Современная миграция: причины, проблемы, пути решения. Пути решения миграционной проблемы Миграция проблемы и пути их разрешения

Миграционная география России не меняется. Сибирь и Дальний Восток устойчиво теряют население. А практически весь миграционный прирост собирает Центральный федеральный округ, другим округам достаются в буквальном смысле крохи.

Устойчивость западного вектора практически не оставляет надежд на возможность организации попятного движения. В последние годы к западному дрейфу добавилось движение населения с Юга в Центр. Причём львиная доля миграционных притоков приходится на Москву и окрестные области Центрального региона. Даже СПб не способен конкурировать с Москвой по миграционному приросту.

Отток наблюдается как с восточных территорий, так и с севера (правда в последние годы он несколько уменьшился по сравнению с 90-ми и стабилизировался). Некоторые восточные регионы, например Амурская область, которые раньше компенсировали отток своего населений на запад притоком с востока, теперь стали чистыми донорами.

При условии сохранения современных тенденций в перспективе ни один из округов, кроме Центрального, не будет иметь шансов получить миграционный прирост населения. Для Центрального округа характерен самый высокий уровень естественной убыли населения в рабочих возрастах. Только для компенсации естественных потерь этого населения округу необходимо более 6 млн мигрантов в период до 2025 г. При нынешних тенденциях для возмещения этих потерь потребуется мобилизация миграционного потенциала всей России. В таких условиях главными донорами Центрального округа рискуют остаться Сибирь и Дальний Восток.

Население России в настоящее время характеризуется низкой внутренней территориальной мобильностью, которая сохраняется на одном и том же уровне последние 5 лет. Низкая миграционная мобильность является серьезным препятствием более полного использования рабочей силы.

Резкий рост эмиграции и наряду с этим повышение иммиграционных потоков, получившее начало в 1987 г., усиление оттока русскоязычного населения из союзных республик, сокращение оттока сельского населения в города, наметившееся в начале 80-х и получившее ускорение в конце 80-х – начале 90-х, коренные изменения на рубеже двух последних десятилетий в межрегиональных миграциях – такова современная миграционная ситуация, которая сложилась к 1992 г. В связи с распадом СССР возникла уникальная ситуация, когда внутренняя миграция одномоментно превращается во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иной миграционной политики. Несмотря на снижение интенсивности внутренних миграций их роль сохранилась. 1-я особенность современной миграции связана с изменениями в сельско-городской миграции. Россия пытается перепрыгнуть одну из стадий миграционного перехода. (в 1991 г. впервые отмечен некоторый миграционный прирост сельского населения). Это связано с резким ухудшением общей экономической ситуации в России, потерей привлекательности крупных городов, удорожание жизни в которых превысило все возможные уровни. В то же время приток населения в сельскую местность позволит уменьшить деформацию возрастно-половой и брачно-семейной структуры сельского населения, что может благоприятно сказаться на его воспроизводстве. 2-я особенность – наметившийся с конца 1989 г. отток населения из северных и приравненных к ним территорий, богатых природными ресурсами. Стало уезжать население хорошо уже адаптировавшееся в северных условиях, т.е. наметилось разрушение генетического потенциала. Что касается внешней миграции – уникальная ситуация, связанная с возникновением ближнего зарубежья. Характерно: 1) выделение среди республик своеобразного центра притяжения мигрантов в лице России, которая из региона длительное время «отдававшего» людей, превратилась в их «собирателя». 2) резкое обострение межнациональных отношений, обусловленное политическим экстремизмом, причем как между бывшими республиками, так и внутри них. И как результат – потоки вынужденных переселенцев и беженцев, устремившихся главным образом в Россию. 3)углубление экологического кризиса, ведущего к быстрому увеличению «экологических беженцев». 4) глубокий экономический кризис, определяемый превращением Союза в конгломерат независимых «княжеств» с противоречивыми интересами и политикой. Что ведет к разрыву народнохозяйственных связей. Положительный миграционный обмен России с бывшими союзными республиками способствовало 90-е годы сглаживанию негативной демографической ситуации, обусловленной естественной убылью населения и нарастающей эмиграцией, выступив таким образом единственным фактором, улучшающий демографический баланс России, хотя в региональном плане расселение мигрантов из ближнего зарубежья требует значительной корректировки. В отличие от влияния иммиграции из ближнего зарубежья на демографическую ситуацию в России, эффект от внешней миграции, связанной с дальним зарубежьем практически равен 0, особенно если говорить об иммиграции, величина которой не превышала в год 1-2 тыс. чел. Серьезная проблема, связанная с иммиграцией, это увеличивающаяся быстрыми темпами нелегальная иммиграция. Число иммигрантов по оценкам достигло 500 тыс.чел. Многие из них рассматриваются Россией как транзитный путь на Запад. В этом отношении данная классификация представляет собой большую угрозу для здоровья россиян, т.к может стать разносчиком болезней. Эмиграция, масштабы которой в первой половине 90-х г. находилась на уровне 110 тыс чел. в год, Также не сможет при таких размерах существенно изменить демографическую ситуацию. Особое значение имеет «утечка мозгов». По прогнозам комитета Совета Европы по образованию, убытки России от этого вида миграции могут достигнуть 50-60$ млрд. в год. Противовесом может стать развитие трудовой возвратной миграции. Это касается долгосрочной перспективы

Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности) Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 171.. Кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах Флоринская Ю.Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю.Ф. Флоринская, Л.Б. Карачурина, Д.В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - с. 133-134..

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании гос услуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности Ионцев В.А. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции [Текст] / [В.А. Ионцев и др.] Санкт-Петербург: Центр интеграционных исслед., 2012 - с. 33..

Вместе с тем, следует упомянуть о проблемах внутренней миграции. Тем более, что они стоят не мене остро. Все последние годы россияне стремились в крупные города, а сельская местность и большинство малых городов теряли население. Сегодня сложилась чудовищная диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства - Москвы уже не поддается никаким подсчетам, оно постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970?х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50% Менделев Н.Г. Миграционные процессы и формирование рынка труда на российском Дальнем Востоке [Текст]: учебное пособие / [авт.-сост.] Н.Г. Менделев, Л.Н. Фарафонова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточ. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012 - с. 147-148..

Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 процентов. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 процентов. В чем же причина? Начнем с того, что миграция - это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. Думаю, если бы образовательные программы Дальне-Восточных университетов имели связь с местным рынком труда и были бы ориентированы на тенденции его развития, а выпускники вузов имели бы возможность устроится в своем регионе на работу по полученной специальности, то процесс оттока удалось бы сократить. Увы, в настоящее время молодежь просто вынуждают покидать регион. Сегодня единственный потенциальный выход для выпускников местных вузов - становиться предпринимателями, однако программ подготовки кадров для малого бизнеса практически нет, да и не каждый молодой человек готов к ведению своего бизнеса. А раз так, приходится читать неутешительные прогнозы. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется Иванов И.С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И.С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013..

В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 173..

Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Проблема миграционной политики современной России», следует сделать следующие выводы.

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели:

  • 1) экономический прагматизм;
  • 2) национальная безопасность;
  • 3) права человека.

Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.

Список использованных источников и литературы

контрольная работа

1.3 Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.

В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов миграции. В 2005 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра по оценке Всемирного банка составляет 215...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Денежные переводы представляют собой самую непосредственную и наиболее ощутимую выгоду международной миграции. С усилением глобализации мировой экономики они поступают во все большее число стран...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Прогнозная оценка числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России на 2011 год была получена одним из методов коллективных экспертных оценок - методом Дельфи. Опрос проводился в два тура. Были получены данные от 32 экспертов...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

В таблице 3.2 приведена информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год. Таблица 3.2 Информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год, тыс...

Анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки на современном этапе

На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что США до сих пор сохраняют за собой статус «государства мигрантов», несмотря на остроту, которую приобрела миграционная проблематика в последнее десятилетие. Как и несколько веков назад...

АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли, инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества, подготовки кадров

Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group).11 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г. http://seamagazine.rmis.ru Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства...

Глобальные проблемы экономики

Если рассматривать мировую экономику как сложную систему, в которую входят рынки сырья, рабочей силы, финансов, коммуникаций и информационных ресурсов, товаров и услуг...

Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса

Если обратиться к истории, проблемы МВФ появились задолго до настоящего кризиса. До войны в 1973 году эксперты обозначили ряд причин для реформирования МВФ, которые должны были стать впоследствии очевидными для всех: 1...

Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности

Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономика как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста...

Миграционная политика Швеции в контексте социальных преобразований

Увеличение миграционных потоков, разные обстоятельства, при которых прибывают иммигранты, изменение категорий мигрантов поставило перед шведским правительством вопрос о регулировании миграционных потоков в страну. Для этого постепенно...

Роль таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности

Главное управление организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ ведет постоянный мониторинг по применению экономических процедур. До сих пор остро стоит проблема, связанная с тем...

Современные проблемы миграции трудовых ресурсов

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому...

Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению иммиграционной политики ЕС, необходимо дать определение ключевым терминам миграционного процесса. Под ищущим убежища лицом (аnasylumseeker) подразумевается человек...

Управление социальной адаптацией мигрантов в России

С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной философско-социологической науки. Как известно, еще со времен Аристотеля...

Ключевые слова

МИГРАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОБОРОТ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ РЕШЕНИЯ / MIGRATION AS A GLOBAL PHENOMENON / EXTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / MIGRATION TURNOVER / PATT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

  • Миграции населения депрессивного региона

    2016 / Чернышев Константин
  • Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионов России

    2017 / Чернышев Константин Анатольевич
  • Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе

    2017 / Михайлова Н.В., Абдель Джалиль Н.А.
  • Миграционные процессы в регионе: анализ и направления регулирования

    2018 / Боровских Нина Владимировна
  • Международные миграционные процессы в российской экономике: анализ современных тенденций

    2017 / Махмудова Мухаббат Мадиевна, Королева Анна Михайловна
  • Современные миграционные процессы в Ставропольском крае и их влияние на социально-экономическую обстановку

    2012 / Щербакова Алена Владимировна
  • Новые тенденции и формы эмиграции из России

    2016 / Ионцев Владимир Алексеевич, Рязанцев Сергей Васильевич, Ионцева Светлана Владимировна
  • Современное состояние и проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Украине

    2013 / Шевцов А. Л.
  • Формирование миграционного потенциала соотечественников в странах Центральной Азии

    2015 / Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна, Храмова Марина Николаевна
  • Особенности миграции и миграционной политики в Брянской области

    2017 / Абдель Джалиль Надер Акрамович

Migration of population: regularities, problems and their solutions

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Текст научной работы на тему «Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения»

DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-103-108

Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения

Ю.С.Сушков, РААСН, Москва

Миграция населения является объективной реальностью и подчиняется во всём мире общим закономерностям. Международная миграция оказывает воздействие на все стороны жизни мирового сообщества, приводит к эволюции восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, а также к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Скорости миграционных процессов нарастают стремительно с прогрессом науки и техники. Взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение. Причины миграции необходимо разделить (и это сделано впервые) на две категории: причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп и граждан в течение длительного времени. Выявленные закономерности внутренних миграционных процессов в России носят крайне негативный центростремительный характер и препятствуют развитию экономики страны в целом и её регионов. В заключении в статье сформулированы теоретические предпосылки решения проблем, порождаемых миграцией, в частности обращается внимание на преимущество рассредоточенного расселения мигрантов перед компактным.

Ключевые слова: миграция - глобальное явление, внешняя и внутренняя миграция, миграционный оборот, закономерности миграционных процессов, проблемы миграции в России и предпосылки их решения

Migration of population: regularities, problems and

Y.S.Sushkov, RAACS, Moscow

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long

time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Keywords: migration as a global phenomenon, external and internal migration, migration turnover, patt

Объектом исследования явились миграционные процессы в различных странах мира, включая Россию. Рост подвижности и миграция населения являются объективной реальностью и подчиняются во всём мире общим закономерностям на территориях всех континентов, регионов и стран независимо от национальной принадлежности людей и их религиозных убеждений. Во всех странах увеличивается как внешняя, так и внутренняя миграция населения, выполняя одну из основных своих функций, а именно соединение средств производства с трудовыми ресурсами. При этом скорости эволюции миграционных процессов в совокупности с прогрессом науки и техники нарастают стремительно, и взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение.

Международная (внешняя) миграция в XXI веке признана мировым сообществом глобальным явлением, оказывающим воздействие на все стороны его жизни: на демографическую ситуацию, экономику, финансы, вопросы международной безопасности, а также эволюцию восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, приведших к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Внутренняя миграция наибольшее влияние оказывает в основном на демографические характеристики регионов, численность населения и его половозрастные характеристики, и, как следствие, на возможности динамического развития экономики рассматриваемых территорий.

Масштабы внешней миграции в мире для стран с наибольшим количеством мигрантов и эмигрантов представлены ниже на диаграммах (рис. 1, 2) .

Из многочисленных закономерностей, которым подчиняются миграционные процессы во всём мире, выделены следующие основные:

Определяющими причинами миграции являются экономические;

Масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и особенно транспорта;

В течение последних десятилетий наиболее динамично развивается временная трудовая миграция, способствуя глобализации мирового рынка труда;

Рост крупных городов в основном обусловлен миграцией населения, а не его естественным приростом.

В данной работе, пожалуй, впервые все причины как внешней, так и внутренней миграции разделены на две категории: первая категория - причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и вторая категория - причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп или отдельных семей и граждан в течение длительного времени. К первой категории относятся: природные и техногенные катастрофы, войны и революции, приводящие к кардинальной смене политических режимов, а также реализация крупных государственных программ, а ко второй - причины экономические (падение уровня жизни и перенаселение территории) и демографические (изменение состава населения, а также методичное разрушение устоявшегося религиозного или этнического уклада жизни).

С градостроительной точки зрения наибольший интерес представляет исследование особенностей миграции, связанных с понятием «миграционный оборот», поскольку приводит к возникновению проблем, решение которых возможно лишь на государственном уровне и порою только градостроительными средствами. Например, изменение половозрастной структуры населения, наступившее в результате миграционного оборота, может быть сопоставимо по масштабам с подобными изменениями в результате военных действий, когда уменьшается численность мужского населения, или, наоборот, может привести к притоку в основном мужского населения трудоспособного возраста, прибывающего на заработки в данную страну. В обоих случаях будет наблюдаться перекос состава населения по половому признаку.

Для Российской Федерации масштабы внешней миграции и её влияния на качественный состав населения страны можно проиллюстрировать таблицей динамики численности прибывших и выбывших мигрантов за последние 15 лет, из которой следует, что миграционный оборот России складывается в основном за счёт мигрантов из стран ближнего зарубежья. Число прибывших в страну и выбывших из неё за эти годы выросло в два раза, при этом миграционный оборот сохраняется на уровне порядка 250 тыс. человек в год. К сожалению, профессиональный и общеобразовательный уровень прибывающих в Россию мигрантов остаётся на крайне низком уровне (табл. 1).

В современном мире качественный уровень населения в соответствии с принятой ООН градацией оценивается показателем ИРЧП - индексом развития человеческого потенциала. Таким образом, внешняя миграция и качественный уровень населения стран тесно взаимосвязаны, общепризна-ны как явление и должны рассматриваться всегда с учётом

этой закономерности, влияющей как на состояние экономики и культуры, так, в конечном итоге, и на имидж стран в мире. Так, например, по данным ООН, в связи с массовым выездом из России с начала 1990 годов учёных, специалистов и творческой интеллигенции, страна из группы развитых государств с высоким уровнем человеческого потенциала в течение 15-ти лет перешла по показателю ИРЧП в группу менее развитых

I Число мигрантов млн.человек ■ Процент к коренному населению

Рис. 1. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в принимающих странах

Рис. 2. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в странах, теряющих граждан

Таблица 1. Динамика международной миграции в России (в тыс. человек в год)

Ходы 2000 2004 2008 2012 2014 2015

Всего прибывшие в Россию, 359 180 280 418 590 599

в том числе:

Из стран СНГ 347 170 246 364 529 536

Из стран Дальнего Зарубежья 12 10 34 54 61 63

Всего выбывшие из России, 146 73 39 123 310 353

в том числе:

В страны СНГ 82 37 25 96 259 297

В страны Дальнего Зарубежья 64 36 14 27 51 56

Всего миграционное сальдо, +213 +107 +241 +295 +280 +246

в том числе:

Со странами СНГ +265 +133 +221 +268 +270 +239

Со странами Дальнего Зарубежья +52 +26 +20 +27 +10 +7

стран и находится по международной оценке на 71-ом месте среди 175-ти изученных стран. Массовый приток мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья усугубляет данный процесс. Аналогичное явление происходит в развитых странах Западной Европы, куда устремились массы малообразованных беженцев из Северной Африки, Ближнего Востока, Афганистана и Пакистана, а также в США из-за большого количества нелегальных беженцев из Мексики.

Внутри России на территории её федеральных округов, субъектов федерации и административных образований изменение общей численности населения также происходит в основном за счёт миграционных подвижек, а не естественного прироста и отличается большим разнообразием, что является следствием таких причин, как место их расположения по отношению к центру страны, природно-климатические условия, уровень развития индустрии и сельского хозяйства, преимущественный состав населения по вероисповеданию и национальному признаку.

Так, например, в 2015 году на территории Приволжского федерального округа при приросте населения в год в Республике Татарстан в количестве 10,4 тыс. человек, на территории Нижегородской области произошло падение численности населения на 10,7 тысячи человек.

В результате исследования были выявлены закономерности и последствия увеличения миграционной подвижности населения для различных регионов России, а также отмечено, что отсутствие после 1990-х годов целенаправленной градостроительной политики в отношении развития периферийных районов России привело к увеличению подвижности населения и резкому его сокращению на Дальнем Востоке до 6,3 миллиона человек (за 15 лет на 1,3 млн человек!). А динамичное развитие этого региона возможно только при обеспечении притока дополнительной рабочей силы. Показательно, что до 1990 года, когда на Дальнем Востоке действовали районные повышающие коэффициенты к заработной плате, темпы при-

Таблица 2. Прогноз изменения компоненты численности населения в ДВФО и на территории его южных административных образований

Регион Миграционный отток (-), Естественная убыл

прирост(+) прирост(+)

2010 2015 2020 2025 2010 2015 2020 2025

Дальневосточный

федеральный округ (ДВФ0) Всего: -18,3 -19,7 -10,3 +3,2 -8,5 -15,2 -21,0 -27,8

Приморский край -3,7 -5,6 -2,2 +2,9 -7,5 -10,0 -12,3 -14,5

Хабаровский край +1,0 +0,5 +1,4 +2,1 -3,6 -5,3 -7,0 -8,9

Амурская область -3,7 -1,6 +0,6 +3,2 -2,6 -3,8 -4,5 -5,1

Сахалинская область -2,1 -3,4 -2,5 -1,7 -1,0 -1,5 -1,6 -1,7

Еврейская автономная область +0,2 +0,2 +0,2 +1,3 -0,3 -0,5 -0,8 -1,0

Источник: Ушакова В.Л. Дальневосточный федеральный округ: миграционные процессы и перспективы их развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2004. - № 4. - С. 70-84

роста населения в этом регионе при постоянном увеличении его доли в населении России превосходили российские показатели . В настоящее время компенсация убыли населения в этом регионе обеспечивается лишь за счёт мигрантов из Китая и Вьетнама (табл. 2).

Принятые на государственном и местном уровне меры, направленные на развитие дополнительных производств на Дальнем Востоке и снижение темпов оттока населения из региона, несколько скорректировали ожидаемый прогноз. Так, по данным Росстата в 2015 году миграционный отток из Приморского края составил 1,5 тыс. человек (при прогнозе -5,6), в Амурской области минус 0,4 тысячи человек (при прогнозе -1,6), в Хабаровском крае +1,2 (при прогнозе +0,5), на Сахалине +0,2 (при прогнозе -3,4), что подтвердило возможность регулирования демографических подвижек населения. Федеральному центру и властям региона стоит принять во внимание этот факт, так как именно миграция играет важнейшую роль в развитии производительных сил, формировании состава населения и рынка труда, в определении трудового потенциала территории, способствуя в конечном итоге социально-экономическому развитию региона и страны в целом, а также качественному составу населения.

При этом следует признать, что трудовая миграция в Дальневосточный регион из Китая, где сложился дефицит мест приложения труда, стала реальностью, и необходимо умело использовать данный фактор для ускоренного экономического развития приграничных территорий России при одновременном стимулировании собственного населения к участию в освоении ресурсов Дальнего Востока Российской Федерации.

Аналогичные процессы происходят и, например, в Центральном ФО (кроме Москвы). Так, за 2015 год здесь даже с учётом притока мигрантов в количестве 170 тыс. человек, население округа сократилось почти на 70 тыс. человек, так как при этом выбыло 240 тыс. человек. В Москве же общая численность населения в 2015 году увеличилась на 20 тыс. человек (в основном за счёт мигрантов). Естественный прирост на подвижки населения влияния практически не оказывает, так как составляет всего 0,02 % .

К сожалению, статистика подтверждает миграционный отток молодого населения из малых городов России, что приводит к деградации этих городов, являющихся одной из составляющих расселенческого каркаса страны.

Подводя итоги исследования особенностей миграционных процессов в Российской Федерации, необходимо отметить следующее:

1. До 1990 года внешняя миграция населения в России практически отсутствовала, а внутренняя миграция носила в основном организованный характер и была связана с освоением новых территорий и созданием на них предприятий промышленного или сельскохозяйственного профиля. К организованной миграции следует отнести и принудительное переселение этнических немцев и крымских татар за Урал

и в Казахстан перед войной 1941-1945 годов, что явилось следствием опасений руководства СССР в поведении этих народностей после вторжения фашисткой Германии на территорию страны. И хотя это частично и объясняет, но совсем не оправдывает бесчеловечность проведённой операции.

2. Начиная с 1990-х годов миграционная подвижность населения России (как внешняя, так и внутренняя) резко увеличилась, однако пока отстаёт от общемирового уровня примерно в два раза: по данным Международной организации по миграции при ООН в мире мигрировал каждый шестой житель планеты, в Российской Федерации, по официальным данным Росстата на 1 января 2017 года, - каждый 12-ый.

3. Среди причин миграции населения в России, как и в мире, по общему объёму выделяются экономические причины, связанные с переменой места жительства и поисками мест приложения труда - порядка 70-75 % от общего количества мигрантов.

4. Наиболее негативной особенностью миграционных процессов в России является их центростремительное направление в Москву, Санкт-Петербург и другие «города-миллион-ники» с одновременным резким сокращением численности населения периферийных районов страны и деградацией малых городов и сельских поселений.

5. В подавляющем большинстве внешние мигранты, прибывающие в Россию, являются представителями стран Ближнего Зарубежья. Основное намерение мигрантов - временное трудоустройство с целью заработка.

6. Сосредоточенное (в виде анклавов) расселение внешних мигрантов в населённых пунктах нежелательно, так как замедляет адаптацию приезжих к местным условиям жизни, способствует распространению этнической преступности и вызывает негативное отношение к мигрантам коренного населения.

7. Современные тенденции миграционных процессов в России носят крайне негативный характер, препятствуют развитию экономики страны в целом и требуют от властей всех уровней реализации государственной демографической политики, направленной на увеличение трудового потенциала всех регионов страны как основного фактора возрождения и развития территорий, в том числе и за счёт привлечения мигрантов.

Исследование градостроительных аспектов проблемы расселения мигрантов показало, что наиболее сложными для градостроительного решения являются проблемы, связанные с первой категорией причин внешней и внутренней миграции, требующих переселения больших масс населения в короткие промежутки времени. В этом случае для расселения и организации достойного обслуживания мигрантов требуются единовременно чрезвычайно большие резервные капитальные вложения, не всегда имеющиеся в достаточном количестве даже в странах с развитой экономикой.

Наиболее ярким и пока единственным в мире примером градостроительного подхода к решению проблемы необходимости единовременного расселения большого числа

вынужденных переселенцев является Китай. Подавляющее большинство населения Китая (1,38 млрд человек) проживает в прибрежной зоне, подверженной затоплению от возможного цунами в случае природных или техногенных катастроф, аналогичных аварии на атомной станции Фукусима в Японии. Построенные в Китае вдали от морского побережья города со всей необходимой инженерной инфраструктурой, пустующие в настоящее время, позволят организовать эвакуацию и расселение массы населения в сжатые сроки и в достойные условия. По некоторым оценкам в Китае сейчас порядка 64 миллионов пустующих квартир. Независимо от истинных причин, по которым построены эти города, только Китай является в настоящее время единственной страной в мире, готовой реально к переселению большого числа людей.

Ниже представлены фотографии построенных в Китае городов и районов (рис. 3 а-г).

Другим градостроительным аспектом при расселении мигрантов является подход к решению проблем, возникающих в связи с необходимостью организации массовой внутренней трудовой миграции населения. Эти проблемы также сложны в исполнении, так как требуют вложения значительных инвестиций.

Примером успешного решения таких задач в России может служить строительство на неосвоенных территориях целого ряда крупных объектов: Братской ГЭС, алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината и собственного города Братска; возведение городов Надым и Уренгой при освоении нефтегазовых месторождений Тюменской области; строительство городов Тында, Нерюнгри и ещё более 30 посёлков на трассах большого и малого БАМа; создание газотранспортного кластера на полуострове Ямал (кстати, Ямал - единственный регион в России, где средний возраст населения в настоящее время составляет 33 года и зарегистрирован естественный прирост населения в размере одного процента - более пяти тысяч новорождённых при населении порядка 540 тыс. человек).

Следующий градостроительный аспект миграции связан с массовыми маятниковыми передвижениями населения с трудовыми, а также с культурно-бытовыми целями внутри городских агломераций. Эта миграция не требует организации дополнительного жилого фонда, однако перед градостроителями возникают другие сложные проблемы, связанные с организацией транспортного и бытового обслуживания маятниковых мигрантов. В первую очередь необходимо решать градостроительными средствами транспортные проблемы. В этом случае потребуется реконструкция или прокладка новых дорог и организация дополнительных маршрутов и видов пассажирского транспорта, что всегда связано с большими капитальными вложениями и трудозатратами. Ярким подтверждением этого является непродуманное решение по однобокому расширению территории Москвы в юго-западном направлении (вопреки протестам специалистов-градостроителей), потребовавшее строительства новых линий

Рис. 3. Построенные в Китае города и районы: а) жилые районы городов-призраков, готовые к заселению; б) вид сверху на центр такого города; в) архитектура новых городов отличается разнообразием; г) стадион - один из объектов в новом городе, где пока ничего не происходит (

Изучение миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции во многом детерминируется конкретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами. Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.

По прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции - с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с другой - обретение национальной государственности все большим числом стран и народов: с начала XX в. количество стран увеличилось более чем в три раза.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Исходя из понимания того, что целью миграционной политики является содействие такому движению масс, чтобы количество трудовых ресурсов соответствовало количеству рабочих мест, необходимо анализировать взаимосвязь этих явлений, трансформацию одного в другое для выработки концепции реальной миграционной политики.

Миграция населения - одна из важнейших проблем современного мирового развития; это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов. Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты все чаще становятся объектом обсуждения государственных, общественно-политических структур и научных кругов. Эти категории отличаются друг от друга определенными общепризнанными критериями. Активизация, всплеск миграции населения является следствием мировых войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образовании. миграция социальный служба

Адаптации мигрантов в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех, ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов. Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.

Помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости.

У специалистов нет единой точки зрения на этот вопрос: одни полагают, что делать ставку на силы и средства мигрантов в сложившихся условиях нельзя, так как они не смогут самостоятельно решать вопросы своего обустройства; по мнению других специалистов, основное направление этой работы - помочь мигрантам развивать собственные устремления и способности.

Наличие противоположных мнений объясняется не только различными условиями обустройства вынужденных переселенцев, не только разным пониманием проблемы, но и возможностью выбора различных стратегий в решении проблемы этой категории мигрантов.

Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства - СССР, определили высокую актуальность проблемы миграции.

Цифра людей по разным причинам меняющих место жительства постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.

Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей.

Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной помощи мигрантам.

Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграция как переживание негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций и деприваций.

Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), - все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания.

Существование на территории России различных категорий мигрантов создает необходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добрососедских отношений.

Невзгоды и лишения, послужившие причинам вынужденного переселения, а также сам факт потери родины, отрыва от корней определяют формирование специфического опыта мигрантов, который выходит за рамки обычного и повседневного. Необходимая вынужденным мигрантам психологическая и социально-педагогическая поддержка не может быть адекватно реализована без работы с их тяжелым жизненным опытом - с переживаниями страданий, потерь, лишений до и во время переселения. В психологии при обсуждении таких переживаний и их отдаленных последствий широко используются два понятия - «стресс», «травма».

Вопрос об их соотношении довольно сложен и многогранен. Одно из решений вопроса о причинно-следственной связи «стресса» и «травмы» нашло свое воплощение в диагностической категории «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР), самим названием определяющей стресс как результат или следствие травмы.

Другая культура вынуждает мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Этот процесс называют социокультурной адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление).

Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственной семье. Самая важная часть изменений - культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. Даже при благоприятных условиях адаптация - трудный, стрессогенный процесс. В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие в социальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурных отношениях, целостность и интегрированность личности.

Вывод

В заключении первой главы отметим, миграция населения - сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков.

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX-XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран - Италии, Испании, в другие -ФРГ, Францию и г.д.).

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2. По временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом - в курортные районы и т.п.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

  • 3. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни - сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.
  • 4. По формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.
  • 5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).