Требования нормативно правовых актов по охране труда. Нормативные требования охраны труда. Нарушение требований охраны труда. Требования охраны труда перед началом работы

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции)и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Помимо федеральных законов, в частности ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 23 июня 1999 года, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, определены органы, полномочные издавать такие акты, а также порядок их издания и пересмотра. Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и в соответствующие отраслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ.

На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые - соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В связи с чем они могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Несоблюдение процедуры согласования, предусмотренной законодательством, является основанием для их признания в судебном порядке недействующими. Процедура согласования предполагает рассмотрение предложений участвующих в ней органов при разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Несоблюдение данной процедуры приводит к нарушению прав органов, которые в соответствии с законодательством должны в ней участвовать. В связи с чем позиция указанных органов, лишенных возможности участия в процедуре разработки нормативного правового акта, является основанием для его признания недействующим, так как предложения этих органов не были учтены, им не была дана надлежащая оценка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в подобной ситуации не были учтены обстоятельства, имеющие правовое значение при разработке нормативного правового акта о государственных требованиях по охране труда.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные нормативные требования по охране труда утверждаются полномочными органами федеральной исполнительной власти на срок в пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Прохождение процедуры согласования при продлении срока действия или отмене нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти не требуется. Однако действие указанных нормативных правовых актов может быть продлено не более чем на два срока, который определен законодательством. Как уже отмечалось, срок действия этих актов в законодательстве определен в 5 лет. Следовательно, их действие может быть продлено не более чем на 10 лет, а общий срок действия с учетом первоначально принятого составляет не более 15 лет. Таким образом, до истечения пяти лет действия рассматриваемых нормативных правовых актов, определяющих государственные нормативы охраны труда, полномочный федеральный орган исполнительной власти дважды может вынести решение о продлении срока их действия без прохождения процедуры согласования. Но после 15 лет действия такого акта он должен быть пересмотрен с прохождением установленной законодательством процедуры согласования с государственными и отраслевыми профсоюзными органами федерального уровня. Продление срока действия нормативных правовых актов в сфере охраны труда не лишает работодателей, работников, их полномочных представителей права их обжалования в судебном порядке. Причем в ходе рассмотрения заявления о признании недействующим нормативного правового акта, срок действия которого продлен полномочным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументам о необходимости его изменения. Признание указанных актов недействующими влечет возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при его новом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при изменении этого акта в части, признанной в судебном порядке недействующей.

Таким образом, государственные нормативные требования охраны труда могут стать предметом судебного контроля. Из ч. 1 ст. 211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия федеральному законодательству.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

обязаны соблюдать и работодатели, и работники. Как нормативка помогает сохранить здоровье и трудоспособность работающих, расскажем в нашей статье.

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

Важно! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.

Государством устанавливаются нормативные стандарты безопасности труда и требования охраны труда. Такие требования должны быть учтены работодателем при разработке в своей компании соответствующих инструкций и правил.

Общие требования охраны труда

Руководство компании обязано обеспечить своим сотрудникам охрану их труда и безопасные условия для работы.

Основные требования
Направление

Конкретные обязанности работодателя по соответствующему направлению

Работодатель обязан обеспечить:

Обеспечение безопасных условий труда — безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
— применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
— соответствующие условия на каждом рабочем месте;
— выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
— проведение спецоценки условий работы;
Контроль за соблюдением норм охраны труда — организацию системы управления и контроля за соблюдением и состоянием условий труда;
Соблюдение прав работников в сфере охраны труда — режим отдыха и труда сотрудников по трудовому законодательству;
— информирование всех сотрудников о возможном риске для здоровья, причитающихся им компенсациях и гарантиях;
— оказание пострадавшим на рабочем месте сотрудникам первой помощи, принятие мер по сохранению здоровья и жизни коллег;
— принятие мер по недопущению аварий на производстве;
— медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание;
— доставку сотрудника в медучреждение, если он заболел на рабочем месте;
— оказание работникам неотложной медицинской помощи (при такой необходимости);
— ознакомление всего штата с действующими в компании требованиями;
— обязательное соцстрахование сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев;
— учёт и расследование профзаболеваний и несчастных случаев;
Обучение и инструктаж по охране труда — обучение безопасным приёмам и методам выполнения работ;
— обучение оказанию первой помощи тем, кто пострадал на работе;
— проведение инструктажа;
— проведение стажировки;
— проверку полученных знаний;
— недопущение к труду сотрудников, которые не прошли инструктаж и обучение;
Медицинские осмотры — в предусмотренных законом случаях организацию за свой счёт прохождения обязательных медосмотров;
— недопущение к труду лиц без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, обязательных медосмотров и если установлено наличие медицинских противопоказаний;
Госконтроль по условиям безопасности и охраны труда — предоставление госорганам, осуществляющим контроль (надзор) в этой сфере, информации и документов, необходимых для реализации этими органами своих полномочий;
— беспрепятственный допуск госпроверяющих и представителей общественного контроля при проведении ими проверок;
— рассмотрение представлений и выполнение предписаний в установленные законами сроки;
Разработка нормативных правовых актов по охране труда — наличие документов, включающих в себя все установленные требования;
— разработку и утверждение правил и инструкций (при их составлении нужно учитывать мнение профсоюзной организации).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

  • федеральных законах и нормативных правовых актах РФ;
  • законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Такие требования направлены на сохранение здоровья и жизни сотрудников. Они регламентируют критерии, процедуры, правила и нормативы по охране труда.

Эти требования обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их вида деятельности, в том числе:

  • при строительстве, проектировании, эксплуатации и реконструкции объектов;
  • разработке технологических процессов;
  • конструировании механизмов, машин и иного оборудования;
  • организации труда и производства.

Подробно разработка, изменение и утверждение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регламентированы Положением , утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

Требования охраны труда перед началом работы

Для некоторых видов производств и работ утверждены инструкции, в которых подробно регламентированы требования, которые должны быть соблюдены работниками перед началом работ. Например, разработана подробная Инструкция, что должен выполнить слесарь перед тем, как приступить к ремонту электропоездов (ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013). Также действует Инструкция, в которой прописаны обязательные условия, которые должны быть выполнены перед работами на высоте (ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013).

В каждой компании разрабатываются и утверждаются свои правила. Такие правила составляются с учётом специфики деятельности конкретной организации.

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

Добрый день.

В статье 212 Трудового Кодекса РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности . Достаточно часто это требование игнорируется. Вспоминают о нем, когда начинаются тендеры.

Практически все организации-заказчики, особенно крупные (Роснефть, Газпром, Газпромнефть и т.д.) требуют у своих потенциальных подрядчиков предоставить если не весь комплект, то хотя бы перечень документов по охране труда, применяемый в организации. Инженеры по охране труда в суматохе начинают этот перечень составлять.

Я считаю, что стоит позаботиться об этом моменте заранее, разработать и утвердить перечень нормативно-правовых актов по охране труда сразу в начале работы. В дальнейшем, это позволит четко ориентироваться в документах, которые применимы к конкретной организации и своевременно отслеживать их изменения.

О локальных документах по охране труда я уже рассказывал.

Как было сказано в прошлой статье, сейчас я работаю по предписанию выданному организации по бурению нефтяных скважин. Поэтому, перечень который я хочу предложить сегодня вам связан с бурением. Но, он как всегда универсален.

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда, применяемых в ООО «ААА» в связи со спецификой деятельности

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»
  4. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  6. «Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности. РД 08-272-99» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.03.1999 N 19)
  7. «Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14)
  8. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
  9. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»
  10. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  11. Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 «Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
  13. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  14. Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  15. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»
  17. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  18. «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности. ППБО-85» (утв. Миннефтепромом СССР 25.11.1985)
  19. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности „Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций“
  20. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст)
  21. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  22. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
  23. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"
  24. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  25. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
  26. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  27. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  28. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»
  29. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»(утв. Минэкономики РФ 19.02.1998)
  30. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»
  31. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  32. «ПОТ РО-14000-002-98. Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» (утв. Минэкономики РФ 20.01.1998)
  33. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  34. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  35. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  36. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  37. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  38. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  39. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
  40. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  41. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 N 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  42. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  43. Приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»
  44. Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))»

Разъяснение.

  • Это образец. Применим к бурению. Однако, как вы можете увидеть, специфические документы идут только в начале. Всё остальное достаточно универсально;
  • В перечне указываются документы не только по охране труда, но и по промышленной безопасности, пожарной и санитарному законодательству. Охрана труда, все-таки, понятие очень широкое;
  • Указывайте только те документы, которые реально применяются в вашей организации. Если работаете с сосудами под давлением — правила безопасности при работе с сосудами, если с кранами — правила безопасности при работе с подъемными сооружениями и т.д.;
  • Не стоит писать в перечне редакции документов и перечислять все изменения. Указывайте только первоначальный документ. Это избавит вас от необходимости постоянно обновлять перечень;
  • Согласуйте перечень с профсоюзом, это, все-таки документ по охране труда.