Система органов государственной власти субъектов рф. Организация государственной власти в субъектах российской федерации Общие принципы организации государственной власти в субъектах

Система органов государственной власти субъекта Росийской Федерации — образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что С.о.г.в.с. РФ составляют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

Иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Соответственно в такую систему входят:

Президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства);

Законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), а также судебные органы, представленные мировыми судьями.

В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Так, в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы выведены из судебной системы РФ.

Конституция Башкортостана устанавливает, что суды подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Почти во всех республиках учреждены конституционные суды, именуемые высшими органами государственной власти республики по защите ее конституционного строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной палатой, в Татарстане и Северной Осетии — Алании это комитеты конституционного контроля).

Поскольку конституции республик были приняты до вступления в действие указанного выше Федерального закона, то нормы республиканских конституций, противоречащие данному Закону, должны быть в установленном порядке признаны неконституционными

Систему органов государственной власти субъектов РФ со-ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен-ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот-ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:


Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должност-ные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъектаРФ, исполнением бюджета субъектаРФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редак-ции большинством не менее 2/3 голосов от установленного чис-ла депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной вла-ги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

Принятия решения о самороспуске;

Роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

Вступления в силу решения суда о неправомочности дан-ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае приня-тия им нормативно-правового акта, противоречащего Конститу-ции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим су-дом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни-тельной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в поста-новление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном по-рядке. Законодательный орган направляет высшему должно-стному лицу планы законопроектных работ и проекты зако-нов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руко-водители органов исполнительной власти или уполномочен-ные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата зако-нодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руко-водителям органов исполнительной власти, в назначении кото-рых принимал участие, что влечет их немедленное освобожде-ние от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими ис-полнительными органами по вопросам осуществления их пол-номочий разрешаются в соответствии с согласительными проце-дурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполни-тельных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах госу-дарственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий ре-шаются по-своему.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов, отлагательного ве-то на законы, исключительное право внесения законопроектов бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами, Дума оставила за собой право утверждения заместителя Главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему ис-полнительной власти Российской Федерации.

Территориаль-ные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредст-вом местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с

Федеративный характер Российского государства предполага-ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде-ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти-ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла-сти в РФ. Вместе с тем, для того чтобы феде-рализм был реальным, а власть демократически децентрализова-на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио-нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституци-онном уровне - как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, об-щефедеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются в Конституции РФ и федеральном законе, а соответствующие им конкретные системы органов вла-сти - в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) уста-навливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществ-ляют образуемые ими органы государственной власти. Эта нормарасположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту нор-му следует рассматривать в неразрывной связи с другими основа-ми федеративного устройства страны, и особенно с теми, кото-рые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы го-сударственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.

Как бы охраняя самостоятельность субъектов РФ, Конститу-ция РФ не включает перечень конкретных органов власти в субъ-ектах РФ, хотя предыдущая Конституция как раз закрепляла конкретную систему высших органов власти и управления. Такой подход, хотя и способствовал единообразию, по существу сам по себе отрицал самостоятельность субъектов РФ и означал жесткую централизацию власти, которая мало что относила к ведению и полномочиям субъектов Федерации.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе-ние об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч. 1 ст. 11) фе-деральных органов государственной власти. Законодатель не ука-зывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ само-стоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных ор-ганов и их взаимоотношений должна соответствовать федераль-ной, т. е. включать органы, аналогичные Президенту, Федераль- Собранию и Правительству на федеральном уровне.(получаем мнимую свободу выбора)

Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в РФ». Следова-тельно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной вла-сти, а также на основе самостоятельности их органов.

Чтобы система органов государственной власти субъектов РФ находилась в единстве с системой органов государственной вла-сти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам кон-ституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам демократического, правового, со-циального и светского государства. Следовательно, ни один субъ-ект РФ не вправе создавать систему государственной власти наоснове единоличной власти, каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т. п.

На первый взгляд принцип единства государственной власти может показаться как установление прямого подчинения всех ор-ганов власти субъектов РФ соответствующим органам Федера-ции. Но это неверно. На каждом из указанных уровней органы государственной власти действуют в соответствии со своими пол-номочиями, водораздел между которыми позволяет установить ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. Эта статья указывает, что разграни-чение предметов ведения и полномочий осуществляется двумя путями: Конституцией РФ и договорами об этом. Следовательно, объем собственных полномочий - это и есть мера самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, но в том, что не охватывается «мерой», а, вернее, находится за ее пределами, эти органы находятся в подчиненном положении по отношению к федеральным органам.

Как бы конкретизируя все требования, вытекающие из прин-ципа единства государственной власти и других основ конститу-ционного строя, Конституция РФ определяет в ч. 1 ст. 77, что система органов государственной власти субъектов РФ устанав-ливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами кон-ституционного строя РФ и общими принци-пами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Здесь, как видим, содержится, по сути, прямое указание на Фе-деральный закон «Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации», который был принят только в 1999 г. (ныне действует в редакции от 29 де-кабря 2006 г.), что привело к большому разнобою в правотворче-стве субъектов РФ.

Федеральным законом установлено, что образование, форми-рование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия меж-ду собой и с федеральными органами государственной власти ос-новываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями, уставами, законами и иными норма-тивными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

    1. государственная и территориальная целостность РФ;
    2. распространение РФ на всю ее территорию;
    3. верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
    4. единство системы государственной власти;
    5. разделение государственной власти на законодательную,
    6. исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государст-венной власти либо должностного лица;
    7. разграничение предметов ведения и полномочий между ор-ганами государственной власти РФ и органа-ми государственной власти субъектов РФ;
    8. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
    9. самостоятельное осуществление своих полномочий органа-ми местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта РФ состав-ляют:

  • законодательный (представительный) орган государствен-ной власти субъекта РФ;
  • высший исполнительный орган госу-дарственной власти субъекта РФ;
  • иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ и иные го-сударственные должности.

Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конститу-ции РФ, федеральных законов, Президента и Правительства РФ.

Конституция РФ уделяет особое внимание вопросам организа-ции в субъектах РФ, поскольку организа-ция этой ветви власти наиболее важна для обеспечения конститу-ционного принципа единства государственной власти в масштабе всей страны. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Кон-ституции РФ, которые закрепляют следующие положения:

  1. по определенным полномочиям (в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ;
  2. федеральные органы исполнительной власти для осуществ-ления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;
  3. федеральные органы исполнительной власти по соглаше-нию с органами субъектов РФ могут передавать друг другу осуществле-ние части своих полномочий, если это не противоречит Консти-туции РФ и федеральным законам;
  4. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответ-ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной вла-сти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Отсюда, например, вытекает Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) издавать по-становления и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории страны, а следовательно, и для органов исполни-тельной власти субъектов РФ. Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства вправе руководить деятельностью со-ответствующих органов в субъектах РФ, направлять и проверять их работу и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут вос-препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти - в этом случае Прези-дент РФ и Правительство РФ должны и вправе принять соответ-ствующие меры. Статья 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами госу-дарственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согла-сованного решения он может передать разрешение спора на рас-смотрение соответствующего суда. Во второй части этой статьи закреплено и более сильное право Президента РФ: приостанав-ливать действие актов органов исполнительной власти субъек-тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фе-деральным законам, международным обязательствам РФ или на-рушения прав и свобод человека и до решения этого вопроса соответствующим судом.

0.5

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции России система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. С учётом содержания основ конституционного строя РФ система органов государственной власти субъектов РФ должна строиться на принципах демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ), ориентироваться на человека, его права и свободы, иметь своей целью признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), опираться на народ как на единственный источник власти (ст. 3), исходить из принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10), базироваться на федеративном устройстве России.

Все перечисленные нормы содержатся в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей основы конституционного строя. Следовательно, другие конституционные нормы, относящиеся к вопросам организации государственной власти субъектов РФ, должны интерпретироваться, исходя из содержания норм первой главы федеральной Конституции. Вместе с тем пункт «н» ст. 72 Конституции России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Специальным правовым регулятором, определяющим основы организации государственной власти в субъектах РФ, является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно п.1 с.1 Закона деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • а) государственная и территориальная целостность РФ;
  • б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
  • в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • г) единство системы государственной власти;
  • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
  • ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
  • з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе также создавать свои органы конституционного правосудия согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также назначать (избирать) мировых судей в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ, закреплённые в Конституции РФ и федеральных законах, получили дальнейшее развитие и конкретизацию в региональном законодательстве, прежде всего в конституциях и уставах.

Следует отметить, что в ряде субъектов РФ устанавливается порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов в едином законе: Закон «Об органах государственной власти Воронежской области», Закон «О системе органов государственной власти Тверской области».

Однако значительное число субъектов РФ восприняло иной вариант законодательного регулирования порядка формирования и деятельности органов государственной власти. В этих регионах организация деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти устанавливается отдельными законами для каждой ветви власти. Так, в Республике Башкортостан были приняты законы: «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», «О Кабинете министров Республики Башкортостан», «О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан»; в Нижегородской области: «Об основных принципах организации Законодательного Собрания Нижегородской области», в Псковской: «О Псковском областном Собрании депутатов», «Об администрации Псковской области».

Таким образом, принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации в общем виде закреплены на федеральном уровне, а дальнейшую конкретизацию получили в региональном законодательстве.


В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

  1. законодательный (представительный) орган государственной власти;
  2. высший исполнительный орган государственной власти;
  3. иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  • государственная и территориальная целостность России;
  • распространение суверенитета России на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 11 и 29 декабря 2004 г.).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува - из 160. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс. региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
  • утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
  • устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
  • регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

  • принятия решения о самороспуске;
  • роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В большинстве законодательных органов отсутствуют депутатские фракции, и политические страсти не мешают работе. В соответствии с новым законом о выборах 50% депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам. Сейчас в регионах партии мелкие. Лишь две-три партии могут преодолевать барьер, устанавливаемый для прохождения в региональный представительный орган. Это повышает роль таких партий и политизацию власти.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ

В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Часть высших должностных лиц (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ избрана населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пять лет и не может избираться более двух сроков подряд 1 В соответствии с новым законодательством глав субъектов РФ утверждает представительный орган субъекта РФ. Кандидатуру предлагает Президент РФ. . В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, неизбрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

  • представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • обнародует или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ и участвовать в его работе с правом совещательного голоса;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ. признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъектов РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором, возможны и другие формы.

Законодательный орган по представлению исполнительного органа (администрации) утверждает схему управления субъектом РФ и структуру исполнительных органов. Глава администрации устанавливает штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений, т.е. комитетов, департаментов, управлений, отделов и т.п. Полномочия их определяются уставами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми главой администрации.

Организация исполнительной власти в городах федерального значения имеет особенности. В систему органов исполнительной власти Москвы входят: мэрия. Правительство Москвы, отраслевые, межотраслевые и территориальные органы.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  • разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ;
  • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ;
  • обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
  • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-разному.

По Уставу Московской области законодательная власть формирует правовое пространство, в котором действует и администрация области. Власти самостоятельны, но в пределах компетенции, установленной законом, который принимает областная Дума.

В структуру администрации входят:

  • правительство, наделенное общей компетенцией;
  • органы специальной компетенции по отраслям и сферам государственного управления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);
  • территориальные органы специальной компетенции, действующие на территориях районов и городов.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, полписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами. Дума оставила за собой право утверждения заместителя главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

В Воронежской области приняты Закон «Об органах государственной власти» и Устав области. Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначает руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке правовые акты, принятые Думой. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.

Для выполнения функций исполнительной власти создаются структурные подразделения администрации . В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

Исполнительная власть региона по определенным направлениям деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как власти, призванной исполнять законы. Формами контроля могут быть доклады администрации по итогам работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие главы администрации на сессиях, назначение и освобождение ключевых руководителей администрации по согласованию с законодательным органом. Законодательный орган утверждает отчеты администрации об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители администрации отвечают на запросы и обращения депутатов.

При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от руководителя представительства - он должен обладать необходимыми качествами: быть дипломатом, проявлять настойчивость, уметь поддерживать отношения и контакты и т.д. В представительстве образуются отделы.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы.

Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством или ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ, - во взаимодействии с их соответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральных и региональных элит в целях удовлетворения корыстных интересов 2 Возможен альянс капитала с региональной властью. Собственники капитала получают квоты, льготы, а чиновники - дивиденды. В США и ФРГ существуют подразделения, контролирующие и расследующие деятельность местных руководителей. В России до 1917 г. территориальные органы обслуживали по несколько регионов, при этом персонал управления отдельными структурами находился в ратных губерниях. создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов. Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ, и т.д.

Информацию для осуществления деятельности территориальные органы получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов статистики, предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основными из них являются подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых для работы условий.

Координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.

При Президенте РФ образована комиссия по вопросам совершенствования государственного управления.

На комиссию возложены следующие функции:

  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ;
  • выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и законам Российской Федерации;
  • устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ;
  • подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.

В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым графиком.

Органы власти субъектов РФ обеспечивают соответствие своей деятельности и принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Установлена их ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, игнорирование решений судов, в результате которых были созданы препятствия работе федеральных органов власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека, охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае, если судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ принят такой акт, а этот орган не принял мер по исполнению решения суда об отмене акта. Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу. Если в течение трех месяцев после предупреждения меры не приняты, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа. Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть указанный проект.

Аналогично Президент РФ вправе действовать при таких же нарушениях в отношении главы субъекта РФ. Президент РФ может отрешить его от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа власти. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент РФ также вправе временно отстранить главу субъекта РФ от исполнения полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого преступления.

Совершенствуется также финансовый контроль за деятельностью региональных органов власти. Во всех субъектах РФ открылись федеральные казначейства и контролируются бюджетные потоки. Берется под контроль Банка России банковская сеть на местах.