В каком году появился первый мяч. Каким должен быть футбольный мяч. Мячи для разных типов покрытий

Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби — вот и все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст - довольно известные строки Чехова из его "Путешествия из России в Сибирь". Он ехал ещё до постройки Транссиба, ямским Сибирским трактом, но это актуально по сей день: за те сутки, что поезд гонит по Западно-Сибирской равнине, пейзаж почти не меняется, и выглянув в окно, сложно понять - мы уже проехали Новосибирск или ещё только подъезжаем к Омску?
Две тысячи вёрст гужевым транспортом - это дело на пару недель, поезд же это расстояние проходит за полтора суток. Возможно, поэтому Западная Сибирь не показалась мне столь беспросветно унылой - в ней есть свой колорит, который я тут и попытаюсь раскрыть.

У человека с легкомысленного запада, к коему здесь можно отнести даже Урал, слово "Сибирь" вызывает ассоциации с непроходимой тайгой, безлюдными горами, огромными и быстрыми студёными реками... Здесь ничего этого нет. Западно-Сибирская равнина - третья по величине среди равнин Земли (после Амазонской и Русской равнин), и плоская, как доска - за сутки пути можно не увидеть ни единого излома линии горизонта. Здесь нет тайги - леса преимущественно берёзовые, и чуть-чуть севернее начинаются бескрайние болота. Но там, где проходит Транссиб, Сибирь - это в первую очередь степь:

Или лесостепь. Леса здесь берёзовые, на удивление жиденькие, и местами напоминают городской парк. В Европейской России лес намного более густой и дремучий.

А местами пейзаж почти среднеазиатский:

Особенность западно-сибирский степей - колки, кругленькие берёзовые рощи вокруг миниатюрного болотца. Вот здесь два колка сразу - берёзовый и осиновый, хотя осина в этих краях редка:

Ещё здесь много-много мелких озёр с плоскими берегами, нередко ещё и солёных:

Попадаются и солончаки с характерной красной травой:

Местами всё это очень напоминает Казахстан, да и были здесь некогда казахские кочевья. Да и не только казахские - это была часть Великой Степи, где кто только ни кочевал. Кулундинская степь, Барабинская степь, Приобское плато... Впрочем, отличия между ними неподготовленному человеку увидеть сложно.

Поезд здесь идёт с огромной скоростью, ощутимо быстрее, чем в большинстве мест Европейской России, но в вагоне почти не мотает - дорога прямая. Но несмотря на скорость, от деревни до деревни едешь по полчаса, от города до города - по несколько часов. Безлюдье здесь уже вполне сибирское.

Как я понимаю, большинство селений здесь основали "столыпинские" переселенцы начала ХХ века, прижившиеся на чернозёмных почвах. В одной из деревень моё внимание привлекла расколотая граненая труба - вероятно, остатки оборотного депо времен постройки Транссиба:

Здешние города - также ужасающе безлики. Бесконечный частный сектор и малоэтажки, даже хрущобы тут кажутся высотками:

И элеваторы как кафедральные соборы:

Одни городки выглядят очень ухоженно, другие - беспросветно нищими и неуютными. Да и просто я бы не хотел тут жить - в этих бескрайних, холодных, продуваемых всеми ветрами пространствах.

И конечно же Транссиб, этот "стальной хребет России", самая длинная на Земле железная дорога. По Транссибу ездят все, и в плацкарте порой подбирается совершенно невероятная компания. Рядом вполне могут ехать профессор из Новосибирска, дембель из какой-нибудь заштатной воинской части на Дальнем Востоке, вахтовик из Алтайского краю на Югру, гопник из шахтёрского посёлка под Иркутском и кто угодно другой. Например, путешественник, в том числе иностранец. Поездка по Транссибу - своего рода лотерея: от общения с попутчиками никуда не деться, но кто окажется на соседней полке?
А за окнами - бесконечная вереница вокзалов, между Тюменью и Омском построенных в основном в 1913-14 годах (до этого Тюмень была тупиком, а основной ход Транссиба пролегал через Уфу, Челябинск и Петропавловск)

Самый западный из заснятых в этот раз - Заводоуковск в Тюменской области. Городок (25 тыс. жителей) как село известен с 1729 года, городом стал лишь в 1960-м. Что за таинственный "завод на Уке" (Большой Ук - приток Тобола), не знают даже историки, хотя есть несколько версий.

Ишим (63 тыс. жителей) - напротив, старый купеческий город, выросший из основанной в 1687 году Коркиной слободы. Здесь сохранился даже красивейший Богоявленский собор (1793), образец "сибирского барокко", просматривающийся вдалеке из окон поезда. На станции - вкусные беляши в киосках, да и в принципе в маленьких сибирских городках выпечку можно покупать, не боясь отравиться (по крайней мере так уверяют местные). А река Ишим, на которой стоит город, очень похожа на Дон в среднем течении, и на ней же стоит Астана - столица Казахстана.

Называевск (12 тыс. жителей) - уже в Омской области, был основан как станционный посёлок. Здесь я встретил туманный рассвет по дороге на восток, в Новокузнецк.

А там и до Омска не так уж далеко. Омск встречает грандиозной промзоной - вдалеке хорошо виден крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод (перерабатывает 22 миллиона тонн нефти в год, в мире значится то ли вторым, то ли третьим по величине):

В 2009 я даже подъезжал к его проходной с впечатляющим сталинском зданием. Шум завода и его запах слышны за километры. Но не снял там ни одного кадра, ибо тогда не умел делать это незаметно. Здесь же и другие заводы:

Омск вообще очень индустриален, вполне достоин если не Челябинска, то Казани и Волгограда. Причём индастриал попадается довольно старый - вот например цеха с явно дореволюционной трубой (кадр снят в апреле-2009, буквально через несколько часов снега уже не было):

А вот и Иртыш, который неожиданно узок - я отмечал это и в Тобольске, и в Ханты-Мансийске, при том что в последнем он уже крупнее Волги:

В Омске очень красивый исторический центр, о котором в 2009 году я рассказал в трёх частях ( , ), но от вокзала он далеко, и в панораме города, как обычно бывает, закрыт более близкими многоэтажками:

Огромный и современный вокзал, недавно прошедший глобальную реконструкцию. Внутри необычные интерьеры, сочетающие хай-тек с классикой, но об этом в обозримом будущем расскажет periskop .

Точнее, тут даже целый комплекс вокзалов:

Интересный памятник - условная схема Омской области, на которой отмечены автомобильные и железные дороги:

Довольно интересный дом на привокзальной площади:

Вообще, Омск - город очень оживлённый, пёстрый и шумный. А вы как хотели? Ведь он размером примерно с Самару или Казань. Но в некоторых местах легко подумать, что здесь живёт миллиона три. И тем страннее, что у Омска нет как таковых пригородов - он одиноко висит среди лесостепи:

За Омском - уже "изначальный" Транссиб, строившийся в конце 19 века. Почти все города здесь выросли из станционных посёлков, включая Новосибирск. Но вокзалы в основном почему-то советские. Станция Татарская - здесь от Транссиба отпочковывается ветка на Барнаул:

Город Татарск (25 тыс. жителей) же вырос из станции, основанной близ деревни Татарка.

Человек на платформе:

На ветке, уходящей на юг через Кулундинскую степь - всё то же самое. Новенький вокзал на станции Чистоозерная (а в Алтайском крае и Кемеровской области ныне построены едва ли не десятки новых вокзалов):

И старая водонапорная башня:

Но вернёмся на Транссиб. Ещё одна станция - Чаны:

Рядом находится одноимённое озеро, крупнейшее в Западной Сибири. Его размеры примерно 90х80 километров, по площади оно в полтора-два раза крупнее Москвы. Ещё это озеро солёное и богатое рыбой, которую здесь ловят в промышленных масштабах. Но главное - его площадь непостоянная. Говорят, вблизи Чаны напоминают море, но особенно красиво озеро выглядит с высоты - любуйтесь у gelio-nsk . Транссиб же к Чанам не подходит.

На полпути от Новосибирска до Омска - Барабинск (30 тыс. жителей), также основанный как станция на Транссибе. Станция здесь крупная, стоянки минут по 20, и несколько минут перед станцией поезд едет мимо депо и ремонтных мастерских:

Вообще, в Западной Сибири и железная дорога как-то капитальнее, чем в Евроссии. На подступах к Новосибирску есть даже трёхпутный участок. Поражает и количество новых локомотивов (кстати, отечественного производства - я вообще не знаю, есть ли на РЖД импортные локомотивы, кроме "Сапсана"). Товарняки местами идут один за другим, как поезда Московском метро.

Электровоз-памятник на барабинской платформе. Неподалёку десяток таких же стоит на путях:

Вокзал же в Барабинске неожиданно огромен, крупнее, чем в иных областных центрах (скажем, в Барнауле или Кемерове):

На станции активно торгуют копчёной и вяленой рыбой с Чанов - одно из двух "рыбных мест" на Транссибе помимо станций у Байкала. Я рыбу не покупал (ибо боюсь отравиться), но попутчики угостили - честно говоря, мне показалось, не очень. Здесь же, выйдя на улицу, я ощутил, насколько в Сибири более сухой и чистый воздух, чем в Европейской России.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай .
.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кемерово. Красная Горка.
Кемерово. По городу.
Новокузнецк. Проспект Курако и КМК.
Новокузнецк. Проспект Металлургов.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай


Наши предки очень любили забавы ради играть в различные сферические предметы.Известно, например, что южноамериканские индейцы, использовали легкую эластичную сферу в качестве спортивного снаряда.

Во времена правления династий Тсин и Ханьшуй (255 до н.э.-220 нашей эры), китайцы любили игру «Тсу Чу», в которой мячи животного происхождения загонялись в сеть, протянутую между двумя шестами. Говорят, что некоторые древнеегипетские обряды, имеют подобия с футболом. Древние греки и римляне также имели игру, суть которой сводилась к ударам ногами по мячу и переносам кожаной сферы.
В легендах говорится, что целая деревня могла вести один череп-снаряд на площадь в соседнюю деревню. В свою очередь, противостоящая сторона пыталась довести игровой элемент к площади противника.

Самый старый футбольный мяч

Обычно этот мяч хранится в музее Стирлинга Смита в Шотландии
Мяч, сделанный около 450 лет назад.Считается, что в XVI веке футбольный мяч принадлежал шотландской королеве Мэри.Камера древнего мяча изготовлена из свиного мочевого пузыря. Сверху она покрыта сшитыми кусками толстой, возможно оленьей, кожи.

А в Хэрроу играли не очень-то круглым мячом!

Самые древние мячи к нам дошли из Египта (2000 г. до н.э.). Они изготавливались из дерева, кожи и даже папируса

Мячи девятнадцатого века

первый каучуковый футбольный мяч.
В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук. До этого мячи очень сильно зависели от размеров и формы свиных пузырей. Из-за нестабильности животной ткани очень трудно было предсказать поведение снаряда во время удара. Только ближе к двадцатому веку большинство мячей было сделано с использованием резины.

В 1855 году, тот же Гудиер спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположена в Онеонте (Нью-Йорк, США).

Шар Состязания использовал в Финале кубка FA 1893

Синтетические футбольные мячи

Полностью синтетический мяч был произведен только в начале 60-ых. Но только лишь в конце 80-ых синтетика полностью заменила кожаное покрытие. Консерваторы и скептики утверждали, что кожаные мячи обеспечивают контроль за полетом и более сильный удар.
Синтетическое покрытие сегодняшних мячей полностью копирует структуру кожаной ячейки. Есть у синтетики и преимущества - прочность и низкое водопоглощение.
Ранние мячи были прошиты шнурками. Более поздние игровые снаряды были сделаны из скрепленных в единое целое синтетических заплаток. Дизайн нового мяча был основанном на проекте «Мяч Бакминстера», более известном как «Бакибол». Американский архитектор Ричард Бакминстер и не помышлял о футболе. Он всего лишь пытался придумать новые способы строительства зданий с использованием минимума материалов. А получилась гениальная структура, которую сегодня знает любой болельщик.
Форма мяча Бакминстера представляет собой ряд шестиугольников и пятиугольников, которые состыковываются вместе, для придания мячу округлой формы. Современный мяч состоит из 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Вместе они образуют собой близкую к совершенству сферу. Черные пятиугольники помогли игрокам более тонко чувствовать любые отклонения при полете мяча.

Умный футбольный мяч

"Умный" мяч явился результатом совместной работы Adidas и небольшой немецкой компании Cairos Technologies.

Идея о внедрении на крупные международные соревнования «умного» мяча не нова. Мысль эта витала в воздухе долгое время, пока в прошлом году не слетела-таки с уст Зеппа Блаттера. Принцип таков: внутри мяча спрятан микрочип, который, благодаря расположенным вокруг поля антеннам способен «сообщить» судье о взятии ворот. Помимо этого, такая технология позволяет вести подробную статистику, включая скорость полета мяча после удара и расстояние, на которое «снаряд» пролетел мимо ворот. Столь смелая разработка немецких ученых уже успела материализоваться в 2005 году юниорском Чемпионате мира по футболу и по замыслу руководства ФИФА должна была пойти на «повышение» уже на грядущем мундиале. Однако, несмотря на успешно проведенную «генеральную репетицию» в Перу, с дальнейшим развитием «наполеоновских планов» решено было повременить.

Ключевой участник любого футбольного матча - мяч - имеет долгую историю развития и эволюции. Первые мячи из резины стали делать, начиная с двадцатого века. До этого времени объектом сходного функционала становились разнообразные округлые предметы. По антропологическим исследованиям, в ход шли и человеческие черепа, и свиные пузыри, надутые до условно шарообразной формы. Мяч прошел через череду преобразований и наконец, достиг знакомого каждому футбольному фанату современного вида.

Истоки возникновения и прообраз футбольного мяча

Первые игры c мячом были востребованы у китайцев еще за несколько столетий до нашей эры. Кусок кожи, который набивали пухом и шерстью, нужно было забить в сетку, натянутую меж двух бамбуковых палок. Древние римляне использовали для наполнения песок. У ацтеков - это был камень, обернутый в несколько слоев прорезиненного материала. Древние предки уважительно относились к : они, как правило, имели ритуальное значение. Придавался сакральный характер самому мячу. Его могли касаться только мужчины. Разумеется, не шло речи о том, чтобы в мяч мог играть ребенок.


Значительно позже возник по-настоящему близкий к современному футбольному мячу вариант. Он появился в 1836 году, когда был запатентован каучук. Надо заметить, что к тому моменту футбол не имел общих разработанных правил и норм. Они появились только в 1863 году, когда Английская футбольная ассоциация собралась для проработки этих правил. Общих стандартов для мяча тогда так и не появилось. Они возникли почти на десять лет позднее. Согласно им, мячом в игре может выступать объект, обладающий формой сферы. Материалом должна служить кожа или иной подходящий вариант. Есть ограничения по длине окружности. Она должна находиться в пределах между 68 и 70 сантиметрами. Регламент также определяет вес сухого мяча до игры и давление в сфере. С того времени стандарты сохранились неизменными. Только допустимый вес мяча изменился: не 13-15 унций, как раньше, а .

Оптимизация и поиск наилучших решений в создании мяча

Постепенно появлялись компании, в которых началось потоковое производство мячей для футбола. Шились они из кожи, сохраняли и, по уверениям фирм, неизменную форму. Мячи в зависимости от износостойкости кожи делились на два типа. Качественные и более дорогие производились из кожи попрочнее. На дешевых мячах она быстро приходила в негодность, менять такие мячи приходилось крайне часто.
Уже в 1900 году появились каучуковые камеры. Сверху они покрывались грубой кожей. Технология накачивания воздуха вынуждала оставлять в покрытии разрез - туда вставлялась трубка, через которую подавали воздух. Затем покрытие зашнуровывалось, и в таком виде мяч шел в игру. Недостатков было много: неидеальная из-за шнуровки форма мяча, быстрое разбухание кожи при дожде. Отяжелевшим мячом играть становилось значительно труднее и опаснее - все равно, что играть в футбол камнем.
Шло время, и конструкция мяча все развивалась: между внешним и внутренним слоями появилась прокладка, добавившая прочности, менялись цвета, количество полос кожи. На место шнурков, скрепляющих сферу, пришло полотно из синтетических заплаток. Шести- и пятиугольники, объединенные между собой, давали практически идеальную форму. В конце концов, синтетические материалы полностью заменили натуральную кожу, позволив избавить мяч от весомого недостатка - впитываемой влаги. Полиуретановая пена придала мячу живость и скорость, при этом сделав его полностью водонепроницаемым.

Футбольные мячи сейчас

Сегодня легко можно найти футбольные мячи разных размеров с более чем 1000 рисунками: от классического черно-белого окраса до фирменного дизайна с логотипами спортивных компаний, банков и даже . Размеры позволяют подобрать оптимальный вариант под игроков разного возраста. Кроме того, появились так называемые «официальные мячи». Ни одно крупное футбольное состязание уже несколько десятков лет не обходится без специально разработанного к нему мяча. Современные мячи для футбола - это отдельная ниша со своими трендами, прорывами и яркими находками. Существуют целые руководства по тому, как выбрать правильный вариант. Перед тем, как выпустить его в производство, мяч тестируют в суровых условиях, проверяют на прочность, устойчивость к ударам и неблагоприятным погодным условиям.

Сегодня, наверно, нет человека в мире, который бы не знал что такое футбол. Одни играют сами, другие предпочитают смотреть и болеть.

Пожалуй, самым основным элементов в футболе есть мяч. Его история начинается еще с Древнего Китая, где мячи шили из кожаных мешков набитых шерстью или перьями. Древнее римляне мячи наполняли песком, потому они получались намного тяжелее их китайских братьев. Мексиканские ацтеки использовали вместо мяча камень, который оборачивали специальным прорезиненным материалом. Древние викинги были завоевателями, а значит и футбол у них был особый, вместо мяча они использовали головы своих пораженных врагов.

В Средневековье чаще всего в качестве мяча использовали емкости для вина, которые делались из кожи. Форма и размеры этих мячей были разные, а значит и отскок при ударе был непредсказуем, что делало игру динамичной и быстрой. Основным правилом тех времен было, как можно дольше продержать мяч в воздухе. Игра в мяч в это время была жестокой и он, в основном, не доживал до конца, со временем пузырь начали обшивать кусками кожи животных, это существенно удлинило ему жизнь.

Самый старый мяч, который сохранился до наших дней, находится в шотландском замке Стирлинга, ему больше 450 лет. Он сделан из свиного пузыря и обшит кусками кожи.

Настоящим прорывом в изготовлении мячей стал, запатентован в 1836 году Чарльзом Гудиером вулканизированный каучук, на основании которого в 1855 году был спроектирован совершенно новый футбольный мяч, он сохранился до наших дней и красуется в национальном Американском футбольном зале славы.

Удачную альтернативу свиному пузырю в 1862 году изобрел Ричард Линдон, заменив его резиновой камерой. Эта камера завоевала наивысшую награду на выставке в Лондоне. С этого момента и началось серийное производство мячей, бизнесом занялись такие компании как «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow». Они изготовляли мячи для Футбольной лиги Англии. Цена зависела от качества кожи, которая использовалась для мяча. С 1872 года по 1937 год вес футбольного мяча составлял 368-425 г, сегодня вес увеличили до 410-450 г.

Внешняя оболочка мяча состояла с 18 кожаных секций, которые сшивались между собой конопляной веревкой с пяти слоев. Со временем качество камеры улучшилось, и она стала выдерживать сильные удары, что существенно повысило износостойкость мяча, а значит и качество футбола.

Такие мячи нам сегодня показались бы жутко неудобными, так как они не были идеально круглыми, а натуральная кожа впитывала воду и заметно тяжелела.

В послевоенное время мяч модернизировали плотной тканевой прослойкой между камерой и внешним слоем, что позволило ему лучше держать форму, внешнюю кожу сменили на синтетику и непористые материалы.

В 1951 году появились мячи белого и оранжевого цвета, которые были лучше заметны при плохом осветлении и на снегу соответственно.

«Buckyball» — современный футбольный мяч (20 шестиугольников и 12 пятиугольников) изобрёл архитектор с Америки Ричард Бакминстер, обдумывая как минимизировать количество материалов для строительства зданий.

В 1970 году компания Adidas выпустила первый официальный мяч футбольного Кубка Мира и назвала «Telstar», с того времени компания постоянно экспериментирует с формами и материалами, которые используются для изготовления футбольных мячей.

Последней разработкой Adidas стал мяч «Tango-12», он был официальным мячом Евро 2012, дизайн которого позаимствован у модели мяча «Tango» 70-х годов.

Гимнастический мяч или, как его еще называют, фитбол (от англ. «fit» - оздоровление, «ball» - мяч) - изобретение сравнительно молодое, начавшее свою историю в середине прошлого столетия. Кто же придумал гимнастический мяч?

Идея создания большого прочного мяча для игр впервые пришла в голову совладельцу итальянской компании «LEDRAGOMMA» Аквилино Косани (Aquilino Cosani) в 1963 году. Усовершенствованная им технология отливки поливинилхлорида позволила отливать очень прочные, устойчивые к проколам большие шары. Так в ассортименте компании, которая занималась производством изделий из пластмассы, в том числе детских игрушек, появился «PON PON» - большой надувной подскакивающий мяч с твердой ручкой для рук.

В самом начале 80-х годов прошлого столетия Аквилино Косани внес конструктивные изменения в свое изобретение, которые по большей части касались ручки прыгающего мяча. В новом продукте компании под названием «HOP» (от англ. «прыжок, скачок») ручка были изготовлена из мягкого винила, что сделало мяч более безопасным для использования.

Со временем каталог «LEDRAGOMMA» пополнился большими надувными мячами без ручек, которые стали широко известны как «шары Пецци» (balls Pezzi). В 1968 году Аквилино Косани получил итальянский патент на производство «подскакивающего мяча», в 1971 году он стал обладателем американского патента на свое изобретение.

Впоследствии название компании «LEDRAGOMMA» было изменено на «Ledraplastic». В настоящее время «Ledraplastic» - хорошо зарекомендовавший себя европейский производитель игрушек и товаров для фитнеса, в том числе гимнастических мячей разного диаметра и конфигурации.

Если за идею создания гимнастического мяча мы должны благодарить итальянцев, то за его активное внедрение в жизнь в качестве тренажера и спортивного снаряда благодарность следует адресовать в Швейцарию. Именно там британский физиотерапевт Мэри Квинтон (Mary Quinton) впервые начала использовать упражнения с «шарами Пецци» в программах для новорожденных. Ее опыт способствовал распространению «швейцарских мячей» («Swiss Ball» - одно из названий, закрепившееся за гимнастическими мячами) в Великобритании.

Популяризации фитболов активно поспособствовала директор и основатель физиотерапевтической школы в Базеле, швейцарский врач Сьюзан Кляйн-Фогельбах (Dr. Susan Klein-Vogelbach). В 60-х годах XX века она включила упражнения на фитболе в комплекс занятий для больных с ортопедическими и неврологическими проблемами, официально обосновав их эффективность в реабилитационной медицине.

Во время визита американских терапевтов в Швейцарию в рамках обмена опытом в 1989 году, врач-физиотерапевт из США Джоан Познер Мауэр (Joanne Posner-Mayer) настолько заинтересовалась использованием гимнастических мячей для реабилитации, что стала первопроходцем в этой области в Соединенных Штатах.

В 1996 году в Италии, на родине «прыгающего мяча», состоялся первый международный семинар по фитболу. Сейчас гимнастические мячи активно используется для групповых и индивидуальных тренировок, для занятий с беременными, для выполнения гимнастики с малышами.

В современных магазинах представлены различные модификации гимнастических мячей: с ручками и без, гладкие и игольчатые. О том, как выбрать гимнастический мяч, мы расскажем в одной из наших следующих статей.