духовном общении с этими исповедниками и формировался уже монах Иеремия.

На территории России в советские годы не закрывался только Псково-Печерский монастырь, и вот в 1960 г. стало известно, что некоторые из тамошних монахов направляются на служение в русский афонский Пантелеимонов монастырь! Отец Иеремия по совету своего духовника – бывшего насельника этой святогорской обители преподобного Кукши Одесского – тоже подает прошение ехать подвизаться на Афон.

Однако тогда власти вновь чинили препятствия и тем, кто сохранял еще веру после лютых расправ 1920–1930-х гг. на советской территории, а тем более тем, кто желал вырваться из этого антирелигиозного гетто. Тогда было новое обострение богоборческого пресса уже в виде хрущевского рецидива. Целых 14 лет отцу Иеремии пришлось ждать разрешения, чтобы выехать на Афон. Уже в 1974 г., несмотря на все сложности, Патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал двух, в итоге поехать удалось только отцу Иеремии (второй кандидат заболел).

Игумен-трудник

«Много рассказывал об Афоне мой духовный наставник отец Кукша (Величко), – вспоминал потом отец Иеремия. – Говорил, что там хорошо. Когда я ехал на Афон, думал: а вдруг он не такой… А когда приехал, оказалось, что я даже и не представлял, какой он на самом деле, так тут хорошо! Здесь – рай, сад сладости духовной. Все под Покровом Царицы Небесной. Все овеяно благодатью и молитвой. Когда ступил на эту землю, почувствовал свое недостоинство. Скорбел, что в таком пожилом возрасте сюда приехал, ведь мне уже было около 60 лет. Но всегда старался трудиться в меру сил, которые давал Господь».

А сил требовалось много. «Кругом разруха была, все ветхое. Но руки не опускали, молились и трудились все вместе. Все, что могли, старались сами ремонтировать», – вспоминает отец Иеремия. И действительно, известно, что он сам крышу собора, когда ему уже было 80 лет, покрасил! Вспоминают, что в его руках метлу, пилу, рубанок видели гораздо чаще, чем игуменский посох. Это несмотря на то, что вскоре после приезда на Афон отца Иеремию удостоили в 1975 г. сана архимандрита, в 1976 г. он был избран братией общим духовником афонского Пантелеимонова монастыря, а через три года, с 1979 г., был уже игуменом. В 2006 г., по афонской традиции, принял схиму.

«Став игуменом Пантелеимонова монастыря, он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя, как простой монах, и за это его все любили и уважали, – вспоминает подвизавшийся при игумене Иеремии в афонском Пантелеимоновом монастыре схиархимандрит Илий (Ноздрин). – Он никогда не повышал голоса, не кричал на монахов, но хотел, чтобы все было по совести, по любви, по страху Божию. Много служил до последних дней, трудясь, не жалея нисколько своих сил. Никогда не было у него упадка духа или уныния, несмотря на физическое состояние. И это потому, что ум его и сердце всегда были в Боге».

Незарытый талант молитвы

Сколько теплых слов сказано сейчас об этом, в общем-то чуждом при жизни какой-либо публичности, подвижнике.

«Всех он обнял своей отеческой любовью. Когда мы утром перед полунощницей подходили к нему под благословение, мы не могли не чувствовать ту внутреннюю радость, с которой он каждого включал в свою молитву, – делится воспоминаниями с молодых лет свой на русском Афоне Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт; Русская Православная Церковь Заграницей). – Постепенно мы поняли, чем он выделяется среди нас: своей скромностью, кротостью и смирением. Отец Иеремия не любил громких слов, но просто шел вперед своими делами. Первый на службе с утра, последний в церкви вечером. Между богослужениями – труд телесный. Монастырь был в упадочном состоянии. Братии мало, дел без конца много. Не хватало рук для насущных работ. Не было самых простых инструментов. Отец Иеремия не смущался этим – он трудился с утра до вечера. Постепенно он приучил каждого монаха к тому или иному послушанию. И в результате мы сегодня имеем перед собой цветущую обитель, отремонтированные храмы и корпуса, и главное – живую братию. Это самый драгоценный дар, который отец архимандрит Иеремия дает русскому афонскому монашеству. Он сумел перенять от старших монахов дух того русского монашеского подвига, который донесли наши отцы до нас, и передать его молодому поколению».

«Пример отца игумена Иеремии подтверждает ту истину, что главное монашеское дело – не талант хозяйственной деятельности, а талант молитвы, – вспоминает более 20 раз бывавший на Афоне протоиерей Димитрий Смирнов, как и многие, делая акцент в воспоминаниях на молитвенности старца. – Всем известно, как отец Иеремия любил Псалтирь. Общение с Богом через этот древнейший церковный молитвенник занимает очень важное место в его жизни. Все богослужение наше вышло из Псалтири. Частое, практически неусыпаемое чтение Псалтири на протяжении веков является сугубым монашеским деланием. И отец игумен являлся ярким представителем этой древней монашеской традиции. Господь за его исключительные духовные, молитвенные труды посылал ему добрых послушников. Поэтому монастырь наполняется и возрождается. Сейчас около сотни братий в обители».

Сохранилось наставление отца Иеремии о богослужении и молитве: «Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

Говорят, в Царствии Небесном тоже совершается такая же, как она богоустановлена на земле, служба. Отец Иеремия, верный раб Храмовладыки Христа, служит теперь и молится о всех нас там.

4 августа (22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) .

Старец Иеремия был удивительной и яркой личностью среди современного православного монашества. И не только потому, что был старейшим игуменом на Афоне. Он воистину был подлинным духоносным старцем, благодаря которому и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) была преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье.

Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов его отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя.

Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.

Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!».

Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа.

И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планирует заниматься в дальнейшем?» – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера... Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось быть простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так, в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиаконы, а в следующем 1958 году, 27 января, – в иеромонахи.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, +1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. – наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на свои 100 лет, старец Иеремия по-прежнему не только неустанно нес молитвенный подвиг, но и продолжал до последнего дня заботиться об обители.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Сергей Шумило


Живя в мiру, пребывая постоянно в материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы святых отцов и нести подвиг внутренней, мудрой молитвы.

Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и духовное наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь , где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и звучит непрестанная молитва.

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества

Он является воистину духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Сын «врага народа»…

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Можно сказать, что через него сохраняется незримая духовная связь со Святой Русью.

Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой.

Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол.

Скитаясь по стране, в 1930-е годы он переезжает на Украину, где устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе , при этом не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске .

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром .

Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964) , ныне причисленный к лику святых.

Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь.

Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон

Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение.

Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон.

Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон - отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии.

…35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря

В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря.

В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне . Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста.

Не смотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет ), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. Даже готовится вместе с братией монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году .

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Благодаря усилиям и стараниям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мiра.

Как рассказывают многие паломники, пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, не покидаешь ощущение, будто переместился в «иное время»…

Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники несут нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но их Родину, да и весь мiр.

Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.