Судебная практика по поверке счетчиков воды. Пропущен срок поверки счетчика воды: можно ли потом сделать перерасчет, если прибор учета оказался исправным? Разъяснения коммунальщиков

Ростовский областной суд

Судья Кинзбурская Т.Л. дело №33- 4029

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

В составе: Председательствующего: Хомич С.В.

Судей облсуда Худяковой И.Н.. Шевчук Т.В.

При секретаре Татарченко О.А.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Худяковой И.Н. дело по кассационной жалобе Десенхо Л.В. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 31 января 2011года

У С Т А Н О В И Л А:

Десенхо Л.В. обратилась в суд с иском к ООО « Водоканал» о признании действий незаконными, обязании произвести опломбировку прибора учета холодной воды, обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную воду, взыскании компенсации морального вреда и расходов за юридические услуги, указав, что она является собственником жилого дома <адрес> в <адрес> . В 2005году ею в жилом доме был установлен прибор учета холодной воды с датой поверки 12.01.2010года, в связи с чем, холодную воду она оплачивала в фактически потребленных объемах в соответствии с показаниями счетчика.

Срок поверки счетчика воды истек 12.01.2010года. Своевременно он истицей переповерен или заменен не был. 25.08.2010года по заявлению истицы, контролером ООО « Служба контроля» счет был снят с эксплуатации в связи с окончанием межповерочного интервала, о чем был составлен акт. 4.10.2010гоад истица приобрела новый прибор учета и 12.10.2010года установила его в доме.

1.10.2010года истица обратилась к ответчику с заявлением произвести опломбировку прибора учета, однако ответ ей был направлен только 27.12.2010года. До настоящего времени прибор учета в доме истицы не опломбирован.

В связи с отсутствием индивидуального прибора учета холодной воды, ей производятся начисления за потребленную воду в период с 12.01.2010года по настоящее время по нормативам потребления, что, по мнению истицы, противоречит действующему законодательству. Рассчитанная таким образом сумма составила 8849,24рублей. В выдаче квитанции о расчете долга по месяцам, истице отказали. В устной форме истице порекомендовали оплатить задолженность, в противном случае отказались опломбировать прибор учета.

В результате сложившейся конфликтной ситуации, истица вынуждена была неоднократно посещать ответчика, в одно из таких посещений ею были утрачены документы, в результате на нервной почве ухудшилось состояние здоровья, а так же истицей было затрачено время и материальные средства на восстановление документов.

Просит признать действии ООО « Водоканал» в части отказа в опломбировке прибора учета воды, по причине наличия задолженности, незаконными, обязать ответчика произвести опломбировку прибора учета, произвести перерасчет оплаты за потребленную воду за период с 12.01.2010года по среднему потреблению коммунальных услуг, а с 12 октября 2010года по показаниям нового счетчика, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 500рублей, расходы по оплате госпошлины- 600рублей.

Ответчик иск не признал.

31 января 2011года суд постановил решение, которым иск Десехно Л.В. удовлетворил частично. Обязал ООО « Водоканал» произвести опломбировку прибора учета воды, установленного в доме истицы. Взыскал с ООО « Водоканал» в пользу Десехно Л.В. компенсацию морального вреда в размере 1500рублей, судебные расходы- 1100рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В кассационной жалобе Десехно Л.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете за потребленную воду, а так же в части размера компенсации морального вреда и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, считая его незаконным и необоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Десенхо Л.В.- Десенхо Е.А., представителя ООО « Водоканал»-Гуменюк В.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет коммунальных платежей, в данном случае холодной воды, суд руководствовался положениями ст.ст. 210, 157 ЖК РФ, ст.ст. 539,540 ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006года № 307. и исходил из того, что срок поверки прибора учета потребления холодной воды, установленного в доме истицы истек 12.01.2010года и с этого времени начисления за потребленную воду должны производиться по нормативу водопотребления с учетом количества проживающих (зарегистрированных) лиц. Действующее законодательство не допускает возможность начисления оплаты за воду по показаниям прибора учета, срок поверки которого истек.

Выводы суда являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.

В соответствии со ст.31 Правил 31. В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.

Из содержания п. 31 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) следует, что по истечении срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, размер платы за потребленный природную холодную воду расчитывается по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, истице размер платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению за период с 12.01.2010г должен быть рассчитан как при отсутствии приборов учета, то есть исходя из нормативов потребления.

Довод кассатора о том, что ответчик должен был произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, нет состоятелен, поскольку положение ст. 34 Правил, на которое ссылается кассатор, в данном случае не применимо, поскольку регулирует порядок расчетов в случаях обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, а не порядок расчетов при окончании эксплуатации прибора учета, которые регулируются ст. 31 Правил.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассатора о незначительном размере компенсации морального вреда. Законодательно не предусмотрены высший и низший пределы компенсации морального вреда. Определение его размера является прерогативой суда первой инстанции, который оценивает обстоятельства причинения морального вреда, тяжесть и глубину физических и нравственных страданий истца, а так же принимает во внимание принципы разумности и соразмерности.

В данном случае, суд признал незаконными действия ответчика, выразившиеся в нарушении сроков ответа на заявление истицы об опломбировании прибора учета холодного водоснабжения. По мнению суда первой инстанции, сумма 1500рублей является соразмерным размером компенсации морального вреда. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 31 января 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу Десенхо Л.В.- без удовлетворения.

Председательствующий

Виктор Федорук -эксперт по жилищному праву и проблемам ЖКХ Общероссийского общественного движения «За права человека», член Общественного Совета при депутате ГД РФ – председателе Комитета по ЖКХ Хованской Г.П., помощник депутата ГД РФ.

На горячую линию Московского Общественного движения «Жилищная солидарность» позвонили сотрудники ГУП города Москвы ДЕЗ района Ховрино и сообщили, что к ним стали массово обращаться граждане с претензиями, что с них необоснованно требуют провести очередную поверку приборов учета потребления горячей и холодной воды, которые они установили в своих квартирах. Поводом для такого обращения явилась статья Елены Хакимовой «Управы не услышали Собянина» на странице 10 газеты «Мир новостей» от 19 февраля 2013 года под рубрикой «Жизнь и кошелек».

«Россиян призывают устанавливать водосчетчики, чтобы экономить водные ресурсы и собственные средства. На практике получается, что кроме прочего мы посадили на свою шею компании, присосавшиеся к кормушке ЖКХ. Пользуясь пробелами в законодательстве, они сели нам на шею и не хотят с нее слезать». Далее, автор говорит: «Миллионы москвичей могут вздохнуть свободно: теперь они не обязаны платить за регулярные поверки квартирных приборов учета воды. Но, во-первых, москвичи до сих пор получают письма с требованием осуществить поверку водосчетчиков, а, во-вторых, анализ сделанных нами звонков в ряд организаций подтверждает: никто не слышал о 831-м постановлении, которое 26 декабря 2012 г. подписал Сергей Собянин («О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП»)».

Елена Хакимова почему-то утверждает, что постановлением № 831-ПП Правительства Москвы отменено требование проводить поверку приборов учета. Но только ли по Распоряжению Правительства Москвы потребители обязаны проводить поверку приборов учета? А как жителям Казани, Омска, Брянска и далее по всей России? Там тоже действует это распоряжение или в других населенных пунктах приняты свои постановления?

Приношу извинения за дотошность, но приведу еще две цитаты из этой статьи.

«ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА. Впервые о существовании межповерочных интервалов жители столицы узнали девять лет назад, когда 10 февраля 2004 г. московское правительство издало постановление №77 «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы». В пункте 7.9 приложения №1 было написано: «Межповерочный интервал, установленный Госстандартом РФ... составляет для приборов учета расхода холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета расхода горячей воды - не менее 4 лет. Если через 4 года и 5 лет у тебя возникли сомнения относительно точности работы прибора, - поясняет Елена Хакимова, - можешь обратиться в метрологическую службу, где либо выявят погрешности в работе индивидуального прибора учета (ИПУ) и его придется заменить, либо не выявят никаких отклонений и прибор продолжит считать воду в прежнем режиме» . «На какие Госстандарты ссылались чиновники московского правительства образца 2004 года, утверждая минимальные межповерочные интервалы? Ни на какие… - утверждает далее Хакимова Е., - Выходит, что на протяжении долгих лет огромное число граждан (по некоторым данным, сейчас в Москве установлено примерно 3 млн ИПУ холодной и горячей воды) дурили, а они велись на красивые слова и ссылки в официальных документах, основанных на взятых с потолка стандартах».

Не буду утверждать, что автор заблуждается и не обосновано обвинила Правительство Москвы, назвав требование периодической поверки счетчиков – большой аферой, а просто выскажу свое оценочное суждение по поднятому в статье вопросу о поверке приборов учета потребления воды.

Ответ начнем искать в самом постановлении № 77-ПП Правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водоснабжения и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы». В нем указано:

«Сложившаяся в Москве схема управления водоснабжением жилых зданий (в т.ч. горячим и холодным водоснабжением) формировалась в 90-е годы без учета необходимости установки и использования общедомовых и квартирных приборов учета горячей и холодной воды. Приборы учета для осуществления расчетов между сторонами за поставленные ресурсы (холодную и горячую воду) и оказанные услуги канализации используются малоэффективно, а квартирные приборы учета не используются совсем. Причиной этого является отсутствие порядка расчетов с потребителями за холодную и горячую воду по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета».

Как эксперт в вопросах жилищного права и проблемах реформы ЖКХ высказываю свое оценочное мнение, что Правительство Москвы по своему статусу имело право принять Постановление, которыми утвердило порядок расчетов с потребителями за холодную и горячую воду по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета.

Постановление правильное и своевременное. На тот период не имелось таких Правил, утвержденных на федеральном уровне. В Приложении № 1 к Постановлению 77-ПП указан Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета. Трудно не согласиться с тем, что во всем должен быть порядок. Тем более он нужен в учете потребления ресурсов и оплате за них. Там же указано, что тип приборов учета должен быть утвержден Госстандартом Российской Федерации и внесен в Государственный реестр средств измерений.

Прибор учёта (счётчик) является сложным техническим устройством. Со временем его детали изнашиваются, деформируются, и счётчик может давать неправильные показания, как в сторону уменьшения реально прошедшего объёма воды, так и в сторону его увеличения. Поэтому периодически необходимо проверять его работу (поверять). Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом Российской Федерации.

Первоначальная поверка счётчиков производится службой ОТК завода–изготовителя, при выпуске из производства прибора, о чём делается отметка в паспорте на счётчик. Это проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156, который введен в действие 01.07.1985 года и действует по настоящее время. Также в паспорте указывается первоначальный межповерочный интервал, то есть через какой срок эксплуатации он требует регулировки. В соответствии с пунктом 2.9 Приказа госстандарта РФ от 18.07.1994 № 125 (ред. от 26.11.2001) "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений" (зарегистрировано в минюсте РФ 21.07.1994 № 640) первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа прибора учета потребления воды.

Изготовитель в паспорте на прибор учета указывает гарантированный интервал времени, в течение которого показания счётчика можно считать достоверными (межповерочный интервал). Этот интервал устанавливается производителем счётчиков по согласованию с Государственной метрологической службой при регистрации типа прибора. На практике этот интервал составляет от 3 до 12 лет в зависимости от типа прибора.

Разброс в сроках межповерочного периода приборов учета потребления ресурса большой. Например, для приборов учета потребления газа производители - Радиозавод им. А.С. Попова ОАО ОмПО (г. Омск) и Бетар ПКФ (г. Чистополь) согласовали с Государственной метрологической службой межповерочный период для одного типа прибора только на 3 года, а для другого типа прибора – на 5 лет, а изготовители приборов учета Эльстер Газэлектроника ООО (г. Арзамас) и СПб ЗИЛ ООО (г. Санкт-Петербург) изготовили такой тип прибора учета потребления газа, который прошел согласование межповерочного периода на 10 лет. Аналогично устанавливаются межповерочные периоды и для приборов учета других ресурсов.

Думаю, что удалось убедить автора статьи «Управы не услышали Собянина» Елену Хакимову, редакцию газеты «Мир новостей» и ее читателей, что есть основания у Единых расчетных центров требовать своевременного прохождения очередной поверки приборов учета потребления воды. Если не убедил – читаем далее.

Точность приборов учета – залог Вашей экономии и отсутствия конфликтов с ресурсоснабжающей и обслуживающей организациями. Единственным способом обнаружения неисправностей в работе водосчетчиков, сбоев или отклонений в показаниях является процедура поверки .

Необходимость проведения поверки приборов учета воды определена Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Статья 9 «…к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку…»). По истечении этих сроков счетчики должны быть поверены (либо заменены на новые).

Обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем , расчет за коммунальные услуги производится по средним тарифам. Приборы, не прошедшие поверку, к дальнейшей эксплуатации не допускаются!

В пункте 59 Постановления правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и польхователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, от 27.08.2012 N 857) указано, что в случае истечения срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки – начисления за потребленную воду производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.

Называя требование проведения поверки счетчиков – большой аферой, автор высказазала свое личное мнение, но не убедила меня в своей правоте.

Как эксперт по ЖКХ с достаточной судебной практикой рекомендую гражданам, проводящим расчеты за потребленную воду по показаниям установленных в квартире счетчиков воды, - строго следить за сроком очередной их поверки. Все по Закону!

Счетчиков воды, которое отменило действие закона, оговаривающего порядок поверки, покупки, монтажа и техобслуживания измерительных приборов. Согласно этому постановлению правительства Москвы о поверке счетчиков воды была отменена не сама процедура проверки приборов учета, а «дарованные» в свое время Ю. Лужковым фиксированные сроки. Эти сроки замены счетчиков воды в Москве - постановление правительства 77-ПП от 2004 года - были равны:

  • 4 года для счетчика горячей воды;
  • 6 лет для водосчетчика холодной субстанции.

Именно их и упраздняет постановление об отмене поверки счетчиков воды №831-ПП и выпущенный годом ранее закон РФ №354 (май 2011 года). Согласно этим двум постановлениям сроки поверки и замены измерительных приборов учета соответствуют эксплуатационному периоду оборудования. Он указан в техпаспорте к каждому сертифицированному и утвержденному на территории РФ водосчётчику /горячей воды.

Помним: оговаривает факт того, кем должна быть обеспечена поверка счетчиков воды, постановление правительства 354 - собственник квартиры заботится о проведение проверок в срок, который установлен в техпаспорте. Он может быть различным от 2 до 6 лет при покупке отечественных измерительных приборов. А при импортных моделей срок эксплуатации водосчетчиков - постановление правительства от 2004 года не запрещает устанавливать такие приборы - может составлять 6-15 лет. Отменяет фиксированный период, в течение которого должно быть выполнено техобслуживание счетчиков воды в Москве, постановление 831 ПП, действующее и посей день.

Об отмене поверки счетчиков воды в деталях

Москвичи на форумах и при личном общении уже давно обсуждают изменения в законах, которые внесены правительством Москвы, и не могут прийти к единому мнению. Так как же понимать пресловутое 831 постановление Москвы: отменена ли поверка счетчиков воды, ужесточилась ли процедура, как теперь ее выполнять? Не вдаваясь в подробности пунктов закона, приведем этапы процедуры перехода на экономную систему оплаты услуг водоснабжения. Их оговаривает 354 и 831 постановление правительства Москвы - замена счетчика или его первичный монтаж предполагает сбор собственником квартиры пакета документов, который предоставляется управляющей компании (УК) и в ЕИРЦ:

  • измерительного оборудования в эксплуатацию. Не забываем, что постановление о поверке счетчиков воды в Москве требует, чтобы поверка проводилась именно по этому документу.
  • Договор на монтаж приборов.
  • Договор на оказание услуг по техобслуживанию расходомеров. Правомочная замена водосчетчиков в Москве - постановление 354 оговаривает порядок процедуры - выполняется, если: обнаружены ошибки в работе, выявлена большая погрешность учета, повреждены пломбы и так далее.
  • Акт приема работ. Об этом документе постановление правительства Москвы о водосчетчиках ничего не говорит. Его не требует ЕИРЦ, но он должен быть на руках у собственника квартиры.

Помним: обязательное наличие акта ввода в эксплуатацию приборов оговаривает постановление правительства Москвы о поверке счетчиков воды 831 ПП. Без этого документа не будет выполняться расчет по показаниям приборов. Сумма будет начисляться по общему тарифу.

Теперь можно дать достоверный ответ на вопрос, справедлива ли отмена поверки счетчиков воды в Москве и области. Отмены не было.

Помним: как только истечет межповерочный срок (указан в техпаспорте к каждому водомеру), надо выполнить проверку измерительного оборудования. Ее постановление правительства Москвы о замене счетчиков воды не упразднило. Без этой процедуры приборы учета считаются непригодными для осуществления измерений потраченной жильцами квартиры воды. Также не забываем, что закон об отмене поверки счетчиков воды в Москве не освобождает владельцев квартир от подачи акта о вводе в эксплуатацию приборов в УК. Поскольку отмена сроков поверки счетчиков воды не была введена, то не предоставление акта в УК гарантирует, что начисления будут проводиться по общедомовым счетчикам.

С чего все началось, или о шуме вокруг поверки счетчиков воды

Недоразумения, которые вызвала отмена поверки счетчиков воды - постановление 831-ПП, произошли из-за неправомочных действий УК и коммерческих организаций. Они стали требовательно настаивать на проведении замены измерительного оборудования. Поскольку на тот период отмена поверки счетчиков воды в Москве по постановлению 831-ППА еще не была введена, то такие предложения поступали к собственникам квартир без учета действительных сроков. На такие действия УК москвичи отреагировали подачей в суд.

Вопросом до вступления в силу постановления 831 ПП по проверке водосчетчиков занималась межрайонная Хорошевская прокуратура Москвы. Она провела тщательную проверку обращений граждан жаловавшихся на действия УК. До того времени, как в силу вступил закон 831, поверка счетчиков выполнялась раз в 4 и 5 лет (меньший срок отведен на водомеры горячей воды). То есть: какой бы прибор не установил владелец квартиры, его проверка или замена должна была выполняться в строго установленный срок, но ведь есть оборудование с 12 летним сроком службы.

Этот фиксированный срок замены счетчиков воды постановление 831 ПП и отменяет. Теперь межповерочный период устанавливает независимое лицо - компания-производитель прибора учета воды. Он прописан в техпаспорте всех сертифицированных на территории РФ водомеров. Помимо этого постановление правительства Москвы об отмене счетчиков воды оговаривает и обязательность прохождения процедуры, иначе расчет за потребленные кубометры воды будет выполняться по показаниям общедомовых приборов.

Так проводить или не проводить поверку счетчиков воду?

Расходомеры холодной/горячей субстанции, как указывает постановление правительства Москвы по счетчикам воды, должны быть обязательно проверены. Когда поверять приборы? Необходимо в техпаспорте к оборудованию найти пометки о вводе устройств в эксплуатацию и сроке его службе. Данные о периоде эффективной работы, как гласит 831 закон об отмене поверки водосчетчиков, и будут межповерочным периодом. По его истечению измерительные устройства должны быть проверены.

Помним: постановление правительства о замене счетчиков воды не принуждает собственников квартир выполнять покупку новых приборов в срочном и обязательном порядке. Проверяющая организация лишь рекомендует по результатам поверки выполнить замену.

В нашей компании вы сможете заказать услугу по , техобслуживанию и поверке счетчиков воды. Мы действуем в соответствии с постановлением правительства Москвы о поверке водосчетчиков в квартирах. Предлагаем высокий уровень обслуживания и доступные цены.