Театрализованные игры для детей с овз как средство развития их речи. Причём начинает сам, намеренно делая паузу для того, чтобы дети. Театрализованные игры для детей старшей группы

Марина Гусева
Музыкальная игра-драматизация для детей 3–4 лет «Кто сказал «Мяу?»

2018. «Кто сказал «мяу?»

Музыкальная игра-драматизация для детей 3-4 лет .

Цель : Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях под музыку ; развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Щенок :

«Я на коврике лежу,

И в окошечко гляжу,

Все лежу и лежу,

Щенок :

«Кто же это здесь такой?

Кто нарушает мой покой?

Никого вокруг не видно,

Песню не допел – обидно!»

Идет петушок. Исполняется песня.

«Петушок» муз. Витлина

Щенок :

«Ой, как страшно он кричит,

Даже хвостик мой дрожит,

Но кто же «мяу» говорит?»

Бежит мышонок :

«Пи! Ужасней слова нету?

Вы давно слыхали это?»

Щенок :

«Да вот только что слышал…»

Мышонок :

«Пи-пи-пи! Я побежал» .

Исполняется танец.

«Кузнечик» муз. В. Шаинского

Задачи : Развитие координации движений, чувства ритма, образного восприятия музыки /А . И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Щенок :

«Кузнечик, это ты сказал «Мяу»

Кузнечик :

«Я умею стрекотать,

Да на скрипочке играть .

Ну а ты, видать, ленился,

Да чуть-чуть не доучился».

Щенок :

«Я тебе сейчас задам!»

(прогоняет кузнечика) .

Идет курица с цыплятами.

«Цыплята»

/азербайджанская народная песня/

Задачи : Развитие музыкальности , умения координировать движения с музыкой /А . И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Щенок :

«Цыплята, это вы сказали «Мяу» ?

1-й цыпленок :

«Пи-пи-пи! Мы наготове…

Ужас спрятан в этом слове».

2-й цыпленок :

«Если звук такой раздался –

К маме надо нам бежать».

Скачет лягушка :

«Ай, умора, вот потеха!

Лопну я сейчас от смеха.

Глупых видела не мало,

Но такого – не встречала».

Щенок :

«Так это ты сказала «Мяу» ?

Лягушка :

«Перестань болтать, болтушка.

Я – болотная лягушка.

Нам мяукать неприлично;

Все мы квакаем отлично :

«Квак-квак-квак-квак» .

Ты запомнил? Только так!»

«Три поросенка» песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора»

Задачи : Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способность к импровизации, А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Выбегает волк, поросята убегают.

Волк :

«Я злой и страшный серый волк,

Я в поросятах знаю толк, р-р-р!»

Щенок (испуганно) :

«Простите, пожалуйста, это не вы сказали «Мяу» ?

Волк :

«Что? Да как ты посмел, щенок?

Я тебя сейчас в клочья разорву»

(гонится за щенком и, не догнав, убегает) .

Божья коровка :

«Я божья коровка

И ползаю я ловко.

С Цветочка на цветок –

Пью душистый сладкий сок».

Щенок (набрасываясь) :

«Так это ты сказала «Мяу» ?

Летит пчела :

«Ж-ж-повежливее пес!»

(жалит) .

Щенок :

«Ай-ай-ай! Мой бедный нос!»

Пчела :

«Ж-ж-не будешь зря соваться

И На всех вокруг бросаться!»

Щенок :

«Ай, как носик мой болит!

Весь до кончика болит».

К щенку подходит кошка.

Щенок :

«А-а-а! Так вот кто здесь орал,

Песню петь мне не давал.

Ну, погоди, тебе задам!»

(Дерутся, убегают) .

Музыкальный руководитель :

«Так знакомство состоялось.

И опять щенку досталось.

Но, хоть он и пострадал,

Да зато умнее стал.

Хоть дрались они вначале,

Но потом друзьями стали;

Их водой не разольешь –

Погляди, и сам поймешь!»

«Мяукалка» муз. А. Киселева

Задачи : Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому.

Подготовила Гусева М. А. 2018

Публикации по теме:

Стихи «Музыкальные занятия», «Кто сказал мне громко «мяу»?», «Космонавтом стану я» Если хочешь научиться петь и танцевать Музыкальные занятия должен посещать. Там тебе откроют двери в мир волшебных звуков. Там не строят,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе. Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект открытого занятия-драматизации сказки И. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» (средняя группа) Цель:Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности. Задачи: 1. Обогащать духовный.

План образовательной деятельности «Кто сказал «Мяу»?», или с котом по Петербургу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 29 Красносельского района Санкт.

Сценарий НОД по речевому развитию «Кто сказал «Мяу»?» Тема: Сказка «КТО СКАЗАЛ "МЯУ"?» Цель: продолжать развивать речь детей, посредством включения их в творческую деятельность. Задачи:.

Сценарий новогоднего праздника для детей 2–3 лет с кукольным спектаклем «Кто сказал мяу» НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ С КУКОЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЕМ «КТО СКАЗАЛ МЯУ?» ВЕД: Посмотрите-ка, из леса елка в гости к нам пришла, Как украшена чудесно,.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы его творческой деятельности. В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: работая над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.

Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться – совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

В своей работе мы используем различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф. При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному» ; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры – разминки («Птички в саду» и др.) , упражнения («Как воет ветер?» и др.) , этюды («Березки» , «Зайцы» ,» Котята») , игры – импровизации, пальчиковую гимнастику, инсценировки («За рулем» , «Едем на экскурсию» ,) , игры – хороводы, спектакли («Теремок» , «Репка» …)

Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений то игра для детей будет интересна долгое время.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать детей из старших групп с постановочными спектаклями. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Малыши в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют дети, тем внимательнее смотрят маленькие зрители.

Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте дать элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире, поверить в себя, свои силы, научиться общаться друг с другом и узнать об окружающем мире как можно больше.

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

(вторая младшая группа)

ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать речь. Развивать умение повторять присказки, производить действия в соответствии с текстом. Вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: теремок, маски животных (зайца, лисы, лягушки, волка, медведя) , кукольные игрушки (мышка, медведь) , 4 резиновые игрушки (петух, лиса, заяц, волк) , иллюстрации четырех разноцветных лягушек (зеленой, красной, синей, желтой) , изображения теремка, будки, многоэтажного дома.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы не просто дети, а зрители. Я приглашаю вас в театр. Проходите, занимайте свои места, готовьтесь смотреть спектакль. Но театр у нас не простой, а волшебный, поэтому мы будем не только смотреть, но и участвовать в спектакле.

Этюд «Березки» Для начала представьте, ребята, что мы превратились в белоствольные березки из сказочного леса. Березки расправили свои нежные листочки, протянули тонкие веточки к солнышку и ощутили на них приятное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг, налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Удивились они и согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун – ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки, обняли себя листочками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал – вымокли березки до последнего листочка. Повисли их ветви как плети. Подняли они глаза к небу, чтобы увидеть солнышко, и быстро опустили их вниз: дождинки капали им прямо на глаза. Испугался ветер, что березки заболеют, и разогнал тучи. Выглянуло солнышко, березки радостно вздохнули и весело заморгали карими глазками.

Молодцы! Теперь вы готовы смотреть спектакль. Садитесь.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ! (включается музыка)

Ребята, смотрите, какой у нас интересный домик появился (открывается теремок)

Кто там живет? Пойду – ка, я посмотрю. (подходит к домику, стучится, из него выходит Марья- сказочница с корзинкой в руках)

Марья: Здравствуйте, ребята! Я Марья – сказочница, хожу по свету, собираю интересные сказки. А вот одну сказку забыла. Никак не могу вспомнить. Про теремок, знаете? Поможете мне? (достает из корзинки куклу-мышку)

Слушайте сказку!



Вот по полю, полю, мышка бежит
Увидала теремок и говорит:

«Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?»
Никто ей не ответил.
И стала она в нем жить.

Воспитатель: Марья-сказочница, а мы с ребятами умеем мышку показывать. Покажите, ребята! Как она пищит? (дети с помощью пальцев рук изображают мышонка. Для этого средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты дугой и прижаты к среднему и безымянному пальцам. При затруднении можно помогать свободной рукой)

У вас получились забавные мышата.

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю… -Кто бежит, ребята?
Дети: Лягушка!

Марья: Правильно!

Воспитатель: Только она не бежит, а …скачет (подсказывают ребята) . Давайте покажем, как скачет лягушка и квакает. (дети садятся на корточки и подскакивают с кваканьем)

Лучше всех получилась лягушка у Маши. Будешь лягушкой (одеть маску)

Подходи к теремку, узнай, кто там живет?

Ребенок: Терем, теремок, кто в тереме живет?

Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?

Ребенок: А я – лягушка-квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить (дети садятся на лавочку возле теремка)

Марья: Лягушка прыгнула в теремок. И стали они жить вдвоем.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают лягушки? (ответы детей)

Лягушки бывают разных, ярких цветов: и красные, и желтые, и даже синие, но у нас живут зеленые лягушки.

Марья: Ой, совсем меня запутали!

(достает изображения разных по цвету лягушек, показывает детям)

Помогите мне, ребята, покажите, какая лягушка приходила к теремку? (ответы детей)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю… -Кто бежит,
Дети: Зайчик!

Марья: Правильно, зайчик – побегайчик.

Воспитатель: А почему его так зовут? (он быстро бегает)

Какого цвета зайчик? Почему?

Алина правильно ответила на вопрос. Будешь зайчиком. (одеть маску зайца)

Скачи, зайчик, к домику. Узнай, кто там живет?

Зайчик: Терем, теремок, кто в тереме живет?

Мышка: Я –мышка-норушка.

Лягушка: Я- лягушка-квакушка. А ты кто?

Все звери: Иди к нам жить.

Марья: Заяц – скок в теремок! Стали они жить втроем (ребенок садится на лавочку возле домика)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.

Дети: Лиса.

Воспитатель: Как ее называют в нашей сказке? (лисичка-сестричка)

Какая она? Опишите (рыжая, пушистая, у нее длинный хвост, хитрая)

Давайте покажем, как лиса ходит. (дети идут по кругу за воспитателем, имитируя мягкую походку лисы, затем садятся на места)

Самой лучшей лисой была Женя (одеть маску) Садись, Женя, к теремку на лавочку.

Марья: И стали они жить вчетвером.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю, полю… -Кто бежит?

Дети: Волчок – серый бочок.

Воспитатель: Давайте, ребята, покажем злого волка (дети рычат, показывают когти)

Марья: Ой, а мы боимся злого волка. Давайте, зверята, покажем как нам страшно (дети у домика обхватывают себя или друг друга руками, дрожат)

Воспитатель: А в нашей сказке волк добрый. Его называют волчок – серый бочок, он есть никого не собирается, а хочет вместе с другими зверями жить. Волком будет Даня (одеть маску)

Марья: Иди к нам жить!

Волк влез в теремок, и стали они жить впятером. Весело зверям, песни поют, пряники жуют. Вдруг идет мимо…кто? (медведь косолапый) Увидел медведь теремок, услышал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Воспитатель: Давайте покажем, как ходит и ревет медведь. Всех страшней ревел Миша. Ты будешь медведем (одеть маску) Ну, подходи, медведь, к теремку. Спроси страшным голосом.

Медведь: Терем, теремок. Кто в тереме живет?

Мышка: Я –мышка-норушка.
Лягушка: Я- лягушка-квакушка.
Зайчик: А я зайчик - побегайчик.
Лисичка: Я – лисичка-сестричка.

Волк: Я волчок – серый бочок, а ты кто?

Медведь: А я медведь косолапый.

Все: Иди к нам жить. (ребенок садится на лавочку, Марья – сказочница достает куклу-медведя и досказывает сказку)

Марья: Вот и полез медведь в теремок (лезет в окошко) , лез, лез, никак не мог влезть и уселся – ТРАХ!!! Раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и развалился

(воспитатели аккуратно роняют домик)

Еле-еле успели из него выскочить все звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок, (дети разбегаются в разные стороны) И принялись они дом новый строить, чтобы всем места хватило: бревна носить, доски пилить.

Воспитатель: Ребята, а какие инструменты нужны для строительства?

Дети: Называют и показывают инструменты:

Молоток – тук-тук-тук (кулачками)

Топор - ух-ух-ух (резкие наклоны вниз)

Пила – вжик-вжик-вжик (пилящие движения руками)

Марья: Молодцы! (достает из корзинки ножницы, иголки) А вот эти инструменты нужны?

Дети: Нет

Марья: показывает картинку с изображением разных построек: будки, теремка, многоэтажного дома. Какой же домик у зверей получился

Дети отвечают и поясняют свой ответ

Марья: Понравилась вам сказка? А вы были внимательны? Сейчас узнаю! Закройте глазки (выставляет на стол четыре игрушки: петуха, лису, зайца, волка) Какой зверь не приходил к теремку?

Дети отвечают и поясняют свой ответ.

Марья: Правильно, молодцы. Петушок из другой сказки

Воспитатель: Ну что же, ребята, сказку мы рассказали. Спектакль окончен.

(включается музыка) Давайте похлопаем, как в настоящем театре.

Марья: А я с вами прощаюсь, До свидания.

Введение.

В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.

Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II . Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.

III . Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV . Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.

V . Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

Речевые игры и упражнения .

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? – Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу! Хочешь молока?

А в товарищи щенка?

2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.


Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

Храбрый мальчик крикнул:

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.


Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.


Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.


Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Литература

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу представить вам очень талантливую маму, профессионала своего дела, актрису, режиссера — Белоусову Юлию

Играем в театр – зачем?

А и правда – зачем? У нас ведь нет задачи сделать из ребёнка артиста, да и с фантазией у абсолютного большинства детей всё в порядке от природы, и в ролевые игры они играют с большим успехом без нашей взрослой помощи.

Всё верно. Но актёрский тренинг, (а мы будем говорить именно о нём, только в чуть-чуть адаптированном виде) – занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, от учителя или из книжки, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале актёрский тренинг – это коллективное дело, но вполне можно заниматься и вдвоём с мамой). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.

С какого возраста можно играть в такие игры?

С любого. Такие занятия могут быть интересны и полезны как малышам, так и взрослым. Любую игру или упражнение можно при желании адаптировать для крохи и наоборот – сделать сложнее и разнообразнее, стоит только включить свою фантазию. Поэтому возрастной диапазон наших занятий будет примерно таков: от 2-3 лет до бесконечности. Я намеренно не буду говорить о том, что именно развивает то или иное задание – мы с вами прекрасно понимаем, что любая игра развивает у ребёнка абсолютно всё, что бы там ни писали в методичках и на коробках с играми и игрушками.

Договоримся на берегу!

Прежде чем мы с вами отчалим от берега и поплывём по театрально-творческим волнам, хочу обратить ваше внимание на одну вещь, дабы потом избежать разочарований. То, что мы привыкли считать театральной деятельностью наших малышей – утренники в детском саду, например – на самом деле не имеют ничего общего с театром в любом его проявлении и форме. Не хочу никого обижать: утренники – это по-своему отличное, интересное и полезное дело, но… бесконечно далёкое от театра. Поэтому в этой статье вы не встретите советов, «как научить ребёнка выступать на публике и не стесняться», «что делать, чтобы малыш читал стихи громко и чётко» и т.д. Мы не будем сегодня «учить роли», гримироваться и шить костюмы. Зато мы будем играть всякие истории, придумывать настоящие этюды и даже осваивать азы пантомимы. Ну, раз обо всём договорились – вперёд!

Королева Фантазия и Король Воображение

Это наши друзья и помощники, без них просто никуда. Поэтому им будет посвящён целый блок тренинга.

Превращалки . А сейчас мы все – волшебники. Игра чем-то похожа на «море волнуется». Я хлопну в ладоши и скажу, во что будем превращаться, и мы все тут же становимся… мячиком, карандашом, цветком, зубной щёткой … А теперь чуть сложнее: бутон белой розы, увядшая ромашка в вазе, осенний грустный дождик, горячий песок на пляже…. А теперь ещё сложнее: радуга, сомнение, Новый Год, буква «А», весёлое настроение, мамина улыбка.

А теперь скажите, пожалуйста, можно ли сыграть дождь? Нет, не показать, а именно сыграть его (или «в него» – это как хотите)? Конечно, можно! Но только сыграть-то можно историю, а её нужно узнать или сочинить. А что дождь делает? Идёт… Отлично! А ещё? Льёт как из ведра, моросит… Замечательно! А ещё он может играть на крышах, как на барабанах, или рисовать каплями на асфальте, или играть с прохожим, норовя капнуть прямо за шиворот, или пускать пузыри в луже, или… И вот нам уже есть чем заняться, и вопрос «как сыграть дождь» просто не стоит! А дождь – он какой? Какой у него характер? Походка? Настроение сегодня? Может быть, он не выспался или сердится на кого-то? А на кого и за что?… Или наоборот – он очень рад, потому что к нему приехала бабушка! Кстати, а может ли у дождя быть бабушка? И если да, то как же она выглядит?… И вот наш дождик становится живым. И у нас получился маленький этюд, почти спектакль!

Этюд . А теперь попробуем сыграть историю, которую придумал кто-то другой. Я предлагаю обратиться к известной многим книжке А.Усачёва «Жили-были ёжики». Выбор пал именно на это произведение, во-первых, потому что эту сказку читали, наверное, почти все, во-вторых, события этой истории достаточно подробны, на них легко можно посмотреть через «увеличительное стекло» и превратить в полноценный этюд-историю.

Ребята любят «рисовать широкими мазками», поэтому они готовы в двух-трёх жестах показать-рассказать целый мультфильм или сказку. И это здорово! А наша задача – направить их внимание на мелочи, не менее интересные и «вкусные», чем лихие повороты сюжета.

Ежика Вероника попала в банку из-под варенья. Это же целая история! Нужно только чуть-чуть помочь ребёнку её прожить подробно. Для этого можно прямо во время нашего «спектакля» подсказывать малышу то, что ускользнуло от его внимания, можно даже придумывать мелочи, которых не было в книжке, очень важно в этом «суфлировании» магическое слово «вдруг».

Вероника ела малиновое варенье. Запретное – это важно! Значит, ела так, чтобы никто не заметил. Вкусное-е-е-е! Сначала она одним пальчиком брала варенье, а потом увлеклась и стала есть целой лапкой. И вдруг… капнула на платье. Расстроилась? Нет? Ну и правильно – варенье важнее. Ела-ела и наелась! Живот такой большой стал и лапы липкие! Ещё хочет или нет? А это уже не важно: варенье ведь всё равно кончилось, вот на донышке последняя капелька осталась. Вдруг Вероника поняла, что она внутри банки… Это весело: можно нос к стеклу прижать, можно крикнуть наверх – и получится смешное эхо. Сколько игр можно придумать! Ой-ой-ой… А как теперь выбираться-то? Подпрыгнуть? Нет, не достать до горлышка… Может быть, вскарабкаться? Но лапки соскальзывают… А если банку разбить? Силёнок не хватает. Как-то уже не по себе… И к маме так хочется… Что же дальше будет делать Вероника? Звать на помощь? Или придумает какой-то свой выход из сложившейся ситуации?

С подсказками нужно быть как можно деликатнее: если малыш хорошо сам придумывает варианты, то не стоит его мысль перебивать, если только предложить какое-то очень неожиданное обстоятельство – пусть попробует выкрутиться. А если ребёнок стремится «перепрыгнуть» сразу к результату, то чем подробнее будет мамин монолог, тем лучше.

А вот ещё идеи для подобных этюдов из этой же книжки: Вероника прилипла к маслёнку, Вовка играет в футбол и каждый раз прокалывает иголками мяч, Вероника подглядывает в коробку с бронзовиками, Вероника вместо компота выпивает папины чернила и т.д.

Музыка, давай дружить!

Без музыки, пожалуй, нет театра. Она – мощнейшее выразительное средство, действующее лицо, создатель атмосферы спектакля и выразитель чувств и эмоций героев. Давайте послушаем её. Лучше, если музыка будет классической, инструментальной (без слов). Хорошо, если это будет маленькое и простое для восприятия произведение или отрывок на 1.5-2 минуты. И.С. Бах, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, П.Чайковский, Р.Шуман писали музыку для детей, в их творческом наследии много таких произведений, которые нам нужны: маленькие, яркие и выразительные, событийные. Можно без труда подобрать что-то интересное именно для вас с малышом. есть небольшой список подходящих для таких игр музыкальных произведений.

А теперь давайте представим, про кого эта музыка? Про то, как кот пил молоко и точил коготки? Здорово! А показать этого кота сможешь? А вот интересно, что произошло с нашим котом во время этого «бум» – а ведь явно что-то произошло, ведь так сильно музыка вскрикнула?!

Чем больше вопросов будет задано ребёнку, тем лучше. Обращайте своё и детское внимание на музыкальные акценты и всевозможные изменения: вдруг музыка стала тихой-тихой, а теперь появилась пауза – тоже ведь неспроста, а теперь изменился темп и тональность – отчего это? и т.д.

А какой характер у этой музыки? Она добрая или воинствующая, задумчивая или игривая? Не обязательно слушать музыку сидя, можно двигаться, только одно условие: слушаться музыку, куда она поведёт и позовёт. А, может быть, у нас получится её нарисовать или слепить? Давай попробуем! Или сочинить сказку (вместе с мамой, конечно), а потом под музыку её сыграть, как этюд?

Озвучание. А вот ещё интересная командная игра. Правда, она не с музыкой, но со звуками. Придумываем вместе цепочку несложных действий. Например, я беру со стола стакан с чаем, кладу туда два кусочка сахара, размешиваю ложкой и выпиваю. Всё это, конечно, не настоящее, а воображаемое. Теперь давайте подумаем, какие звуки мы слышим во время этих действий? Шаги, стук кусочков сахара, звяканье ложки, шум выпиваемой воды… Возможно, что-то ещё? Теперь давайте найдём вокруг себя подходящие предметы, чтобы можно было издать эти звуки – самые неподходящие на первый взгляд предметы, могут стать отличными помощниками. Всё готово? Теперь, если играющих больше, чем двое, нужно распределить звуки между собой. Один из игроков выполняет все действия с воображаемым чаем, а все остальные озвучивают этот процесс. Игра требует пристального внимания от каждого, ведь задача не подловить друг друга, а напротив – максимально точно озвучить фрагмент!

Живое слово

Как же его нам не хватает, как только жизнь ставит нас в ситуацию какого-то «показа»! Слова заученного стихотворения неловко падают куда-то вниз, да ещё норовят и забыться по дороге! Ужас! И до чего же легко мы рассказываем о том, как отдыхали на море, о маленьком котёнке, который со вчерашнего дня живёт у нас дома, о празднике по случаю нашего дня рождения. Всё так и есть: слово может стать живым и выразительным, а значит, интересным слушателю, только в том случае, если оно рождается «картинкой» внутри. То есть, сначала мы представляем в своём воображении то, о чём рассказываем – не сам текст, а очень интересную историю! – а потом уже превращаем нашу картинку в слова. Вот и главный секретик «говорильных» игр: рождение живого слова.

Сказка про… Да про что угодно! У меня в кармане есть автобусный билетик, давайте про него сказку сочинять. Говорить начнёт тот, в чьих руках находится билет. По моей просьбе, билетик передаётся дальше, и повествование продолжает другой рассказчик. Интересно, куда же вырулит сюжет к концу сказки? Передача «эстафеты» происходит на границе событий: «и вдруг…», «а однажды…», «и вот…»

Скажи как будто… Вот ещё игра со словом. Я предложу короткую, но не очень легко произносимую фразу: «слишком солёный суп», например. Для ребят постарше и фразы будут позамысловатее и подлиннее, а для малышей, наоборот – попроще, можно даже ограничиться одним-двумя словами. Главное, чтобы её было можно быстро и легко запомнить. А теперь произнесите её, как будто вы не хотите есть этот противный суп, а теперь как будто солёный суп – ваше любимое лакомство, чем он солёнее, тем лучше. А теперь как будто этот суп сварили вы, и теперь извиняетесь за то, что он вышел пересоленным. А теперь это и не про суп вовсе – это зашифрованное послание, его нужно сказать по секрету, чтобы никто посторонний не услышал. А теперь «слишком солёный суп» — это ваше имя. Представьтесь, пожалуйста! А теперь вы – ведущий концерта и объявляете следующий номер программы. Продолжать можно долго.

«Мама» Какое замечательное слово! Мы его произносим очень часто. А по какому поводу? Давайте вспомним, в каких ситуациях сегодня мы обращались к маме. С утра нарисовали красивый рисунок и пригласили маму полюбоваться. А потом увидели, как на улице гуляют дети и стали уговаривать маму идти гулять. Потом попросили помочь завязать шнурки. А потом позвонил телефон, и мы позвали маму. А на прогулке встретился большой и страшный паук, и от страха мы закричали: «мама!». А после обеда мама прилегла отдохнуть, а нам так нужно было что-то спросить у неё, поэтому тихо, шёпотом, чтобы не разбудить и очень ласково: «мама!». Вот сколько историй приключилось за сегодняшний день, и как по-разному звучало одно и то же слово! А давайте теперь сыграем их как этюд, как маленький спектакль, в котором будет звучать только одно слово.

Две руки – две волшебницы

Руки – это, пожалуй, одно из самых выразительных средств. Как часто, рассказывая что-то или объясняя, мы непроизвольно жестикулируем руками, помогая своему рассказу. Их жесты порой могут сказать даже больше, чем слова.

Муха. Она будто бы летает вокруг нас и жужжит. А мы её – раз! – и поймали в кулачок. Послушаем, как она там, жужжит? А теперь посмотрим на неё, только осторожно – улетит! Открываем по одному пальчику – раз, два, три, четыре, пять, — улетела! Теперь снова найдём её глазками и снова поймаем, только теперь уже другой рукой.

Клей. Мы сегодня клеили (кстати, а какую именно поделку мы делали? Это подарок или просто так, для себя? Красиво получилось?), и на ладошке остался клей. Нужно его счистить каждым пальчиком этой же руки по очереди. Получилось? Теперь на другой ладошке.

Лепка. Можно лепить из пластилина, можно из глины, можно из теста. А можно из своей собственной руки. Сначала нужно ручки размять, разогреть. А теперь можно лепить. Всё что угодно! Стол, гриб, лодочку, домик, кресло. А теперь давайте слепим какое-нибудь существо. Оно может быть самым невероятным и фантастическим. Готово? А как оно передвигается? А погладить его можно, не укусит? А что оно ест на завтрак и где живёт? А что это у него – усики или лапки? У него есть друзья? И самое главное: какое у него имя, ведь имя – это судьба в некотором роде?

Пантомима. Это театр без слов, но они в данном случае и не нужны, всё и так понятно. Давайте слепим воображаемый шарик. Лепим тщательно, он должен быть совсем-совсем круглым, гладким. Вот он становится всё больше и больше, а теперь давайте сделаем его более плотным и маленьким, для этого нужно приложить больше усилий. Ой, он стал тяжёлым и почти коснулся земли, и держать его тяжело – рука сама к земле тянется. А теперь он вдруг стал лёгким. И теперь уже его нужно удержать, чтобы не улетел, даже на цыпочки придётся встать. Давайте теперь его отпустим в небо, пусть летит! И проводим взглядом, вот он, уже совсем в точку превратился.

Может быть, теперь мы «слепим» кубик и построим из наших воображаемых кирпичиков целый дом? Решать вам. Можно продолжать бесконечно. Тем, кто захочет поиграть в такие игры, хочу пожелать не увлекаться «ролями», а искать и примечать живое и настоящее во всём вокруг: в себе и друг в друге, в своих и чужих реакциях и эмоциях, в словах, поступках, впечатлениях, в окружающем мире. Хоть и говорят, что актёры «играют роль», игра в данном случае — процесс максимально честный, сродни детской игре: всерьёз, до конца, по-настоящему. В этом парадокс актёрского тренинга: играя не играть. Не кривляться и прикидываться, а проживать и чувствовать.

Попробуйте поиграть с малышом в любую из предложенных игр, и своё собственное чутьё обязательно подскажет то направление, куда захочется отправиться дальше.

На этом мы закончим наше занятие. С огромным удовольствием я отвечу на любые ваши вопросы. Творческих успехов всем!

Белоусова Юлия

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.


156210794385картотека
театрализованных игр
для детей 3 – 4 лет
00картотека
театрализованных игр
для детей 3 – 4 лет
5356320184400
69215117475Театрализованная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.


00Театрализованная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.
Театр в жизни ребенка-это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д. С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» - «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на ссцене, что-то делать.

106045180340Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»


00Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»
Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие - детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают. Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок - мяуканьем; лягушка и лягушонок - кваканьем.

114935157480Пантомима «Утренний туалет»





00Пантомима «Утренний туалет»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель говорит, дети выполняют
- Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но - подъем!
Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите
без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

131445255270Игры–стихи.


Кот играет на баяне,
Киска - та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,

00Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска - та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

81915234406Туча.
Туча по небу плывет,
И грозу с собой несет.
Ба-ба-бах! Гроза идет!
Ба-ба-бах! Слышны удары!
Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Мы скорей все в дом идем
И грозу мы переждем.
Показался солнца лучик,
Солнце вышло из-за тучи.
Можно прыгать и смеяться
Тучи черной не бояться!
00Туча.
Туча по небу плывет,
И грозу с собой несет.
Ба-ба-бах! Гроза идет!
Ба-ба-бах! Слышны удары!
Ба-ба-бах! Грохочет гром!
Ба-ба-бах! Нам страшно стало!
Мы скорей все в дом идем
И грозу мы переждем.
Показался солнца лучик,
Солнце вышло из-за тучи.
Можно прыгать и смеяться
Тучи черной не бояться!

57150266065Мотылек.



Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,

00Мотылек.
Летел мотылек, порхал мотылек!
Присел отдохнуть на грустный цветок.
(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)
Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

57150250190Мое настроение.


То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает посижу,
помечтаю, помолчу!
00Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает посижу,
помечтаю, помолчу!

205740179524Умываемся.
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо -
Вытрем сухо!

А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
00Умываемся.
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо -
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,

206375100875Кошки-мышки.
Эта ручка - Мышка,
Эта ручка - Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
00Кошки-мышки.
Эта ручка - Мышка,
Эта ручка - Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»

144780285115Игра с воображаемым объектом






00Игра с воображаемым объектом
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
Крылья самолета и мягкая подушка
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам - пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

220980297180Кошка выпускает когти.

00Кошка выпускает когти.
Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки - то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).