Вождение без прав статья. Управление автотранспортом без водительских прав – распространенные мифы и когда это действительно разрешено. Удостоверение не было получено

Всем привет! Управление транспортным средством без водительского удостоверения — вы когда-нибудь так делали? Уверен, многие повинны в подобном. Но всегда ли нужно опасаться грозящего наказания? Можно ли ездить без прав в каких-то особых ситуациях?

В сети ходит немало мифов, осложненных неоднозначностью данного вопроса и даже ошибочными официальными постановлениями.

В результате водитель может попасть на крупный штраф и иные наказания, будучи твердо уверенным в своей правоте. Хотите избежать такой неопределенности? Тогда прочитайте как на самом деле обстоят дела. С вами Илья Кулик, поехали!

Сперва освежим базовые принципы допуска водителей к управлению транспортным средствами (далее ТС), которые установлены:

  • Федеральным законом № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196).
  • Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее ПДД).

Право на управление ТС предоставляется лицам, прошедшим обучение и сдавшим соответствующие экзамены в подразделениях ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции), с соблюдением установленных требований (п. 2 и п. 3 ст. 25, ст. 26 ФЗ № 196).

Право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением (далее – ВУ или права) (п. 4 ст. 25 ФЗ № 196).

Водитель (лицо, управляющее ТС – п. 1.2 ПДД) обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки ВУ соответствующей категории или подкатегории (п. 2.1.1 ПДД).

Можно ли ездить на автомобиле без прав: обычные ситуации

Отсутствие у водителя прав на управление ТС (далее ВП) может быть вызвано различными причинами. Здесь мы рассмотрим только те ситуации, за которые наказание не полагается или оно может не применяться, а также, когда водитель заблуждается насчет отсутствия наказания за езду без прав.

Вот основной перечень таких ситуаций:

  • Экстренные ситуации – когда право на управление аннулировано, водитель его лишен или вообще не имеет, нет соответствующей категории, но ситуация требует сесть за руль.
  • Соревнования на автомобильном транспорте и использование спортивного транспорта-инвентаря на дорогах общего пользования.
  • Обучение вождению на автодроме и использование ТС для обучения вне автодрома.
  • Когда истек срок действия ВУ.
  • Использование авто вне ДОП (дорог общего пользования).

Просроченные права – всегда ли за это Освобождение от ответственности водителя с просроченными правами

Управление авто водителем, чьё ВУ просрочено, рассматривается законом как «управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС» (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Судебная практика исходит из того, что к административной ответственности по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ привлекаются также водители ТС, срок действия ВУ у которых истек, т. к. истечение срока действия ВУ прекращает действие права на управление ТС и влечет недействительность ВУ (п. 1 ст. 28 ФЗ № 196).

Освобождение от ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП ввиду малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП) возможно лишь в исключительных случаях при замене крупного штрафа на предупреждение должностным лицом.

Например, статья 2.9 КоАП может применяться если водитель использовал при управлении ТС водительское удостоверение с незначительным пропуском срока его действия по невнимательности и своевременно не заменил ВУ на новое, при отсутствии других нарушений, вреда и тяжких последствий.

Крайняя необходимость ввиду экстренной ситуации – не правонарушение

Если ввиду крайней необходимости какому-либо лицу пришлось пойти на нарушение административного законодательства, то это не считается таковым, согласно положению ст. 2.7 КоАП.

Применительно к управлению ТС водителем, не имеющим или (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП), такими обстоятельствами являются:

  • Необходимость доставить на транспортном средстве в больницу пострадавших в ДТП, или граждан, чьи жизнь и здоровье находится в опасности, для оказания им экстренной медицинской помощи, когда для управления ТС не нашлось имеющих права и трезвых водителей.
  • Спасение транспортного средства и иного ценного имущества от уничтожения.
  • Предотвращение аварийной ситуации на дороге.

Кроме перечисленных возможны и другие экстренные или чрезвычайные ситуации.

При этом, ссылаясь на ст. 2.7 КоАП, водитель должен доказать:

  • Наличие непосредственной опасности (реальной, а не предполагаемой угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан).
  • Невозможность устранения опасности иными средствами (с помощью других водителей, экстренных служб, служб такси, других людей или средств).
  • Размер предотвращенного вреда (превышающего вред от создания опасности для участников дорожного движения водителем, управляющим ТС без ВП).
  • Прекращение им противоправного поведения при первой возможности (прекращение управления ТС, как только опасность миновала, появилась возможность передать управление ТС водителю с ВУ или поручить заботу о жизни, здоровье, имуществе граждан сотрудниками полиции и иным экстренным службам).

Чтобы иметь шанс ссылаться на эти обстоятельства при рассмотрении дела, водитель без ВП должен указать их сразу после остановки ТС нарядом ДПС:

  • В письменном объяснении водителя.
  • В протоколе об административном правонарушении в разделе «Объяснения и замечания по содержанию протокола».
  • При отказе по этой причине от подписания постановления по делу об административном правонарушении.

Иначе, при указании этих обстоятельств после завершения оформления правонарушения на месте, впоследствии, при рассмотрении административного материала, их сочтут надуманными водителем, чтобы уйти от ответственности.

При этом на отказ от применения статьи 2.7 КоАП судьи и органы полиции идут редко, не поощряя нарушение ПДД даже под благовидным предлогом, а также чтобы избежать обвинения в коррупции и отмены принятого решения вышестоящими инстанциями (при освобождении водителя от ответственности без достаточных оснований).

За что можно понести наказание, согласно примерам судебной практики

В качестве примера, существует судебная практика, что ездой по прилегающей территории признана езда по полю, по лесному участку, вне дороги вдоль реки.

Иногда также суды, в точном соответствии с абзацем 8 пункта 1.2 ПДД, признают дорогой любую «приспособленную» для движения транспортных средств полосу земли (для чего достаточно привлекаемому к ответственности водителю всего один раз проехать по любому участку земли, создав полосу или колею).

Также суды принимают во внимание маршрут движения остановленного ТС, который хоть и заканчивается на «приспособленной» для движения полосе земли (грунтовке, тропинке, колее и т. п.), но на протяжении которого ТС неизбежно выезжает или пересекает «обустроенные» для движения участки дороги (с твердым покрытием, проезжей частью, тротуарами и пр.).

Кроме того, если водитель без ВУ был нетрезв, суды руководствуются безусловным запретом на управление ТС в состоянии опьянения, установленным для водителей пунктом 2.7 ПДД.

Этот запрет, по мнению судов, не содержит в себе условий о том, что управляемое ТС должно двигаться на дороге, или участвовать в дорожном движении в пределах дороги.

В отдельных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, возможно иное судебное толкование, склоняющееся в пользу водителя. Однако такие случаи редки. Зато известны факты наказания за езду без прав даже по замерзшему морю, вне какой-либо накатанной колеи.

Управление спортивной техникой на соревнованиях и автодромах

Для управления маломощной спортивной техникой (спортинвентарем) при обучении гонкам в спортивных школах на спортивных автодромах ВП не требуется, так как езда происходит не по установленным для дорог общего пользования ПДД.

  • Если обучающийся захочет принять участие в официальном спортивном соревновании (гонке), то ему потребуется лицензия водителя.
  • Лицензии водителя в России выдаются Российской Автомобильной Федерацией (РАФ), являющейся членом Международной автомобильной федерации (FIA).
  • Для участия в гонках на закрытых трассах часто допускаются лицензированные водители без водительских прав (в том числе водители, не достигшие 18 лет).
  • Однако, если трасса спортивного соревнования пролегает по ДОП , движение по которым ограничивается на период проведения соревнований, то требование о предоставлении водителем ВУ может включаться в правила соревнований.

Наличие у гонщиков ВП требуется в целях обеспечения безопасности спортивного мероприятия и предотвращения угроз участникам, зрителям, обслуживающим соревнования лицам, третьим лицам и их имуществу, объектам инфраструктуры.

Знание ПДД в этом случае необходимо, так как дорожные знаки на пути следования водителя по трассе соревнований сообщают ему важную информацию.

Кроме того, организаторами могут устанавливаться временные (на период проведения соревнований) дорожные знаки, требования которых водитель должен понимать и соблюдать.

Управление на соревнованиях обычными или адаптированными для участия в спортивных гонках автомобилями, а также мощными спортивными болидами, как правило, требует одновременного наличия у водителя ВП и лицензии водителя.

Таким образом, управление спортивной техникой без ВП возможно преимущественно на соревнованиях, с условием, что это допускается правилами обеспечения безопасности и общими организационными правилами.

Управление спортивной техникой без прав на дорогах общего пользования

По управлению спортинвентарем на ДОП без ВП разведено множество казуистики спекуляций, которые основаны на недоработке законодательства. Давайте разберемся что тут к чему.

Ситуация со спортинвентарем и ДОП, существовавшая до недавнего времени

По жалобам некоторых нарушителей в Верховный Суд были приняты ошибочные и даже абсурдные решения оправдательного характера по части езды без прав.

Например, такое оправдание содержится в Постановлении ВС РФ от 13.02.2015 № 13-АД15-1 и от 25.07.2016 N 83-АД16-5. ВС РФ. В нем ВС, решил, что раз на спортинвентарь не нужны права и он не является ТС, то за езду на нем по ДОП штраф (ч. 1 ст. 12.7 КоАП) не полагается.

На этом основании некоторые местные суды до недавнего времени приходили к удивительному выводу, что езда по ДОП на спортинвентаре в состоянии опьянения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП (например, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 19.05.2017 № 4а-369/2017).

Однако в России отсутствует прецедентное право и местные суды могут руководствоваться решениями ВС на рекомендательной, а не на обязательной основе. То есть ошибочное решение ВС (а ошибки и там встречаются) не является исчерпывающим основанием для отмены положенного наказания. С другой стороны, коррупция в судебной системе развита сильно и решения подобные Свердловскому явно подозрительны.

Ситуация со спортинвентарем и ДОП на сегодняшний день

Сейчас указанная трактовка ВС местными судами в качестве доводов от нарушителей не принимается.

Согласно абз. 9 ст. 2 ФЗ № 196 «ТС – это устройство, предназначенное для перевозки по ДОП людей, грузов и установленного оборудования». Если по ДОП на спортинвентаре едет человек, вне соревнований, то это перевозка людей, разумеется. Соответственно ВС неправ в том, что спортинвентарь не может являться ТС.

А для ТС в ПДД есть правила по допустимой мощности и скорости, при превышении которых полагается получать права. Сейчас же ВП нужны даже тем ТС, которые не требуется регистрировать в ГИБДД или в Гостехнадзоре. Также на возврат к адекватности повлияло ужесточение ответственности за нетрезвую езду (замена ч. 4 ст. 12.8 КоАП на ст. 264.1 УК и др.).

Сегодня большинством судов езда на спортинвентаре по ДОП рассматривается как добровольное принятие водителем обязанностей участника дорожного движения и соблюдения ПДД (в том числе в части запрета управлять ТС в состоянии опьянения – абз. 2 п. 2.7 ПДД).

Поэтому ездить на спортинвентаре по ДОП без прав однозначно запрещено и крупный штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП будет абсолютно правомерен. Также спортинвентарь будет помещен на спецстоянку до выяснения т. к. у ТС отсутствуют госномера, установленные документы и светосигнальная система.

Учебная езда без прав на обычном автомобиле

Далеко позади те времена, когда по ПДД для учебной езды достаточно было повесить на обычный автомобиль соответствующий опознавательный знак и оборудовать его зеркалом заднего вида для обучающего, а самому обучающему достаточно было иметь водительский стаж более 3 лет, а также водительское удостоверение соответствующей категории.

В новой редакции ПДД (разд. 21) осуществление учебной езды по ДОП на обычном автомобиле с обычным водителем в качестве обучающего невозможно.

Кроме водительского удостоверения соответствующей категории обучающий езде в обязательном порядке должен иметь при себе документ на право обучения вождению ТС данной категории (п. 21.3 ПДД).

Транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (п. 21.5 ПДД).

Используемый для обучения вождению автомобиль оборудуется:

  • Дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза – для прямого контроля за движением ТС со стороны обучающего.
  • Зеркалом заднего вида для обучающего (для контроля за дорожной обстановкой).
  • Опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» (для информирования других участников дорожного движения).

Итак, водителям-ученикам нельзя ездить по ДОП без специнструктора и без соответствия ТС определенным требованиям.

Учебная езда на закрытых площадках или автодромах

Среди автолюбителей встречается мнение, что обучение вождению на закрытых площадках или автодромах может происходить «по старинке»: без оборудования авто под учебную езду и без профессионального обучающего.

На чем основано заблуждение водителей

Основой вышеуказанного мнения водителей выступает последовательное изложение пунктов 21.1 (первоначальное обучение вождению), 21.2 (учебная езда на дорогах с обучающим по ПДД), 21.3 (профессиональный обучающий), 21.5 (требования к оборудованию авто).

Исходя из буквального прочтения этих требований ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что первоначальное обучение вождению может производиться на закрытых площадках и автодромах вовсе без обучающего, или с обычным водителем в качестве обучающего и на обычном автомобиле.

Так как, по их мнению, обучающий с «документом на право обучения» (как и «оборудованное учебное ТС») обязательны только при учебной езде на дорогах.

Как обстоят дела на самом деле

Однако судебная практика исходит из того, что требования пунктов 21.2, 21.3, 21.5 ПДД (к обучающему и транспортному средству) распространяется также на первоначальное обучение вождению ТС, проводимое на закрытых площадках или автодромах (п. 21.1 ПДД).

Поэтому даже езда на специализированном автодроме без соблюдения пунктов 21.2 – 21.5 ПДД недопустима. При этом сами автомобилисты под «закрытой площадкой» часто понимают любой участок, иногда никак не огороженный, со свободным доступом посторонних, что также признается судами нарушением п. 21.1 ПДД.

Только в исключительных случаях учебная езда с нарушением ПДД признавалась отдельными судами малозначительным правонарушением (например, учебная езда на обычном автомобиле ночью на закрытом оборудованном автодроме в отсутствие посторонних, с обучающим, хоть и не имеющим права обучения, но являющимся опытным водителем).

В таких случаях административное преследование обучающего (по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ – за передачу управления водителю без прав) и обучаемого (по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – за управление ТС без прав) прекращалось вышестоящими инстанциями со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

Как уменьшить вероятность наказания за езду без прав

Если причина езды без прав «не тянет» на крайнюю необходимость, а иной выход (вызвать скорую, такси, остановить частника, позвонить родственникам или друзьям с правами, и т. п.) – не вариант, то в ход идут советы от опытных нарушителей ПДД.

  • Своим поведением не привлекать внимание сотрудников полиции (не превышать скорость, ехать в пределах движения потока, не допускать резких и опасных маневров, не пользоваться мобильным телефоном без «hands free» гарнитуры, проезжая мимо сотрудников полиции «излучать» спокойствие и уверенность).
  • Пассажиры должны быть пристегнуты , количество пассажиров – не больше разрешенного, поведение пассажиров обыденное.
  • Автомобиль не должен привлекать внимание (номера должны быть чистыми и соответствовать стандартам, световые приборы – исправными, ближний свет или ДХО в светлое время дня – включенны, авто – без признаков неисправностей, изменения конструкции, следов ДТП, тонировка стекол – только разрешенная, цвет авто не должен скрываться за плотным слоем грязи и т. п.).
  • Передвигаться не в ночное время , а днем, когда движение более интенсивное. Чтобы затруднить остановку ТС двигаться по дороге не в одиночку, предпочтительно в плотном потоке в крайнем левом ряду или в середине колонны (кроме организованных колонн, в которых нельзя занимать место и пересекать – абз.4 п. 2.7 ПДД).
  • Минуя сотрудников полиции , скрываться за другими автомобилями (но не предпринимать подозрительных маневров в последний момент).
  • Использовать другое доступное ТС («союзника») для разведки дорожной обстановки или прикрытия в потоке.
  • Избегать мест патрулирования экипажами ДПС и стационарных постов ДПС, если они известны, пользоваться проселочными и объездными дорогами.
  • Отвлекать внимание – действуя по обстановке, избегать проверки документов путем отвлечения или переключения внимания сотрудников ДПС на другое ТС, или сообщение о более важных обстоятельствах, чем проверка ваших документов.

Заметим, что следование этим советам, зачастую существенно отягчает наказание водителя без ВП или может привести к еще большим нарушениям и тяжким последствиям. Поэтому эта информация, приводятся просто к сведению, а не в качестве руководства.

Перед принятием решения сесть за руль без ВП или в нетрезвом состоянии водителю еще раз рекомендуется ознакомиться с санкциями статей 12.7, 12.8 КоАП РФ, а также со статьями 264, 264.1, 291, 291.1, 291.2. УК РФ.

Узнайте дополнительные нюансы на тему возможности официальной езды без прав из этого видео:

Внимание! Видео 2013 г. и не вся содержащаяся в нем информация может оказаться актуальной на сегодняшний день.

Подводя итоги

  • Если возникла экстренная ситуация , то водитель может садиться за руль без права на управление ТС, но причина должна быть действительно веской, при условии что никого другого с действенным ВУ найти не удалось.
  • В рамках проведения соревнований автомобилист может ездить на ТС без прав, но только по специально оборудованной для соревнований трассе. При соревнованиях на ДОП, с использованием спортивных моделей или переоборудованных для спорта обычных автомобилей, участникам понадобятся ВП, а также водительская лицензия.
  • Езда без прав по ДОП на спортинвентаре сегодня причисляется к прямому нарушению ПДД (с наказанием по ст. 12.7 КоАП) и избежать серьезных проблем не удастся, даже на основании имевших место в прошлом оправдательных постановлений высших судебных инстанций.
  • При обучении вождению на ДОП рядом с водителем должен быть сертифицированный автоинструктор, а сам автомобиль должен быть соответствующим образом переоборудован под учебную езду без прав.
  • Езда без прав на авто вне ДОП в подавляющем большинстве случаев может быть рассмотрена как нарушение с наложением соответствующего наказания по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
  • Если водитель пойман с правами, у которых истек срок действия, но после этого прошло немного времени, то в редких случаях возможна замена положенного наказания на предупреждение, согласно ст. 2.9 КоАП.

Заключение

Существует множество «если» для каждой конкретной ситуации, которые могут кардинально изменить течение и разрешение рассмотренных ситуаций.

Также зачастую разнится в различных инстанциях и изменяется с течением времени правоприменительная практика. Не прекращает своего действия «человеческий фактор». Поэтому, описанные ситуации на практике могут разрешаться иначе.

Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Расскажите своим друзьям в соцсетях о блоге и становитесь подписчиком, чтобы быть в курсе самых свежих новостей на автотематику!

Изображения для статей взяты тут: https://www.drive2.ru/r/acura/1686801/

Управляли ли вы автомобилем не имея водительских прав (не потому что забыли случайно, а вас лишили, либо вы их не получили)?

Каждый водитель, севший за руль транспортного средства, обязан иметь при себе все необходимые документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль, чтобы при необходимости предъявить их инспектору ДПС.

Управление автотранспортным средством при отсутствии прав – незаконное действие, которое влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Причины

Приостановление действия водительского удостоверения (попросту лишение прав) – мера пресечения со стороны государства, созданная с целью эффективного воздействия на авто владельцев, в значительной мере нарушивших закон.

Дела о лишении водительских прав рассматриваются исключительно в судебном порядке. Данная мера наказания применяется в случае:

  1. Управления транспортным средством в нетрезвом виде.
  2. Нарушения скоростного режима.
  3. Выезда на движения или железнодорожный переезд.
  4. Управления транспортным средством с поддельными государственными номерами или с установленными световыми приборами, не отраженными в государственных стандартах.
  5. «Рецидива». Понимается повторение правонарушения в течение 1 календарного года.
  6. Задолженности по выплате штрафа. При этом общая сумма задолженности должна превышать 10 тысяч рублей.

Что грозит правонарушителю


Опираясь на текст ст.12.7 ч.2 Кодекса Административных Правонарушения (далее КоАП) – за управление автотранспортным средством при отсутствии прав, на водителя налагается:

  • штраф в размере 30 тысяч рублей;
  • административное наказание в виде ареста сроком до 15 суток;
  • обязательные работы сроком от 100 – 200 часов.

До окончательного решения о лишении прав, водитель имеет право использовать транспортное средство по временному удостоверению. Как только судебное заседание состоится, и вердикт будет окончательным – дело о лишении прав считается окончательно решенным.

Стоит отметить, что если даже водитель посадит за руль стороннего человека, не имеющего водительских прав, все равно назначается штраф в размере 30 тысяч рублей, который взимается с владельца автотранспортного средства.

В УК РФ и КоАП различают еще несколько видов правонарушений, которые подпадают не только под управление транспортным средством без водительского удостоверения, но и имеют ряд дополнительных нарушений.

Наказание в таких случаях следует за:

  • за подделку документов;
  • за езду в состоянии ;
  • рецидив.

Подделка документов


Законодательство выделяет особую категорию правонарушений, связанную с изготовлением поддельного удостоверения. В соответствии с КоАП ст.12.7 и ст.327 ч.3 Уголовного Кодекса РФ – назначается:

  1. штраф порядка 80 тысяч рублей ;
  2. 480 часов исправительных работ;
  3. заключение под стражу сроком до полугода.

По данному правонарушению предусмотрена не только уголовная или административная ответственность, но и ряд ограничений, которые запрещают занимать ряд должностей:

  • воспитатель;
  • педагог;
  • охранник;
  • сотрудник гос служб;
  • вакансии в сфере оздоровления, организации отдыха;
  • мед работник.

Езда без прав в состоянии алкогольного опьянения

Наказание для данной категории водителей регламентируется статьей 12.8 КоАП РФ. И предусматривает:

  1. Административное наказание — заключения под стражу сроком от 10-15 суток .
  2. Штраф в размере 30 тысяч рублей.
  3. Конфискация транспортного средства, отправление его на штраф стоянку.

Совет юриста: если данное транспортное средство использует еще один член семьи, знакомый или оно принадлежит другому человеку – об этом стоит заявить при аресте представителям власти. В том случае, если владелец авто или тот, кто пользуется транспортным средством по доверенности и вписан в страховой полис, успеет прибыть на место разбирательства до эвакуации авто – его не заберут на штраф стоянку.

Данный вид нарушения предусматривает систему обжалования, который составляет 10 дней с момента вынесения судебного постановления о лишении водительских прав.

Рецидив

Под рецидивом понимается правонарушение совершенное менее чем за 1 календарный год после первого инцидента.

Заранее стоит отметить, что в связи с нововведениями в законе – на скутер, мотоцикл или мопед также необходимо иметь права. Водители, получившие право управления автомобилем, получают удостоверение категории «М» — автоматически, по личному заявлению.

Соответственно, если ВУ отнимают – малогабаритным транспортом также нельзя управлять. Если сотрудники ДПС остановят вас и решат проверить права – это будет трактоваться как рецидив «вождение без прав».

При повторном нарушении – меры ужесточаются:

  • увеличивается сумма штрафа;
  • срок лишения прав увеличивается;
  • уголовная ответственность, при возникновении соответствующей ситуации.
  • штраф в размере 200-300 тысяч рублей, вычитаемый из зарплаты или другого дохода правонарушителя;
  • исправительные работы на срок до 480 часов с ограничением профессиональной деятельности на срок до 3 лет;
  • тюремное заключение на срок до 2 лет с ограничением профессиональной деятельности на срок до 3 лет.

Возьмите на заметку: все вышеперечисленные меры пресечения являются вариативными, то есть назначается одна из мер воздействия на правонарушителя, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах водителя задержали.

Основной проблемой для автовладельца, повторно нарушившего закон, может стать запрет на ведение определенной проф деятельности – таким образом, запрет могут наложить на ту сферу деятельности в которой работает обвиняемый. Это правило регламентируется в ст.264 УК РФ.

В том случае, если кроме вождения в нетрезвом виде, при отсутствии прав возникло ДТП и пострадали люди (человек), минимальными мерами пресечения являются:

  1. Лишение свободы на срок от 2 до 7 лет
  2. Исправительные работы на срок до 5 лет, с продлением срока лишения прав на 3 года
  3. Запрет на ведение проф деятельности в области: педагогики, медицины, обеспечения здоровья и туристической деятельности (пионер лагеря, санатории, туристические базы и тому подобное), государственная служба, охрана.
  4. Возмещение морального и материального ущерба.
  5. Штраф в пользу государства.
  6. Лишение выплат по страховке.

В случае гибели людей (человека) к водителю применяется:

  1. Лишение свободы на срок до 9 лет.
  2. Продление срока лишения прав еще на 3 года.
  3. Принудительные работы длительностью до 5 лет.
  4. Ограничение в профессиональной деятельности.

Нельзя использовать меры пресечения в виде ареста:

  1. Для беременных женщин; женщин имеющих детей в возрасте до 14 лет.
  2. Инвалидам 1-2 группы.
  3. Несовершеннолетним гражданам.
  4. Работникам гос структур.

Способы обмана системы


  1. Самым популярным способом, является попытка получить права в другом регионе. Буквально несколько лет назад этот способ был вполне реален. При лишении ВУ, авто владелец уезжал в другой регион и по письменному заявлению получал дубликат водительских прав.

Благодаря созданию – это стало абсолютно невозможным. Данные действия трактуются законом – как мошенничество. За это предусмотрена уголовная ответственность.

  1. Стараться объезжать посты ГАИ.
  2. Перестраиваться в левый ряд, чтобы дорожно-постовые службы не остановили для проверки документов.
  3. Не привлекать к себе внимание, соблюдать правила неукоснительно.

Все вышеперечисленные способы обмана – широко разрекламированы водителями со стажем. Ловушка заключается в том, что воспользовавшись ими, можно в одночасье попасться и увеличить не только срок приостановления ВУ, но и получить еще один штраф, который существенно ударит по кошельку.

Для того, чтобы не лишаться водительских прав, а потом просчитывать пути решения проблемы – обманывать работников дорожно-постовой службы, покупать поддельные документы, пытаться получить настоящее водительское удостоверение (якобы утерянное) или отбывать срок – лучше соблюдать правила дорожного-движения.

Как накажут за езду без прав, смотрите ответы в следующем видео:

Несколько простых правил.

Вот наверно самые важные пункты, соблюдая которые, шансы попасть в лапы инспектора ГАИ сводятся к минимуму.

  1. НЕУКОСНИТЕЛЬНО Соблюдать ПДД.
    Глупо будет, если вас остановят из-за не пристегнутого ремня, или не горящего ближнего и оттащат на штраф-площадку, а потом придётся еще платить 5-10 МЗП, за простой и доставку машины и таскаться при этом пешком.
  2. Не рекомендуется ездить с 23:00 до 8:00. С 23:00 до 8:00 транспортный поток не настолько плотный, что бы можно было “спрятаться”. В это время ГАИ любит устраивать проверку документов и работает “зелёный змей”. В этих случаях останавливаются практически все ТС и шансов улизнуть весьма мало. В утренние часы ГАИ любит устроить проверку документов на какой-либо тихой улице, на выезде из спального р-на. (На пример в Уручье это на ул.Жодинской, Староборисовском тракте, на выезде с ул. Тикоцкого в Зелёном луге.) Самая безопасная ул. В Городе Минске – пр-т. Ф.Скорины. Даже ночью на проспекте есть небольшой трафик, что уменьшает шансы быть остановленным. Днём трафик настолько плотный, что просто так вас не рискнут останавливать из 3-го или 4-го ряда. В ночное время ГАИ любит дежурить на тихих улочках, примыкающих к проспекту или большой улице. (На П.Бровки, Захарова, Киселёва и пр.)
  3. Двигаться в крайнем левом ряду. Двигаться хорошо “под прикрытием” другой машины, которая идёт в правом ряду на корпус впереди вас. Так же наиболее безопасно двигаться за машиной без номерных знаков, с номерными знаками др. Государства или области. Так же за машинами с номерами ГАИ, КГБ, МВД, посольств, с номерами 0*** MI, работник ГАИ только в экстренном случае, будет размахивать палочкой, перед машинами с такими номерами.
  4. Стараться не выделяться из потока. Стараться соблюдать скорость потока, световой режим, не привлекать внимание резкими перестроениями. Желательно не ехать первым и последним.
  5. Особую осторожность следует проявлять с 15:00 Пт до Пн. Попав на штрафплощадку с обеда в Пт до Вс, вы заберёте машину в лучшем случае в Пн после обеда. Значит только за простой машины вы заплатите от 1 до 4 МЗП. Да и к тому же останетесь на выходные без авто.
  6. Движение за городом. Движение за городом намного безопаснее, чем в городе, опять таки ехать лучше 90 и не выделяться. Основное занятие ГАИ на периферии – контроль скоростного режима. При его соблюдении проблем практически не будет. В связи с сокращением стационарных постов ГАИ движение по республике упростилось.
  7. Пересечение стационарных постов ГАИ. На выездах из Минска стоят стационарные посты ГАИ. Некоторые посты можно объехать. Могилёвский/Чижовский – через промзону Шабаны. Логойский – через рынок “аквабел” и “боровую”. Московский пост – через уручанский полигон, Колодищи. На выезде в сторону Радошкович поста нет. Что бы объехать Брестский и Гродненский посты нужно сделать приличный крюк.
  8. Всегда должен быть включен ближний свет.
  9. Даже если машина грязная, то номерные знаки должны быть чистыми.

При пересечении поста нужно соблюдать П.1. 3. 4. Пересечение стационарных постов связанно с большим риском “не договориться” с работником ГАИ. Тут у них много причин оставить вас у себя на штраф площадке – машину гнать далеко не нужно, под рукою комп, что бы проверить наличие ваших, на посту всегда достаточно работников ГАИ, и взятку брать страшновато им.

Если вас всё таки остановили

Если вас все-таки остановил работник ГАИ то главное в вашем деле спокойствие. Нисколько не спорьте, с ним, т.к. Раздражая его, вы копаете себе яму. Добродушно уверенным тоном скажите, что прав у вас нет. Судьба такая. (Не любят они когда начинаеш придумывать историю про то, что права остались в ягуаре на СТО, а на такой развалине как 735iL вы думали они не нужны. Это легко проверяется по рации и работник ГАИ будет весьма расстроен, если у вас нет ягуара, а в особенности прав, добрее при этом он не станет. Если вас без долгих рассуждений пригласили в машину ГАИ и достали протокол, это пол дела. Если протокол незамедлительно начал заполняться, то вы попали к добросовестному работнику ГАИ и единственный шанс, который у вас есть, попросить его, не забирать машину на штрафплощадку. (Или номера пусть заберёт или вы др. Водителя найдёте за 2 минут). Если же открыл он протокол и начинает с вами о жизни вести беседу, значит есть шанс договориться на месте. Далее всё зависит от вашего красноречия, таланта убеждения, и его жадности.
Если вас остановил “пешеходный” милиционер, тут шансов намного больше. Если это на проспекте – еще лучше. Что бы оттащить вас на штрафплощадку ему надо вызывать эвакуатор, это дело долгое и хлопотное. Вы проторчите на проезжей части добрых 30-40 минут, затрудняя движение потока… А вдруг из-за этого произойдёт ДТП? Спасибо вам ГАИшник не скажет, если в его дежурство еще и ДТП случиться на его участке. Т.ч. Тут смело развивайте тему о благе скорейшего вашего расставания.
Если вас остановили за городом. Нет у них еще ср-в проверки наличия ваших прав. Оч хорошо доказать, что вы на машине не первый раз едите (доверенность на 3 года показать). Тогда вам грозить не 118 статья с арестом машины, а только страф до 3-х минималок по ст. 117 В сельской местности редко даже поверят, что управляя машиной 2-3й год, у вас нет прав.
Хорошим моентом будет, если у вас в машине нет подпитой компания с девчёнками и музыкой. Вы можите спихнуть свою бесправную езду на какую-либо срочность, уповая, что каждый может попасть в такую ситуацию.

Имея в машине под приборкой блок предохранителей (как в ФИАТе скажем) можно выдернуть предохранитель бензонасоса. Машина не заводится, а следовательно, отбуксировать ее на штрафплощадку сложнее. При этом открывайте капот и смело ковыряйте что-нибудь, что бы у тянуть время и ГАИшникам не пришло в голову вызвать эвакуатор с полной погрузкой авто.

Если вас остановила “Стрела”, то тут будет совсем тяжело. Шансов отделаться от них “малой кровью” практически нет, но договориться, что б не забирали машину вполне реально. При этом, составив протокол, вас занесут вкомпьютер, что вы катались без прав и даже могут указать по какой причине их у вас нет.

Идя на “разбор” в ГАИ можете особо не рассчитывать, что там любят таких бесправных как вы. Хоть и ПДД предполагают наказание по ст.118 от 1 до 5и МЗП, в 90% случаев штраф дают по максимуму.


Вконтакте

Многие люди порой (волей или неволей) задаются вопросом, касающимся того, что будет, если водить машину без прав. Ответ на этот вопрос знать будет нелишним. Что ж, стоит поговорить на эту тему более подробно и раскрыть её в полной мере.

Закон

Первым делом, рассказывая о том, что будет, если водить машину без прав, стоит обратиться к закону. Наказание за предусматривается с далеких времен - еще когда действовал Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. Да и собственно говоря, КОАП РФ и на сегодняшний день сохранил эту норму. Правда, размер штрафа, который придется уплатить правонарушителю, варьируется в зависимости от обстоятельств. Он не будет астрономическим в том случае, если человек просто забыл свой документ дома. Он будет большим, если автолюбитель не имеет вовсе. И в конце концов, немудрено, что придется заплатить солидную сумму в качестве штрафа тому человеку, который ранее был лишен этого документа. В общем, нюансов много. И для того чтобы более подробно разобраться в данной теме, стоит принять во внимание абсолютно все детали.

Наказание за забывчивость

Итак, чем грозит тому человеку, который их имеет и просто забыл дома по собственной непредусмотрительности? В таком случае вступает в силу первая часть Как ни крути, но автомобилист совершил правонарушение. И кстати, по закону наказание может потерпеть не только тот водитель, который оставил дома права, но еще и тот, у кого при себе не оказалось регистрационных документов.

Сумма штрафов

В таком случае придется быть готовым заплатить В принципе, сумма небольшая, так что можно сильно не паниковать. Еще бывает, что человек отделывается только лишь предупреждением. Но в таком случае не надо удивляться, если машину задержат и отправят на штрафстоянку. Избежать такой ситуации можно. Если удастся быстро найти товарища или кого-нибудь из родственников, в общем, любого, кто не будет занят и сможет привезти права забывчивому горе-водителю. Возможен еще и другой вариант - если не получается попасть в квартиру или куда-то еще, где, собственно, и были оставлены права, то можно просто попросить того же друга сесть за руль своего авто и отогнать его в гараж. Закон это рассматривает в качестве устранения причины задержания. Главное, чтобы за руль сел человек с правами. Иначе штраф составит уже не 500, а три тысячи рублей. Вот чем грозит вождение без прав.

Серьезное правонарушение

А что будет, если водить машину без прав, учитывая, что их в принципе нет у человека? Тут уже дело будет обстоять намного более серьезно. В таком случае в действие вступает статья под номером 12.7 КОАП России. Причем выделяют два случая. Первый предусматривает штрафы за езду без прав того человека, у которого их просто нет и в помине. А второй - наказание для того, кто лишен этого важного документа. Итак, первый случай более серьезный, так что сперва стоит рассмотреть его.

Суть в том, что человек, не ходивший в автошколу и не получавший права, возможно, даже не знает и правил. Потому наказание тут серьезное - как минимум 5 тысяч рублей и максимум 15 000 р. Хотя можно ездить без водительского удостоверения и не получить за это наказание. Вот только такие случаи называются учебной ездой.

В этих ситуациях должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, рядом с обучающимся обязан сидеть инструктор. И у него при себе должно быть разрешение на проведение занятий. Во-вторых, у машины должны быть специальные знаки, показывающие остальным, что она предназначена для обучения. И в-третьих, автомобилю запрещено передвигаться по тем дорогам, которые для учебной езды не предназначены. А еще у машины должны быть дополнительные педали (для инструктора - сцепление и тормоз).

То, что стоит запомнить

Важно упомянуть еще один нюанс, касающийся того, что будет, если водить машину без прав. В том случае, если за рулем сидит человек, у которого это удостоверение есть, вот только просроченное (а выдается оно, как известно, на 10 лет), это приравнивается к правонарушению. Когда срок истекает, то нужно получить новые права. В противном случае человек в данной ситуации приравнивается к тому, кто удостоверения не имеет в принципе. И штрафы за езду без прав, соответственно, также будут наложены.

И еще один момент. Всем известно, что права различаются по категориям. И если человек, допустим, управляет автобусом, хотя оканчивал автошколу по классу легковых автомобилей, то у него будут проблемы, если его остановят и захотят проверить наличие удостоверения. Если водитель хочет управлять грузовиком, то у него должна быть открыта соответствующая категория. В противном случае это будет нарушением. И приравняется к отсутствию прав. Что, в принципе, будет правильно.

После лишения

Нередко случается такое: человек, который жизни своей представить не может без машины, нарушил какое-либо правило дорожного движения и попал в аварию. Или спровоцировал ДТП. В общем, допустил серьезную ошибку. За это его лишают прав.

Но для многих людей остаться без возможности управлять автомобилей - это действительно страшно. Ведь это делается не на месяц. Некоторые в такой ситуации рискуют и садятся за руль, будучи лишенными удостоверения. В общем, решают водить машину без прав. И наказание будет максимально жестким. Поскольку в таком случае автолюбитель уже идет наперекор закону повторно. Какое наказание предусмотрено за езду без прав в этой ситуации? 30 тысяч рублей, а еще нередко к этому плюсом идет арест до 15 суток. Иногда это заменяют исправительными общественными работами (их срок может варьироваться от 100 до 200 часов).

Отдельные случаи

30 тысяч рублей придется заплатить и в том случае, если человек пустил за руль своей машины того, у кого нет удостоверения (отсутствует в принципе или же было изъято). И наказанию подвергается, кстати, не только тот, кто вел машину, но еще и её владелец.

Кстати, еще нужно знать, что помимо удостоверения, страхового полиса ОСАГО и документов на автомобиль при себе у водителя должно быть еще кое-что. Если человек перевозит груз, то у него обязан иметься путевой лист и А у легковых такси при себе должна быть соответствующая лицензия. Но если эти документы (накладная или отсутствуют, то штраф не будет таким баснословным, как в вышеперечисленных случаях: 500 рублей или предупреждение. А вот таксистов наказывают пятью тысячами, если у них нет при себе лицензии.

В случае потери

Итак, что будет, если ездить без прав после лишения, ясно. А теперь пара слов и касательно того, что вообще нужно делать и какие действия предпринимать, если удостоверение утеряно. Или же его и вовсе украли. Естественно, в этой ситуации ни в коем случае нельзя рисковать и решаться на вождение машины без прав. Тогда нужно срочно обратиться в отделение ГИБДД с заявлением, в котором надо подробно изложить ситуацию и обстоятельства случившегося.

Еще при себе надо иметь гражданский паспорт, справку, свидетельствующую о прохождении медицинского осмотра (действующую) и карточку водителя из автошколы, в которой обучался автомобилист. Если этого нет, придется повторно проходить через все экзамены. После того как человек подает заявление, его прежние права теряют силу. Нужно будет заплатить 500 рублей и затем получить временное удостоверение. Оно является действительным 2 месяца. Потом человек его сдает, уплачивает еще 800 рублей госпошлины и получает новенькие действительные права.

Из-за чего могут лишить удостоверения?

Есть внушительный перечень причин, по которым у человека могут забрать заветную “корочку”. Итак, на 1-3 месяца лишают прав людей, которые ездят без номерных знаков или же применяют особые хитрости, чтобы при желании можно было их скрыть. Недействительные государственные знаки на табличке - это тоже серьезно, и потому такое нарушение карается лишением на полгода или на целый год. Так же наказывают людей, установивших у себя спереди светоотражающие приборы, выполненные в красных цветах. 1,5-2 года лишения грозит личностям, применявшим особое звуковое и цветовое оборудование без разрешения. За вождение в пьяном состоянии человеку грозит 1,5-2 года лишения. карается четырьмя-шестью месяцами отсутствия удостоверения. За повторное нарушение такого характера лишить могут прав и на год.

Выезд на встречную полосу, создание аварийной ситуации или скрытие с места ДТП, наличие на обычном автомобиле ложных знаков полиции - это всё также карается законом. В общем, стоит быть внимательным и аккуратным, чтобы не пришлось потом возвращать себе заветное удостоверение.

Напоследок

В качестве заключения хотелось бы упомянуть еще некоторые случаи, когда сурово карается вождение автомобиля без прав. Наказание в 5-15 тысяч рублей грозит подростку - несовершеннолетнему человеку, севшему за руль, естественно, не своей машины. Причем отвечать перед законом будет как и юный нарушитель, так и владелец транспортного средства. Только если несовершеннолетнему выпишут штраф в 5-15 тысяч рублей, то вот владелец раскошелится на 30 т. р.

Кстати, мотоциклистов тоже наказывают по всей строгости закона. Если у человека, севшего за руль этого транспортного средства, нет соответствующих прав (категория “А”), то ему придется заплатить штраф в 5-15 тысяч рублей.

В общем, как можно видеть, управление ТС без разрешения и наличия действующего удостоверения карается по всей строгости закона. Лучше, конечно, изначально соблюдать закон и ездить по правилам. Ведь всё-таки дорога - это территория повышенной опасности. Как и машина - крайне опасное средство передвижения, пусть и имеется автомобиль сегодня практически у каждого пятого. Потому стоит соблюдать правила и порядки. Зато не придется волноваться по поводу возврата своих прав.