Совет главных архитекторов субъектов рф. Главный архитектор. Миссия – делать город комфортнее! Как избавиться от «демографических пустынь»

Государственный комитет Российской Федерации

по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

(Госстрой России)


СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГСН 81-05-01-2001

СБОРНИК СМЕТНЫХ НОРМ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

РАЗРАБОТАН Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России (И.И. Дмитренко, Г.П. Шпунт), Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (В.А. Степанов, Г.А. Шанин, Е.Н. Дорожкина).


ВНЕСЕН Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России


УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 15.05.2001 постановлением Госстроя России от 07.05.01 № 45.


ВЗАМЕН Сборников сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП IV-9-82; СНиП 4.09-91), утвержденных постановлениями Госстроя СССР от 30.09.82 № 222 и от 05.10.90 № 81.

Введение

Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений предназначен для определения затрат на возведение титульных временных зданий и сооружений на основе норм, установленных по видам строительства.

Сметные нормы обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, сметные нормы носят рекомендательный характер.


Замечания и предложения по Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений направлять по адресу:

119991, ГСП, Москва, ул. Строителей, 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений предназначен для определения в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, размера средств на строительство титульных временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства, устанавливаемого наименованием проекта.

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных нормами сборника, приведен в Приложении 2 .

1.2. Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 – 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение 1 ).

1.3. Сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки* или трассы**, отведенных в натуре под строительство, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа.

В сметных нормах учтены затраты на пусконаладочные работы, выполняемые при вводе в эксплуатацию отдельных видов временных зданий и сооружений - электростанций, трансформаторных подстанций, котельных, насосных, компрессорных станций и т.п.

___________________

* Строительная площадка - территория, отведенная в соответствии с проектом в установленном порядке, для постоянного размещения объекта строительства, а также служб строительно-монтажных организаций и с учетом временного отвода территории, определяемой по условиям производства работ.

** Трасса – полоса отвода, определяемая планом и продольным профилем в соответствии с проектом в установленном порядке, для постоянного размещения линейного объекта строительства (дороги, трубопровода, ЛЭП и т.п.).


1.4. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами настоящего Сборника не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы.

Перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в Приложении 3 .

1.5. При соответствующих обоснованиях, предусмотренных проектом организации строительства (ПОС), в главу 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета дополнительно включаются средства на:

Строительство временных зданий и сооружений, необходимых для возмещения и обслуживания специальных категорий строителей;

Возмещение затрат строительно-монтажных организаций, связанных со строительством и оборудованием зданий и сооружений для размещения и обслуживания военно-строительных частей, направленных на строительство объектов;

Строительство временных подъездных дорог, в том числе землевозных, за пределами строительной площадки;

Строительство временных коммуникаций для обеспечения стройки электроэнергией, водой, теплом и т.п. от источника подключения до распределительных устройств на строительной площадке (территории строительства);

Устройство временной дороги вдоль трассы (притрассовой дороги) при строительстве магистральных линейных сооружений общей сети с целью первоначального освоения района строительства;

Строительство необходимых временных подъездных путей (автомобильных, железнодорожных и т.п.) при строительстве линейных сооружений с целью обеспечения подвоза строительных материалов в случае, когда строительство искусственных сооружений: мостов, путепроводов, тоннелей и т.д., осуществляется до начала работ на трассе;

Приобретение оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря для титульных временных зданий и сооружений.

1.6. В сметных нормах на строительство титульных временных зданий и сооружений не учитываются затраты на :

Плату за землю, отвод и подготовку территории для строительства временных зданий и сооружений, в т.ч. осушение, подсыпку или намыв, рекультивацию, восстановление условий водопользования и расчистку от леса (предусматриваются в главе 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета для стройки в целом с учетом размещения временных зданий и сооружений);

Устройство временных землевозных дорог в карьере и на отвале (учитываются в составе единичных расценок на земляные работы);

Приобретение комплектов инвентарных деталей сборно-разборных временных зданий, инвентарных домов, вагонов и других помещений контейнерного типа, а также оборудования для их оснащения, включая производственный и хозяйственный инвентарь (приобретаются за счет собственных средств заказчика или подрядных организаций);

Строительство временных перевалочных баз подрядчика в пунктах перегрузки строительных материалов и конструкций с одного вида транспорта на другой, а также строительство перевалочных баз подрядчика за пределами строительной площадки (учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» на основании ПОС);

Разработку проектно-сметной документации на строительство титульных временных зданий и сооружений (учитываются в главе 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» сводного сметного расчета);

Привязку типовых временных зданий и сооружений (учитываются в накладных расходах по статье «Расходы по проектированию производства»).

1.7. В сметные нормы не включены и учитываются непосредственно в объектных сметах в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) затраты на сооружение временных устройств, необходимых на период выполнения отдельных видов строительных и монтажных работ только для конкретного объекта:

Рельсовых путей под грузоподъемные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;

Оснований для обеспечения устойчивой работы оборудования при устройстве свай, а также оборудования для производства работ методом «стена в грунте», конвейерных линий для монтажа стальных конструкций крупными блоками;

Временных ограждающих конструкций, отделяющих действующие помещения от вновь строящихся, пристраиваемых или ремонтируемых, а также ограждающих конструкций, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части здания;

Возведение сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;

- временных дорог внутри строящихся зданий для монтажа каркаса;

Причалов для производства берегоукрепительных работ;

Промежуточных опор;

Конструкций для защиты зданий и сооружений от повреждений при производстве буро-взрывных работ;

Возведение временных надшахтных зданий;

Укладка временных откаточных путей;

Сооружение временных железнодорожных или автодорожных объездов (обходов), связанных со строительством новых или переустройством действующих зданий и сооружений.

Перечень может быть дополнен на основании проекта организации строительства (ПОС).

2. Порядок применения норм

2.1. Сметные нормы, приведенные в Приложении 1 , разработаны для условий нового строительства.

При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках к указанным нормам применяется коэффициент 0,8.

2.2. При строительстве в районах со сложными климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) затраты на временные здания и сооружения следует определять по расчету на основании данных ПОС или в соответствии с договором подряда по нормам настоящего сборника.

3.1. Размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться:

по нормам настоящего сборника;

по расчету, основанному на данных ПОС.

Одновременное использование указанных способов не допускается.

3.2. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.

3.3. Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства.

3.4. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.

3.5. Затраты по разборке временных зданий и сооружений оплачиваются при их ликвидации.

Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования).

3.6. Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии.

3.7. При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.

Приложение 1

Сметные нормы затрат

на строительство титульных временных зданий и сооружений

Наименование видов строительства предприятий, зданий и сооружений

Сметная норма, % от стоимости СМР по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета

Промышленное строительство


Предприятия черной металлургической промышленности (кроме горнодобывающих)

Предприятия цветной металлургической промышленности (кроме горнодобывающих)

Объекты обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (промыслов)

Предприятия машиностроения и электротехническая промышленность

Предприятия горнодобывающей промышленности:


Строительство новых угольных (сланцевых) шахт и рудников

Строительство обогатительных фабрик. Вскрытие и подготовка новых горизонтов на действующих горнодобывающих предприятиях

Строительство угольных (сланцевых) разрезов

Предприятия химической промышленности:


Нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы

Прочие объекты химической промышленности

Предприятия торфяной промышленности

Предприятия судостроительной и судоремонтной промышленности

Предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности

Предприятия промышленности строительных материалов и стройиндустрии

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности

Предприятия легкой промышленности

Предприятия пищевой промышленности

Предприятия медицинской промышленности

Предприятия микробиологической промышленности

Энергетическое строительство


Тепловые электрические станции:


Конденсационные с блоками 210 – 300МВт мощностью до 2500 МВт

Конденсационные с блоками 500 – 800МВт мощностью до 5000МВт

Атомные электрические станции мощностью 4000 МВт и выше

Промышленно-отопительные ТЭЦ

Самостоятельные котельные

Воздушные линии электропередачи 35 кВ и выше

Трансформаторные подстанции 35 кВ и выше и прочие объекты энергетического строительства

Воздушные линии электропередачи, включая осветительные, трансформаторные подстанции 0,4 – 35 кВ

Транспортное строительство


Новые железные дороги без тоннелей и мостов (путепроводов) длиной более 50м

Вторые главные пути железных дорог без тоннелей и мостов (путепроводов) длиной более 50м

Электрификация железнодорожных участков

Развитие железнодорожных узлов, станций, реконструкция железных дорог (усиление отдельных участков и железнодорожных направлений) и другие виды строительства на эксплуатируемой сети

Автомобильные дороги общегосударственного значения и местные (с твердым покрытием) 1 – 4 категории без тоннелей и мостов (путепроводов) длиной более 50 м:


При использовании для строительства дорог временных передвижных асфальтобетонных и цементнобетонных заводов

При получении асфальтобетона и цементобетона для покрытия дорог от действующих стационарных предприятий

Метрополитены

Железнодорожные и автодорожные мосты длиной более 50м и путепроводы

Городские мосты и путепроводы:


В местах постоянной дислокации мостостроительных организаций

В остальных пунктах

Аэродромы:


Площадки аэродромов

Здания и сооружения служебно-технической зоны

Морские порты и портовые сооружения

Объекты речного транспорта

Коллекторные тоннели

Жилищно-гражданское строительство в городах и рабочих поселках


Жилые дома и благоустройство:


Жилые дома, в том числе со встроенными помещениями: магазинами, прачечными и т.д. (включая наружные сети и благоустройство)

Микрорайоны, кварталы, комплексы жилых и общественных зданий (включая наружные сети и благоустройство)

Благоустройство городов и поселков (включая работы по устройству улиц, проездов, тротуаров, зеленых насаждений)

Школы, детские сады, ясли, магазины, административные здания, кинотеатры, театры, картинные галереи и другие здания гражданского строительства

Учебные и лечебные здания и сооружения, научно-исследовательские, конструкторские и проектные институты

Объекты коммунального назначения (бани, прачечные, крематории и т.д.)

Наружные сети водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения в черте города (линейная часть)

Водоснабжение и канализация городов (комплекс инженерных сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, очистных сооружений и т.п.)

Городской электрический транспорт (трамвайные депо, троллейбусные депо, трамвайные и троллейбусные линии, тяговые подстанции, конечные станции, мастерские службы пути и энергохозяйства)

Линии скоростного трамвая

Санатории, дома отдыха, турбазы, пансионаты, профилактории, пионерские лагеря

Прочие виды строительства


Здания и сооружения по приемке, хранению и переработке зерна и хлебозаводы

Объекты строительства Министерства обороны РФ:


Общевойскового и специального назначения

Жилищного, казарменного, коммунального и культурно-бытового назначения

Сети сооружений связи:


Радиорелейные линии связи

Станционные сооружения, кабельные и воздушные магистрали. Кабельные и воздушные линии зоновой (межобластной) и сельской связи

Городские телефонные сети. Межстанционные линии связи и узлы

Прочие объекты (почтамты, районные узлы связи и т.п.)

Объекты радиовещания и телевидения

Сельскохозяйственное строительство, включая жилищное и гражданское строительство в сельской местности (кроме строительства автомобильных дорог и электрификации)

Водохозяйственное строительство и гидротехнические сооружения, рыбоводно-мелиоративные и прудовые сооружения рыбхозов, рыбоводных заводов по воспроизводству рыбных запасов и нерестово-выростных хозяйств

Магистральные трубопроводы вне городов:


Водоснабжение, канализация

Газопроводы и нефтепроводы:


площадочные сооружения (компрессорные и насосные станции, газораспределительные станции);

линейная часть (включая электрохимизацию и технические линии связи)

Тепловые сети

Очистные сооружения, водопроводные и канализационные станции, возводимые по самостоятельному проекту

Предприятия снабжения

Предприятия прочих отраслей промышленности

Приложение 2

1. Временное приспособление вновь построенных постоянных зданий и сооружений для обслуживания работников строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств.

3. Временное приспособление вновь построенных и существующих постоянных зданий и сооружений для производственных нужд строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.

5. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов).

6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки.

7. Временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ.

8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.).

9. Электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы.

10. Временные станции для отделочных работ.

11. Временные установки для очистки и обеззараживания поверхностных источников.

12. Временные камнедробильно-сортировочные установки, бетонорастворные узлы и установки для приготовления бетона и раствора с обустройствами или передвижные на линейном строительстве.

13. Временные установки для приготовления грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими, временные цементно-бетонные и асфальтобетонные заводы для приготовления бетонных и асфальтобетонных смесей с битумохранилищами и т.п.

14. Полигоны для изготовления железобетонных и бетонных изделий и доборных элементов с пропарочными камерами.

15. Площадки, стенды для укрупнительной и предварительной сборки оборудования.

16. Звеносборочные базы для сборки звеньев железнодорожного пути.

17. Здания и обустройства во временных карьерах, кроме дорог.

18. Временные конторы строительных участков, поездов, строительно-монтажных управлений и подобных организаций.

19. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.

20. Временные гаражи.

21. Временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями.

22. Устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы (кроме устройства оснований для обеспечения устойчивой работы сваебойного оборудования при забивке свай и подкрановых путей для грузоподъемных кранов).

23. Специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах.

24. Устройство и содержание временных железных, автомобильных* землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в т.ч. соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов.

* Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства.


25. Устройство временных подвесных дорог и кабель-кранов для перемещения материалов и деталей, а также разборка их.

26. Устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке.

Приложение 3

Перечень работ и затрат, относящихся к нетитульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе норм накладных расходов

1. Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров.

2. Складские помещения и навесы при объекте строительства.

3. Душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих.

4. Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания.

5. Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности.

6. Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения* (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ.

* Заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.


7. Временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений);

8. Расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений.


Введение

1. Общие положения

2. Порядок применения норм

3. Порядок расчетов за временные здания и сооружения

Приложение 1

Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений

Приложение 2

Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм

Современные технологии и архитектурное наследие как творческая основа генофонда актуального российского градостроительного ландшафта стали темой 42 заседания Совета главных архитекторов регионов, который открылся в Кисловодске и продлится до 10 июня. В нем принимают участие 180 специалистов из регионов России, а также иностранные эксперты. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев направил в адрес участников приветствие.

В этом году Совету, созданному в 1998 году под эгидой Российской академии архитектуры и строительных наук и Союза архитекторов России, исполнится 20 лет. «Все эти годы Совет решает важнейшие задачи развития городской среды. Архитектурная парадигма XXI века – это города нового поколения, отвечающие всем требованиям инновационного жизнеобеспечения, но вместе с тем максимально сохраняющие свою идентичность, комфортные и дружелюбные по отношению к человеку. Только в совместных дискуссиях, обмениваясь опытом, научными изысканиями, практическими примерами, можно добиться успеха в деле формирования гармоничной и гуманизированной городской среды. И в этом сообщество главных архитекторов регионов и муниципальных образований России может служить ярчайшим примером профессиональной работы каждого на общий конечный результат», - отметил в своем приветствии глава Минстроя России Владимир Якушев.

В рамках пленарного заседания участники обсудили лучшие практики развития территорий, сохранение культурно-исторического наследия, особенности нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности, а также вопросы создания современной комфортной городской среды. «Сегодня строится много зданий, которые портят городскую среду. Особенно это критично в небольших городах, где с возведением одного неправильного дома может быть потеряна историческая панорама, - отметил Председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин. – Крайне важно следить за деталями, не нарушая масштаб и идентичностьроссийских городов».

Участники форума посетят Ессентуки и Железноводск, рассмотрят градостроительное развитие городов-курортов Ставрополья, зарубежные урбанисты из Нидерландов и Швециипроведут мастер-классы.

В открытии форума приняли участие заместитель председателя правительства Ставропольского края – министр строительства и архитектуры Александр Золотарёв, представителиадминистрации региона и аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин и другие.

Справочно:

Совет главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - мероприятие, которое входит в число важнейших событий архитектурной жизни нашей страны. Организаторами его проведения выступают Российская академия архитектуры и строительных наук совместно с Союзом архитекторов России. В число главных задач Совета входят: обмен опытом в сфере архитектурно-градостроительной деятельности, участие в формировании соответствующей законодательной, нормативной и правовой базы, обсуждение различных аспектов архитектурной и градостроительной практики, взаимодействие с органами власти и многое другое. Совет объединяет руководителей органов архитектуры и градостроительства - главных архитекторов крупных городов и регионов России.

В рамках форума «ЗодчествоVRN 2017» состоялось пленарное заседание на тему «Главный архитектор». В нем приняли участие Виталий Шабалатов, заместитель председателя правительства Воронежской области, Марина Ракова, руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, Александр Гусев, глава городского округа город Воронеж, Александр Кузьмин, президент РААСН, председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России, Олег Рыбин, вице-президент Союза архитекторов России, Сергей Кангро, главный архитектор Ульяновской области, Юрий Кармазин, профессор, доктор архитектуры ВГТУ, Людмила Подшивалова, руководитель управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Задавая тон дискуссии о том, кто же такой главный архитектор и какова его роль в обществе, Наталия Климова, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов и городов России, напомнила, что в Законе РФ №169 «Об архитектурной деятельности», в ст.22 говорится: «строительство возглавляет главный архитектор, который избирается». В нашей области такая процедура избрания главного архитектора региона до его утверждения была соблюдена в полном соответствии с законодательством. И в этом заслуга, прежде всего, губернатора области А.В. Гордеева, которому даже не понадобились в этом плане рекомендации Президента страны В.В. Путина по итогам работы Государственного совета по строительству (май 2016 года) о переподчинении этой должности напрямую руководителям регионов. Рассматривая функции главного архитектора, как субъекта, так и муниципалитета, Н. Климова отметила, что, прежде всего, должно быть четко сформулировано его право на принятие решений. Причем эти права должны быть широкими, в первую очередь, по линии профессиональной компетенции, ведь архитектор находится в зоне творческой деятельности и уж никак не предпринимательской. Только тогда можно спрашивать с него за выполнение поставленных задач, требующих высокой ответственности.

Как же выстраиваются в регионах страны структуры главных архитекторов? По словам Н. Климовой, из 72 регионов, которые предоставили информацию, в прямом подчинении у губернаторов находятся главные архитекторы 50 областей. Во многих субъектах их должности звучат так: руководители управлений архитектуры и градостроительства — главные архитекторы. Есть города¸ в которых главные архитекторы являются заместителями руководителей данных структур. В некоторых муниципальных образованиях главные архитекторы являются заместителями глав. Причем в последнее время наблюдается такая тенденция: руководящие посты в сфере архитектуры все больше занимают люди с юридическим образованием (правда, архитекторы, в свою очередь, тоже должны разбираться в управленческих вопросах и вопросах права). Хорошо это или плохо? И каким образом такая тенденция может отразиться на качестве общественной среды?

На эти вопросы модератора Александр Кузьмин ответил так: «Если вопросы территориального планирования и планировки территории - в руках юриста, а главному архитектору достаются только фасады, причем он заранее получает объемы, совершенно неосмысленные с точки зрения жизнедеятельности на этой территории, — это плохо. В введении главного архитектора однозначно должны находиться вопросы территориального планирования - это первое, чем он должен заниматься. И если данная работа будет осуществляться «сверху вниз», то есть, условно говоря, генеральный план Воронежа станет разрабатываться не только городской, но и областной структурой, результат от этого - только положительный. В таком случае будут увязаны воедино все нюансы, касающиеся этой сферы.. Обязательно в поле зрения главного архитектора должны находиться и вопросы планировки территории. И третья важная функция - он обязательно должен выступать дирижером при освоении крупных территорий и ни в коем случае не заниматься проектированием отдельных зданий. Он не должен подменять собой творцов». Александр Кузьмин привел пример: сегодня главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выступает в роли дирижера при застройке территории бывшего ЗИЛа, где принимает участие большое количество архитекторов. Президент РААСН в свое время «дирижировал на Ходынке». И еще одну немаловажную функцию главного архитектора сформулировал он: «находить в себе мужество говорить «нет» «наверх» и «да» «вниз», поскольку этого слова ждет общественность.

Мнение Александра Кузьмина в отношении позиции главного архитектора поддержал и Николай Шумаков . О том, насколько сложно бывает сегодня ведущим зодчим регионов и муниципалитетов воспрепятствовать решениям «сильных мира сего», многие знакомы не понаслышке. Причем зачастую эти решения в отношении мощных градостроительных узлов выносятся на утверждение градостроительного совета, и уже ни главный архитектор, ни представители этого совета не могут ничего изменить. Если говорить о Законе РФ «Об архитектурной деятельности», то он практически сегодня не работает. Николай Иванович сообщил о том, что сегодня РААСН, Союз архитекторов России и НОПРИЗ пытаются выпустить концу года продукт, направленный на правовое регулирование в сфере архитектурной деятельности. А пока преобладает так называемое «ручное управление», которое уже не раз приводило к негативным ситуациям. Вот с ним-то и надо бороться. В этом заинтересован как Союз архитекторов России, так и его отделения в субъектах.

От вопросов общего характера Марина Ракова перешла к частному, напомнив о том, что цель дискуссии - не просто поговорить о проблемах, но и посоветоваться по поводу реформирования архитектурно-градостроительного блока администрации городского округа город Воронеж. Она представила некую модель будущей структуры, которая была разработана в ответ на предложение мэра Александра Гусева поразмышлять над возможными ее вариантами. В основе модели, и руководитель управления архитектуры и градостроительства области придерживается этой позиции, - предоставление архитектурно-строительному блоку компетенции по решению широкого спектра вопросов (от планирования территории до ввода объекта в эксплуатацию). Марина Ракова подчеркнула: несмотря на то, что данная модель обсуждалась представителями и Воронежской областной организации Союза архитекторов (ВООСА) России, и Союза строителей области, и сотрудниками действующего УГА, все же окончательное решение в выборе варианта - за главой города.

Каково сегодняшнее положение структуры УГА в органах управления городом? Как известно, оно напрямую подчиняется мэру и имеет лишь косвенную связь с вице-мэром по градостроительству, который, в свою очередь, также напрямую подчиняется главе. У заместителя мэра в подчинении две структуры - управление строительной политики и отдел выдачи разрешительной документации. В структуре УГА имеется руководитель и три его заместителя: один по правовым вопросам, второй - по достаточно многогранному кругу вопросов, связанных с содержанием городских инженерных сетей, разработкой и реализацией дизайн-регламента городской среды, в компетенции третьего заместителя - вопросы градостроительной деятельности. Есть и подведомственная организация — МКП «Управление главного архитектора». Что касается архитектурной деятельности, то она не выделена в данной структуре в конкретный отдел и не представлена в компетенции имеющихся отделов, - подчеркнула М. Ракова. - Следует также отметить, что в управах шести районов Воронежа есть свои архитекторы. Это тоже серьезная команда в управленческой структуре главного архитектора, хотя фактически их связи сегодня не работают. Районные архитекторы в большей степени вовлечены в вопросы благоустройства и наведения санитарного порядка на территории управ. Что целесообразно было бы изменить в структуре блока? На наш взгляд, было бы логично, если бы ответственность за подготовку всей документации - от разработки генплана и до выдачи разрешений на строительство - несло одно ведомство. Поэтому мы предлагаем передать отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства в блок УГА. Руководитель управления уже назначен, есть претенденты на должность главного архитектора.

Есть предложения и по изменению внешней структуры управления. Во-первых, это переименование организации в управление архитектуры и градостроительства, безусловно, с сохранением прямого подчинения мэру и сохранением должности руководителя управления для общей координации деятельности ведомства. Само управление предлагается разделить на три блока: градостроительный, архитектурный, возглавляемый главным архитектором, и правовой. Распределение полномочий между руководящим составом будет выглядеть следующим образом. В сфере ответственности главного архитектора - архитектурная деятельность, организация и сопровождение архитектурных и градостроительных советов, архитектурных конкурсов, работа медиа и взаимодействие с градостроительным блоком. Мы также считаем необходимым ввести должность главного художника. В его компетенции будут вопросы реализации дизайн-регламента, оформления стационарных объектов торговли, благоустройства городской территории. Заместитель руководителя управления по градостроительной деятельности будет курировать вопросы формирования земельных участков, соблюдения нормативов в градостроительной сфере и т.д. Кроме того, предлагаем ввести должность главного инженера. За ним - сопровождение сетей коммуникаций и решение правовых вопросов, связанных с этой сферой. Полномочия по частному сектору М. Ракова предложила передать на уровень управ районов города, поскольку именно к ним привыкли обращаться жители. К тому же районные структуры в состоянии решить их вопросы. Руководитель областного управления говорила также о необходимости налаживания прямого взаимодействия между управлением главного архитектора Воронежа и архитекторами управ районов. Что касается других предложений по оптимизации структуры архитектурно-строительного блока города, озвученных руководителем областного управления, то они таковы. Возможно закрепление полномочий заместителя мэра по градостроительству за должностью заместителя главы городского округа по строительству. Управление строительной политики (рассматривается такой вариант) целесообразно передать в блок первого заместителя мэра по городскому хозяйству. Что касается должности главного архитектора - в какой структуре ему находиться - окончательное решение, и Марина Ракова это подчеркнула, также остается за мэром.

Одновременно в ключе обсуждения и конкретного предложения прозвучало выступление Юрия Кармазина , профессора, доктора архитектуры ВГТУ, члена правления ВООСА, который выразил мнение Воронежской областной организации Союза архитекторов России по поводу внесения изменений в структуру архитектурно-градостроительного блока, инициированного мэром Воронежа. Как считают ведущие архитекторы, необходимо разделить полномочия главного архитектора города и руководителя управления главного архитектора. «Назначение главного архитектора на должность заместителя руководителя управления по архитектуре и градостроительству, по-другому «превращение его в заместителя по фасадам», нецелесообразно, поскольку в таком случае он не сможет полностью владеть всей градостроительной ситуацией в столице Черноземья, - выразил свою точку зрения доктор архитектуры. - Об этом свидетельствует опыт и совершенные кадровые ошибки в структуре Москомархитектуры». Ю.Кармазин напомнил о том, что Александром Гусевым в ходе недавно состоявшейся встречи с активом ВООСА России была высказана мысль о том, что главный архитектор города может выступать на правах вице-мэра по архитектуре и градостроительству. Управление главного архитектора в таком случае становится подведомственным ему учреждением. Такое решение, по мнению выступающего, было бы логичным. В свою очередь, правление ВООСА России предлагает на эту должность кандидатуру архитектора Константина Кузнецова - молодого, инициативного специалиста, имеющего опыт творческой (имеется ряд реализованных проектов) и управленческой работы. Смысл другого предложения заключается в том, чтобы создать в структуре управления отдельное подразделение по «управлению архсоветом», в котором главному архитектору отводилась бы роль председателя.

Подводя своеобразный итог высказанным предложениям, мэр города Александр Гусев отметил, что на сегодняшний день уже сделаны некоторые шаги в реформировании архитектурно-строительного блока администрации городского округа город Воронеж. Исполняющим обязанности руководителя управления главного архитектора города назначена Л.А. Подшивалова, проходит процедуру назначения на должность руководителя МКП «Управление главного архитектора» Ю.В. Шалыгина. Нерешенным остается пока вопрос с назначением на должность заместителя мэра по градостроительству, однако в течение недели, как пообещал А. Гусев, эта вакансия будет закрыта.
Что касается структуры управления главного архитектора, то, по мнению главы города, не стоит ограничиваться предложенными вариантами, необходимо будет рассмотреть еще несколько схем. Как считает Александр Викторович, следует сохранить должность заместителя мэра Воронежа по строительной политике, поскольку сегодня в этой сфере имеется большой круг вопросов, связанных и с освоением новых территорий под строительство, и реновацией застроенных, которые необходимо будет решать человеку, имеющему определенный статус и полномочия. Что касается должности главного архитектора Воронежа, то Александр Гусев рассматривает ее «как должность заместителя главы города, не совмещенную с должностью руководителя управления архитектуры и градостроительства».

… Тема, заявленная в повестке дня форума - сложная и многогранная. Актуальная во все времена. В нынешнее - особенно. И сегодняшний разговор на «Зодчестве 2017», как сказал Сергей Кангро , главный архитектор Ульяновской области, - это попытка понять те кризисные явления, которые происходят сейчас в обществе и найти верный выход из сложившейся ситуации, когда творчество нередко подменяется коммерческой выгодой, а на архитектора нередко давит административный ресурс.

Если же говорить о фигуре Главного архитектора, то этот человек, прежде всего, творец. Он является, по верному определению Виталия Шабалатова , заместителя председателя правительства Воронежской области, носителем культуры определенной социально-экономической формации, в которой живет. «Сегодня пришло время, когда архитектура должна определять политику в строительстве, для того чтобы обеспечить комфортное и качественное формирование пространства. - сказал он. - В таком случае обязательно должно быть налажено четкое правовое регулирование. И одновременно - работать общественность: и Воронежская областная организация Союза архитекторов России, и Союз строителей Воронежской области, и другие объединения, способные поднять проблемные вопросы» По мнению Виталия Шабалатова, необходимо создать институт, способный обеспечить максимальную прозрачность рассматриваемой сферы, и тогда многие, кто приходят в органы власти, руководствуясь соблазном воспользоваться административным ресурсом, просто-напросто уйдут.

Что касается структуры управления, то заместитель председателя правительства области согласился с мнением Марины Раковой о том, что главный архитектор может быть заместителем руководителя управления или возглавлять отдельное самостоятельное звено. В любом случае, это человек творческий и ему нужно создать условия, для того чтобы он мог в полной мере раскрыть палитру своих возможностей и сделать наш город комфортнее и краше.

Минстрой России проанализировал данные регионов о ходе выполнения поручения Президента России по итогам Госсовета по строительству, где рекомендовано установить прямое подчинение главного архитектора губернатору. Треть регионов, из представивших информацию в ведомство, выполнили поручение в полном объеме. Об этом 15 октября сообщил директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко на XXXIX заседании Совета главных архитекторов субъектов РФ в Москве.

По словам Андрея Белюченко, на сегодняшний день об исполнении указанного поручения в Минстрой России отчитались 60 субъектов. Треть из них - 17 регионов - выполнили поручение в полном объеме. Половина субъектов, представивших информацию, приняли поручение к исполнению, 13 (22%) регионов не выполнили поручение по причине отсутствия должности главного архитектора в штатной структуре.

И его переподчинения напрямую губернатору была предложена главой Минстроя России Михаилом Менем. После долгих дискуссий с профессиональным сообществом ведомство вышло с данным предложением на Госсовет по строительству, который прошел в мае текущего года. По его итогам регионам было рекомендовано до конца 2016 года установить подчинение главного архитектора губернатору.

«У главы регионального строительного ведомства и архитектора, который ему обычно подчиняется, - разные задачи. Если первый в первую очередь решает проблему объемов ввода жилья, иногда невзирая на последствия для городской среды, то второй должен эту среду создавать и делать комфортной. Из-за подчиненности архитектора большая часть градостроительных решений принимается в пользу объемов жилья, что противоречит тренду национального проекта «ЖКХ и городская среда», который реализуется в стране», - отметил Андрей Белюченко.

В заседании приняли участие Председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, президент РААСН Александр Кузьмин, Президент Союза архитекторов России Андрей Боков, главные архитекторы регионов.

В целом, участники заседания единогласно поддержали инициативу прямого подчинения архитекторов губернатору. Главный архитектор города Комсомольска-на-Амуре Игорь Курносов считает, что помимо прямого подчинения главного архитектора главе субъекта, необходимо активно развивать такой институт как градостроительный совет, законодательно закрепив формирование состава совета и принимаемые им решения.

В Перми, по словам главного архитектора города Дмитрия Лапшина, с ноября текущего года все проекты благоустройства, озеленения города, которыми в течение 5- 6 лет занималось управление жилищного благоустройства, теперь должны согласовываться с главным архитектором. Без его согласования глава города отказывает в выделении средств на финансирование данных проектов.

С 22 по 25 июня состоится XXXVIII заседание Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Одно из самых значимых мероприятий отрасли пройдет в этом году на территории Московской области. Торжественное открытие и пленарное заседание запланировано на 23 июня в Доме Правительства Московской области.

Тема пленарного заседания «Национальная идентичность в контексте современного архитектурно-градостроительного развития». Главные архитекторы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обсудят лучшие практики развития территорий, вопросы сохранения культурно-исторического наследия, создания современной комфортной среды и другие актуальные вопросы.

«Решение о проведении самого знакового события в отрасли именно в нашем регионе было принято на основании серьезных новаций Московской области в области градостроительства и архитектуры», - сказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко. По его словам, заседание Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – уникальная возможность общения с лучшими профессионалами страны.

«Опыт Московской области в части перераспределения полномочий, новой градостроительной политики, разработки генпланов нового поколения, развития транспортной системы региона, создания облика городов интересен профессионалам. Сегодня перед нами стоят серьезные задачи, и методы их решения мы хотели бы обсудить в рамках заседания Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», - заявил Владислав Гордиенко.

Для участников мероприятия сформирована насыщенная деловая программа, в рамках которой пройдет пленарное заседание, круглые столы, экскурсии и выставка. Участники мероприятия смогут ознакомиться с экспозицией, на которой будут представлены знаковые проекты Московской области в области архитектуры и градостроительства.

С 1998 года Совет главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является постоянно действующим общероссийским совещательным органом по реализации градостроительной политики. В числе его главных задач - обмен опытом в сфере архитектурно-градостроительной деятельности, участие в формировании законодательной, нормативной и правовой базы, обсуждение различных аспектов архитектурной и градостроительной практики, взаимодействие с органами власти.

Заседания проводятся в разных городах России. Кроме членов Совета в них участвуют представители архитектурной общественности, местных администраций, академики и члены-корреспонденты РААСН. В качестве почетных членов на заседания приглашаются бывшие главные архитекторы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, опыт которых имеет особую ценность.

Председатель Совета – президент РААСН, главный архитектор Москвы с 1996 по 2012 гг., народный архитектор России Александр Кузьмин.

Заявки на предварительную аккредитацию представителей СМИ, желающих принять участие в пленарном заседании Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 23 июня принимаются по электронной почте: tyninepuzb(tep)lnaqrk.eh .