Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в красноярском крае. Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера РС(Я) Уполномоченный по правам малочисленных народов

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов обеспечивает государственную защиту прав коренных малочисленных народов края.

Семен Яковлевич Пальчин. Источник: официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, www.ombudsmankk.ru

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае — государственная должность Красноярского края. Цель деятельности Уполномоченного - обеспечение государственной защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае назначается на должность Законодательным Собранием края сроком на пять лет. Уполномоченным может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование, обладающий знаниями законодательства, регулирующего вопросы обеспечения социально-экономических, этнических и иных прав этой категории граждан, а также имеющий опыт работы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов является заместителем Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов участвует в рассмотрении жалоб и иных обращений на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, вследствие которых были нарушены права граждан из числа коренных малочисленных народов или в целом коренных малочисленных народов, а также принимает по ним соответствующие решения. При проведении проверок он вправе посещать государственные органы края и органы местного самоуправления, знакомиться с условиями проживания и быта коренных малочисленных народов или отдельных их представителей. Уполномоченный ведет мониторинг выполнения федерального и краевого законодательства в отношении коренных малочисленных народов на территории края и анализ соблюдения их прав и социальных гарантий, условий проживания и культурно-национального развития. Уполномоченный ежегодно представляет в Законодательное Собрание специальный доклад по соблюдению прав коренных малочисленных народов на территории края.

Уполномоченный обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о рассмотрении проектов нормативных правовых актов края либо о внесении изменений в действующие акты, затрагивающие права коренных малочисленных народов. Уполномоченный вносит в Законодательное Собрание и Совет администрации края предложения по разработке концепции национальной и этнической политики, выработке мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов коренных малочисленных народов, краевых целевых программ по улучшению условий их проживания и быта, развитию образования и национальной культуры. Уполномоченный выступает по доверенности в суде в защиту прав представителей коренных малочисленных народов.

С 2008 г. Уполномоченным по правам является Семен Яковлевич Пальчин.

На территории Российской Федерации проживают представители 41 народа, отнесенные к категории - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта категория граждан составляет около 300 тысяч человек. В России действует единственный специализированный омбудсмен по правам национальных меньшинств на региональном уровне, несмотря на то, что коренные малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока проживают на территории 28 субъектов федерации. Это Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов замещает государственную должность Красноярского края и назначается на должность Уполномоченным по правам человека с согласия Законодательного Собрания края сроком на 5 лет.

Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, обладающий знаниями законодательства, регулирующего вопросы обеспечения социально-экономических, этнических и иных прав этой категории граждан, а также имеющий опыт работы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

Цель деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов: обеспечение государственной защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Закон Красноярского края “Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае” содержит положения о компетенции Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.

  • · “рассмотрение жалоб и иных обращений на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, вследствие которых были нарушены права граждан из числа коренных малочисленных народов или в целом коренных малочисленных народов;
  • · при проведении проверок вправе самостоятельно или в составе комиссии беспрепятственно посещать государственные органы края и органы местного самоуправления, знакомиться с условиями проживания и быта коренных малочисленных народов или отдельных их представителей;
  • · ведет мониторинг выполнения федерального и краевого законодательства в отношении коренных малочисленных народов на территории края и анализ соблюдения их прав и социальных;
  • · выступает по доверенности в суде в защиту прав представителей коренных малочисленных народов”.

Непонятно, как реализуются функции данного омбудсмена, т.к. Закон Красноярского края закрепил лишь один инструмент Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов при проведении проверки - беспрепятственное посещение государственных институтов.

2014-02-11 0 1166

4 февраля народные депутаты республики дали согласие на назначение на должность Уполно-моченного по правам коренных ма-лочисленных народов Севера в республике Константина Роббека.

Кандидатуру Константина Роббека представил Президент республики Егор Борисов . У кандидата - доста-точный опыт общественной работы. Так, с 2007 года Константин Васильевич является ответственным секретарем Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). За активную общественную деятельность награжден Знаком отли-чия «Гражданская доблесть».

Специально для читателей газеты «Маяк Арктики» Константин Роббек сказал несколько слов: «В своей работе я должен буду посетить все улусы. Но когда, сказать конкретно сейчас не могу. Пока нет даже кабинета, телефона. В Булунском улусе заместителем пред-седателя нашей Ассоциации работает человек, которого я хорошо знаю, с кем мы вместе работаем. Это Октябрина Руслановна Новосельцева. Поэтому могу сказать, что знаю проблемы и Булунского улуса. Где-то в апреле там должно состояться большое ме-роприятие по линии Департамента по делам народов республики. И, возможно, к этому сроку я побываю там».

С поддержкой кандидатуры Кон-с-тантина Роббека выступила пред-седатель постоянного комитета Ил Тумэна по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Елена Голомарева.

В своей речи в Ил Туменэ Кон-стантин Роббек выразил призна-тельность за поддержку: «Воспри-ни-маю это как результат высокой оценки президентом работы респуб-ликанской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии, деятельность которой цели-ком и полностью направлена на отстаивание интересов и прав ко-ренных малочисленных народов Се-вера».

Среди основных проблем, решением которых намерен заниматься на своем посту, Константин Роббек назвал сохранение и развитие родных языков коренных малочисленных на-родов Севера; вопросы земельных отношений, включая принятие на федеральном уровне положения о территориях традиционного при-ро-до-поль-зования коренных малочис-ленных народов Севера; вопросы взаимоотношений коренных мало-чис-ленных народов Севера с про-мышленными компаниями, с кото-рыми, как уверен кандидат на должность Уполномоченного, необ-ходимо устано-вить цивилизованный диалог.

В функции Уполномоченного вхо-дит содействие беспрепятственной реализации и восстановления нару-шенных прав, совершенствование механизмов обеспечения и защиты прав коренных малочисленных на-родов, информирование общест-венности о сос-тоянии соблюдения и защиты их прав, участие в развитии между-народного сотрудничества в облас-ти обеспечения прав коренных ма-лочисленных народов Севера.

СПРАВКА

Роббек Константин Васильевич

Родился в п. Налимное Среднеко-лымского района Якутской АССР 15 февраля 1973 года.

Образование - высшее.

В 1994 году окончил геологораз-ведочный факультет Якутского госу-дарственного университета имени М.К. Аммосова по специальности «Гео-логическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». В 1999 году прошел стажировку в Офисе Верховного комиссара по правам человека ООН (Женева, Швейцария) по программе партнерства для коренных народов мира. В 2003 году окончил Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова по специальности «Юриспруденция», в 2010 году - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государ-ственное и муниципальное управление».

Трудовая деятельность:

1994-1998 годы - специалист первой категории, ведущий специалист Геммологического центра Комитета по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве Республики Саха (Якутия);

1998-2000 годы - менеджер, директор ООО «Сулус 2000», ООО «Тригон»;

2000-2003 годы - младший научный сотрудник группы по правовой защите Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук;

2003-2008 годы - главный специалист, старший референт постоянного коми-тета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера;

2008-2013 годы - помощник замес-тителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Ньургуйаана СТРУЧКОВА,

спецкорр., г. Якутск

14 апреля 2016 Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек выступил с ежегодным Докладом о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2016 год на заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики.

В заседании приняли участие народные депутаты Республики Саха (Якутия) Андреев И.И., Членов В.М., Слепцов А.И.. Вела заседание председатель постоянного комитета Голомарева Е.Х. Кроме того, приняли участие: старший помощник Прокурора Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами республики, органами местного самоуправления Неустроев Е.Н., и.о. Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Федоров Д.Д., министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Панов А.А., председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики Киселев А.В., руководитель департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Телегина Г.И., заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) Иванова Л.С., заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Осипова Т.М., представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера республики.

В своем выступлении Уполномоченный коротко остановился на самых актуальных вопросах и проблемах по соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера республики. В частности он отметил вопрос документального определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера, вопрос об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, вопросы обеспечения продовольственными товарами первой необходимости труднодоступных, отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия).

Также был затронут вопрос охотничьих билетов единого федерального образца с отметкой: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов необходимом для личного потребления». Потому как по информации министерства охраны природы республики данная отметка в охотничьих билетах единого федерального образца не ставилась в связи с тем, что заявителями не представляются документы, подтверждающие об отношении их к категории малочисленных народов Севера. Уполномоченный затронул еще вопрос прекращения выдачи материальной помощи студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем студентов в высших учебных заведениях. Данная матпомощь была прекращена в 2016 г. Константин Роббек напомнил о нерешенном вопросе по установлению статуса возрождаемых мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, определенных Законом Республики Саха (Якутия) «О Перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия) (новая редакция) от 10.07.2003 г. 590З №121-III.

По итогам ежегодного Доклада с вопросами выступили Членов В.М., Андреев И.И., Слепцов А.И., Неустроев Е.Е., Голомарева Е.Х. В свою очередь Константин Роббек ответил на все вопросы и принял к сведению предложения и замечания народных депутатов республики.

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 03.07.2018)

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V , от 22.11.2017 1916-З N 1389-V , от 03.07.2018 2019-З N 1627-V)

Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 24.06.2013 З N 1328-IV

Настоящий Закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), организационные формы, условия и гарантии его деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое положение Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)

1. Должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с , в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы), проживающих на территории Республики Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Республики Саха (Якутия).

3. Уполномоченный защищает права малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав малочисленных народов, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах малочисленных народов и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав малочисленных народов, форм и методов их защиты.

4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации , законодательством Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

5. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления и их должностным лицам.

6. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав малочисленных народов.

7. Местонахождение Уполномоченного - город Якутск.

Статья 2. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение гарантий государственной защиты прав малочисленных народов;

2) содействие беспрепятственной реализации прав малочисленных народов и восстановлению их нарушенных прав;

3) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав малочисленных народов;

4) содействие совершенствованию законодательства Республики Саха (Якутия) о правах малочисленных народов;

5) содействие деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав малочисленных народов;

6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав малочисленных народов;

7) участие в осуществлении органами государственной власти Республики Саха (Якутия) международного сотрудничества в области обеспечения прав малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на лицо, замещающее должность Уполномоченного, законодательством о противодействии коррупции

На лицо, замещающее должность Уполномоченного, распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные и другими федеральными законами.


Статья 3.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции

(введена Законом Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 1916-З N 1389-V)

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых кандидатами на должность Уполномоченного, лицом, замещающим должность Уполномоченного, а также соблюдения Уполномоченным ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года 668-З N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 4. Назначение на должность Уполномоченного

1. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати пяти лет, имеющее высшее образование и опыт работы в области защиты прав малочисленных народов.

2. Уполномоченный назначается на должность Главой Республики Саха (Якутия) с учетом мнения общественных организаций малочисленных народов и с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

3. Общественные организации малочисленных народов направляют Главе Республики Саха (Якутия) свои предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

4. Представленные Главе Республики Саха (Якутия) предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного направляются в Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия) для дачи рекомендаций кандидатам на должность Уполномоченного.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

5. Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного вносится Главой Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

6. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рассматривает представленную кандидатуру на должность Уполномоченного на пленарном заседании. Согласие на назначение на должность Уполномоченного считается полученным, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Согласие оформляется постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по результатам тайного голосования.

7. В случае отклонения Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) представленной кандидатуры на должность Уполномоченного Глава Республики Саха (Якутия) вносит новую кандидатуру. Рассмотрение кандидатуры для назначения на должность Уполномоченного и дача согласия на назначение на должность Уполномоченного производятся в порядке, установленном настоящей частью.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

8. Назначение на должность Уполномоченного оформляется указом Главы Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

9. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

10. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность более чем на два срока подряд.

Статья 5. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его письменного заявления о сложении своих полномочий;

3) несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" , Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" ;

(п. 3 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 1916-З N 1389-V)

4) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) прекращения гражданства Российской Федерации.

3. Полномочия Уполномоченного прекращаются указом Главы Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

4. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ И ГАРАНТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан из числа малочисленных народов (далее - заявители) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

2. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов Республики Саха (Якутия), а также к компетенции органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц.

3. При наличии информации о массовых нарушениях прав малочисленных народов либо в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный принимает по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

4. Уполномоченный в целях выполнения своих функций и задач:

1) осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы, касающиеся нарушения прав малочисленных народов, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц, нарушающих права малочисленных народов;

2) проверяет сообщения о фактах нарушения прав малочисленных народов;

3) оказывает представителям малочисленным народов, а также их законным представителям правовую помощь по вопросам защиты прав малочисленных народов;

4) предлагает компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав малочисленных народов в случаях, предусмотренных законом;

5) принимает в пределах своих полномочий меры по урегулированию споров между представителями малочисленных народов, а также их законными представителями с одной стороны и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами, действия которых обжалуются, с другой стороны;

6) направляет органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления, организациям и предприятиям, их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав малочисленных народов, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав малочисленных народов и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;

7) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав малочисленных народов;

8) вносит в органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения защиты прав малочисленных народов;

9) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), затрагивающих права малочисленных народов;

10) осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав малочисленных народов, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также в обращениях граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации;

11) вносит на рассмотрение Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) вопросы о нарушении прав малочисленных народов, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

12) направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав малочисленных народов.

5. Уполномоченный обладает правом внесения на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложений по вопросам соблюдения и защиты прав малочисленных народов.

6. Не позднее двух месяцев со дня окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о соблюдении прав и законных интересов малочисленных народов, а также о своей деятельности Главе Республики Саха (Якутия), в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия). Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

7. Уполномоченный ежегодно информирует население в местах компактного проживания малочисленных народов по вопросам, относящимся к сфере его деятельности.

Статья 7. Рассмотрение жалобы Уполномоченным

1. Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.

3. В случае, если решение поставленных в жалобе вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления или должностных лиц, копия жалобы в течение семи дней со дня ее регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

4. Уполномоченный при направлении жалобы на рассмотрение в другой орган государственной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения жалобы.

5. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган государственной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган государственной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается заявителю с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

6. Жалоба рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение тридцати дней со дня ее регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , Уполномоченный вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

Статья 8. Гарантии деятельности Уполномоченного

Уполномоченный имеет право:

1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности должностными лицами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий;

2) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц по вопросам, связанным с соблюдением и защитой прав малочисленных народов;

3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации, предприятия, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

4) получать разъяснения от органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки жалобы;

5) самостоятельно или совместно с соответствующими органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением прав малочисленных народов, проводить проверку деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц, нарушающих права малочисленных народов;

6) принимать участие в пленарных заседаниях Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), заседаниях исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам, связанным с защитой прав малочисленных народов.

Статья 9. Рассмотрение обращений Уполномоченного

1. Должностные лица органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий обязаны в пятнадцатидневный срок бесплатно представлять по запросам Уполномоченного сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий.

2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и предприятия, их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав малочисленных народов. В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного могут быть направлены в соответствующие федеральные органы.

3. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и предприятия, их должностные лица, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухнедельный срок и уведомить Уполномоченного о принятых мерах в письменной форме. В случае, если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.

4. Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Уполномоченный должен быть извещен о времени и месте рассмотрения поставленных им вопросов не позднее чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.

5. В случае нарушения прав, свобод и законных интересов малочисленных народов федеральными органами и организациями Уполномоченный обращается к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации либо в другие федеральные органы.

6. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

7. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и предприятий обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную законодательством.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 10. Аппарат Уполномоченного

1. Для организационного, правового, аналитического, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат.

2. Положение об аппарате Уполномоченного и структура аппарата Уполномоченного утверждаются Главой Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2014 1349-З N 253-V)

Статья 11. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Статья 12. Общественные представители и общественные помощники Уполномоченного

(в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2019-З N 1627-V)

1. Уполномоченный вправе иметь представителей и помощников, работающих на общественных началах.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2019-З N 1627-V)

2. Положение о представителях и помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2019-З N 1627-V)

3. Представителям и помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2019-З N 1627-V)

1. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи создается общественный экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми знаниями в вопросах, касающихся прав малочисленных народов.

2. Положение об общественном экспертном совете при Уполномоченном и его состав утверждаются Уполномоченным.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 03.07.2018)

Название документа:
Номер документа: 1220-З N 1327-IV
Вид документа: Закон Республики Саха (Якутия)
Принявший орган: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Статус: Действующий
Опубликован: "Якутские ведомости", N 46, 13.07.2013

"Ил Тумэн", N 29, 26.07.2013

"Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 247-251, 26.10.2013

Дата принятия: 24 июня 2013
Дата редакции: 03 июля 2018