Сдать в аренду федеральное имущество. Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества федеральных казенных учреждений системы мвд россии. Как зарегистрировать договор аренды

Письмо Федерального агентства по и Федерального агентства научных организаций от 10 июня 2015 г. № ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435 “О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций, а также о порядке размещения информации на межведомственном портале по управлению государственной собственностью” (не вступило в силу)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России) в целях совершенствования работы и эффективного взаимодействия ФАНО России и Росимущества взамен ранее направленного письма от 28.04.2014 № ОД-09/18477 «О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций» (далее - совместное письмо) направляют для руководства в работе совместное письмо по вопросу согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций, а также по вопросу размещения информации на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее - MB-портал) (положения совместного письма от 28.04.2014 № ОД-09/18477 действительны до 31.07.2015, положения настоящего совместного письма действительны с 01.08.2015):

1. В соответствии со статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральное государственное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закреплённым за ним.

Согласно Порядку осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537, решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения, в том числе в части передачи его в аренду (безвозмездное пользование), а также особо ценным движимым имуществом принимаются ФАНО России, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения.

В соответствии со статей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие не вправе сдавать в аренду принадлежащее ему недвижимое имущество или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», Росимущество осуществляет согласование с учетом предложений ФАНО России сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду.

2. Настоящее совместное письмо Росимущества и ФАНО России устанавливает порядок согласования ТУ Росимущества решения ФАНО России о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями.

3. Согласование ТУ Росимущества решения ФАНО России о передаче в аренду, в безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, оформляется в форме письма-согласования.

4. Отказ от дачи согласия ТУ Росимущества о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, оформляется письмом-уведомлением.

5. Для принятия решения о согласовании сделок по передаче временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за организациями, подведомственными ФАНО России, в аренду или безвозмездное пользование подведомственная организация размещает на MB-портале комплект документов в соответствии с перечнями согласно и к настоящему письму с указанием наименования совершаемой сделки, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

ФАНО России рассматривает указанный комплект документов и в случае принятия положительного решения размещает на MB-портале сопроводительное письмо ФАНО России в адрес ТУ Росимущества с приложением проекта решения ФАНО России, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, и с указанием информации о размещении на MB-портале документов согласно и к настоящему письму.

Документы, размещенные на MB-портале, и проект решения ФАНО России рассматриваются ТУ Росимущества по месту государственной регистрации подведомственной ФАНО России организации в качестве юридического лица (для согласования передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование; для согласования передачи недвижимого имущества в аренду, в том числе для согласования передачи недвижимого имущества, закрепленного за подведомственным ФАНО России государственным научным учреждением или образовательным учреждением, в аренду созданному в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Закон 217-ФЗ) хозяйственному обществу).

ТУ Росимущества рассматривает проект решения и иные документы, размещенные на MB-портале, и не позднее 15 рабочих дней со дня их размещения на указанном портале согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Настоящим письмом устанавливается персональная ответственность руководителей структурных подразделений территориальных органов Росимущества, ответственных за согласование сделок по передаче недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование, за направление соответствующего ответа в адрес ФАНО России не позднее 30 рабочих дней со дня поступления проекта решения ФАНО России.

В случае непоступления от ТУ Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения на портале проекта решения ФАНО России решение считается согласованным.

6. В случае согласования решения о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества необходимо учитывать, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в обязательном порядке осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и Правилами проведения конкурсов или аукционов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», а в отношении объекта, являющегося памятником истории и культуры, также с учетом норм Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды федерального недвижимого имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов в форме конкурса или аукциона, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении срока такого договора.

Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-Ф3), по истечении срока договора аренды заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Статьей 17.1 Федерального закона № 135-Ф3 предусмотрены иные случаи, когда договоры аренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, могут быть заключены без проведения конкурсов или аукционов.

7. Заключение договоров аренды в отношении недвижимого имущества подведомственных ФАНО России государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 утверждены Правила (далее - Правила) заключения договоров аренды в отношении государственного имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) (далее - образовательные и научные учреждения).

Правила определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении образовательных и научных учреждений, заключаемых учреждениями с созданными ими хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы, а также перечень документов, которые учреждение направляет учредителю для принятия решения о согласовании данной передачи, с целью последующего направления документов с проектом решения учредителя на согласование в ТУ Росимущества.

В случае принятия научным или образовательным учреждением решения о предоставлении имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за ними на праве оперативного управления, в аренду хозяйственным обществам, созданным ими в соответствии с Законом № 217-ФЗ, заключению договора аренды должно предшествовать направление в ФАНО России комплекта документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, а также размещение их на МВ-портале.

При принятии ФАНО России решения о согласовании передачи недвижимого имущества в аренду хозяйственному обществу, ФАНО России размещает на МВ-портале письмо, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, содержащее согласие учредителя на передачу учреждением хозяйственному обществу недвижимого имущества в аренду.

8. Заключение договоров аренды подведомственной ФАНО России организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей.

Если подведомственная организация является организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Договор аренды не может быть заключен, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

9. Организациям, подведомственным ФАНО России, после заключения договоров аренды или безвозмездного пользования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их вступления в силу необходимо представлять в ФАНО России и в ТУ Росимущества заверенные копии договоров безвозмездного пользования, договоров аренды, дополнительных соглашений к ним и всех приложений (если таковые имеются), страхования федерального недвижимого имущества, акта приема-передачи федерального недвижимого имущества, подписанных со стороны ссудодателя и ссудополучателя, а также арендодателя и арендатора, заверенные руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) , главным бухгалтером подведомственной организации в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде, копии учредительных документов арендатора (ссудополучателя) и документов, подтверждающих полномочия лиц со стороны арендатора (ссудополучателя) на подписание договоров, заверенные руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), главным бухгалтером арендатора (ссудополучателя) в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде, для учета в работе.

ФАНО России надлежит обеспечить исполнение подведомственными организациями в указанный срок обязательства по представлению в ФАНО России и ТУ Росимущества обозначенных документов, а также контроль за исполнением условий договоров аренды и безвозмездного пользования.

10. В договоры аренды или безвозмездного пользования подлежит обязательному включению условие, предоставляющее право Росимуществу (ТУ Росимущества) осуществлять проверку порядка использования федерального недвижимого имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование, а также обязанность арендатора или ссудополучателя получать предварительное письменное согласие Росимущества (ТУ Росимущества) на перепланировки, реконструкцию и проведение капитального ремонта, не осуществлять действия, влекущие какое-либо обременение предоставленных арендатору или ссудополучателю имущественных прав, а также не передавать свои права и обязанности по договору другому лицу, использовать помещения в соответствии с целями, указанными в решении (распоряжении) ФАНО России, законодательством Российской Федерации, нормами и правилами использования зданий (помещений), в том числе санитарными нормами и правилами пожарной безопасности.

Проверки порядка использования федерального недвижимого имущества, переданного организациями ФАНО России по договорам аренды или безвозмездного пользования, производятся согласно порядку, установленному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности». При этом внеплановые проверки производятся ТУ Росимущества только по поручению центрального аппарата Росимущества.

11. Изменения и дополнения существенных условий в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации ранее согласованных сделок по передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, подлежат согласованию в том же порядке и в те же сроки, что и согласование сделок, на основании документов, представленных в соответствии с и к настоящему письму.

12. Общая информация в отношении подведомственных ФАНО России организаций размещается на MB-портале согласно и обновляется согласно установленным срокам.

13. В случае если требования в отношении размещения на МВ-портале документов согласно и к настоящему письму не соблюдаются, проект решения ФАНО России по согласованию передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, ТУ Росимущества не рассматривается, о чем в ФАНО России направляется письмо-уведомление путем размещения на МВ-портале.

В дополнение направляем для руководства в работе по заключению договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом.

Приложение: на 18 л.

* В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

** В случае подписания документа лицом, исполняющим обязанности, необходимо приложить заверенную копию приказа о назначении на должность.

Рекомендации
к договору безвозмездного пользования (ссуды)

В договоре безвозмездного пользования (ссуды) на недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за подведомственными ФАНО России организациями (далее - Договор), должны быть предусмотрены следующие условия:

1. Страхование недвижимого имущества и гражданской ответственности:

1.1. Ссудополучатель обязан ежегодно, на весь срок действия Договора, заключать договоры страхования на имущество, переданное в безвозмездное пользование (далее - Имущество) по Договору, либо возместить Ссудодателю расходы, связанные со страхованием Имущества:

Гражданской ответственности при эксплуатации занимаемых помещений по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и ущерба имуществу третьих лиц;

Имущества от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения в пользу Ссудодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Договоры страхования гражданской ответственности и страхования Имущества заключаются Ссудополучателем со страховщиком в соответствии с разработанными страховщиком Правилами страхования.

1.3. Копии договоров страхования, заверенные в установленном порядке, Ссудополучателем передаются Ссудодателю, ФАНО России и Росимуществу в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их заключения.

2. Права и обязанности Ссудодателя:

2.1. Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

При невыполнении Ссудополучателем обязательств, предусмотренных Договором;

Если в отношении Имущества в установленном порядке принято решение о его сносе или использовании для федеральных нужд.

При невнесении Ссудополучателем более двух раз подряд оплаты расходов, связанных с содержанием Имущества (эксплуатационных, коммунальных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества).

2.2. Ссудодатель обязан потребовать возмещение ущерба, причиненного Имуществу, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Ссудополучателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

2.3. В течение трех рабочих дней со дня подписания настоящего Договора Ссудодатель обязан предоставить Имущество Ссудополучателю по акту приема- передачи.

2.4. В случае аварий, происшедших не по вине Ссудополучателя, Ссудодатель обязан оказывать Ссудополучателю необходимое содействие по устранению их последствий.

2.5. Ссудодатель обязан обеспечить контроль выполнения Ссудополучателем обязательств по настоящему Договору.

2.6. Ссудодатель обязан не допускать досрочного освобождения Ссудополучателем Имущества без заключения соответствующего соглашения и оформления акта приема-передачи.

В случае освобождения Ссудополучателем Имущества без оформления акта приема-передачи Ссудодатель обязан уведомить об этом ФАНО России и Росимущество в течение пяти рабочих дней с даты освобождения Ссудополучателем Имущества.

2.7. Ссудодатель обязан предоставить в ФАНО России и Росимущество заверенные в установленном порядке копии настоящего Договора и договора (- ов) на возмещение всех расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных, иных расходов, связанных с содержанием Имущества), а также дополнительных соглашений и актов приема-передачи со всеми дополнениями, являющимися их неотъемлемыми частями, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты их заключения.

3. Права и обязанности Ссудополучателя:

3.1. Ссудополучатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в следующих случаях:

При обнаружении недостатков, делающих использование Имущества невозможным, о наличии которых Ссудополучатель не знал и не мог знать в момент заключения настоящего Договора;

Если Имущество в силу обстоятельств, за которые Ссудополучатель не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования;

Если при заключении настоящего Договора Ссудодатель не предупредил Ссудополучателя о правах третьих лиц на Имущество;

При неисполнении Ссудодателем обязанности передать помещения и относящиеся к нему документы Ссудополучателю в срок, установленный настоящим Договором.

3.2. Ссудополучатель обязан использовать Имущество на условиях, установленных настоящим Договором.

3.3. Ссудополучатель вправе требовать возмещение ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Ссудодателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

3.4. Ссудополучатель обязан в течение одного рабочего дня после подписания Договора принять Имущество от Ссудодателя по акту приема- передачи.

3.5. Ссудополучатель обязан в пятидневный срок с даты подписания настоящего Договора заключить договор на возмещение всех расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных необходимых расходов, связанных с содержанием Имущества) на срок, указанный в Договоре.

Стоимость потребленных Ссудополучателем коммунальных, эксплуатационных расходов определяется по показаниям счетчиков, а при их отсутствии рассчитывается на основании мощностей установленного в помещениях, переданных в безвозмездное пользование по настоящему Договору, электро- и водопотребляемого оборудования.

3.6. Ссудополучатель обязан использовать Имущество в соответствии с целями, указанными в Договоре, условиями настоящего Договора, законодательством Российской Федерации, нормами и правилами использования зданий (строений, сооружений, помещений в них), в том числе санитарными нормами и правилами пожарной безопасности, а также, в случае если передаче в безвозмездное пользование подлежит объект культурного наследия, - в соответствии с обязательным условием выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия, установленных законодательством Российской Федерации, актом технического состояния и охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия.

3.7. Ссудополучатель обязан своевременно осуществлять текущий ремонт передаваемого в безвозмездное пользование Имущества за свой счет, принимать долевое (пропорционально площади занимаемых помещений или по согласованию с Ссудодателем в другой пропорции) участие в финансировании капитального ремонта здания, производимого Ссудополучателем в установленном порядке.

Ссудополучатель обязан не препятствовать Ссудодателю в проведении капитального ремонта переданного в безвозмездное пользование Имущества, а также соблюдать порядок использования Имущества в период проведения капитального ремонта, который определяется дополнительным соглашением к настоящему Договору.

3.8. Ссудополучатель обязан в течение 24 часов извещать Ссудодателя, Росимущество и ФАНО России о ставшем ему известным повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем или способном нанести ущерб Имуществу, и безотлагательно принимать меры для предотвращения его дальнейшего разрушения или повреждения, а также для устранения нанесенного Имуществу ущерба.

3.9. Ссудополучатель обязан возместить Ссудодателю убытки, в том числе оплатить ремонтно-восстановительные работы по устранению нанесенного ущерба, рассчитанные в установленном порядке, в случае нанесения ущерба Имуществу, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением Ссудополучателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

3.10. Ссудополучатель обязан обеспечивать сохранность Имущества, переданного в безвозмездное пользование, инженерных коммуникаций и оборудования в помещениях, переданных в безвозмездное пользование, и поддержание их в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

3.11. Ссудополучатель обязан соблюдать в помещениях, переданных в безвозмездное пользование, требования органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, положения нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления соответствующего вида деятельности Ссудополучателя и правила содержаниях таких помещений.

3.12. Ссудополучатель обязан не производить переустройство и (или) перепланировок Имущества, реконструкцию, проведение капитального ремонта, а также неотделимых от них улучшений без предварительного письменного согласия Ссудодателя, ФАНО России и Росимущества.

3.13. Ссудополучатель обязан своевременно и в полном объеме нести расходы, связанные с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества), в соответствии с Договором.

3.14. Ссудополучатель обязан не сдавать Имущество в субаренду (поднаем) или безвозмездное пользование (ссуду), не осуществлять другие действия, влекущие какое-либо ограничение (обременение) предоставленных Ссудополучателю имущественных прав, а также не передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другим лицам (перенаем).

3.15. Ссудополучатель обязан обеспечивать беспрепятственный доступ во все помещения Имущества представителей Ссудодателя, ФАНО России и Росимущества для проведения в установленном порядке проверки соблюдения Ссудополучателем условий настоящего Договора, эффективности использования и обеспечения сохранности Имущества, а также предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.

3.16. При наступлении страхового случая по договору страхования имущества Ссудополучатель обязан сообщить о его наступлении Ссудодателю в течение пяти дней, начиная со дня, когда ему стало известно об этом.

3.17. Ссудополучатель обязан передать Ссудодателю его экземпляры договоров страхования, заключенных в соответствии с настоящим Договором, но не позднее пяти дней со дня их заключения, а также документы, подтверждающие своевременную оплату договоров страхования, не позднее пяти дней с момента перечисления страховой премии.

3.18. Ссудополучатель обязан в последний рабочий день срока действия настоящего Договора передать Имущество Ссудодателю по акту приема-передачи, который составляется и подписывается Ссудодателем и Ссудополучателем в четырех экземплярах (по одному для каждой из сторон, ФАНО России и Росимущества) и должен содержать сведения о техническом состоянии помещений на момент их передачи.

3.19. В случае досрочного расторжения настоящего Договора Ссудополучатель обязан вернуть Ссудодателю помещения по акту приема- передачи в состоянии не хуже, чем то, в котором их получил, с учетом нормального износа в порядке, предусмотренном Договором.

3.20. Ссудополучатель обязан нести риск случайной гибели или случайного повреждения Имущества.

3.21. Если в результате обстоятельств, за которые отвечает Ссудополучатель, состояние возвращаемого Имущества по окончании договора хуже, чем на момент его передачи, с учетом естественного износа, Ссудополучатель обязан возместить Ссудодателю причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок передачи Имущества:

4.1. До дня подписания Ссудодателем и Ссудополучателем акта приема-передачи Имущества Ссудополучатель должен освободить переданное в безвозмездное пользование Имущество и подготовить его к передаче Ссудодателю.

4.2. Акт приема-передачи составляется и подписывается Ссудодателем и Ссудополучателем в четырех экземплярах (по одному - для Ссудодателя, Ссудополучателя, ФАНО России и Росимущества) и должен содержать сведения о техническом состоянии помещений на момент их передачи.

4.3. По одному экземпляру акта приема-передачи, подписанного Ссудодателем и Ссудополучателем, направляется Ссудополучателем в ФАНО России и в Росимущество в течение десяти рабочих дней с даты его подписания.

4.4. Акт приема-передачи после его подписания Ссудодателем и Ссудополучателем приобщается к каждому экземпляру соглашения о досрочном расторжении настоящего Договора и является его неотъемлемой частью.

5. Платежи и расчеты по договору:

5.1. Ссудополучатель оплачивает расходы, связанные с содержанием Имущества (коммунальные, эксплуатационные и иные расходы, связанные с содержанием Имущества) на основании отдельного договора.

5.2. Обязанность по оплате расходов возникает с момента подписания акта приема-передачи Имущества.

6. Изменение, расторжение, прекращение договора:

6.1. Изменение условий настоящего Договора допускается по соглашению Сторон. Вносимые дополнения или изменения рассматриваются Сторонами в тридцатидневный срок и оформляются дополнительным соглашением, которое подлежит обязательному согласованию с ФАНО России и Росимуществом.

6.2. Ссудополучатель вправе в любое время отказаться от настоящего Договора, известив об этом Ссудодателя и ФАНО России за тридцать дней.

6.3. В случае расторжения настоящего Договора Стороны должны провести сверку своевременности и полноты оплаты расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества).

6.4. Ссудодатель в течение десяти дней со дня расторжения настоящего Договора уведомляет об этом ФАНО России и Росимущество с указанием причин его расторжения.

6.5. В случае ликвидации Ссудополучателя настоящий Договор считается расторгнутым с момента завершения ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.6. При возникновении споров по настоящему Договору Стороны принимают меры к их урегулированию путем переговоров.

6.7. При невозможности разрешения указанных споров между Сторонами путем переговоров, они рассматриваются в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность Сторон:

7.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Иные условия:

8.1. Условия настоящего Договора сохраняют свою силу на весь срок действия настоящего Договора, кроме тех случаев, когда после его заключения изданы акты государственной власти, в результате которых исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

8.2. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором или вытекающие из него, регламентируются законодательством Российской Федерации.

8.3. Договор заключается в 4 (четырех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, а также по одному экземпляру для ФАНО России и Росимущества.

(подпись)

(подпись)

______________________________

* За исключением площадей, ранее переданных по заключенным договорам аренды (безвозмездного пользования).

** Показатель рассчитывается как сумма итогов и , умноженная на 100 и разделенная на итог .

Организационно-правовая форма (по ОКОПФ)
Основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)
Сведения об учредителях (указывается наименование учредителя, его доля)
Основной вид деятельности (по ОКВЭД)
Перечень видов деятельности
Количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет
Объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно)
Сведения, подтверждающие, что деятельность хозяйственного общества заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
Юридический адрес
Адрес электронной почты
Телефон / Факс

Руководитель организации ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

______________________________

* Количество заявок должно соответствовать количеству планируемых к заключению договоров аренды (безвозмездного пользования), а в случае проведения торгов на право заключения договора аренды - количеству лотов.

** Указывается в заявке в случае передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, созданному в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Приложение № 5
к Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
и Федерального агентства
научных организаций
от 10 июня 2015 г.

Перечень (покомнатный состав)

недвижимого имущества, предполагаемого к передаче в аренду

(безвозмездное пользование), находящегося

в оперативном управлении (хозяйственном ведении)

____________________________________________________________________

(полное наименование подведомственной ФАНО России организации)

№ п/п № этажа Номер помещения Номер комнаты по плану Назначение помещения (комнаты) Состояние помещения, необходимость осуществления ремонта Общая площадь (кв. метров)
адрес здания (сооружения) № 1
адрес здания (сооружения) № 2
Итого

Руководитель организации ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

______________________________

* Указывается актуальное состояние помещения (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное), необходимость осуществления ремонта (ремонт не требуется, требуется текущий ремонт, требуется капитальный ремонт).

Приложение № 6
к Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
и Федерального агентства
научных организаций
от 10 июня 2015 г.
№ ОД-Р8/23197/007-18.2-10/МК-435

Утверждено

_____________________________________

(указывается наименование

коллегиального органа организации)

протокол от “__”_____20__г. № _____

Заключение

о возможности передачи в аренду

Комиссия организации в составе:

председателя комиссии - (руководителя или заместителя руководителя

организации)____________________________________________________________;

членов комиссии: _______________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

секретаря комиссии _____________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

представителей общественных организаций сотрудников и (или)

обучающихся, студентов организации _____________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

юриста ______________________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а

также на основании следующих данных:

объект аренды: __________________________________________________________

(здание, сооружение, помещения (с точным указанием назначения объекта

недвижимости и адреса) согласно выписке из ЕГРП и кадастрового

паспорта)

общей площадью: _______________ кв. метров

цель аренды: ____________________________________________________________

(торговля канцтоварами, ксерокопирование, реализация учебной

литературы, организация учебного процесса, организация питания

для сотрудников, обучающихся и др. цели)

срок аренды: ____________________________________________________________

(11 месяцев, 5 лет и т.д. с даты заключения договора)

время использования объекта: ____________________________________________

(круглосуточное или почасовое с указанием конкретного времени

использования, например, с 18.00 до 20.00 и количества часов

в день, неделю или месяц)

составила настоящее заключение о возможности передачи в аренду помещений,

находящихся в оперативном управлении ___________________________________,

(полное наименование организации)

так как передача в аренду не приведет к возможности ухудшения условий

обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления

детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи,

социальной защиты и социального обслуживания детей.

Подписи членов комиссии (с расшифровкой фамилий):

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Обзор документа

Установлен новый порядок согласования Росимуществом решения ФАНО России о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями.

Указанное согласование оформляется в форме письма-согласования. Отказ от дачи согласия - в форме письма-уведомления. Прописана процедура согласования. Прилагаются перечни документов, направляемых в ФАНО России и Росимущество вместе с проектом решения о передаче недвижимости.

Определены условия, когда договоры могут быть заключены на новый срок без проведения торгов.

Указаны особенности заключения договоров в отношении вузов и научных учреждений; организации, образующей социальную инфраструктуру для детей; в связи с установкой терминалов приема платежей, банкоматов, рекламных конструкций.

Названы условия, которые надлежит включить в договоры. Среди них право органов Росимущества проверять, как используется переданное имущество. Перечислены обязанности арендатора.

Указаны документы, которые организации предоставляют в ФАНО России и в Росимущество после заключения договоров.

федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием на срок менее одного года в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендодатель », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендатор », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. На основании протокола об итогах аукциона (конкурса) от «»2019 г. № Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: , включающее в себя: , а Арендатор обязуется вносить арендную плату в порядке, установленном настоящим Договором.

1.3. Передача недвижимого имущества в аренду не влечет передачу права собственности на него. Приватизация недвижимого имущества может быть осуществлена только в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Технические характеристики и иные сведения об Объекте аренды указаны в техническом паспорте БТИ № по состоянию на «»2019 г. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются выписка из технического паспорта БТИ, экспликация и поэтажный план.

1.5. Недвижимое имущество является федеральной собственностью и принадлежит Арендодателю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается . Настоящий Договор заключен с согласия собственника имущества – Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

1.6. Продукция и иные доходы, полученные Арендатором в результате использования арендованного имущества, в том числе в результате сдачи в субаренду, являютсяего собственностью.

1.7. Рыночная стоимость Объекта аренды составляет рублей. Отчет независимой оценки прилагается .

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Настоящий Договор действует до «»2019 .

2.2. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Арендодатель обязуется :

3.1.1. В течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу настоящего Договора предоставить Арендатору недвижимое имущество по акту приема-передачи, который составляется и подписывается Сторонами в четырех экземплярах. В случае невозможности предоставить недвижимое имущество сообщить об этом Арендатору в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу настоящего Договора.

3.1.2. В пятидневный срок с даты подписания акта приема-передачи представить один его экземпляр Арендатору. Акты приема-передачи приобщаются к каждому экземпляру настоящего Договора и являются его неотъемлемой частью.

3.1.3. Участвовать в порядке, согласованном с Арендатором, в создании необходимых условий для эффективного использования недвижимого имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.

3.1.4. В случае аварий, произошедших не по вине Арендатора, приведших к ухудшению недвижимого имущества, оказывать необходимое содействие Арендатору в устранении их последствий.

3.1.5. В месячный срок рассматривать обращения Арендатора по вопросам субаренды, изменения назначения недвижимого имущества, его ремонта и переоборудования.

3.2. Арендатор обязуется :

3.2.1. Не позднее пяти рабочих дней с даты вступления в силу настоящего Договора принять у Арендодателя недвижимое имущество по акту приема-передачи.

3.2.2. Использовать недвижимое имущество исключительно в целях, указанных в пункте 1.2 настоящего Договора.

3.2.3. В течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу настоящего Договора заключить с соответствующими организациями договоры на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг (далее – договоры на оплату услуг) на срок действия настоящего Договора.

3.2.4. Оплачивать коммунальные, эксплуатационные (в том числе затраты на ремонт мест общего пользования) и административно-хозяйственные услуги в соответствии с условиями договоров на оплату услуг. Нести расходы на содержание недвижимого имущества и поддерживать его в надлежащем состоянии в соответствии с техническими, санитарными и противопожарными нормами. Расходы Арендатора на оплату коммунальных, эксплуатационных и необходимых административно-хозяйственных услуг, а также амортизационные отчисления не включаются в установленную настоящим Договором сумму арендной платы.

3.2.5. Вносить арендную плату в установленный настоящим Договором срок.

3.2.6. В месячный срок с даты письменного обращения Арендодателя в связи с изменением порядка расчета арендной платы и/или величины арендной платы заключить дополнительное соглашение об изменении порядка расчета арендной платы или величины арендной платы. В случае несогласия с изменением порядка расчета арендной платы и/или величины арендной платы представить Арендодателю необходимые документы для оформления соглашения о расторжении настоящего Договора.

3.2.7. Следить за нормальным функционированием и техническим состоянием инженерно-технических коммуникаций, охранной, противопожарной сигнализации, телефонной сети. Обеспечивать их сохранность и исправное состояние.

3.2.9. Соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования органов санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта.

3.2.10. Не допускать захламления бытовым и строительным мусором: 1 вариант: недвижимого имущества, его внутренних дворов, пристроек (если в аренду передается целое здание); 2 вариант: недвижимого имущества, внутренних дворов зданий, в которых находится недвижимое имущество. Немедленно извещать Арендодателей о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) недвижимому имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения недвижимого имущества.

3.2.11. Не производить неотделимые улучшения, капитальный ремонт, перепланировки и/или переоборудование недвижимого имущества, вызываемые потребностями Арендатора, без письменного разрешения Арендодателя. Если произведенные неотделимые улучшения, капитальный ремонт, перепланировка и/или переоборудование будут впоследствии одобрены Арендодателем, Арендатор обязуется зарегистрировать их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в противном случае Арендатор обязан привести недвижимое имущество в первоначальное состояние.

3.2.12. Принимать долевое участие в капитальном ремонте недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего Договора, производимом Арендодателем, пропорционально площади занимаемого недвижимого имущества. Необходимость ведения капитального ремонта определяется согласно техническому заключению, составляемому организацией, имеющей соответствующую лицензию.

3.2.13. Ежемесячно, не позднее 15 числа оплачиваемого месяца, представлять Арендодателю копии платежных поручений, подтверждающих перечисление арендной платы и штрафных санкций, установленных настоящим Договором.

3.2.14. Не сдавать арендуемое недвижимое имущество в субаренду без письменного согласия Арендодателя. Осуществлять другие действия, влекущие какое-либо обременение предоставленных Арендатору имущественных прав, включая: передачу своих прав и обязанностей по настоящему Договору другим лицам, предоставление недвижимого имущества в безвозмездное пользование, только с письменного согласия Арендодателя.

3.2.15. Обеспечивать представителям Арендодателя беспрепятственный доступ к недвижимому имуществу для проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора, а также предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.

3.2.16. Письменно уведомить Арендодателя о желании заключить договор аренды на новый срок не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия настоящего Договора, в противном случае настоящий Договор считается прекращенным. Днем уведомления считается день получения Арендодателем письменного уведомления.

3.2.17. В течение месяца с даты вступления настоящего Договора в силу застраховать недвижимое имущество за свой счет на весь срок аренды от рисков, наступление которых может привести к невозможности использования недвижимого имущества по его прямому назначению или ухудшению его состояния. Выгодоприобретателем по договору страхования является Арендодатель. Страховой полис хранится у Арендодателя. Копия страхового полиса на Объект аренды хранится у Арендатора. При наступлении страхового случая Арендодатель с целью принятия решения о целесообразности восстановления Объекта аренды может создать комиссию с участием Арендатора при согласии последнего. При принятии решения о восстановлении Объекта аренды и согласии Арендатора осуществить восстановление заключается соглашение о восстановлении, включающее план-график проведения восстановительных работ и смету затрат в рамках страхового возмещения. Арендодатель осуществляет контроль за использованием Арендатором переданных ему в рамках соответствующего соглашения средств по страховому возмещению на ремонтно-восстановительные работы Объекта аренды.

3.2.18. В течение пяти дней с даты прекращения настоящего Договора вернуть Арендодателю недвижимое имущество по акту приема-передачи в состоянии не хуже, чем в котором оно было получено, с учетом нормального износа в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Договора.

3.2.19. В случае освобождения Арендатором недвижимого имущества до прекращения настоящего Договора в течение пяти дней письменно сообщить об этом Арендодателю.

4. ПОРЯДОК ВОЗВРАТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА АРЕНДОДАТЕЛЮ

4.1. Возврат недвижимого имущества Арендодателю осуществляется на основании акта приема-передачи.

4.2. Недвижимое имущество считается возвращенным Арендодателю с даты подписания акта приема-передачи.

4.3. Недвижимое имущество должно быть передано Арендодателю в том же состоянии, в котором оно было передано Арендатору, с учетом нормального износа. Также Арендодателю должны быть переданы по акту и все произведенные в арендуемых помещениях перестройки и переделки, а также улучшения, составляющие принадлежность помещений и неотделимые без вреда для их конструкции и интерьера.

4.4. Произведенные Арендатором отделимые улучшения арендуемых помещений являются собственностью Арендатора.

5. РАЗМЕР АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Арендная плата за недвижимое имущество устанавливается в размере рублей за один квадратный метр площади недвижимого имущества в год, без учета налога на добавленную стоимость, и рублей за один квадратный метр площади недвижимого имущества в месяц, без учета налога на добавленную стоимость. Расчет арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

5.2. Арендная плата по настоящему Договору перечисляется Арендатором на расчетный счет Арендодателя за каждый месяц вперед до 10 числа оплачиваемого месяца. Обязанность по оплате арендной платы считается исполненной с даты поступления на расчетный счет Арендодателя.

5.3. В случае если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок перечисления арендной платы, чем предусмотренный пунктом 5.2 настоящего Договора, Стороны оформляют соответствующие изменения к настоящему Договору.

5.4. В случае досрочного освобождения недвижимого имущества до прекращения настоящего Договора Арендатор не освобождается от внесения арендной платы до окончания срока действия настоящего Договора на счет, указанный в разделе 10 настоящего Договора.

5.5. В арендную плату не включены:

  • плата за пользование земельным участком, на котором расположен Объект аренды, или соответствующей долей в земельном участке;
  • плата за эксплуатационное обслуживание, а также плата за пользование общей собственностью.
Стоимость эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг не включается в установленную пунктом 5.1 настоящего Договора сумму арендной платы, а их оплата производится по договорам на оплату услуг.

5.6. Размер арендной платы может быть изменен в случае централизованного изменения цен и тарифов, вида деятельности Арендатора (в рамках целей использования арендуемых помещений) и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменение размера арендной платы оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору.

5.7. Оплата неустойки (штрафа или пени), предусмотренной настоящим Договором, перечисляется Арендатором на расчетный счет Арендодателя.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по настоящему Договору виновная сторона обязана возместить причиненные убытки.

6.2. За неисполнение обязанности, предусмотренной подпунктом 3.2.13 настоящего Договора, Арендатор несет ответственность в виде уплаты штрафа в размере ежемесячной арендной платы. В случае систематического неисполнения обязательств по указанному пункту, более трех раз в течение срока действия настоящего Договора, Арендатор лишается преимущественного права перед другими лицами на продление Договора или заключение его на новый срок.

6.3. За неисполнение обязанности, предусмотренной подпунктом 3.2.19 настоящего Договора, Арендатор несет ответственность в виде уплаты штрафа в размере одной четвертой части годовой арендной платы в федеральный бюджет на счет, указанный в пункте 5.2 настоящего Договора.

6.4. В случае несвоевременной уплаты или неуплаты Арендатором платежей в сроки, установленные пунктом 5.2 настоящего Договора Арендодатель вправе требовать от Арендатора, а последний обязан оплатить пени в размере 0,7% от подлежащей оплате суммы за каждый день просрочки, которая перечисляется Арендатором в порядке, установленном пунктом 5.2 настоящего Договора.

6.5. В случае если Арендатор не принял в установленный настоящим Договором срок, или не возвратил арендуемые помещения, или возвратил их несвоевременно, он обязан внести арендную плату за все время просрочки в порядке, установленном пунктом 5.2 настоящего Договора. В указанных в настоящем пункте случаях Арендодатель вправе требовать, а Арендатор обязан оплатить пени в размере 0,5% за каждый день просрочки от суммы, причитающейся к оплате аренды.

6.6. В случае нецелевого использования арендуемых помещений или передачи их Арендатором в субаренду без письменного согласия Арендодателя Арендодатель вправе требовать, а Арендатор обязан оплатить штраф в размере 1/3 суммы годовой арендной платы.

6.7. Уплата пени и штрафа, установленных настоящим Договором, не освобождает Стороны от выполнения лежащих на них обязательств или устранения нарушений, а также возмещения причиненных ими убытков.

7. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

7.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнения и другие природные стихийные бедствия, а также издание актов государственных органов.

7.2. Свидетельство, выданное соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы.

7.3. Сторона, которая не исполняет своего обязательства вследствие действия непреодолимой силы, должна незамедлительно известить другую Сторону о таких обстоятельствах и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему Договору.

7.4. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 3 (трех) последовательных месяцев, настоящий Договор может быть расторгнут любой из Сторон путем направления письменного уведомления другой Стороне.

8. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Все споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, разрешаются Сторонами путем переговоров.

8.2. В случае если споры не урегулированы Сторонами путем переговоров, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

9. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ, ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА НОВЫЙ СРОК

9.1. Изменение условий настоящего Договора и его досрочное прекращение допускаются по соглашению Сторон, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором. Предложения по изменению условий настоящего Договора и его досрочному прекращению рассматриваются Сторонами в месячный срок с даты получения одной из сторон предложения об изменении условий настоящего Договора. Изменение настоящего Договора или его досрочное расторжение оформляются дополнительным соглашением.

9.2. Настоящий Договор подлежит досрочному расторжению по требованию одной из Сторон в случаях, предусмотренных настоящим Договором или законодательством Российской Федерации.

9.3. Настоящий Договор подлежит досрочному расторжению по требованию Арендодателя в следующих случаях:

9.3.1. Арендатор пользуется недвижимым имуществом с существенным нарушением условий настоящего Договора или назначения недвижимого имущества, либо неоднократными нарушениями, в том числе, если Арендатор осуществляет техническую эксплуатацию недвижимого имущества с нарушением требований норм, регламентирующих эксплуатацию соответствующих видов имущества.

9.3.2. Арендатор существенно ухудшает состояние недвижимого имущества.

9.3.3. Арендатор более двух раз подряд по истечении установленного настоящим Договором срока платежа не вносит арендную плату.

9.3.4. Если Арендатор совершил без письменного согласия Арендодателя сделку, следствием которой явилось или может явиться какое-либо обременение недвижимого имущества, либо права аренды, в частности переход их к другому лицу (договоры залога, субаренды, внесение права на аренду арендуемого имущества в уставный капитал организаций и др.), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9.3.5. Если Арендатор незамедлительно не известил Арендодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) недвижимому имуществу ущерб, и своевременно не принял все возможные меры по предотвращению угрозы дальнейшего разрушения или повреждения недвижимого имущества.

9.4. Арендатор, надлежащим образом выполнивший обязательства, предусмотренные настоящим Договором, по истечении его срока действия не имеет при прочих равных условиях преимущественного права перед другими лицами на заключении договора аренды на новый срок.

9.5. Невыполнение или ненадлежащее исполнение Арендатором условий настоящего Договора является основанием для отказа Арендатору в заключение договора аренды на новый срок.

9.6. В случае если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия настоящего Договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

9.7. В случае, когда настоящий Договор считается продленным на неопределенный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации, каждая из Сторон вправе отказаться от него, предупредив другую Сторону не позднее, чем за один месяц до предполагаемой даты расторжения настоящего Договора.

9.8. Настоящий Договор не предполагает перехода права собственности на недвижимое имущество к Арендатору вне зависимости от срока действия договора аренды и срока фактического владения и пользования этим имуществом.

10. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Все приложения к настоящему Договору подписываются Сторонами и являются его неотъемлемыми частями.

10.2. Условия возмещения расходов Арендатора на неотделимые улучшения недвижимого имущества, произведенные с согласия Арендодателя, могут быть предусмотрены в дополнительном соглашении к настоящему Договору.

10.3. Стоимость неотделимых улучшений недвижимого имущества, произведенных Арендатором во время действия настоящего Договора, после его прекращения возмещению не подлежит.

10.4. Реорганизация Арендодателя, а также перемена собственника недвижимого имущества не является основанием для изменения условий или расторжения настоящего Договора.

10.5. При изменении наименования, местонахождения, банковских реквизитов или реорганизации одной из Сторон, она обязана письменно в двухнедельный срок послепроизошедших изменений сообщить другой стороне о данных изменениях, кроме случаев, когда изменение наименования и реорганизация происходят в соответствии с указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

10.6. Арендодатель имеет право контролировать выполнение Арендатором обязательств по настоящему Договору.

10.7. Отношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором, регулируются законодательством Российской Федерации.

10.8. Настоящий Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую силу.

Многие российские предприятия стремятся подписать с тем или иным органом власти - государственным или муниципальным, - договор об аренде имущества. Для этого представители бизнеса с удовольствием участвуют в различных конкурсах и аукционах. Какова цель предпринимателей, вовлеченных в процесс коммуникаций с органами власти?

Аренда как способ сэкономить

Аренда муниципального имущества - процедура, которая в российской предпринимательской среде считается отличной альтернативой соответствующему договору с коммерческой организацией.

Все потому, что тот или иной склад, офис или другое помещение, которым располагает муниципалитет, как правило, намного дешевле, чем объект, предлагаемый юрлицами. И многие предприниматели очень рады получить право аренды муниципального имущества.

Специфика муниципального имущества

Какова специфика объектов недвижимости, которые принадлежат местным властям? В соответствии с положениями 215-й статьи ГК РФ то имущество, которое на праве собственности находится во владении городов, сельских поселений и иных административно-территориальных единиц, на уровне которых реализуется местное самоуправление, причисляется к муниципальному типу. Часто соответствующего типа собственность закреплена за отдельными учреждениями. Если это не так, то оно входит в качестве актива в муниципальную казну.

Если предприниматель желает узнать, возможна ли аренда недвижимого муниципального имущества того или иного типа, то такая информация, как правило, размещена на сайтах местных властей. Но если даже соответствующих данных на веб-ресурсах муниципалитетов по каким-либо причинам нет, то бизнесмен вправе сделать запрос в местный орган управления. Услуга по предоставлению соответствующих сведений предпринимателю должна оказываться муниципалитетом бесплатно.

Субъекты арендных правоотношений

Стоит отметить, что для предпринимателей возможно приобретение в пользование имущества не только муниципального, но и государственного типа. Принципиальных различий между процедурой, в рамках которой осуществляется передача в аренду муниципального имущества, и аналогичными действиями при участии государственных органов власти немного, так как все эти процессы регулируются одними и теми же законами.

Типы договоров

Можно также отметить, что аренда - не единственный вариант взаимодействия органа власти на том или ином уровне и предприятия. Специфика соответствующих контрактов в том, что имущество передается арендодателем за плату во временное использование.

Возможен также вариант с заключением договора безвозмездного пользования. Согласно подобному контракту собственник имущества обязуется передать объект недвижимости другой стороне, которая, в свою очередь, должна вернуть ее владельцу в том же состоянии с учетом допустимого износа или же в том виде, который предусмотрен договором.

Помимо такого типа сделок, как аренда государственного и муниципального имущества и договор безвозмездного пользования, возможно также заключение контрактов на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений муниципалитет или государственный орган передает контрагенту в лице предприятия недвижимость на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.

Договор, предмет которого - аренда муниципального имущества, может быть также заменен на контракт, предусматривающий ответственное хранение той или иной собственности и одновременное пользование ею. Также возможен вариант с оформлением договора займа, предмет которого - соответствующего типа материальные ценности.

Однако аренда федерального и муниципального имущества на практике осуществляется главным образом в рамках обычной аренды. Хотя, конечно, на уровне конкретных муниципалитетов в том или ином регионе возможны разные подходы к вопросу взаимодействия с предприятиями. Главное, чтобы соответствующие действия органов власти не противоречили законодательству, регулирующему отношения государственных и муниципальных институтов с частными предприятиями.

Особенности арендных договоров с муниципалитетами

Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества - ФЗ №135. В соответствии с его положениями собственность, которая не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, может сдаваться предпринимателям только на конкурсной основе (или аукционной). Аналогичная процедура должна быть проведена, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. Причем не важно, в хозяйственном оно управлении или же в оперативном. Те же самые правила будут действовать, если собственностью владеет автономное государственное учреждение или же муниципальный орган, но при условии оперативного управления.

Специфика конкурсов

Итак, в ряде случаев аренда муниципального имущества возможна только по факту проведения конкурса. Правила, согласно которым данные процедуры организуются, зафиксированы в одном из Приказов ФАС РФ - ведомства, которое отвечает за корректность взаимодействия власти и бизнеса во многих аспектах. В соответствующем нормативном акте, выпущенном антимонопольной службой, содержится список видов имущества, для аренды которых необходимо проведение торгов. В свою очередь, положения Приказа ФАС России могут дополнять нормативные акты, издаваемые на уровне отдельных муниципалитетов. Как правило, данные документы доступны на веб-сайтах местных органов власти.

Особенность проведения конкурсов, предмет которых - заключение договора аренды муниципального имущества, в том, что информация, касающаяся данных мероприятий, должна быть опубликована в интернете на сайте torgi.ru, который принадлежит Министерству экономического развития.

Когда конкурсы не проводятся

Бывают ситуации, когда проведение конкурсов, о которых идет речь, не обязательно. В каких случаях возможна аренда муниципального имущества без торгов? Данные моменты регулируются 17-й статьей ФЗ №135. Рассмотрим их.

Первый сценарий, предполагающий, что аренда муниципального имущества возможна без конкурса, может быть реализован в соответствии с положениями 5-й главы ФЗ №135, отражающей возможность установления тех или иных преференций со стороны муниципальных органов власти.

Второй сценарий предполагает, что конкурс уже был проведен, однако по правилам, содержащимся в положениях ФЗ №44, то есть в рамках муниципального контракта. При этом срок аренды объекта не может быть больше, чем длится соответствующего типа контракт.

Третий вариант, в рамках которого конкурс не обязателен, - аренда имущества на срок, не превышающий 30 дней в течение полугода. При этом недопустимо заключение договоров между муниципалитетом и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

Можно также отметить, что конкурс, предмет которого - предоставление в аренду муниципального имущества, может быть не проведен, если подразумевается продление действующих контрактов между предпринимателями и муниципалитетами.

Конкурс может не проводиться, если права на муниципальное и иное имущество предоставляются фирмам в силу положений международных договоров, подписанных РФ, межправительственных соглашений, а также федеральных законов, которые устанавливают особый порядок пользования собственностью и иных правовых актов: указов Президента, постановлений Правительства или, например, решений судов, которые вступили в силу.

Конкурсы не проводятся, если муниципалитет передает в безвозмездное пользование культовые здания, сооружения и иные виды собственности религиозным организациям.

Также необходимости в проведении торгов может не быть, если имущество передается в пользу других органов власти на государственном или муниципальном уровне, а также внебюджетных фондов или, например, Центробанка России.

Также можно отметить, что рассмотренный нами порядок, в рамках которого имущество муниципалитетов и государственных органов власти передается в аренду, не касается тех сфер, которые регулируются Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, а также законами о недрах.

Имущество в пользовании: два варианта

Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества. Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д. Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:

По факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых - право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;

Заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.

В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других - аукционами. Какой термин более корректен?

Конкурс или аукцион?

В зависимости от контекста и ряда специфических признаков процедуры употребляться может и тот и другой термин на вполне законных основаниях. Если речь идет о конкурсе, то предполагается, что заявки участников будут подаваться в закрытом виде (например, в конвертах). Конкуренты не будут знать подробности заявок.

Аукцион, в свою очередь, это определение самого выгодного для муниципалитета варианта на основе главным образом публичных торгов. То есть тот или иной участник соревнования за право заключить договор аренды муниципального имущества в курсе, что предлагает конкурент, и может попробовать выдвинуть более выгодное для владельца предложение.

Как проводятся торги

В зависимости от того, проходит аукцион или конкурс, правила проведения торгов могут несколько отличаться. Как мы уже отметили выше, если речь идет о проведении конкурса, то публичным остается только состав участников. Если мероприятие проходит в формате аукциона - открыта вся информация об участниках и выдвигаемых ими предложениях.

Муниципалитетом, который владеет имуществом, создается специальная комиссия. Ее основные функции: работа с конвертами, в которых содержатся предложения от конкурсантов, установление круга лиц, имеющих доступ к информации о мероприятии, исследование конкурентных преимуществ и иных особенностей каждой заявки, определение победивших конкурсантов или участников аукциона.

Предоставление в аренду муниципального имущества возможно в пользу не только юридических лиц, но и граждан и индивидуальных предпринимателей. То есть субъекты правоотношений в любом из этих правовых статусов могут участвовать в конкурсах и аукционах, о которых идет речь.

Рассмотрение заявок

Изучим аспект, касающийся рассмотрения заявок участников торгов. Основные положения, регулирующие соответствующую процедуру, определяются на уровне законодательства муниципалитетов. Однако достаточно типичными можно считать следующие формулировки.

Рассмотрение поступивших заявок муниципалитеты осуществляют, как правило, в течение месяца с момента, когда соответствующий документ был прислан конкурсантом.

Заявки изучаются, только если вместе с ними были направлены предусмотренные регламентом проведения конкурса документы. Как правило, они представляют собой следующий перечень:

  • письменное заявление на имя руководителя органа власти;
  • учредительные документы участника, свидетельства о регистрации юрлица, а также источники, подтверждающие статус человека, который будет подписывать договор аренды, если фирма пройдет конкурс;
  • банковские реквизиты участника торгов;
  • документы, отражающие цифры бухгалтерского баланса на предприятии.

При этом орган власти, ответственный за проведение конкурса, может затребовать иные документы от участника, если это предусмотрено законодательством.

Основной критерий определения победителя конкурса - лучшие условия исполнения соответствующего контракта. В свою очередь, выигравшей аукцион признается организация, которая предложила самую высокую стоимость договора для муниципалитета. Сдача муниципального имущества в аренду возможна только в пользу победителей торгов.

Преференции

Интересные положения содержатся в 18-й статье ФЗ №209. Там сказано, что малые и средние предприятия вправе рассчитывать на некоторые меры поддержки со стороны муниципалитетов в виде безвозмездной или подразумевающей льготные условия передачи собственности во временное пользование. При этом перечни имущества, которые могут быть отданы в аренду в рамках соответствующих мер поддержки, должны быть доступны широкой публике - в СМИ или на официальных сайтах органов власти. Аренда муниципального имущества в льготном формате возможна на срок не менее 5 лет. Однако он может быть уменьшен, если субъект бизнеса подаст соответствующее заявление.

Аренда муниципальной собственности и НДС

Важный аспект - исчисление НДС при аренде муниципального имущества. Субъектом уплаты соответствующего налога будет считаться предприятие, которое взяло указанную собственность в аренду.

Величина налоговой базы определяется посредством суммирования размера арендной платы по каждому объекту недвижимости. Арендатор должен сформировать счет-фактуру в течение 5 дней с момента оплаты. Также его обязанность - предоставить декларацию по НДС в срок до 20 числа месяца, который следует за налоговым периодом.

Куда направляется выручка от аренды?

Куда направляет средства, которые получены благодаря предоставлению имущества в аренду, муниципалитет? Как правило, выручка идет на обновление и поддержание материально-технической базы органа власти. Денежные средства поступают на специальный бюджетный счет, с которого затем переводятся на счет самого учреждения в пределах предусмотренных законодательством лимитов.

При аренде федерального имущества, а это встречается на практике довольно часто, организация, арендующая федеральное недвижимое имущество, становится налоговым агентом по удержанию и перечислению налога на добавленную стоимость, исчисленного с суммы арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (в нашем случае налогоплательщиком является арендодатель федерального имущества, то есть органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления) и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги за счет средств, удерживаемых из сумм арендной платы, подлежащих перечислению согласно условиям договора третьим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговые агенты (арендаторы) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Причем налоговыми агентами могут являться и организации, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕНВД, упрощенная система). В этом случае они также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, предусмотренная договором с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна определяться с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока, удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС. Налог уплачивается по местонахождению налогового агента.

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110 % или 18/118 %.

В случае если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, например, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения, которые не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Следует учитывать, что организация может исчислять и уплачивать НДС как налогоплательщик и как налоговый агент, причем код бюджетной классификации по НДС и в том, и в другом случае одинаков. Однако, если образовалась переплата по НДС, уплачиваемому организацией в качестве налогоплательщика, то, несмотря на это организация обязана уплатить НДС бюджет, но в качестве налогового агента, так как статусы организации будут различаться. В соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н „Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ“ в случае перечисления НДС, исчисляемого по собственной реализации, организация указывает в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 01 – организация, в случае перечисления НДС по аренде федерального имущества арендатор ставит в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 02 – налоговый агент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Согласно пункту 3 статьи 166 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 166 НК РФ, и при их приобретении был удержан и уплачен налог из доходов налогоплательщика.

Статьей 172 НК РФ предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых организация вправе применить налоговые вычеты. Они предоставляются, если есть в наличии счет-фактура, товар или услуга приняты к учету и в случае налогового агента НДС был удержан и перечислен в бюджет.

Таким образом, организация вправе предъявить к вычету удержанную из суммы арендной платы, перечисленной арендодателю, если арендованное помещение используется в деятельности, облагаемой НДС, стоимость арендной платы отражена в расходах и оплачена арендодателю. Что касается наличия счета-фактуры в данном случае, то Налоговый кодекс не содержит специальной нормы по поводу выписки счетов-фактур налоговыми агентами. По общему правилу статья 172 НК РФ для принятия НДС к вычету требует наличия счета-фактуры, выставляемой налогоплательщиком (поставщиком) при реализации товаров (работ, услуг) в адрес покупателя. В рассматриваемом случае налогоплательщиком (арендодателем) является орган государственной власти, а организация – арендатором, которая выполняет функции налогового агента по удержанию и уплате налога. Поэтому налоговые органы считают, что счет-фактуру налоговый агент должен составлять самостоятельно. Следуя требованиям налоговых органов, организация-арендатор должно оформить сама себе счет-фактуру на сумму арендных платежей, отразить ее в книге продаж и принять ее к вычету, зарегистрировав в книге покупок.

Подобный нонсенс попытался разрешить Конституционный суд РФ, в Определении № 384-О которого, применительно к порядку выставления счетов-фактур было указано следующее: поскольку органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления – в отличие от других арендодателей (частных лиц) – не выписывают счета-фактуры, то в данном случае необходимо учитывать, что счет-фактура является не единственным документом, дающим право на вычет по НДС. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычет может представляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Правда, Конституционный суд, к сожалению, не уточнил, какие именно документы могут быть предоставлены для подтверждения вычета по НДС в рассматриваемом случае.

Требование об оформлении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества было впервые изложено в письме Госналогслужбы России № ВЗ-2-03/260 „О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества“, которым налоговые органы пользуются и по сей день, используя приведенный в вышеуказанном письме порядок оформления счетов-фактур в разъясняющих письмах (письмо Управления МНС по г. Москве № 24–11/72147). Данный порядок предписывает арендатору государственного (муниципального) имущества, составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „аренда государственного или муниципального имущества“, затем зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок этот счет-фактуру арендатор может зарегистрировать „только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость“. Таким образом, получается, что при предварительной оплате за продолжительный период времени в бюджет должна быть перечислена сумма НДС в полном объеме, а к вычету может быть предъявлена только сумма НДС, относящаяся к сумме отнесенной на расходы арендной платы. Учитывая, что данные документы являются ненормативными актами, то они не могут являться обязательными для исполнения налогоплательщиком или налоговым агентом в данной ситуации. Тем не менее, это не мешает налоговым органам требовать соблюдения данного порядка выставления счетов-фактур от организаций, арендующих государственную и муниципальную собственность, и предъявлять претензии вплоть до штрафных санкций за отсутствие выписанных налоговым агентом самому себе счетов-фактур.

Если организация не желает спорить с проверяющими органами по поводу принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет при перечислении арендной платы, то можно посоветовать соблюдать предложенный порядок выставления счетов-фактур и возмещения по ним НДС из бюджета.

Требования заключаются в следующем:

Налоговый агент (организация) выставляет счет-фактуру в момент перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость;
налоговый агент (организация) составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „Аренда федерального имущества“;
счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером арендатора (организации).

Что касается заполнения реквизитов выдаваемых налоговым агентом счетов-фактур, то никаких разъяснений не давалось. Каких-либо разъяснений по поводу заполнения реквизитов счета-фактуры налоговые органы не дают.

В таком случае целесообразно выставлять счета-фактуры в соответствии с общепринятым порядком:

В строке (1) указывается порядковый номер счета-фактуры в соответствии с утвержденным в организации порядком нумерации счетов-фактур;
- в строках (2), (2а), (2б), (3), которые предусмотрены для заполнения соответствующих реквизитов продавца, указываются реквизиты арендодателя;
- в строках (4), (5), (6), (6а), (6б), предусмотренных для заполнения соответствующих реквизитов покупателя, указываются реквизиты организации – арендатора, налогового агента;
- в графе 1 „Наименование товара“ указывается: „Аренда федерального имущества по договору № __от_________за __ квартал 20__ г.“;
- при заполнении графы 5 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога“ возможны варианты, поскольку при исчислении налога в рассматриваемом случае применяется ставка 18/118 %. В данной графе целесообразно поставить прочерк или указать сумму арендной платы с учетом налога;
- в графе 7 „Налоговая ставка“ указывается ставка 18/118 %;
- в графе 8 „Сумма налога“ – сумма налога исходя из суммы арендной платы с учетом НДС, умноженной на налоговую ставку 18/118 %;
- в графе 9 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога“ – сумма арендной платы с учетом НДС.

Если при проверке налоговые органы сочтут, что счета-фактуры выставлены с нарушениями, то ничто не мешает налоговому агенту самостоятельно внести требуемые исправления, поскольку им же и выписан счет-фактура, и предъявить налоговому органу до вынесения решения. В таком случае судебные органы будут на стороне организации, так как подтверждением правомерности указанного точки зрения служит великое множество судебных дел, разрешенных в пользу организаций.

Как показывает практика, органы государственной власти предпочитают заключать договоры с условием перечисления арендной платы авансовым платежом за квартал. В этом случае счет-фактура выставляется налоговым агентом в момент перечисления арендной платы, регистрируется в книге продаж на полную сумму, включается в налоговую декларацию и перечисляется в бюджет сумма НДС со всей перечисленной за квартал авансом арендной платы. В книгу покупок включается только та сумма арендной платы, которая отнесена на расходы за текущий месяц.

В последующие месяцы квартала, за которые арендная плата уже внесена, счета-фактуры не выставляются.