Трикотажные изделия, млн штук. Начало реформы политической системы

Политические события в стране конца 80-х годов привели к сокращениям, объединениям и ликвидации научно-исследовательских институтов страны, в том числе и в Вооруженных Силах. Стал вопрос о присоединении ГНИИ ВВС к 30-му НИИ, находящемуся в пос. Чкаловская Московской области, а на базе Ахтубинска оставить только испытательные полигоны. Однако командованию института и ВВС удалось отстоять существующую организацию, придав ей статус испытательного Центра. Директивой Главного штаба ВВС от 18 декабря 1990 года 8 ГНИИ ВВС переименован в 929 Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны СССР им. В.П. Чкалова, который, как и все Вооруженные Силы России в 90-е годы, вступил в тяжелую полосу выживания. Резкое сокращение финансирования, отказ от многих военных программ, а также распад СССР с потерей испытательной инфраструктуры в Казахстане и Украине крайне осложнили работу организации.

Ограничение в финансировании привело к тому, что уже в 1995 году износ аэродрома в Ахтубинске и его сооружений составлял – 64, транспорта – 44, а оборудования – 67 процентов. Объем научно-испытательных работ (НИР) сократился в среднем до 88 (из них шесть – летных), в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 НИР, а для сравнения в 1986 году 1320 НИР.

Начались массовые сокращения личного состава. Престиж службы в Вооруженных Силах упал до низкого уровня. По собственному желанию стали уходить со службы лётчики, инженеры. В период с 1990 года по 2013 год общая штатная численность ГЛИЦ уменьшилась в 2,3 раза, военнослужащих в 3,6 раза. Причем, на начальном этапе сокращали военнослужащих, имеющих право на пенсию, т.е. имеющих выслугу более 20 лет, а это были самые опытные испытатели.

Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .Решение о созыве внеочередного А. С. было принято на заседании Свящ. Синода 28 дек. 1989 г. в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Зап. Украине в результате легализации деятельности Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. После того как 29 окт. 1989 г. униатами был насильственно занят львовский Преображенский собор, процесс захвата правосл. храмов греко-католиками и раскольниками на Зап. Украине принял массовый характер. Начало этому процессу положило создание Комитета защиты Украинской католической Церкви, благодаря усилиям к-рого УГКЦ был придан образ «Церкви-мученицы», пострадавшей от сталинских репрессий, тогда как правосл. Церковь, пострадавшая в несравненно большей степени, националистической пропагандой обвинялась в пособничестве советским властям и КГБ.

6 нояб. 1989 г. архиеп. Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну Павлу II , в к-ром потребовали остановить подстрекательство к погромам и захватам храмов. Однако после встречи 1 дек. 1989 г. Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва и папы УГКЦ получила законный статус и, используя националистические настроения в западноукр. областях, развернула настоящее гонение на Православие. Униатскую церковь на территории Украины в это время возглавлял ранее действовавший нелегально архиеп. Владимир (Стернюк). Используя экстремистские настроения среди греко-католиков, он требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 г. После того как в нач. 90-х гг. на выборах в местные советы в западноукр. областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили неограниченную поддержку со стороны властей.

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии.

После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.

В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

Во исполнение решения А. С. была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, УПЦ МП, Ватикан и греко-католич. Церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками вост. обряда в зап. областях Украины, к-рая в ходе заседаний 8-13 марта во Львове выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление греко-католич. Церкви на Украине, в к-ром говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, затем греко-католики вышли из состава комиссии. Умножились случаи захватов храмов, 10 апр. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ заявил протест против подобных действий.

По докладу Председателя ОВЦС архиеп. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , председателя Редакционной комиссии А. С., Собор принял «Положение о экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве 7-го разд. в «Устав об управлении Русской Православной Церкви» . Принятию Положения предшествовало образование Белорусского экзархата . В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата. Оба экзархата, согласно решению Собора, стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. В соответствии с Положением при экзархе, главе экзархата, должен быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Свящ. Синода РПЦ, в Положении была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое «Положение об экзархатах» призвано было, как надеялись отцы Собора, ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.

Прот. Владислав Цыпин, В. И. Петрушко

С 1990 г. в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит:

1) радикальное изменение отношений собственности. Законом от 24 декабря 1990 г. Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик. С принятием Закона «О собственности в РСФСР» были реформированы отношения собственности на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.;

2) радикальное изменение производственных отношений. С введением Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.

Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

3) включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в коллективную собственность – совместную или долевую; установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т. п.;

4) создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья;* Госкомзем и Минсельхоз РФ обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства;** за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу;

*Ст. 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. (в ред. от 27 декабря) «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. № 1. Ст. 4.


**Пункт 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Там же. 1992. № 1. Ст. 53.

5) обеспечение свободного хозяйствования на земле. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством;

6) устранение монополистического давления на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений. Так, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* запрещено навязывать контрагенту кабальные условия до говоров на поставку сельхозпродукции; препятствовать доступу на рынок недобросовестной конкуренции. Предусматривались следующие виды ответственности: административная ответственность, уголовная ответственность и др.;

*Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Там же. 1991. № 16. Ст. 499.

7) введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель* и через арендную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот; установлением государственного ограничения арендной платы за землю устраняются возможности извлечения повышенных нетрудовых доходов за сдаваемую в аренду землю, стимулируется использование земли самими собственниками и т. п.;

*Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424 и последующие изменения.

8) придание приоритетного правового статуса сельскохозяйственному использованию земель.

Экономико-правовые методы обеспечения приоритетного положения АПК выразились в том, что с 1991 г. установлена система финансовой поддержки АПК путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР (ст. 13); на два года освобождаются предприятия несельскохозяйственной сферы от налогообложения той части прибыли, которая получается от выпуска продукции для АПК; строительство в городах и сельской местности и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с производством продукции сельского хозяйства и ее переработкой, разрешается только по согласованию с областной администрацией, а высвобождающиеся ресурсы и мощности строительных организаций направляются на развитие села (ст. 12) и др.

Социально-правовые методы приоритетного обеспечения АПК выражаются в создании условий для деурбанизации городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства. Так, специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в селе, устанавливаются повышенные (на 25%) оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками аналогичных городских специалистов (ст. 22); на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников АПК (ст. 24).

При проведении земельной реформы была осуществлена реорганизация большей части колхозов и совхозов (около 95%), в результате чего около 15 млн. работающих в этих хозяйствах получили земельные доли от 2 до 15 гектаров каждый. На базе колхозов и совхозов были созданы сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства и другие формы хозяйствования на земле. За это время возникло около 290 тыс. фермерских хозяйств с общей земельной площадью около 12 млн. га. В результате этой реорганизации большая часть земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности была передана в частную собственность, а также общую совместную или общую долевую собственность;

9) устранение несправедливости и неправомерности действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были принудительно изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы. Так, при коллективной совместной собственности земель колхозов и других сельхозпредприятий земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного хозяйства; при коллективно-долевой собственности доля не может быть более предельных участков, передаваемых в собственность; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.п. земельные участки предоставляются бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, либо в пределах норм, устанавливаемых областной администрацией.

Передача земельных участков для вышеуказанных целей производится за плату, если участки по своей площади превышают установленные нормы.

Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества реорганизуемых сельхозпредприятий, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается. Они могут получить землю в собственность на общих основаниях;

10) создание эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как «экологическая безопасность», «экологическая обстановка на территории», «благоприятная экологическая среда», «устойчивые природные ландшафты», «экологический правопорядок».*

*Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457 и др.

Имевшее место в отмененном земельном законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий,* осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

*Ст. 43,30 ЗК РСФСР. 1970.

Одновременно стимулируется деятельность землепользователей по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель экономико-правовыми и иными методами;

11) принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции, поскольку эта проблема обрела остроту в связи с неправильным использованием агрохимикатов в сельском хозяйстве. В частности, осуществляется стимулирование производства экологически чистой продукции, устанавливается финансовая и уголовная ответственность главы крестьянского двора за умышленную продажу экологически грязной продукции (ст. 24 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); в земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям, и др.;

12) разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений; реорганизация предприятий, деятельность которых может вызвать экологические последствия, затрагивающие интересы территории; введение экологических требований в сельском хозяйстве (ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды») и т. п.;

13) дополнение земельного законодательства новой категорией земель, не знакомой прежнему законодательству; земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения и др.;

14) усиление ответственности за нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушения земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям. Так, дополнительно к административным комиссиям право наложения штрафов предоставлено Государственному земельному комитету РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды.

Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

Период с 1990 года можно охарактеризовать также периодом бурного законотворчества; объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 г. первой (Общей) части нового ГК РФ, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений. Успешной реализации земельной реформы активно противостояли консервативные силы. Так, в августе 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота, вошедшая в историю России под названием «августовского путча».

Принятие новых законов проходило в союзном и российском парламентах в условиях острой борьбы между представителями прогрессивных и консервативных идей, и содержание принимаемых законов зачастую отражало компромисс между этими двумя взаимоисключающими течениями. Примером такого компромисса явилось, в частности, принятие Основ законодательства об аренде, которые, несмотря на несовершенство, способствовали созданию немалого количества арендных предприятий, выходящих из режима функционирования в условиях командной экономики.

Позиции представителей сторонников рыночной экономики постепенно укреплялись, и появился целый ряд законодательных актов, внесших перелом в формировании земельного законодательства: законы РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и другие, которые позволяли обеспечить действие Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 г., Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственности земельных долей и имущественных паев», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», Федеральный закон от 17 июня 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

С распадом в 1991 году Союза ССР открылся простор развитию земельного законодательства России, однако оно реализовывалось с пробуксовками, как и ушедшее в историю союзное законодательство. Так, положения ЗК 1991 г. в части наделения землей всех желающих граждан, несмотря на подгоняющие исполнение дела указы Президента РФ, а также постановления парламента (Верховного Совета РФ), торпедировались руководителями колхозов и совхозов, не желавших терять свое монопольное положение. Не помогало и действие антимонопольного закона (Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Нужен был радикальный правовой механизм, позволявший реформирование земельных отношений. Поэтому с принятием в несельскохозяйственной сфере Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» в сельскохозяйственной сфере реформирование земельных отношений путем приватизации земель стали решать такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и изданное во исполнение его постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов. Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с ЗК РФ. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности.

*ВСНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 1. Ст.53; см. также Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // САПП. 1992. № 1-2. Ст.9.

Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»* было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, а в социальной сфере – включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

*ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №14.Ст.761.; Там же. 1992. №11. Ст. 561.

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» для ускорения приватизации и дальнейшего совершенствования земельных отношений было предоставлено право гражданам и юридическим лицам* при приватизации государственных и муниципальных предприятий наряду с арендой земельных участков приобретать их в собственность. Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться им в собственность.

*Там же. 1992. № 25. Ст. 11561.

В этом указе впервые было предусмотрено право частной собственности на земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, а также право собственности юридических лиц на землю.

Указом Президента РФ «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности». Этим указом утверждён Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

Согласно Порядку продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г., покупателями земельных участков могут быть любые физические и юридические лица, включая иностранные, и лица без гражданства. Здесь содержится положение, противоречащее ЗК РФ, а именно, разрешалась продажа земли иностранным гражданам, а также Закону «О земельной реформе», который это также запрещал. Но это противоречие не было ни устранено, ни опротестовано Конституционным Судом РФ.

По существу, эта норма так и не нашла практического применения, так как во всем последующем законодательстве она не была подтверждена.

Подобное ограничение, введенное в самом начале реформирования земельных отношений, представляется мне совершенно обоснованным. Фактически оно предотвратило экспансию иностранного капитала в этой области. Ведь на Западе уже давно осознали всю ценность земли, вернее ее бесценность. И поэтому без этого запрета мы бы сейчас имели у себя огромное количество иностранных частных собственников, которые бы использовали нашу землю в своих интересах.

В целях совершенствования системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации ранее предоставленных участков Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»* рекомендует всем субъектам РФ в 3-месячный срок определить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

*ВСНД и Верховного Совета РФ. № 25. Ст. 1427(в ред. указов Правительства от 14 октября 1992 г. №1129, от 16 мая 1997 г. № 485).

Для успешного проведения приватизации государственных и муниципальных земель важное значение имеет государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 15 июня 1998 г.),* а также распоряжение Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 908-рз, Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994г.».*

*САПП РФ. 1994. № 8. Ст.924;

**СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

Подводя итог сказанному, следует определить общие условия приватизации земельных участков.

Приватизация земельных участков – передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами РФ. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи земельного участка в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.

Уменьшение земельных участков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, при их приватизации без согласия граждан запрещается.

Никто не может быть обязан приватизировать земельный участок и никому не может быть отказано в приватизации земельного участка, если территориальными планами использования земель и решениями уполномоченных органов допускается приватизация такого земельного участка в данном месте.

Земельный участок может быть приватизирован собственником (собственниками в долях) здания, строения или сооружения, находящихся на этом земельном участке. Не подлежат приватизации или продаже земельные участки, в отношении которых не имеется надлежаще оформленных документов о территориальных границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления). Продажа и передача в собственность земельного участка с находящимся на нем лесом не означает возникновения сразу (до соответствующего оформления) собственности на находящийся на земельном участке лес.

Не допускается продажа земельных участков, занятых муниципальным или государственным жилым фондом, подземными линейными сооружениями. Общая долевая собственность на усадебные, садовые, дачные, гаражные участки возникает при условиях, если жилой дом, садовый дом, дача, гараж находятся в общей долевой собственности. Не подлежат приватизации спорные земельные участки, в отношении которых ведется административное или судебное разбирательство до вступления в силу соответствующего решения.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в черте городских поселений, земельные участки собственнику недвижимости предоставляются в долгосрочную аренду.

Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, решение суда, постановление органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном участке, если земельный участок застроен; постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; план земельного участка; заявление всех собственников здания, строения или сооружения, находящихся на земельном участке.

Подготовка документов о передаче или продаже права собственности на земельный участок возлагается на соответствующие земельные комитеты совместно с органами градостроительства и жилищно-коммунальными.

В 1993 г. с принятием Конституции РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что позволило придать реформированию земельных отношений системный характер.

Стал использоваться прогрессивный опыт реорганизации сельского хозяйства и распространяться на не реформированные пока предприятия. В частности, этому способствовало принятие постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области». Делу реформирования стал придаваться долгосрочный, масштабный характер. Так, в 1996 г. была принята Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Введение в России частной собственности на землю и другие вещные права (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. ст. 209-217 ГК РФ) способствует формированию рынка земли, то есть земля все активнее включается в гражданский оборот. Это прежде всего относится к землям, предоставленным гражданам на праве частной собственности: под индивидуальное жилищное и дачное строительство, под гаражное строительство, садоводство, а в сельской местности приусадебные земельные участки.

Земельный рынок существует там, где имеется значительно широкий слой земельных собственников.

Итак, с начала 90-х гг. до 1993 г. в РФ начался процесс реформирования земельных отношений и переход от закрепления в исключительную государственную собственность к значительному перераспределению земли, передачи ее в негосударственные формы собственности. Была проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, в результате чего 11,8 млн. бывших работников колхозов и совхозов и других граждан получили 135 млн. гектаров сельскохозяйственных земель в собственность, или 63% всех сельскохозяйственных земель в стране.

43 млн. граждан имеют земельные участки для подсобного сельского хозяйства и в их собственности находится 8,3 млн. га.

Документы, удостоверяющие права граждан на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей достигает 600-700 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Земельная реформа в основном коснулась земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленно идет приватизация земель в городах, что не позволяет привлечь достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение земель в городах на основе требований рынка и развития городов.

Исключительно важное значение для дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного регулирования земельных ресурсов имеет утвержденная 26 июня 1999 г. Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 гг.».*

*СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

В России продолжается процесс закрепления земли в частную собственность граждан и юридических лиц (мы называли его также перераспределением земли). В настоящий момент делаются попытки упорядочить правовое регулирование этого процесса и привести положения различных нормативных актов в соответствие друг с другом. Так, 21 июля 1997 г. был издан Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который закрепил обязанность регистрировать права на недвижимое имущество (к которому в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся и земельные участки) и сделки с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ будет способствовать более успешному проведению и в конечном счете завершению земельной реформы в России.

Успешное завершение перераспределения земельной собственности станет залогом успешного проведения всей земельной реформы. Ведь собственники земли, по замыслу инициаторов реформы, будут должным образом заботиться о своей собственности, повышать плодородие земли и рационально использовать ее, что благоприятно скажется на состоянии экономики. Многочисленные собственники земли инициируют возникновение земельного рынка, в котором нуждается экономика. Но при этом не следует забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающемся в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения норм земельного и гражданского права в сфере регулирования земельных отношений.

Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов. Именно на это стоит обратить внимание соответствующим государственным органам. Хорошее исполнение законов – залог успеха реформ.

Подводя итог сказанному в данной главе, сделаем общие выводы:

1. Возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран: здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений, но крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие по сравнению с западноевропейскими и другими странами.

2. Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии осуществился в основном через две реформы – 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения позволило России достичь значительных успехов.

3. К 1917 г. Россия подошла с «пестрой» системой правового режима земель, в земельный фонд России входили государственные, удельные, кабинетские, частновладельческие и другие виды земель со своим специфическим режимом.

4. Опыт земельных реформ Временного правительства России в 1917 г. показал, что при проведении реформ нужна быстрота и решительность при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств. Медлительность с реформами стоила Временному правительству его существования, как и в 1991 г. организованный путч чуть не стоил существования демократическому правительству Российской Федерации.

5. Более чем семидесятилетний опыт показал, что уничтожение рыночных отношений, а главное, исключение земли из гражданского оборота не может привести к эффективности производства и подъему экономики до мирового уровня.

6. Рыночные регулируемые земельные отношения – одна из главных ценностей, выработанных цивилизованным человечеством, помогут вернуть Россию в лоно прогресса и подлинной демократии.

7. Уже на первом этапе земельной реформы страна получила законодательную базу, направленную на обеспечение этой реформы, и трудности по ее проведению в жизнь в основном имели субъективный характер (стереотип мышления людей, консерватизм отдельных групп населения и т. п.).

8. Правовое вмешательство в регулирование рыночных земельных от­ношений должно строиться с учетом механизма действия объективных законов природы и общества, игнорирование которых приводит к недо­стижению целей правового регулирования.

· 1 этап , реформа развивалась на основе Конституции РСФСР 1978 г.

Этап 1

23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О земельной реформе ". Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.

Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась. Предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка . Об этом указании было забыто еще до отмены этого Закона. Было разрешено создавать спец земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Земельная реформа осуществлялась одновременно с аграрной , предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве РФ - крестьянских (фермерских) хозяйств - и реорганизацию колхозов и совхозов. Был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве ", введенный с 1 января 1991 г.

В период с 1990 г. издается большое количество указов Президента РФ и правительственных правовых актов о порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределении земель между собственниками и пользователями. Одновременно важное место среди законодательных предписаний о реализации земельной реформы стали занимать нормы ГК РФ (части 1ая и 2ая). Они способствовали формированию земельного рынка, предписывая законом разрешенные формы сделок с участками.



НЮАНС

Земельная реформа осуществляется с отставанием по срокам . Причины - такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование, была преобладающей для большинства предприятий и организаций. ЗК РФ и законом о его введении в действие прямо предусмотрена обязанность всех юр лиц (за исключением органов гос и муницип власти, гос и муницип учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды .

Непереоформление хозяйствующими субъектами прав на землю обусловлено:

– отсутствием стимулов для предприятий (в том числе экономич, административных) к такому переоформлению;

финансовыми затратами на землеустроительные работы, кадастровый учет, выкуп участков, оформление и регистрацию прав на них;

– выкупной ценой приватизируемых участков, а также значительной стоимостью землеустроительных работ;

– отсутствием необходимых научных, методических и учебно-практических материалов и публикаций по проведению процедуры переоформления прав на землю;

– отсутствием внятной и долгосрочной политики государства в области выкупных цен и арендной платы за землю;

– вероятностью очередного переноса сроков переоформления.

Этап 2

Земельная реформа, по мнению Правительства РФ, не доведена до конца, поэтому 26 июня 1999 г. была разработана и утверждена Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы ". В ней сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и соц справедливость при распределении земли.

Конституция РФ 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, гос, муницип и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается ФЗом.

Особо выделяют принятие ЗК РФ от 25 октября 2001 г ., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, гос земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.

В результате реформ:

· ликвидирована монополия гос собственности на землю,

· проведена реорганизация с/х предприятий,

· появились крестьянские (фермерские) хозяйства,

· создан фонд перераспределения земель,

· введен принцип платности пользования землей.

· В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономич направленность преобразования земельных отношений. Предусмотрены меры по совершенствованию законодательства , регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость. Намечена разработка проектов ФЗов об оценке земли, о гос регулировании и особенностях ограниченного оборота с/х земель, о землях городов и иных поселений, о порядке изъятия земельных участков в гос и муницип собственность.

Этапы развития науки земельного права:

· 1 этап: 1917–конец 30-х гг. (теоретический анализ Декрета «О земле», проблемы разработки и применения Земельного кодекса РСФСР 1922г., Основных начал землепользования и землеустройства 1928г.).

· 2 этап: с 1938 г. (Первое совещание научных работников права). В 1940г. - учебник по земельному праву. В 50-е гг. – работы Г.А. Аксененка. В 1983г. - трехтомник по общей теории советского земельного права.

· 3 этап связан с началом экономических реформ.

В 1995г. – учебник по земельному праву под ред. В.В. Петрова. Голиченков А.К. и Козырь О.М. – работы по проекту ЗК. Монография И.А. Иконицкой по проблемам земельного права в 1999г.

К 1990 году проблемы, стоящие перед экономикой, обострились. Политика перестройки не смогла остановить общего ухудшения экономических показателей; по официальным оценкам ЧНП сократился в 1990 г. на 4%. Большая часть сокращения производства приходится на промышленность, строительство и транспорт, в то время как общий объем условно-чистой продукции в сельском хозяйстве, несмотря на едва ли не рекордный урожай зерновых, по оценкам остался почти таким же, как в прошлом году. Сфера обслуживания продолжала расти, что дало основание администрации надеяться, что темпы падения ВВП снизятся и составят прибл. около 2%. В 1990 г. ожидалось сокращение прибылей предприятий, рост которых в 1986 — 1988 гг. составил в среднем более 10% в год. Заработная плата и оклады увеличились прибл. на 12%, а общие доходы населения возрасли еще значительнее (в 1990 г. на душу населения, пересчитанный по новому коммерческому курсу рубля, составил 1780 американских долларов). Впервые за послевоенные годы общая занятость в 1990 г., вероятно, сократилась, и (хотя официально и не признанная в СССР) по неофициальным оценкам должностных лиц составила около 1,5% от общей численности рабочей силы.

В 1990 г. власти предприняли меры по ужесточению финансовой политики. Государственный бюджет был движущей силой денежной эмиссии, и поэтому основной акцент был сделан на бюджетно-финансовые меры, в частности на сокращении государственных инвестиций и разработку альтернативы финансированию дефицита за счет денежной эмиссии. Согласно официальным прогнозам, дефицит в 1990 г. в целом соответствовал бюджетному плану, что означает его сокращение до менее чем 8,5% от ВВП. Однако, план финансирования большей доли дефицита путем выпуска правительственных облигаций для внебанковской системы потерпел провал. Эмиссия ликвидности оставалась значительной, поскольку сокращение бюджетного дефицита было задержано расширением кредитования предприятий.

В 1990 г. открытая и подавленная инфляция продолжала нарастать. По официальным оценкам розничные цены за год возросли на 5% в целом, а общий уровень инфляции (т. е. включая оценку подавленной инфляции) составил около 12%. В результате быстрого роста денежной наличности в комбинации с неизменными государственными ценами в последние годы у населения и предприятий скопились значительные суммы «лишних» денег. В настоящее время избыточная ликвидность оценивается прибл. в 250 млрд. рублей (или около трети общего объема финансовых активов), причем около двух третей этой суммы приходится на наличность и вклады населения. Этот растущий денежный избыток является неотъемлемой частью растущего дефицита.

Согласно официальным оценкам, которые могут оказаться завышенными вследствие скрытой инфляции, реальное потребление в 1990 г. возросло прибл. на 3%, что значительно ниже средних показателей за 1986 — 1989 гг. Импорт товаров потребления продолжает расти. Однако поставка некоторых видов продукции значительно сократилась и дефицит основных товаров потребления вызывает растущую тревогу.

Продолжающееся сокращение добычи нефти и тот факт, что цены на нефть и другие энергетические ресурсы в торговле стран СЭВ были установлены в целом на весь год, означали, что СССР не смог в полной мере воспользоваться резким повышением цен на нефть на мировом рынке во второй половине 1990 г. Объем экспорта нефти сократился в 1990 г. почти на 20%, причем основная тяжесть этой ситуации легла на плечи стран СЭВ. Торговля со странами без конвертируемой валюты привела к увеличению дефицита по сделкам 1990 г., в основном из-за сокращения экспорта нефти. Дефицит по текущим счетам (за исключением золота) в конвертируемой валюте составил почти 11 млрд. американских долларов. В то время, как поступления за счет экспорта золота возросли почти до 4 млрд. американских долларов, в целом по движению капитала было зарегистрировано отрицательное сальдо в размере 7 млрд. американских долларов вследствие резкого сокращения объема краткосрочного кредита и того, что доступ к международным рынкам был возможен лишь при условии гарантирования кредитов правительствами стран-кредиторов. Общий дефицит платежного баланса в конвертируемой валюте в размере 14 млрд. американских долларов финансировался за счет резкого сокращения валютных резервов и увеличения задолженности иностранным поставщикам (более 5 млрд. американских долларов). Таким образом, несмотря на дефицит платежного баланса, внешняя задолженность в конвертируемой валюте к концу 1990 г. должна снизиться до прибл. 52 млрд. американских долларов, а валютные резервы сократились до прибл. 5 млрд. америкнских долларов, что эквивалентно объему импорта в конвертируемой валюте менее, чем за два месяца.

Традиционная система централизованного планирования в основном потерпела крах, однако, не была заменена функционирующей рыночной системой. Прогрессирующий развал вследствие этого, вероятно, наиболее заметен в сфере розничной торговли, где полки государственных магазинов почти пустые, бартерная торговля становится обычным делом, процветает черный рынок и торговля на доллары. Тем временем, республиканская политика характеризуется растущей автономией. В условиях растущих дефицитов республики все меньше и меньше заинтересованы в торговле между собой, за исключением сделок на бартерной основе. К концу осени карточки на основные потребительские товары, которые уже широко распространились по некоторым районам, были введены в Москве и Ленинграде. Наблюдалась растущая озабоченность возможностью роста внутренней миграции различных этнических групп населения, покидающих районы политической нестабильности, а также считается серьезной угрозой внешняя эмиграция, т. к. люди пытаются избежать материальных трудностей.

В 1990 г. наблюдалось растущее признание необходимости прекращения развала экономики путем более смелой, более обширной, ориентированной на рынок программы реформы. Понимание неотложности реформы отражено в основных направлениях «Для стабилизации экономики и перехода на рыночную экономику», представленных Президентом 19 октября 1990 г.

«Положение экономики продолжает ухудшаться. Сокращается объем производства. Экономические связи разрушаются. Растет сепаратизм. Потребительский рынок в бедственном положении. Бюджетный дефицит и платежеспособность правительства находятся на критическом уровне. Антисоциальное поведение и преступность растут. Жизнь людей становится все более трудной, люди теряют интерес к работе, вера в будущее рушится. Экономика находится в крайне опасном положении. Старая система руководства разрушена, новые стимулы работы в условиях рыночной системы отсутствуют. Необходимо принять энергичные меры с общественного согласия для стабилизации ситуации и ускорения продвижения к рыночной экономике».