Штатное расписание бюджетной организации. Подробно о составлении и оформлении штатного расписания. Сколько копий ШР должно быть на производстве

Сотрудники кадровой службы оформляют немало документов — всевозможные приказы, соглашения с работниками, графики, локальные нормативные акты и пр. Одним из документов, сильно отражающихся на деятельности учреждения, является штатное расписание. Именно в соответствии с ним планируется фонд оплаты труда (расписание относится к документам, устанавливающим систему оплаты труда), оно же может стать доказательством сокращения численности или штата работников учреждения и его обязательно запросят при проведении контрольно-надзорных мероприятий и в случае возникновения трудового спора. О штатном расписании и поговорим сегодня.

Обязательность штатного расписания

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (далее — Указания), утвержденными Постановлением N 1 , штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением о ней). Оно содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Сразу скажем, что норма, обязывающая работодателя разрабатывать и утверждать штатное расписание, в Трудовом кодексе отсутствует, однако упоминание все же есть. В частности, согласно ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор условием является в том числе трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы… Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме Трудового кодекса, штатное расписание упоминается в иных нормативных актах. В частности, п. 91 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, предусмотрено, что ФСС для подтверждения правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование затребует у работодателя учредительные и организационно-распорядительные документы, в том числе штатное расписание. Также ФСС его затребует при проверке правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Наличие штатного расписания необходимо и для Пенсионного фонда, который при сборе сведений о трудовом стаже застрахованных работников обращается к данному документу для установления наименований структурных подразделений учреждения и соответствия наименований должностей.
Упоминается штатное расписание и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69. В частности, в п. 3.1 инструкции отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
Исходя из вышеприведенных нормативных актов наличие в учреждении штатного расписания просто необходимо. Отметим, что для некоторых учреждений обязательность штатного расписания прямо установлена нормативными актами:
— Приказом МЧС РФ от 24.09.2008 N 563 утверждены правила и сроки составления, согласования, утверждения и регистрации штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС;
— Приказом Спецстроя РФ от 03.12.2010 N 540 определены порядок и сроки составления, рассмотрения, утверждения и регистрации штатных расписаний гражданского персонала воинских формирований и организаций при Спецстрое, содержащегося за счет бюджетных ассигнований.

Форма штатного расписания и правила составления

Форма штатного расписания Т-3 утверждена Постановлением N 1. В этой форме предусмотрено 10 граф, причем в силу Постановления Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» добавлять новые можно, а удалять существующие нельзя.
Отметим: хотя формы, утвержденные данным постановлением, распространяются на организации независимо от формы собственности, некоторые бюджетные и казенные учреждения составляют их по форме, утвержденной ведомственным нормативным актом. Например, бюджетные и казенные учреждения МЧС должны составлять штатное расписание по форме приложения 2 к Приказу МЧС РФ от 24.09.2008 N 563.
В любом случае затруднения при заполнении шапки документа возникнут вряд ли, поэтому перейдем сразу к табличной части формы.
Графы 1 «Наименование» и 2 «Код» определяют структурное подразделение организации. Большинство организаций, финансируемых из различного уровня бюджетов, как правило, наименования структурных подразделений выбирают самостоятельно, руководствуясь общепринятыми понятиями. Как правило, сначала указываются структурные подразделения администрации (дирекция, бухгалтерия, отдел кадров, организационно-правовой отдел и др.), затем производственные подразделения и в конце обслуживающие и вспомогательные подразделения (административно-хозяйственный отдел, ремонтные службы и др.). Каждому подразделению присваивается код, который поможет определить место этого отдела или группы в общей структуре организации (проставляют в графе 2).
В графу 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации» необходимо внести наименование должности (специальности, профессии). Отметим, что на основании ст. 57 ТК РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. В частности, в настоящее время все еще пользуются Общероссийским классификатором рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 и Списком производств, цехов, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

К сведению. Если, например, в штатном расписании предусмотрена должность «машинист», а работник выполняет функции машиниста-регулировщика, то он теряет право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Кроме этого, следует учитывать иные нормативные акты, содержащие правила установления наименований должностей, специальностей и профессий. Например, на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.03.2012 N 278н наименование должности руководителя (заведующего) плазмоцентра может быть дополнено наименованием врачебной должности «врач-трансфузиолог» с учетом профиля структурного подразделения и специальности, предусмотренной номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования следует использовать наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Обратите внимание! Если в учреждении возникла необходимость принять сотрудника на определенное время, его должность также закрепляется в штатном расписании. Для этого нужно внести изменения в действующее штатное расписание, указав информацию о сроке, на который вводится должность, в графе 10 «Примечание» формы Т-3.

Последовательность заполнения графы 3 по каждому структурному подразделению является индивидуальной с учетом специфики конкретной организации. Однако считаем, что удобнее заполнять ее в иерархическом порядке: руководитель структурного подразделения, заместители, главные специалисты, ведущие специалисты и т.д.
Число штатных единиц по должностям, профессиям или специальностям указывается в графе 4. Эта графа может содержать как целые числа — 1 (для работников на полной ставке), так и неполные — 0,25, 0,5 и т.д. (для совместителей). Рекомендуем в данной графе отражать не только существующие, но и вакантные должности, ведь принимать новых сотрудников можно только на открытые позиции, указанные в штатном расписании.
Отметим, что количество штатных единиц организаций, финансируемых из различного уровня бюджетов, определяется вышестоящими организациями. Так, нормативы штатной численности:
— персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в процентах от среднегодовой численности содержащихся в них осужденных — утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 922;
— работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек — утверждены Приказом Минкультуры РФ от 01.09.2011 N 906;
— медицинского и другого персонала бригады анестезиологии и реанимации, отделения анестезиологии-реанимации медицинской организации — приведены в приложениях 2 и 5 к Порядку оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2011 N 315н;
— психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы), кабинета участкового врача-психиатра, кабинета активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения — утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 566н.
Некоторые ведомства утверждают методики расчета штатной численности. Например, так поступила Федеральная архивная служба, утвердившая Приказом от 14.01.2004 N 9 соответствующую методику для государственных архивных учреждений.
Некоторые учреждения, определяя как наименования должностей, так и их количество, должны ориентироваться на типовые штатные расписания, утвержденные ведомственными нормативными актами. В частности, приложением 2 к Приказу ФСИН РФ от 23.01.2012 N 24 утверждено типовое штатное расписание уголовно-исполнительной инспекции (содержится за счет сметы уголовно-исполнительной системы), в соответствие с которым территориальные органы ФСИН должны привести штатные расписания подведомственных уголовно-исполнительных инспекций.
В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации (разд. 1 Указаний).
Наиболее часто встречающейся ошибкой при заполнении данной графы является установление вилки окладов, то есть разной заработной платы для сотрудников одной квалификации. Это неверно: каждой должности должен соответствовать только один размер оклада. Исключение составляет лишь ситуация, когда должности находятся в разных структурных подразделениях. Установление же заработной платы в большем размере одному из работников может быть реализовано путем установления ему надбавок или иных доплат (Письмо Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1).
Отметим, что, устанавливая размер оплаты труда, следует учитывать нормативные и ведомственные акты. Например, размеры окладов по профессиям рабочих и должностных окладов по должностям служащих территориальных органов и подведомственных организаций государственной фельдъегерской службы установлены Приказом ГФС РФ от 29.08.2008 N 262.
В графах 6-8 отражаются надбавки, стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты. То есть если сотрудники выполняют свою работу во вредных условиях труда, одну из этих граф необходимо назвать «Надбавка за работу во вредных условиях труда», а ниже указать конкретный размер этой надбавки.

К сведению. На основании Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» лицам, выполняющим работу в таких условиях по итогам аттестации рабочих мест, гарантировано повышение оплаты труда не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Надбавки в штатном расписании можно устанавливать в рублях, процентах или коэффициентах. В случае изменения размера последних можно поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 «Примечание» сделать ссылку на документ, который регулирует это изменение. Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности «северного» стажа. Поэтому при заполнении штатного расписания в графе «Доплаты» можно поставить прочерк (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате. Это позволит не менять штатное расписание каждый раз при ее изменении.
В графе 9 указывается сумма должностного оклада и надбавок по каждой должности. А графа 10 «Примечание» в большинстве случаев останется пустой, однако есть случаи, когда ее придется заполнить. Это касается работников, у которых нет как такового фиксированного размера оплаты труда, — сдельщиков, повременщиков и др.
Как правильно указать размер почасовой оплаты труда работника в штатном расписании? Условие о ее размере указывается в графе 5 «С тарифной ставкой (окладом) и пр.», в которой отражается почасовая ставка (___ руб./ч). При этом в столбце с примечанием указывается: «Повременная система оплаты труда», — а в графе «Всего в месяц, руб.» следует указать число, которое получается при умножении установленной работодателем ставки (___ руб./ч) на среднемесячное число рабочих часов.
Если у работника сдельная оплата труда, полагаем, что в графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» нужно проставить прочерк, а в графе 10 «Примечания» указать «Сдельная оплата труда/Сдельно-премиальная оплата труда» (в зависимости от того, по какой схеме оплаты труда работает сотрудник) и дать ссылку на внутренний документ, регулирующий размер оплаты труда (например, положение об оплате труда или положение об оплате труда и материальном стимулировании).
Внизу таблицы есть строка «Итого». Она заполняется по графе 4 «Количество штатных единиц» и графе 9 «Всего в месяц, руб.». Итоговое число штатных единиц нужно указать в верхней части штатного расписания в строке «Штат в количестве». Итог по графе 9 является фондом оплаты труда в организации и может изменяться в большую (в случае работы в выходные дни или сверхурочно) или меньшую сторону (когда сотрудники находятся на больничном, в отпуске за свой счет и т.д.).
Штатное расписание может состоять из нескольких листов. Лица, подписывающие его, расписываются только на последнем листе в соответствующей строке. При необходимости подписания каждого листа форма дополняется строками для проставления подписи. Данная процедура может применяться и в случае подписания штатного расписания филиала перед его утверждением отдельно от головной организации.

Порядок утверждения и внесения изменений в штатное расписание

По общему правилу штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Об этом говорится в Указаниях. Реквизиты приказа — дата и номер — заносятся в шапку документа в специально предусмотренные для этого строчки. Отметим, что нормативно-правовыми актами может быть установлен особый порядок утверждения штатного расписания. Так, на основании п. 10 Порядка утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС РФ разработанные штатные расписания представляются на утверждение и регистрацию:
— казенными учреждениями (за исключением казенных учреждений центрального подчинения, территориальных подразделений ГПС МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС) — начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— казенными учреждениями центрального подчинения — соответствующему заместителю Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по подчиненности через Организационно-мобилизационный департамент МЧС;
— территориальными подразделениями ГПС МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС — начальникам главных управлений МЧС по субъектам РФ.
При этом если установлено, что в представленных на утверждение и регистрацию штатных расписаниях введены не предусмотренные штатным перечнем или штатным нормативом должности и профессии, неправильно установлены должностные оклады (тарифные ставки) или выявлены другие недостатки, регистрация штатных расписаний проводится только после устранения указанных нарушений (п. 22 Порядка утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС РФ).
Отметим, что регистрация штатных расписаний производится путем нанесения на них в верхнем правом углу сведений о номере, под которым данное расписание зарегистрировано в журнале учета регистрации штатных расписаний, о штатной численности зарегистрированных должностей и фонде должностных окладов. После регистрации и занесения в журнал учета регистрации штатных расписаний зарегистрированные расписания (первые экземпляры) возвращаются по принадлежности.
Что касается изменений штатного расписания, они также вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. При внесении изменений может возникнуть вопрос: надо ли согласовывать их с профсоюзным органом? Давайте разберемся. На основании ст. 8 ТК РФ работодатели могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством. Однако в определенных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такового).
Штатное расписание является локальным нормативным актом, в котором отражаются не только структурные подразделения, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, но и размеры окладов (тарифных ставок), доплат и надбавок. А в силу ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок устанавливаются, в том числе, локальными нормативными актами. Поскольку штатное расписание отображает основные положения заключенного в установленном порядке коллективного договора или положения об оплате труда, принятого с учетом мнения представительного органа работников, то при утверждении штатного расписания нет необходимости учитывать мнение профсоюза.
Однако, если коллективным договором или соглашениями предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, то согласование штатного расписания с профсоюзом обязательно (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).
После утверждения штатных расписаний для некоторых учреждений установлена необходимость их регистрации. Регистрация оформляется путем нанесения в верхнем правом углу титульного листа надписи о номере, под которым данное штатное расписание зарегистрировано в журнале учета регистрации штатных расписаний, штатной численности зарегистрированных должностей и фонде должностных окладов (тарифных ставок).
Нужно ли ставить печать учреждения на форме Т-3? Нет, унифицированная форма не предусматривает проставления печати на утвержденном штатном расписании.

Штатное расписание в филиалах

Начнем с того, что филиал не является юридическим лицом, а значит, и не будет работодателем для работников. Поскольку филиалы так же, как отделы, секторы или иные подразделения, являются структурными частями учреждения, составление штатного расписания по частям (отдельно по должностям головной организации и филиалов) неверно, ведь штатным расписанием оформляется структура всей организации.
Однако все же руководителям филиалов может быть предоставлено право утверждения штатного расписания филиала и тогда у них будет свое расписание. Если такое право предоставлено, в графе «Наименование организации» необходимо указать наименование не филиала, а головной организации в соответствии с уставными документами. Наименование филиала будет указано в графе «Структурное подразделение», чем он, по сути, и является. А в локальных нормативных актах рекомендуется прописать процедуру передачи информации (например, путем передачи заверенной копии штатного расписания филиала или выписки из него в головную организацию).

Сроки хранения

Сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других организаций, установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558. Подпунктом «а» п. 71 названного перечня установлено, что штатные расписания организации и изменения к ним хранятся по месту разработки и утверждения постоянно.
Иногда в учреждениях составляются проекты штатных расписаний по структурным подразделениям, которые затем сводятся в одно штатное расписание учреждения. Такие проекты тоже необходимо хранить, но всего пять лет (п. 72 Перечня типовых управленческих архивных документов).
Помимо разработки проектов возможно ведение переписки по вопросам включения той или иной должности в структуру подразделения и пр. Срок хранения такой переписки еще меньше и составляет три года — п. 73 Перечня типовых управленческих архивных документов.

«Об утверждении Методических рекомендаций по созданию штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» - Приказ Департамента образования от 01 марта 2011 года № 116

В соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года № 877-ПП, а также пунктом 2 приказа Департамента образования города Москвы от 20 января 2011 года № 64 «О признании утратившим силу приказа Московского комитета образования от 2 сентября 1996 г. № 373» приказываю:

2. Начальникам структурных подразделений Департамента образования города Москвы, начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных государственных образовательных и иных учреждений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказ возложить на заместителя руководителя Фаевскую И.К.

Руководитель И.И. Калина

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы (далее по тексту «учреждение»), для оптимизации работы учреждений, а также эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесены установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов является компетенцией органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.);

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.);

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.).

При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.

При изменении наименования должности следует помнить, что, если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В случае, если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленному по форме N Т-3, и содержащему только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

Общий порядок составления и утверждения штатного расписания:

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя.

В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Предлагаемое примерное штатное расписание учреждения носит рекомендательный характер. Штатные расписания лицеев, гимназий, прогимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением), Центров образования, средних общеобразовательных школ «Школа здоровья», Центров образования «Школа здоровья», средних общеобразовательных школ «Школа надомного обучения», средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, санаторно-лесных общеобразовательных школ и других видов учреждений разрабатываются с учетом особенностей в организации образовательного процесса.

Примерное штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Наименование должностей

Количество штатных единиц в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, (в зависимости от численности классов)

30 и более

Директор

Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель директора по социальной защите

Заместитель директора по обеспечению безопасности

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Заведующий хозяйством

Секретарь-машинистка (документовед)

Старший вожатый

Заведующий библиотекой

Библиотекарь

Секретарь учебной части

Социальный педагог

Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр)

Гардеробщик

1. Директор учреждения самостоятельно устанавливает количество необходимых штатных единиц заместителей директора, определяет их должностные обязанности.

2. Должность заместителя директора по учебной работе устанавливается в средних общеобразовательных школах, а в начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школах - должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. В учреждениях с числом 30 и более классов на каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы заместителя директора по учебной и учебно-воспитательной работе.

4. При наличии в учреждении предпрофильной подготовки или профильного обучения может быть введено дополнительно 0,5 единицы заместителя директора.

5. В средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов (или иных учреждениях, имеющих подобные классы в количестве не менее 5-ти) дополнительно устанавливается должность заместителя директора по каждому виду углубления.

6. При наличии в учреждении лицейских, гимназических классов дополнительно устанавливается должность заместителя директора, курирующего работу классов данного вида, из расчета: до 5-ти классов - 0,5 единицы, свыше 5 классов - 1 единица.

7. В кадетских школах дополнительно устанавливается 1 единица заместителя директора по учебно-воспитательной работе (военной подготовке и профильным дисциплинам).

8. В случае необходимости может быть введена должность заместителя директора по экономическим вопросам.

9. Должность заместителя директора (по дополнительному образованию) может быть введена в учреждениях, имеющих объем 300 и более академических часов в месяц (кружки, секции, отделения).

10. Для организации экспериментальной деятельности в штатном расписании учреждения предусматривается 1 единица заместителя директора, независимо от количества реализуемых экспериментальных проектов и не более 5 единиц специалистов (наименование должности специалиста - в зависимости от направления эксперимента) на каждый уровень эксперимента.

11. В средних общеобразовательных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования дополнительно может быть введено до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы.

12. Должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вводится при условии ведения учебной нагрузки менее 5 часов в неделю - 0,5 единицы, свыше 5 часов в неделю - 1 единица.

13. Должность педагога-психолога вводится из расчета 1 единица на 10 классов.

14. Должность педагога дополнительного образования вводится из расчета нагрузки 18 часов в неделю, 15 обучающихся в группе, не более 6 часов в неделю на 1 обучающегося в следующем порядке: от 5 до 9 классов - 0,5 единицы, 10-19 классов - 1 единица, более 20 - 1,5 единицы; при наличии учебного плана могут устанавливаться дополнительные ставки педагога дополнительного образования.

15. В учреждениях, имеющих классы компенсирующего обучения, при наличии более 3-х указанных классов дополнительно вводится 1 единица педагога-психолога, 1 единица социального педагога, 1 единица учителя-дефектолога.

16. Должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи.

17. Должность старшего воспитателя (классного) устанавливается из расчета 0,25 единицы на 1 класс-группу, при условии отмены доплат за классное руководство.

18. Должности инструктора по физической культуре и инструктора по труду (при наличии мастерских) вводится в следующем порядке: до 15 классов - 0,5 единицы, 16-19 классов - 0,75 единицы, 20 и более - 1 единица.

19. Должность лаборанта устанавливается при наличии в учреждении оборудованного физического, химического, биологического кабинета, кабинета иностранного языка (лингафонное оборудование) и других кабинетов, где проводятся лабораторные работы, из расчета 1 единица на кабинет.

20. При условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета учреждением с числом до 25-ти классов устанавливается по 1 единице главного бухгалтера, бухгалтера, экономиста и кассира, при наличии в учреждении 25 и более классов дополнительно вводится 1 единица бухгалтера.

21. При наличии в учреждении сертифицированных школьных музеев вводится по 1 единице педагога-организатора и документоведа на каждый музей.

22. При наличии оборудования для показа кино-, видео- и медиаматериалов устанавливается 1 единица техника или медиаспециалиста.

23. В учреждениях, где установлено специальное оборудование для проведения скрининг-диагностики зрения обучающихся вводится по 1 единице оператора (техника) скрининг-диагностики.

24. В учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности:

Методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы;

Учитель-дефектолог - 1 единица;

Педагог-психолог - 0,5 единицы;

Тьютор - 1 единица.

25. При размещении учреждения в нескольких зданиях на каждое здание вводится по 1 единице заведующего хозяйством.

26. Для работы с бесплатным фондом учебников дополнительно может быть введена должность библиотекаря из расчета: до 500 обучающихся - 0,25 единицы библиотекаря; от 500 до 700 обучающихся - 0,5 единицы библиотекаря; от 700 до 1200 обучающихся - 0,75 единицы библиотекаря; свыше 1200 обучающихся - 1 единица.

27. Должность воспитателя (для групп продленного дня) вводится из расчета 1,2 единица на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста - 1,25 единицы должности.

28. При наличии в учреждении групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста для всех групп кратковременного пребывания могут быть установлены следующие штатные единицы:

0,5 единицы воспитателя; 0,5 единицы помощника воспитателя; 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25 единицы педагога-психолога - из расчета на 1 группу;

0,25 единицы воспитателя физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; 0,25 единицы медицинской сестры - из расчета на 2 группы.

Дополнительно могут быть установлены штатные единицы для следующих видов групп кратковременного пребывания:

- «Группа развития» - 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Будущий первоклассник» - 0,25 единицы учителя-логопеда из расчета на 1 группу;

- «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - 0,5 единицы педагога дополнительного образования из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Группа для детей с отклонениями в развитии» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Особый ребенок» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии; 0,25 единицы медицинской сестры ЛФК - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна).

29. В учреждениях, имеющих структурные подразделения Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников могут быть введены дополнительно: заместитель директора по оздоровительной работе - 1 единица; врач-педиатр - 1 единица; старшая медицинская сестра - 1 единица; программист - 1 единица; инструктор-методист ЛФК - 0,25 единицы на 1 класс; классный воспитатель - по 0,5 единицы на класс-группу с учетом работы учреждения в режиме полного дня; по 1 единице социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога, специалиста-консультанта.

30. В учреждениях, работающих в режиме полного дня могут быть введены следующие дополнительные штатные единицы:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 единицы (до 15 групп), 1 единица (свыше 15 групп);

Воспитатель - количество ставок определяется количеством классов - групп;

До 5 единиц для проведения спортивно-оздоровительной работы (тренер, тренер-преподаватель).

Дополнительные единицы технического персонала устанавливаются исходя из 2-х сменной работы учреждения, из расчета 1 единица на 500 кв.м.

Шеф-повар - 1 единица

Кладовщик - 1 единица

Повар - 2 единицы

Подсобный рабочий - 1 единица

Бухгалтер - 1 единица.

Должности шеф-повара, повара, кладовщика, подсобного рабочего, бухгалтера могут быть введены только при условии приготовления пищи непосредственно в учреждении.

31. В учреждениях, в случае необходимости, могут быть введены следующие должности:

Лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для занятий физкультурой (оснащенных спортивными снарядами и оборудованием) из расчета 1 единица на 1 учреждение (при наличии нескольких спортивных залов устанавливается дополнительно соответствующее количество лаборантов);

обслуживающий персонал (по нормативу) при увеличении продолжительности работы спортивных залов.

32. В случае организации в учреждении «Школы русского языка» могут быть введены следующие ставки:

Заместитель директора - 1 единица;

Методист - 1 единица;

Учитель русского языка как иностранного - по количеству групп - (но не более 6 единиц);

Учитель начальных классов - 1 единица;

Воспитатель (для групп продленного дня) 1 единица на 2 группы, но не более 3 единиц;

Педагог-психолог - 1 единица;

Учитель-логопед - 1 единица;

Учитель-дефектолог - 1 единица.

33. В учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при открытии консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, могут быть введены следующие дополнительные ставки: старший воспитатель - 0,5 единицы; педагог-психолог - 0,25 единицы; учитель-логопед - -0,25 единицы; старшая медицинская сестра - 0,25 единицы.

34. При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования может быть введена 1 единица инженера.

35. В целях информационного обеспечения в учреждении могут быть введены следующие должности:

Наименование должностей

Количество штатных единиц в зависимости от численности обучающихся

до 350 чел.

Свыше 500 чел.

Заместитель директора (по информатизации)

Методист

Наименование должностей

Количество штатных единиц в зависимости от количества компьютеров

лаборант

медиаспециалист

документовед

Системный администратор

Должность вводится при наличии локальной и (или) телекоммуникационной сети с выходом учреждения в Интернет

В учреждениях, где установлено более 200 компьютеров, вышеперечисленные штатные единицы устанавливаются в пропорциональном соотношении, а также могут быть уменьшены с учетом наличия договора на обслуживание с окружным или городским информационно-аналитическим центром (кроме должности заместителя директора (по информатизации).

36. При наличии в учреждении дошкольного отделения, подразделения дополнительного образования, бассейна, межшкольного стадиона, школьной типографии, автотранспортного подразделения и других структурных подразделений могут быть установлены дополнительные штатные единицы по соответствующим примерным штатам подразделений или выделяются дополнительные ставки в соответствии с квалификационными характеристиками по должностям культуры, спорта, здравоохранения и других.

37. Штатные расписания средних общеобразовательных школ «Школ надомного обучения» рассчитываются, исходя из количества обучающихся, занимающихся по классно-урочной, групповой и индивидуальной формам обучения.

Должность педагога-психолога - из расчета 1 единица на учреждение, при специфических целях учреждения и с учетом характера проблем детей возможно введение дополнительных единиц педагога- психолога, но не более, чем 1 единица на 50 учащихся.

Должность учителя-логопеда - 1 единица на 16 человек (2 класса) детей с нарушением речи.

Учитель-дефектолог - 1 единица на 2 группы детей с нарушением слуха, интеллекта, речи.

Должность старшего (классного) воспитателя - из расчета 0,5 единицы на 1 класс, при условии отмены доплат за классное руководство.

Социальный педагог - из расчета 1 единица на 8 классов.

При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования возможно введение в штатное расписание дополнительных ставок специалистов.

В средних общеобразовательных школах «Школа надомного обучения» при наличии групп продленного дня дополнительно могут быть введены должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб. Общее число гардеробщиков не должно превышать 3-х единиц. Должности гардеробщиков вводятся при наличии оборудованных гардеробов.

Должности медицинских работников могут быть введены в следующем порядке:

врач - 0,5 единицы на учреждение, медицинская сестра - 1 единица, инструктор ЛФК - до 13 классов - 1 единица, от 14 классов - 2 единицы.

38. Должность инженера по охране труда устанавливается из расчета: до 50-ти работающих - 0,5 единицы, свыше 50-ти работающих -1 единица.

39. В учреждениях-новостройках, при наличии лифтов, устанавливается по 1 единице лифтера на лифт.

40. В учреждениях, оборудованных современным технологическим оборудованием, может быть введена должность инженера по зданию.

41. В штатных расписаниях специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением) предусматриваются 2 единицы воспитателя, 2 единицы учителя трудового обучения на каждый класс (группу). Должности учителя-логопеда, учителя-дефектолога - из расчета по 1 единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи, педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта - 2 единицы на учреждение.

42. Должности рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования на отопительный сезон устанавливаются в следующем порядке:

При наличии центрального отопления - 1 единица рабочего по обслуживанию зданий в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.м. - 5 единиц в смену в каждой котельной;

При газовом отоплении - 1 единица в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - 2 единицы в смену, - при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, - 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - 1 единица указанного рабочего в смену.

Из общего числа указанных должностей на круглый год устанавливается 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

Должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений устанавливается в штатных расписаниях учреждений в случае отсутствия договора на обслуживание.

При наличии в учреждении 2-х и более самостоятельных зданий, в штатное расписание могут вводиться дополнительные единицы по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

43. Должность гардеробщика устанавливается при наличии в учреждении оборудованных гардеробов из расчета 2 единицы на гардероб.

В учреждениях, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую смену или при наличии групп продленного дня дополнительно вводятся должности гардеробщика из расчета 0,5 единицы на гардероб, но не более 3 единиц на здание. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии в школе оборудованных гардеробов.

44. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (уборщицы) вводится из расчета 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, но не менее 0,5 единицы на учреждение.

Для уборки помещений, используемых под занятия с детьми во вторую половину дня, в том числе: занятия обучающихся во вторую смену, работа групп продленного дня, проведение учебных занятий по дополнительному образованию дополнительно могут быть установлены должности уборщика служебных помещений из расчета: в учреждениях, работающих в 2 смены - 0,25 единицы на каждые 250 кв.м., а в школах, имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, используемой обучающимися этих смен и группами продленного дня.

45. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (дворника) устанавливается в соответствии со следующими нормами убираемой площади (но не менее 1 единицы на учреждение):

При ручной уборке территорий в теплый период года (с апреля по октябрь включительно - 213 дней)

Виды покрытия

Нормы на одного дворника, кв.м.

Усовершенствованное покрытие

Без покрытия

Газоны средней засоренности

Выкашивание газонов вручную (сплошных)

46. При наличии в учреждении автотранспортных средств устанавливаются ставки водителей из расчета 1 единица на 1 автотранспортное средство (при наличии техпаспортов), при количестве автотранспортных средств более 4-х может быть введена 1 единица автослесаря или механика (в случае отсутствия договора на техобслуживание в сервисном центре).

47. В учреждениях, где организован сон обучающихся, воспитанников 6- летнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными, устанавливается должность рабочего по стирке спец. одежды (белья) из расчета 0,25 единицы на каждый такой класс, а также должность кастелянши из расчета 0,5 единицы на учреждение.

48. Должность сторожа устанавливается в учреждениях, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны, из расчета 4,3 единицы на 1 учреждение. При размещении учреждения в двух и более отдельно стоящих зданиях ставки выделяются по количеству зданий.

В учреждениях, имеющих на своем балансе межшкольные стадионы, дополнительно устанавливается 2 единицы сторожа.

49. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, а также зимний сад или рекреации с зелеными насаждениями может быть установлена 1 единица садовника.

________________________________________

Обзор документа

В штатном расписании отражается структура и штат учреждения, содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. В штатное расписание вносятся изменения в случае, если имеются вакантные должности и в ближайшее время не планируется их замещение, а также в случае, когда необходимо внести новые должности. Образовательные учреждения самостоятельны в определении количества ставок в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Штатное расписание утверждается приказом руководителя учреждения и подписывается руководителем учреждения, руководителем кадровой службы, главным бухгалтером.

Утверждено примерное штатное расписание, которое носит рекомендательный характер.

по подготовке и согласованию штатных расписаний организаций муниципальной сферы г. Иркутска

1.3. В целях установления достоверности определения организациями численности и оплаты труда по должностям руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих, соответствия наименований профессий (должностей) Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России, Единому тарифно-квалификационному справочнику, штатные расписания согласовываются Учредителем и комитетом по экономике и финансам администрации г. Иркутска (далее - комитет по экономике и финансам).

II . Задачи штатного расписания.

2.1 Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом. Штатное расписание служит основой для формирования фонда оплаты труда и является первичным учетным документом по учету кадров.

2.2. Наличие штатного расписания для организации является обязательным. В соответствии с ним составляется бюджетная смета, а также производится расчет заработной платы работников.

При этом необходимо учесть, что общий фонд оплаты труда в месяц, установленный штатным расписанием, должен быть больше, чем сумма тарифных ставок (должностных окладов). Для расчета месячного фонда заработной платы в организациях учитывается среднее количество отработанных одним работником часов в месяц.

3.5.7. Графы 6-8 «Надбавки » предусматриваются системой оплаты труда и предназначаются для указания постоянно действующих доплат, надбавок в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами.

Надбавки и доплаты устанавливаются в виде фиксированной суммы в рублях или в виде процентов к окладу.

3.5.8. При заполнении графы 9 "Всего, руб. (гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8)" показывается сумма заработной платы работников, занимающих определенную должность, по каждой строке.

3.5.9. Графа «Примечание» предусматривается для отражения особенностей по конкретному наименованию должности (основания установленных доплат, надбавок и др.).

3.5.10. После заполнения всех граф основной части штатного расписания в строке «Итого» указываются суммы по графам 4-9.

Итоговые показатели 4-й и 9-й граф отражаются в приказе, которым утверждается штатное расписание, с конкретным количеством штатных единиц и определением фонда оплаты труда.

3.5.11. Заключительная часть штатного расписания.

Штатное расписание подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер , с расшифровкой подписей.

Учитывая, что штатное расписание утверждается приказом руководителя, то оно оформляется как приложение к приказу. При издании приказов визы заинтересованных лиц проставляются на листе согласования к приказу.

Справки, заключения, отзывы, служебные записки и другие документы, созданные при подготовке, утверждении и согласовании штатного расписания, хранятся в организации вместе с его проектами в течение 5 лет после утверждения штатного расписания.

Вся переписка учредителя с комитетом по экономике и финансам при согласовании штатного расписания подлежит хранению у Учредителя не менее 5 лет или постоянно.

I V . Порядок согласования штатного расписания.

4.1. Утвержденное руководителем организации штатное расписание направляется Учредителю, в ведении которого находится организация, для анализа и согласования.

К штатному расписанию прилагаются все необходимые документы, являющиеся обоснованием составления штатного расписания по заданным позициям, в том числе в части соответствия включенных в него данных достаточности численного состава работников для гарантированного выполнения ими функций, задач и объемов работ, с подтверждающими нормативными правовыми актами.

4.2. Учредитель проводит экспертизу штатного расписания на соответствие Общероссийскому Классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта России, Единым тарифно-квалификационным характеристикам, а также количества штатных единиц и средств на оплату труда, предусмотренных на текущий финансовый год.

4.3. После проверки представленных документов Учредитель, являющийся главным распорядителем финансовых средств, направляет штатное расписание в трех экземплярах (оригиналах) на согласование в комитет по экономике и финансам с приложением следующих документов:

Сопроводительного письма;

- пояснительной записки , в которой излагается характер деятельности, технические данные и краткие характеристики обслуживаемых объектов, объемные показатели, в зависимости от которых востребуется численность по штатному расписанию;

Расчетов ставок рабочих (например, уборщиков служебных помещений, дворников, рабочих по обслуживанию зданий) и других документов, на основании которых установлена численность работников.

При необходимости комитет по экономике и финансам вправе запросить у Учредителя дополнительные документы, необходимые для проведения экспертизы штатного расписания.

4.4. Комитет по экономике и финансам проводит экспертизу и готовит заключения:

Департамент экономики - на соответствие штатного расписания Общероссийскому Классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта России от № 000, Единым тарифно-квалификационным характеристикам;

Департамент финансов комитета по экономике и финансам - по подтверждению обоснования штатных единиц и средств на оплату труда, предусмотренных на текущий финансовый год.

4.5. Если установлено, что в представленных на согласование штатных расписаниях введены не предусмотренные штатным перечнем или штатным нормативом должности или профессии, неправильно установлены должностные оклады (тарифные ставки) или выявлены другие недостатки, согласование таких штатных расписаний проводится только после их устранения. Выявленные при проведении экспертизы замечания комитета по экономике и финансам к штатному расписанию в письменном виде направляются Учредителю для их устранения в течение двух недель.

После согласования штатного расписания, первый экземпляр направляется непосредственно в организацию, второй - Учредителю-главному распорядителю финансовых средств, третий остается в департаменте экономики комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска.

V. Порядок внесения изменений и дополнений в штатное расписание

5.1. Все происходящие в организации в течение года какие-либо изменения в структуре, составе и численности должностей (профессий) отражаются в штатном расписании. Для корректировки штатного расписания применяют 2 способа:

1) внесение изменений в штатное расписание;

2) утверждение нового штатного расписания.

5.2. Первый способ применяют в случае незначительных изменений штатного расписания.

5.3. Второй способ применяют, если в организации произошли существенные изменения. При этом необходимо учитывать, что в случае сокращения штата или численности работающих новое штатное расписание может быть введено в действие не ранее чем через 2 месяца после его утверждения (ч.2 ст.81, ст.180 Трудового Кодекса РФ).

5.4. Все изменения в штатном расписании утверждаются приказом руководителя организации. На основании приказа бухгалтерия и служба кадров вносят изменения в свои рабочие экземпляры штатного расписания.

5.5. Штатное расписание, утвержденное руководителем на очередной период без изменений, на согласование в комитет по экономике не представляется. Также в комитет по экономике и финансам на согласование не представляются изменения, вносимые в штатное расписание, в случае индексации заработной платы , в соответствии с муниципальными правовыми актами мэра, локальными актами организации или изменением разрядов работникам, в пределах диапазонов, установленных Едиными тарифно-квалификационными характеристиками, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов.

5.6. Учредитель информирует комитет по экономике и финансам об организациях, в штатные расписания которых внесены изменения, не требующие согласования комитетом по экономике и финансам.

5.7. Руководитель организации по согласованию с Учредителем вправе вводить дополнительные штатные единицы, сокращать ранее имеющиеся, вносить изменения окладов в действующее штатное расписание за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год.

В случае введения дополнительных штатных единиц в муниципальных бюджетных учреждениях Учредителем совместно с руководителем организации подготавливается соответствующее обоснование, и изменения утверждаются нормативным правовым актом мэра г. Иркутска.

5.8. Изменения в штатные расписания муниципальных бюджетных учреждений на новый финансовый год должны быть согласованы в комитете по экономике и финансам до 1 октября текущего года, до принятия бюджета г. Иркутска.

В исключительных случаях предложения о внесении изменений в штатное расписание подведомственными организациями представляются их руководителями Учредителю по мере необходимости в установленном порядке.

5.9. Для учета штатных расписаний бухгалтерия или отдел кадров обязаны вести журнал учета регистрации штатных расписаний, согласно приложению № 2.

Департаментом экономики КЭФ

СОГЛАСОВАНО:

Первый заместитель мэра -

председатель комитета по

экономике и финансам

Начальник департамента экономики

комитета по экономике и финансам

Начальник департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Начальник отдела финансового

контроля департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Начальник отдела анализа и

планирования расходов по учреждениям

социальной сферы департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Главный специалист - юрист

комитета по экономике и финансам

подскажите пожалуйста наше учреждение МБУДО СДЮСШОР ввести в штатное расписание должность юриста? Число посещения детей в учреждение 639, в штатном расписании директор, главбух, зам по безопасности, зам по учебной части, ведущий бухгалтер, завхоз, отдел кадров, психолог, 3 инструктора методиста, 10 спортсменов инструкторов, 18 тренеров преподавателей, уборщицы.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно положениям п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 211 "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений" организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливают формы и системы оплаты труда, определяют размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий . Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198).

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

Как не ошибиться в пяти главных графах штатного расписания.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Правовая база: Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»

В целях усиления социальной защищенности работников, занятых в организациях и учреждениях здравоохранения, образования, культуры, науки, в правоохранительных органах, органах управления и других организациях, находящихся на бюджетном финансировании, и сближения уровней оплаты труда работников производственных и непроизводственных отраслей

постановляю:

1. Повысить с 1 декабря 1991 г. на 90 процентов размеры действующих тарифных ставок и окладов работников, занятых в организациях и учреждениях здравоохранения, образования, культуры, науки, в правоохранительных органах, судах, органах управления и других организациях, находящихся на бюджетном финансировании.

Повышению подлежат ставки и оклады, утвержденные Правительством РСФСР или по его поручению другими органами и увеличенные на размер компенсации, введенной с апреля 1991 г. в связи с повышением розничных цен.

Министерству экономики и финансов РСФСР представить на рассмотрение Правительства РСФСР предложения о порядке и источниках финансирования расходов на эти цели, имея в виду привлечение как бюджетных ассигнований, так и внебюджетных средств;

Министерству труда и занятости населения РСФСР разработать и представить Правительству РСФСР в 1992 году меры, направленные на совершенствование оплаты труда работников учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, имея в виду усиление дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации и качества труда работников.

2. Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.

3. Предоставить право правительствам республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при изыскании дополнительных средств повышать за счет соответствующих бюджетов ставки и оклады работников, занятых в организациях, находящихся на бюджетном финансировании.

4. Правительству РСФСР в недельный срок определить по соглашению с Министерством обороны СССР порядок и условия повышения окладов и тарифных ставок военнослужащим и работникам предприятий и организаций этого Министерства.

Президент РСФСР
Б. Ельцин

Москва, Кремль

2. Ответ: Обязана ли организация составлять штатное расписание

В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:

  • штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
  • штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).

В государственных и муниципальных учреждениях

В отношении государственных и муниципальных учреждений действует несколько иной порядок. В частности, для федеральных учреждений порядок утверждения штатного расписания прямо предусмотрен в законодательстве и делегирован руководителю учреждения ( Положения, утвержденного , Единых рекомендаций, утвержденных ). Учреждения субъектов РФ разрабатывают штатные расписания в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти.

Нина Ковязина ,

2. Вопрос из практики: как распределить должности сотрудников по отделам внутри организации

По общему правилу вопрос о распределении должностей по отделам решается по усмотрению руководства организации.

Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции (). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости (ст. , ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, .

В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, Положения, утвержденного , Положения, утвержденного ). В федеральных казенных учреждениях - с учетом предельной утвержденной для них численности.

Вопрос из практики: может ли отдел состоять из одного сотрудника

Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется.

Подробнее о мотивации сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. .

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

3. Ответ: Расчет штатной численности

Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора ().

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

4. Ответ: Как внести изменения в штатное расписание? И как часто их можно вносить?

Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (). Соответственно, переутверждать штатное расписание каждый год при отсутствии необходимости внести в него какие-либо изменения .

Кроме переименования должностей, изменения размера и состава выплат и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, (), .

Выбор того или иного варианта относится к компетенции работодателя. В случаях, когда изменения носят единичный характер, например изменилось наименование должности сотрудника, удобнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Тогда все вносимые изменения работодатель отразит в самом приказе, а в штатном расписании в разделе «Примечание» укажет номер и дату приказа о внесении изменений. Если же изменения носят массовый характер или затрагивают не только названия должностей, но и структурных подразделений, то в этом случае внести изменения будет удобнее путем оформления и утверждения штатного расписания в новой редакции.

Пример внесения изменений в штатное расписание

Директор организации решил переименовать в штатном расписании должность помощника бухгалтера в младшего бухгалтера и добавить в производственный отдел ряд новых должностей. С этой целью он издал .

Совет: Продумайте заранее, придется ли принимать новичков в период изменения штатного расписания и действия срока предупреждения уже работающих по данной должности сотрудников. Есть способ изменений, который позволяет минимизировать издержки и принять новичка сразу на новые условия. .

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Штатное расписание – это локальный корпоративный документ , определяющий и оформляющий штатную структуру организации, который часто не принимается во внимание начинающими предпринимателями, потому что Российское законодательство якобы лояльно относится к данному документу и к вопросу о его составлении.

Однако это не более чем миф. В данной статье мы рассмотрим все законодательные вопросы, связанные со штатным расписанием в РФ, рассмотрим виды и подвиды данного типа документов, примеры заполнения, а также узнаем самое основное: как правильно составить штатное расписание?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Подвиды штатного расписания

Для ООО

Штатное расписание для организаций заполняется по унифицированной форме №Т-3 в не зависимости производственное это предприятие, проектная организация или магазин:

Графа 1: «структурные подразделения». К таковым принадлежат отделения, филиалы и т.д.

Обычно этот раздел заполняется с подразделений, выполняющих единое управление, затем возможно идёт бухгалтерия, отдел связи с общественностью, финансовый отдел и т.д. потом производство и т.д.

Иногда название отделения способно повлиять на обеспечение сотруднику установленных льгот (к примеру, при возможности грязных отравлений при производстве) – тогда его необходимо взять из конкретных отраслевых групп.

Графа 2 «код подразделения» необходима для классификации подразделений в группу, с использованием которой возможно устанавливать их местоположение в структуре организации. В маленьких компаниях такой код не требуется.

Графа 3 «должность (профессия, специальность) , ряд, вид (группа) квалификации сотрудника». Чтобы правильно назвать должность в штатном расписании необходимо использовать Классификационный справочник профессий.

Если в качестве какого-то вида трудов, должностей, или профессий есть какие-то лимитирования, либо учтены какие-то привилегии или компенсации, то их название обязано точно отвечать вышеуказанным классификаторам.

Название должности необходимо вписывать целиком, сокращения вроде дир. или зам. не допускаются.

Графа 4 «Кол-во штатных единиц». Указывается число единиц, предустановленных в компании по надлежащей должности.

Во время заполнения формы могут возникнуть проблемы касательно четвёртой графы, где необходимо указать число штатных единиц.

Тогда, в случае, если в предприятии содержатся неполные ставки, в соответствующей графе кол-во конкретных единиц должны быть указано в долях через запятую, например 0,5 (основано на конкретных Предписаниях по использованию и заполнению форм первичных учетных документов, одобренные Распоряжением Госкомстата РФ от Пятого Января 2004 года №1).

Графа 5 «Тарифная ставка и др.». Наполнение данной графы находится в зависимости от концепции оплаты трудовой деятельности, существующей в компании. Передаётся принятый объем зарплаты либо тарифной ставки.

Графы 6-8 «Надбавки». Надбавки, доплаты и другие побудительные начисления формируются функционирующим законодательством (к примеру: за трудовую деятельность в чрезвычайно низких температурных условиях на крайнем севере), либо лично нанимателем по какой-либо причине.

Объемы надбавок могут определяться в варианте единой суммы, или в качестве процентного прибавления к собственной заработной плате.

Графа 9 “итого” – раздел должен быть заполнен в результате сложения 5 и 8 разделов, однако только лишь в случае если все сведения в них занесены в рублях. В случае, когда зарплата определена в руб., а надбавка в проц., в девятой графе устанавливается пропуск.

Пример штатного расписания для производственного предприятия.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Для бюджетной организации

Бюджетные организации способны реализовывать собственную деятельность, прибегая к нескольким финансовым источникам, к примеру, государственное субсидирование и денежные средства от работы по контрактам .

Таким образом, плата за трудовую деятельность работников по отдельным специальностям может проводиться, фактически, из обоих финансовых источников, либо же только из одного. В практическом применении обширное использование приобрело формирование 2-ух, а в единичных вариантах и 3-х штатных расписаний.

Бюджетные организации принадлежат к категории государственных учреждений. Концепция оплаты работы подобных учреждений формируется с учетом предписаний, установленных Федеральной комиссией , регулирующей общественные и трудовые взаимоотношения профсоюзных организаций и работодателей.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Таким образом, в п. 19 “рекомендаций” описано, что штатное расписание ратифицируется управлением организации и содержит в себе все должности и специальности сотрудников данной организации. Подобные условия прописаны в п.10 положения, одобренного распоряжением Федерального правительства от Пятого августа 2008 года N583.

Так как ныне функционирующим законодательством не учитывается деление расписания на доли в зависимости от вариантов источников оплаты труда, организации следует формировать единое расписание для всех сотрудников.

Для индивидуального предпринимателя

В ТК РФ имеются чёткие указания того, что работодатель (не имеет значения: индивидуальный это предприниматель, частная ли организация, или бюджетная), подписавший договор с работником, должен оформить штатное расписание. И конкретных предписаний на это для индивидуальных предпринимателей нет , в отличие от бюджетных учреждений и ООО.

Поэтому многие бухгалтеры советуют всё равно оформлять данный документ в любом случае, а другие - оформлять его только при кол-ве сотрудников 3-4+.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Некоторые специалисты в законодательной сфере полагают, что использование непосредственно данной формы должно быть обязательным для работодателей, в то время как попытки оформить расписание в произвольной форме приведут к проблемам с учётом как внутри организации, так и с внешними контролирующими органами.

Образец штатного расписания магазина не по форме Т-3.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Вопрос о безальтернативности форме №Т-3 “Штатное расписание” появился на свет в основе статьи девятой Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ. Согласно данной статье основная учетная документация учитывается только в случае, если она оформляется согласно конфигурации унифицированных форм.

Лишь отдельные варианты и разделы документации, которые не предусмотрены в данном разделе, могут оформляться в свободной форме, однако непременно обязаны включать все без исключения реквизиты, отмеченные в статье 9 Закона “О бухучете”.

Федеральным постановлением от Восьмого июля 1997 года №835, создание и подтверждение альбомов унифицированных форм основных учётных документов накладывалось на Госкомстат Российской Федерации (сейчас – Фед. Служба гос. Статистики).

Отсюда можно сделать заключение, что в случае если данный комитет принял ту или иную форму или конфигурацию, то она становится стандартной в обязательном порядке.

Однако тут упускается важная информация – ведь Госкомстату были переданы полномочия формировать унифицированные формы первичной документации. Но что же представляет собой такая документация?

Первичным документом расценивается только такой документ, при помощи которого оформляется та или иная хозяйственная процедура компании, находящая отклик в бухгалтерском учёте.

Однако штатное расписание не является документом, оформляющим какие-то подобные действия. Штатное расписание не используется как инструмент для бухгалтерских операций. То есть, работодатель имеет право оформлять штатное расписание в произвольной форме, а обязательную унифицированную форму использовать лишь как рекомендованный образец.

При заполнении бланка в произвольной форме лицо не нарушает никаких законов и не подвергается штрафам или санкциям.

Кто составляет штатное расписание?

Уже после принятия организацией решения о потребности формирования документа (в случае если он ранее не был составлен), появляется новая проблема – на кого именно накладывается обязанность в создании этого акта профессионального учёта?

В законодательстве не существует каких-то прямых установок, однако в соответствии с квалификационным справочником должностей управляющих, специалистов и иных служащих, подтверждённых Распоряжением Минтруда Российской федерации от 21 Августа 1998 года № 37 , оформление данной категории документов считается частью обязанностей экономиста по труду.

Также руководством может быть составлен , перекладывающий обязательство по оформлению на какого-то определенного работника организации, или же данное обязательство может быть зафиксированным в рабочем соглашении либо служебных указаниях сотрудникам. Другими словами, это зависит от политики самой компании.

В некрупных организациях составлением расписания заняты в основном работники кадровой или бухгалтерской сферы, в более редких случаях – работники юридических сфер. В больших организациях этим заняты планово-финансовые отделения, либо отделения организации труда и зарплаты.

Если же это не организация, а индивидуальный предприниматель, то в таком случае такую работу на себя может взять кадровый специалист, бухгалтер, либо же непосредственно сам предприниматель.

Структура штатного расписания и срок действия

В текущем федеральном законодательстве нет прямых указаний на тот счёт, как часто нужно составлять и когда утверждается штатное расписание на следующий год . Однако с учётом того, что штатное расписание является плановым документом, следует полагать, что его следует составлять ежегодно, при завершении отчётного периода вместе с другой учётной документацией.

Однако штатное расписание также может быть оформлено единожды и оставаться действительным документом в дальнейшем.

Штатное расписание оформляется на определенную дату, ратифицируется как правило через каждый год на 1 января и включается в рабочий процесс указом высшего руководства компании; в дальнейшем документ может редактироваться и правиться.

Переоформлять и заново утверждать документ на грядущий год не нужно, если он был отредактирован слишком несущественно (в данной ситуации следует лишь оформить список изменений), либо в этом году вообще никаких изменений в расписании не производилось.

Данный документ включает в себя список структурных подразделений организации, данные о личном штатном составе предприятия, об общей численности штатных единиц, а также данные о финансовом учете, об окладах и прибавках к зарплате сотрудников организации.

С чего начать – порядок оформления

Для составления и утверждения штатного расписания будет следующим:


Правила и инструкция заполнения

Для этого применяется стандартная форма №Т-3 альбома унифицированных форм первичных учётных документов в трудовой сфере, одобренных Распоряжением Госкомстата Российской Федерации от Пятого Января 2004 года №1.

Необходимо иметь в виду, что подобные стандартные формы невозможно сократить (все без исключения конфигурации сохраняются в изначальном виде), однако их можно в некотором смысле редактировать, дополняя их.

В случае, если тот или иной пункт формы для вас или для вашей компании не представляет ценности, то какая-то конкретная графа или столбец в форме могут быть проигнорированы при заполнении.

Последовательность распределения и дальнейшего положения внутренних подразделений и должностей обусловливается решением руководства компании. В любое подразделение обязаны быть включены штатные должности согласно их статусу: от старшего к младшему.

Данные о количестве штатных единиц, включённые в расписание, обязаны отвечать показателям расчета численности по фонду заработной платы, предустановленной в итоговой смете, которую предварительно нужно рассчитать.

Названия локальных подразделений и должностей записываются в именительном падеже, после тщательных проверок списков должностей служащих и рабочих специальностей, прописанных в специальных справочно-информационных материалах.

Особый интерес при заполнении представляют наименования сотрудников, занимающихся серьёзной трудовой деятельностью, работающих на производствах с вредоносными, небезопасными для жизни и другими специфическими и тяжёлыми критериями условий для работы.

То есть речь идёт о льготной пенсионной группе, поэтому при заполнении этих должностей для них стоит подходить особенно тщательно.

Штатное расписание обязательно должно быть прошито, промаркировано, закреплено печатью компании и подписано высшим руководством. Его должен подписать главбух и главы внутренних подразделений организации.

В случае, если личный состав организаций слишком крупный и документ захватывает множество листов, то бухгалтер по собственному усмотрению имеет право подписать каждый отдельный листок либо расписаться лишь раз, на последнем листе документа.

Уже после всех этих процедур документ подписывается высшим руководством предприятия, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, и уже вступает в силу.

Нюансы составления штатного расписания узнайте в ролике: