Соотношение понятий правосубъектности с понятием субъективных прав и иными смежными понятиями. Соотношение гражданской правоспособности и субъективных прав

Гражданской правоспособностью называется общая правовая способность - юридическая возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанность, т.е. выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений Гражданское право. В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - М., 2008. С. 230..

Согласно ст. 17 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445. , способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности - гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией российского права, другими словами - всех людей, на которых распространяется действие российского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных главой 2 Конституции РФ Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. прав и свобод человека и гражданина. Глава 2 Конституции предопределяет содержание гражданской правоспособности и прямо перечисляет многие ее элементы.

Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретения прав и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданским законодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан.

Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Ценность данной категории заключается в том, что только при наличии правоспособности возможно возникновение конкретных субъективных прав и обязанностей. Она - необходимая общая предпосылка их возникновения и тем самым их реализации.

Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.

Однако отсюда нельзя делать вывод о том, будто правоспособность - естественное свойство человека, подобно зрению, слуху и т.п. Хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона, т.е. представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность. В истории были времена, когда большие группы людей в силу действовавших тогда законов были полностью или почти полностью лишены правоспособности (например, рабы при рабовладельческом строе) Нечаева А.М. Правоспособность физических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 1. С. 90 - 96..

В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину Белькова Е.Г. Понятие и сущность правоспособности // Известия ИГЭА. 2006. № 5. С. 45-47.. Это качество, как вытекает из закона, заключается в способности иметь права и обязанности.

Этому праву корреспондируют и соответствующие обязанности: все, кто вступает в какие-либо отношения с данным гражданином, не должны нарушать его правоспособность. Правоспособность пользуется правовой защитой, что характерно для всех субъективных прав.

Понимание правоспособности как определенного субъективного права получило убедительное обоснование в нашей юридической литературе Алексеев С.С. Советское гражданское право /Субъекты гражданского права, М. 1970. С. 17--18, 20.. Важно отметить, что нормы о правоспособности поставлены в законе впереди норм, относящихся ко всем другим субъективным правам (см. ст. 17 ГК). Тем самым законодатель как бы подчеркивает ее особенное предназначение - находиться с любым из субъективных прав в неразрывной связи, поскольку без гражданской правоспособности никакие субъективные гражданские права невозможны.

Если правоспособность представляет собой субъективное право, то необходимо раскрыть его особенности и отграничить от других субъективных прав. От других субъективных прав правоспособность отличается в первую очередь специфическим, самостоятельным содержанием, которое, как уже говорилось, заключается в способности (юридической возможности) иметь гражданские права и обязанности, предусмотренные законом.

Кроме того, гражданская правоспособность отличается от других субъективных прав назначением. Она призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности, используя которые, он может удовлетворять свои потребности, реализовать интересы. Третье отличие заключается в тесной связи правоспособности с личностью ее носителя, поскольку закон не допускает ее отчуждение или передачу другому лицу: согласно п. 3 ст. 22 ГК РФ сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны.

Следует также отметить, что правоспособность как субъективное право нельзя смешивать с конкретными субъективными правами, возникшими в результате ее реализации. Быть правоспособным еще не означает фактически, реально иметь конкретные права и обязанности, которые предусмотрены или допускаются законом. Правоспособность, как отмечено в литературе, это лишь основа для правообладания, его предпосылка. За каждым гражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин никогда не может иметь весь их «набор», он имеет лишь часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но далеко не все его имеют.

Приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими означает реализацию правоспособности. При этом объем субъективных прав зависит от того, как работает и сколько зарабатывает гражданин, какие у него потребности и вкусы. Кто больше и лучше работает, кто обладает природными и воспитанными талантами и способностями и активно реализует их, кто умеет разумно использовать заработанное и приобретенное, тот имеет и больше материальных и иных благ, прав на результаты интеллектуального творчества и т.д. Это закономерность любого общества.

Таким образом, гражданская правоспособность - принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности.

Правоспособность как субъективное право нельзя смешивать с конкретными субъективными правами, возникшими в результате ее реализации.

Правосубъектность, а также правоспособность и дееспособность как ее элементы не являются субъективными правами.

Применительно к правоспособности это подчеркивали многие исследователи.

Так С. Н. Братусь писал, что содержание правоспособности составляет не фактическое обладание правами и обязанностями, а лишь способность к такому обладанию. Как известно, правоспособность есть лишь необходимое условие для правообладания, принадлежащая каждому субъекту права абстрактная возможность иметь любые признанные законом права и обязанности, необходимая предпосылка субъективного права.

М. М. Агарков отмечал, что обладание полной гражданской правоспособностью означает возможность иметь любые основанные на законе права и обязанности, но не обозначает фактического обладания конкретными субъективными правами.

О. А. Красавчиков утверждал, что правоспособность является не правом, а именно способностью, возможностью обладать субъективными правами и обязанностями. Причем правоспособность представляет собой суммарное выражение прав, носителем которых может быть субъект.

Н. В. Витрук также указывает: содержание правоспособности раскрывается через права и обязанности, которые предусмотрены законом для личности, но не стали для нее наличными (субъективными).

Сторонники того, что гражданская правоспособность и дееспособность есть самостоятельные субъективные права, не различают два пути осуществления правового регулирования:

1) через правоотношение, т. е. через установление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении после его возникновения;

2) вне правоотношения, т. е. через установление возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои интересы либо через установление обязанности действовать в чужих интересах при возникновении определенного правоотношения вне зависимости от воли и интересов субъекта.

Например, для того, чтобы конкретный субъект - физическое лицо мог реализовать свое право на осуществление предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ), он должен вступить в правоотношение (в частности, подать документы на регистрацию в качестве предпринимателя).

Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Однако реально обязанность субъекта перед государством по уплате конкретного налога (т. е. правоотношение) возникает только при наступлении юридического факта и при наличии условий, определенных законом.

При этом необходимо различать способы и типы правового регулирования, через которые характеризуется режим правового регулирования.



Способы правового регулирования можно определить как систему действий, применяемых при осуществлении юридического воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) как объекты правового регулирования.

Конкретные способы правового регулирования находят выражение в юридических нормах.

Выделяют три способа правового регулирования:

1) дозволение - предоставление права на собственные активные действия;

2) обязывание - возложение обязанности к активному поведению;

3) запрещение - возложение обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.

Эти три способа при определении содержания правоотношения используются в двух сочетаниях, предопределяющих выделение двух видов правоотношений: дозволение одному лицу - обязывание другого (правоотношения активного типа) и дозволение одному лицу - запрет для другого (правоотношения пассивного типа).

При правовом регулировании вне правоотношения в части возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права как элементы правосубъектности используются только два способа:

1) установление общего дозволения с конкретными запретами (общедозволительный тип правового регулирования);

2) установление общего запрета с конкретными дозволениями (разрешительный тип правового регулирования).

Например, устанавливается общее дозволение в виде права на осуществление предпринимательской деятельности (п.1 ст.34 Конституции РФ) и общий запрет, выраженный в целой системе норм, осуществлять эту деятельность без регистрации (п.1 ст.2, ст. 23 Гражданского кодекса РФ, ст. 171 Уголовного кодекса РФ).

Примером общего запрета в отношении операций определенного вида является положение п.2 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Банком России. То, что это именно норма, содержащая общий запрет, а не специализированная норма, доказывается закреплением в ней не простой отсылки к иным нормам права, а установлением возможности действовать только на основании конкретных предписаний с выполнением сопутствующих обязанностей.

Соответственно тип правового регулирования представляет собой общую характеристику воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) в зависимости от того, что лежит в основе регулирования - общее дозволение или общий запрет.

В отличие от способов правового регулирования здесь речь идет не о формально-определенных нормах права, а об исходных нормативных регулирующих началах, которые закрепляются через весь комплекс норм, регулирующих данную сферу общественных отношений (вида деятельности, операций). Сама норма права, в которой закрепляется общее дозволение или общий запрет содержит лишь «общую установку», которая, с одной стороны, определяет весь порядок правового регулирования данных отношений (вида деятельности), а с другой стороны, может предусматривать возможность установления исключений.

Тем самым общие дозволения и общие запреты можно рассматривать как разновидность принципов права. Содержащие их нормы могут быть не только материальными, но и процессуальными. Сфера действия общих дозволений и общих запретов может касаться как отраслей права, так и отдельных институтов.

Согласно общепринятому подходу под правовыми принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Понятие «правового принципа» не перекрывается понятием «нормы права». Особое положение принципов в структуре права заключается в том, что они представляют собой основополагающие регулятивные элементы этой структуры. Как глубинные элементы они способны направлять развитие и функционирование всей правовой системы, определять судебную и иную юридическую практику, способствовать устранению пробелов в праве, отмене устаревших и принятию новых юридических норм. Иными словами, они выступают в качестве исходных ориентиров в правовом поведении, при применении и толковании права.

Исходя из этого, права как элементы правосубъектности представляют собой абстрактные возможности лица вступать в правоотношения. В зависимости от типа правового регулирования такие возможности закладываются через общие дозволения (общедозволительный тип правового регулирования) или дозволения в рамках общего запрета (разрешительный тип правового регулирования).

Государство обязано обеспечить реализацию любым субъектом прав как элементов его правоспособности (а, следовательно, и правосубъектности). Однако при этом эти обязанности существуют не применительно к конкретному лицу, а в отношении всех потенциальных участников определенных общественных отношений. В качестве примеров можно привести обязанности государства по созданию и обеспечению функционирования органа, осуществляющего государственную регистрацию предпринимателей, а также судебных органов, где можно защитить свои права и законные интересы, по обеспечению доступности судебной системы, по получению квалифицированной юридической помощи и т. д. Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины и т. п. В данном случае возможно только последующее оспаривание принятых по данным вопросам нормативных актов.

Что касается обязанностей как элементов правосубъектности, то можно выделить четыре их разновидности:

1) вытекающие из общих запретов в рамках общедозволительного или разрешительного типа правового регулирования. Эти запреты устанавливаются с целью охраны общественных (публичных) интересов;

2) абстрактные обязанности действовать в чужих интересах при возникновении определенного правоотношения вне зависимости от воли и интересов субъекта. К этому виду обязанностей относятся, например, налоговые обязанности или обязательства вследствие причинения вреда, т. е. такого рода обязанности могут быть установлены как в публичных, так и в частных интересах;

3) определенные требования (обязанности), выполнение которых является необходимым условием возникновения правоотношения. Эти обязанности являются публичными, но носят разовый характер. Данные обязанности одновременно ограничивают правоспособность. Примером являются требования о предоставлении определенных документов для выполнения регистрационных действий либо для заключения договора;

4) обязанности по выполнению публичных функций, возложенных на юридических лиц. В качестве примеров можно привести функции кредитных организаций как агентов валютного контроля и организаций, осуществляющих противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Отличительной чертой этих обязанностей является то, что в правоотношениях кредитной организации с клиентом они трансформируются в права кредитных организаций, а правоотношения с государством возникают у кредитных организаций из факта их неисполнения.

От прав и обязанностей как элементов правосубъектности необходимо отличать субъективные права и субъективные обязанности.

Данные права и обязанности существуют в правоотношении и им корреспондирует соответствующие обязанности и права другого субъекта, в том числе государства в лице определенного органа.

Субъективное право можно определить как предоставленную конкретному субъекту юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством.

Что касается правоотношения, то наиболее распространенным является определение, согласно которому под ним понимается возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная взаимосвязь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства.

Указанные различия крайне важны для разграничения понятий правосубъектность (правоспособность) и правовой статус. Если понятие правосубъектности характеризует абстрактные возможности и обязанности субъекта (права и обязанности как элементы правосубъектности), то правовой статус включает не только эти элементы, но и права и обязанности, принадлежащие субъекту в конкретных правоотношениях. Иными словами, правовой статус это более широкое понятие.

В связи с этим следует согласиться с мнением, высказываемом в юридической литературе, что не правовой статус является элементом правосубъектности, а, напротив, правоспособность и дееспособность, составляющие вместе правосубъектность, являются главными составляющими правового статуса субъектов права.

Что касается понятия правового положения, то оно больше применимо к характеристике места субъекта в системе субъектов права и его отношения с другими субъектами. Такую характеристику содержат, например, понятия: гражданин, резидент, налогоплательщик и т. д.

Полномочия властного характера государственных органов и должностных лиц, выступающих от имени публично-правовых образований, позволяет выделять такое понятие как компетенция. Помимо этого данное понятие применяется к управленческим полномочиям органов юридического лица. К входящим в правосубъектность юридических лиц как субъектов права правам и обязанностям, в том числе правомочиям, предоставляемым им для выполнения возлагаемых на них публичных функций, понятие компетенция применяться не должно.

А.Е. Шерстобитов выдвинул теорию: правоспособность есть субъективное право, которому корреспондирует обязанность всех третьих лиц не посягать на правоспособность этого гражданина. Она защищается, потому и является субъективным правом.

Обоснование и мнения остаются спорными:

    Субъективное право – это право, существующие в рамках конкретного правоотношения. Правоспособность – возможность лица иметь любые абстрактные права в рамках любых правоотношений.

    Обеспечение правоспособности правовой защитой само по себе не означает, что правоспособность – это субъективное право. Правовой защитой в ГК обеспечиваются не только субъективные права.

Более обоснованной является позиция, согласно которой правоспособность не является субъективным правом. В пользу этого говорится:

    Правоспособность носит абстрактный характера, являясь лишь способностью, а субъективное право всегда носит конкретный характер, возникая в рамках конкретного правоотношения, и потому представляет собой уже реализованную часть правоспособности.

    Правоспособность человека наделяет государство, а субъективное право приобретается по своей воле и в своих интересах.

    Правоспособность возникает в момент рождения, а субъективное право – с момента его приобретения.

    Правоспособность равна для всех, а субъективные права у всех разные.

    Правоспособность неотчуждаема, в отличие от субъективного права.

Отождествлять субъективное право и правоспособность нельзя.

Дееспособность гражданина.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1,ст.21 ГК ).

В отличие от правоспособности, предполагающей возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, дееспособность подразумевает возможность гражданина осуществлять соответствующие права и обязанности своими собственными действиями, без помощи третьих лиц. Дееспособность – предоставленная гражданину возможность реализации своей правоспособности. Право- и дееспособность в совокупности образуют правосубъектность.

Дееспособность также неотделима от личности и может быть ограничена лишь в случаях и порядке, установленных законом.

Юридическое значение дееспособности состоит в том, что она обеспечивает активное участие физического лица в гражданском обороте.

    Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

    Способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности.

    Способность нести ответственность за гражданские правонарушения (деликтоспособность).

Разновидности дееспособности физических лиц.

В отличие от правоспособности, дееспособность не может быть равной. Это связано с тем, что приобретение и осуществление прав, исполнение обязанностей своими собственными действиями предполагает способность гражданина осознавать последствия таких действий.

Закон дифференцирует граждан по дееспособности на несколько групп:

    Полностью дееспособные;

    Частично дееспособные;

    Относительное дееспособные;

    Ограниченно дееспособные;

    Недееспособные.

Полностью дееспособные – имеющие возможность полностью реализовывать свою правоспособность граждане, достигшие 18 лет (п.1, ст.21 ГК ). Из правила о возрасте есть два исключения:

    Если законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со дня вступления в брак (п.2, ст.21 ГК ). Последующее расторжение брака лицами младше 18 лет не влечет утраты ими полной дееспособности. В случае же признания брака недействительным (гл.5 СК РФ ) суд может принять решение об утрате несовершеннолетними гражданами полной дееспособности с определенного решением суда момента.

    Эмансипация влечет наступление полной дееспособности (объявление его полностью дееспособным – ст.27 ГК ). Для эмансипации требуется наличие двух условий: 1) возраст 16 лет, 2) наличие у него работы по трудовому договору / согласия родителей / усыновителей / попечителей осуществлять предпринимательскую деятельность. При согласии обоих родителей эмансипация производится органами опеки, а при его отсутствии – по решению суда (гл.32 ГПК РФ ). В последнем случае гражданин признается полностью дееспособным со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда об эмансипации (ч.2, ст. 289 ГПК РФ ).

Однако полная дееспособность лиц младше 18 лет не распространяется на те права и обязанности, для приобретения которых установлен возрастной ценз (п.16 постановления суда ВС и ВАС от 1 июля 1996 года №6/8).Ст. 13 ФЗ «Об оружии» , права на вождение автомобиля.

Частично дееспособными (малолетними) признаются граждане, не достигшие 14 лет. Согласноп.1, ст.28 ГК от имени таких граждан сделки совершают их законные представители.

Категорию «частично дееспособные» условно можно поделить на две: граждане до 6 лет и граждане от 6 до 14 лет. Граждане от 6 лет признаются неспособными к самостоятельным юридическим актам. В связи с этим не ясно, почему их относят к частично дееспособным. Юридические поступки не считаются юридическими актами, т.е. не влекут за собой юридических последствий. Дети имеют возможность вступать в элементарные правоотношения.

Граждане от 6 до 14 лет вправе совершать самостоятельно определенные сделки (перечень – в п.2, ст 28 ГК ) :

    Мелкие бытовые сделки (признаки мелкой бытовой сделки – а) направлена на удовлетворение элементарных бытовых потребностей; б) незначительность сделки; в) соответствие сделки уровню сознания и развития ребенка; г) незначительность суммы сделки; д) исполнение сделки в момент ее совершения).

    Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.

    Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или третьим лицом (с согласия законных представителей) для достижения определенной цели или свободного распоряжения.

По сделкам малолетнего ответственность несут его законные представители, если не докажут, что обязательство нарушено не по их вине. Такая вина имеет место в случае, если родители недостаточно тщательно контролировали действия ребенка.

Правило об ответственности за вред, нанесенный малолетним, крепится в статье 1073 ГК РФ .

Относительно дееспособными гражданами признаются лица от 14 до 18 лет. Согласноп.1, ст.26 ГК , указанные лица вправе совершать любые сделки с письменного согласия законных представителей, причем одобрение может быть получено как до, так и после совершения сделки. Достаточно разрешения одного из родителей, т.к. вст.61 СК РФ устанавливается, что родители имеют равные права.

Ряд действий относительно дееспособные граждане способны совершать самостоятельно, вопреки согласию законных представителей. Это, во-первых, сделки, разрешенные малолетним, во-вторых, сделки по распоряжению заработной платой и стипендией (пп.1,п.2,ст 26 ГК РФ ), в-третьих, они вправе осуществлять свое право на результаты собственной творческой и интеллектуальной деятельности, вносить вклад и по достижении 16 лет – вступать в члены кооператива.

По ходатайству законных представителей или органа опеки и попечительства (ООиП), суд может ограничить или лишить относительно дееспособного гражданина права распоряжаться своим заработком, если на то есть достаточные основания (неразумное использование денежных средств). В случае ограничения права распоряжаться доходом для совершения сделки требуется согласие законных представителей. В случае же лишения данного права средствами относительного дееспособного лица распоряжаются его законные представители.

По совершенным сделкам относительно дееспособные граждане отвечают самостоятельно (ст. 1074 ГК ).

Ограниченно дееспособными являются граждане, чья дееспособность ограничена судом в порядке, предусмотренномглавой 31 ГПК . Для подобного ограничения требуется соблюдение двух условий:

    Злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, либо пристрастие к азартным играм (п.1, ст. 30 ГК РФ ).

    Создание тяжелого материального положения семьи поведением лица.

Ограниченному в дееспособности лицу ООиП назначается попечитель (ст. 285 ГПК ). Согласноп.1, ст.30 ГК , ограниченно дееспособные граждане вправе совершать только мелкие бытовые сделки: заработок, пенсии и иные доходы получает и расходует в интересах таких лиц попечитель (абзац 3, п.1, ст.30 ГК ). Распоряжаться своими средствами лицо может с позволения попечителя.

Однако по совершенным сделкам и за причиненный вред ограниченно дееспособный гражданин несет самостоятельную ответственность. Если основания ограничения дееспособности гражданина отпадут, суд отменяет установленное решение и попечительство.

Недееспособные граждане физические лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (п.1, ст.29 ГК ). Гражданин может быть признан недееспособным по решению суда на основании заявления членов его семьи, органов опеки и попечительства или психофизиологического диспансера (ч.2, ст. 281 ГПК ). По таким делам суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу в порядке, закрепленном встатье 283 ГПК .

Если основания признания лица недееспособным отпали, за гражданином признается дееспособность.

Признание лица недееспособным влечет за собой:

    Лицо не вправе совершать никакие сделки – их за него совершает опекун (п.2, ст.28 ГК ).

    По общему правилу, вред, причиненный недееспособным, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять надзор за ним. Если не докажут, что вред нанесен не по их вине (п.1, ст.1075 ГК ).

Участниками правоотношений являются субъекты , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от государства.

Иначе, субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъект права и субъект правоотношения

Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки:

    1. конкретный как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
    2. новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений;
    3. правоотношения - не единственная форма реализации права.

Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как "говорящее орудие", предмет, вещь. Впрочем, там не было равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д.

В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его " (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Виды субъектов права

Субъекты права подразделяются на:

1) индивидуальные (физические лица):

2) коллективные (юридические лица):

    • само государство;
    • государственные органы и учреждения;
    • общественные объединения;
    • административно-территориальные единицы;
    • субъекты Российской Федерации;
    • избирательные округа;
    • религиозные организации;
    • промышленные предприятия;
    • иностранные фирмы;
    • специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям.

Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ:

    1. имущественная обособленность;
    2. способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;
    3. быть истцом и ответчиком в суде.

Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Правоспособность - способность обладать граж­данскими правами и нести возложенные обязаннос­ти, т.е. совокупность прав и обязанностей, которые гражданин может иметь.

Правоспособностью обладают все граждане независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания.

Право­способность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.

Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осущест­вляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Имя гражданина - неотъемлемая часть его правового статуса; закон разрешает гражданам в случаях и порядке, установленных законом, ис­пользовать вымышленное имя (псевдоним).

Примерный перечень имущественных и личных неимущественных прав, которыми могут обладать российские граждане, дается в ст. 18 ГК, где предусматривается, что гражданин может:

Иметь имущество на праве собственности;

Наследовать и завещать имущество;

Заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

Создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

Совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

Избирать место жительства;

Иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Правоспособность как субъективное право нельзя смешивать с конкретными субъективными правами, возникшими в результате ее реализации. Быть правоспособным еще не означает фактически, реально иметь конкретные права и обязанности, которые предусмотрены или допускаются законом. Правоспособность, как отмечено в литературе, это лишь основа для правообладания, его предпосылка <1>. За каждым гражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин никогда не может иметь весь их "набор", он имеет лишь часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но далеко не все его имеют.

Приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими означает реализацию правоспособности. При этом объем субъективных прав зависит от того, как работает и сколько зарабатывает гражданин, какие у него потребности и вкусы. Кто больше и лучше работает, кто обладает природными и воспитанными талантами и способностями и активно реализует их, кто умеет разумно использовать заработанное и приобретенное, тот имеет и больше материальных и иных благ, прав на результаты интеллектуального творчества и т.д. Это закономерность любого общества.