В каких целях осуществляется сертификация. Что такое обязательная и добровольная сертификация. Схемы сертификации продукции

Введение

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Классификация налоговых систем

Англосаксонская модель(Великобритания

Евро-континентальная модель (Франция

Латиноамериканская модель (Боливия)

Смешанная модель (Россия

Список литературы

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

* объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

* субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

* источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

* ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

* налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

* срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально – экономических задач.

Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов) .Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.

Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения.

Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы . Эти принципы многообразны и мно­гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.

    Англосаксонская(США,Австралия,Великобритания,Канада)

    Преобладание прямых налогов

    Незначительная доля косвенных налогов

    Преобладание налогооблажения физ.лиц

    Евроконтинентальная(Германия,Нидерланды,Франция,Австрия,Бельгия)

    Высокая доля отчислений на соц.страхование

    Преобладание косвенных налогов

    Незначит. доля прямых налогов

    Латиноамериканская(Чили,Боливия,Перу)

    Обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики

    Преобладание косвенного налогооблажения

    Незначит. уровень прямых налогов

    Смешанная(Россия и многие др.страны)

    Сочетает черты разных моделей

    Позволяет избежать зависимости бюджета от отд. вида или группы налогов

    Вводится для диверсификации структуры доходов

24. Элементы налогообложения.

Существенные - элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными

Факультативные - их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства(например: налоговые льготы)

Существенные:

    субъект налога -лицо,на кот. лежит обязанность по уплате налога

    объект -действия/события,кот. обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

    нал.база -стоимостная,физ. или иная характеристика объекта налогооблажения.

    Нал.ставка – размер налога,установленный на единицу измерения нал.базы

    Нал.период – календ. год или иной период времени применительно к отд.налогам, по окончании кот. опред-ся нал.база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

    порядок исчисления - определяет лицо, обязанное исчислить налог(налогоплательщик, нал. агент, нал. органы), а также метод исчисления налога(некумулятивный/кумулятивный, т.е нарастающим итогом)

    срок уплаты - календ.дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, кот. обуславливает обязанность уплаты налога

    порядок уплаты - приемы и способы внесения налогоплательщиком/нал.агентом суммы налога в бюджет

25. Классификации налогов.

    Субъект налога

    Налоги физ.лиц

  • Налоги с физ. и юр.лиц

    Вид ставки

    Твердые/специфические (устанавливаются в фиксированном размере на кажд.ед.налогооблажения)

    %/адвалорные (устан. в % к единице налогооблаж.)

    Комбинированные (сочетают твердую и % ставки)

    Объекты

    Реализация товаров,работ,усоуг

  • Имущество

    Метод обложения-порядок изменения ставки налога в зависимости от роста нал.базы

    Равные (для каждого налогоплат. устан.= суммы налога)

    Пропорциональные

    Прогрессивные (с ростом нал.базы растет ставка налога)

    Регрессивные (с ростом нал.базы уменьшается ставка)

    Периодичность

    Разовые (уплата связана с бессистемным случ. событием)-покупка недвижимости

    Регулярные (взимаются с опред. периодичностью в течение всего времени владения им-ом)

    Бюджетное назначение

    Общие (непредназначены для финансир. конкр. расхода)

    Целевые (для финансир. конкр. расхода бюджета)

    Возможность переложения

    Косвенные - кот. вкл. в цену тов(работ,услуг) в виде надбавки, увеличивающей её и уплачиваются потребителем тов(работ,услуг) в их цене

    Прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика

    Личные - учитывают платежеспособность налогоплательщика

    Доходы физ.лиц

    Реальные -не уч. фин. положение налогоплат., уровень доходности объекта налогооблаж.

    По способу уплаты

    Удержания - обязанность по исчислению налога возложена на 3-е лицо,кот. в силу Закона обязано выступить нал.агентом

    Начисления – уплата налога на основе нал. декларации-офиц.заявления о своих нал.обязательствах

    Кадастровый – налогооблаж. им-ва производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода

    Принадлежность к уровню управления и власти

    Региональные

    Транспортный

    Налог на им-во орг

    На игорный бизнес

    Федеральные

  • На доходы физ.лиц

    На прибыль орг

    На добычу пол.иск

  • Сбор за прво пользования объектами животного мира и водными биолог.ресурсами

    Гос.пошлина

    Земельный

    На им-во физ.лиц

    Торговый сбор

Латиноамериканская модель

Рассмотрим особенности данной модели на примере Боливии.

В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует три уровня налогов - национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся 11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств. Базовая ставка НДС - 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.

Смешанная модель

Представитель этой модели - Россия.

Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и соци-альный кризис в стране -- вес эти факторы непосред-ственно повлияли на ее становление. Существующая рос-сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по-строения в основном соответствует общераспространен-ным в мировой экономике системам налогообложения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) единый социальный налог;

6) государственная пошлина;

7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

8) налог на пользование недрами;

9) налог на добычу полезных ископаемых;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

11) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

12) лесной налог;

13) водный налог;

14) экологический налог;

15) федеральные лицензионные сборы.

2. Региональные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) налог на игорный бизнес;

5) транспортный налог;

6) региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

1) признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

3) недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

4) экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

5) ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение в ст.3 Налогового кодекса.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п. «а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п. «б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).

Полнота правового регулирования налоговых отно-шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения -- отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това-ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи-ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи-заций -- были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед-ливой и нейтральной по отношению к различным кате-гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме-нения должны были способствовать снижению уклоне-ния от налогообложения.

Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.