Вопросы для самопроверки

Понятие авторства определяет принадлежность произведения какому-то конкретному человеку. Принадлежность проявляется в двух аспектах: во-первых, это означает, что автор самолично создал данное произведение, а, во-вторых, он может распоряжаться им по своему усмотрению и получать за это различные блага - материального и нематериального характера. Автор может создать произведение искусства, науки и техники. Авторство защищено законом об авторских правах (в этом случае речь идет о произведениях искусства) и патентным законодательством (когда речь идет о произведениях науки и техники).

Автороведческая экспертиза по выявлению признаков авторского произведения покоится на трех китах: принципе новизны, принципе оригинальности и творческом характере произведения. Принцип новизны работает в патентном праве. Принцип оригинальности - в авторском праве. Понятия эти схожи, интуитивно они кажутся синонимичными, однако обозначают разные явления.

Принцип новизны диктует наличие у объекта совершенно новых характеристик, которых ранее не было ни у одного подобного объекта, либо подобных объектов не существовало вообще. Принцип новизны защищает саму суть нового произведения, при этом форма, в которой это произведение подано, не имеет принципиального значения. Новизна подразумевает, что никто никогда до того не создавал ничего подобного, поэтому при определении новизны огромную роль имеет временной фактор. Один и тот же объект патентного права мог быть создан двумя разными людьми (или командами) параллельно, независимо друг от друга. В таком случае правда будет на стороне того, кто зарегистрировал свое произведение раньше.

В авторском же праве все с точностью до наоборот. Принцип оригинальности подразумевает уникальность формы изложения, не беря в расчет содержание произведения. Например, два художника вышли на пленэр и написали пейзажи. На картинах - один и тот же вид, те же пальмы и то же море. Однако результатом творческого труда в данном случае стали два совершенно разных художественных произведения. Да, это картины, да содержание изображений совпадает, но творческая манера каждого автора, уникальная в глобальном смысле для каждого человека, определяет оригинальность их произведений. И наоборот, если один человек копирует манеру другого, при этом выдавая свою работу за произведение другого человека, он нарушает закон. Каждый человек уникален и способен создать произведение, обладающее признаком оригинальности.

Вопрос, обладает ли авторское произведение признаком оригинальности, возникает в ходе самых разнообразных судебных разбирательств, касающихся споров о принадлежности авторских прав на художественное определение. Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными произведениями. Автороведческая экспертиза может установить, является ли произведение авторским или, скажем, заимствованным, подражательским и т.д.

И, наконец, третьим признаком, подлежащим исследованию в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения, является творческий характер произведения. Согласно ныне существующему законодательству, произведение имеет творческий характер, если оно является результатом творческой деятельности. Творческая деятельность подразумевает процесс создания. Популярный в наше время термин «креативность», заимствованный из английского языка, обозначает особое свойство личности - способность к творчеству. Творчество - есть порождение новых объектов, уникальных, не похожих на другие. Креативность - редкий дар, свойственный не многим. Креативность, творческий подход в сочетании с работоспособностью порождают на свет порой ценнейшие жемчужины культурной деятельности человека. Подчиняясь глобальному постулату экономики - об ограниченных ресурсах, - творческая деятельность порождает особые права автора на использование результатов своей деятельности. Так как не всякий способен создать уникальное произведение и получить соответствующие блага, появились воры, присваивающие себе авторство чужих работ. Особенно это актуально в наше время, когда Интернет и общее развитие технологий сделали общедоступными многие произведения творческого труда. В случае совпадения - полностью или частично - произведения с каким-либо другим объектом возникает спор об авторстве. В таком случае надо определить, имеет ли спорный труд творческий характер, или он является заимствованием из чужого, содержит признаки плагиата и так далее.

Что может выступать объектом исследования при выявлении признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  • произведения художественной литературы;
  • музыкальные и драматические произведения, в том числе сценарии и либретто к ним;
  • живописные произведения;
  • произведения скульптуры, архитектуры, живописи;
  • теле-, видео- и кинофильмы (а также сценарии и авторские примечания к ним);
  • фотографии;
  • географические карты;
  • переработки произведений искусства и литературы;
  • сборники произведений (антологии, энциклопедии);
  • переводы художественных произведений (труд переводчика является творческим).

В отношении компьютерных программ действуют те же самые правила, что и в отношении литературных произведений.

Необходимо отметить, что представленный перечень объектов авторского права далеко не полный. Это связано с тем, что развитие творческой мысли, науки и техники может предложить новые формы воплощения. Не носят творческого характера, и потому не подлежат рассмотрению, вопросы, связанные с технической обработкой произведения: редактурой и корректурой.

  • официальные документы, а также их переводы (законы, постановления, акты, судебные решения);
  • государственная символика и знаки (герб, денежные знаки, флаги);
  • информационные сообщения.

В круг объектов патентного права входят изобретения и полезные модели. Под изобретением понимают техническое решение, явившееся результатом творческой деятельности и направленное на использование в любой сфере деятельности человека: сельском хозяйстве, обороне, экономике и других областях. Под полезной моделью понимают техническое решение, относящееся к конкретному устройству. Она должна отличаться новизной и промышленной применимостью.

Что необходимо предоставить эксперту для проведения экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

На экспертизу могут быть предоставлены:

  • литературные и научные произведения;
  • статьи в журнале, газете, Интернет-публикации;
  • переводы (они считаются объектом творчества);
  • дневниковые записи;
  • личная переписка;
  • сценарии теле- и кинофильмов, теле- и Интернет-передач, пояснительный текст к сценарию;
  • тексты песен, оперы, оперетты и иных музыкальных произведений.

Эксперты в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер) рассматривают письменный текст, созданный рукописным или печатным способом. Однако рассматривается его содержательная сторона, а не графическая. Последняя служит предметом графологической экспертизы.

В каких случаях проводится экспертиза по установлению авторства произведений искусства?

Данный вид исследования может назначаться в рамках досудебного расследования, в судебном порядке в ходе дел, связанных с интеллектуальным воровством (плагиатом), контрабандой, мошенничеством, хищением частного или государственного имущества. Также экспертизу по установлению авторства произведений искусства может заказать частное лицо, например, в случае получения наследства, подарка.

Какова законодательная база для автороведческой экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  • Гражданский кодекс РФ, часть 4 («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»);
  • статья 1229, часть 1 («Исключительное право») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1257 («Автор произведения») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1265 («Право авторства и право автора на имя») Гражданского кодекса РФ;
  • «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» (утверждены Приказом № 39 Роспатента от 23 марта 2001 года);
  • «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания»;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
  • Закон «Об авторском праве и смежных правах».

На какие вопросы отвечает эксперт-авторовед в рамках исследования по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  1. Какое количество лиц принимало участие в создании произведения?
  2. Есть ли в тексте признаки оригинальности, или имеются признаки редактирования заимствованного текста?
  3. Произведение «…» является переработанным или оригинальным? Если оно является переработанным, то признаки переработки какого произведения в нем присутствуют?
  4. Имеются ли дословные текстовые совпадения в представленных на анализ произведениях?
  5. Отражает ли представленный для анализа текст творческую самобытность автора?
  6. Соответствуют ли правила цитирования высказывания «…» правилам цитирования современного русского языка?
  7. Является ли N автором текста, представленного на анализ?
  8. Присутствуют ли в анализируемых произведениях текстовые совпадения автора N и автора S? Наличествуют ли в текстах признаки тождества, говорящие о том, что тексты являются производными друг от друга?
  9. Присутствуют ли в тексте фрагменты, являющиеся рефератом, пересказом или переработкой текста, автором которого является N?
  10. Является ли анализируемое произведение оригинальным изделием или авторской копией (стилизацией, подделкой)?
  11. Является ли анализируемое произведение уникальным предметом или серийным вариантом?

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Чаcтые вопросы

  • Чем отличатся автор от составителя текста?

    Автор текста - лицо, создавшее данный текст своим трудом. Составитель - лицо, создавшее сборник или иное произведение, состоящее из других текстов. Составитель не создаёт собственно тексты, он осуществляет подбор материала, его организацию в пределах сборника. Автороведческая экспертиза может отвечать как на вопросы о том, кто является автором текста, так и о том, кем был составлен предоставленный документ.

  • Возможно ли с помощью автороведческой экспертизы определить, написаны ли тексты одним и тем же лицом, если тексты короткие?

    Как правило, для того, чтобы в ходе проведения автороведческой экспертизы было возможно делать достоверные выводы относительно авторства текста, тексты, предоставляемые для сравнения, должны быть объёмом 500-600 слов. Более короткие тексты не дают эксперту-автороведу достаточного объёма материала для анализа речевых особенностей автора. Достоверные выводы на основе анализа коротких текстов могут быть получены только в очень редких случаях, например, когда тексты совпадают дословно полностью или в большей части своего объёма.

  • Какие тексты сложнее всего анализировать эксперту-автороведу?

    Наиболее сложными для проведения автороведческой экспертизы являются тексты, принадлежащие к официально-деловому и научному стилям речи. Для научного стиля свойственно использование специфической лексики, определённых синтаксических структур, некоторых особенностей изложения и представления материала, организации текста. Для официально-делового стиля характерна высокая степень унифицированности текста, использование стандартизированных синтаксических конструкций, лексических единиц и их сочетаний, употребление определённых клише. Все эти черты осложняют исследование текста в рамках автороведческой экспертизы, так как индивидуально-речевые особенности автора проявляются в таких текстах в минимальной степени.

    Также сложности для автороведческой экспертизы представляет анализ текстов, подвергающихся редактированию и корректорской правке при их публикации. Это касается текстов художественных произведений, публицистических и некоторых других текстов.

  • Если нет образцов речи предполагаемого автора текста, что можно сделать?

    Если образцы речи предполагаемого автора текста отсутствуют, то для проведения автороведческой экспертизы могут быть предоставлены экспериментальные образцы речи данного лица. Они создаются предполагаемым автором спорного текста по предложению судьи и в его присутствии на тему, указанную судом.

  • Какие тексты нужно предоставлять для сравнения эксперту-автороведу?

    К текстам, предоставляемым экспертам-автороведам в качестве сравнительных образцов, предъявляется ряд требований. Во-первых, эти тексты должны безусловно принадлежать лицу, авторство которого относительно спорного произведения нужно установить. По возможности следует предоставить несколько образцов текстов для сравнения. Данные тексты должны быть выполнены на том же языке, что и спорное речевое произведение, а также должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст. Также тексты, предоставленные для сравнения, должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста. Тексты-образцы должны быть объёмом не менее 500-600 слов.

  • Какова научная база автороведческих экспертиз?

    Автороведческая экспертиза является одним из видов речеведческих экспертиз. Её основой является лингвистика - наука о языке, о закономерностях, управляющих речевым поведением человека. В автороведческих экспертизах используются разнообразные лингвистические методы анализа разных уровней текста: лексики, синтаксиса, семантики. Также автороведческая экспертиза может опираться на научную базу статистики, используя статистические методы, основанные на определении и подсчёте формальных характеристик текста.

  • Какой вид экспертизы нужно провести, чтобы определить авторство нетекстовых объектов?

    В зависимости от вида и формы предоставленного на исследование материала, от поставленных перед экспертами вопросов в некоторых случаях может быть назначена комплексная экспертиза, включающая в себя несколько видов экспертиз: автороведческую, почерковедческую, психологическую, лингвистическую, культурологическую и т.д. Для установления авторства нетекстовых объектов может быть назначена комплексная экспертиза: автороведческая и культурологическая.

  • Кто проводит автороведческую экспертизу – один эксперт или комиссия? От чего это зависит?

    Автороведческая экспертиза может проводиться как одним экспертом, так и комиссией. Это зависит от объёма и сложности материала, который необходимо проанализировать. Помимо этого, в некоторых случаях может быть назначена комплексная экспертиза, включающая в себя несколько видов экспертиз: автороведческую, почерковедческую, психологическую, лингвистическую, культурологическую и т.д. Это зависит от типа дела, от вида и формы предоставленного на исследование материала, от поставленных перед экспертами вопросов.

  • На что смотрит эксперт-авторовед, сравнивая два текста?

    При проведении автороведческой экспертизы эксперт смотрит на индивидуально-речевые признаки, проявляющиеся в предоставленном на исследование тексте. Данные признаки относятся, во-первых, к смысловой составляющей текста и включают в себя тематику текста, изложенную в нём информацию, организацию и расположение материала. Также эти признаки могут относиться к таким уровням организации текста, как лексика (употребление профессиональной лексики, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов), фразеология (употребление идиом, фразеологических выражений, пословиц, поговорок), стиль, синтаксис (выбор тех или иных синтаксических конструкций). Очень важен также анализ уровня орфографии и пунктуации, характерных ошибок, допускаемых автором.

  • Можно ли сделать автороведческую экспертизу устной речи?

  • С какими видами текстов работает автороведческая экспертиза?

    Чаще всего автороведческая экспертиза имеет дело с анализом печатного текста (в бумажном или электронном виде), реже - с рукописными текстами. Также возможна автороведческая экспертиза и в отношении устной речи; на экспертизу может быть предоставлена аудиозапись речи либо её расшифровка в письменной форме.

  • Можно ли определить автора текста по почерку?

    В случае, если для проведения экспертизы по установлению автора текста предоставлен рукописный текст, для определения автора может быть использован и анализ почерка. Однако эксперт-авторовед имеет дело только с лингвистической составляющей текста (использованные речевые конструкции, лексика, стиль, орфография и пунктуация), но не с графической составляющей рукописного текста. Анализом почерка занимается эксперт-почерковед. Если для установления автора текста предоставлен рукописный текст, может быть назначена комплексная автороведческая и почерковедческая экспертиза .

  • Какие условия создания текста можно определить при проведении автороведческой экспертизы?

    При проведении автороведческой экспертизы можно определить некоторые условия создания текста. В частности, можно установить, был ли текст создан одним лицом или несколькими, какие части текста принадлежат разным лицам, был ли текст написан под диктовку, в каком психическом состоянии находился автор текста, имело ли место воздействие на автора со стороны других людей (в форме угрозы, например).

    Также эксперт-авторовед может установить, имело ли место преднамеренное искажение автором собственных речевых характеристик. Автор текста может намеренно изменять стиль речи, чтобы произвести впечатление принадлежности к другой возрастной или социальной группе, другому полу, другому культурному и образовательному уровню. Это может быть сделано, например, с целью фальсификации документов.

    Кроме того, в тексте могут содержаться некоторые лексические признаки, позволяющие примерно определить время и место создания текста. К таким признакам относятся диалектизмы; слова, время появления которых в языке или время исчезновения из языка известно относительно точно (архаизмы и неологизмы); слова, употребление которых характерно для определённой эпохи (историзмы).

  • Какие социальные характеристики автора текста можно выявить в ходе автороведческой экспертизы?

    В ходе проведения автороведческой экспертизы можно определить ряд социальных характеристик автора текста. На основании употребляемой лексики, в частности профессиональной лексики, можно установить, к какой социальной группе относится автор текста, каков его уровень образования, в какой области он получал образование, какова его профессия. Исходя из особенностей письменной речи автора, можно сделать вывод о его культурном уровне, эрудиции, типе темперамента и т.д.

    Также письменная речь позволяет выявить наличие у автора определённых навыков, например, имеет ли он опыт создания текстов того или иного стиля, жанра, в какой степени он владеет различными стилями письменной речи, имеет ли опыт составления документов в той или иной специфической форме.

  • Можно ли при проведении автороведческой экспертизы определить пол и возраст автора текста?

    При проведении автороведческой экспертизы можно установить приблизительный возраст и пол автора текста. Эксперт-авторовед не может точно установить возраст автора, однако может указать, к какой возрастной группе он принадлежит, так как речь человека с возрастом меняется и существует соответствие между определёнными признаками речи и возрастом человека. Среди прочего, употребление той или иной лексики может быть свойственно одному поколению и нехарактерно для другого.

  • Может ли эксперт-авторовед определять условия, при которых создавался тот или иной текст?

    В результате проведения автороведческой экспертизы эксперт может ответить на вопросы о том, был ли текст создан в каких-либо необычных условиях: было ли оказано на автора психологическое давление, находился ли он под угрозой. Об этом свидетельствуют некоторые особенности организации текста: выбор употребляемых синтаксических конструкций, подбор лексики и т.д., выявляемые в ходе проведения автороведческой экспертизы.

  • По каким признакам можно определить, кто является автором текста?

    При проведении автороведческой экспертизы выявляются индивидуально-авторские признаки, проявляющиеся в предоставленном на исследование тексте. Признаки могут относиться к разным уровням организации текста: к уровню пунктуации, орфографии, синтаксиса, лексики, стиля. В случае, когда на исследование эксперту-автороведу предоставлен текст, подвергавшийся редактированию и корректуре, уровни орфографии и пунктуации не представляют большого интереса для исследования, так как признаки, выявляемые для этих уровней, являются результатом действий корректора. Однако на синтаксическом, лексическом и стилистическом уровне индивидуально-авторские признаки сохраняются и в этом случае.

  • Можно ли с помощью автороведческой экспертизы установить, является ли автором текста конкретное лицо?

    С помощью автороведческой экспертизы можно установить, является ли некоторое лицо автором некоторого текста, причём лицо, авторство которого нужно проверить, известно и непосредственно доступно. Для этого необходимо сопоставить спорный текст и тексты, принадлежащие предполагаемому автору.

  • Насколько достоверны выводы, получаемые в результате автороведческой экспертизы?

    Достоверность получаемых в результате проведения автороведческой экспертизы результатов зависит от объёма спорного текста, от объёма и качества предоставленных образцов для сравнения. Чтобы результат экспертизы был достоверен, для сравнения должно быть предоставлено несколько текстов объёмом не менее 500-600 слов. Тексты, предоставленные для сравнения, должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст, а также должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста. Данные тексты должны безусловно принадлежать лицу, авторство которого относительно спорного текста проверяется, возможность его изменения другими лицами должна быть исключена.

    Кроме того, на возможность сделать точные выводы в результате проведения автороведческой экспертизы влияют характеристики спорного текста, в частности жанр и стиль.

    Если предоставленного материала недостаточно или он не соответствует описанным выше требованиям, дать однозначный ответ на поставленные перед экспертом-автороведом вопросы может быть невозможно, выводы будут носить вероятностный характер.

  • В какой форме должен быть предоставлен материал для проведения автороведческой экспертизы?

    Письменные тексты, предоставляемые для проведения автороведческой экспертизы, могут быть представлены как в печатном (оригинал или копия), так и в электронном виде. Также могут исследоваться рукописные тексты.

    Если необходимо провести исследование звучащей речи, то нужно предоставить аудиофайл с записью либо письменную расшифровку разговора.

    Нетекстовые объекты в зависимости от их типа могут предоставляться в оригинале или в виде фотографий, копий.

    Объекты, размещённые в сети Интернет (электронные публикации, продукты электронной коммуникации), требуют особого внимания. Тексты, являющиеся частью электронной коммуникации (сообщения, размещённые в чатах, блогах, социальных сетях), должны быть предоставлены как в бумажном, так и в электронном виде. В случае, когда экспертиза имеет дело с текстами Интернет-публикаций (художественные тексты, статьи), можно предоставить изображение страницы в Интернет (принтскрин) либо ссылку на источник. При проведении исследования сайта эксперту предоставляется архив на цифровом носителе, а также ссылка с адресом данного сайте в сети Интернет. Необходимо учитывать, что объекты, расположенные в сети Интернет, могут изменяться, поэтому необходимо привлечь специалиста в области ИТ, чтобы сохранить данный объект в неизменном виде.

  • Какие материалы нужно предоставить для проведения автороведческой экспертизы?

    Для проведения автороведческой экспертизы нужно предоставить спорный текст или иной объект, подлежащий исследованию. Если экспертиза должна решить идентификационные задачи, связанные с установлением авторства, на исследование необходимо также предоставить образцы для сравнения - тексты, авторство которых не вызывает сомнений и принадлежит лицу, чьё авторство относительно спорного произведения нужно проверить. Чтобы получившийся в результате автороведческой экспертизы результат был достоверен, очень желательно представить несколько образцов текста для сравнения, чтобы определение авторских речевых характеристик опиралось на возможно больший материал, что сделает результаты более надёжными. Тексты, предоставленные для сравнения, должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст. Это связано с тем, что жанр и стиль влияют на речевые особенности, проявляющиеся в тексте, и для достижения достоверных результатов необходимо, чтобы сравниваемые тексты совпадали по данным признакам. Также тексты, предоставленные для сравнения, должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста, так как речевые навыки и характеристики человека меняются со временем. Тексты-образцы должны быть объёмом не менее 500-600 слов.

  • Что может выступать объектом исследования в автороведческой экспертизе?

  • Возможно ли проведение автороведческой экспертизы текста, который подвергался редактированию, корректорской правке?

    При проведении автороведческой экспертизы текст анализируется на нескольких уровнях: орфографическом, лексико-фразеологическом, пунктуационном, синтаксическом, стилистическом. Выявляются характерные для автора текста индивидуально-речевые особенности, в том числе и характерные ошибки на разных уровнях организации текста. При проведении редакторской и корректорской правки данные ошибки исправляются, таким образом, орфографический, пунктуационный и отчасти синтаксический уровень теряют ряд признаков, позволяющих определить автора. Однако индивидуально-речевые особенности в области синтаксиса, лексики, стилистики, отчасти пунктуации (употребление авторских знаков) сохраняются и составляют достаточный комплекс признаков для установления авторства текста (при условии достаточности объёма самого текста).

  • Какие методы используются при проведении автороведческих экспертиз?

    Автороведческие экспертизы опираются на теоретическую базу лингвистики. При проведении автороведческих экспертиз используются разнообразные методы анализа текста, в том числе статистические методы, основанные на определении и подсчёте формальных характеристик текста, и лингвистические методы, связанные с проведением анализа текста на различных уровнях:

    • орфографический уровень: выявляются характерные ошибки в написании слов;
    • лексико-фразеологический уровень: выявляется словарный запас автора, наличие в его речи редких слов (архаизмов, неологизмов, заимствованной лексики, профессиональной и жаргонной лексики, лексики, относящейся к тому или иному наречию или диалекту), особенности употребления слов, а также склонность к употреблению идиоматических выражений, фразеологизмов, пословиц;
    • пунктуационный уровень: анализируются особенности употребления автором знаков препинания, характерные и повторяющиеся ошибки;
    • синтаксический уровень: анализируются предпочтения в области выбора синтаксических конструкций, особенности построения предложений, синтаксические ошибки;
    • стилистический уровень: анализируется общая стилистическая организация текста, её особенности (наличие отклонений от общего стиля текста, отрезков с необычной или неоптимальной стилистической организацией), употребляемые автором стилистические приёмы, употребление средств выразительности (гипербола, метафора, эпитеты и пр.).
  • Какие задачи могут быть поставлены перед экспертом-автороведом?

    В число идентификационных задач автороведческой экспертизы входит проверка (подтверждение или опровержение) авторства конкретного лица, установление того, был ли весь текст написан одним и тем же человеком, были ли разные тексты написаны одним и тем же лицом.

    • определение половой принадлежности и приблизительного возраста автора текста; определение социальных характеристик автора - уровня образования и сферы, в которой он получал образование, уровня культурного развития, наличие каких-либо профессиональных особенностей в его речи, наличие в речи автора признаков, показывающих его принадлежность к носителям некоторого диалекта;
    • выявление специфических условий созданий текста: установление того, имело ли место преднамеренное искажение автором текста; определение психического состояния, в котором находился автор в момент написания текста, наличия воздействия на него со стороны других лиц и т.п.;
    • установление того, имеет ли автор спорного текста опыт в области создания текстов определенной направленности и стилистической принадлежности - научных статей, публицистических материалов, деловых документов и пр.
  • На какие вопросы отвечает автороведческая экспертиза?

    Автороведческая экспертиза может отвечать на широкий круг вопросов, который варьируется в зависимости от типа анализируемого текста. При анализе текстов литературных, художественных и научных произведений решаются вопросы об авторстве текста, о наличии заимствования текста или его части из другого произведения. При анализе текстов письменных документов решаются вопросы о возможности их составления несколькими лицами в соавторстве, о возможности переписывания с документов, созданных другими лицами, о возможности пребывания автора текста в необычном эмоциональном состоянии при составлении текста, о составлении текста под диктовку или под каким-либо воздействием других лиц. При анализе письменных расшифровок аудиозаписей разговоров решаются вопросы о принадлежности реплик данного разговора. Также автороведческая экспертиза отвечает на вопросы о наличии в том или ином произведении признаков оригинальности, самобытности, творческого подхода.

    • в делах, связанных с установлением автора текста: является ли автором спорного текста определённое лицо? Является ли автором нескольких текстов одно и то же лицо? Написаны ли фрагменты одного текста разными лицами?
    • в делах, связанных с определением характеристик автора, с установлением условий создания текста: каков пол автора текста, его примерный возраст, уровень образования, профессия? В каких условиях составлен спорный текст?
  • Кто проводит автороведческую экспертизу?

    В соответствии с действующим законодательством, проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, причем судебная экспертиза производится как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

    Автороведческие экспертизы требуют проведения лингвистического анализа текста и, соответственно, проводятся экспертами, обладающими специальными знаниями в области лингвистики, то есть имеющими высшее филологическое или лингвистическое образование.

  • В каких случаях может потребоваться проведение автороведческой экспертизы?

    Проведение автороведческой экспертизы может потребоваться в нескольких случаях. Во-первых, этот вид экспертизы проводится тогда, когда необходимо установить, является ли некоторое лицо автором некоторого текста, причём лицо, авторство которого нужно проверить, известно и непосредственно доступно. В подобных ситуациях эксперт-авторовед сопоставляет спорный текст и тексты, принадлежащие предполагаемому автору. Этот вид экспертизы проводится в делах, связанных с доказательством или опровержением факта литературного плагиата, в делах, связанных с авторскими правами на литературные произведения.

    Во-вторых, автороведческая экспертиза проводится в случаях, когда необходимо установить автора некоторого текста (например, при выяснении авторства анонимного письма). В таких ситуациях автор текста заранее, как правило, неизвестен, сравнение спорного текста с текстами, принадлежащими автору, невозможно, и поэтому целью экспертизы является определение набора социальных и личностных характеристик автора, таких как примерный возраст, пол, уровень образования и т.д. На основании выявленных признаков определяется круг лиц, которым может принадлежать авторство текста. Далее возможно сопоставление спорного текста с текстами, принадлежащими данным лицам, с целью установления автора спорного текста.

    Помимо этого, автороведческая экспертиза проводится, если нужно установить психическое состояние автора во время создания текста, обстоятельства, при которых создавался текст (например, был ли текст создан под давлением, под угрозой, находился ли автор в тревожном состоянии, был ли текст написан под диктовку и т.д.).

    Специалист в области теории языкознания, психолингвистики, речевой коммуникации. Прошла профессиональную переподготовку по программе "Филологическое обеспечение современной коммуникации (юридическая лингвистика)". Активно занимается научными исследованиями в области лингвистики. Специализируется на проведении различных видов лингвистической экспертизы.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следова­тельно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осужде­ние под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкива­ются от различных высказываний своих реальных или возможных оппо­нентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту са­мую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожа­лению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бе­редить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими зем­ляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - ра­ботают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к на­шей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрубле­ны, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юр­кой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядо­витого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявля­ется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути пред­ставляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Чеснокова А. В.

заместитель директора по УМР

МАОУ лицея №11 им.В.В. Рассохина, г. Армавир

в художественном произведении

Написание выпускного сочинения по русскому языку и литературе требует от учащегося обязательного понимания того, что такое авторская позиция, каковы способы её проявления в тексте и как на этом основании можно интерпретировать произведение.

Понятие авторской позиции в литературоведческих словарях довольно размыто, чаще под ним подразумевается «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю» (В. Хализев), субъективное авторское понимание жизни и её оценка. Выявление авторской позиции оказывается основой интерпретации, способом поиска ответа на вопрос, заключённый в проблеме.

Семантические доминанты — компоненты произведения, которые приводят в движение и определяют отношения всех прочих компонентов. С доминантой обычно связано заглавие художественного произведения, которое традиционно воспринимается как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение авторской интерпретации. Заглавие выражает авторское видение изображаемых ситуаций, событий («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) . Это своего рода первая интерпретация произведения, предлагаемая самим автором. Иногда оценка, выраженная в заглавии, может не совпадать с авторской позицией (например, эзопов язык в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак» , в которой описываются великодушные поступки Иванушки, называемые «дурацкими»).

Ключевые слова выделяются на фоне других лексических единиц. Их основные признаки — высокая частотность, степень повторяемости в тексте и многозначность, соотнесение событийного и концептуального уровней текста (слово «смерть» и его производные в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва ).

Межтекстовые связи — это содержащиеся в том или ином конкретном тексте выраженные с помощью определенных словесных приемов отсылки к другим конкретным текстам. (А. Горшков). К распространённым приёмам межтекстовых связей относятся цитата, эпиграф, реминисценция, стилизация, пародия, «текст в тексте», параллельная межтекстовая связь, ремейк, пастиш, аллюзия (Н. Каржавин: «А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят»).

В качестве эпиграфа может выступать небольшое целое произведение, пословица, афоризм, цитата. Эпиграф предваряет произведение, раскрывая его идею, характеры персонажей, особенности сюжета и связывает его с тем произведением, из которого он взят. Первый эпиграф к роману М.Булгакова «Белая гвардия» («Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!») взят из «Капитанской дочки» А.Пушкина, возводит произведение к концепту метели — хаоса, революции и связывает с пушкинской интерпретацией сходных событий. Второй эпиграф («И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своими») направляет к Откровению Иоанна, подчёркивая глобальную апокалиптическую сущность частных судеб.

Главные семантические оппозиции, отражающие авторскую концепцию «добра» и «зла». Так, в рассказе А. Чехова «Крыжовник» оппозиции: 1) слово – дело; 2) человек слова – человек дела . В некоторых случаях, например, в рассказе А. Чехова «Спать хочется» , оппозиция устраняется за счёт уничтожения одного из её членов (ребёнок противопоставлен непреодолимому желанию девочки спать, проблема «разрешается» его убийством).

Портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации и или вопросу (например, безразличие героев к судьбе Фирса в финале пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» отрицательно характеризует действующих лиц).

Речевая характеристика героя . В. В. Виноградов: «Для Манилова речь — это чистая поэзия, искусство для искусства. Поэтому он, не смея понять слов Чичикова в прямом смысле, «ничуть не затруднился».

Раскрытие мыслей и чувств героя (психологизм). Языковые средства, передающие ощущения героя (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные).

Приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние и иногда даже «истинная сущность» персонажа сравниваются с состоянием природы. (Андрей Болконский и старый дуб в «Войне и мире» Л. Толстого: герой «солидарен» с искорёженным старым деревом по дороге к Ростовым и так же «наполнен» весенними чувствами после встречи с Наташей).

Сюжет, композиция, отбор фактов , то, в каких ситуациях автор показывает персонажей. Так, проспекция – осуществляемая лексико-грамматическими средствами категория текста, направляющая внимание читателя на ключевой момент сюжета, о котором речь пойдёт позже (В рассказе А. Чехова «Крыжовник» повествование Ивана Ивановича о брате предваряется диалогом – «обещанием»). Приём проспекции создаёт напряжение ожидания, выделяет значимость темы.

Художественная речь . В частности, риторические вопросы и риторические восклицания придают речи эмоциональность, помогая выражению авторской позиции («А судьи кто?» у А. С. Грибоедова).

Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, его лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они дают автору возможность в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам (в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя).

Ритм произведения — его нарушение свидетельствует о важности «сбоев» для понимания авторского замысла. Такую функцию могут выполнять некоторые типы предложений, не являющиеся частотными в данном произведении. (Нераспространённые двусоставные предложения в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» , не характерные для стиля писателя, подчёркивают исключительную важность и краткость таких моментов).

Символика, значимые детали (например, масонские мотивы в «Собачьем сердце» М. Булгакова ).

Роль имён собственных в тексте. Антропонимы и топонимы участвуют в создании образов героев, развертывании темы произведения, формировании художественного времени и пространства, выявляя его скрытые смыслы. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, особенно когда оно занимает позицию заглавия (Евгений Онегин, Обломов, Молчалин, Правдин).

Способы непосредственного проявления авторского «голоса» в драматургии довольно ограничены: 1) список действующих лиц; 2) высказывания героев-резонёров, выражающих авторские мысли и чувства, даже если их облик противоречит их высказываниям (Сатин в «На дне» М. Горького ); 3) ремарки (важна их структура, тип, связь с основным текстом).

Литература:

  1. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика М.: АСТ, Астрель, 2006. — 368 с.
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. – Москва 2002.
  3. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте.

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, - это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? - строго спросил отец.

Нет. Это не я.

Кто тогда?

Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? - испытующе посмотрел на меня отец.

Честное слово! Я здесь ни при чём! - ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное - не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Типовые конструкции

Автор считает, что...
Автор подводит читателя к выводу о том, что...
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
Позиция автора такова...
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что...
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Практика

Написанная в 1858 году Островским пьеса до сих пор актуальна. Конфликт между старым миром ханжей и новым поколением раскрыт автором в полной мере реалистично.

– главная героиня, судьба которой показательна в произведении. Она словно луч света в «темном царстве» консервативного городка Калинов.

Девушка выходит замуж за мужчину из богатого купеческого сословия. Кажется, что ее жизнь должна стать лучше, однако все меняется к худшему. Она привыкла к домашнему уюту, но в семье мужа властвует деспотичная женщина – . Невестка для нее становится еще одной игрушкой.

Авторская позиция особенно ярко раскрывается в финале произведения. Островский делает это не прямо, а посредством слов и поступков персонажей. Финал пьесы трагичен – Катерина бросается в воды Волги. Это было ее последним актом протеста против тирании Кабанихи и противного ей ханжеского мира. Автор подводит к мысли, что такой исход был закономерен, ведь только так молодая женщина смогла стать свободной. Из реки ее достает Кулигин, человек близкий ей по духу. Он отдает тело девушки семье с печальными, но справедливыми словами о том, что теперь ее душа свободна от их зла.

Катерина жила среди нарочито добродетельных людей, которые завязли в старом мире. Они лелеяли свое «темное царство» и не впускали в него свет. Одним из немногих, кто пытался изменить Калинов в лучшую сторону, сделать его более прогрессивным городом, был Кулигин – механик и часовщик-самоучка. Он – добрый и умный человек, который видит несправедливость вокруг. Об этом он не боится говорить, однако выразить протест активно не может. В образе Кулигина автор, возможно, показал образованную, сознательную, но пассивную часть населения. Герой – мечтатель, который хочет, но не может помочь, поэтому просто созидает и анализирует события. Так получается и в случае с Катериной – он не спас ее, но сделал правильные выводы.

Поступок Катерины страшен, но только так она помогла другим решиться на свой протест. Глядя на бедную жену, муж наконец-то перестает бояться, и обвиняет мать в случившемся с Катериной. тоже осмеливается говорить резко с Кабанихой, чего раньше не было замечено.

Авторская позиция такова, что в закостенелом в старом порядке мире нужны перемены, нужны смелые активные люди. Трагическая судьба Катерины должна всколыхнуть прогрессивные умы, подтолкнуть к переменам в мире.

Из всех героев только Катерина решилась на активный протест против темного царства Калинова. Она смогла остаться личностью даже в семье деспотичной Кабанихи. Несмотря на общественное осуждение, Катерина пыталась обрести любовь. Но муж был слабым, а Борис – лицемером. Поэтому поддержки в лице мужчин она не нашла.