Срок охраны

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора. Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, - итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

Автор и правообладатель - субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем - ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты - часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

  • автора или правообладателя;
  • источник заимствования;
  • материалы преследуют учебные цели;
  • форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Ответственность при нарушении авторского права

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение - продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Данная статья относится к сроку действия личных неимущественных авторских прав, а также имущественных авторских прав.
При этом под термином "авторское право" в статье понимаются имущественные авторские права.
2. Сроку действия неимущественных авторских прав посвящена ч. 2 п. 1 и п. 2.
3. Часть 2 п. 1 устанавливает, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
В отношении времени жизни автора, когда носителем данных прав является сам автор, указанная норма не вызывает сомнений.
Однако после смерти автора охрана этих личных прав значительно сужается: в соответствии с прямым указанием, содержащимся в ст. 29, наследники осуществляют лишь защиту указанных прав.
А это означает, что наследник защищает не свое авторство, а авторство наследователя.
Далее, наследник защищает право на имя, но в отличие от автора он не имеет права изменить способ указания имени автора. Более узко по своему содержанию и право наследника на защиту репутации автора.
4. Носителями прав на защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора являются:
- лицо, указанное автором в завещании. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ч. 1 п. 2);
- если автор не назначил такое лицо - наследники автора. Из ч. 2 п. 2 следует, что наследники автора осуществляют эти правомочия в течение сроков действия имущественных авторских прав. Однако ст. 29 закрепляет эти правомочия за наследниками без ограничения каким-либо сроком. При наличии такого противоречия в Законе применению подлежит норма ст. 27, так как вопрос касается срока охраны, а эта статья специально посвящена срокам охраны;
- если автор не назначил специальное лицо, либо это лицо умерло, если авторское право, перешедшее к наследникам, прекратилось или наследники отсутствуют, такое право принадлежит специально уполномоченному органу Российской Федерации.
Указанный орган не назначен. В этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.).
5. Данная статья не упоминает о других личных авторских правах:
о праве на обнародование (включая право на отзыв) и о праве доступа.
Право на обнародование переходит к наследникам автора в полном объеме, но право на отзыв, как представляется, со смертью автора прекращается.
Право доступа (п. 1 ст. 17) прекращается со смертью автора.
6. Общее правило о сроке действия имущественных авторских прав содержится в ч. 1 п. 1 ст. 27: авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Далее эта норма именуется: "общее правило о сроке".
Разумеется, авторское право начинает действовать с момента создания произведения в объективной форме.
Пункты 3, 4 и 5 устанавливают особые случаи, касающиеся срока действия авторских прав.
7. Первое исключение из общего правила о сроке связано с необнародованными произведениями: они охраняются авторским правом бессрочно.
Эта норма, которая с очевидностью вытекает из ч. 1 п. 5, необычна для советского и российского законодательства.
Трудно сказать, почему она введена законодателем и действовал ли он в данном случае осознанно.
Вопрос о сфере применения данной нормы впрямую связан с вопросом "об обратной силе" Закона (см. п. 3 Постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему).
Отметим лишь, что если будет установлено и признано, что Закон имеет обратную силу, авторским правом должны охраняться не только необнародованные произведения Пушкина, Чехова, Ленина, но и все древние произведения (типа "Слова о полку Игореве", норманнских саг и т.п).
8. Второе исключение из общего правила о сроке - п. 3 - относится к произведениям, обнародованным анонимно или под псевдонимом. Они охраняются в течение 50 лет с даты их обнародования.
Этот специальный срок может быть либо менее общего срока охраны (если произведение обнародовано при жизни автора), либо длиннее его.
9. В части 2 п. 3 содержится норма, которая применяется к тем случаям, когда личность автора будет раскрыта в течение 50 лет после обнародования произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Тогда к сроку охраны произведения будет применяться общее правило о сроке охраны, т.е. срок охраны такого произведения увеличивается или, наоборот, укорачивается.
10. В пункте 4 содержится третье исключение из общего правила о сроке. Оно касается произведений, созданных в соавторстве.
Общее правило о сроке применяется к таким произведениям, но при этом не учитываются даты смерти тех соавторов, которые умерли ранее того соавтора, который пережил остальных.
Как известно, соавторство бывает неделимым и раздельным (см. ст. 10 и комментарий к ней).
Правило, указанное в п. 3 ст. 27, применяется только к случаям неделимого соавторства.
11. Таким образом, произведения, созданные в неделимом соавторстве, охраняются в течение 50 лет, считая с даты смерти того соавтора, который пережил остальных.
При этом субъектами (носителями) авторских прав являются все соавторы (каждый из соавторов, включая в это понятие их наследников и правопреемников), а не только тот соавтор (и его наследники и правопреемники), который пережил других соавторов.
12. Четвертое исключение из общего принципа о сроке охраны содержится в ч. 1 п. 5. Оно относится к произведению, впервые выпущенному в свет (опубликованному) после смерти автора.
Срок охраны такого произведения - 50 лет со дня выпуска его в свет.
Отметим, что это правило действует по отношению только к опубликованным произведениям, хотя по логике должно применяться ко всем обнародованным произведениям.
Нельзя исключать того, что судебной практикой будет признано наличие в данном случае ошибки (описки) законодателя.
13. Пятое исключение из общего правила о сроке содержится в ч. 2 п. 5. Оно касается авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Эти авторы считаются умершими в дату реабилитации. Так, например, Н.И. Бухарин был необоснованно репрессирован и погиб в 1938 году, а реабилитирован лишь в 1988 году. К его произведениям применяется общее правило о сроках охраны в 50 лет, считая с 1988 года.
14. Наконец, в ч. 3 п. 5 содержится шестое исключение из общего правила о сроке охраны. Оно касается авторов, которые в период Великой Отечественной войны (т.е. с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны произведений этих авторов увеличивается на 4 года.
15. Исключения, рассмотренные в п. п. 7 - 14 комментария к настоящей статье, могут сочетаться друг с другом различным образом.
16. В пункте 6 предусмотрено общее правило о том, что если срок охраны должен истечь не 31 декабря определенного года, а в какой-либо иной день, он продлевается до 31 декабря этого года.
В тексте Закона это правило выражено иначе (что не меняет результата): если факт, дающий основание для начала истечения срока охраны (смерть автора, публикация произведения, реабилитация автора), произошел в какой-то день в течение календарного года, то произведение охраняется 50 лет, считая с 1 января следующего календарного года (в некоторых случаях добавляется еще 4 года).
17. Как видно из комментируемой статьи, авторское право на различные произведения одного и того же автора может прекращаться в разное время.
18. Произведения, охраняемые в соответствии с международными соглашениями, могут лишаться охраны ранее истечения сроков, предусмотренных данной статьей, в связи с правилом о "сравнении сроков охраны".
19. Об охране так называемых "старых" произведений см. п. 3 постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему.

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.

  • 1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • 1.4. Авторы произведений. Соавторство.
  • 1.5. Служебные произведения
  • 1.6. Содержание авторского права
  • 1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
  • 1.6.2. Имущественные авторские права.
  • 1.7. Срок охраны авторского права
  • 2. Смежные права.
  • 2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
  • 2.2. Смежное право исполнителей
  • 2.3. Смежное право производителей фонограмм
  • 2.4. Смежное право организаций вещания
  • Тема 3. Право промышленной собственности
  • I. Патентное право
  • 1. Объекты патентного права
  • 1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
  • 1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
  • 2. Субъекты патентного права
  • 2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
  • 2.2. Патентообладатели.
  • 2.3. Служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
  • 2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
  • 3. Патентование объектов промышленной собственности.
  • 3.1. Патент и его функции.
  • 3.2. Понятие и виды приоритета.
  • 3.3. Содержание прав патентообладателей
  • 3.4. Системы патентования
  • 3.5. Процедура выдачи патентов
  • 3.6. Прекращение действия патента
  • 3.7. Право преждепользования и право послепользования.
  • II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.
  • 1. Фирменные наименования.
  • 2. Товарные знаки и знаки обслуживания
  • 2.1. Понятие и функции товарного знака
  • 2.2. Виды товарных знаков
  • 2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
  • 2.4. Содержание права на товарный знак
  • 2.5. Прекращение охраны товарного знака
  • 3. Географические указани
  • 3.1. Географические указания как средство индивидуализации товара
  • 3.2. Наименование места происхождения товара
  • 3.3. Указание происхождения товара
  • III. Правовая охрана нераскрытой информации
  • 1.1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны
  • 1.2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау)
  • 1. Патентная информация и патентная документация.
  • 4.1. Международная патентная классификация (мпк)
  • 4.2. Международная классификация промышленных образцов (мкпо)
  • 4.3. Международная классификация товаров и услуг (мкту)
  • 5. Патентные исследования.
  • Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности в экономическом обороте
  • 1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
  • 1.1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
  • 1.2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов
  • 2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • 2.3. Лицензионный договор
  • 2.4. Авторский договор.
  • Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
  • 4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности
  • Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
  • 1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
  • 2. Патентные поверенные.
  • 3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.
  • Тема 8. Международная охрана прав интеллектуальной собственност
  • 1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
  • 2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
  • 2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
  • 3.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
  • 3.3. Договор воис по авторскому праву и Договор воис по исполнениям и фонограммам.
  • 4. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
  • 4.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
  • 4.2. Договор о патентной кооперации (рст).
  • 4.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
  • 5. Региональные патентные системы
  • Вопросы к зачету
  • 1.7. Срок охраны авторского права

    Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно . При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

    Определенные особенности установлены в отношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношении произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.

    Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

    Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

    Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

    2. Смежные права.

    2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

    Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.

    26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.

    Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboringrights» (англ.neighboring –смежный,соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

    Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

    - исполнителей;

    - производителей фонограмм;

    - организаций эфирного и кабельного вещания .

    Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение . Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.

    Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

    Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передачаопределяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».