Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание. Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание Раскольников в мире униженных и оскорбленных

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…

Уроки 108–109 РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ В МИРЕ УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ. ПУТЬ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ

30.03.2013 21511 0

Уроки 108–109
Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

РодионРоманович Раскольников -бывшийстудентПетербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной,благороднойцелью(спасениечеловечества)ибезнравственнымисредствами(убийство«тваридрожащей») - так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходитьвтакихлохмотьяхнаулицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, какегофункция.Комната,где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского - Раскольников - сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. КаковыглавныечертыхарактераСони?(Смирение,кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один - смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. ПроследитепутьгерояДостоевского к преступлению. Сжатый пересказсценыубийствапроцентщицыисмиреннойЛизаветы. (Часть I, гл. 6-7.)

В тетрадях можно сделать записи .

ПутьРаскольниковакпреступлению:а)душевныемукиипоиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, - это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть IV, главы 1-2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин - подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа - поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня - во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова - убийство ростовщицы - должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Ф.М.Достоевского-это "психологический отчёт одного преступления",преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников,убивший старуху процентщицу.Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении.Это, если так можно выразиться,идеологическое преступление,а исполнитель его преступник-мыслитель,убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,чтобы помочь своим близким:матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе,о судьбе всех"униженных и оскорблённых",о социальных и нравственных законах,по которым живёт человечество.

Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он видит картины нищеты,бесправия,подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.Ему тоже,по существу,некуда пойти.Живёт он впроголодь,ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,су дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова."Можете судить потому,до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти".Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные дети.Не жесто кость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела". Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она "горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне,везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответству ют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает на панель нищета и невоз можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё больница...года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с..." . Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной нас мешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга"враждебно и с недоверчивостью".Все,кроме Раскольникова,слушают"забавника "Мармеладова,"фыркая","улыбаясь","зевая" ,а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри телей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут "с наслаждением" , "хохотом и остротами".

Роман "Преступление и наказание" отразил тревогу Достоевского за будущее челове чества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут "униженные и оскорблённые" жить дальше нельзя. "Опираясь на реальный материал действительности,Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей между людьми и их разъединения,спра ведливого устройства социального мира и многие другие".