Срочный трудовой договор беременна. Трудовой договор с беременной женщиной

, заместителя руководителя практики кадрового администрирования и трудового права компании «Adolex», члена НП «Эксперты Рынка Труда»

Ранее, если беременная сотрудница работала по срочному трудовому договору и его срок истекал в период беременности, работодатель был обязан продлить с ней трудовой договор до окончания беременности (ст. 261 ТК РФ). Для этого необходимо было предоставить заявление и справку о беременности.

Если трудовой договор продлевался, то беременная сотрудница не чаще чем один раз в три месяца по требованию работодателя должна была предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Родившая сотрудница, продолжающая работать по срочному трудовому договору (продленному до окончания срока беременности), могла быть без проблем уволена работодателем в течение недели со дня окончания беременности. Если в течение вышеуказанного срока трудовой договор не расторгается, то он из срочного трансформируется в договор на неопределенный срок. Соответственно, в последующем прекращение такого договора допускается только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок.

На практике беременные сотрудницы предпочитали не уведомлять работодателей о дне родов, чтобы не давать оснований работодателю в законном порядке прекратить действие срочного трудового договора. Узнать работодателю о дате окончания беременности сотрудницы самостоятельно было довольно затруднительно. Некоторые крупные компании даже шли на своего рода ухищрения и объявляли о выплате материальной помощи сотрудницам, оформленным на срочных договорах, которую они могли получить после рождения ребенка. Эта схема хорошо работала в российских регионах, так как суммы такой помощи были довольно внушительными, и сотрудницы в положении стремились сами поскорее сообщить работодателю о дате родов, чтобы иметь возможность получить материальную помощь. Таким образом, работодатель мотивировал беременных работниц уведомлять его о сроках окончания беременности, чтобы иметь возможность соблюсти процедуру прекращения срочного трудового договора с такими сотрудницами.

Определение Московского городского суда от 10 ноября 2010 г. № 33-34497, положения статьи 261 Трудового кодекса НЕ содержат указания на то, что неуведомление женщиной работодателя о своей беременности является злоупотреблением с ее стороны и влечет возможность ее увольнения по инициативе работодателя.

На данный вопрос еще в январе 2014 года обратил внимание Верховный суд РФ, который в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отметил, что «срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.). После рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности». Данное Постановление являлось руководством к действию в судах при рассмотрении трудовых споров.

Это же Постановление указывало на то, что при обращении в суд уволенной по инициативе работодателя беременной сотрудницы с иском о восстановлении ее на работе, такой иск подлежит удовлетворению, и тот факт, что работодатель по любым причинам (беременная сотрудница скрыла факт беременности или же на момент увольнения не знала о факте беременности) не знал о беременности сотрудницы, а также то, что к моменту рассмотрения в суде иска беременность не сохранилась, не являются основаниями для отказа в восстановлении на работе. Более того, сотруднице, восстановленной на работе по решению суда, работодателю необходимо оплатить время вынужденного прогула в размере ее средней заработной платы за все время вынужденного прогула до момента восстановления на работе (периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком из расчета не исключаются).

29 июня 2015 года был подписан Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ, который вносит поправки в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса РФ. Закон гласит: если беременная сотрудница работает по срочному трудовому договору и его срок истекает в период беременности, то работодатель обязан продлить с ней трудовой договор до окончания отпуска по беременности и родам (ст. 261 ТК РФ). Для этого ей необходимо предоставить заявление и справку о беременности.

Но в то же время допускается увольнение беременной женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности (то есть не дожидаясь окончания отпуска по беременности и родам), если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее на другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель НЕ обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Тот факт, что в день увольнения сотрудница будет еще находиться на больничном по беременности и родам, не является препятствием для прекращения трудового договора в связи с истечением срока его действия, так как данное увольнение не является увольнением по инициативе работодателя (ст.81 ТК РФ). Правомерность такой позиции подтверждают суды (апелляционное определение Воронежского областного суда от 5 сентября 2013 г. №33-4244, определение Московского городского суда от 24 мая 2011 г. №33-15449).

Также допустимо прекращение срочного трудового договора с беременной сотрудницей в случае ликвидации компании или же прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом у компании должно быть решение о ликвидации юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). В этом случае работодатель не обязан оказывать помощь беременной сотруднице в подборе подходящей работы, дальнейшее трудоустройство может осуществляться органами государственной службы занятости населения по желанию сотрудницы.

Если закрывается филиал головной организации или любое другое обособленное подразделение, увольнение беременных сотрудниц производится по тем же основаниям, что и при ликвидации компании. Такое положение закреплено в статье 81 Трудового кодекса. Иными словами, при закрытии филиала у работодателя есть все законодательные основания уволить беременную сотрудницу.

Если же компания реорганизуется (происходит слияние, разделение, преобразование и пр.), то оснований уволить беременную сотрудницу у работодателя нет, и он руководствуется положениями ТК РФ в части порядка прекращения действия срочного трудового договора с беременной сотрудницей.

Также возникает вопрос, допустимо ли увольнение беременной женщины, например, за прогул? Можно однозначно сказать, что нет, за дисциплинарные нарушения уволить беременную сотрудницу нельзя, как бы этого ни хотелось некоторым работодателям.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ заключается в том, что беременным женщинам предоставляются повышенные гарантии и льготы по сравнению с другими категориями работников, направленные, прежде всего, на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции.

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


20 Марта 2017, 10:39, вопрос №1577313 Валерия , г. Санкт-Петербург

900 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (12)

    Мишин Антон

    Юрист, г. Великий Новгород

    • 1025 ответов

      Согласно сведениям ФСС:

      Единовременное пособие при рождении ребенка

      16 350, 33 р. (15 512,65 р. x 1,054)

      Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

      Уход за первым ребенком – 3065,69 р. (2908,62 р. x 1,054)

      Уход за вторым ребенком –
      6131, 37 р. (5 817,24 р. x 1,054)

      В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»:

      Статья 18. Меры социальной поддержки
      Семьям, имеющим детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

      1. Ежемесячные пособия:
      1) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания назначается в следующих размерах:
      2 242 рубля 81 копейка - при рождении первого ребенка;
      2 893 рубля 95 копеек - при рождении второго и последующих детей;

      2) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов назначается в размере 651 рубля 61 копейки, на ребенка из неполной семьи, семьи военнослужащего - 940 рублей 46 копеек;

      3) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет назначается в размере 604 рублей 58 копеек; на ребенка из неполной семьи, семьи военнослужащего - 873 рублей 28 копеек;

      Согласно:

      УТВЕРЖДЕН
      распоряжением Комитета
      по социальной политике
      Санкт-Петербурга
      от 31 июля 2015 года N 209-р
      Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлениюгосударственной услуги по
      выполнениюотдельных функций по предоставлениюмеры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на
      ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет

      2.6.1. Документы, подлежащие предоставлению заявителем:
      заявление о назначении ежемесячного пособия по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному
      регламенту;
      документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации
      или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
      документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия
      указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту
      жительства в Санкт-Петербурге граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение
      суда об установлении места жительства или места пребывания);
      документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное
      удостоверение личности, выданное на период его замены), и документ, подтверждающий полномочия представителя;
      _______________
      Вкачестве документа, подтверждающего полномочия представителя, предъявляются:
      документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя
      прав действовать от лица заявителя, и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение
      государственной услуги;
      документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении,
      решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства).
      документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Виды доходов,
      учитываемые при исчислении совокупного дохода семьи, представлены в приложении N 6 к настоящему Административному
      регламенту.

      адмрегла адмрегла мент.pdf мент.pdf

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,3 рейтинг

      При этом также действует соответствующий порядок назначения пособий на уровне Вашего субъекта проживания.

      Согласно:

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 22 мая 2013 года N 343

      Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей
      (с изменениями на 24 октября 2016 года)

      1.2. В соответствии с настоящим Порядком гражданам, указанным в статье 17 Социального кодекса, предоставляются следующие меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки семьям, имеющим детей:

      1.2.1. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет).

      1.2.2. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка до 7 лет).

      1.2.3. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет (далее - ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста).
      1.2.4. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка из семьи, где оба законных представителя являются инвалидами).

      1.2.5. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида).

      1.2.6. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида из семьи, где оба законных представителя являются инвалидами).

      1.2.7. Ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка).

      1.2.8. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями).

      1.2.9. Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), но не старше 18 лет (далее - ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей).
      1.2.10. Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания (далее - единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка).

      1.2.11. Ежегодная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет, не являющегося инвалидом, страдающего заболеванием целиакия (далее - ежегодная компенсационная выплата на ребенка, страдающего заболеванием целиакия).

      1.2.12. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца (далее - ежемесячная компенсационная выплата детям из многодетных семей).

      1.2.13. Ежемесячная социальная выплата студенческим семьям.

      1.2.14. Ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию (далее - ежемесячная социальная выплата матерям).

      1.2.15. Пункт исключен с 24 марта 2016 года - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 200, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016. - См. предыдущую редакцию.

      1.2.16. Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2013 года (с 1 января 2016 года - при усыновлении) до достижения ребенком возраста 3 лет (далее - ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей)
      1.2.17. Ежемесячная денежная выплата на оплату части взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемая многодетной семье, имеющей жилое помещение в многоквартирном доме на праве собственности (далее - ежемесячная денежная выплата на оплату части взноса на капитальный ремонт).

      Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.
      Одновременно с заявлением представляются документы, указанные в разделе 3 настоящего Порядка.
      Документы, прилагаемые к заявлению, после копирования возвращаются заявителю, за исключением документов, предусмотренных в пункте 3.6 и абзацах десятом - двенадцатом пункта 3.12 настоящего Порядка.
      Администрация района Санкт-Петербурга принимает заявление при отсутствии документов в случае, если соответствующие сведения имеются в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее - Электронный социальный регистр), Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» и других информационных базах данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
      Сведения в виде выписки из Электронного социального регистра или справки о регистрации по месту жительства граждан (форма 9) приобщаются к заявлению.
      В случае, если заявитель не представил документы, указанные в разделе 3 настоящего Порядка, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге организаций, администрация района Санкт-Петербурга запрашивает необходимые для принятия решения документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

      Для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы следующие документы:
      3.1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены).
      3.2. Справка о постановке на учет, выданная Городским пунктом учета (для лиц без определенного места жительства).
      3.3. Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания).
      3.4. Документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены) и документ, подтверждающий полномочия представителя.
      3.5. Справка из субъектов Российской Федерации, где законные представители (один из законных представителей) и ребенок имеют постоянную регистрацию по месту жительства, о неполучении аналогичных выплат по месту их постоянной регистрации (в случае, если ребенок с законными представителями или с одним из законных представителей имеют регистрацию в Санкт-Петербурге по месту пребывания).
      3.6. Документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (для назначения малообеспеченным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса и дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной в пункте 4 статьи 19 Социального кодекса).
      3.7. Документы, подтверждающие наличие в семье детей:
      свидетельство о рождении ребенка (детей);
      документы об установлении над ребенком опеки или попечительства (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством);
      акт органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки или попечительства (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством, переданных на воспитание в приемную семью);
      свидетельство об усыновлении (в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев);
      свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык (при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961 (далее - Конвенция);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22.01.1993;
      свидетельство о смерти ребенка (в случае смерти предыдущего ребенка);
      свидетельство об установлении отцовства.
      3.8. Вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации).
      3.9. Удостоверение беженца (для беженцев).
      3.10. Свидетельство о регистрации (расторжении) брака.
      3.11. Документы, подтверждающие статус неполной семьи в соответствии с Социальным кодексом:
      справка из органов записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (на детей, у которых единственный родитель имеет статус одинокой матери);
      свидетельство о смерти родителя (в случае смерти одного из родителей);
      определение (постановление) суда о признании лица безвестно отсутствующим (умершим) (в случае признания судом безвестно отсутствующим (умершим) одного из родителей);
      решение суда о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах) (в отношении детей, у которых один из родителей лишен родительских прав (ограничен в родительских правах);
      на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, один из следующих документов:
      справка из службы судебных приставов о неисполнении решения суда о взыскании алиментов;
      справка из Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также справка из службы судебных приставов о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи;
      определение суда, содержащее информацию об отказе в принятии дела к производству (на детей из семьи, где родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а взыскание алиментов невозможно в связи с постоянным проживанием этих лиц на территории иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о правовой помощи).

Особого внимания заслуживает ситуация, когда истечение срока трудового договора приходится на период беременности работницы. В этом случае нужно обратиться к нормам ст. 261 ТК РФ, в соответствии с которыми работодатель обязан по письменному заявлению женщины и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

Справку, подтверждающую беременность, работница обязана представлять по запросу работодателя, но не чаще, чем один раз в три месяца. А вот заявление о продлении срока действия трудового договора женщина пишет в произвольной форме на имя руководителя организации. На основании данных документов работодатель издает приказ о продлении срока договора. Приведем пример такого приказа.

Общество с ограниченной ответственностью «Ласточка»

Приказ N 29

о продлении срока трудового договора

В соответствии с ч. 2 ст. 261 Трудового кодекса РФ и на основании заявления Марышевой Инны Владимировны

Приказываю:

1. Продлить срок трудового договора от 24.05.2009 N 72 с юрисконсультом И.В. Марышевой до окончания ее беременности.

2. Подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору от 24.05.2009 N 72, заключенному с юрисконсультом И.В. Марышевой.

3. Менеджеру по персоналу взять на контроль представление И.В. Марышевой не реже раза в три месяца справки, подтверждающей состояние беременности.

Основание: медицинская справка N 12345 о состоянии беременности И.В. Марышевой, выданная ГУЗ «Женская консультация N 3».

Директор Миронов /А.Г. Миронов/

С приказом ознакомлены:

Менеджер по персоналу Кулькина, 15.11.2010 /А.Ю. Кулькина/

Юрисконсульт Марышева, 15.11.2010 /И.В. Марышева/

Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то трудовой договор с ней может быть расторгнут в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности . Возникает вопрос: как работодатель узнает об этом? Скажем сразу, что работодатель может узнать об окончании беременности, только если женщина:

— не представила справку о беременности в установленный срок;

— предъявила медицинскую справку об окончании беременности ранее истечения трехмесячного срока;

— представила свидетельство о рождении ребенка.

В любом случае работодателю следует соблюдать общий порядок расторжения срочного трудового договора и при получении одного из вышеназванных документов направить работнице уведомление о прекращении трудовых отношений и через три дня издать приказ по форме N Т-8.

При рождении ребенка складывается интересная ситуация: беременность окончена, свидетельство о рождении работодатель получил (так как оно представляется при написании заявления на отпуск по уходу за ребенком), но прекратить срочный трудовой договор не может. В таком случае расторгнуть трудовой договор получится только после выхода работницы из отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Но все-таки беременную женщину, работающую по срочному трудовому договору, можно уволить при наличии двух условий:

— трудовой договор заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника;

— невозможно с письменного согласия перевести работницу до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.

Обратите внимание ! Работодатель не вправе направлять письма, телеграммы и прочие запросы для выяснения состояния женщины — окончена беременность или нет.

При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Лучше всего такое предложение другой работы оформлять в письменном виде. Если вакантных должностей нет, в уведомлении фиксируется этот факт. Отказ работницы от предложенной работы надо также зафиксировать письменно. Если работница отказывается подписать соответствующий документ, составляется акт.

Наиболее частые вопросы, связанные с расторжением срочного трудового договора

Можно ли расторгнуть срочный трудовой договор в связи с истечением его срока во время болезни работника? Да, можно. Действительно, ТК РФ наложен запрет на прекращение трудовых отношений в период временной нетрудоспособности работника (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Но это относится только к случаям расторжения трудового договора по инициативе работодателя, таким как сокращение численности или штата работников, неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания, однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

Расторжение трудового договора в связи с истечением срока его действия не относится к инициативе работодателя, поэтому даже если работник заболел и не вышел на работу, прекращение трудового договора законно.

Если работник находится в отпуске в период окончания срока трудового договора, не трансформируется ли он в бессрочный трудовой договор? Ведь по правилам ст. 58 ТК РФ, если работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере последнего утрачивает силу. Срочный трудовой договор подлежит прекращению в связи с окончанием срока его действия и в период нахождения работника в отпуске. Если процедура соблюдена, трудовой договор не станет бессрочным. Это подтверждается и судебными решениями. Например, К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе, считая, что был незаконно уволен в период пребывания в отпуске, без предупреждения об увольнении и фактически после истечения срока трудового договора, и трудовые отношения трансформировались в бессрочные. Суд, отказывая в иске, указал, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в связи с истечением срока его действия даже в период нахождения работника в отпуске.

Нужно ли выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск работникам, у которых срок трудового договора составляет менее шести месяцев? Да, нужно. Статьей 291 ТК РФ предусмотрено, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачиваются компенсации при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы. А ст. 295 ТК РФ определяет особенности предоставления отпуска работникам, занятым на сезонных работах: они получают отпуска (или компенсацию за них при увольнении) из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.

Можно ли предоставить отпуск с последующим увольнением при срочных трудовых отношениях? Не повлияет ли это на срок договора? Статьей 127 ТК РФ предусмотрено, что по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). На основании ч. 3 указанной статьи при увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В данном случае днем увольнения считается последний день отпуска. Поэтому предоставление отпуска с последующим увольнением никак не отразится на сроке трудового договора и он не трансформируется в бессрочный. Об этом говорится и в Определении ВС РФ от 03.09.2010 N 64-В10-2.

Вопросы, связанные с оформлением срочного трудового договора и беременностью, важны для работодателей, сотрудниц и кадровых специалистов. Учитывая особый порядок правового регулирования как срочного договора, так и беременности, и соответствующих социальных гарантий, правильный порядок действий в различных ситуациях является далеко не тривиальным. Нарушение же установленных законодательством нормативов может привести к последующей ответственности – поэтому знать о своих правах и обязанностях в данном вопросе следует каждой из сторон трудовых правоотношений.

Правовое регулирование вопросов срочного трудового договора и беременности

Правовые основы применения в Российской Федерации предусматриваются положениями Трудового кодекса. Таковой характер труда может быть установлен отнюдь не в каждом случае и не каждым работодателем – четкий перечень ситуаций, в которых работодатель обладает правом заключать с соискателем вакантной должности , представлен в статье 59 ТК РФ.

Также российское законодательство гарантирует помощь, поддержку и социальные преимущества матерям и беременным женщинам. В вопросе трудовых взаимоотношений это касается в первую очередь дополнительной правовой защиты от увольнения с работы, а также от необоснованных отказов в трудоустройстве. При этом отдельные нормативы предусмотрены и для применения особых принципов защиты беременных на срочном договоре.

В целом, для понимания основных тезисов правового регулирования труда беременной на срочном договоре следует обратить внимание на следующие статьи ТК РФ:

  • Ст.59. Её нормативы затрагивают аспект использования срочных трудовых договоров в целом.
  • Ст.77. Нормативы означенной статьи регулируют порядок и вопросы увольнения в общих случаях.
  • Ст.79. Означенная статья предполагает наличие возможности расторжения трудового договора по окончании его срока действия.
  • Ст.84.1. Её положения устанавливают особый порядок увольнения беременных работниц в связи с истечением сроков договора.
  • Ст.261. Она регулирует порядок предоставления дополнительных мер социальной защиты беременным женщинам.

Обратите внимание – как на беременных женщин, так и на работодателей в случае трудовых взаимоотношений срочного характера в полной мере распространяются общие нормативы действующего трудового законодательства, если иное не предусмотрено конкретными нормативными актами, рассматривающими означенные вопросы более детально.

В целом, основные особенности работы беременных женщин на срочных трудовых договорах касаются в первую очередь особого порядка приема подобных сотрудниц на работу, на срочном договоре, а также увольнения по причине истечения сроков или по иным основаниям. Поэтому с данной информацией будет полезно ознакомиться как работодателям и их представителям, так и всем женщинам, планирующим беременность или уже находящимся в положении.

Прием на работу беременной по срочному договору

С точки зрения приема на работу беременных женщин по срочному договору, законодательство практически не изменяет общепринятые нормативы. В частности, они предполагают обязательное соблюдение права беременной на труд. Так, статьей 145 УК РФ предусматривается уголовный характер ответственности за отказ принять на работу беременную женщину по причине её состояния.

Несмотря на то, что на практике прямой отказ в трудоустройстве редко содержит в качестве причины беременность работницы, судебные инстанции тщательно рассматривают каждую ситуацию, в которой мог иметь место отказ в трудоустройстве именно по причине беременности. С точки зрения оснований приема на работу, ограничений для беременных нет – они могут быть трудоустроены как для исполнения конкретных работ, так и просто на изначально определенный срок или же для замещения отсутствующего работника.

Беременные работницы, уже находящиеся в отпуске по беременности и родам, имеют право трудоустраиваться по срочному трудовому договору. Единственным ограничением является размер рабочего дня – для них в соответствии с законодательством допускается лишь режим .

Также прием на работу беременных сопряжен с особыми нормативами в отношении . Положения статьи 70 ТК РФ прямо запрещают устанавливать для беременных испытательный срок при приеме на срочную работу . Как и в общих случаях, о срочном характере труда беременная должна быть уведомлена соответствующим образом и срочность, а также конкретные сроки действия заключенного договора должны быть в обязательном порядке отображены в тексте документа и приказа о трудоустройстве.

Отпуска и декрет беременной на срочном трудовом договоре

Наличие беременности не является основанием для ограничения сотрудниц в каких бы то ни было правах. Более того – многие нормативы трудового законодательства наоборот – предусматривают расширение имеющихся у беременных работниц прав. В частности, даже в случае или краткосрочных работ, соответственно положения ст. 122 ТК РФ, беременная сотрудница имеет право уйти в оплачиваемый отпуск непосредственно перед наступлением .

Кроме этого, у беременной работницы в полной мере на срочном договоре присутствует право на получение всех и компенсаций. Отпуск по беременности и родам на срочном договоре также обязан быть предоставлен без каких бы то ни было ограничений.

Порядок расчета выплат компенсации за отпуск беременным на сезонных или краткосрочных временных работах является иным, так как за основание, вне зависимости от реального рабочего графика, берутся рабочие дни и в месяце высчитывается их общее число за исключением воскресений и праздничных дней.

Увольнение беременной на срочном трудовом договоре

Нормативы статьи 261 ТК РФ запрещают расторжение трудового договора и по инициативе работодателя. Также запрещается и увольнение работницы, находящейся в отпуске или на . При этом единственным возможным случае её увольнения по статье 81 ТК РФ является ликвидация организации. За , или по , даже на срочном договоре уволить беременную невозможно.

Увольнение в связи с окончанием срока действия срочного трудового договора не относится к увольнению по инициативе работодателя. Поэтому данная причина увольнения не является незаконной.

В соответствии с положениями статьи 84.1 ТК РФ, работающие на срочных договорах беременные работницы имеют право в случае истечения срока договора потребовать от работодателя продлить договор до момента родов. В данном случае имеет большое значение общая длительность работы по срочному договору. Если от такового продления срок трудовых взаимоотношений составит более пяти лет, то договор может быть переквалифицирован в бессрочный в судебном или досудебном порядке. Отказать в продлении срочного договора беременной работодатель может только в случае, если она была трудоустроена для замещения иного трудящегося.

В ситуациях, когда беременная сотрудница на срочном договоре увольняется по причине истечения срока при выходе ранее замещаемого работника, она теряет право на получение всех причитающихся ей декретных выплат, в том числе После родов пособие по уходу за ребенком она может получать через соцзащиту в минимальном размере.

Однако если она уже получила таковое пособие и вышла на , удержать уплаченную в качестве пособия по БиР сумму работодатель уже будет не вправе, так как данная выплата осуществляется фактически не за счет работодателя, а за счет федерального внебюджетного фонда.

Днем увольнения в случае беременности сотрудницы, при истечении трудового договора до момента родов считается день, идущий следующим за днем после родов. Если же работница не будет уволена к этому моменту, и предварительно ей не подавалось заявление об увольнении её после отпуска по беременности и родам, она может потребовать в судебном порядке признать договор бессрочным, так как на третий день после родов, когда уже сроки увольнения истекли, она все еще числилась в штате, а значит – фактически трудовые взаимоотношения продолжились.