Виноградов социология физической культуры и спорта т. В. И. СтоляровСоциология физической культуры и спорта. Учебник. Спорт– «социальный институт»


Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в системе явлений общей культуры человечества, стали полноправными объектами изучения социологии - науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.

Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, педагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впоследствии - социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической культуры и спорта в западных странах началась в 1950-60-х годах, в России - в конце 1950-х годов.
Как любая научная дисциплина, социология физической культуры решает свои специфические проблемы и имеет свой предмет, отличный от других социальных наук. Ее объект - физическая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изучение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими общественными явлениями и сторонами культурной жизни общества: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное место отводится социологии физической культуры в решении проблем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отношения людей к сфере физической культуры и спорта.
Исходя из предмета, определяющего специфические черты социологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука - одно из прикладных направлений социологии. Как научная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности . Кроме того, по определению В.И.Столярова , социология физической культуры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функции и связь с другими общественными явлениями, а также потребности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-

туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.
Задачи социологии физической культуры и спорта можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразделяются на две группы.
I группа - объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров, их численность и качество подготовки.
II группа - субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:
Что такое спорт и спортивная деятельность?
Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?
Как осуществляется спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени?
Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?

Каким образом развивается спорт как самостоятельный социально-культурный феномен?
Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкретных социологических исследований (КСИ).
Определив цели и приоритетные задачи социологии физической культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии физической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций развития в современном обществе.
Социология физической культуры, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции - теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-управленческие.
Теоретико-познавательные функции состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция .
Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-

ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.
Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук
Социология физической культуры и спорта - относительно самостоятельная научная дисциплина - тесно связана со многими другими социальными науками и находится с ними в сложных взаимоотношениях. С одной стороны, она самостоятельна, а с другой - стремится к тесному сотрудничеству, координации с другими науками. Результаты социологического исследования представляют значительный интерес как для самой социологии, так и для истории, политологии, культурологии, психологии, педагогики, экономики и других наук. Они могут быть использованы при решении самых разнообразных социальных задач. Кроме того, многие социальные науки могут оказать существенную помощь в развитии социологии физической культуры и спорта. Логика и методология построения науки требуют использования разработки понятийного аппарата, определения объекта и предмета, а значит, "использования давно зарекомендовавших себя методов - системно-структурного, сравнительно-исторического и др.
Социология физической культуры и спорта в рамках ее взаимоотношений с другими науками, изучающими эти объекты, сталкивается с двумя основными проблемами: проблемой собственной идентификации, т.е. ориентации именно на социологический подход, на социологические методы в анализе физической культуры и спорта и тем самым демаркации, отграничения от других наук; проблемой взаимодействия, координации, объединения усилий с представителями других наук в исследовании физической культуры и спорта.
Обе эти проблемы затрагивают взаимоотношение социологии физической культуры и спорта со всеми науками, изучающими эти объекты. Однако в первую очередь они касаются, естественно, общественных наук, к числу которых относятся история физической культуры, теория физической культуры, педагогика спорта, психология спорта.
Выполняя свои функции - теоретико-познавательную, мировоззренческую и организационно-управленческую, социология физической культуры и спорта тесно связывается с педагогическими науками о физической культуре и спорте. Интегрируя педагогическое, психологическое, культурологическое знание, она

разрабатывает методологические принципы, по которым формируется специальное знание о физической культуре и спорте, становясь, по существу, метатеорией, способной вооружить специальные науки идеологией, мировоззрением и методологией исследования процессов развития физической культуры и спорта.
К числу наук, имеющих общий с социологией физической культуры и спорта объект исследования, следует отнести теорию фи- зической культуры, историю, психологию, науку об управлении физической культурой и спортом. Кроме того, она взаимосвязана с социальной психологией, педагогикой спорта. Сходство этих наук с социологией определяется их общим объектом исследования - физической культурой и спортом. Однако каждая из этих наук имеет свой собственный предмет и методы исследования. Так, предметом истории является изучение исторических предпосылок развития и становления физической культуры как явления части жизни. Психология спорта изучает процесс формирования личности в сфере физической культуры и спорта (спортсмена, тренера, руководителя и т.д.). Теория физической культуры создает и развивает теоретические положения науки, в то время как социология физической культуры и спорта исследует социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Социология, являясь интегративной наукой, дает определенные импульсы для целостного изучения физической культуры и спорта, в том числе для разработки общетеоретических и методологических подходов к их изучению и развитию.
Социология физической культуры формировалась и функционирует, с одной стороны, как одна из частей наук о физической культуре и спорте, с другой - как раздел социологического знания. Поэтому важно уточнить ее взаимоотношение именно с этими научными дисциплинами.
Исторические аспекты развития социологии спорта
В первой трети XX в. наблюдалось относительно слабое развитие физической культуры и спорта. Для физкультурно-спортивного движения того времени были характерны небольшое число его участников и соревнований, сравнительная простота организации и управления. Социологические исследования не были востребованы практикой физкультурно-спортивного движения. Некоторые социальные проблемы изучались в рамках истории, теории физической культуры, социальной психологии, педагогики. Управление физической культурой осуществлялось на основе общих принципов, часто просто хаотично, на эмпирической и интуитивной основе.
Однако начиная с 1930-х годов физкультурно-спортивное движение в нашей стране формируется как массовое, разрабатывают-

ся программно-нормативные основы, создается материальная база. Физическая культура и спорт охватывают все слои населения, усложняются процессы развития физической культуры и спорта. Появляется острая необходимость проведения конкретного социологического исследования (КСИ) с целью изучения эффективности физкультурно-спортивной деятельности, исследования мотивов, интересов, значимости и места физической культуры в образе жизни советских людей. Время настоятельно требует формирования особой науки, способной исследовать социальные проблемы физической культуры.
Видный социолог О. А. Милыптейн выделяет три этапа в развитии советской социологии физической культуры.
I этап - с послереволюционных лет до начала 1960-х годов
(осмысление, теоретическое обобщение социальных функций фи
зической культуры - начиная с 1930-х годов социологические ис
следования проводятся в рамках истории физической культуры,
начиная с 1960-х годов - в рамках теории физической культуры).
II этап-с начала 1960-х до начала 1970-х годов (связан с
использованием КСИ, обусловленных значительным развитием раз
личных сторон жизни советского общества).
III этап -с начала 1970-х до середины 1980-х годов (когда
потребовалось теоретическое обобщение многообразных конкрдг-
ных социологических исследований в сфере физической культуры,
раскрытие тенденции, закономерностей ее развития и функциони
рования). На этом этапе важным явилось определение предмета соци
ологии физической культуры, его рамок и связей с другими наука
ми: общественными, естественными и спортивно-педагогическими.
Современный этап (назовем его IV этапом) развития социологии физической культуры характеризуется привлечением большого количества социологов, работающих в сфере физической культуры, значительным количеством КСИ, теоретических обобщений, расширением социологического знания, внедрением учебных курсов в образовательную сферу отрасли.
Усиление значимости социологического познания физической культуры свидетельствует о повышении ее роли и степени влияния на человека, о ее больших потенциальных возможностях. Начиная с 1960-х годов выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта. Их авторами являются первые социологи спорта, сделавшие очень много в этой области: В. А.Артемов, Г. И. Кукушкин, В.И.Жол-дак, В.У.Агеевец, О.А.Милыытейн, И.В.Вишневский, П.С.Сте-повой, Н.А.Пономарев, Л.Н.Нифонтова, Т.Х.Титма.
Одной из фундаментальных работ, раскрывающих природу физической культуры, ее место в обществе, взаимоотношения с другими общественными явлениями, законы ее возникновения, развития и функционирования, стала работа Н. А. Пономарева «Ос-

новы социологии физической культуры» . В ней представляют большой интерес проблемы, которые определяют позицию автора в отношении физической культуры как важнейшего социального феномена, части общей культуры общества.
Одной из первых работ, значимых для развития социологии физической культуры и спорта в нашей стране, была монография Н. И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта», где раскрывается широкий спектр ее функций, обсуждается ряд проблемных вопросов влияния физической культуры и спорта на формирование целостной, всесторонне развитой личности, выделяются потребности, которые могут быть удовлетворены средствами физической культуры, а также обсуждаются ее аксиологические проблемы.
Именно в этот период усиливается внимание к социологическому анализу физической культуры и понятие «функция» прочно входит в содержание ее теории.
Важным достижением социологической мысли явилась разработка культурологических основ физической культуры и спорта, представленных именами В.М.Выдрина, Н.А.Пономарева, Ю. М. Николаева.
Социологические исследования и фундаментальные работы В.И.Столярова, М.Е.Кутепова, М.ААрвисто показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. Над проблемами социальной адаптации, формирования здорового образа жизни различных категорий населения работали В.В.Белорусова, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский.
Одним из направлений социологии явилось исследование в сфере пропаганды ФКС, проведенное П.А. Виноградовым, А. В. Оганесян, И. И. Переверзиным. Значительные социологические исследования 1970-х годов, направленные на изучение социального облика советских спортсменов - участников Олимпийских игр 1952- 1976 гг., были осуществлены О.АМилынтейном. Особое внимание он уделил социологическим аспектам всестороннего и гармонического развития личности спортсмена, включающим проблемы формирования образа жизни, направленности и типов личности, закономерностей формирования спортивной карьеры и жизненного пути спортсмена-олимпийца.
В 1980-е годы стала активно развиваться олимпийская тематика. Олимпийское образование, олимпийская культура, развитие олимпийского движения в мире и в России - вот те вопросы, которые наиболее подробно освещались в спортивной литературе и стали предметом обсуждения на различных конференциях и конгрессах. Научный конгресс в Тбилиси, симпозиум в Риге, конференции в Новосибирске и Томске утвердили приоритет олимпийской тема-

тики при изучении проблем спортивного движения. К числу наиболее значимых авторов - социологов данной проблематики можно отнести В.И.Столярова, В.С.Родиченко, О.А.Мильштейна, Н. Н. Бугрова.
Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в немалой степени содействовал Международный комитет социологии спорта при СИЕПС ЮНЕСКО, который был создан в 1964 г. и включал в себя представителей как науки о физическом воспитании, так и социальных наук. Именно с этим событием многие социологи связывают возникновение социологии спорта как самостоятельной научной дисциплины. Позднее созданный комитет стал официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более 40 стран. В Австрии, Болгарии, СССР, Чехословакии, Японии и других странах были созданы национальные комитеты (секции) социологии спорта.
Международный комитет социологии спорта начал издавать специальный журнал по проблемам социологии спорта - «International Review of Sport Sociology», который в настоящее время называется «International Review for the Sociology of Sport». Его первым редактором стал известный польский ученый А. Воль, много сделавший для развития социологии спорта.
Первый журнал был опубликован в 1966 г. в виде годового обзора, а с 1973 г. журнал стал выходить ежеквартально. В 1972 г. начал выпускаться информационный бюллетень социологов Северной Америки - «Sport Sociology Bulletin». В 1976 г. он был заменен на «Review of sport and Leisure». С 1978 г. этот журнал стало издавать Северо-Американское общество по социологии спорта. С 1966 г. Международный комитет социологии спорта стал проводить международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. Первый из них был проведен в Кёльне (Германия) и был посвящен проблеме исследования малых групп в спорте. На втором семинаре, проходившем в 1968 г. в Вене (Австрия), обсуждалась тема «Молодежь и спорт». Третий семинар проходил в 1971 г. в Ватерлоо (Канада) и был посвящен проблеме «спорт и социализация». Четвертый семинар прошел в 1973 г. в Бухаресте (Румыния) по теме «Детские спортивные игры». Пятый и шестой семинары прошли в Гейдельберге (1975) и Варшаве (1979) и были посвящены проблемам социализации в спорте и играх. Спорт и культура, социология организации и другие актуальные проблемы социологии спорта рассматривались на этих семинарах.
С 1967 г. Комитет организует рабочие международные семинары. Так, в 1967 г. в США был проведен семинар «Спорт и игра - сравнительный культурологический анализ», затем в Великобритании (1971) и Швейцарии (1971) проведены семинары по методологии социологического исследования в спорте.

Кроме того, Международный комитет социологии спорта организует работу секции по социологии спорта в рамках всемирных социологических конгрессов и Олимпийских научных конгрессов.
При содействии Международного комитета социологии спорта (по данным В.И.Столярова) был разработан и реализован ряд международных исследовательских проектов, например: «Проект моделей спортивной карьеры», «Проект спортивной социализации», «Проект проведения политики в спортивных организациях» и др.
В настоящее время социология физической культуы и спорта (ФКС) проводит многочисленные исследования, посвященные развитию и функционированию физической культуры и спорта, ее влиянию на формирование личности, определению критериев физической культуры личности. Они играют важную роль в получении социологической информации, используя в своей работе методы, выработанные социологической наукой - такие, как анализ документов, наблюдения, опросы письменные (анкетирование) или устные (интервьюирование).
КСИ включают в себя широкий круг проблем, из которых можно выделить две основные: первая - выяснение субъективного отношения различных социально-демографических групп населения и общества в целом к физической культуре и спорту, вторая - определение реального отношения населения к физической культуре, реальное включение, «вовлечение» людей в физкультурно-спортивную деятельность.
Под «вовлечением» понимают разновидности поведения индивидов, их эмоциональные реакции, желание познания. Выделяются следующие виды вовлечения: «поведенческое», «познавательное» и «эмоциональное». К ним можно присоединить еще один вид, определяющий «степень вовлечения», - это физкультурно-спортивная активность. Для ее характеристики используются критерии «частоты», «продолжительности» и «интенсивности» физ-кулътурно-спортивной деятельности. Социологический анализ «вовлечения» (включения) населения дает представление:
о составе вовлеченных в сферу физической культуры и спорта, т.е. какие социальные группы имеют то или иное отношение к данной сфере;
о формах проявления, типе вовлечения (включения) в сферу физической культуры и спорта;
о том, какие социальные факторы влияют на процесс вовлечения в сферу физической культуры и спорта, активизируют или тормозят его;
о динамике физкультурно-спортивной активности личности, социальных групп.
Предметом многих КСИ, проведенных в различных странах и регионах, является физкультурно-спортивная активность школь-

ников, студентов, работников производства, образования, науки и других групп населения. Ставится задача: выяснить занимаются ли они физкультурно-спортивной деятельностью, какова мотивация этих занятий, какими именно физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, какова эффективность этих форм. Дается анализ физкультурной образованности, а также причин физкультурно-спортивной активности тех или иных социально-демографических групп, их ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Изучается физкультурно-спортивная активность населения различных регионов, стран.
В социологии ФКС как молодой науке в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном социуме. Новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортив-ным движением проблемы формирования новых ценностных ориентации, образцов поведения, смыслов, стиля жизни.
Не менее важно изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах и других материальных поощрениях.
Не должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после профессиональных занятий спортом - это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта.
Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт и молодежь», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм», «спорт и личность». В разрешении этих проблем социология ФКС должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека.
Вопросы и задания
1. Чем отличается социология ФКС от других наук, изучающих физическую культуру и спорт?

Чем отличается предмет социологии ФКС от его объекта? Дайте характеристику основных этапов развития социологии физической культуры и спорта в России и за рубежом. Назовите ключевые проблемы социологии ФКС, определите пути их решения.
Литература Виноградов П. А, Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Пенза, 1995. Жолдак В. И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Малаховка, 1994. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 1997. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. - Л., 1976.

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

Выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);


Имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

Ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей.

Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта»

Учитывая, что «Социология физической культуры и спорта» является учебной дисциплиной, необходимо уяснить основные понятия курса. В первую очередь это касается понятия «культура».

Культура - явление чрезвычайно многообразное как по харак­теру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в матери-


альной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, ре­гулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.

Понятие культуры употребляется для характеристики истори­ческих эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жиз­ни или деятельности (спортивная культура).

Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее опре­делений. Одно из понятий культуры, которое дает В.Харчева , - исторически определенный уровень развития общества и челове­ка, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и ду­ховных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, однако это раз­личие относительно и возможно только в абстракции, так как ма­териальная культура - творение рук и умов человеческих, следо­вательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы. Физическая культура как явление общей культуры, оче­видно, доказывает, что не существует границ между материаль­ной и духовной культурой.

Культура - обобщенный, аккумулированный опыт человече­ства, который служит фактором формирования и сохранения спо­собностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:

Условия жизни (материальные и духовные ценности);

Культура деятельности (технологии ее осуществления);

Культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).

Формы существования переходят одна в другую, совершая кру­гооборот культуры, который является условием ее развития и на­копления.

Культура охватывает различные социальные явления индивида: качество и способности человека, формы деятельности, типы по­ведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления, эмоциональные ре­акции, знания, интересы, потребности, социальные отношения, процессы, институты, и др. Все эти социальные явления приобре­тают культурный статус лишь в том случае, если для индивида они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняют­ся, передаются из поколения в поколение. Социальные явления, которые индивид оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.

Культура включает в себя как сами ценности, так и социальные явления, обеспечивающие и регулирующие их производство, по­требление, функционирование и др. В той мере, в какой явления,


имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, со­циальной группе, обществу в целом, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом. Для характеристики набора ценностей отдельного индиви­да или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделя­емых и поддерживаемых той более широкой социальной систе­мой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), ис­пользуется понятие «субкультура».

Понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культу­ры, основным содержанием которой является процесс социализа­ции и «окультуривания», социокультурной модификации тела (те­лесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры свя­зана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в соци­альную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно яв­ляется культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (дви­гательную культуру), культуру телосложения и культуру физичес­кого здоровья.

Все «здание» физической культуры не сводится только к «бло­ку» социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место. Помимо данного «блока» в физи­ческую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отноше­нием человека (социальной группы или общества в целом) к фи­зическим качествам и способностям с соответствующими соци­альными институтами и др. .

По меткому определению И.М. Быховской, физическая куль­тура - это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются пред­метом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, куль­тура физическая - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром .

В контексте курса социологии физической культуры и спорта содержание понятия «физическая культура» наиболее часто упот­ребляется в двух значениях:

1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.

2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладе­нию ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.

В этом смысле понятие употребляется при анализе реального проявления физической культуры и отношения к ней людей.

Спорт - уникальный социальный институт развития, распро­странения и освоения культуры двигательной деятельности чело­века и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперни­чеством, состязательностью, под которыми понимается борьба меж­ду людьми, между человеком и природными явлениями или чело­века с самим собой. Именно соревновательная деятельность и под­готовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия яв­ляется и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способ­ностей индивида и команды.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английско­го слова «de sporte», что означает «развлечение, увеселение, заба­ва». Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое - результат и сравнение результатов в соревновании. Термин «спорт» употребля­ется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД}, профессиональный или коммерческий.

Спорт - социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную матери­альную базу, кадры по специальности, систему и принципы обуче­ния и тренировки. Вместе с тем нельзя сводить суть спорта только к достижению высоких результатов, ибо в нем как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функ­ции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подго­товки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. фун­кции, присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.

Спортивная культура - это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упраж­нения в рамках соревновательной деятельности. Ее цель - первен­ства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.

Таким образом, спортивная культура - это спортивная дея­тельность и ее результат, связанный с высоким спортивным дос­тижением, подготовкой к нему. Это совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение кото­рых способствует формированию гармонически развитой личности.

Система физического и спортивного воспитания - совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым


принципам с целью реализации определенных политических, био­логических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Понятие системы объединяет теорию и практику физического воспитания и спорта в определенном обществе. Система физичес­кого и спортивного воспитания отражает исторически сложившийся тип его социальной практики, т. е. целесообразно упорядоченную, организованную совокупность основ и форм, определенных усло­виями развития общественной формации. Она, как известно, ха­рактеризуется идеологическими основами, выраженными в целе­вых установках, принципах, идеях, продиктованных потребнос­тями общества, теоретико-методическими основами физического воспитания и спорта, программно-нормативными основами и спо­собами реализации этих основ.

Понятие «физическая культура» означает совокупность обще­ственных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и фак­торов, существенных для физического совершенствования чело­века. Физическая культура - понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт - доминирующая форма проявления физической культуры. Этот термин часто употребляется в качестве синонима понятия «физическая культура» и, по мнению специа­листов, может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку обозначает стремление к физи­ческим достижениям на основе норм, правил, принципов трени­ровки и соревнований. Соревновательный метод занятий и прин­ципы тренировки широко используются при занятиях физкуль­турной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражне­ний, чтобы укрепить здоровье и работоспособность.

В социологии при анализе общества, его процессов и отноше­ний руководствуются понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» использу­ются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаи­модействии его сторон - экономической, культурной, полити­ческой. Когда же речь идет о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к условиям их жиз­недеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».

Социальное - это совокупность общественных отношений дан­ного общества, интегрированная в процессе совместной деятель­ности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их отношении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детермини-


руется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Таким образом, социальное явление или процесс воз­никают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности).

В учебном курсе социологии физической культуры и спорта мы будем диалектично подходить к понятиям «спорт» и «физическая культура», понимая тесную взаимосвязь данных феноменов, их проникновение друг в друга. В то же время принимается во внима­ние четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости, ни в коей мере не сводящее в единое ту социальную роль, которую каждый из них самостоя­тельно играет в обществе.

Вопросы и задания

1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта (ФКС), необходимо изучать социологию?

2. В чем суть социологии физической культуры и спорта как научной и

учебной дисциплины?

3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их

собственную интерпретацию.

Литература

1. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физи­ческой культуры: Учебное пособие. - Пенза, 1995.

2. Жолдак В. И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Малаховка, 1994.

3. Столяров В. И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физичес­кой культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5.

4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 1997.

5. Лубышева Л. И. Введение в социологию физической культуры и
спорта: Курс лекций. - М., 1998.

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ

Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в сис­теме явлений общей культуры человечества, стали полноправны­ми объектами изучения социологии - науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.


Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, пе­дагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впос­ледствии - социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической куль­туры и спорта в западных странах началась в 1950-60-х годах, в России - в конце 1950-х годов.

Как любая научная дисциплина, социология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, отличный от других социальных наук. Ее объект - физичес­кая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изу­чение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими об­щественными явлениями и сторонами культурной жизни обще­ства: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное ме­сто отводится социологии физической культуры в решении про­блем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отноше­ния людей к сфере физической культуры и спорта.

Исходя из предмета, определяющего специфические черты со­циологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука - одно из прикладных направлений социологии. Как на­учная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности . Кроме того, по определению В.И.Столярова , социология физической куль­туры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функ­ции и связь с другими общественными явлениями, а также по­требности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-

Туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных ас­пектов их профессиональной деятельности, способствовать уме­нию проводить конкретные социологические исследования с це­лью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.

Задачи социологии физической культуры и спорта можно свес­ти к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразде­ляются на две группы.

I группа - объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

Уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

Подготовка профессиональных кадров, их численность и каче­ство подготовки.

II группа - субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:

Формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

Формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;

Воспитание у населения потребности в физкультурно-спортив­ной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:

Что такое спорт и спортивная деятельность?

Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?

Как осуществляется спортивная деятельность в структуре обра­за жизни и свободного времени?

Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?


Каким образом развивается спорт как самостоятельный соци­ально-культурный феномен?

Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкрет­ных социологических исследований (КСИ).

Определив цели и приоритетные задачи социологии физичес­кой культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической куль­туры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии фи­зической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных за­кономерностей и тенденций развития в современном обществе.

Социология физической культуры, являясь по своей сути при­кладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции - теоретико-познавательные, мировоззрен­ческие и организационно-управленческие.

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении соци­альных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Ре­зультаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет прису­щие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них про­цессов, прослеживая все характерные для них причинно-следствен­ные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относя­щимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, от­крывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция .

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отно­шению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культу­ры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям фи­зическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в ре­гулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-

ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомен­дации по организации и управлению в сфере физической культу­ры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-эконо­мической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.

  • V. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена
  • V. Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта 1 страница
  • V. Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта 2 страница
  • V. Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта 3 страница
  • V. Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта 4 страница

  • Физическая культура и спорт в социально-гуманитарном знании

    Изучением физической культуры и спорта занимаются такие науки, как философия, педагогика, психология, история и культурология. Каждая из них выделяет для себя один специфический аспект и рассматривает его со своей точки зрения.

    • В рамках философского подхода физическая культура и спорт рассматриваются как философско-социологический феномен. Причем, чаще всего в данном контексте выделяется и анализируется метафизический подход.
    • В рамках педагогической науки рассматривают весь комплекс целей, задач, содержание и закономерности воспитания при занятиях физическими упражнениями, а также способы управления этим процессом.
    • История в основном занимается изучением предпосылок, которые повлияли на возникновение и становление физической культуры и спорта в том или ином регионе, а также на международном уровне. Этот подход к изучению физической культуры и спорта достаточно важен, поскольку история развития данной сферы жизни человека достаточно богата, и насчитывает несколько тысяч лет.

    В данной работе необходимо рассмотреть, как понимаются понятия «физическая культура» и «спорт» в социально-гуманитарном знании.

    Определение 1

    Так, физическая культура – это уникальный феномен, который позволяет воссоединить социальное и биологическое в развитии человеческого организма. Таким образом, физическая культура оказывает влияние не только на состояние всего организма в целом, но также на психику и статус человека в частности.

    Существует большое количество определений понятия «физическая культура». Остановимся на следующих. Так, физическая культура является одним из видов собственно человеческой культуры. Ее специфика заключается в том, что этот вид культуры профилирован в направлении (оптимизация физического здоровья индивида, его развитие в единстве с его психическими особенностями).

    Физическая культура как часть общей культуры личности и общества - представляет собой совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые создаются и транслируются людям для их физического и психического совершенствования. Также физическая культура – это деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в общества.

    Замечание 1

    Основная цель физической культуры и спорта – это стремление к созданию физически подготовленных людей, способных выжить в любых условиях и постоянно адаптироваться к новым условиям окружающей среды.

    Институциализация спорта

    Институциализация спорта всегда являлась важной и актуальной темой а работах ряда исследователей. Самым известным является В. Лукащук, который в своей работе «Трансформация спорта: от забавы к индустрии» отмечает, что еще в 17-18 веках в Англии спорт тесно связывали с показным потреблением, но при этом каждый вид спорта теперь имел свои особые характеристики, и носил более профессиональный характер, нежели зрелищный и развлекательный.

    Замечание 2

    С позиции социологической науки, важным предметом изучения феномена спорта является анализ его как института профессиональной социализации, среды, отрасли становления спортсменов-профессионалов.

    На сегодняшний день институт спорта представлен на международной арене следующими организациями, такими, как Международная ассоциация социологии спорта, Международная социологическая организация, Официальный комитет Интернационального совета по спортивной науке и физическому воспитанию, Северо-Американское сообщество социологии спорта и Европейская коллегия спортивной науки.

    Все эти организации ведут активное сотрудничество в сфере спорта и физической культуры; они открыты для всех, кто готов разделить их идеи и цели, а также пропагандировать их всему обществу.

    Социология физкультуры и спорта и ее основные задачи

    Так как спорт и физическая культура заняли важнейшую позицию в жизни современного человека, то для исследования такой сферы была создана отдельная дисциплина – «социология спорта» (sociology of sport). В первую очередь, она концентрируется на отношениях между человеком и спортом с точки зрения ряда социальных институтов, таких, как семья, образование, экономика и политика.

    По своей сути социология спорта получает знания о спортивной реальности и накапливает их для достижения следующих целей:

    1. Изучение роли спорта в жизни человека и общества;
    2. Анализ функций и значения физической культуры в развитии индивида;
    3. Популяризация спорта в различных слоях общества;
    4. Исследования процессов социализации в спорте, а также влияния со стороны глобальных общественных изменений.

    Поскольку социология спорта выступает как отрасль социологии, то в основном она использует ее категориальный аппарат. Мы имеем возможность выделить несколько категорий социологии физической культуры, которые являются объектами ее изучения. Во-первых, это непосредственно соматическая (физическая) культура – это тело человека, которое вовлечено в социализацию. Во-вторых, сама физкультурная деятельность, выраженная во всем многообразии форм двигательной активности. В-третьих, все виды соревнований, которые существуют в спорте (основное подразделение происходит на зимние и летние виды спорта).

    К основным задачам теории физической культуры и социологии спорта относятся следующие:

    1. Обоснование средств, которые обеспечивают всестороннее физическое развитие личности;
    2. Обнаружение связей между общей и физической культурой;
    3. Поиск средств для гармоничного развития личности, а также на реализацию ее потенциала;
    4. Непрерывная разработка новых физических упражнений, которые адаптированы под постоянно изменяющиеся условия жизни личности.

    Замечание 3

    Таким образом, в социологической науке физическая культура рассматривается как один из видов собственно человеческой культуры, как часть общей культуры личности и общества и как деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в обществе.

    Возникновение, развитие, цель и задачи социологии

    физической культуры и спорта

    Социология - это наука, изучающая развитие и функционирование общества, его социальные институты и организации, а также проблемы совместной жизни людей как представителей различных социальных групп.

    Первокирпичики социологии - статусы и роли. Первые составляют статистическую, а вторые - динамическую структуру общества. Совокупность больших социальных групп называется социальным составом населения. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами, а совокупность социальных институтов - социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, с социальными ролями.

    Социология не может существовать, не добывая самой разнообразной информации: например, мнения тренеров о данной системе спортивной тренировки, характер досуга и спортивные интересы школьников и т.д. В первую очередь, исследователь использует оригинальную статистику, публикации. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, анализе документов, путем социологического наблюдения или социального эксперимента. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать прогнозы, практические рекомендации.

    Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней осуществляются такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, больших и малых групп, социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных дисциплин принадлежит и социология физической культуры и спорта.

    Социология физической культуры - специальная социологическая теория, изучающая социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта, внутренние закономерности их развития, взаимосвязь с социальными институтами, влияние на изменение в социальной структуре и в целом на общественный прогресс.

    Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

    • выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.);
    • имеет развитую инфраструктуру и материальную базу;
    • ведет активную подготовку профессиональных кадров.

    Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с прочими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное научное знание, основанное на конкретных социологических исследованиях и обобщениях научных достижений в иных областях, исследующих физическую культуру м спорт как объект научного познания: психологии, педагогики и др.

    Предмет социологии ФК и С - социальные отношения, механизмы взаимодействия в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.

    Таким образом, в настоящее время социология ФК и С является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретно-социологические исследования дают возможность анализировать состояние потребностно-мотивационной сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень отношения к физической культуре и спорту.

    Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры к совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.

    Цель научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» - исследование ФК и С как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образе жизни людей.

    Как учебная дисциплина социология ФК и С имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт. Ее изучение вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

    Социология ФК и С призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий.

    Задачи социологии ФК и С сводятся к двум социально-значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

    Приоритетной задачей социологии ФК и С является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы:

    1 группа - объективные факторы , определяющие массовость физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:

    • nуровень развития материальной базы;
    • nподготовка профессиональных кадров.

    2 группа - субъективные факторы:

    • nформирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
    • nформирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;
    • nформирование потребностей в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

    Не менее значима для социологии ФК и С задача разрешения социальных проблем спорта.

    Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями: спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена - вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.

    В связи с определением цели и приоритетных задач социологии ФК и С можно представить следующим образом структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии ФК и С построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий.

    Социология ФК и С, являясь по совей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.

    Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры.

    Социология ФК и С выполняет присущие всякой другой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснения явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция.

    Мировоззренческая функция социологии ФК и С заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями.

    Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология ФК и С призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта.

    Современный период развития социологии ФК и С представлен многочисленными комплексными социологическими исследованиями, связанными с изучением развития и функционирования физической культуры и спорта, а также их влияния на формирование личности, определения критериев сформированности физической культуры личности.

    Одним из основных направлений исследований социологии ФК и С является изучение путей и средств формирования ценностного отношения общества и личности к физической культуре.

    Логика развития физической культуры и спорта на современном этапе требует изучения таких проблем как: «Спорт и молодежь»; «Спорт и прогресс»; «Спорт и гуманизм»; «Спорт и образование»; «Физическая культура, спорт и свободное время»; «Спорт и семья»; «Спорт и образование»; «Расовые проблемы профессионального спорта»; «Социальные проблемы детского и школьного спорта»; «Социализация в спорте» и др.

    Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

    Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

    Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

    Выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);

    Имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

      ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

    Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

    Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

    Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

    Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей