Символы знаки эмблемы. Логотип, знак и эмблема. Терминология. Кресты: самые распространенные формы

С незапамятных времен русские и иностранные мореплаватели начали исследовать острова, расположенные в Тихом океане. Эти природные комплексы настолько удивительны и необычны, что их принято считать обособленными континентами с собственной культурой и бытом. Со школьной скамьи все мы помним, что в Океании после Гренландии является Папуа-Новая Гвинея.

Остров омывается несколькими морями: Новогвинейским, Соломоновым, Коралловым, а также и заливом Папуа. Пристальным изучением природных ресурсов, местной культуры и коренного населения занимался Миклухо-Маклай Н. Н. — русский биолог и мореплаватель, внесший значительный вклад в географию, историю и науку. Благодаря этому человеку мир узнал о существовании диких джунглей и самобытных племен.

Правда, туры на остров в Океании не пользуются бешеным спросом, пока остаются редкостью. А вот путешественники, побывавшие в здешних джунглях, не затронутых цивилизацией, с упоением и восторгом вспоминают свой отпуск. Богатая растительность, экзотический животный мир, удивительные ландшафты, разнообразие языков, обычаев и культур оставляют в памяти неизгладимое впечатление. Наша публикация посвящена этому государству.

Географическое описание острова Новая Гвинея

Тропический остров находится в водах Тихого океана, связывает две части света: Азию и Австралию. С 1975 года является независимым государством, также входит в британское Содружество и является членом ООН. Его столица - город Порт-Морсби. Происхождение острова Новая Гвинея материковое. Практически вся территория покрыта массивными возвышенностями, каменистыми хребтами.

Большинство из них вулканического происхождения, поднимаются на 3000 метров над уровнем океана. По научным данным, самой высокой горой считается Вильгельм, который достигает 4509 метров. Между возвышенностями расположены широкие котловины, наполненные водой, густо засаженные тропическими деревьями.

На территории острова протекает несколько рек: Раму, Сепик, Маркхем, Пурари, Флай. Ученые, занимающиеся геологическим исследованием острова, утверждают, что континент обладает высокой сейсмоактивностью. Последнее извержение зафиксировано в прошлом веке, в ходе чего пострадали тысячи людей, также был нанесен огромный урон сельскому хозяйству.

Остров Новая Гвинея: население

Жизнь на тропических островах зародилась тысячи лет назад, точную дату назвать никто не может. Последняя перепись населения проходила в 1900 г., на тот момент численность составляла около 10 миллионов человек. Коренными жителями являются папуасы, принадлежащие к экваториальной расе. Помимо меланезийцев - так еще называют эту нацию - проживают азиаты и даже европейцы.

Отсутствие цивилизации, рабочих мест, а также неблагоприятные условия для жизни и наличие высокой криминогенной обстановки вынуждает аборигенов мигрировать с "материка" Новая Гвинея. Остров живет по своим обычаям и законам. Папуасы создают кланы, племена, выбирают старейшин, без которых не принимаются важные задачи и решения.

Основным занятием у населения является сельское хозяйство. Дикие племена вспахивают землю, высаживают пальмы с бананами, кокосами, также ананасы, Не менее популярна рыбалка, охота. Некоторые аборигены добывают драгоценные металлы, после чего реализуют их на черном рынке.

Климатические условия

Огромные массы воды и незначительные размеры суши оказали влияние на климат в целом. На севере отмечается влажный экваториальный климат, характеризующийся обильными ливнями, незначительными ветрами. Летний температурный режим колеблется в пределах +30...+32 °С, ночью незначительно понижается.

Южная часть материка находится под властью субэкваториальной климатической зоны. В зимние месяцы (январь-февраль) господствуют сильные ветры на острове Папуа-Новая Гвинея. Остров, а точнее юго-восток (май-август) и центральная часть, сильно заливают тропические дожди.

Остальная прибрежная территория (низменность) претерпевает засуху до глубокой осени. В районах с высокими горами и хребтами выпадает небольшое количество осадков, поскольку возвышенности выполняют функцию защитного барьера на пути холодных воздушных масс и дождей.

Экономическая ситуация

Рельефность хребтов препятствует возведению магистралей и связывающих путей. По настоящее время отсутствует наземное сообщение с крупными Новая Гвинея. Остров имеет только воздушную связь с тихоокеанскими регионами. Для поддержания и развития экономики государство в Океании регулярно получает финансовую поддержку из Австралии.

Однако инфраструктура остается на допотопном уровне. Основная причина заключается в несоблюдении законопорядка со стороны местных жителей. Преступность и междоусобицы разгораются в сельских местностях. Дабы уберечь свое имущество от грабежей и разорения, жители создают общины.

Основным видом деятельности у населения является земледелие. Таким образом, завязываются рыночные отношения между племенами и регионами. В горных районах возделывают батат, чай, на низменности — овощи, бананы, ямс, таро. Выращивают разные крупы, фруктовые, кофейные и шоколадные деревья. Практикуется животноводство. Папуа-Новая Гвинея изобилует минеральными ресурсами. Активно развивается горнодобывающая отрасль.

Флора

Территория острова Новая Гвинея покрыта вечнозелеными саваннами. В джунглях произрастают ценные породы растений и реликтовые деревья: саговая и кокосовая пальмы, дынное и манго, каучуконосы, фикусы, бамбуки, панданусы, казуарины. В составе лесов встречаются сосны и папоротники. А на болотистой местности произрастают мангровые насаждения. По берегам рек можно увидеть заросли сахарного тростника.

Фауна

Богат и разнообразен животный мир. В местных реках водятся аллигаторы, опасные и ядовитые змеи, также ящеры и хамелеоны. Фауна представлена удивительными насекомыми, экзотическими птицами и пресмыкающимися. На материке обитают райские птички, казуары, большие попугаи. У берегов ползают крупные черепахи. В лесах встречаются сумчатые барсуки, кенгуру, кускусы. Местные жители разводят привычных для нашего региона животных: свиней, коров, лошадей, коз и прочий скот.

Туристическая направленность

Заядлые путешественники знают, где находится остров Новая Гвинея, и поэтому стремятся сюда попасть в летние месяцы, чтобы увидеть красочный и разнообразный мир джунглей. В теплое время здесь организуются феерические фестивали с национальными танцами аборигенов. Многих привлекает экскурсионный отдых в диких джунглях с местным гидом, других - знакомство с достопримечательностями близлежащих курортов.

Чем заняться?

Приобретя тур на Папуа-Новая Гвинея, обязательно займитесь дайвингом. Каждый отель и гостиница предлагают подобные услуги. Воды Тихого океана — это необыкновенно красочный мир, изобилующий коралловыми рифами, удивительными морскими существами, крупными хищниками. На дне океана можно увидеть затопленные корабли и самолеты.

Не менее популярен серфинг и виндсерфинг. Лучшими пляжами для этого экстремального занятия являются побережья курортов Вевак, Маданг, Ванимо, Алотау. В прибрежных водах разрешено ловить рыбу, чем и занимаются гости острова. Удается отловить макрель, гигантского каранкса, собакозубого тунца, барракуду, лосося, окуня и много других трофеев. Огромным спросом пользуются рафтинг, каноэ, каякинг, морские прогулки.

Папуа-Новая Гвинея — природное чудо мира, таящее множество загадок и прельщающее своими ресурсами. Если вы не боитесь укусов тропических комаров и агрессивного поведения папуасов, тогда смело приобретайте тур на живописный остров.

Логотип, знак и эмблема. Терминология. Александр Ширышев.

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

«Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

«Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.» — Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

«Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка . Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.


Логотип. Александр Ширышев.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

«Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).» — Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка . Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike ? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Прежде чем продолжить терминологизировать, давайте разберёмся с двумя вредными словосочетаниями: товарный знак и торговая марка . Они заимствованы из рекламной индустрии, которая к айдентике имеет очень посредственное отношение. Рекламистам этих терминов для коммуникации достаточно. Для дизайнера же они слишком грубые и условные. Во-первых, потому что под ними может скрываться всё, что угодно. Во-вторых, прилагательные торговая и товарный вводят в заблуждение относительно объекта приложения дизайн-услуг. Ведь фирменным стилем может обладать не только товар, компания или услуга, но и некоммерческая организация, государственное или образовательное учреждение, город, страна, телепередача, фильм, фестиваль, спортивная команда, человек и ещё много чего. Сложно себе представить словосочетание товарный знак Министерства образования или торговая марка Грушинского фестиваля .

Сам объект приложения дизайн-услуг (компания, товар, организация, учреждение, страна, мероприятие и прочее) мы будет обозначать словом бренд . В контексте этой статьи нам не важно то, что бренд — это результат. Здесь и далее, мы будет подразумевать, что объект, для которого мы разрабатываем паспорт стандартов фирменного стиля, брендом рано или поздно станет.

Итак, нам необходимо обозначить термином такое явление, как графический знак бренда. Чтобы быть уверенным, что мы понимаем друг друга, приведу конкретные примеры: яблоко Apple , арки McDonalds , свуш Nike, звезда Mercedes , яйцо «МТС », разноцветное окошко Windows .

Из претендентов на обозначение этого фирменного элемента остались термины: фирменный знак, сигнет, графический знак и эмблема . Прилагательное фирменный понятие знак не уточняет, а значит термин остаётся таким же неточным и мутным, как и без него. Сигнет — англицизм (от анг. signet — знак, штамп), также не углубляющий понятие знак. Таким образом, в качестве точного термина имеет смысл рассматривать графический знак и эмблему .

«Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение.» — «Большая советская энциклопедия».

«Эмблема (от лат. emblema — вставка, выпуклое изображение) — условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, а лишь указывает на него.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

«Эмблема (от лат. emblema — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.

Эти определения применимы и к термину графический знак . Однако понятие графический знак смешивается с понятиями товарный знак, фирменный знак и даже торговая марка , а само словосочетание графический знак на практике урезается просто до знака . Иногда дизайнер употребляет термин знак , понимая, что под ним скрывается именно графический знак , иногда нет.

Ежедневно мы видим множество символов и эмблем. Мы знаем что они обозначают, но не всегда знаем, как они появились.

Пацифик - символ мира


Происхождение пацифика датируется 1958 годом. Он был применен во время кампании за ядерное разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament или CND).

Эмблема сочетает сигналы семафора с латинскими буквами N и D, обозначающими ядерное разоружение: буква N образована двумя линиями, проведенными в перевернутой V, D читается в правой трети эмблемы. Есть теория, что этот символ придумал римский император Нерон.

Он приказал казнить святого Петра вниз головой и символ в действительности изображает расколотый крест. Говорят, что в средние века этот современный символ мира связывали с дьяволом.

Как бы то ни было, символ мира, такой, каким мы его знаем, принял свой окончательный вид во времена движения за разоружение в конце пятидесятых годов.

Символ медицины


Посох или прут, вокруг которого обвивается змея – символ медицинской профессии. Происхождение этого символа относят к эпизоду из Библии, к Исходу, когда Моисей бросил свой посох на землю и он превратился в змею, которая съела змей египетских священников. «Каждый из них бросил свой посох на землю и все они стали большими змеями. Но посох Аарона глотал их. Исход 7:12 ».

Другая теория приписывает принадлежность посоха Эскулапу (Асклепию) – древнегреческому (и римскому) богу медицины. Дети Эскулапа также ассоциируются с медиками. Гигеея, от имени которой произошло слово гигиена, была богиней здоровья. Панацея – богиня исцеления – дала миру слово панацея для обозначения средства от всех болезней. В современном мире посох со змеёй стал эмблемой множества медицинских ассоциаций и компаний во всем мире.


Аптеки используют другой символ - чашу Гигиеи, но и в нем есть змея.

Красный крест


Потрясенный нехваткой медицинской помощи раненым и умирающим после сражения при Сольдефино между Францией и Австрией в 1859 году, швейцарский бизнесмен Жан Анри Дюнан предложил создать нейтральную организацию для оказания помощи пострадавшим во время военных действий.

Организация «Международный красный крест» была основана в 1863 году. Международная Женевская конвенция в 1864 году признала особый статус раненых и медперсонала на поле битвы.

Красный крест на белом фоне – это измененный флаг Швейцарии, родной страны Дюнана. Белым флагом во всем мире выражали намерение сдаться, а у Швейцарии была долгая история нейтралитета. Кроме того, красный крест на белом фоне легко распознать на большом расстоянии, что делает его идеальной эмблемой.

Смайлик (не "клавиатурный")


Первое улыбающееся личико нарисовал Харви Бэлл в 1963 году для американской страховой фирмы State Mutual Life Assurance Company. Чтобы поднять моральный дух коллектива после недавнего слияния компаний, смайлики разместили на визитных карточках, значках, плакатах и рабочих столах.

Значки быстро стали очень популярными, и более чем 50 миллионов штук было продано к 1971 году. Харви Бэлу заплатили только 45 долларов за его работу, но он никогда не предъявлял свои права на владение смайликом. По словам его сына, Бэлл никогда не жалел об этом.

Знак радиоактивности

Символ атома - толпа людей в Пхеньяне (Северная Корея):




Очень популярная комбинация из ядерного взрыва и кроны дерева:




Международный символ радиации появился в 1946 году и первоначально был пурпурного цвета на синем фоне, пока не был принят более узнаваемый черно-желтый вариант.


Однако в 2007 году было объявлено о добавлении дополнительного символа для обозначения угрозы радиации, после того как исследования выявили, что многие дети часто принимают черно-желтый знак за пропеллер, а не за что-то страшное.


Новый дополнительный знак ясно показывает радиацию, опасность смерти и необходимость бежать сломя голову.
Справа «вариация на тему» от Арона Рубина – "Опасность для Халка":

Знак биологической опасности


Первоначально этот символ разработала компания «Доу Кемикал» для своей герметично упакованной продукции в 1966 году, но теперь он признан универсальным знаком, обозначающим биологическую опасность.

Доллар и британский фунт

Знак доллара произошел от испанского и мексиканского песо, известного как испанский доллар или от разомкнутой восьмерки.


Этой валютой пользовались в Америке во время революции в конце восемнадцатого века. Самая распространенная теория гласит, что знак доллара восходит к обозначению песо, которое выглядело так – «ps». Через некоторое время знак «s» начали писать поверх «р», что и привело к появлению знака доллара как $. Другая теория утверждает, что этот знак изображает перечеркнутую цифру восемь.

Знак доллара из спичек за минуту до полного сгорания:

Национальная валюта Великобритании - фунт стерлингов. Обозначение фунта стерлингов заглавной буквой «L» восходит к главной римской единице веса – либра.

Либра – это латинское слово, означающее весы, баланс и знак зодиака «весы». Фунт назывеется фунтом потому что первоначально его покупательная способность равнялась фунту чистого серебра.

Серп и молот

Серп и молот - символ коммунизма. Молот – символичное обозначение рабочих, а серп – крестьян. Вместе они обозначают единство всего трудового народа.

На советском гербе серп и молот расположены поверх всего земного шара, что указывает на стремление к мировой революции:

Петр I по праву именуется царем-реформатором. В данном посте речь пойдет о ребрендинге, да-да, не удивляйтесь.
В 1705 году в Амстердаме была напечатана книга "Символы и эмблемата" - сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу российского царя Петра I на основе двух книг француза Даниэля де ла Фея, вышедших в Амстердаме в 1691 и 1696 годах. Составители отобрали 840 рисунков-эмблем и разместили на правых нечётных страницах книги (по 6 гравюр на странице); на левых страницах размещены "символы" - пояснения к эмблемам.

Каждый "символ" продублирован на восьми языках: русском, латинском, французском, итальянском, испанском, голландском, английском и немецком. Что касается русских пояснений, то это, к сожалению, не сколько точный перевод, а скорее - смысловые аналоги исходных надписей. На данный момент считается, что переводы-переложения девизов к символам и эмблемам выполнены Копиевским .

Эмблемы активно использовались для изображений на триумфальных арках, на транспорантах во время фейерверков, при составлении разнообразных гербов, для инкрустаций мебели, служили образцами для резчиков кости, короче говоря, были настольной книгой у первых русских граверов. Можно сказать, первый русский бренд-бук.

Разглядывая эмблемы, можно заметить детали, заимствованные из мифов и легенд, изображения хорошо известных исторических персонажей, а также старые алхимические и оккульные символы, сюжеты из бестиариев. Тираж "Символов и эмблемат" по тем временам был очень внушителен - 800 экземпляров, книга пережила несколько переизданий.


NB - Как я делала перевод: читала надписи на знакомых мне языках и выводила среднее арифметическое. Например, надпись "ненависть" на церковнославянском к эмблеме под номером 24 была отвергнута, поскольку на остальных языках - "зависть".

1. Лишь на себя уповаю.
2. Мудрый укрощает диких зверей.
3. Его пожелания будут исполнены.
4. Безумное дерзновение.
5. Не ведают что творят.
6. Друг без друга действовать не могут.


13. Лучше умереть, чем уклониться.
14. Охраняющий не спит.
15. Годен для войны и мира.
16. Пока дышу - надеюсь.
17. Вождь и защитник от врагов.
18. Господи, укажи нам пути твои.


19. Моя сила равна моей добродетели.
20. Здесь надлежит остановиться.
21. Не ищу плохого.
22. Самолюбие.
23. Сама себе вредит.
24. Зависть.


61. Наш разум нас прельщает.
62. Защищают величество.
63. Ненависть сама себя казнит.
64. Возрождение силы.
65. Зиждется на чести.
66. Следует избегать середины*2.


67. Кто владеет тайной - владеет всем.
68. Его предпочтения вредны.
69. Сила разделена.
70. Требуется опора.
71. Происхожу из триумфального ствола.
72. Моя любовь не перестает после смерти.


85. Ум остается спокоен.
86. Извлеку или умру.
87. Мои стрелы - прекрасные очи нимф.
88. Для друзей, а не для недругов.
89. Мой огонь будет гореть дольше твоего.
90. Облекаюсь в добродетель.


91. Он меняется каждое мгновение.
92. Мне угождают златом.
93. Медленный огонь, а длится вечно.
94. Он звучит не для себя.
95. Чтобы забыть мои беды.
96. Возобновляю прерванную работу.


97. Меня лишили древних привилегий.
98. Быстро родится и быстро гибнет.
99. Пою лишь для того, чтобы посетовать.
100. Он владеет наивысшим мастерством.
101. Теперь знает как править.
102. Юпитер и его молнии.

"Начиная с XVI в. символы и эмблемы пользовались в Европе большой популярностью, это был одни из любимых жанров литературы. Подобные издания в зарубежной литературе многочисленны. По понятиям того времени, эмблема - условное изображение идеи в рисунке или пластике, а символ выражал ту же идею словами, причем не должен был являться описанием данной эмблемы. Например, в издании «Символы и емблематы» 1705 г. три раза встречаются три разные гравюры - эмблема ежа - и к ним три разных символа: «Честь и крепость все на оружие», «Столько оружия, сколько и неприятелей» и «Кругом меня бойся». Эмблема черепахи встречается два раза с разными символами: «Терпением всем делам окончание увидишь» и «Помалу, помалу»."*1


103. Конец венчает дело.
104. Помогать отцу в нужде - изрядная добродетель.
105. Болезни познание - начало излечения.
106. Лиши цвета - лишишь всего.
107. Не каждому позволено быть птицей.
108. Предрекает весну.


109. Кто у меня это отнимет?
110. Укрощает ярость.
111. Годный на всё.
112. Его сердце бдит.
113. Дерзновение и сила.
114. Его удары поднимают меня.


115. Прекрасно и чисто.
116. Незапятнанная златом белизна.
117. Истинно любит тот, кто любит верно.
118. Она указует нам путь.
119. Не свиреп, но непобедим.
120. Двое станут единым.


127. Всегда неизменен.
128. Фортуна не всегда благоволит*3.
129. Недвижимо к неподвижному Божеству*4.
130. Честь следует добродетели даже до небес.
131. Не ищи того, кто тебя не ищет.
132. Не прикасайся ко мне.


133. Пойманный вор больше не крадет*5.
134. Умри или победи.
135. Лишь единого хочу знать.
136. Повремени.
137. Единство приносит согласие.
138. Лучшие умирают первыми.


139. Бог всем управляет.
140. Сопротивление устрашает тиранов.
141. Непостоянство мне противно.
142. Без страха.
143. Питаемся ветром.
144. Крепче натянутое сильнее ранит.

"Из символов и эмблем выбирались гербы и девизы к ним, из них черпались сюжеты для транспарантов и фейерверков в XVII - XVIII вв. Также и в России некоторые темы для транспарантов и картин на торжественных вратах брались из «Символов и емблемат». До выхода амстердамского издания в 1705 г. они заимствовались непосредственно из изданий Ла Фея. Эмблема (в амстердамском издании №204) - под дерево подкапывается бобер - была использована для фейерверка 1 января 1703 г., после взятия Нотебурга, а эмблема №102 - подвешенный лев с символом «да знает правительствовати» - была использована на фейерверке 1 января 1710 г., после Полтавской победы. Эмблема №115 - грабли на поле «собирают рассыпанное» - воспроизведена на транспаранте во время фейерверка 1 января 1704 г. Гравюры этих фейерверков помещены а «Книге Марсовой». В России имена для кораблей Азовского флота, строившегося начиная с 1696 г., брались из книги Ла Фея. Соответствующая эмблема вырезалась на корме корабля, богато украшенной резьбой. Например, среди Азовского флота был корабль «Черепаха» - «Терпением увидишь дел окончание» (по изданию 1705 г., эмблема №161), был корабль «Три рюмки» - «Держи во всех делах меру» (№438). На корме кораблей были вырезаны соответственно черепаха и стол с тремя рюмками."*1


145. Засияю сильнее, если встряхнуть.
146. Мои желания следуют за ним.
147. Радуется после бури.
148. Чуждое меня обременяет.
149. Нужен лишь отдыхающему.
150. Земля рада нести меня.


151. Без искусства всегда пуста.
152. Один содержит всех едиными.
153. Освящает море и землю.
154. Ягненком у меня станет.
155. Облака отнимают у меня свет.
156. Собирают рассыпанное.


157. Одно умирает, другое рождается.
158. Насколько щедр, настолько и горд.
159. Милосердие со стыдом.
160. Добродетель все превосходит.
161. Терпение все преодолеет.
162. Нет ничего надежнее.

"Единственное из русских изданий, напечатанных в Амстердаме, о котором известно, что оно продавалось в Москве. «Символы и емблемата» были привезены в Москву в ящиках, которые «поставлены в Посольском приказе при боярине Федоре Алексеевиче Головине» - следовательно, не позже июля 1706 г.. когда Головин умер. Судя по всему, о книге тогда просто забыли, а вспомнили лишь через 12 лет. В 1718 г. дано распоряжение за подписью Г.И. Головкина и П.П. Шафирова: «...марта в 21 день по указу великого государя. . . Петра Алексеевича. .. вышеупомянутые книги Эмблематы. которые целы, отдать в книжной ряд купецким.людям при старосте с распискою, и велеть им те книги продавать охочим людем, а цену постановить всякой книге по двадцати по три алтына но две денги. . . и о том в книжном ряду выставить письменное объявление»."*1


163. Безопасность для многих.
164. Премудрость превосходит звезды.
165. С нами сила Божия.
166. Мир победит свирепость и бесчестность.
167. Без совета ничего не твори.
168. Все преодолею.


169. Врежу тому, кто мне вредит.
170. C процветанием и благополучием.
171. Мой поступок будут всегда помнить. (Лукреция с ножом)
172. Отсюда берут начало сила и труд. (Геркулес душит змей в колыбели)
173. Излишек вредит.
174. Под предлогом святыни (Троянский конь)


181. Неугасимый свет.
182. Охотно притягиваемся.
183. Предсказывает будущее.
184. Кто может его выкорчевать?
185. Лишь смерть меня развяжет.
186. Угрожает, но сам не боится.


P.S. - Данный пост я сделала довольно быстро, но постаралась не уронить в качестве. Не предавалась длительным размышлениям над значением каждой эмблемы, учитывайте это, пожалуйста, делала просто для удовольствия. Итак, в первой части вам представлено 126 эмблем из 840. Сначала я решила просто пробежаться по верхам, но в процессе работы мне было жалко пропускать листы, поэтому получилось больше, чем изначально задумывалось. Полагаю, что выпущу продолжение, но уж буду бить себя по рукам и пропускать листы. Хостинг продолжает глючить, режу картинки "вслепую"!

*1 -
*2 - В издании Gli emblemi di Saavedra (1649) эта эмблема дана покрупнее , но пояснения отсутствуют. С помощью tumbleweed_farm удалось прояснить её значение, а также он помог написать подробные примечания *3 и *4. Передаю ему слово:

Про медведя с ульем Диего де Сааведра :(Diego de Saavedra Fajardo, "Empresas políticas: ó, Idea de un príncipe político christiano: representada en cien empresas", Vol. 3) объясняет следующим образом: Раз уж медведь взялся за улей с пчелами, то лучше ему не сделать, чем оный полностью погрузить в воду, потому что никак иначе не получится и медом полакомиться, и укусов пчелиных избежать.

Далее Сааведра дает всякие примеры из римской и иберийской истории, в том духе, что сидеть между стульев - себе дороже; в войнах, восстаниях, и всяких других конфликтных ситуациях правителю или командующему лучше выбрать либо одну крайность, либо другую, вместо того, чтобы принимать половинчатые решения. (Ясное дело, Сааведра не читал "Чжун Юн"). Например, либо ты каких-то повстанцев (или пленных врагов) полностью прощаешь, либо всех казнишь; и то и другое лучше, чем если дело кончится тем, что они живы и на свободе, но обижены на тебя.

То есть применительно к медведю, надо полагать: либо уж вовсе улья не трогай, либо всех пчёл сразу топи.

P.S. Один каталонский читатель Сааведры, аккурат петровских времен (Norberto Font y Sagué , "Despertador de Cathalvnya: per desterro de la ignorancia, antidoto contra la malicia, foment a la paciencia, gamma reme gamma a la pvsillanimitat, en pvblich manifest de las lleys, y privilegis de Cathalvnya ...", 1713;) говорит то же самое: плохо, дескать, если твои решения привели к тому, что ты и врагов не уничтожил, и друзьями их не сделал.

*3 - Дословно речь идёт про треножник, также есть надписи о том, что Фортуна не всегда бывает благосклонна. Гомер и Гесиод свидетельствовали о награждении треножником победителей. Эмблема изображает пустые сети (без улова).
По тому же Сааведре , ценный треножник случайно выловили своими сетями рыбаки с острова Хиос, и потом очень надеялись наловить ещё таких треножников, но понятное дело, Фортуна им благоволила лишь один раз.

*4 - Изображен компас и полярная звезда. Звезды движутся на небе (вращаются вокруг полюсов небесной сферы), но Полярная звезда - на которую указывает компас - не движется. (Ну, точнее, движется, но практически незаметно, так как она очень близка к северному полюсу небесной сферы.)

Сам моралист Сааведра на эту тему разводит ту мораль что, дескать, общественные институты, вознаграждающие или наказывающие граждан, не работают, если не опираются на незыблемые религиозные ценности.

*5 - один из девизов Генриха VIII.

Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Время появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».

Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Время появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался : В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида».

Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот.

В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием.

Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Время появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.

Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.
До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.

Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.

Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.

О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.

Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Время появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения : В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Время и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Время и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров


Дата возникновения : Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
Где использовался : Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.
Значение : Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с 8 спицами


Дата возникновения : около 2000 года до н.э.
Где использовался : Египет, Ближний Восток, Азия.
Значение : Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление.
В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу.
Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Герма­нии в Средние века колесо с 8 спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Ко­лесо Фортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­ряющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос


Дата возникновения : первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
Где использовался : Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.
Значение : Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции.

В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Серп и молот


Дата возникновения : в государственной геральдике - 1918 год.
Где использовался : СССР и различные коммунистические партии мира
Значение : Молот со средних веков являлся ремесленной эмблемой. Во второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. В русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовался в гербах различных городов. Но с 1918 года эти два знака соединяются в один, приобретая новый смысл. Серп и молот стали символом правящего рабочего класса, союза рабочих и крестьян.

Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Лилия


Дата возникновения : в геральдике лилия используется с 496 года н.э.
Где использовался : Европейские страны, особенно – Франция.
Значение : По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике.
Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Дата возникновения : приблизительно 3500 год до н.э.
Где использовался : серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с исламом.
Значение : Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом, а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождения. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел


Дата возникновения : 4000-3000 год до н.э.
Где использовался : Шумер, Хеттское царство, Евразия.
Значение : В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль


Дата возникновения : первые изображения датируются 3500 годом до н.э.
Где использовался : Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация
Значение : Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали пятиконечную звезду с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Дата возникновения : Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.
Где использовался : В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.
Значение : Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие.
Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око


Дата возникновения : 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался : Европа, Азия, Океания, Древний Египет.
Значение : Всевидящее око - это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Дата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов.

С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Карточные масти

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.Якорь

Время появления : первые века нашей эры.

Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.
Значения : Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды.

В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю.

Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе.
В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись: «поспешай медленно»

Олимпийские кольца

Время появления : Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене.
Где используется : Одна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из пяти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнения. Кольца расположены в W-образном порядке, цвета расположены в строгом порядке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
Какие были значения : Есть несколько теорий происхождения и трактования эмблемы Олимпийских игр. Первая и основная версия гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение пяти континентов, которое было придумано бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла).

В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Эмблема пяти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. В нем заложена идея популяризации олимпийского движения,равноправия каждой страны-участницы, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Циркуль и Наугольник

Время появления : Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.
Где используется : При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
Значения : В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник - Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля - это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства.

Значения : Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово... «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы.

Марс и венера

Время появления : Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными.
Где используется : Символ Венеры ♀ обозначает женское начало и используется для обозначения женщины, женского пола. Соответственно, символ Марса ♂ олицетворяет мужское начало.
Какие значения : Первые символы Марса и Венеры появились античности. Женский знак Венеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его называют «Зеркалом Венеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. Марс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье Марса”Объединенные символы Венеры и Марса означают гетеросексуальность, любовь между представителями разных полов.