Сперанский о праве и государстве. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве Сперанский Станислав Игоревич. Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности

М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера".

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля одного – закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. "Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической", и напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что "темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах".

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". "Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?"

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода" (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании истребления дворянства».

В конечном итоге судьба "великого чиновника" была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и Основных законах Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как того хотел великий реформатор.

Сперанский M. М. (1772-1839) - выдающийся государственный деятель России, один из самых известных представителей отечественной юриспруденции. Сын сельского священника. Сперанский окончил Петербургскую духовную академию и е 1797 г. состоял на государственной службе, по поручениям Александра I и Николая I разрабатывал тексты большинства законопроектов. Среди проектов законов, написанных M. М. Сперанским, были "Руководство к познанию законов", "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений" (1803), "Введение к Уложению государственных законов" и др.

Теоретические построения М. М. Сперанского были либерально-просветительными, во многом перекликались с естественно-правовым учением XVIII в. Концепция развития общественных отношений и идеала государственного устройства у Сперанского последовательнее его реформаторских проектов (последние писались под заказ власти, поэтому отличались умеренным характером).

Новый проект преобразования России был разработан Сперанским в 1809 г. Во "Введении к Уложению государственных законов" Сперанский исходил из согласованных с царем планов первоочередных государственных преобразований России. В проекте, предложенном Александру I, прослеживается учение об общественном развитии, государственном устройстве и понимание правовых реформ.

Общество рассматривалось по сословным признакам, характерным для науки того времени, когда под группами общества понимались не обязательно группы, дифференцированные законом соответственно правам и обязанностям. В определении общественных групп Сперанского видится и экономическая составляющая (более подходящая для определения классов или страт), а также генеалогический подход и субъективные, личностные характеристики.

Сперанский выделял две основные группы общества. Дворяне характеризовались автором как сословие, зависимое от царя, поскольку (в конечном счете) от воли монарха зависели карьера и благосостояние дворянина-чиновника или помещика. Крестьяне рассматривались Сперанским как сословие, зависимое не только от помещика, но и от государства. Таким образом, в политико-правовой концепции Сперанского Россия не обладает свободными сословиями. Следовательно, для динамичного общественного развития необходимо освобождение сословий, прежде всего крепостных крестьян. Отмена крепостного права должна была интенсифицировать развитие всех сословий России.

В идеале Сперанский выступал за нивелирование сословных отличий, что объективно должно было привести к буржуазной, классовой структуре общества.

Государство в концепции Сперанского возникает в результате договора общества и власти. Первобытное общество неорганизованно, не знает способов ограничения власти правителя, поэтому первоначальная форма правления всегда взаимосвязана с деспотизмом. "Образ правления" согласно этой концепции должен соответствовать степени развития государственности и уровню общественных отношений. В процессе развития деспотия должна уступить "законному правительству", поскольку народ является главным "источником государства". Но "гражданское образованье" происходит не сразу, а проявляется по мере формирования демократических институтов и соответствующего уровня развития общества (как источника политических преобразований).

Деспотическая система в воззрениях Сперанского не является единственной. Она распространилась и сохранилась на Востоке, в Европе же победила республиканская форма правления (Греция и Рим), на севере торжествовала "феодальная система" (надо понимать, монархия). В России с течением времени победила монархическая (феодальная) форма правления, которая пришла в противоречие с обществом и государственной необходимостью. Следовательно, автор предложил систему политических преобразований.

Среди первостепенных реформ Сперанский видел ограничение власти монарха законом путем разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Следствием такой реформы должен был стать один из вариантов государственного устройства России. Два варианта предполагали примерно следующую структуру:

  • - формирование в России законодательного сословия, выражавшего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, а во втором случае оно должно зависеть от "державной власти";
  • - установление четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной власти;
  • - формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной.

Как видно из предложений Сперанского, монархия должна была возглавить либо законодательную, либо судебную власть. Первый вариант государственного устройства признавался автором как временный, компромиссный. Второй вариант при благоприятных условиях мог эволюционировать, поскольку соответствовал российским условиям.

Право в политико-правовой концепции Сперанского понимается как воля монарха, сформулированная в законах. Особенно отчетливо это понимание права проявляется в кодификационной деятельности М. М. Сперанского.

На практике при осуществлении кодификационной деятельности Сперанский исходил именно из официальной теории по систематизации права сообразно теории римского права - сведения воедино всех законов и выявления из них действующих. Методика кодификации развивала учение Ф. Бэкона по структурированию законодательства в соответствии с содержанием указов, их расположением по хронологическому и отраслевому принципам. Сперанский проявил себя в кодификационной деятельности как выдающийся правовед - теоретик и практик.

Включившись в работу Уложенной комиссии, а с 1826 г. став чиновником II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, М. М. Сперанский подошел к составлению законов исходя из названных теоретических построений. Он стал проводить активные архивные изыскания и исследование огромного объема актового материала. Законы начали группировать в два издания.

Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного собрания законов Российской империи (ПСЗРИ). В этом издании были опубликованы около 330 тыс. законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу, начиная с Соборного Уложения 1649 г. Полное собрание включало в себя как действующее законодательство, так и законы, утратившие силу. Выявление действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II Отделения. Метод работы при составлении Полного собрания законов Российской империи позволил достаточно быстро, уже в 1832 г., выпустить 56 томов, составивших первое издание ПСЗРИ.

Отраслевой принцип стал основным в Своде законов Российской империи (СЗРИ) и получил дальнейшее развитие. Свод законов подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные по восьми разделам (книгам) в 15 томах. Государственные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, собственно гражданские акты, уставы государственного благоустройства, а также законы семейственного союза. Следовательно, гражданское и семейное право составили другую часть Свода, куда вошло и процессуальное право (только в 1885 г. был выпущен том 16 Свода законов, содержавший процессуальное право).

Итак, издание Полного собрания и Свода законов имело огромное значение. В первой половине XIX в. отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки преобразований оказались малоэффективны. Российская юриспруденция в связи с кодификационной деятельностью получила существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации - созданию Уложения о наказаниях 1845 г., первого в истории России настоящего уголовного кодекса. Дело Сперанского было продолжено и после смерти выдающегося правоведа: в царской России стали регулярно выпускать доработанные Своды законов, составленные по его методике.

Введение

ГЛАВА I. Теоретические истоки и важнейшие положения учения М. М. Сперанского о праве и государстве; реализация его идей и взглядов в проектах реформ и практике государственного управления 15

1.1. Идейные основы политико-правовой доктрины М. М. Сперанского 15

1.2. Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности 37

1.3. Учение о государстве и его отражение в концепции политических реформ 44

1.4. Сословный строй и права подданных 66

1.5. Концептуальные и практические подходы М. М. Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи 73

1.6. Реформаторская деятельность в области регионального управления 81

ГЛАВА II. М. М. Сперанский и систематизация российского законодательства: теоретические и практические аспекты 104

2.1. Анализ исторического опыта систематизации российского законодательства (до 1826 г.) 104

2.2. Участие в деятельности Комиссии составления законов 121

2.3. Разработка концептуальных основ систематизации законодательства (после 1826 г.) 129

2.4. Кодификационная деятельность 150

Заключение 173

Список литературы и источников 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве привлекает внимание исследователей теории, истории государства, права, политической и правовой мысли, а также специалистов в области политической истории России на протяжении более чем 150 лет. Его государственно-правовые взгляды по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя и многим другим содержатся в разработанных им законопроектах, трактатах, деловых бумагах и личной переписке.

Место и роль Сперанского в истории преобразований отечественной государственности и формировании правительственной законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.

Государственно-правовые идеи Сперанского и совершенные им преобразования в различных областях государственного управления оказались значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в настоящем. Современные юридическая и политическая науки и практика постоянно сталкиваются с проблемами, подобные которым решались Сперанским в начале XIX в. Это такие важнейшие вопросы государства и права, как адаптация принципа разделения властей и создание системы обособленных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, формирование и организация деятельности Государственного совета, обеспечение законности в деятельности всех ветвей государственной власти, эффективное взаимодействие центрального и регионального управления, повышение уровня правового сознания общества, общей, и в том числе правовой культуры, совершенствование юридической техники и законотворческого процесса.

Осуществленные по проектам Сперанского преобразования способствовали ускорению политической модернизации. Учение Сперанского, творчески развитое его последователями, в известной степени стало идейно-теоретической основой государственных реформ 1860- 1870 гг.

Представляется, что для современных и будущих российских юристов и государственных деятелей результаты исследования творчества и деятельности

4 М. М. Сперанского могут быть полезны в познавательном, теоретическом и практическом аспектах.

Вышеуказанные обстоятельства определили для диссертанта выбор темы и задачу проведения комплексного исследования учения М. М. Сперанского о праве и государстве.

Объект и предмет настоящей работы.

Объектом диссертационного исследования является политико-правовое учение М. М. Сперанского во взаимосвязи с его теоретическими истоками, практической реализацией и социально-политическим контекстом. Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают все наиболее важные периоды государственной деятельности М. М. Сперанского (1802 - 1812 гг., 1816-1821 гг., 1826 - 1833 гг.), принимая во внимание соответствующие политической конъюнктуре изменения ее характера и направленности.

Предмет настоящей работы - становление и эволюция политико-правовых взглядов М. М. Сперанского, разработанные им проекты государственных преобразований, их реализация, в частности, в области финансов и в региональном управлении, а также анализ теоретических и практических элементов программы М. М. Сперанского по систематизации законодательства Российской империи.

Цель диссертационного исследования - изучение и оценка теоретических воззрений М. М. Сперанского на право и государство, их последующего воплощения в проектах и практике государственных преобразований, а также характеристика его роли в правовом, политическом и социально-экономическом развитии Российской империи в начале XIX в.

Эти цели диссертационного исследования обусловили постановку и реализацию следующих задач:

исследование процесса формирования государственно-правовых взглядов Сперанского с учетом влияния политико-правовой мысли Запада, а также социально-экономической и политической обстановки в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.

анализ теоретических воззрений Сперанского на важнейшие проблемы права и государства, нашедших отражение в записках и проектах государственных реформ общеимперского характера, таких как

5 принципы организации государственной власти, обеспечение законности в управлении с учетом сложившегося разделения населения империи на сословия, законодательное закрепление и дифференциация прав подданных;

изучение концептуальных и практических подходов Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи;

анализ и оценка государственной деятельности Сперанского в области регионального управления;

исследование состояния системы российского законодательства к началу XIX в. и предшествующих попыток его систематизации на протяжении XVIII столетия, анализ причин их неудач;

выявление теоретических, методологических и практических основ, результатов и значения систематизации законодательства Российской империи под руководством М. М. Сперанского.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение историографии по теме исследования показывает, что учение М. М. Сперанского о праве и государстве, его жизнь и государственная деятельность привлекали внимание исследователей преимущественно во второй половине XIX и начале XX вв. Историография проблемы насчитывает широкий круг дореволюционных исследований и некоторое количество работ в послереволюционный период. После 90-х гг. XX в. интерес к рассматриваемой проблеме вновь возрос.

Привлеченные к исследованию работы дореволюционных авторов давно стали библиографической редкостью. Однако фактический материал о М. М. Сперанском, содержащийся в них и проанализированный диссертантом, представляет большой научный интерес.

Первые исследования творчества и государственной деятельности М. М. Сперанского появились уже в середине XIX в. Это известные труды Ф. М. Дмитриева, М. Н. Лонгинова, В. Новаковского, А. В. Романовича-Словатинского 1 , содержащие относительно полные биографические очерки о

Дмитриев Ф. М. О заслугах графа Сперанского русскому законоведению. М, 1852; его же: Сперанский. М., 1862; Лонгинов М. Н. Граф Сперанский (1772 - 1839). М., 1859; Новаковский В. Михаил Михайлович

Сперанском. Особого внимания заслуживает книга, созданная бароном М. А. Корфом на основе множества собранных им материалов. Она является первой всеобъемлющей биографией великого государственного деятеля и содержит множество интереснейших фактов.

О Сперанском позднее писали А. Н. Фатеев, И. И. Мещерский,

A. В. Никитенко, С. М. Середонин, Д. Н. Сеславин, С. Н. Южаков 3 и др. Эти авторы
помогают вникнуть в историческую обстановку конца XVIII - начала XIX вв., дают
представление об основных чертах характера Сперанского, освещают некоторые
стороны его политико-правового мировоззрения.

В небольшом по содержанию произведении С. Ф. Березкина 4 справедливо отмечена высокая ценность работы Сперанского по кодификации российского права.

B. И. Вагин 5 впервые приводит сведения о «сибирском» периоде его деятельности.

Важное научное значение представляют собой исследования М. В. Довнар-Запольского и В. А. Калягина 6 , в которых авторы анализируют политические идеалы и взгляды Сперанского.

Из дореволюционных исследований следует также отметить труды В. Н. Латкина 7 о систематизации законодательства Российской империи. Он характеризует деятельность всех кодификационных комиссий, которые создавались и действовали в России в XVIII - первой половине XIX в. Материалы, собранные В. Н. Латкиным, позволяют понять причины прежних неудач кодификационной деятельности, а также сложность и значимость работ комиссии, фактически

Сперанский. 2-е изд. СПб., 1868; Романович-Славатинский А. В. Государственная деятельность графа М. М. Сперанского. Киев, 1873.

2 Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1-2.

3 Фатеев А. Н. М. М. Сперанский (1809 - 1909). Биографический очерк. Харьков, 1910; его же:
М.М.Сперанский. Влияние среды на составителя Свода законов в первый период его жизни. М., 1915;
Мещерский И. И. Граф М. М. Сперанский: Краткий очерк его жизни и государственной деятельности. СПб.,
1911; Никитенко А. В. Воспоминания о М. М. Сперанском. СПб., 1872; Середонин С. М. Граф
М. М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. СПб., 1909; Сеславин Д. Н. М. М. Сперанский. Киев;
Харьков, 1899; Южаков С. Н. М. М. Сперанский: Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1892.

4 Бережин С. Ф. Сперанский как кодификатор. Одесса, 1889.

5 Вагин В. И. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 г. СПб.,
1872. Т. 1-2.

6 Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905; Калягин В. А. Политические
взгляды М. М. Сперанского. М., 1905.

7 Латкин В. Н. Законодательные комиссии в России в XVIII ст. Историко-юридическое исследование. СПб.,
1887; его же: Лекции по внешней истории русского права. СПб., 1890.

7 возглавляемой М. М. Сперанским. Об истории кодификации российского

Л гражданского права писал С. В. Пахман.

В советское время интерес к творчеству М. М. Сперанского по известным причинам несколько ослабел. В первые годы советской власти внимание исследователей привлекали лишь взаимоотношения Сперанского и декабристов. Тему участия Сперанского в суде над декабристами подробно осветили, в частности, Н. В. Голицин и П. Е. Щеголев 9 .

Исследованию «сибирского» периода деятельности Сперанского была посвящена опубликованная в Праге в 1942 г. книга А. Н. Фатеева 10 , дающая, по нашему мнению, наиболее яркое представление о преобразованиях, проведенных Сперанским в Сибири. Один из важнейших «сибирских» законопроектов Сперанского, а именно разработанный им устав, определяющий правовое положение «инородцев» и устанавливающий основы «инородческого» управления, детально проанализирован Л. И. Светличной 11 .

Хотелось бы особо отметить важную архивную деятельность М. Я. Стецкевич,

составившую каталог фонда М. М. Сперанского в Публичной библиотеке имени

* М. Е. Салтыкова-Щедрина, и С. Н. Валка, опубликовавшего в 1961 г. различные

проекты и записки великого реформатора, создавших солидный фонд источников по

истории государственно-правовой деятельности М. М. Сперанского.

В свете современных социально-экономических и политических преобразований последнего десятилетия в России, интерес к творчеству и деятельности М. М. Сперанского заметно возрос.

Основы его учения о праве и государстве, а также проекты предложенных Сперанским государственных реформ отражены в монографических исследованиях С. А. Чибиряева, В. А. Томсинова, В. А. Федорова, Л. Л. Ермолинского, а также в

Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т. 1-2.

Голицин Н. В. Сперанский в Верховном уголовном суде над декабристами // Русский исторический журнал. Птг., 1917. Кн. 1-2; Щеголев П. Е. Император Николай I и М. М. Сперанский в Верховном уголовном суде над декабристами// Щеголев П. Е. Декабристы. М.; Л., 1926.

10 Фатеев А. Н. Сперанский - генерал-губернатор Сибири. Т. 1-2. Прага, 1942.

" Светличная Л. И. Устав об управлении инородцев М. М. Сперанского (1822 г.). Тюмень, 1957.

8 пятитомном курсе истории политических и правовых учений под ред. В. С. Нерсесянца 12 .

Анализ сходства и принципиального различия во взглядах М. М. Сперанского и Н. М. Карамзина на роль «коренных законов» проводится В. Г. Графским в IV томе вышеуказанного курса истории политических и правовых учении.

Истории становления теоретических основ государственного управления в России в связи с деятельностью М. М. Сперанского была посвящена статья И. Л. Бачило, опубликованая в 1992 г. 14

Кроме того, отдельные проекты М. М. Сперанского в свете концепции разделения властей были проанализированы в монографии И. Г. Шаблинского.

Преобразовательные проекты М. М. Сперанского были отчасти проанализированы в коллективной монографии «Развитие русского права в первой половине XIX в.» под ред. Е. А. Скрипилева, опубликованной в 1994 г., совместной статье Л. Е. Лаптевой, В. С. Нерсесянца, Н. Б. Пахоленко и Е. А. Скрипилева (1996 г.), а также работах по истории государственного управления и судебного права Н. Н. Ефремовой 16 .

О роли Сперанского в истории политической мысли и развитии юридического образования свидетельствует работа Л. С. Мамута, в которой Сперанский упоминается как учитель крупного отечественного правоведа К. А. Неволина 17 .

Интерес к М. М. Сперанскому проявился и среди специалистов в сфере

отечественной истории. Так, в монографиях В. И. Морозова в историческом аспекте

12 Чибиряев С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность и политические взгляды
М.М.Сперанского. М., 1989; 1993; Томсинов В. А. Светило русской бюрократии. Исторический портрет
М.М.Сперанского. М., 1991, 1997; Ермолинский Л. Л. Михаил Сперанский. Иркутск, 1997; Федоров В. А.
М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997; История политических и правовых учений XIX в. М., 1993.

13 См.: История политических и правовых учений XIX в. М., 1993. С. 219-220, 230-232.

14 Бачило И. Л. Михаил Сперанский и наука управления в России // Рус. арх. М., 1992. Вып. 2. С. 81-99.

15 Шаблинский И. Г. Пределы власти: борьба за российскую конституционную реформу. М., 1997.

Лаптева Л. Е., Нерсесянц В. С, Пахоленко Н. Б., Скрипилев Е. А. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную думу России // Госуд. и право. 1996. № 7. С. 145-156; Ефремова Н. Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917. (Историко-правовое исследование). М., 1983; ее же: Судоустройство России в XVIII - I половине XIX вв. (Историко-правовое исследование). М., 1993.

17 Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. М., 1998; об «Энциклопедии законоведения»
К. А. Неволина см.: Луковская Д. И., Гречишкин С. С, Ячменев Ю. В. Константин Алексеевич Неволин (1806-
1855) // Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997; История политических и правовых учений.
Древний мир. М., 1985. С. 48-49.

18 Морозов В. И. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского. СПб., 1999; его же: Политические
взгляды и конституционные проекты М. М. Сперанского. СПб., 2000.

охарактеризованы жизнь и государственная деятельность М. М. Сперанского, рассмотрены отдельные проекты его государственных реформ и проанализированы политические воззрения ученого.

Большую ценность для исследователей представляют собой коллективный труд Д. И. Луковской, С. С. Гречишкина и В. И. Морозова 19 , книга Ю. Пивоварова, а также публикации Е. В. Тимошиной, в которых она комментирует одну из

важнейших теоретических работ Сперанского («Основания российского права») .

Исследование вопросов систематизации и кодификации законодательства в

России было активно продолжено и продолжается в настоящее время С. В. Коданом, в работах которого, в частности, уделяется внимание кодификации гражданского законодательства.

Большой интерес вызывал и вызывает период царствования Александра І у иностранных авторов. Среди них следует, в первую очередь, выделить таких исследователей как A. Palmer и М. Raeff 23 . В книгах последнего рассматриваются проекты государственных преобразований Сперанского, в частности, сибирская реформа 1822 г., а таюке история политических реформ в России на протяжении XVIII - XIX вв. Косвенно проблемы государственно-правовых взглядов М. М. Сперанского затрагиваются и в других зарубежных публикациях 24 .

19 Луковская Д. И., Гречишкин С. С, Морозов В. И. Михаил Михайлович Сперанский (материалы к научной
биографии) // URL: (2001. 14 мая).

20 Пивоваров Ю. «Гений блага» // Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли
XIX - первой трети XX столетия. М., 1997. С. 39.

21 Тимошина Е. В. Рукописное наследие М. М. Сперанского как источник исследования его правового
мировоззрения // Правоведение. 2001. № 3. С. 220-224; Сперанский М. М. Основания российского права //
Правоведение. 2001. № 3. С. 224-238, № 4. С. 231-243.

22 Кодан С. В. М. М. Сперанский и систематизация законодательства // Сов. государство и право. 1989. №6.
С. 103-110; его же: Систематизация законодательства в юридической политике Российского государства
30-40-х гг. XIX в. // История отечественного государства и права: методология изучения и методика
преподавания. Екатеринбург, 2001; Кодан С. В., Тараборин Р. С. Поиски путей систематизации гражданского
законодательства России в первой четверти XIX в. Екатеринбург, 2001; их же: Несостоявшаяся кодификация
гражданского законодательства России. 1800-1825 гг. Екатеринбург, 2002.

23 Palmer A. Alexander I: tsar of war and peace. N.Y., 1974; RaeffM. Siberia and the Reforms of 1822. Seattle, 1956;
его же: Michael Speransky; Statesman of Imperial Russia. 1772 - 1839. The Hague, 1969; его же: Plans for political
reform in Imperial Russia, 1730 - 1905. New York, 1969; его же: Imperial Russia 1682 - 1825. The coming of age of
modern Russia. New York, 1971.

24 Faggionato R. Michail Speranskij e Aleksandr Golicyn: il Riformismo rosacrociano nelia Russia di Alessandro I II
Riv. stor. ital. Napoli, 1999. A. Ill, fasc. 2. P. 423-475; GoogingJ. The liberalism of Michail Speransky II Slavonic a.
East Europ. Rev. L., 1986. Vol. 64, № 3. P. 400-425; его же: Speransky and Baten"kov II Slavonic a. East Europ. Rev.
L., 1988. Vol. 66, № 3, p. 401-431; Hartley J. M. Is Russia part of Europe? Russian perceptions of Europe in the reign
of Alexander III Cahiers du monde russe et sov. P. 1992. Vol. 33, № 4. P. 369-385; Vicek R. M. M. Speranskij a ruske
statni instituce v 18, a na pocatku 19 stoleti II Slovanske historicke srudie. Pr., 1998. № 24. S. 219-248.

Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод о том, что работ по отдельным аспектам тематики настоящего диссертационного исследования немало. В них с разных сторон с разной степенью детализации рассматривается многообразное творчество М. М. Сперанского как ученого и как государственного деятеля. Диссертант полагает, что выбранная проблематика, тем не менее, нуждается в дальнейшей разработке на основе комплексного многостороннего анализа учения Сперанского о праве и государстве в его взаимосвязи с практической реформаторской деятельностью.

Источниковая база исследования включает, прежде всего, многочисленные работы М. М. Сперанского по различным вопросам права и государства, от самых ранних до написанных в последние годы жизни, включая переписку Сперанского с государственными деятелями и иными лицами 25 .

В 2002 г. часть этих документов представлена в сборнике, составленном И. Д. Осиповым 26 , что сделало их доступными для более широкого круга исследователей и читателей.

В источниковую базу исследования вошли содержащиеся в Полном собрании законов Российской империи правовые акты, полностью или частично воплотившие в себе предложения М. М. Сперанского, а также многочисленные архивные материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (фонды 109, 728, 1165, далее - «ГАРФ»), Российского государственного исторического архива (фонды 468, 1162, 1251, 1343, 1349, далее - «РГИА») и Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (фонды 637, 731, далее - «РНБ»).

Вышеуказанные фонды РГИА содержат документы, относящиеся к государственной службе М. М. Сперанского.

Незаменимую помощь в подготовке диссертации оказали документы, содержащиеся в богатейшем личном фонде М. М. Сперанского - фонд 731 РНБ.

Вот некоторые из наиболее важных произведений Сперанского, использованных в диссертации - «О коренных законах государства» (1802), «О силе общего мнения» (1802), «Еще нечто о свободе и рабстве» (1802) «Отрывок о комиссии уложения» (1802), «О постепенности усовершенствования общества» (1802), «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803), «Введение к Уложению государственных законов» (1809), «О силе правительства» (1811), «Основания российского права» (после 1822), «О системе законов вообще» (б.д.) (предположительно 1826), «Всеподданнейший доклад о Своде законов Российской империи» (1828), «Объяснительная записка содержания и расположения- Свода законов гражданских» (1828), «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян» (1836).

26 Сперанский М. М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002.

Отдельные архивные материалы введены диссертантом в научный оборот

^ впервые. Это, например, дело о высылке из Петербурга тайного советника

Сперанского (ГАРФ. Ф. 109, оп. 229, дело № 3), записка М. М. Сперанского о

пребывании в Перми с 23.09.1812 г. по 16.09.1814 г. (ГАРФ. Ф. 728, оп. 229, кн. 2,

дело № 894), копия письма Ростопчина Александру I (ГАРФ. Ф. 1165, оп. 1, дело №

1), письма разных лиц к М. А. Корфу по поводу издания им «Жизнеописания Графа

М. М. Сперанского», а также другие материалы для жизнеописания

М.М.Сперанского, собранные М. А. Корфом (ГАРФ. Ф. 728, оп. 1, кн. 4, дела

№№ 1678, 1678а), письма и записки М. М. Сперанского к барону М. А. Корфу. 1825-

1839 гг. (ГАРФ. Ф. 728, оп. 1, кн. 3, дело № 1415).

Методология исследования. Исследование было проведено с помощью традиционных для истории политических и правовых учений методов познания, включающих системный анализ, сравнительно-правовой и хронологический методы.

Научная новизна исследования связана с тем, что впервые была осуществлена попытка комплексного исследования учения М. М. Сперанского о праве и государстве и его воплощения в разносторонней практической деятельности правоведа и государственного служащего в различные периоды его творчества в эпоху царствований трех императоров: Павла I, Александра I и Николая I.

При этом работа не является политической биографией ученого, а построена на многостороннем анализе генезиса, теоретического оформления и воплощения его политико-правовых взглядов в проектах реформ и практике государственного управления.

Кроме того, новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот были введены неизвестные ранее архивные источники. Это вышеуказанные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, относящиеся к изданной М. А. Корфом биографии правоведа, в том числе письма и записки Сперанского и других лиц, а также документы особой канцелярии Министерства внутренних дел.

Положения, выносимые на защиту:
(ф! 1. Исходная политико-практическая установка Сперанского - необходимость

реформирования архаичного государственного строя России и его модернизация посредством адаптации в российских условиях принципа разделения властей и

12
привлечения к участию в управлении страной различных слоев населения в форме
^ представительства, основанного на имущественном цензе.

    Взгляды Сперанского на принцип законности и идею верховенства закона в государственном управлении ориентированы на модель «органического» закона, основывающегося на народной воле и подлежащего равному исполнению всеми. Лучшая гарантия такого закона (его создания и соблюдения), согласно Сперанскому -«народное мнение», которое должно реализовываться, в частности, путем направления Государственной Думе «представлений о местных нуждах».

    Условием существования прав подданных Сперанский считает реализацию принципов верховенства закона и разделения властей.

Закон призван охранять политические и гражданские права подданных и регулировать их взаимоотношения с державной властью. Сперанский признает разделение общества на сословия, связывая его со степенью обладания соответствующими группами населения политическими и гражданскими правами. Наделение разных классов населения неодинаковыми правами Сперанский

обосновывает, во-первых, различным воспитанием и образованием, и, во-вторых,

fa*

^ наличием разной собственности; человек, имеющий большую собственность, по

мнению правоведа, способен заботиться о «доброте закона» больше других.

4. Разделение властей понимается Сперанским как разграничение сфер
государственной власти, действующей в трех «порядках» - законодательном,
исполнительном и «судном». Сперанский полагает, что система учреждений,
построенная в соответствии с вышеуказанным принципом, обеспечит соблюдение
законности.

5. Благодаря Сперанскому впервые в российской истории была проведена (в
Сибири) реформа с надлежащим учетом множества факторов: административно-
территориального устройства, состояния общероссийских законов, экономических
потребностей и возможностей в налаживании промышленного производства и
сельского хозяйства, социальных и культурных традиций коренного населения,
проблем обеспечения безопасности сибирских границ империи и др.

\Щ! 6. Сперанского следует оценивать не только как выдающегося деятеля

российской законодательной политики и организатора государственного

13 администрирования, но также как государствоведа и подвижника в области юридического просвещения и образования.

Научно-практическое значение исследования.

Исследование содержит сведения и выводы о взглядах Сперанского на важнейшие вопросы права и государства, которые могут быть использованы при подготовке лекций и проведении семинарских занятий по теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному и административному праву.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных статьях, а также в научных сообщениях на конференциях:

1) Уральские историко-юридические чтения (Всероссийская научная
конференция). Сессия первая. Тема сессии «Общество, государство, право: история и
современность» (г. Екатеринбург, 4-6 декабря 2001 г.). Сообщение на тему «Идеи
М. М. Сперанского о законах»;

    Уральские историко-правовые чтения. Сессия вторая. Тема сессии «Роль личности в развитии государства и права: история и современность. 230-летию со дня рождения М. М. Сперанского» (г. Екатеринбург, 14-16 мая 2002 г.). Доклад на тему «Роль М. М. Сперанского в организации и деятельности Комиссии составления законов»;

    Научно-практическая конференция «История становления и современное состояние единой системы исполнительной власти в России» (г. Москва, 16 сентября 2002 г.). Выступление по теме «М. М. Сперанский и реформа системы центральных органов исполнительной власти России в начале XIX в.»;

4) Международная конференция «Проблемы истории государственного
управления (к 200-летию министерской системы управления в России)» (г. Санкт-
Петербург, 24-25 октября 2002 г.). Сообщение на тему «Роль М. М. Сперанского в
создании, министерской системы управления в Российской империи».

Отдельные результаты исследования были апробированы в спецкурсе «Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского», прочитанном в магистратуре права Государственного Университета Гуманитарных Наук.

Диссертация подготовлена и обсуждена в секторе истории государства, права, политических и правовых учений Института государства и права Российской академии наук.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы и источников.

Идейные основы политико-правовой доктрины М. М. Сперанского

Годы обучения, первый теоретический опыт и начало государственной деятельности Михаила Михайловича Сперанского пришлись на конец царствования Екатерины II и время правления Павла I. Тогда оформилось его мировоззрение, он стал широко образованным ученым, обладавшим богатыми энциклопедическими познаниями, а также опытным государственным служащим, заметно выделявшимся из среды остальных чиновников.

М. М. Сперанский родился и вырос в семье сельского священника, обучался вместе с рядовыми студентами и вошел в бюрократическую среду, полагаясь только на свои собственные способности. Он имел достаточную возможность изучить российскую действительность, материальное обеспечение и духовное состояние разных слоев населения империи. Наблюдение за жизнью народа дало Сперанскому важное преимущество перед государственными людьми того времени (помимо личных достоинств). По мнению многих исследователей, знание общественной жизни снизу доверху сделало Сперанского убежденным сторонником «истинной» монархии и такого порядка управления, который обеспечил бы свободу личности гражданина. В отличие от своих современников, Сперанский был глубоко уверен в том, что русское общество способно вести зрелую политическую жизнь. Но та же российская действительность показала ему, что прежде общество должно получить безопасность и политические права, чтобы думать над государственным устройством. В другом случае, все законы будут лишь паллиативом. Осознание этого сделало Сперанского проводником законности и права в устройстве российского государства.

Необходимо заметить, что в конце XVIII в. идеи «истинного» управления и л) законности занимали прогрессивную часть русского общества и представителей государственной власти. Только не все одинаково понимали суть вещей. Павел І в своей государственной деятельности проводил в жизнь законность, которая отлилась в его понимании в форму безропотного подчинения полицейским порядкам. Во время правления Александра I понятие свободы приняло уже отчасти либеральный характер, но к концу жизни он сделался сторонником иного порядка государственного управления, который не допускал общественной самодеятельности и институтов самоуправления. Большинство же людей не столько теоретически, сколько интуитивно понимали значение законности.

Вообще, на формирование политико-правового мировоззрения Сперанского во многом повлиял «раскол России на две субкультуры»28, произошедший после царствования Петра I. Некоторые исследователи отмечают в связи с этим противоречивый характер мировоззрения Сперанского, говоря, с одной стороны, о политическом либерализме мыслителя, а с другой - о правовом консерватизме.

В обществе начала XIX в. также активно обсуждались планы модернизации государственного управления (проекты Н. Н. Новосильцева, А. П. Куницына, Н. С. Мордвинова, декабристов). Однако в отличие от многих своих современников Сперанский смог наиболее последовательно сформулировать политико-правовые идеи, что нашло отражение в его конституционных проектах и в их частичной реализации. Можно спорить, насколько приложимы были его идеалы к социально-экономическим и политическим условиям России первой половины XIX в., насколько вообще были верны его оценки и ориентиры, но стройности и последовательности, а главное, осознанности политических убеждений Сперанского отрицать нельзя.

Знание настоящего и понимание прошлого вселило в Сперанского веру в жизнеспособность русского общества, которая не покидала его в течение всей жизни. После ссылки он с воодушевлением занялся систематизацией законодательства и составлением полного собрания законов, тем самым практически воплощая идею законности, которую он проповедовал на заре своей государственной деятельности.

Временное отстранение от службы не изменило основных политических воззрений Сперанского, чем он выгодно отличается от других своих либеральных современников, в частности, таких как Строганов, Новосильцев и Кочубей, принимавших участие в разработке и реализации планов административных реформ30.

Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности

Развивая область своего учения, касающуюся роли законов в осуществлении государственной власти и соотношения государства и закона, Сперанский выделял три вида государств, в зависимости от формы правления: республики, феодальные государства и деспотические. «Первая, под разными наименованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. Третья ни меры, ни границ не допускала. Примеры первой системы мы видели в республиках греческих и особенно в римской. Вторая система основалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья утвердила свое владычество на Востоке» .

Современный ему политический строй России Сперанский определял как самодержавие, которое не было ограничено законом. Поэтому, главная идея Сперанского, высказанная еще в 1802 - 1803 гг. заключалась в том, чтобы власть монарха действовала в соответствии с твердым законом. Это не столько ограничивало бы верховную власть, по мнению Сперанского, сколько, наоборот, придавало бы ей еще большую силу и авторитет. Следуя своему положительному методу, он рассмотрел исторически тенденцию к ограничению самодержавной власти в России, подвергнул анализу современную ему действительность. Позднее, в «пермском письме» к Александру в 1813 г. Сперанский писал о своем плане государственного преобразования: «Весь разум сего плана состоял в том, чтоб, посредством законов и установлений, утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сея власти более правильности, достоинства и истинной силы»

Сперанский, конечно, был не единственным, кто выдвигал идею верховенствазакона. За приоритет закона и соблюдение законности выступали люди разных политико-правовых взглядов, в частности, декабристы, Пушкин (в оде «Вольность»),

А. П. Куницын, Н. С. Мордвинов, Н. М. Карамзин (в «Записке о древней и новой России»), а также сам Александр I. Однако у каждого мыслителя было свое понимание того, кто должен издавать законы и какого рода должны быть эти законы.

М. М. Сперанский с особенным вниманием относился к вопросу о содержании, назначении и разделении законов.

Общее назначение всех законов, по мысли Сперанского, состоит в обеспечении пользы и безопасности всех людей. Законы государственные определяют отношения государства с частными лицами, законы гражданские регулируют взаимоотношения между частными лицами.

Государственные законы, по справедливому мнению Сперанского, бывают «преходящие» (регламентирующие вопросы государственной экономии, войны и мира и пр.), которые требуют внесения изменений по мере изменения обстоятельств государственной жизни, и неизменяемые, «коренные». Коренные законы должны определять положение монарха и его политические права, образ взаимодействия ветвей государственной власти.

Впервые о возможности проведения в самодержавном государстве принципа коренных законов Сперанский писал в Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России 1803 г. По его мнению, «государь благонамеренный» не найдет в ограничении своей власти препятствий для проявления своей деятельности. Напротив, самодержец, который пожелал бы употребить во зло свою неограниченную власть, встретил бы в народе твердую преграду своему насилию, особенно когда народное мнение и привычки укрепятся на протяжении «доброго царствования». Народное мнение, справедливо утверждал Сперанский, всегда было прочнейшим оплотом политической свободы и может быть лучшей гарантией закона.

Анализ исторического опыта систематизации российского законодательства (до 1826 г.)

Первые попытки подготовки Свода законов относятся к 1700 г. Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. из высших чинов и нескольких дьяков приказов была составлена комиссия, которой было поручено соотнести Соборное Уложение 1649 г. с постановлениями, принятыми после него, то есть с «новоуказными статьями», «именными указами» и с «боярскими приговорами», вынесенными по частным делам, с целью их ревизии и обобщения.

Однако интенсивное законотворчество первого императора и его преемников не способствовало систематизации законодательства.

В XVIII - начале XIX вв. над кодификацией российского законодательства безуспешно работал ряд комиссий. Одни из них пополняли Уложение 1649 г. новыми указами, другие сравнивали Уложение со шведским кодексом, заменяя неподходящие пункты последнего статьями первого или новыми постановлениями. Несмотря на неуспех, в деятельности всех комиссий прослеживается преемственность и традиционность работы.

К кодификаторам из чиновников присоединяли назначенных или выборных экспертов, «добрых и знающих людей», иногда только из офицеров и дворян, но чаще из других сословий, дворянства и купечества. Исследуя подобный состав кодификационных комиссий можно провести аналогию с участием земских соборов в законодательной деятельности в России XVI-XVII вв., а именно при составлении Судебника 1550 г. и Соборного Уложения 1649 г.200

Уложение 1649 г. с точки зрения содержания и юридической техники было

значительным шагом вперед в развитии российского законодательства. Оно превосходило судебники XV - XVI вв. по объему регулируемых правоотношений и благодаря систематическому расположению в нем норм права по сферам правового регулирования. Уложение отразило в себе не утратившие значения черты национального русского права и включило новые правовые нормы, соответствовавшие своему времени. Обстоятельства скорейшего составления Уложения (оно было начато 16 июля и закончено 3 октября 1649 г.) не позволили детально восполнить в его 25 главах все пробелы законодательства. Кроме того, социально-экономическое и политическое развитие страны во второй половине XVII в. требовало обновления правового регулирования, и поэтому было принято решение дополнять или изменять Уложение по мере необходимости новыми законодательными актами. Так появились «новоуказные статьи», «именные указы» и «боярские приговоры». Изначально предполагалось, что они должны только уточнять и дополнять Уложение, но на самом деле многие из них не только не соответствовали, но и противоречили ему, порождая новые коллизии. Между тем, число таких актов возрастало, и в течение полувека возник обширный разрозненный законодательный материал. Например, число «новоуказных статей» к началу царствования Петра I (1696 г.) превысило полторы тысячи. При применении законодательства возникали большие трудности. Действуя наравне с Уложением 1649 г. новые нормативно-правовые акты служили ему дополнением и толкованием, но чаще всего затрудняли применение Уложения своим разнообразием, усиливая противоречивость законодательства.

При подобном положении дел планируемый свод законов рассматривался в качестве единственного способа положить конец затруднениям в правоприменительной практике. Петр I со свойственной ему решительностью обратился к упорядочению российского законодательства, но решение этого вопроса обратилось в многолетний и тяжелый труд многочисленных комиссий, которые почти безрезультатно работали на протяжении 126 лет, до 1826 г.

Комиссии учреждались одна за другой в следующем порядке: Первая комиссия, 1700 г., называлась Палатой об уложении. В ней присутствовали придворные чины: бояре, думные дворяне, стольники и специально назначенные дьяки. Комиссия должна была составить свод, обобщив вновь появившееся законодательство с Уложением 1649 г., т.е. так называемую «новоуложенную книгу». К 1703 году был подготовлен неоконченный проект свода на основе трех глав Уложения, который однако не был утвержден императором и остался в архиве.

Вторая комиссия, 1714 г. Не видя успеха в составлении свода, Петр признал целесообразным отменить все «новоуказные статьи», противоречащие Уложению 1649 г. Для этого указом от 20 мая 1714 г. Сенату было поручено присоединить к Уложению те из них, которые его дополняли, не создавая противоречий. Таким образом, с 1714 по 1718 гг. в Канцелярии Земских Дел и в Поместном Приказе было составлено десять глав так называемого сводного уложения. Но они также не были окончены и поэтому остались без дальнейшего рассмотрения и утверждения верховной властью.

Третья комиссия, 1720 г. Поскольку дело сводного уложения продвигалось медленно и безуспешно, в 1720 г. решили изменить подходы и составить новое уложение путем дополнения Уложения 1649 г. с нормами шведского, а потом и датского кодексов. Этот способ породил большие трудности, связанные с недостатком людей, владеющих шведским и датским языками, а, прежде всего, с коренным различием двух систем законодательства. Кроме того, отечественное бессистемно обновляемое и поэтому противоречивое законодательство еще само не было надлежащим образом систематизировано и, следовательно, не представляло возможности определить, что необходимо сохранить, а что исключить из нового уложения. По указанным причинам третья по счету комиссия, многократно изменяясь в своем составе, после незначительных достижений, прекратила свое существование одновременно со смертью императрицы Екатерины I.

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989.С. 87. . В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 46. , жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" См.: Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005.С. 74. . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления" См.: Там же. . Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства" См.: Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. // Цит. по Тимошина Е.В. Указ. соч.С. 226. .

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 67. . Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию См.: Там же. . Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская См.: Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. М.: Ось-89, 2001.С. 53. . Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием" См.: Там же. .

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. // URL: http: //stepanov01. narod.ru/library/speransky/chapt03-2. htm (дата обращения 02. 02.2009). . В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического" См.: Семигин Г.Ю. Указ. соч.С. 78. . Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права См.: Чибиряев Указ. соч.С. 91. .

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.

Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, - отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета .

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому .

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом , что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

(Дополнительный