Сценарий торжественного мероприятия ко дню пожарной охраны. Сценарий досугового мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «День пожарной охраны. Очень-очень важные правила

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления МЧС России по Омской области генерал-майор

В.Г. Гуржей

20__г.

СЦЕНАРИЙпроведения торжественного открытия пожарной части № 33 ФПС поохране ЛАО г. Омска ГУ «3 отряд ФПС по Омской области».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____________ 20__ года

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: фасад 33 пожарной части

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 15.00-17.00

14.00-14.20 – подготовка к торжественному открытию, смотр аварийно-спасательной техники гостями и приглашенными

14.20 – расстановка пожарных автомобилей ПЧ 33 и автомобилей прибывших на смотр техники, на фасаде здания пожарной части и стоянки, украшение праздничными шарами и лентами (ответственный подполковник Никонов Б.А.)

На фасаде 33 ПЧ установлены флаги РФ, МЧС, Омской области, в воротах 4-го бокса натянута атласная алая лента, ворота 4-го бокса украшены воздушными шарами, рядом на подставке установлен разнос с ключами, ножницами (3 шт.) (ответственный начальник части В.В. Сбитнев), установлен микрофон (ответственный Ю.А. Каменев).

14.30 – оркестр исполняет марши и музыкальные произведения (ответственный Р.В. Евдокимова)

14.35-14.50 работа со СМИ (ответственный А.С. Пурышев).

14.50 – построение личного состава 33 ПЧ (4 коробки, заступающий караул в боевой одежде пожарного), начальствующего состава гарнизона (форма одежды синяя специальная), гости (ответственный А.Н. Гайденко).

15.00 – Первый заместитель начальника ГУ по ГПС полковник Фокин В.Ю. дает команду личному составу «СМИРНО!», докладывает начальнику ГУ МЧС России по Омской области: «Товарищ генерал-майор! Личный состав гарнизона на торжественное открытие 33 ПЧ построен. Первый заместитель начальника Главного управления полковник Фокин».

Выступает генерал-майор В.Г. Гуржей, здоровается, объявляет «Торжественное мероприятие, посвященное вводу в строй нового пожарного депо 33 ПЧ объявляю открытым», поздравляет с открытием нового пожарного депо, личный состав отвечает 3 раза «УРА».

По громкоговорящей связи объявляется «Слово предоставляется Начальнику Сибирского регионального центра генерал-майору Данияру Эльгизаровичу Сафиуллину». Д.Э.Сафиуллин выступает с приветственной речью. (А.Б. Жаховский подает ключи от автомобилей) Под туш оркестра вручает ключи от автомобилей АКП-50, АЦ-5.5-40 начальнику 33 ПЧ В.В. Сбитневу;

По громкоговорящей связи объявляется «Слово предоставляется первому заместителю Председателя правительства Омской области Евгению Михайловичу Вдовину». Е.М. Вдовин выступает с приветственной речью. (А.Б. Жаховский подает ключи от автомобилей) вручает ключи от двух автомобилей АЦ-40 (130) директору Бюджетного учреждения Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» Н.Ф. Ковалеву;

По громкоговорящей связи объявляется «Слово предоставляется МЭРу города Омска Виктору Филипповичу Шрейдеру» В.Ф. Шрейдер выступает с приветственной речью. (А.Б. Жаховский подает ключ от автомобилей и сертификат). Под туш оркестра вручает ключ и сертификат от оперативного автомобиля «Шевроле-Нива» начальнику части В.В. Сбитневу.

По громкоговорящей связи объявляется «Слово предоставляется заместителю генерального директора ООО «Строй Альянс» Сергею Васильевичу Челядинову» С.В. Челядинов выступает с приветственной речью, (Жаховский А.Б. подаёт ключ от нового пожарного депо). Под туш оркестра С.В. Челядинов вручает ключ от пожарного депо начальнику части.

Начальник Сибирского регионального центра Д.Э. Сафиуллин, В.Г. Гуржей, Е.М. Вдовин, В.П. Бойко, В.Ф. Шрейдер подходят к четвертому боксу. По команде открываются ворота (ответственный В.В. Сбитнев), Жаховский А.Б. на разносе подносит ножницы (3 шт.), производится перерезание ленты.

Начальник ГУ и гости проходят в боксы (ворота закрываются) (ответственный В.В. Сбитнев), в части все кабинеты открыты, свет горит во всех помещениях, в том числе табло погоды в боксе. Экскурсию комментирует начальник 3 ОФПС В.В. Туфанов.

Показ новой, поступившей на вооружение техники, автомобилей АОР, комментирует Ю.А. Николаев.

Приглашенные гости после осмотра первого этажа проходят на второй этаж по лестничной клетке. По окончании экскурсии заходят в учебный класс (ответственный В.Н. Дьяченко). В учебном классе установлен монитор, по которому транслируется видеофильм об этапах строительства 33 ПЧ (ответственный А.С. Пурышев).

Начальник управления материально-

Технического обеспечения Главного

Управления МЧС России по Омской области

Полковник внутренней службы В.Н. Дьяченко

Добрый день, дорогие виновники торжества! Этот весенний, теплый, солнечный денек не случайно собрал нас всех вместе в этом зале.
Ведь для этого есть замечательный повод - дня рождения образования Пожарной охраны России.

Есть в стране пожарников отряд
Смелых и находчивых ребят.
К нам на помощь мчат под вой сирены,
Чтоб решить возникшие проблемы.

То, что нам - беда, для них - забота,
Чтоб прошла успешно вся работа,
Чтоб урон на минимум свести,
И людей от гибели спасти!

Уважаемые сотрудники пожарной охраны!
В вашем нелегком труде…Нужны: и сноровка, и знанье.

… Кто в панике бегает, мечется…Таких от работы гоня,
Спасаешь ты все человечество от смерча слепого огня!
Желаем тебе в День Рождения, жить в счастье жены и детей,
А нам - не забыть уважения к заслуженной службе твоей!

Никто не застрахован от несчастий:
Огонь бездушен, с человеком крут.
Не зря, не зря бойцы пожарной части
Нелегкой службе верность берегут.

Уважаемые сотрудники пожарной службы! Вы - всегда впереди! Вам есть чем гордиться! Ведь не каждый способен воевать со стихией огня, постоянно подвергать свою жизнь опасности. Это работа для настоящих мужчин, настоящих профессионалов.

Пожарная охрана - одна из старейших служб России. Первым официальным документом, в котором были прописаны основы организации охраны от пожаров, стал изданный 30 апреля 1649 года наказ царя Алексея Михайловича «О градском благочинии».

В годы правления Петра I создается одна из первых профессиональных пожарных команд, при Адмиралтействе построено первое пожарное депо!
Начало XIX века явилось поворотным этапом развития и строительства пожарной охраны.

В 1803 году царским указом Александра I была организована первая пожарная команда в Санкт-Петербурге, а 1804 году - создана штатная пожарная команда в Москве.

В середине XIX века при Николае I в Российской империи начинается планомерная организация пожарных команд и повсеместное строительство пожарных депо. Одной из достопримечатель ностей русских городов становиться пожарная каланча с возвышающимся над ней сигнальным флагштоком.

Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и ближайшие села. Наряду с профессиональным и пожарными командами развивалось и пожарное добровольчество.

Сегодня Государственная противопожарная служба - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированны ми кадрами, современной техникой, имеющая развитые научные и учебные базы.

Подразделения противопожарной службы ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 70 тысяч человек.

Сегодня пусть не завоют сирены, сегодня не будет пожаров пускай,
Сегодня начальник вам всем непременно

с утра пожелает: «Браток, отдыхай!»

И это послужит достойным подарком —
Дороже всех слов, всех подарков - вдвойне!
Пусть в этот день будет лишь жарко
На солнышке теплом в чудесной весне!

Веселыми будьте в праздник свой!
Сегодня - мы все вместе будем улыбаться!
Судьба пусть будет рыбкой золотой,
А горести - в воде пусть растворяться!

А еще - желаем счастья! В личной жизни - больше ласки,
И в работе успевать — ничего не упускать!
Пусть всегда во всем и всюду Ваша служба первой будет!

Сутками службу несут, сон и усталость гоня,
Всегда на помощь придут, встав заслоном огня.
Вот сирена сыграла, где-то случилась беда,
Быстро без промедленья наряд нанимает места.
Приехали, развернулись, к стволам пристегнув рукава,
В бой бесстрашно шагнули, рыцари против огня.
Нет разгула стихии, шансов нет у огня,
Бойцы пожарной охраны, на страже, покой наш храня.

Чрезвычайных ситуаций — бывает множество порой.
Спасатель заслужил оваций, России истинный герой!

Мы вам желаем от души простого, истинного счастья,
Домой, к родным всегда спешить,и стать счастливым в одночасье.

Будь осторожен с огнем – предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем,звучит пожарная тревога.

Первый чтец : У меня растут года, скоро мне семнадцать.
Кем работать мне тогда? Чем заниматься?

Второй чтец: Бизнесмен – хорошо, а пожарный лучше.
Я б в пожарные пошел, пусть меня научат.

Третий чтец: С огнем бороться нелегко, и подчас опасно.
Профессия пожарного почетна и прекрасна.

Четвертый чтец: Огонь силен – он может сжечь квартиру, дачу.
Он беспощаден, зол, напорист, груб.
Он сожжет столетние деревья, быстрее, чем умелый лесоруб.

Пятый чтец: И там, где он проходит, сгорает все дотла.
Недаром поговорка есть в народе: «Бояться, как огня».

Шестой чтец: Но лишь пожарные узнали, где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает. И сейчас же в миг единый,
Вырываются машины из распахнутых ворот.

Седьмой чтец: Вдаль несутся с гулким звоном, им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым, перед ними красный свет.

Восьмой чтец: Но пожарный не боится, надевает рукавицы,
Смело лезет по стене, каска светится в огне.

Девятый чтец: Пожарные к земле огонь, прибьют, потушат.
В горящий дом бесстрашные войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь, свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем, мы нашими пожарными зовем.

1.Мы пока что первоклашки, но когда мы подрастем,
На пожарных мы учиться обязательно пойдем.
Чтобы мирно и спокойно, спать могли и ты и я,
На посту стоят в дозоре укротители огня.

2.Мы ребята – первоклашки, но мы знаем и сейчас,
Что играть с огнем опасно, он пока сильнее нас.

3.Если ж вдруг беда случится, то мы вас не подведем.
«01» по телефону очень быстро наберем.

Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Пожар».

Действующие лица: ведущий, мать, дочь Лена, пожарный Кузьма.

Ведущий: Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила:
Мать: -Печку, Леночка не тронь: жжется, Леночка огонь.
Ведущий: Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой, в щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит. Приоткрыла дверцу Лена-
Соскочил огонь с полена, перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол, побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам, стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок. Но пожарные узнали, где горит,
В каком квартале. Командир сигнал дает,
И сейчас же в миг единый вырываются машины
Из распахнутых ворот. В ноль минут автомобили
До пожара докатили, стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий, и, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет. Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна. На руках Кузьма – пожарный
Вынес Лену из окна. Он, Кузьма, — пожарный старый.
Двадцать лет тушил пожары, сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз. На скамейке у ворот
Лена горько слезы льет. На панели перед домом
Стол, и стулья, и кровать… Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать. Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
Кузьма: -Не зальешь огня слезами,
Мы водою тушим пламя. Будешь жить да поживать.
Только, чур – не поджигать! Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!
Ведущий: Дело сделано. Отбой. И опять по мостовой
Понеслись автомобили, затрубили, зазвонили.
Едет лестница, насос, вьется пыль из под колес.
Вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз,
Да ему не в первый раз. Поработал он недаром –
Славно справился с пожаром.

Инсценировка «Старший брат» Э.Гардернес

Ведущий : Уходит мама на базар и говорит Сереже:

МАМА: «За малышами ты следи, пожалуйста, построже. Кчи уроки, а они пускай играют рядом»

Ведущий: Сережа книгу взял, но он забыл заданье на дом

Сережа: «Сидите смирно, малыши, вернусь через минутку» (уходит)

Ведущий : Ребята вымыли в тазу резиновую утку, разлили воду, под комод катушку закатили, в буфете леденцы нашли и блюдечко разбили.

Прошло, наверно,пол часа, Сережа не приходит. Игрушку новую себе проказники находят.

Малыш-мальчик : «Зажечь сумеешь?»

Ведущий: говорит, трехлетний брат сестричке. И протянул ей корбок, роняя на пол спички!

Бушует во дворе футбол, победе быть за нами! Вдруг громкий голос вратаря:

Вратарь: «Пожар, ребята, пламя!»

Ведущий: В окне клубами вьется дым, пылает занавеска. Сережа на окно взглянул, сорвался с места резко.

Сережа: «Скорей,скорей, спасать ребят! Я брошусь в пламя прямо!»

Ведущий: Вбегает в комнату, но там уже соседи, мама…

Пожар потушен. У ребят в ожогах руки, лица. Наскорой помощи сейчас их увезут в больницу.

РЕБЯТА! НЕ ИГРАЙТЕ С ОГНЕМ! И НЕ РАЗРЕШАЙТЕ ЭТОГО СВОИМ ТОВАРИЩАМ!

Словесная игра «01».
Ведущий:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…
Дети: водой.
Ведущий:
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…
Дети: отнять.
Ведущий:
Если где хранится мусор
Или просто старый хлам,
Надо будет потрудиться
Навести порядок там.
Мы метлу, лопату взяли
И быстрее все…
Дети: убрали.

частушки на противопожарную тематику.
1. Он, она, и мы, и я
Пропоем для вас, друзья,
И коснемся между тем
Противопожарных тем.
2.Ситуации бывают
Очень разные подчас.
Об одной такой проблеме
Вам расскажем мы сейчас.
3.Дома я один остался
И костер разжечь пытался.
Загорелись стены, пол…
Быстро я залез под стол.
4.Дымом все заволокло,
Стало душно и темно.
Тут соседи увидали,
Быстро «01» набрали.
5.Дяди в касках к нам пришли
И меня они спасли.
Говорю теперь всем я:
Спички детям не друзья!
6.Если что-то загорелось
Ни минуты не зевай.
Бери трубку телефона
И пожарных вызывай.

Бригадами ударными
Работают пожарные,
Они на совесть трудятся,
Не спят ни день, ни ночь.
И в ночь, и в утро мглистое
Всегда готовы, быстрые,
Стрелой лететь по улице,
В беде скорей помочь.
Бригады очень слажены,
Работают, отважные,
Их не пугает огненный
Порою ураган.
Красивые, свободные,
Спасут добро народное,
И укротится огненный
Пред ними океан.

Ну, а сейчас приглашаем всех принять участие в играх – эстафетах.

1. «Кто быстрее передаст ведро с водой».

2. «Спасение на пожаре» — двое детей переносят третьего.

3. «Лихие пожарные» — кто быстрее подтянет к себе машину с ведром воды, наматывая веревку на палочку.

4. «Кто больше спасет вещей на пожаре» — кто больше предметов перенесет за один раз.

Мероприятие ко дню пожарного работника

"Юный пожарный"

старшая группа

ЦЕЛЬ: Пропаганда и расширение знаний детей о пожарной безопасности и тушении пожара.

ЗАДАЧИ: - Закреплять знание правил пожарной безопасности и средств тушения огня.

Упражнять в беге;развивать ловкость и быстроту движений.

Воспитывать уважение к труду пожарных.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Два телефона.

2. Два обруча.

3. Два комплекта дидактической игры "Пригодится - не пригодится"

4. 10 кегль.

5. Шарики (красные, синие), две корзины.

6. Два домика и 12 огоньков.

Звучит музыка по теме, под музыку входят дети, садятся на стульчики.

Ведущий. Ребята,какой праздник сегодня отмечается?(день пожарного работника).

Пожарный - это очень важная, нужная и вместе с тем опасная профессия. Мы пригласили в гости работников этой профессии, давайте с ними познакомимся...Они, настоящие профессионалы,будут сегодня оцениватьдействия наших участников и узнают, как мы знаем правила пожарной безопасности, и достойная ли смена им из нас вырастет.

Построение, представление и приветствие команд-участниц.

1 эстафета. "Спасение пострадавших из огня" (ребенок с обручем переводит членов команды из "опасного" места в безопасное)

Ведущий. Пока команды отдыхают,давайте послушаем стихотворения, которые мы посвящаем нашим доблестным пожарным.

ПОЖАРНЫЕ

Что такое? Что случилось?

Что за крики, шум и гам

Весь народ спешит куда то

И кричат: « Пожар! Пожар!»

Вдруг сирены вой раздался,

Где-то справа, за углом.

Мчится красная машина

С проблесковым маячком.

Расступается народ,

Пожарных пропускают.

Время им терять нельзя,

Им огонь тушить пора.

Смелые, отважные,

Сильные и важные,

В бой с огнем

Они вступают.

И конечно побеждают!

За смелость, отвагу, за доблестный труд,
Героями люди пожарных зовут.
Они охраняют богатство страны -
Такими людьми и гордимся все мы!

Тревожный номер «ноль один»,
Ты не останешься один.
Гудят пронзительно сирены -
Начало для пожарной смены:
Необходимо им спешить,
Пожар опасный потушить.

Слово жюри.

2 эстафета. "Огонь и вода"(Гости стоят с корзиной, участники кидают в корзину шарики: красные - огонь, синие - вода)

Ведущий А сейчас давайте вместе с ваит посмотрим сценку "О пожаре".

Ведущий . Кто-то в мусор бросил спичку ~
Огонечек - невеличку!
Тлела искорка сначала,
Словно силы набирала,
А потом... потом... потом...
Запылало все кругом.

Танец огня
(девочки с красными платочкам танцуют под музыку).
Ребенок. / звонит по телефону 01/.
О пожаре вам звоним!
Адрес сообщить хотим!
Ведущий. Прозвучал сигнал тревоги,
Быстро мчится по дороге
Боевой отряд пожарных.
Пожарный: Ну-ка, прочь, огонь коварный!
(пожарные подъезжают к дому, выносят жильцов, тушат огонь,
направляя пожарные рукава на точку огня).
Ведущий : Враг шипит и не сдается,
Пламя дразнит языками,
Но отрад пожарных бьется
Смело с жаркими врагами.
(огоньки-девочки присели на корточки - огонь побежден).
Ведущий : Победил отряд умелый,
Возвращается домой.
Хоть болит в ожогах тело,
Но тревоге дан отбой!

Слово жюри.

3 эстафета Дидактическая игра "Пригодится - не пригодится"(на доске таблички: "Пригодится", "Не пригодится".Дети должны расположить карточки на соответствующие места)

Ведущий А сейчас музыкальная пауза "Песня про пожарных"

Слово жюри.

4 эстафета. Конкурс капитанов."Вызов пожарных" (капитаны по команде подбегают к телефону, набирают номер, называюь имя, фамилию, адрес и предмет горения)

Ведущий. А сейчас проведем игру с болельщиками "Да или нет"

Игра называется "Да или нет"

И я хочу услышать ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ

И скажите "Да" иль "Нет".

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают? да

А с огнем они играют? нет

Для ребят пожары шутка? нет

Все ли дети здесь послушны? да

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

Детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать? нет

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? нет

Под столом играет Света,

Зажигает она свечи.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? нет

Вова спмчками играет,

Мама Вове запрещает.

Дети, дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет? нет

Непослушный мальчик Вова

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает? да

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй - тронь!

Дайте, дети, мне ответ,

Будет больно или нет? да

Нам пожары не беда? да

Друга выручим всегда? да

Врать не будем никогда? нет

Маму слушаем всегда? да

Можно спичками играть? нет

Детям свечи зажигать? нет

Причиняет огонь зло? да

А дает огонь добро? да

Ты труслив, когда беда? нет

Силы жалко для труда? нет

С огнем всегда ты осторожен? да

Что ж завершать игру мне можно? да

Слово жюри.

5 эстафета "Потушим дом" (на доске картинки домиков с огоньками.Дети добегают до домика, срывают огонек и возвращаются обратно)

Ведущий Ребята, давайте послушаем "Очень важные правила обращения с огнем"

Очень-очень важные правила!

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек может дом ваш поджечь.

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Погладить рубашку и брюки
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки
И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.

Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!

Деревянные сестрички
В коробочке - это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!

Запомните, дети,
Правила эти:

Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер - 01!

Слово жюри.

Ведущий. А пока жюри подводит итоги, давайте послушаем стихотворения.

Совет взрослым
Спички детям не игрушка –
Не забудьте их убрать!
Не оставьте на подушке,
Не бросайте под кровать!

Попадут ребенку в руки,
И устроит он пожар.
Вам тогда одни лишь муки,
Превратится жизнь в кошмар!

Мы – пожарные

На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Не берите в руки спички!
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

Уходя тушите свет!
Знай, любые провода
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя тушите свет
И приборы тоже!

Подведение итогов, награждение.

Ведущий Огонь

Он таким бывает разным -
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит
Сам собою на свободе!

Очень скоро подрастёте
И в огромный мир войдёте.
Кто-то станет сталеваром,
Кто-то станет кашеваром,
И в пожарные - на смену
Вы придёте непременно!..

И ещё профессий море,
Где, с огнём дружа и споря,
Вам придётся жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!

А сейчас, шаля, от скуки,
Не берите спички в руки,
Зажигалки, свечи тоже,
Ведь беда случиться может!


Мусабирова Инна Владимировна

(2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Монтаж выход под фонограмму с шаром. Фонограмма: “Эта служба и опасна и трудна”.)

Этот шар в руках недаром
Раньше если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой пожар.
- Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в квартире
Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и стул сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
Помни каждый гражданин
Это номер (01).
Дым увидел, не зевай
И пожарных вызывай!

(Исполняется песня.)

Служба эта и опасна и трудна.
В городах и селах всем она нужна.
Если где-то полыхнет беда огнем,
Жаром нестерпимым,
Эту службу мы на помощь позовем.
Темной ночью, ясным днем и утром рано
Несет службу пожарная охрана!

Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы провести нашу традиционную встречу “Скажем пожарам: нет!” . Послушаем ребят, которые расскажут нам немного из истории появления огня и создания пожарной охраны.

(Выступления детей.)

Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел.

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.

Много тысяч лет тому назад первобытные люди узнали, что такое огонь. Позднее людям пришлось придумать способы борьбы с пожарами, потому что огонь иногда становится настоящим бедствием. У пожарной охраны дел хоть отбавляй. Пожарные не только тушат пожары, но и помогают людям во время наводнений и других стихийных бедствий.

Первыми пожарными были, наверное, рабы в Древнем Риме. Во время ночных обходов города они не только следили за порядком, но и тушили пожары. Лет за 300 до Рождества Христова богатые римляне уже создавали первые платные пожарные команды. А в Китае пожарные войска существовали ещё 2500 лет тому назад.

В Средние века, если начинался пожар, ночные сторожа били тревогу. В деревнях, где дома были почти сплошь деревянные, огонь был особенно страшен. Люди вставали цепочкой от колодца до горящего дома, передавая друг другу ведра с водой.

В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.

А на Руси в 1504 году в Москве учреждается пожарно-сторожевая охрана. К тушению пожара привлекали стрельцов (военнослужащих). Во дворах по приказу Ивана IV Грозного были бочки и чаны с водой на случай пожара, а летом не топили избы.

Москва была, как на ладони,
Видна с пожарной каланчи.
Пожар!
Стремглав летели кони,
Как пламя, сами горячи.
Москва на всадников смотрела
С любовью, с гордостью живой.
Пожарный – это парень смелый,
Пожарный - парень удалой!
Другая техника и средства,
Да и размах теперь другой,
Но дух отваги по наследству
Не зря достался нам с тобой!

С 1689 года Петр Первый приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

В 1741 году по царскому Указу Елизаветы Петровны созданы пожарные команды для охраны Зимнего Дворца и летних резиденций в Царском селе.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

(Исполняется песня.)

(Музыка. Песня “Опера”. Гр. “Любэ”)

Когда над городом спускается туман
И в плен берет огня и дыма караван,
Но нам все это не впервой,
Ведь мы ведем незримый бой
На нашей службе, на пожарно-постовой.
Мы учим правила пожарного с тобой,
Любой из нас пойдет с огнем в неравный бой,
И всем известно с давних пор,
Что остановится костер,
Когда пожарные зальют его водой!

Припев:

Да! И вы на службе от зари и до зари-
Да! И нелегка задача, что ни говори,
Да! И пожелаем вам ни пуха ни пера
Удачи вам, пожарные, всегда!

(Дети читают стихотворение)

Кем быть?

Не хочу быть “новым русским”.
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным –
В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить,
А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.
Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.

Пожарный - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Ведущий: - Пожарную безопасность нашего района обеспечивает... (Презентация)

(Сообщаются данные о пожарной части района, даются статистические данные о пожарах в вашем регионе.)

(Дети читают стихотворения)

Отряд, как видите, большой,
Готов он встретиться с бедой.
Девиз их главный - выручать,
Спасать, хранить и защищать
Всех нас, кто верит в них всегда.
И пусть останется в веках
Тот миг, когда сквозь дым угарный,
Ребенка на больших руках
Выносит бережно пожарный.
Огонь беду приносит не всегда,
Но доверять ему не стоит слепо.
Он может терпеливо ждать года,
Чтоб стать однажды пламенем до неба.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
- Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..

Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Он вечный...Таким Прометей его для людей
Отважно похитил у неба когда-то.
И в мирных своих очагах,
И в жарких сердцах
Храним мы его.

Ведущий: - Ребята приготовили нам частушки: (Дети поют)

Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки и забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки! Вот что значит три минутки!
Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.

Смастерил Сергей пугач, пострелял немного.
А теперь Сережу врач лечит от ожога.
От такого пугача путь обычно до врача!

Этот дядя не жалеет, что в лесу окурок тлеет.
На такого дядю глядя, мы ребята скажем речь:
“Как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надобно беречь!”

То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.-

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают “01”!

Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!

Ведущий: - Ребята! Слово “пожар” вам приходится слышать часто. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии?

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила: (Дети читают правила)

Видишь, младшая сестричка
Зажигает дома спички.
Что ты можешь предпринять.
Спички можешь ты забрать.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!

Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы). Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух.

Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Хорошо, что многие из вас помогают своим родным в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. Но и здесь также надо помнить о пожарной безопасности:

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь.

(Почему? В каких произведениях мы читали об этом?)

Не только от углей может быть пожар:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

(Почему? Еще от чего может быть пожар?)

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.

(Почему? А только ли с утюгом?)

Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

(Почему? Что еще может стать причиной пожара?)

Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!

(Почему? Что еще нужно помнить при обращении с газом?)

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз!

Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. Это нужно делать только в присутствии взрослых и на улице. Почему?

Смазка, газ, бензин.
Быть нельзя огню вблизи.
О них ведь не напрасно
Говорят: “Огнеопасно!”

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лаки, краски, а также с газовыми баллонами и т. д. Почему? Чем они опасны?

А где еще бывают пожары? Почему?

Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.

От чего еще горит лес? (От молнии, стекла) Когда чаще бывают лесные пожары? (Весной и летом). Чем опасны лесные пожары? Вы видели когда-нибудь пожар в лесу?

Лесной пожар

- Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел! А ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
- А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры, впереди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Обязательно ли разводить костер в лесу? А если все же нужно развести костер, чтобы согреется или приготовить пищу, то какие правила нужно соблюдать?

  • Не разводить без необходимости.
  • На месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить его в сторону.
  • Не разводить огромный костер, по мере необходимости.
  • Следить за ветром и не разжигать в близи деревьев.
  • Перед тем как уйти, надо затоптать, разбросать головешки по сторонам, прикрыть дерном или землей.
  • И только после того, как убедишься, что ничего не горит, можешь покинуть это место.

Сожженный участок леса восстанавливается от 20 до 50 лет. Говорят, поджигать траву полезно. Выжигают на покосах, а на самом деле, вы наблюдали, как растет трава после пожара? Очень редкая, почему? Не все растения отрастают от корня, а семена, которые были на поверхности земли, сгорели от пожара. А сколько сгорит насекомых? К тому же сгорел и верхний, самый плодородный слой земли, а чтобы он восстановился, нужен не один десяток лет.

Пожалуйста, не забывай.
Что пожар - беда большая.
Безопасность соблюдай,
Всем об этом сообщай.

Ну а если всё же вдруг
запылает всё вокруг,
Зря секунды не теряй,
К телефону подбегай.

Помни, каждый гражданин,
главный номер - 01,
Панику не поднимай,
адрес сразу сообщай.

Закрой все двери по пути –
огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вам не сгинуть,
Платок сырой на нос накинуть!

Навсегда запомни – это
Правила важны на свете!
Жизнь берегите! Нам поверьте!
Ведь играть нельзя со смертью.

Ведущий: - А сейчас мы проверим, были ли вы внимательны, ребята, проведем викторину. Это практическое занятие, которое поможет укрепить ваши знания. За правильный ответ вам дадут жетоны.

Как называется пища огня? (Топливо: дрова, уголь, нефть, газ)

Подумайте, каким должно быть поведение человека в лесу? (Человек сам не должен губить лес и не должен позволять это делать другому. Не жечь костры.)

Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01, потом вынести детей и престарелых, только затем тушить пожар своими средствами.)

Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем набросить плотное одеяло.)

Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)

Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)

Что прежде всего нужно сделать при тушения электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)

Что опаснее на пожаре - огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)

Как нужно дышать в задымлённой квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, нужно защитить лёгкие противогазом или респиратором.)

Как нужно передвигаться по задымлённым коридорам? (На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма.)

Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?

(а) Нельзя давать ему бегать – пламя разгорится сильнее;

б) Нужно помочь ему сбросить воспламенившую одежду, либо погасить её водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения;

в) Необходимо вызвать “Скорую помощь”;

г) Оказать посильную доврачебную помощь.)

Ведущий: - Молодцы! Справились с заданием. Давайте подведем итог, подсчитаем жетоны. (Награждение)

Ведущий: - Наша встреча подошла к концу, благодарим ребят, которые принимали участие. Надеемся, что все будут соблюдать правила пожарной безопасности, потому что от этого зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих. Послушаем заключительную песню.

Знаешь это ты и знаю я,
Что нам не прожить всем без огня
При огне нам всем всегда светло,
Жарим, гладим, смотрим мы кино.

Только должен правила ты знать,
И чётко должен всё ты выполнять.
И даже если ты увидел дым,
То “01” ты сразу набери.
Ты нос закрой платком и выходи.
Не паникуй, соседям сообщи,
А если можно ты балкон открой,
И на балконе ты тогда постой.

Если будут все об этом знать.
И пожарным точно сообщать.
Улицу квартиру и этаж,
Не паниковать пожарных ждать.

И если вдруг увидел ты пожар,
Пожарного скорее вызывай.
Он от огня всегда тебя спасёт,
И из гидранта воду он нальёт.
Огнетушитель в руки ты возьми,
И пожарным сам ты помоги.
Это для тебя будет урок,
В жизни пригодится он сынок,
Чтобы стать пожарным ты бы смог.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. “Воспитание школьников” №5, 2003г.;
  2. МДО Внеклассные мероприятия, Москва “ВАКО” 2004;
  3. В.Разин “От малой ИСКРЫ, да большой ПОЖАР”
  4. Все обо всем ПОЖАРНЫЕ.
  5. Материалы сайта:

На столе лежат 6 пронумерованных конвертов. Играющие по очереди выходят и кидают кубик. Ведущий вынимает вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на кубике. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право еще участвовать. Если он не отвечает, то отдает свой жетон и на вопрос может ответить кто-то из зрителей. Зритель также получает жетоны становится участником игры. После этого к столу подходит второй играющий и кидает кубик и т. д.

Ведущий . Об огне сложено много легенд и сказок, потому что он дорог и нужен человеку. Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этому служат пословицы, поговорки и загадки об огне. Огонь может быть человеку другом, а может — врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Обо всем этом и многом другом вы сегодня узнаете, а кто-то расскажет на выпускном экзамене пожарников.

Конверт 1 «Пища огня»

1. Как называется пища огня? (Топливо)

2. Какой вид топлива самый распространенный и древний? (Дрова)

3. Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо и этим помогает сохранить лес на Земле? (Каменный уголь)

4. Чем был первоначально каменный уголь? (Деревом)

5. Что называют «голубым топливом»? (Природный газ)

6. Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф)

7. Где образуется торф? (На болотах)

8. Однажды русскому царю показали черный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет». Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля? (Петр I)

9. Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть)

10. Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ)

Конверт 2 «Пословицы»

1. Огонь не вода — схватит, не выплывешь.

2. Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

3. Огню да воде бог волю дал.

4. Спи, царь Огонь, — говорит царица Водица.

5. Счастливый и в огне не горит, и в воде не тонет.

6. Бежал от дыма, а упал в огонь.

7. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

8. Много дыму, да мало пылу.

9. Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

10. Огонь силен, Вода сильнее огня, Земля сильнее воды, Человек сильнее земли.

Конверт 3 «Это должен знать каждый»

1. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)

2. Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)

3. Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, надеть противогаз или респиратор.)

4. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам? (На четвереньках или ползком.)

5. Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем, стоя сбоку, тушить водой через верхние отверстия стенки.)

6. Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01 и затем тушить пожар своими средствами.)

7. Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)

8. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда? (Нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить ее водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто; вызвать «Скорую помощь»; оказать первую доврачебную помощь.)

9. Что опаснее на пожаре — огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)

10. Что нельзя делать, чтобы избежать пожара? (Играть со спичками; уходя, оставлять включенным глаз; оставлять без присмотра электроприборы; включать в одну розетку два прибора большой мощности; сушить белье над плитой; держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах; хранить на балконах горючие вещества.)

Конверт 4 «Доскажи словечко»

1. Раз, два, три, четыре —

У кого пожар в...? (квартире)

2. Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил...? (утюг)

3. Красный отблеск побежал,

Кто со спичками... ? (играл)

4. Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над... ? (газом)

5. Столб огня чердак объял,

Кто там спички...? (зажигал)

6. Побежал пожар во двор,

Это кто там жег...? (костер)

7. Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег,..? (траву)

8. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...? (предметы)

9. Помни каждый гражданин

Этот номер... (07)

10. Дым увидел — не зевай

И пожарных... (вызывай)

Конверт 5 «Огонь с "интересом"»

1. Что применяли много лет назад разные народы для передачи информации на большие расстояния? (Дым костра)

2. Как люди называли огонь, разведенный в пещере для приготовления пищи? (Красный зверь)

3. В древнем мифе написано, что один из богов украл из кузницы своего друга божественный огонь и принес его человеку. Узнав это, Зевс наказал юношу: приказал приковать его цепями к скале и послал орла, чтобы тот рвал и раздирал когтями тело и печень молодого бога. Как звали этого бога? (Прометей)

4. В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится... (Между двух огней)

5. В старых книгах рассказывается, как византийцы выиграли морской бой у арабов с помощью нефти. В разгар сражения арабы увидели чудо — загорелось море. Они испугались и растерялись, византийцы воспользовались этим и уничтожили их флот. Что сделали византийцы? (Они вылили в море много бочек нефти. Более легкая, чем вода, нефть собралась па поверхности, разлившись топким слоем. Византийцы подожгли эту пленку нефти.)

6. В XVII веке в Сибири, на берегу реки Томи, крестьянин Михаил Волков открыл «горелую гору». Назвал он ее так потому, что из трещин горы шел дым. Волков отправил в столицу куски угля. Так было открыто знаменитое угольное месторождение. Как оно называется? (Кузнецкий угольный бассейн — Кузбасс)

7. Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он.... (Не светит и не греет)

8. Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится... (С огоньком)

9. В годы правления какого царя была создана первая профессиональная пожарная команда и открыто первое пожарное Депо? (Петр I)

10. Много лет назад был подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. В документе были заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем. Какой царь подписал этот указ? (Алексей Михайлович)