В. Церковная реформа. Преобразование центральных органов государственного управления при Петре I

Органы власти в России в XVII в.

  • Вспомните систему органов власти и управления в XVII в.


  • Петра не устраивала старая система государственного управления.

  • Она была медлительна, «патриархальна», в Думе и приказах почти не велась документация, а потому было невозможно установить персональную ответственность за исполнение решений.

  • Петр стремился заимствовать западные модели управления.


Идейные основы преобразований

  • XVII век - эпоха торжества рационализма.

  • Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория, признающая разум основным источником истины, считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

  • Рационализм породил представление о государстве не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.

  • Появилась теория общественного договора .

  • В чем состоит важнейшее утверждение теории общественного договора?


Идейные основы преобразований

  • Рационалисты считали: если государство было создано людьми для обеспечения своей безопасности, то люди могут и улучшить его.

  • Что следовало, с точки зрения рационалистов, сделать для создания идеального государства?

  • Написать идеальные законы и улучшить работу чиновников.

  • Почему Петру I взгляды рационалистов на теорию государственного управления пришлись по душе?

  • Потому что они убеждали: для создания идеального государства нужны лишь разум и воля.


Взгляды Петра I на систему управления

  • Подумайте, зачем здесь картина В. Серова.

  • Петр I был уверен, что твердо знает, в чем состоит счастье державы, а всякое сопротивление происходит лишь от неразумия и лени.

  • Роль монарха он видел в том, чтобы принудить народ к разумным действиям.

  • Для этого требовался сильный государственный аппарат.


Новые высшие органы власти

  • В 1701 г. Петр создал новый, ранее неизвестный в России орган власти – консилию министров .

  • Консилия (от лат. сonsilium – совещание) – совет.

  • На время отлучек царя из Москвы она сосредоточивала в своих руках всю полному власти.

  • Консилию возглавлял «князь-кесарь».

  • В консилии велись регистрация бумаг, протоколы заседаний, отчеты.

  • У каждого члена консилии был определенный круг обязанностей.


Новые высшие органы власти

  • Так в деятельности консилии Петр начал воплощать на практике теорию камерализма , согласно которой управление должно опираться на строгую отчетность и четкое разделение полномочий.

  • Патриархальный стиль работы сменился бюрократическим.

  • Петр – Ф.Ю. Ромодановскому в 1707 г.:

  • «Изволь объявить всем министрам, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывали.

  • И тем дурость каждого явлена будет!»


Сенат

  • В 1711 г. Петр создал Правительствующий Сенат .

  • На время отсутствия царя Сенат – коллективный глава государства.

  • Функции Сената:

  • Контроль за министрами, назначение чиновников, высшая судебная инстанция, законосовещательный орган при царе.

  • Решения в Сенате принимались единогласно .


Исчезновение Боярской думы

  • Петр I не издавал указа о ликвидации Боярской думы. Но с 1704 г. он перестал ее собирать.

  • Прекратились и пожалования в бояре. Старые бояре умирали, новые не появлялись. Дума постепенно исчезла сама собой.

  • Почему же Петр не жаловал боярство своим соратникам?

  • Традиция требовала, чтобы боярами становились выходцы из знатных семей.

  • Даже Петру было сложно идти против этой традиции.

  • К тому же для него само боярское звание было связано с ненавистной московской стариной.


Коллегии

  • В 1717–1721 гг. проведена реформа отраслевого управления.

  • Созданы коллегии.

  • Коллегия – группа лиц, образующих руководящий совещательный или распорядительный орган.

  • Группы коллегий:

  • Коллегии «вне групп»:

  • Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат.


Функции коллегий

  • Иностранная – внешняя политика.

  • Военная – армия, строительство укреплений.

  • Адмиралтейская – флот, портовые сооружения.

  • Камер-коллегия – сбор доходов.

  • Штатс-коллегия – бюджетные расходы.

  • Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью

  • штатс- и камер-коллегий.

  • Берг-коллегия – тяжелая промышленность.

  • Мануфактур-коллегия – легкая промышленность.

  • Коммерц-коллегия – торговля (внутренняя и внешняя)

  • Юстиц-коллегия – законодательство и судопроизводство.

  • Вотчинная коллегия – оформление юридических прав на

  • имения, разрешение поземельных споров, наследование.

  • Главный магистрат – управление городами.


Порядок работы коллегий

  • Коллегию возглавлял президент.

  • Его заместитель именовался вице-президентом.

  • Решения принимались большинством голосов членов коллегии.

  • При равенстве голосов голос президента коллегии считался за два голоса.

  • На практике могущественный президент коллегии почти всегда мог навязать рядовым членам коллегии выгодное ему решение.

  • Первые президенты «первейших» коллегий :

  • Иностранная – Г.И. Головкин.

  • Военная – А.Д. Меншиков.

  • Адмиралтейская – Ф.М. Апраксин.


Коллегии и приказы

  • Чем же отличались коллегии от приказов?

  • Коллегий было значительно меньше, сфера деятельности каждой – гораздо шире.

  • Не было областных коллегий, коллегии опирались на местные органы управления.

  • В коллегиях велось подробное делопроизводство, стиль их работы был не патриархальным, а бюрократическим.

  • Петр о коллегиях :

  • «Собрания многих персон…, в которых президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали что хотели».


Местное управление

  • Реформа местного управления осуществлена раньше сенатской и коллежской – в 1707–1710 гг.

  • Россия разделена на губернии :


Местное управление

  • В 1711 г. армейские полки «расписаны» по губерниям, которые обязаны были их содержать:

  • Астраханский полк, Казанский полк, Московский полк…

  • Полки назывались не по месту своего пребывания, а по «шефствующей» губернии.

  • Для удобства управления губернии делились на провинции, провинции – на уезды (дистрикты).

  • Как создание такой системы управления повлияло на численность чиновничества?

  • Чиновничий аппарат многократно возрос.


Местное управление

  • Местное управление создавалось по шведскому образцу.

  • В Швеции низшим звеном управления был кирхшпиль (приход). Приходской совет состоял из пастора и выборных прихожан.

  • В России приходы звеном управления не стали.

  • Сенатское постановление :

  • «Всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от церквей; к тому ж и в уезде ис крестьянства умных людей нет».

  • О чем свидетельствует исключение приходов из системы государственного управления?


  • Для контроля за чиновниками Петр в 1711 г. учредил должность фискала (лат. Fiscalis – относящийся к казне).

  • Всех фискалов возглавлял обер-фискал , ему подчинялись провинциальные фискалы, им – фискалы.

  • Фискалы должны были следить, чтобы «никто от службы не ухоранивался и никакого худа не чинил», доносить о любых злоупотреблениях, поддерживать обвинения в суде.

  • Для поощрения усердия фискалов им полагалось вознаграждение в виде половины штрафа, наложенного на уличенного ими преступника.

  • Фискалы не несли ответственности за ложный донос: «то отнюдь в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения».


Органы государственного надзора

  • Почему Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос?

  • Царь предпочитал обвинить невиновного, нежели пропустить реальное преступление.

  • В результате ложных доносов оказалось очень много.

  • В 1714 г. после протестов митрополита Стефана Яворского ответственность за ложный донос была установлена: фискал получал то наказание, которое полагалось виновному, если бы донос подтвердился.

  • Однако и после этого преодолеть злоупотребления фискалов не удалось.

  • В 1722 г. обер-фискал А.Я. Нестеров был казнен за казнокрадство.


Органы государственного надзора

  • В 1722 г. гласный контроль за деятельностью государственных органов и судов был поручен прокуратуре .

  • Ее возглавлял генерал-прокурор – «око государево».

  • Ему подчинялись коллежские и губернские прокуроры.

  • Прокуроры обязаны были хранить «государев интерес» и предупреждать должностные правонарушения, особенно казнокрадство.


Государев Кабинет

  • Петр создал стройную систему государственных органов.

  • Эта стройность, однако, нарушалась самим положением монарха.

  • Как неограниченный монарх, Петр, с одной стороны, стоял во главе всей государственной машины, с другой стороны – мог вмешиваться в работу любого ее звена через голову вышестоящих звеньев.

  • Обладая колоссальной энергией, Петр постоянно лично вмешивался в работу, подгоняя своих соратников и, в то же время, контролируя их.


Государев Кабинет

  • Объем ежедневной работы Петра был огромен.

  • Царь даже писал:

  • «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить, воистину не точию человеку – ниже ангелу»

  • Поэтому в 1704 г. Петр создал собственную канцелярию – Кабинет.

  • Во главе Кабинета стоял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

  • Через его руки проходили все направляемые царю документы.

  • На этом было основано могущество Макарова, перед которым заискивали многие крупные сановники.


Реформа церкви

  • После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избрать нового патриарха.

  • Как вы думаете, чем руководствовался Петр, запрещая выборы патриарха?

  • Церковь возглавил митрополит Стефан Яворский, избранный местоблюстителем патриаршего престола.

  • Имуществом церкви стал распоряжаться Монастырский приказ (упраздненный в 1667 г. и восстановленный в 1701 г.).


Реформа церкви

  • В 1721 г. был опубликован «Духовный регламент», написанный близким к царю архиепископом Феофаном Прокоповичем.

  • Феофан осуждающе писал, что народ помышляет, будто Высочайший Пастырь (патриарх) есть «второй Государь, Самодержцу равный», отчего «простые сердца развращаются».

  • Согласно Духовному регламенту патриаршество отменялось, а высшая власть в церкви передавалась Духовной коллегии – Святейшему Синоду.


Реформа церкви

  • По просьбе Петра восточные патриархи признали Св. Синод своим «братом во Христе», обладающим «равнопатриаршим достоинством».

  • Митрополитов и епископов назначал членами Св. Синода царь.

  • Св. Синод возглавлял президент (первоприсутствующий), ему были приданы два вице-президента.

  • Надзирал за деятельностью Синода светский чиновник – обер-прокурор Св. Синода, подчиненный генерал-прокурору.

  • Синод являлся государственным учреждением.


Реформа церкви

  • Священники под угрозой лишения сана и смертной казни обязывались доносить об антигосударственных замыслах, ставших им известными на исповеди.

  • Таким образом, духовенство принуждалось к нарушению тайны исповеди.

  • Число священников и монахов сокращено. Установлена норма – 1 священник на 150 дворов.

  • «Лишние» исключены из духовного сословия и записаны в подушный оклад.

  • Те из них, кто жил на помещичьей земле, стали крепостными.

  • Как сказались проведенные изменения на уважении к церкви?


Реформа церкви

  • Церковь полностью утратила свою независимость. Она не просто подчинилась светской власти, как при Алексее Михайловиче, но стала частью государственного аппарата.

  • Важнейшими функциями церкви стали: проповедь преданности государю, идеологическое обоснование действий государства, контроль за умами и настроениями подданных.

  • В свою очередь, государство заботилось об укреплении церковного контроля над подданными: преследовало раскольников, карало уклоняющихся от исповеди, поощряло иноверцев к переходу в православие.


Органы власти к 1725 г.


Дворянская служба

  • Как вы думаете: служба при Петре стала для дворян легче или тяжелее?

  • В XVII в. дворянин, хотя и служил пожизненно, пребывал на службе только во время походов и смотров, В петровскую эпоху он находился на службе (военной или гражданской) постоянно, годами не бывая в своем имении.

  • Правда, офицерам и чиновникам стали платить денежное жалование.

  • В 1714 г. Петр издал указ о единонаследии , запретив помещикам дробить имения при передаче их по наследству.

  • Имение получал один из сыновей, остальные должны были добывать пропитание на службе.

  • Пётр полагал, что это усилит служебное рвение.


Служба и чины

  • Какой принцип лежал в основе карьеры служилого человека в Русском государстве XV–XVII вв.?

  • Принцип местничества, основанный на служебных заслугах рода .

  • Когда было официально отменено местничество?

  • При Федоре Алексеевиче в 1682 г.

  • Несмотря на отмену местничества, продвижение по службе по-прежнему во многом зависело от «породы», т.е. от происхождения.


Служба и чины

  • Петр с самого начала царствования обращал внимания не на происхождение своих приближенных, а на их таланты.

  • Даже знатным дворянам пришлось начинать службу рядовыми в гвардии или мелкими канцеляристами.

  • Не пройдя низших ступеней службы, сделать карьеру было невозможно.

  • Как вы думаете: это укрепляло или ослабляло контроль государства над дворянством?

  • Укрепляло, поскольку единственным источником карьеры стали личные заслуги перед государством.

  • На предложение Военной коллегии определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов Пётр ответил: «Знатное шляхетство по годности считать!»


Табель о рангах


Табель о рангах


Подводим итоги

  • Государственный аппарат при Петре стал работать на основе профессиональных бюрократических принципов управления.

  • Была создана единая система управления и надзора в центре и на местах.

  • Армия стала регулярной.

  • Церковь окончательно превратилась в элемент государственного аппарата.

  • Карьера дворянина стала зависеть не от происхождения, а исключительно от личных служебных заслуг.

  • Зависимость дворянства от государственной власти возросла.

  • Как называется такая политическая система?


Подводим итоги

  • Петровская эпоха – время окончательного утверждения в России абсолютизма.

  • Абсолютизм – монархия, в которой власть монарха не ограничен выборными представительными органами, опирается на развитой бюрократический аппарат и подчиняется закону.

  • Сам Пётр I называл созданное им государство регулярным .


Источники иллюстраций

  • Слайд №3. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/main2.htm

  • Слайд №6. http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/83&n=%20%D1%E5%F0%EE%E2%20%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7.%20%CF%E5%F2%F0%20I.%20%D4%F0%E0%E3%EC%E5%ED%F2.%201907

  • Слайд №7. http://21region.org/news/world_news/38751-mistika-ropshinskogo-dvorca.html


  • С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

    В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы.

    «Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».

    Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. «Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям». Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

    Взамен устаревшей системе приказов в 1717–1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг – коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия – доходами, Штатс – коллегия – расходами, а Ревизион – коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, – дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

    Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие – Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. – подчинялись одной из коллегий.

    В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

    «Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу».

    Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8–12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности – все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, – выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к абсолютизму. В XVII в. изменился титул русских царей, в котором появился термин «самодержец». Общий процесс регламентации всех областей жизни и управления страной неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными земельными угодиями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично подчинить церковь государственной власти.

    

    История

    Ответ на билет №26

    Государственные и административные реформы Петра

    А. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

    1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

    2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: “Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...” Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

    3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал “консилию министров” из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

    Б. Создание коллегий. Местные органы власти

    1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

    > коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

    > Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

    > Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

    > Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

    > Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

    > Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

    > Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

    > Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

    > Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

    > Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

    Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

    Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

    2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на “регулярных” (имущих) и “нерегулярных” (неимущих).

    3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

    В. Церковная реформа

    1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

    2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в “мирские дела и обряды не входить ни для чего”. Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить “измену или бунт”. В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

    Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

    1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

    2. В 1722 г. была разработана “Табель о рангах”, которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

    > военные;

    > гражданские;

    > придворные.

    Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

    3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

    Д. Военные реформы

    1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

    2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

    3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

    4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

    Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.

    Предпосылки формирования абсолютной монархии и её особенности в России

    Абсолютная монархия – это форма управления государством, при которой власть монарха не ограничена никакими государственными органами и законами.

    Период абсолютной монархии в России характеризуется:

    Расширением территории государства,

    Завоеванием выходов к морям,

    Контролем и правовым регулированием общественной и частной жизни,

    Установление прав и обязанностей для отдельных слоев населения,

    Применением полицейских и патриархальных методов управления,

    Развитием промышленности и торговли,

    Совершенствованием системы налогов,

    Отсутствием свободного рынка труда,

    Наличием сословных привилегий.

    По мнению многих отечественных историков, абсолютная монархия в России окончательно сформировалась в эпоху Петра I.

    Реформы Петра I. Петровская рационализация государственного управления

    Реформы Петра I охватили практически все сферы жизни российского общества. Петр I (1672-1725) понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство – использовал как мощный рычаг реализации намеченных преобразований. В петровские времена стало на практике в полной мере осуществляться то, что в настоящее время принято называть государственным менеджментом.

    Петровские реформы охватили, прежде всего, армию. Петр ввел обучение солдат и офицеров по Воинскому артикулу (единому воинскому уставу). Он ввел обязательную службу для дворян и рекрутские наборы крестьян в армию. Армия России подразделялась на три вида войск: пехоту, кавалерию и артиллерию.

    Общеизвестно, что при Петре I Россия стала влиятельной морской державой, а в результате длительных войн со Швецией получила выход к Балтийскому морю.

    В развитии отечественной промышленности в период правления Петра I принято выделять два периода. Первый период принято определять с конца XVII в. до 1709-1710 гг. Длительные войны, которые вела Россия против Турции и Швеции, требовали оружия, а его ввоз в Россию был блокирован. Ощущалась нехватка и качественного железа, которое раньше ввозилось из Швеции, поэтому в тот период срочно создавались металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы на Урале, а также в Санкт-Петербурге.

    Второй период начался с 1710 г. и продолжался до смерти Петра I в 1725 г. В этот период царь наряду с обороной начал уделять внимание и гражданской промышленности (суконной, кожевенной, бумажной, стекольной, табачной).

    За годы царствования Петра I в России было создано около 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия черной и 17 предприятий цветной металлургии, 15 предприятий суконной промышленности, 9 шелкоткацких, 14 кожевенных, 23 лесопильных. При этом на большинстве новых предприятий использовались самые передовые техника и технология того времени. При этом более половины мануфактур было основано казной. Для управления народным хозяйством на макроуровне были созданы коллегии.

    Сам Петр I, бывая за рубежом, внимательно следил за новинками в технике, встречался с изобретателями, изучал новые машины и все полезное приобретал для России.

    В сельском хозяйстве Петр I обращал особое внимание на развитие отраслей, обеспечивающих сырьем промышленность. В частности, по его приказу за границей закупались для разведения в России овцы, шерсть которых была необходима для производства тонких сукон. Под пристальным вниманием было развитие коневодства. В 1715 г. был издан указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промыслов», в котором предписывалось ежегодно увеличивать посевы этих культур.

    Для проведения преобразований Петр I нуждался в эффективной государственной системе управления.

    В 1708 г. была проведена губернская реформа (царский указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов»), в результате которой страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингермаландскую (с 1710 г. Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. В 1713-1714 гг. было образовано еще 2 губернии: из Казанской были выделены Нижегородская и Астраханская губернии, а из Смоленской – Рижская губерния. Губернская реформа вводила новую трехуровневую систему управления на местах: губерния-провинция-уезд. По губерниями расписывались все уезды и города.

    Возглавлял губернию губернатор, который осуществлял административную, судебную и военную власть. У губернатора были помощники, которые контролировали отрасли управления:

    Обер-комендант – военной управление;

    Обер-комиссар (обер-провиантмейстер) – губернские и иные сборы;

    Ландрихтер (местный судья) – губернскую юстицию, финансовые и розыскные дела. Это была первая попытка отделить суд от администрации. Деятельность ландрихтеров находилась под жестким контролем губернаторов и воевод.

    Каждая из губерний делилась на провинции, а те, в свою очередь на уезды. Уезды возглавляли коменданты, а провинции – обер-коменданты, подчинявшиеся коллегиям (Камер-коллегия, Юстиц-, Вотчинной).

    В 1718-1720 гг. была проведена реформа органов городского самоуправления. В результате были созданы выборные сословные коллегиальные органы управления – магистраты, руководство которыми осуществлял Главный магистрат. В составленном в следующем году регламенте Главного магистрата были изложены основы нового городского устройства. Города разделялись по числу жителей на пять классов, а население городов – на «регулярных» и «нерегулярных» (низкого происхождения). Регулярные граждане делились на две гильдии. К первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, ювелиры, живописцы, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелкие торговцы и ремесленники, которые объединились в цехи. В выборах городских магистратов могли участвовать только регулярные граждане. Нерегулярные избирали своих старост, которые должны были представлять их интересы в магистрате.

    Магистраты состояли из выборных бурмистров и ратманов и ведали всем городским хозяйством, контролировали сбор налогов, осуществляли полицейские и судебные функции, обеспечивали безопасность города. Петр I избавил регулярных граждан от обязательной рекрутской повинности.

    Говоря об этом, не следует преувеличивать значение самоуправленческого начала в системе петровской администрации. Во-первых, потому, что развитие самоуправления предполагает наличие элементов гражданского общества и демократии, что невозможно было в условиях расцвета крепостничества в стране. Во-вторых, сформировавшаяся при Петре I модель управления государством мало способствовала развитию демократических элементов в виде местного самоуправления, поскольку преобладали абсолютистские военно-бюрократические методы управления. Централизм не собирался уступать свои позиции общественному самоуправлению.

    В целом, местная реформа оказалась незавершенной. Хотя многие из нововведений (губернии, магистраты) намного пережили их создателя, попытка создать эффективную систему местного самоуправления не удалась. Уже при Петре I усиливаются противостояние между бюрократическими учреждениями (губернаторы, воеводы) и земскими учреждениями (в уездах и городах). Бюрократический элемент постепенно подавлял и подчинял деятельность выборных органов местного управления.

    Петровские государственные преобразования сопровождались коренными изменениями в сфере высшего управления государством. На фоне начавшегося процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. На рубеже XVIII в. она прекращает свое существование и заменяется сначала созданной при ней в 1699 г. Ближней канцелярией, заседания которой с 1708 г. стали называться Консилией министров . Этому учреждению Петр I поручал ведение всех государственных дел во время своих многочисленных «отлучек».

    В 1711 г. был создан новый высший орган государственной власти и управления Правительствующий сенат. Учрежден был вместо Консилии министров. Сенат постепенно стал подчиненным непосредственно императору. С 1718 г. Сенат стал постоянным учреждением, в нем стали заседать президенты созданных к этому времени коллегий (центральных органов государственного управления, пришедших на смену московским приказам). Однако вскоре обнаружился абсурд такого положения. Президенты коллегий просто не могли контролировать свои же коллегии. Указом от 22 января 1722 г. была проведена реформа Сената. Президенты коллегий были выведены из его состава, заменены специально назначаемыми лицами. Право заседать в Сенате оставили лишь за президентами Военной коллегии и Коллегии иностранных дел. Как высший административный орган в государстве Сенат ведал всеми отраслями государственного управления, исполнял законосовещательные и исполнительные функции. В конце правления Петра I Сенату были также присвоены судебные функции, сделавшие его высшей судебной инстанцией и государтсве.

    В отличие об Боярской думы, Сенат не являлся сословным органом и не делил власть с царем. Сенат изначально был создан как чисто бюрократический аппарат, все члены которого назначались лично Петром I.

    Присутствие Сената собиралось 3 раза в неделю (пн, ср, пт). Для производства дел в Сената существовала канцелярия, возглавляемая обер-секретарем . Ему помогал экзекутор , следивший за порядком в здании. При канцелярии находились нотариус, актуариус (хранитель документов), архивариус и регистратор .

    В 1722 г. была учреждена специальная должность генерал-прокурора Сената , призванного, по замыслу Петра I, обеспечивать связь между верховной властью и центральными органами управления (быть «оком государевым»). Он осуществлял контроль за деятельностью Сената. Указы Сената получали силу только с его согласия, он же следил за их исполнением. Все это делало генерал-прокурора первым лицом в государстве, после монарха.

    Пожалуй, одним из наиболее важных нововведений петровской административной реформы стало создание в России действенной системы государственного надзора и контроля. При Петре I начинает формироваться новый для России институт прокуратуры. Параллельно с этим создавалась система тайного надзора за деятельностью государственной администрации. Этим занимались фискалы . Введение института фискалов явилось отражением полицейского характера петровской системы управления. Доносительство поощрялось и даже вознаграждалось материально (часть штрафа полагалось донесшему фискалу).

    Проводимая Петром I модернизация государственного аппарата не отличалась системностью и строгой последовательностью. Однако можно заметить, что для Петра I всегда приоритетными оставались две задачи:

    Унификация органов государственного управления и всей системы администрации;

    Проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой явного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было обеспечить законность в управлении.

    В 1718 г. приказы с их размытыми функциями и неясными полномочиями были заменены коллегиями . Первоначально было создано 11 коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейство, Камер-коллегия (сбор налогов), Берг-коллегия (горное дело, металлургия), Коммерц-коллегия (внешняя торговля), Штабс-контор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (контроль за доходами и расходами), Мануфактур коллегия, Юстиц коллегия (судебные учреждения), Главный магистрат (управление магистратами и городской полицией). Позднее (после церковной реформы) на правах коллегии стал существовать Святейший Синод. Как правило, в каждой коллегии из иностранцев назначались по одному советнику, по одному секретарю. Однако на высшие посты в коллегиях Петр I стремился назначать только русских людей. Преимущества коллегии перед приказами виделось в более оперативном и в тоже время объективном решении дел. Считалось, что коллегиальное устройство поможет изжить взяточничество и казнокрадство. Формально за деятельностью коллегий следил Сенат. Подобно приказам коллегии состояли из общего присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора (заседатель, регистратор) и канцелярии . Президент назначался императором, вице-президент Сенатом с последующим утверждением императора. В отличие от приказов, коллегии строились по функциональному, а не по отраслевому признаку. Коллегии не могли вмешиваться в сферу деятельность других коллегий.

    В 1721 г. была проведена реформа церкви, в результате которой была отменена тайна исповеди, а церковная власть была организована по образцу светской. Святейший Синод стал своеобразной коллегией, управляющей делами церкви. Эту организацию возглавлял светский чиновник – обер-прокурор Священного Синода.

    Верховная власть принадлежала царю Петру, который с 1721 г. стал именоваться «императором».

    В 1722 г. Петр I подписал Указ о престолонаследии, который давал право императору передавать престол не старшему сыну, а наиболее достойному наследнику. Этому указу, после смерти Петра, суждено будет сыграть роковую роль в истории России.

    Петр I последовательно расширял государственную монополию во внешней и внутренней торговле. Наряду с традиционной монополией на водку, к товарам, торговля которыми считалась монополией государства, относились смола, икра, деготь, сало, соль, табак, собольи меха. Эта монополия приносила значительный доход государственной казне. При Петре I в России появились первые товарно-сырьевые биржи.

    Социальная политика Петра I

    В результате петровских реформ была существенно упорядочена социальная структура общества, четко обозначились границы сословий, их положение в общественной иерархии, права и обязанности.

    Указ 1714 г. «О единонаследии» окончательно уровнял вотчину с поместьем, запретив дробить недвижимость между наследниками. Вся недвижимость должна была достаться одному из сыновей, остальные были обязаны поступить на государеву службу. Так, боярство и дворянство были окончательно уравнены в правах.

    Правительство стимулировало предпринимательскую деятельность купечества путем передачи купцам на льготных условиях казенных заводов. Владельцы мануфактур освобождались от службы.

    Уделяя большое внимание развитию внешней и внутренней торговли, Петр I заботился и о купечестве. Купечество стало выделяться в особую привилегированную группу – гильдию. Коммерц-коллегия обязана была заботиться о купечестве.

    Вместе с тем, чтобы ускорить процесс развития промышленности, Петр I осуществлял и необычные меры. Например, если у купцов было недостаточно капитала для того, чтобы основать мануфактуру, царь заставлял их объединяться в компанию. Желания купцов при этом мало учитывались. Так, в 1720 г. для налаживания суконных мануфактур в Москве Петр I предписал объединить в компанию 14 человек из разных городов, которые были доставлены до места под конвоем солдат.

    Капитал, не используемый в хозяйстве, подлежал конфискации. При этом по царскому указу 1/3 получал доносчик, а 2/3 отдавались в казну.

    После переписи 1718-1724 гг. в России была введена новая единица налогообложения мужская душа. Подушная подать заменила большое количество различных сборов. В финансовом плане это увеличило доходы государства, а в социальном – окончательно оформило крепостное право. Появился новый разряд – государственных крестьян.

    Табель о рангах и создание новой системы государственной службы

    При Петре I в ходе реформирования государственного аппарата была перестроена прежняя традиционная модель государственного управления, на месте которой начинает формироваться современная рациональная модель управления.

    Общим итогом административной реформы стало утверждение новой системы организации государственной службы. Особую роль в этом процессе сыграла введенная 22 февраля 1722 г. Табель о рангах (см. таблицу). Сегодня её принято считать первым законом о государственной службе. Она разрывала предшествующие традиции местничества, и устанавливала новый принцип назначения на государственные должности – принцип служебной годности . Центральная власть стремилась поставить чиновников под жесткий контроль. С этой целью был установлен фиксированный оклад государственных чиновников в соответствии с занимаемой должностью. Сурово каралось «взяткобрательство» и «взяткодательство».

    При Петре I дворянство становится главным сословием, из которого черпались основные кадры для госслужбы. По Табели о рангах дворяне как наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право на госслужбу. Если на госслужбу назначался не дворянин, он приобретал права дворянства. Все дворяне должны были служить либо в армии, либо на флоте, либо в госучреждениях. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату, который осуществлял все назначения по гражданской службе (за исключением первых пяти высших классов).

    С введением Табели о рангах было уничтожено прежнее деление дворян на сословные группы, и вместо него была введена лестница служебных классных чинов. Табель о рангах устанавливала 14 таких классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Занятие классных должностей с 14 по 5, происходило в порядке продвижения по службе, высшие чины (с 5 по 1) присваивались по воле императора за особые заслуги перед отечеством и монархом. Помимо должностей госслужбы, которые определялись Табелью о рангах, существовала огромная армия низших канцелярских служащих («внетабельное чиновничество»).

    Особенностью петровской Табели о рангах, отличавшей её от аналогичных актов европейских государств, было то, что:

    Она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц;

    В основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги.

    Подобным образом Петр I намеревался решить 2 задачи: 1) заставить дворян поступать на госслужбу, 2) привлечь к госслужбе выходцев из других сословий, для которых оказаться на госслужбе было единственной возможностью получения дворянства, сначала личного, а в перспективе и потомственного (по достижении VIII классного чина).

    Итоги и последствия петровских реформ

    Осуществлённые Петром I преобразования в сфере государственного управления в целом имели прогрессивное значение. Преобразования сопровождались рационализацией всех сторон жизни общества, подъемом экономики и культуры. Одним из важнейших результатов петровской губернской реформы можно считать образование целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной и бюрократизированной системой местного управления.

    Однако в условиях абсолютной монархии модернизация страны проходила крайне противоречиво. Российская империя не восприняла многие европейские ценности, такие как: права человека, ограничение власти законом, неприкосновенность частной собственности . Можно сказать, что создав мощное государство Петр I использовал европейские ценности для укрепления неевропейских элементов русской политической культуры (деспотизм, централизм, бесконтрольность власти).

    Главное противоречие заключалось в том, что стремясь превратить Россию в могучую державу, Петр I ничего не сделал для раскрепощения общества.

    Негативным последствием установленного в Табели о рангах принципа выслуги привело к психологии чинопочитания. Почитание чина, а не службы разъедало бюрократический аппарат.

    Перенеся западную рациональную модель бюрократии на русскую почву, Петр I в сущности ничего не изменил в характере властных отношений. Это дало основание М. Веберу считать петровскую систему управления патримониальной в своей основе. Данная система строиться на неформальных отношениях в структурах власти. Как мы знаем, какое бы значительное развитие ни получили в патримониальной бюрократии рациональные черты, характер отношений власти здесь остается неизменным .

    В ХОДЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ БЫЛА ПРЕОБРАЗОВАНА НА НОВЫХ ОСНОВАНИЯХ:

    l система центрального и местного управления,

    l реорганизована армия,

    l изменен принцип комплектования аппарата новых учреждений,

    l перестроены отношения государства с церковью,

    l подверглись серьезной реорганизации сословные отношения,

    l впервые в истории России создавались органы государственного контроля и надзора.

    После смерти Петра I возникла еще одна проблема. Как вы помните, Петр I не успел назначить преемника. Это сделало престол игрушкой придворных людей и породило борьбу за власть. Практические все правившие в XVIII в. после Петра I императрицы и возведенные на престол дети приходили к власти в результате переворотов, осуществляемых дворянской гвардией.

    Эпоха «дворцовых переворотов». Особенности политических процессов во второй четверти XVIII в.

    «Эпоха дворцовых переворотов» (такое название дал В.О. Ключевский) сопровождалась рядом коренных изменений в системе государственного управления. Эти изменения касались как высших органов власти, так и системы центрального и местного управления.

    Прежде всего, изменилось положение Сената. При слабых монархах, властью в стране распоряжались либо фавориты, либо ближайшее окружение царствующих особ. Особую роль стали играть создаваемые императрицами специальные высшие учреждения, которым они делегировали свои полномочия и наделяли широким кругом прав. При Екатерине I (жена Петра I) таким высшим органом государственного управления стал Верховный тайный совет, состоящий из представителей знати (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман и др.). Верховный тайный совет был наделен статусом главного правительственного органа при императрице. Подобный орган высшего управления был создан в правлении Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), который назывался Кабинет министров . Состоял он из трех «кабинет-министров», три подписи которых заменяли подпись императрицы.

    С созданием новых высших органов управления Сенат был оттеснен на второй план. С учреждением Верховного тайного совета (7 марта 1726 г.) Сенат был подчинен Тайному совету и стал именоваться Высоким, а не Правительствующим. Отныне Тайный совет назначал высших чиновников, ведал финансовым управлением, к нему перешли надзорные и законодательные функции.

    История создания и деятельности Верховного тайного совета непосредственно связана с недовольством правящей элитой преобразовательной политике Петра I. В этой связи у элиты возникает желание создать аристократический орган при императоре, который мог бы ограничивать власть монарха. Учреждение Тайного совета это первый шаг к этому.

    Князь Д.М. Голицын усматривал в его создании возвращение к традициям Боярской думы. Он считал исторической ошибкой упразднение законодательной Думы и замену ее бюрократическим Сенатом.

    Более радикальный шаг последовал в 1730 г., когда на русский престол взошла племянница Петра I герцогиня Анна Иоанновна. Правящая верхушка предложила ей некие условия («кондиции»), которые ограничивали власть императрицы в пользу Тайного совета. Согласно условиям, императрица не могла без согласования Тайного совета назначить себе преемника, вводить новые налоги и расходовать государственные средства, раздавать земли, жаловать в высшие чины выше полковника. Однако этот проект не был поддержан дворянством, которое опасалось установлению олигархии. После этой неудавшейся попытки ограничить власть монарха Верховный тайный совет был распущен. Несмотря на это, Тайный совет успел упорядочить государственную администрацию (сокращение центрального и местного аппарата управления).

    Одной из отличительных черт государственного управления в послепетровскую эпоху стало: падение поли Сената, централизация и бюрократизация центрального и местного управления. Максимально были расширены функции губернаторов и воевод. Уже в 1727 г. были ликвидированы надворные и нижние суды, Главный магистрат. Тем самым главными фигурами на местах становились губернаторы и воеводы. Следствием этого стало беспрецедентное распространение чиновничьего произвола, взяточничества и казнокрадства.

    Ситуация не изменилась и в период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), оказавшейся у власти также в результате дворцового переворота. Она заявляла, что хочет править по заветам своего отца. При ней были возрождены местные выборные учреждения (местные советы, выборные судьи), а также городские органы самоуправления – городские магистраты. Однако после себя она оставила большое количество нерешенных проблем в сфере государственного управления.

    Центральное управление

    Земский Собор

    Местное управление

    Боярская Дума

    Воеводы,

    Губные старосты,

    Земские старосты,

    Целовальники.

    Большого дворца,

    Дворцовый судный,

    Конюшенный,

    Сокольничий,

    Постельничий,

    Золотых дел

    Разряды: -новгородский,

    Севский,

    Белгородский,

    Тамбовский,

    Казанский,

    Тобольский,

    Смоленский

    Владимирский

    Административно-финансовые:

    Казенный,

    Большого прихода,

    Большой казны,

    Военно-административные:

    Разрядный,

    Поместный,

    Стрелецкий,

    Иноземский,

    Рейтарский,

    Оружейный

    Церковные:

    Казенный,

    Церковных дел,

    Патриаршие

    Территориальные

    Казанского дворца,

    Сибирского дворца,

    Малороссийский,

    Смоленский,

    Великой России

    Причины реформирования системы государственного управления:

    1) старая система не позволяла оперативно решать проблемы в условиях войны; 2) она не позволяла контролировать всю территорию страны от столицы до окраин; 3) после принятия Соборного Уложения в 1649 г., утратил свои полномочия всесословный Земский Собор; 4) после отмены в 1882 г., местничества утратила значение Боярская Дума.

    5 ) в стране существовало около ста постоянных и временных приказов. Эта система была плохо управляемой, поглощала государственные средства, была неспособна быстро решать возникающие проблемы.

    Структура государственного управления при Петре I Император (с 1721г.) Сенат (с 1711г.)

    Органы центрального

    управления

    Контрольные органы

    Местные органы управления

    Коллегия Иностранных дел (отношения с иностранными государствами)

    Военная коллегия (управление вооруженными силами)

    Адмиралтейская коллегия

    (строительство флота и управление военно-морским флотом)

    Камер-коллегия (сбор средств в пользу государства)

    Штатс-контор-коллегия (Ведение всех государственных расходов)

    Ревизион-коллегия (контроль государственных приходов и расходов)

    Берг-коллегия (органпо руководству горнорудной и металлургической промышленностью)

    Мануфактур-коллегия (органпо руководству легкой промышленностью)

    Коммерц-коллегия (торговые действия)

    Юстиц-коллегия (ведение судных и розыскных дел)

    Вотчинная (Ведение вопросами землевладения)

    Старейший правительственный

    Синод (Духовная коллегия) (высший орган по делам Русской православной церкви)

    Преображенский (политический сыск)

    Приказ Геральдмейстерская коллегия

    Монетный департамент

    Главный Магистрат (управление местными полицейскими делами, надзором за монетным делом, починкой дорог, служили наместниками в малых городах)

    1) Генерал - Ревизор надзиратель

    2) Фискалы с 1725г., фискалы во всех гос. учреждениях;

    3) Генерал- прокурор (с 1722г.), прокуроры во всех гос. учреждениях.

    Органы местного управления

    Система административно-территориального устройства

    Надзорные органы

    Управление городами

    магистраты

    губернии

    прокурор

    провинции

    1) Губернатор (8 губерний с 1708г.)

    Губернии:

    Московская

    С. - Петербургская

    Киевская

    Смоленская

    Архангельская

    Казанская

    Азовская

    Сибирская

    2) Воевода (50 провинций с 1719г.)

    Земский комиссар в уездах

    3) Городские магистраты.

    Характеристика органов государственного управления, созданные Петром 1.

    Центральное управление:

    Сенат (2марта 1711 г.) - высшее правительственное учреждение, которое заменило старинную Боярскую думу. В состав Сената по указу 1718 года входили президенты всех коллегий (графИван Алексеевич Мусин-Пушкин, бояринТихон Никитич Стрешнев, князьПетр Алексеевич Голицын, князьМихаил Владимирович Долгоруков, князьГригорий Андреевич Племянников, князьГригорий Иванович Волконский, генералМихаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин иНазарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин).Главной его задачей было выносить постановления по запросам коллегий, которые они самостоятельно решить не могли. Важной функцией Сената стало назначение и утверждение практически всех чиновников в новые учреждения.

    Коллегии - органы государственного централизованного отраслевого управления.Петр сначала создал 9 коллегий, но к концу его царствования центральный аппарат представляли 11 коллегий. На правах коллегий существовало ещё 2 учреждения. Это Синод и Главный магистрат.

    Местное управление:

    Управление территориями

    Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. В каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация. Было 8 губерний, разделенные на уезды.

    Управление городами В 1699 г. Петр 1, учредил бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии: Первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

    Заключение:

      Петр Iза годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.

      Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.

      Петр Iкакие-то решения по созданию новых органов управления принимал в ходе проведенных экспериментов. Какие-то решения были прямым заимствованием зарубежного опыта. Сами названия органов управления: коллегия, магистрат и др. были заимствованы из европейской практики. К концу войны российская система управления была очень похожа на шведскую. Она имела мобилизационный характер и можно сказать, что ПетрIбил шведов шведским управленческим оружием.

      Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра Iимператором.