Термин уступить дорогу пешеходу пдд. Правила дорожного движения на пешеходных переходах. Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

Пешеходы – тоже участники дорожного движения. Для них специально выделены определённые области проезжей части. Эти области являются пешеходным переходом.

Пешеходный переход или «Зебра» – это часть дороги, которая предназначена для перехода пешеходами на другую сторону дороги. Она, как и любой другой знак, имеет своё обозначение: равные горизонтальные белые полосы, которые идут поперёк проезжей части.

Также разметка пешеходного перехода сопровождается дорожным знаком, на котором изображён человечек в белом треугольнике, и всё это на синем фоне. Сейчас данный указатель ещё облачён в светоотражающие края жёлтого цвета. Это сделано для того, чтобы в ночное время суток свет от фар автомобиля отражался, и водитель видел издалека знак «Пешеходный переход».

Пешеходный переход обеспечивает безопасность перехода дороги взрослым, пенсионерам и детям. Обычно он сопровождается ещё и светофором, который говорит водителям, когда пришло время остановиться и пропустить пешеходов, которым надо на другую сторону дороги.

Но не только водителям автотранспорта необходимо знать правила дорожного движения. Пешеходы тоже обязаны знать основные пункты правил, которые созданы специально для них. И нормы, касающиеся перехода дороги, не исключения. Важно объяснять всем детям с самого раннего возраста, как правильно и безопасно переходить дорогу. Это сохранит им жизнь и не навредит окружающим его людям.

Виды переходов

Существует 6 видов пешеходных переходов:

  1. Наземный. Самый обыденный вариант перехода, который обычно обозначается всеми знакомой «Зеброй». Его отличительное свойство – данный переход находится на самой дороге.
  2. Подземный. Данный переход располагается под землёй, с помощью которого можно безопасно пересечь нужный участок дороги.
  3. Надземный. Обычно данный вид перехода строят в виде моста, который нависает над дорогой и располагается ей параллельно.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Рядом с такими переходами всегда стоит работающий светофор, который останавливает потоки машин и даёт пешеходам спокойно и безопасно пересечь проезжую часть.
  5. Нерегулируемый переход. Такие переходы обычно делают на мало загруженных улицах, где подразумевается, что водители сами будут пропускать пешеходов в соответствии с правилами дорожного движения. Сейчас активно используется на нерегулируемых переходах ставить знаки дорожного движения «Пешеходный переход» со световой и мигающей подсветкой, чтобы обратить на него внимание водителей.

Подземные и надземные переходы построить весьма сложно, поэтому их ставят только на сильно загруженных дорогах, где наличие наземного перехода может создать большие пробки.

Нынешние пешеходы не утруждают себя в соблюдении правил движения. Поэтому на вопрос: «Когда водитель должен уступить дорогу пешеходу?», самым актуальным ответом будет: «Всегда, если это гарантирует безопасность пешеходу, водителю и всем остальным участникам движения». Если пешеход вышел на дорогу, и переходит её в неположенном месте, то лучше остановиться и дать ему пройти.

В соответствии с ПДД водитель обязан уступить:

  • слепым людям с белой тростью, несмотря на участок дороги, который переходит пешеход;
  • пешеходам, которые вышли на проезжую часть, идя к остановке трамвая. Иногда трамвай может останавливаться на остановке, которая расположена посередине проезжей части;
  • детям, которые переходят дорогу с красным флажком;
  • пешеходам, которые вышли на «Зебру»;
  • во дворах домов, то есть в жилой части города водитель обязан соблюдать скоростной режим и уступать дорогу всем пешеходам;
  • даже если вы маневрируете на дороге, а пешеход, нарушая правила, переходит проезжую часть на красный свет, вы обязаны пропустить его.

Чтобы наверняка не нарушить ПДД, желательно, приближаясь к пешеходному переходу, сбросить скорость движения и внимательно посмотреть по сторонам улицы, чтобы убедиться, что потенциальных пешеходов нет.

Где остановиться по правилам ПДД?

По правилам дорожного движения водители обязаны останавливаться перед пешеходным переходом перед стоп-линией. Это гарантирует хорошую видимость и безопасность пешеходам, которые ступят на «Зебру».

Предотвращение затора

Водитель не имеет права останавливаться на пешеходном переходе, так как это помешает пешеходам безопасно перейти дорогу, а другие машины могут не увидеть людей за стоявшим автомобилем на «Зебре» и начать движение.

Перед тем, как начать движение, вы должны предвидеть вероятность остановки на пешеходном переходе, и если таковая имеется, лучше не пересекать стоп-линию, начиная движение. Если же вы остановились на переходе, то вы обязаны освободить его для пешеходов.

Правила дорожного движения запрещают водителям осуществлять какие-либо манёвры на «Зебре»:

  • парковаться на пешеходных переходах;
  • осуществлять разворот.

Если же ваша остановка на пешеходном переходе вызвана поломкой, то вы обязаны поставить аварийный знак и постараться отбуксировать автомобиль к обочине.

«Зебра» на трамвайных путях

Ранее, если «Зебра» лежала на трамвайных путях, то все пешеходы должны были пропустить трамвай. По новым изменениям пешеходный переход стал участком дороги преимущественным для пеших граждан.

То есть, когда пешеход становится на «Зебру», его обязан пропустить и трамвай. Но в свою очередь пешеход должен убедиться в безопасности перехода и не кидаться под колеса этому тяжёлому транспортному средству.

Парковка вблизи указателя «пешеходный переход»

В соответствии с ПДД остановка перед пешеходным переходом должна быть осуществлена в 5 метрах до и 5 метрах после «Зебры».

Если вы остановите свою машину ближе установленной нормы, то переходящие дорогу граждане не смогут увидеть приближающиеся авто, а это может спровоцировать несчастный случай.

Водителям важно не путать понятия «остановка» и «парковка» автомобиля. Остановка подразумевает прекращение движения не более, чем на пять минут. А парковка – это более длительное пребывание в стоячем положении.

Штрафные санкции

За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:

  1. Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
  2. Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.

Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:

  1. Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
  2. Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
  3. Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.

Самое серьезное последствие при нарушении правил проезда «зебры» — . Об ответственности за такое правонарушение, читайте на нашем сайте.

Заключение

Пешеходный переход – это специальное место, отведённое для перехода дорог пешим гражданам. Для обеспечения безопасности и сохранности жизни граждан введены правила, касающиеся пересечения проезжей части, и строгие санкции за их нарушение. Проезд пешеходного перехода – это манёвр, требующий всего внимания водителя. Владельцы автомобилей и других двухколёсных ТС обязаны соблюдать главное правило «Зебры» — на пешеходном переходе преимущество только у пешеходов. Как только он ступил на «Зебру», все должны остановиться и дать ему пройти. Но последний тоже обязан соблюдать правила и не идти напролом под предлогом «Я же пешеход».

10,189 Просмотры

Сегодня наша тема, как правильно пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Данная тема волнует многих, будь то начинающий водитель или человек со стажем.

Давайте начнем по порядку. Обратимся к правилам дорожного движения и вспомним определение пешеходного перехода и его границы.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Начнем с пункта 14.2, в новой редакции Правил, мы теперь обязаны снизить скорость или остановиться, если так поступили другие участники, которые двигаются с нами в попутном направлении. Из пункта 14.1 следует, что мы обязаны уступить дорогу пешеходам. Если обратиться к Правилам, то найдем ответ, что значит уступить дорогу.

«Уступить дорогу (не создавать помех) » — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Остановимся на фразе - обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу (в прежней редакции «переходящим проезжую часть» ). Здесь не все однозначно, из правил знаем, что дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Если понимать буквально, мы должны уступить пешеходам, которые уже подошли к проезжей части и находятся на тротуаре или обочине. Ведь они уже находятся на дороге, если следовать определению из Правил. В прежней редакции, можно было продолжать движение, ссылаясь на то, что пешеход ещё не вышел на проезжую часть, сейчас в пункте 14.1 речь именно про дорогу.

Сегодня Правила, прямо не обязывают нас пропускать пешеходов, наша задача уступить дорогу, не создавая им помех. Но где граница, не создавать помех и уступить дорогу не очень ясно (если нас остановит инспектор, доказать, что мы не помешали, будет трудно ).

Вроде обычная ситуация на дороге, мы двигаемся по дальней полосе от пешехода, он находится на противоположной стороне. На первый взгляд, мы не можем помешать пешеходу, наши траектории движения не пересекаются. Но если поставить себя на место пешехода, который собираясь перейти дорогу? Пешеход видит, что по дороге, пусть даже по дальним полосам двигаются автомобили, это может заставить замедлиться и отказаться от перехода дороги. Пока транспортные средства не остановятся, у пешехода не может быть уверенности в безопасности перехода.

Вывод, даже в такой обычной ситуации, мы можем создать помеху пешеходу, который еще не вышел на проезжую часть. Поэтому, какой бы неоднозначной ни была трактовка правил, самое правильное остановиться, если на пешеходном переходе есть человек или он движется в Вашем направлении.

*На видео, уступаем правильно дорогу пешеходам.

Маленькая выдержка из Венской конвенции о дорожном движении (только для ознакомления ). В ней очень точно указаны наши действия при приближении к пешеходному переходу.

b) если движение транспортных средств на этом переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

И конечно хочется напомнить и пешеходам их обязанности.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Важно помнить, не смотря на обязанность водителей, пешеходы тоже не должны забывать, о требовании Правил убедиться в безопасности перехода. Только уважение и внимание друг к другу, помогут сделать наше пребывание на дороге более безопасным.

Связанные темы

12 комментариев

    Ирина

    Добрый день! Сдавала город, прозвучала последняя команда — найти место для остановки. Выезжая с кругового движения, почти сразу нерегулируемый пешеходный переход и остановка. На пешеходном переходе никого не было, по тратуару шел пешеход от остановки, и я ехала только что переключившись на вторую передачу, но пешеход, который шел по тратуару неожиданно остановился у пешеходного перехода в тот момент, когда если бы я затормозила, то остановилась бы на пешеходном переходе. Инспектор поставил 5 баллов — не уступила дорогу пешеходу. Запись с видеорегистратора без жалобы пересматривать не будут, а я хочу убедиться в том, что справедливо поставлено «не сдал». Жалобу писать боюсь из-за того, что инспектор прав и припомнит мне ее на пересдаче..

    • Сергей Милютин

      Ирина, здравствуйте.
      Вопрос пешеходного перехода, в каких ситуациях уступать дорогу, а в каких нет, остается неоднозначным. В данной ситуации, наверно остается полагаться на решение экзаменатора (на его оценку, была у Вас возможность уступить дорогу пешеходу или нет). Когда Вы приблизились к пешеходному переходу, пешеход тоже был уже перед переходом, следовательно возникает необходимость уступить пешеходу дорогу. При обращении с жалобой в экзаменационное подразделение ГИБДД, скорее всего ответят, что скорость движения должна была обеспечивать Вам постоянный контроль за движением автомобиля для выполнения требований Правил дорожного движения.

      В таких ситуациях, при приближении к пешеходному переходу и нахождении рядом с ним пешеходов, необходимо двигаться с такой скоростью, которая позволит безопасно в случае необходимости остановить транспортное средство. К сожалению, такое на экзамене в городе часто происходит, когда пешеходы неожиданно меняют направление движения.

      Денис

      Добрый день.
      При сдаче практического экзамена автомобиль двигался по второстепенной дороге. Проезд перекрестка осуществлялся в тот момент, когда автомобильный светофор на главной горел красным. Пришлось остановиться пропустить пешехода на переходе после перекрестка, создав помеху автомобилю на главной (хотя зеленый только загорелся). Инспектор утверждает, что пешеход не имел преимущества, так как движение регулируется светофором для пешеходов на главной дороге. Насколько справедливо данное утверждение?

      • Сергей Милютин

        Денис, здравствуйте.

        Данный перекресток, в соответствии с Правилами, трудно назвать регулируемым перекрестком.

        13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

        Так как, при выезде со второстепенной дороги водители руководствуются знаками приоритета.

        На пересекаемой (главной ) дороге, мы видим два регулируемых пешеходных перехода.

        Если вы двигались прямо, в направлении дороги с односторонним движением (на карте ), то сразу после перекрестка находится нерегулируемый пешеходный переход и при нахождении пешеходов на нем необходимо выполнить требование пункта 14.1 Правил, а именно уступить дорогу пешеходам.

        Установленные пешеходные светофоры на главной дороге, никакого отношения к данному пешеходному переходу не имеют.

        Как следует из правил применения светофоров по ГОСТ Р 52289-2004:

        7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).

        При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.

        Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

        Пешеходные светофоры (П.1 и П.2 ) устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части с обеспечением видимости их сигналов пешеходами. И самое главное, если это регулируемый перекресток, то тогда светофорами должны быть оборудованы все пешеходные переходы на нем.

        ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация.

        3.5 нерегулируемый наземный пешеходный переход: Участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

        3.15 регулируемый пешеходный переход: Наземный пешеходный переход, оборудованный светофорным регулированием.

        5 Классификация пешеходных переходов.

        5.6 Пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью по наличию регулирования подразделяются на:

        — регулируемые;

        — нерегулируемые.

        Считать, что вы создали помеху автомобилю движущемуся по пересекаемой дороге, тоже нельзя. В соответствии с правилами, при включении зеленого сигнала светофора, водители обязаны уступить дорогу, транспортным средствам завершающим движение через перекресток.

        13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

      • Владимир

        ВОПРОС: Обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть вне пешеходного перехода? Из ПДД определение «пешеходный переход» – это участок проезжей части, обозначенный… знаками… и (или) разметкой…. Но перекрестки на многих улицах в жилых кварталах и на проездах внутри кварталов наших городов и даже в Москве НЕ ИМЕЮТ, ни знаков, ни разметки (вследствие нерадивости властей или скудости городских бюджетов), а, следовательно, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ пешеходными переходами. Однако, согласно ПДД, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров (обочин)…, но получается, что водители, при этом, не обязаны уступать им дорогу???

        4.3. «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин».

        • Сергей Милютин

          Владимир, здравствуйте.

          Кроме пункта 4.3 Правил, где прописана обязанность пешеходов, при отсутствии пешеходного перехода, переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, есть еще пункт 4.5 Правил, который требует от пешеходов не создавать помех для движения транспортных средств.

          4.5 На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

          • Владимир

            18.01.18
            Добрый день Сергей! Спасибо за оперативный ответ!
            Посмотрел тему Перекресток без пешеходного перехода и понял, что согласно ныне действующим ПДД переходить дорогу на таких перекрестках, а их в малых и средних городах России БОЛЬШИНСТВО, задача не из легких, даже для взрослого нормального человека. А что там говорить про детей, стариков, инвалидов, пресловутых «блондинок» и т.д.???
            Получается, что на таком перекрестке в одном случае имеет преимущество водитель, а в другом пешеход. То есть, если водитель на таком (без ПП — пешеходного перехода) перекрестке ПОВОРАЧИВАЕТ и его путь пересекает путь пешехода, уже переходящего дорогу или только собирающегося ее перейти, то преимущество у пешехода, а водитель, соответственно, должен уступить дорогу (п. 13.1).

            13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

            Но если водитель ПРОЕЗЖАЕТ такой перекресток (без ПП) ПРЯМО, то его уже должен пропускать пешеход и не создавать помеху (п. 14.5).

            14.5. … При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…

            Или я неправильно все понял???

            Где логика? Как объяснить выше перечисленным категориям граждан (дети, старики, инвалиды, пресловутые «блондинки» и т.д.), что они вроде как имеют преимущество, переходя дорогу на перекрестке (только о них и речь), но далеко НЕ ВСЕГДА. Ведь даже взрослые, вполне адекватные люди, НЕ ВСЕГДА понимают, как правильно переходить дорогу на таких (без ПП) перекрестках. А если и понимают, то не всегда могут вовремя прореагировать и воспользоваться своим преимуществом, учитывая скорость движения пешехода и автомобиля. Как угадать пешеходу поедет авто прямо или повернет, ведь большинство водителей не утруждает себя включением поворотника?
            Зачастую НЕ ПОНИМАЮТ правил проезда таких перекрестков и водители. Наиболее наглые из них, даже совершая маневр (поворот) нахрапом едут на пешеходов, переходящих дорогу на перекрестках (без ПП) по линии тротуаров, гудят сигналами (в городе!), делают перегазовку – то есть пугают женщин, детей и стариков, кричат им, что, мол, тут нет пешеходного перехода, мол, и «неча тут ходить…», ссылаются на п. 4.5. ПДД. Такое положение приводит к конфликтам между водителями и пешеходами.

            4.5. …При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…

            Ваши слова, да водилам в уши: «… Конечно, это не значит, что мы не должны замечать пешеходов. В любом случае, если пешеход воспользовался правом перехода дороги, на перекрестке где отсутствует пешеходный переход и уже вышел на проезжую часть, мы должны дать ему возможность завершить переход дороги…» Но, к сожалению это далеко не так, лично я вижу в этом проблему и недоработку современных ПДД.

            Я живу в небольшом курортном городе и в курортный сезон у нас сплошной «час пик» почти круглосуточно. Стоять и ждать когда проедут все авто на некоторых улицах просто невозможно. Почему бы не дополнить определение «пешеходный переход» такой его разновидностью как: «НЕ ОБОЗНАЧЕННЫЙ ЗНАКАМИ… и РАЗМЕТКОЙ… участок дороги в пределах перекрестков по линии тротуаров или обочин»??? По-моему, в старых, советских ПДД так и было!

            • Сергей Милютин

              Владимир, все правильно, так и есть как Вы написали, только к сожалению, здесь скорее можно говорить о нашем современном менталитете, чем о несовершенстве ПДД.

              В Правилах присутствует пункт 1.3 , который требует от участников движения выполнения и соблюдения требований ПДД.

              1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

              Теперь снова к пешеходным переходам. За последние годы количество транспортных средств на дорогах увеличилось многократно (в среднем, количество транспортных средств каждый год увеличивается на 1,5 миллиона ), что требует пересмотра в организации движения, с тем же обустройством новых пешеходных переходов.

              Если в крупных городах изменения заметны, то в остальных населенных пунктах, живем вчерашним днем. На дорогах должно проводиться не только общее обследование городского движения, но и обследование пешеходного движения, с определением основных параметров пешеходных потоков и анализом дорожно-транспортных происшествий с пешеходами. Есть нормы и требования по устройству пешеходных переходов (интенсивность движения транспортных средств, ДТП, сложившиеся маршруты движения пешеходных потоков и т.д. ), только наши власти не спешат выполнять эти нормы (делал запрос в администрацию нашего города, по поводу приведения в порядок светофорного объекта, на регулируемом перекрестке, ответ: «денег нет, работы предусмотрены к 2023 году» ). Нам остается, только быть уважительнее друг к другу.

              • 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

                Данный пункт правил, обязывает нас уступить дорогу пешеходам (водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, в данном случае пешеходов, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость).

                Здесь, наша обязанность, не помешать пешеходу. Получается, если водитель проехал переход, когда пешеход находился на другой стороне дороги и он не снизил скорость и не изменил направление своего движения, то водитель не нарушил преимущества пешехода. В КоАП РФ предусмотрено наказание как раз, за непредоставление преимущества.

                Кодекс РФ об административных правонарушениях.
                Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.
                Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.
                Наказание: административный штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.

                Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «Ь» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Черных В.А. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 11.4 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

                Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «Ъ» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

                Можно сказать, если дорога широкая или имеет разделительную полосу (в данном случае, пешеход находится еще и на другой проезжей части дороги, в отличии от нас, где мы точно не можем помешать его переходу) и пешеход только начал переходить проезжую часть, то водителю не обязательно останавливаться. Но мы обязательно должны контролировать ситуацию и иметь ввиду, что пешеход может ускориться. По этой причине, в любом случае, мы должны двигаться с такой скоростью, которая позволит при необходимости безопасно остановиться (нельзя забывать о других водителях, которые двигаются попутно, позади нас и резкое торможение может привести к не самым приятным последствиям) и дать возможность пешеходу беспрепятственно пройти.

                Все дорожные ситуации в Правилах прописать невозможно. Водитель и инспектор ДПС должны ориентироваться по обстановке. Причем, если водитель руководствуется Правилами дорожного движения, то инспектор должен также разбираться в административной и судебной практике. К сожалению, не все инспектора ДПС придерживаются такого же мнения и считают, что водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом и пропустить пешеходов в любом случае.

                Сергей Дроздовский

                Добрый день, Сергей. У меня возник вопрос, что делать на дорогах с разделительной полосой. Например ул.Ломоносова. Пешеход начинает переход ДОРОГИ слева от нас, мы едем по правой полосе, то есть от нас до пешехода 3 полосы движения и разделительная полоса. Должны ли мы останавливаться?
                Так же рассмотрим ситуацию на проспекте Мира: 4 полосы движения (очень широкие), пешеход выходит слева, мы проезжая по правой спокойно выполним требование уступить дорогу, даже если проедем без остановки, ведь в данной ситуации мы точно не создали помех пешеходу.
                На самом деле хочется отметить, что в странах европы нет нерегулируемых пешеходных переходов через дороги, имеющие более двух полос движения. Это оправдано, так как на более широких дорогах переход будет очень опасным.
                С уважением, Сергей Дроздовский.

Осенью 2017 года в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения. Действие новых поправок ПДД коснулось и взаимоотношений на дорогах между пешеходами и водителями. за непропуск пешеходов и велосипедистов составляет от 1,5 до 2,5 тысячи рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ:

Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

Штраф накладывает инспектор ГИБДД. В инспектор определяет конкретный размер штрафа.

Пешеходный переход на трамвайных путях

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

3. Въезд/выезд со двора, парковки,

8.3 ПДД:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

4. Слепому пешеходу

Если слепой пешеход подает сигнал белой тростью, то водитель обязан пропустить его во всех случаях.

5. При посадке/высадке пассажиров с проезжей части

14.6 ПДД:

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Во всех этих случаях непропуск пешехода грозит водителю штрафом, как писалось выше, 1500 — 2500 рублей при фиксации нарушения инспектором ГИБДД. Это при условии, что не произойдет ДТП с с участием пешехода. Если пешеход пострадает в результате наезда, то тогда может быть совсем другая , кроме штрафа.

Посмотрите видео как пропускать пешеходов по новым правилам. Все подробно,разложено по полочкам.

Видео: Проезд пешеходных переходов

Как правильно пропускать пешехода

Существенно изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД, касающихся движения пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах. Здесь старое требование «пропустить пешехода» сменилось на формулировку «уступить дорогу».

Понятие «Уступить дорогу» дается в :

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Смысл изменения внешне одинакового по смыслу толкования заключается в том, что если раньше, как только человек вступал на «зебру», все водители должны были останавливаться и пропускать пешехода, пока он не пройдет. Теперь останавливаться и уступать дорогу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость движения пешехода.

Таким образом, проезжать переход нужно так, чтобы пешеход не остановился, пропуская машину, или не ускорил шаг, стараясь быстрее миновать проезжую часть. Если проезжая полоса широкая и человек вступил на пешеходный переход, но находится далеко от машины, то можно не останавливаться и не пропускать пешехода. То же самое, если если человек стоит возле перехода и болтает по телефону, то водитель не обязан ждать, когда он начнет переходить, чтобы пропустить.

Видео: ДПС. Развод на «не пропустил пешехода».

Чтобы избежать штрафа за то, что не уступил дорогу пешеходу, рекомендуется иметь видеорегистратор, по записи которого можно доказать свою невиновность. Нередки случаи, когда ДТП с пешеходом совершаются по вине самого пострадавшего. Они могут неожиданно для водителя выскочить на дорогу, в том числе и предумышленно. Доказательство своей невиновности, основанное на объективных показаниях регистратора, может повлечь наложение штрафа на пешехода в сумме 500 рублей. Ведь согласно Правилам он должен перед началом своего движения оценить ситуацию на дороге и выходить на дорогу, когда машины находятся далеко от места перехода.


22 апреля вступили в силу новые штрафы за непредоставление пешеходу преимущества на переходе (1000 руб). В каких случаях надо пропускать пешеходов?
Пункт 4.5 ПДД гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
п.14.1 говорит об обязанности водителей «уступить дорогу пешеходам». Что значит «уступить дорогу» говорит п.1.2 ПДД – «не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость». Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.
Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только он может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость? Спросите его, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него. Воспрепятствовать инспектор вам не может т.к., он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно ст.51 Конституции. После этого пешеход становится свидетелем, и будет стучать пяткой в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать.
Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко? Пишите в протокол: «Приглашать пешехода инспектор отказался. Помех ему я не создавал. Доказательств правонарушения не представлено.»
Из Правовой грамматики для водителей.
Tags: ПДД, пешеход, штраф
Posted on May. 26th, 2009 at 09:42 am | Link | Leave a comment | Share

Tags: Как, уступать, дорогу, пешеходу

Если на пешеходном переходе отсутствует либо не работает светофор, то, согласно п. 14.1. правил дорожного...

Пешеходов надо любить

wilych96

В числе недавно поступивших ко мне вопросов был и такой: Как по новым Правилам пропускать пешеходов? Ответ на этот вопрос дублирую здесь.

Новая редакция пункта 14.1 ПДД РФ выглядит следующим образом. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Таким образом, если раньше водитель должен был уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, то теперь будет нужно снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов переходящих проезжую часть или вступивших на нее.Понятие уступить дорогу имеется в ПДД и означает, что водитель не должен предпринимать каких-либо действий, которые могут заставить пешехода изменить скорость или направление движения. Следовательно, ранее водитель мог ехать при наличии пешеходов на проезжей части, вклиниваясь в «промежутки» между пешеходами.Термин пропустить пешеходов в ПДД РФ не раскрывается и может трактоваться достаточно вольно, как со стороны водителей, так со стороны пешеходов. А самое главное, что свою трактовку могут иметь сотрудники ГИБДД.Как следует из содержания пункта 14.1 ПДД РФ можно под термином пропустить понимать снизить скорость или остановиться. Пропускать нужно будет всех пешеходов, которые находятся на проезжей части.Таким образом, не исключено, что сотрудники ГИБДД будут считать нарушителями тех водителей, которые продолжают движение через нерегулируемый пешеходный переход при наличии на нем пешеходов независимо от направления их движения (слева-направо или справа-налево).В тоже время, строго говоря, если пешеход уже прошел перед автомобилем, то независимо от того покинул он проезжую часть или еще находится на ней, водитель уже пропустил пешехода. То есть если руководствоваться логикой и знаниями русского языка, то водитель может возобновлять движение сразу после того, как перед его автомобилем прошел пешеход.А вот прекращать движение водитель, скорей всего, обязан сразу же после того, как пешеход вступил на проезжую часть. По-крайней мере, именно это следует из формулировки пункта 14.1 ПДД РФ. Боюсь, что в этом случае нерегулируемые пешеходные переходы на достаточно широких улицах, имеющих несколько полос движения в одном направлении, будут являться источником автомобильных пробок. Представьте себе ситуацию, например, на пешеходном переходе на перекрестке проспекта Ленина и улицы Генеральской в Екатеринбурге. Ширина проезжей части в каждом направлении составляет порядка 15 м. Да еще трамвайные пути посередине проезжей части. Пешеходу, чтобы перейти данную улицу потребуется около минуты. И водитель, увидевший, что слева на проезжую часть вступил пешеход, должен остановиться и ожидать эту минуту, когда пешеход завершит свое дефиле по проезжей части или, как минимум, пройдет перед автомобилем.С другой стороны, наши законодатели, все-таки, так и не научились заниматься нормотворчеством комплексно. Потребовав от водителя, чтобы он отныне не уступал дорогу пешеходам, а пропускал их, законодатели не учли, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение требований Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам. А ответственности за то, что водитель не пропустил пешеходов, не предусмотрено. Впрочем, пока не понятно в каком направлении пойдет судебная практика и смогут ли наши судьи найти различия между уступить дорогу пешеходам и пропустить пешеходов.К тому же не следует забыть, что в ПДД осталось пара пунктов, когда водитель по-прежнему обязан уступить дорогу пешеходам.В соответствии с пунктом 13.1 ПДД РФ водитель при повороте налево или направо обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги.Согласно пункту 14.6 ПДД РФ водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.Напомню, что согласно статье 12.18 КоАП РФ невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот до одной тысячи рублей

Как водителям правильно поделить дорогу с пешеходами...

Jan 28, 2015 - В какой момент надо уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу? Ответ не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

Глава 14. Пешеходные переходы и остановочные...

Везде, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу пешеходу - инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью...

Правила проезда пешеходного перехода в новой редакции предполагают некоторые изменения и уточнения, о которых должен знать каждый водитель. Это - необходимая мера, предотвращающая не только отсутствие штрафов, но также сохраняющая жизнь и здоровье пешеходов, как участников дорожного движения.

Что делать на пешеходном переходе

Согласно новой редакции ПДД в Российской Федерации, водителям авто нужно обязательно пропускать пешеходов на переходе. Теперь намерение человека перейти дорогу автовладелец едущего транспорта должен определять, когда пешеход находится вне дорожной полосы.

Ранее пропускать пешехода нужно было в том случае, если он уже ступил на дорожное покрытие. Теперь понятие «уступить дорогу», которое фигурирует в российских правилах дорожного движения, обозначает остановку транспортного средства перед «зеброй» пешеходного перехода задолго до того, как на нее наступит человек.

Согласно доработанных правил, безопасность и права любого пешехода, который решил перейти дорогу по специальной разметке, учитываются больше, чем ранее. Человеческий фактор в виде невнимательности водителя теперь не будет иметь такого влияния.

Как именно пропускать пешеходов

Во время движения автотранспортного средства по дороге:

  • водитель во время движения должен смотреть внимательно не только на саму дорогу, дорожные знаки и ее разметку, но и на прилегающие территории: тротуары, трамвайные пути;
  • когда на любом из прилегающих к дороге месте появится двигающийся в сторону дороги человек, авто должно быть остановлено, если перед автомобилем находится спец.разметка нерегулируемого перехода для пешеходов;
  • после того, как пешеход перешел на другую сторону улицы, сойдя с проезжей части, водитель может снова осуществлять движение на своем ТС;
  • несмотря на упомянутое изменение, согласно пункту правил под номером 4.5, человек, который намерен перейти дорогу по никем и ничем нерегулируемому переходу с нанесенной разметкой типа «зебра», должен предварительно оценить уровень безопасности обстановки на проезжей части дороги.

Таким образом, ответом на вопрос «Как пропускать пешехода?» будет «Заблаговременно остановиться и подождать, пока человек не перейдет дорогу».

Суть некоторых понятий, устанавливающих правило проезда перехода

Перечень некоторых ссылок на законы, определений и нюансов выполнения нового предписания, знание которых поможет водителю машины правильно преодолевать (проезжать) пешеходные переходы:

  • В ПДД России обязанность уступать дорогу пешеходу, давая возможность перейти ее по очерченному (размеченному) нерегулируемому переходу, прописана в пункте № 14.1.
  • Под определением «нерегулируемых» в указанном контексте нужно понимать такое состояние пешеходного нерегулируемого перехода, которое также можно отнести к нерегулируемым перекресткам.
  • Пункт 13.1 Правил определяет понятие нерегулируемости перекрестков, как таких, движение на которых не контролируется и не направляется сигналами регулировщика либо светофора. Также к этой категории относят перекрестки, управляемые светофором, который в настоящее время сломан, о чем говорит его постоянный немигающий желтый сигнал.
  • В том же пункте указанного нормативно-правового акта, кроме пешеходов, также водителю пропускать требуется велосипедистов.
  • Если правила относительно пеших людей улучшились, от велосипедистов, которым уступают дорогу, требуется остановить велосипед (если они перед приближением к дороге ехали на нем), а после - продолжить движение пешком, ведя свое транспортное средство рядом (с правой или левой стороны).
  • Пропустить пешехода - термин, который был признан неточным и неверным, поэтому от него отказались, исключив из перечня сборника ПДД.
  • Уступать дорогу - значит, не совершать никаких действий, которые напугали бы пешехода, заставив тем самым сменить направление движения или оставить попытку перейти дорогу. Более того, правила не только рекомендуют, а даже запрещают вообще трогать с места, пока пешеход идет по «зебре».

Наказание за невыполнение правила переезда переходов

Однозначного размера штрафа, полагающегося за невыполнение правила проезда пешеходного перехода, нет:

  • Если обзор оштрафованному закрывала едущая впереди машина, которая не уступила дорогу пешеходу и нарушила тем самым рассматриваемое правило дорожного движения, можно уменьшить штраф либо вообще избежать его. В данной ситуации невиновность описываемого водителя доказывается фактом его неоповещенности о наличии людей, переходящих дорогу.
  • Пункт № 14.2 определяет, что перед дорожным переходом при ограниченном обзоре из-за едущей впереди машины водитель должен не просто быть внимательным, а притормаживать, если такой же маневр выполняет авто спереди.
  • Невыполнение водителем, который едет непосредственно перед пешеходным переходом, правила пропуска пешеходов, которых он может полностью видеть, описано в пункте № 12.18 правил движения по дорогам. Штраф за такое поведение предполагается в размере, указанном выше (от полторы до двух с половиной тысяч российских рублей).

ВАЖНО! Разные обстоятельства, сопровождающие данное нарушение, влекут наложение штрафа: минимум 1500 рублей, максимум 2500 рублей.

Обгон на переходе

На пешеходной «зебре» действуют особые правила для обгона двигающихся в другом (противоположном) потоке транспортных средств.

Факты об обгоне на переходе:

  • По пункту 11.4 правил движения на переходе нельзя делать обгон другого транспортного средства.
  • Указанную норму устанавливал документ, выпущенный под № 1197 14.11.2014 г. Конкретная фраза из ст. № 7, которую посчитали нужным исключить из правил, звучит так: «при наличии на них пешеходов». Выбрасывание указанной фразы из контекста предполагает запрет обгона на указанном участке дороги - на зебре-переходе, даже при отсутствии на нем пешеходов.
  • Речь идет о переходе, как разметке на проезжей части, позволяющей пешеходам более безопасно переходить на другую сторону улицы, не боясь двигающихся через переход машин.
  • Также следует запомнить, что обгоном считается дорожный маневр, который предполагает выезд обгоняющей машины на встречную полосу движения.

Что нового стало с нормами поведения на переходе проезжей части? Теперь правило стало проще и строже: в любом случае обгон не выполняется, несмотря на окружающую обстановку, а разрешение делать опережение и последующий обгон авто, едущих в ту же сторону по параллельной, соседней полосе движения, осталось (об этом говорится в пункте 1.2 (первая глава «Общие положения»).

Самой последней редакцией этого определения является постановление, выпущенное правительством от 10 мая 2010 г. (№ 316), в котором устанавливается описанная формулировка определения обгона).

Трамвайные пути в правилах переезда пешеходного перехода

Согласно действующих правил дорожного движения, пешеходным переходом считаются также тот небольшой участок рельс для проезда городского или пригородного трамвая, которые лежат на пути следования пешехода, переходящего улицу.

Получается при наличии трамвайных путей на дороге с изображенным на не переходом («зеброй») они также считаются зоной перехода пешехода. При этом на описанных участках проложенных трамвайных рельс разметка считается нанесенной.

В таких местах располагают следующие дорожные знаки и разметку:

  • «15.19.1», запрещающий обгон;
  • «15.19.2», обозначающий переход для пешеходов;
  • «1.14.1», разметка, представляющая собой отмеченное специальными знаками место для перехода дороги;
  • «1.14.2», разметка, которая определяет, куда двигаются переходящие дорогу люди.

На видео о движении по пешеходному переходу

Все указанные выше знаки и разметка, выполненная на дорожном покрытии в местах проезжей части дороги с разрешенным переходом пешеходов, являются визуальными обозначениями того места, которое является безопасным и возможным для беспроблемного перехода дороги.

Правила переезда переходов, предназначенных для перемещения пешеходов, немногочисленны, поэтому водителю очень просто запомнить их для безопасности пешеходов. Регулируются и устанавливаются такие нормы несколькими нормативными актами (законы, изменения к ним, Правила).