Статья 126 гк рф. Теория всего

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья отражает общую структуру государственной и муниципальной собственности и систему управления ею. Имеется в виду, что каждый из собственников - Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование - распределяет принадлежащее ему имущество между созданными им юридическими лицами - государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными или муниципальными учреждениями. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, оставшееся после такого распределения, составляют, как предусмотрено в п. 4 ст. 214 (см. коммент. к ней), казну. Соответственно выделяются казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации, казна муниципального образования. Именно имущество, составляющее в конкретном случае такую казну, служит объектом взыскания по долгам указанных в гл. 5 ГК субъектов.

2. Состав соответствующей казны определяется в отношении государственной собственности (т.е. собственности Российской Федерации и собственности субъекта Российской Федерации) п. 4 ст. 214, а собственности муниципальной - п. 3 ст. 215 (см. коммент. к статьям 214, 215). Поскольку обе указанные статьи включают в казну как бюджетные средства, так и иное имущество соответствующего субъекта, кроме закрепленного за созданными им предприятиями и учреждениями, следует признать, что объекты взыскания по долгам указанных в гл. 5 ГК субъектов не только не связаны с самим бюджетом, но и не зависят от того, отражены ли в нем соответствующие долги.

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 обращает внимание на то, что в подобных случаях средства соответствующего бюджета являются первоначальным объектом взыскания и только при отсутствии денежных средств объектом взыскания становится остальное имущество, составляющее казну (п. 12).

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2004 N 152 "О представлении интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1444) представление интересов Правительства РФ в судах осуществляют без дополнительного поручения по вопросам, отнесенным к их ведению, соответствующие федеральные министерства, а также федеральные службы, находящиеся в ведении Правительства РФ. Руководители названных федеральных органов исполнительной власти вправе совершать от имени Правительства РФ все процессуальные действия, в т.ч. подписывать исковое заявление и отзыв на исковое заявление, полностью или частично отказаться от исковых требований и признать иск, изменить основание или предмет иска, заключить мировое соглашение, передать свои полномочия другому лицу в порядке передоверия, обжаловать судебные акты, получать присужденные денежные средства и иное имущество.

Руководителям федеральных органов предоставлено право назначать для участия в суде представителей Правительства РФ из числа лиц, состоящих в штате этих органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Назначенные лица действуют на основании доверенности, подписанной руководителем, и в пределах указанных в ней полномочий.

4. Бюджетный кодекс устанавливает, наряду с порядком бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей таких средств (ст. 285), порядок списания по решению судебных органов бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, а также со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без их распоряжения (ст. 286 и 287). Там же установлен порядок списания средств с лицевого счета бюджетного учреждения без его распоряжения, включающий возможность обращения взыскания - при недостаточности средств на указанном счете - на счета территориального органа федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет (ст. 288).

5. В случае привлечения к имущественной ответственности субъектов, указанных в гл. 5 ГК, возникает необходимость определить, кто должен выступать ответчиком по делу. Прямое указание на этот счет может содержаться в законе. Так, в силу ст. 1071 ГК ("Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет") от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования выступают "соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина". Разъяснение смысла приведенной нормы применительно к предъявлению исков о возмещении убытков по ст. 16 (см. коммент. к ней) содержится в п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: в подобных случаях взыскание обращается на имущество соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а ответчиком по делу признаются указанные субъекты в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Если же иск заявлен не к тому органу, который должен в соответствии с законом быть адресатом требования, производится обычная замена ненадлежащей стороны надлежащей. См. также Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1997 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 14.05.97 (Бюллетень ВС РФ, 1997, N 8, с. 20).

Таким образом, есть основания предполагать, что ответчиком, т.е. стороной спорного материального правоотношения, должен являться один из субъектов права, упомянутых в гл. 5 ГК, а соответствующий его орган - лишь процессуальный представитель.

Подтверждением может служить позиция Верховного Суда РФ в деле по иску держателя облигации государственного целевого займа СССР, приобретенной для покупки автомашины в 1993 г., к отделению Сберегательного банка РФ. В постановлении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ было отмечено, что хотя облигация куплена в отделении Сберегательного банка РФ, учреждения этого банка выполняли лишь посреднические функции, а надлежащим ответчиком по спорам, связанным с погашением облигаций, должно являться "государство Россия в лице его Правительства" (Бюллетень ВСРФ, 1996, N 4, с. 4).

6. Комментируемая статья последовательно проводит принцип имущественной ответственности "каждого за себя". Этот принцип находит троякое проявление. Во-первых, Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Во-вторых, юридические лица, которые были созданы субъектами права, указанными в гл. 5 ГК, не отвечают по долгам этих последних. И, в-третьих, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не должны отвечать по долгам созданных ими юридических лиц. Последнее правило имеет исключения. Имеется в виду субсидиарная ответственность Российской Федерации по долгам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 и коммент. к ней), а также всех собственников, включая указанных в гл. 5 ГК субъектов, - по долгам созданных ими учреждений при недостаточности у последних денежных средств (см. ст. 120 и коммент. к ней).

Принцип "каждый за себя" использован, в частности, в ст. 1069 и 1070 ГК. Первая из этих статей предусматривает последствия причинения вреда государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В подобных случаях вред подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Ответственность между ними распределяется прежде всего исходя из правового положения причинителя вреда. Так, Президиум ВАС РФ при рассмотрении конкретного дела признал, что в случае, когда вред причинен работниками Государственной налоговой инспекции района, взыскание должно быть обращено на средства именно бюджета Российской Федерации, поскольку указанная инспекция входит в систему федеральных органов (Вестник ВАС РФ, 1997, N 8, с. 34, 35).

Специальный порядок предусмотрен ст. 1070 ГК: вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

7. Бюджетный кодекс установил перечень оснований долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В этот перечень входят, в частности, кредитные соглашения и договоры, ценные бумаги. Указанный Кодекс предусматривает максимальные объемы государственного долга и государственных заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 98 - 100, 106 и 107).

8. Гарантии (поручительства), о которых идет речь в п. 6 комментируемой статьи, возникают из соглашений (договоров), заключенных от имени субъектов права, указанных в гл. 5 ГК.

Правовой режим предоставляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации государственных гарантий, а также гарантий, предоставляемых муниципальными образованиями, предусмотрен ст. 116 и 117 Бюджетного кодекса.

Включение п. 6 в комментируемую статью необходимо потому, что гарантия (поручительство), данная субъектами, указанными в гл. 5 ГК, или самим этим субъектам, предполагает возможность наступления ответственности "по чужому долгу", что остальными пунктами комментируемой статьи исключается.

9. Указом Президента РФ от 23.07.97 N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3606) в целях укрепления финансовой дисциплины, а также создания обоснованного механизма предоставления гарантий (поручительств) предусмотрено, что они могут предоставляться Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти по займам и кредитам организациям только на конкурсной основе. При этом к участию в конкурсе не допускаются организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет или в государственные внебюджетные фонды. Предусмотренный Указом порядок распространяется и на гарантии (поручительства), предоставленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Гарантии со стороны субъектов права, указанных в гл. 5 ГК, могут возникать не только из договора, но и из закона. Так, в соответствии со ст. 6 Закона о закупках Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям авансовую оплату, а также соответствующие дотации из бюджета. Кроме того, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с выделением государственным заказчиком финансовых средств, должны выплачивать (из соответствующего бюджета) штрафы тем, кто заключил государственный контракт.

Законом о поставках (ст. 3) установлено, что Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика - "стороны государственного контракта" в пределах выделенных для этого средств.

Федеральным законом от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552) предусмотрено, что "Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (ст. 9).

Другой комментарий к статье 126 ГК РФ

1. Согласно положениям, содержащимся в п. 1 комментируемой статьи, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом (ст. ст. 393, 401 ГК и др.). В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов, делается два исключения. Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК). Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Указанное ограничение не должно в принципе распространяться на земли и другие природные ресурсы, которые в соответствии с законом могут находиться в собственности граждан и юридических лиц с режимом их полной оборотоспособности. Под законом в данном случае понимается не только ГК и иное гражданское законодательство, но также законодательство о земле и других природных ресурсах.

2. В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи закрепляется правило о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, с одной стороны, и обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, создавших данные юридические лица, - с другой. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, несущих субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 и ст. 399 ГК).

3. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи говорится о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по своим обязательствам.

4. В п. 6 комментируемой статьи закреплена важная норма о возможности принятия на себя Российской Федерацией гарантии (поручительства) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица и, наоборот, возможности принятия на себя гарантии (поручительства) указанными субъектами по обязательствам Российской Федерации. В этом случае правила п. п. 2 - 5 комментируемой статьи не применяются.

Официальный текст :

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2-5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий юриста :

Согласно положениям, содержащимся в пункте 1 данной статьи, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом. В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов, делается два исключения.

Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения (статья 294 Гражданского Кодекса РФ) или оперативного управления (статья 296 Гражданского Кодекса РФ), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (абзац 2 пункта 3 статьи 212 Гражданского Кодекса РФ).

Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Указанное ограничение не должно в принципе распространяться на земли и другие природные ресурсы, которые в соответствии с законом могут находиться в собственности граждан и юридических лиц с режимом их полной оборотоспособности. Под законом в данном случае понимается не только Гражданский Кодекс РФ и иное гражданское законодательство, но также законодательство о земле и других природных ресурсах.

В пунктах 2 и 3 данной статьи закрепляется правило о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, с одной стороны, и обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, создавших данные юридические лица, с другой стороны. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, несущих субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений (пункт 5 статьи 115 , пункт 2 статьи 120 и статьи 399 Гражданского Кодекса РФ).

В пунктах 4 и 5 статьи 126 говорится о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по своим обязательствам, а в пункте 6 закреплена важная норма о возможности принятия на себя Российской Федерацией гарантии (поручительства) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица и, наоборот, возможности принятия на себя гарантии (поручительства) указанными субъектами по обязательствам Российской Федерации.

1. Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

2. Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

3. Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).

Такое же правило содержалось в ст. 213 АПК 1995 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 Постановления).

Из этого принципа исходит и Положение о торговых представительствах СССР за границей, которое к настоящему времени не утратило юридической силы. В качестве ответчика торговое представительство может выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных им от имени государства в стране пребывания. При этом только в тех странах и по тем спорам, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного им до компетентных органов стран пребывания торгового представительства, выразило согласие на подчинение последнего (т.е. государства, поскольку торговое представительство действует от имени государства) суду страны пребывания по указанным спорам.

В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных договорах (например, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов), в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.).

Новая редакция Ст. 126 ГК РФ

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 126 ГК РФ

Комментируемая норма конкретизирует основные положения (см. комментарий к ст. ст. 15, 16 ГК РФ) гражданско-правовой ответственности публичных образований. Разделение (разграничение) между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями объектов собственности естественным образом разграничивает и имущественную ответственность. Этот подход строится на основных началах и методе гражданского права, предусматривающих имущественную обособленность всякого субъекта и способность его отвечать по обязательствам своим имуществом.

Другой комментарий к Ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по обязательствам - как договорным, так и внедоговорным (по обязательствам из факта причинения вреда по вине органов власти, их должностных лиц). Договорными обязательствами, за неисполнение и ненадлежащее исполнение которых наступает гражданско-правовая имущественная ответственность, являются, например:

Договор займа, в котором РФ, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве заемщиков (ст. 817 ГК РФ). Договор займа заключается путем приобретения выпущенных государством облигаций и иных ценных бумаг. Бюджетный кодекс предусматривает и иные разновидности займа: соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, кредитные соглашения, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями (ст. 98 БК);

Контракты на поставку товаров, выполнение строительных, проектно-изыскательских работ для государственных, муниципальных нужд, в которых в качестве заказчиков могут выступать органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 525, 763 ГК РФ). В Бюджетном кодексе также говорится не только о государственных, но и о муниципальных контрактах. В соответствии с БК (ст. 72) государственные и муниципальные контракты заключаются государственными или муниципальными заказчиками с поставщиками, подрядчиками, отобранными, как правило, по итогам торгов, на аукционной или конкурсной основе. Поставки, работы для государственных, муниципальных нужд финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

Публично-правовые образования отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств средствами соответствующей казны, т.е. имуществом, не закрепленным за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Федерального закона, допускающего обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие публично-правовым образованиям, пока не имеется, следовательно, обращение взыскания на них по смыслу комментируемой статьи не производится. Не обращается также взыскание на имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Однако норм о такой исключительной принадлежности также нет: ведь в соответствии с Конституцией РФ не только земля, но и другие природные ресурсы (например, недра) могут находиться в частной собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Источником для взыскания с рассматриваемых субъектов сумм санкций: неустоек, убытков, а также основной суммы долга - являются прежде всего средства бюджетов соответствующего уровня. В соответствии с п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Однако механизм взыскания с государства долга за счет иных средств, кроме средств бюджета, пока не создан.

Порядок взыскания с государства, муниципального образования сумм в возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате незаконных действий органов власти либо должностных лиц этих органов, предусмотрен ст. ст. 242.1, 242.2 БК РФ.

Документы (исполнительный лист, копия решения суда об удовлетворении иска к публично-правовому образованию) поступают в Министерство финансов РФ (финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований). Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При превышении сумм взыскания размера выделенных в бюджете ассигнований для возмещения ущерба вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Надо однако иметь в виду, что изыскать средства бюджетов (особенно при крупных суммах ущерба) может быть весьма проблематично, поэтому необходим механизм обращения взыскания на иное, помимо средств бюджетов, имущество РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Отметим также, что финансовое положение многих регионов настолько сложное, что за счет средств бюджета не удовлетворяются иногда самые элементарные потребности населения: обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства, своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и прочее, что заставило законодателя предусмотреть закрепление в законе правила о введении в субъектах РФ по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ Временной финансовой администрации в целях восстановления платежеспособности субъекта РФ, т.е. о введении по существу процедуры банкротства. Но вступление в силу этой нормы, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с посл. измен. и дополн.) отложено до 1 января 2007 г.

2. Юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. ст. 114, 115, 120 ГК РФ), государственные корпорации (ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). К ним относятся также открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества (ст. 37 Закона о приватизации 2001 г.).

В п. 2 комментируемой статьи повторяется общее правило об ответственности юридических лиц (ст. 56 ГК РФ): юридические лица отвечают перед своими кредиторами и не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников) или собственника. Соответственно, унитарные предприятия, государственные корпорации, ассоциации муниципальных образований, открытые акционерные общества, возникшие в результате преобразования в них унитарных предприятий, не несут ответственности по обязательствам создавших их (участвующих в них) публично-правовых образований.

3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением следующих случаев, предусмотренных законом:

При недостаточности имущества казенных унитарных предприятий для расчетов с кредиторами публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 5 ст. 115 ГК РФ);

При недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность перед кредиторами несет собственник его имущества, т.е. соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, имеющего право хозяйственного ведения на свое имущество, вызвана собственником его имущества либо банкротство открытого акционерного общества, созданного в результате преобразования в него унитарного предприятия, вызвано действиями публично-правового образования как акционера, соответственно, на Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия, акционерного общества (п. 3 ст. 56 ГК, п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Закон об АО (п. 3 ст. 3) определяет в качестве основания такой субсидиарной ответственности умысел акционера, имеющего возможность определять действия акционерного общества, на доведение его до банкротства: ответственность наступает, если такая возможность использовалась акционером, заведомо знавшим, что в результате выполнения его указаний наступит несостоятельность (банкротство) общества.

Из указанных трех случаев субсидиарной ответственности только один - субсидиарное обязательство РФ, субъекта РФ, муниципального образования по уплате за счет средств бюджета задолженности бюджетного учреждения кредиторам - предусмотрен БК (ст. 242.3 БК в ред. ФЗ от 27 декабря 2005 г. N 197).

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Каждый из указанных субъектов имеет имущество в собственности, доходы бюджетов соответствующего уровня, которые образуются за счет налогов и неналоговых видов доходов. К неналоговым относятся, например, доходы: от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от продажи имущества, суммы, поступающие в бюджет от взимания штрафов, от конфискации имущества и др. Российская Федерация может предоставлять субъектам РФ финансовую помощь в форме дотаций, субвенций, бюджетных ссуд (ст. 133 БК). Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов - для выполнения целевых программ.

5. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъекты РФ являются собственниками государственного имущества, муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной. Соответственно, каждый из них отвечает перед кредиторами только своим имуществом. Согласно ст. ст. 99, 100 БК совокупность долговых обязательств субъекта РФ (государственный долг) и муниципального образования (муниципальный долг) полностью и безусловно обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим казну субъекта РФ, муниципального образования. Рассматриваемые субъекты гражданских правоотношений банкротству по действующему законодательству не подлежат, но, как отмечалось выше (см. п. 1 настоящей статьи), данный вопрос весьма актуален, поскольку с 1 января 2007 г. вступит в силу правило о введении по решению суда в субъектах РФ - должниках процедуры внешнего управления с назначением Временной финансовой администрации (надо полагать, из числа федеральных служащих).

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать в качестве субъектов, принимающих на себя обязательство полностью или частично отвечать перед кредиторами созданных ими юридических лиц, а также перед кредиторами друг друга. Например, РФ гарантирует исполнение обязательства субъекта РФ перед коммерческим банком, субъект РФ принимает обязательство отвечать перед кредитором другого субъекта РФ или муниципального образования, муниципальное образование - обязательствам муниципального предприятия и проч. Указанный в п. 6 комментируемой статьи способ обеспечения обязательства ГК именуется гарантией (поручительством), как бы признавая оба эти термина синонимами. Но гарантия и поручительство по ст. ст. 361, 368 ГК - это два самостоятельных способа обеспечения исполнения обязательства. БК называет такой способ обеспечения обязательства государственной и муниципальной гарантией. Но согласно ГК существует только банковская гарантия - она выдается кредитными, страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии. Анализ норм БК и ГК показывает, что государственная и муниципальная гарантия - это разновидность поручительства.

От поручительства, предусмотренного ст. 361 ГК, государственная гарантия (поручительство) отличается следующим:

Выдается публично-правовым образованием. Правда, комментируемая статья ГК предусматривает выдачу гарантии также созданными им юридическими лицами. Однако надо иметь в виду, что подобные сделки унитарных предприятий, например, возможны только с согласия собственника их имущества;

Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел общей суммы государственных и муниципальных гарантий, которые могут быть предоставлены за год;

Ответственность гаранта субсидиарная (п. 5 ст. 115 БК), а поручителя - солидарная, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность (п. 1 ст. 363 ГК РФ);

Обязательство по государственной или муниципальной гарантии ограничивается суммой основного долга, а поручитель отвечает в полном объеме, включая убытки кредитора, вызванные неисполнением обязательства должником;

Государственные и муниципальные гарантии другим лицам, кроме перечисленных в комментируемой статье, предоставляются, как правило, на конкурсной основе, проведение конкурса для выдачи поручительства не предполагается;

Государственная или муниципальная гарантия выдается после проведения проверки финансового состояния ее получателя;

Выдача гарантий увеличивает государственный или муниципальный долг, связана с использованием средств налогоплательщиков, поступающих в бюджет, поэтому подробно регулируется БК (ст. ст. 115 - 117).

  • Вверх

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарии к статье 126 ГК РФ

1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по обязательствам - как договорным, так и внедоговорным (по обязательствам из факта причинения вреда по вине органов власти, их должностных лиц). Договорными обязательствами, за неисполнение и ненадлежащее исполнение которых наступает гражданско-правовая имущественная ответственность, являются, например:

Договор займа, в котором РФ, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве заемщиков (ст. 817 ГК РФ). Договор займа заключается путем приобретения выпущенных государством облигаций и иных ценных бумаг. Бюджетный кодекс предусматривает и иные разновидности займа: соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, кредитные соглашения, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями (ст. 98 БК);

Контракты на поставку товаров, выполнение строительных, проектно-изыскательских работ для государственных, муниципальных нужд, в которых в качестве заказчиков могут выступать органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 525, 763 ГК РФ). В Бюджетном кодексе также говорится не только о государственных, но и о муниципальных контрактах. В соответствии с БК (ст. 72) государственные и муниципальные контракты заключаются государственными или муниципальными заказчиками с поставщиками, подрядчиками, отобранными, как правило, по итогам торгов, на аукционной или конкурсной основе. Поставки, работы для государственных, муниципальных нужд финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

Публично-правовые образования отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств средствами соответствующей казны, т.е. имуществом, не закрепленным за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Федерального закона, допускающего обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие публично-правовым образованиям, пока не имеется, следовательно, обращение взыскания на них по смыслу комментируемой статьи не производится. Не обращается также взыскание на имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Однако норм о такой исключительной принадлежности также нет: ведь в соответствии с Конституцией РФ не только земля, но и другие природные ресурсы (например, недра) могут находиться в частной собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Источником для взыскания с рассматриваемых субъектов сумм санкций: неустоек, убытков, а также основной суммы долга - являются прежде всего средства бюджетов соответствующего уровня. В соответствии с п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Однако механизм взыскания с государства долга за счет иных средств, кроме средств бюджета, пока не создан.

Порядок взыскания с государства, муниципального образования сумм в возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате незаконных действий органов власти либо должностных лиц этих органов, предусмотрен ст. ст. 242.1, 242.2 БК РФ.

Документы (исполнительный лист, копия решения суда об удовлетворении иска к публично-правовому образованию) поступают в Министерство финансов РФ (финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований). Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При превышении сумм взыскания размера выделенных в бюджете ассигнований для возмещения ущерба вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Надо однако иметь в виду, что изыскать средства бюджетов (особенно при крупных суммах ущерба) может быть весьма проблематично, поэтому необходим механизм обращения взыскания на иное, помимо средств бюджетов, имущество РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Отметим также, что финансовое положение многих регионов настолько сложное, что за счет средств бюджета не удовлетворяются иногда самые элементарные потребности населения: обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства, своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и прочее, что заставило законодателя предусмотреть закрепление в законе правила о введении в субъектах РФ по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ Временной финансовой администрации в целях восстановления платежеспособности субъекта РФ, т.е. о введении по существу процедуры банкротства. Но вступление в силу этой нормы, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с посл. измен. и дополн.) отложено до 1 января 2007 г.

2. Юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. ст. 114, 115, 120 ГК РФ), государственные корпорации (ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). К ним относятся также открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества (ст. 37 Закона о приватизации 2001 г.).

В п. 2 комментируемой статьи повторяется общее правило об ответственности юридических лиц (ст. 56 ГК РФ): юридические лица отвечают перед своими кредиторами и не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников) или собственника. Соответственно, унитарные предприятия, государственные корпорации, ассоциации муниципальных образований, открытые акционерные общества, возникшие в результате преобразования в них унитарных предприятий, не несут ответственности по обязательствам создавших их (участвующих в них) публично-правовых образований.

3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением следующих случаев, предусмотренных законом:

При недостаточности имущества казенных унитарных предприятий для расчетов с кредиторами публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 5 ст. 115 ГК РФ);

При недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность перед кредиторами несет собственник его имущества, т.е. соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, имеющего право хозяйственного ведения на свое имущество, вызвана собственником его имущества либо банкротство открытого акционерного общества, созданного в результате преобразования в него унитарного предприятия, вызвано действиями публично-правового образования как акционера, соответственно, на Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия, акционерного общества (п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Закон об АО (п. 3 ст. 3) определяет в качестве основания такой субсидиарной ответственности умысел акционера, имеющего возможность определять действия акционерного общества, на доведение его до банкротства: ответственность наступает, если такая возможность использовалась акционером, заведомо знавшим, что в результате выполнения его указаний наступит несостоятельность (банкротство) общества.

Из указанных трех случаев субсидиарной ответственности только один - субсидиарное обязательство РФ, субъекта РФ, муниципального образования по уплате за счет средств бюджета задолженности бюджетного учреждения кредиторам - предусмотрен БК (ст. 242.3 БК в ред. ФЗ от 27 декабря 2005 г. N 197).

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Каждый из указанных субъектов имеет имущество в собственности, доходы бюджетов соответствующего уровня, которые образуются за счет налогов и неналоговых видов доходов. К неналоговым относятся, например, доходы: от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от продажи имущества, суммы, поступающие в бюджет от взимания штрафов, от конфискации имущества и др. Российская Федерация может предоставлять субъектам РФ финансовую помощь в форме дотаций, субвенций, бюджетных ссуд (ст. 133 БК). Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов - для выполнения целевых программ.

5. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъекты РФ являются собственниками государственного имущества, муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной. Соответственно, каждый из них отвечает перед кредиторами только своим имуществом. Согласно ст. ст. 99, 100 БК совокупность долговых обязательств субъекта РФ (государственный долг) и муниципального образования (муниципальный долг) полностью и безусловно обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим казну субъекта РФ, муниципального образования. Рассматриваемые субъекты гражданских правоотношений банкротству по действующему законодательству не подлежат, но, как отмечалось выше (см. п. 1 настоящей статьи), данный вопрос весьма актуален, поскольку с 1 января 2007 г. вступит в силу правило о введении по решению суда в субъектах РФ - должниках процедуры внешнего управления с назначением Временной финансовой администрации (надо полагать, из числа федеральных служащих).

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать в качестве субъектов, принимающих на себя обязательство полностью или частично отвечать перед кредиторами созданных ими юридических лиц, а также перед кредиторами друг друга. Например, РФ гарантирует исполнение обязательства субъекта РФ перед коммерческим банком, субъект РФ принимает обязательство отвечать перед кредитором другого субъекта РФ или муниципального образования, муниципальное образование - обязательствам муниципального предприятия и проч. Указанный в п. 6 комментируемой статьи способ обеспечения обязательства ГК РФ именуется гарантией (поручительством), как бы признавая оба эти термина синонимами. Но гарантия и поручительство по ст. ст. 361, 368 ГК РФ - это два самостоятельных способа обеспечения исполнения обязательства. БК называет такой способ обеспечения обязательства государственной и муниципальной гарантией. Но согласно ГК РФ существует только банковская гарантия - она выдается кредитными, страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии. Анализ норм БК и ГК РФ показывает, что государственная и муниципальная гарантия - это разновидность поручительства.

От поручительства, предусмотренного ст. 361 ГК РФ, государственная гарантия (поручительство) отличается следующим:

Выдается публично-правовым образованием. Правда, комментируемая статья ГК РФ предусматривает выдачу гарантии также созданными им юридическими лицами. Однако надо иметь в виду, что подобные сделки унитарных предприятий, например, возможны только с согласия собственника их имущества;

Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел общей суммы государственных и муниципальных гарантий, которые могут быть предоставлены за год;

Ответственность гаранта субсидиарная (п. 5 ст. 115 БК), а поручителя - солидарная, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность (п. 1 ст. 363 ГК РФ);

Обязательство по государственной или муниципальной гарантии ограничивается суммой основного долга, а поручитель отвечает в полном объеме, включая убытки кредитора, вызванные неисполнением обязательства должником;

Государственные и муниципальные гарантии другим лицам, кроме перечисленных в комментируемой статье, предоставляются, как правило, на конкурсной основе, проведение конкурса для выдачи поручительства не предполагается;

Государственная или муниципальная гарантия выдается после проведения проверки финансового состояния ее получателя;

Выдача гарантий увеличивает государственный или муниципальный долг, связана с использованием средств налогоплательщиков, поступающих в бюджет, поэтому подробно регулируется БК (ст. ст. 115 - 117).