Участники арбитражного процесса по делу о банкротстве. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Основные характеристики

Лица участвующие в деле о банкротстве

В соответствии с Федеральный законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) участники процесса по делу о несостоятельности делятся на две категории: лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

В соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. В соответствии со ст. 35 Закона о банкротстве к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся представитель работников должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве. Таким образом, перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является открытым.

Как следует из текстов приведенных выше статей, Закон о банкротстве содержит лишь перечень субъектов, относящихся к рассматриваемым категориям, но не уточняет, в чем же разница между данными понятиями. Между тем объединение всех участников производства по делам о несостоятельности в две различные категории субъектов говорит о том, что имеются присущие каждой из них особенности. В основном, эти особенности выражаются в объеме и характере полномочий, которыми Закон о банкротстве наделяет указанные субъекты. Вместе с тем нельзя не учитывать то обстоятельство, что выделение среди участников арбитражного процесса определенных групп сопряжено с наличием у них соответствующих черт, признаков, позволяющих объединять их в те или иные категории.

Поскольку понятие "лица, участвующие в деле" является более широким по смыслу по отношению к понятию "участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве)", можно сделать вывод о том, что признаки, применяемые для характеристики и выделения групп в рамках понятия "лица, участвующие в деле", могут применяться для аналогичного процесса при характеристике групп участников производства по делам о банкротстве.
Так, право на совершение процессуальных действий от своего имени принадлежит и лицам, участвующим в деле о несостоятельности, и лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о несостоятельности, о чем можно судить на примере уже упоминавшегося п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве. Полномочий на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии, существенно больше у лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Например, дело о банкротстве может быть возбуждено только в случае, если в арбитражный суд обратится управомоченное лицо. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве производство по делу о несостоятельности может быть прекращено в случае отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия "лица, участвующие в деле о банкротстве" и "лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве" целесообразно разграничивать по характеру и объему полномочий каждой из рассматриваемых категорий. При этом Закон о банкротстве содержит недостаточное количество конкретных статей, закрепляющих полномочия субъектов данных категорий. Так, достаточно мало внимания уделено как раз лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Перечислить их полномочия возможно при анализе действующего законодательства в целом. Выделение и разграничение в законодательстве данных понятий не случайно. Законодатель таким образом пытается указать на особенности правового положения данных субъектов и на индивидуальный подход при защите их прав и законных интересов.
Наибольшее внимание Закон о банкротстве уделяет правовому статусу должника, конкурных кредиторов и арбитражному управляющему. Понятие "должник", употребляемое в Законе о банкротстве, существенно отличается от традиционно принятого в гражданском праве. Согласно ст. 307 ГК РФ термином "должник" обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов только лишь по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного этим законом.

Таким образом, несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);
граждане (зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; главы крестьянских (фермерских) хозяйств).

В соответствии с гражданским законодательством кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, - наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющие стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке. Компетенция собрания кредиторов, полномочия и права комитета кредиторов показаны на схеме 11.1.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

Схема 11.1. Компетенция собрания кредиторов, полномочия и права комитета кредиторов

О введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

Лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;

Лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

Лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган).

Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий - 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;

Копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;

Документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

Копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;

Свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

Лицензиат обязан:

В течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;

Уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;

Соблюдать требования и условия осуществления лицензируемого вида деятельности;

Осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

Не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

Обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

Прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Передачи лицензии другому лицу;

Невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);

Невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;

Невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Права и обязанности арбитражных управляющих на различных этапах рассмотрения дела о банкротстве должника - юридического лица приведены в табл. 11.1. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле о банкротстве. Основные характеристики.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации: наличие высшего профессионального образования; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности); сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

3. Понятие органа по контролю (надзору) по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», его компетенция.

Орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Установить, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору). В состав комиссии по приему теоретического экзамена включаются представители образовательного учреждения и органа по контролю (надзору). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ежемесячно обязана представлять в орган по контролю (надзору) информацию: о состоявшемся утверждении арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации, в делах о банкротстве; о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации; о поступивших жалобах на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве и об итогах рассмотрения таких жалоб.