Возникновение государства восточных славян. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства

На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетель­ства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена ан- тов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на восто­ке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преоб­ладает в обозначении восточных славян. Его происхождение нау­кой точно не выяснено.

В «Повести временных лет» упоминаются крупные славянские «княжения» - поляне, древляне, дреговичи, ильменские славяне, кривичи, полочане, северяне, родимичи, вятичи и др. Это были большие племенные союзы, возглавляемые вождями (сохранились их имена - Бож, Добригаст, Межимир). Большинство ученых от­носит складывание государственного устройства у восточных сла­вян к VI-VIII вв. Всего, по источникам, было 14 племенных сою­зов, каждый из которых насчитывал до 10 племен. Достоверных научных данных об их политическом и социальном устройстве нет. Племенные союзы VI-VII вв. являлись протогосударственными образованиями. Уже к VIII в. сложилось три центра формировав­шейся восточнославянской государственности - Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новго­рода) и Артания (предположительно на Таманском п-ве). Посте­пенно остались два влиятельных центра восточнославянской го­сударственности - на юге Киев, на севере Новгород.

Зарождение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (К-ХИ вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политиче­ского развития восточнославянских народов. Процесс их консоли­дации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода. По летописи, объединение восточнославянских пле­мен, обитавших к югу от Новгорода, начал князь Олег, родственник Рюрика. В 882 г. он с новгородской дружиной захватил Киев, став­ший столицей. Объединение вокруг сильного центра способство­вало экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти. Примечательно, что в договорах с Византией 911 г. и 944 г. еще есть упоминание о подвластных Киеву князьях (Полоцких, Смоленских и др.), то договор 971 г. подписал уже один киевский князь Святослав. На конкретное вре­мя появления Киевской Руси в науке существует две точки зрения. По одной (С. В. Юшков, Б. Н. Рыбаков), о Древнерусском госу­дарстве можно говорить начиная с IX в. По другой (И. Я. Фроянов и др.), до конца Х в. Киевская Русь представляла собой не госу­дарство, а племенной союз.

Причины образования древнерусского государства в целом идентичны подобным причинам в странах Европы - это имущест­венная и социальная дифференциация общества, закрепление не­равенства и формирование классов. Непосредственными причи­нами объединения послужили: экономические (развитие ремесел, торговли, необходимость объединения экономического потенциа­ла); внешнеполитические (враждебное окружение); социально- классовые (потребность феодалов в объединении усилий для за­крепления своей власти); этническая и религиозная близость, иг­равшая в раннем средневековье огромную роль (единство языка, культуры, обычаев, языческих божеств и др.). Консолидирующим фактором стало принятие в 988 г. христианства по византийскому (православному) обряду. Великим князьям импонировала хрис­тианская доктрина, которая рассматривала монарха как олицет­ворение божественного выбора.

Но уже с середины ХГ в. проявились тенденции к распаду Киев­ской Руси. Они явились следствием политического укрепления ре­гиональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце ХГ в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей была в силу геополитиче­ского положения малоустойчива и существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом. После смер­ти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управ­ления - княжеские съезды (в источниках - сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья ста­рались сохранить единство Руси.

Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чу­жие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевла­дения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против полов­цев и др. На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съез­дов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоот­ношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокня­жеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюб- ским в 1169 г. Киева. В ХГГ в. на территории Древнерусского госу­дарства насчитывалось 15 отдельных земель-княжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале ХГГГ в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в ХГУ в. - около 250.

Норманнская теория. В российской историографии около трех веков существует так называемая норманнская теория возникно­вения Древнерусского государства. По сведениям «Повести вре­менных лет», племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, в 862 г. призвали варягов во главе с Рюриком. Осевший в Новгороде Рюрик и его соратники Трувор в Изборске и Синеус в Белоозере, положили начало рус­ской государственности и правящей династии. Данный факт мно­гие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Рос­сийскую Академию наук, данную версию признали самой прав­доподобной и заявили, что Российское государство и даже его название - скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расце­нены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понят­ны, если учесть специфику государственно-политического раз­вития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы - Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристокра­тическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волын­ский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П. В. Долго­рукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Ели­заветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немец­ким засильем, М. В. Ломоносову. По аргументам видно, что спор с обоих сторон велся некорректно. Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне со­циального и политического развития, чем варяги. Другой аргу­мент - один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Прус­сия, это искаженное «По-руссия», а руссы-пруссы - славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу. Несомненны факты - в осно­ве летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядо­вых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дво­ре князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников - дипломатов скандинавского происхожде­ния - Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Следует отметить, что в конце XVIII - начале XX вв. версия о ва­рягах как государствообразующем элементе в русской истории не вызывала возражений у Н. М. Карамзина, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, П. Шафарика и В. О. Ключевского. Нужно учи­тывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с кото­рой считалась вся Европа. Воинствующий антинорманизм стал характерен для науки в советские времена и был обусловлен ря­дом далеких от науки идеологических догм. Наиболее оптималь­ным является, при разумном объединении доводов сторон в этом бесплодном споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. пред­посылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и не­посредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружи­ны. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государс­твенность и ее основные институты. Варяги сыграли роль свое­образной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы.

Еще по теме Возникновение государства у восточных славян:

  1. 2.3.СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО БЛОКА И ИХ НЕВНИМАНИЕ К РАЗВИВАЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВАМ
  2. 75. ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  3. ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение права и возникновение государства
  4. ГЛАВА 6 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
  5. Возникновение государства и права развитие государства вследствие необходимости оказывать организованный отпор
  6. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Хронология событий

  • IX в. Образование Древнерусского государства
  • 862 г. Упоминание в летописи о призвании Рюрика на княжение в Новгород
  • 882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега
  • 980 — 1015 гг. Княжение Владимира Святославовича

Возникновение государственности у славян

Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи — “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне , к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне , к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне , или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне ; по притоку Днепра Сожу — радимичи , а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи ; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи , к юго-западу от них — дреговичи ; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане , а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами . “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений .

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистами и их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

С опровержением варяжской теории выступил , который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в “Древней Российской истории” писал, что “славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.

Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.

Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:
  1. первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);
  2. второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);
  3. третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.

Социально-политический и экономический строй Киевской Руси

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией . Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Налоги — главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою — “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье» . Основная масса сельского населения , зависимого от князя, называлась смердами . Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых . Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

В озникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились всё более разнообразными, а жизнь рода – всё менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить всё только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьёзной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племён, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединённого Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Всё это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укреплённым пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племён.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племён вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, всё же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нём сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путём различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Физические упражнения и игры у восточных славян В начале новой эры на территории Восточной Европы сложились многочисленные племена славян. Как и другие народы, они были вовлечены в миграционные процессы, начавшиеся в конце IV века, – так называемое великое переселение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Гипотеза об «основном» мифе восточных славян Сведения по восточнославянской мифологии из ранних письменных источников и поздних верований, накопленные к середине XX века, позволили известным ученым В. В. Иванову и В. Н. Топорову выдвинуть гипотезу об «основном» мифе,

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Камасутра. Энциклопедия любви автора Самсонов Сергей Анатольевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Занятия, общественный строй, верования восточных славян Угроза кочевников способствовала появлению военно-общинной организации племён, короткий земледельческий год – организации коллективного труда, избыток свободной земли и малочисленное население – позднему

Из книги автора

Государственность восточных славян Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.Причины возникновения государственности: кризис

Из книги автора

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства Татары и монголы (монгольские племена) проживали севернее Китая.1162–1227 гг. – подчинение ханом Темучином татаро-монгольских племён и проведение военной реформы.1205 г. – провозглашение Темучина великим ханом

Из книги автора

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги автора

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги автора

Советы восточных мудрецов Китайская энергетическая гимнастика Китайская религия дао, берущая начало во II веке до нашей эры, считала секс божественным занятием, без которого на Земле не будет гармоничного распределения мужского (ян) и женского (инь) начал. Все даосские

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

7. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ

8. ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ

9. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ

10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое земледелие).

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.

Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).

Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.

Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.

Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.

В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по существу, в крепостных-крестьян.

2.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля(известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племён, нападавших на восточных славян. Всё это требовало создания объединенных вооружённых сил, лучшей организации внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определённая этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошёл раньше, нежели в других славянских землях. Создание в Киеве специальные органы власти могли играть роль централизованного управления, оказывать определённое содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государства, победоносно воевала с Византией, неоднократно заставляя ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Чёрному и Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуру, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI в., во время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи Руси того времени и взаимоотношения с другими государствами могут быть проиллюстрированы следующими факторами: одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём, другая – за норвежским, третья – за королём Венгрии.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, к угнетению феодально-зависимого населения.

3.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями с другими князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, всё в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усиливались и обособились, что единое относительное централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов (например, мыта – торговой пошлины).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решала важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-годах XIв., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохранялась десятичная система управления, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управления, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имел свой аппарат власти и принуждёния – дружину, слуг.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ

Составить толковый словарь следующих государственно-правовых терминов: Раннефеодальная монархия, вассалитет-сюзеренитет, феодальный иммунитет, дворцово-вотчинная система управления, совет при монархе, феодально-раздробленная государственность, сословно-предствавительная монархия, Земский Собор, абсолютизм, «просвещённый» абсолютизм.

Раннефеодальная монархия –

Вассалитет-сюзеренитет – система отношений личной зависимости одних феодалов от других. Сюзерен – тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли в его владениях. Вассал получал от сюзерена лен(«земельное владение») и был обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу, обычно 40 дней в году. Сюзерен в свою очередь был обязан, кроме того, что давал вассалу лен, защищать его и его имущество, выкупать его из плена.

Феодальный иммунитет –

Дворцово-вотчинная система управления – основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским дворцом, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивающий княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Совет при монархе –

Феодально-раздробленная государственность

Сословно-представительная монархия – форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Земский Собор – на Руси с середины XVI до конца XVII века – собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии.

Абсолютизм – период в истории Европы, кагда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия – государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

«Просвещённый» абсолютизм – политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ

Составить толковый словарь следующих юридических терминов: Русская правда: обида, поток и разграбление, вира, продажа, головничество, урок, свод, гонение следа, испытание железом.

Обида – изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, население ущерба для чести. Юридически, обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним. Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное событие. В народе обида – любая неприятность. Позже под обидой стали понимать действия, понижающие статус человека. «Не пригласил на пир – причинил обиду». В XII-XIIIвв. основное значение слова обида – «нарушение княжеского права, несправедливость».

Поток и разграбление – самое тяжкое наказание, что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества. К примеру, устанавливалось за убийство в разбое, за конокрадство, поджог двора и гумна и т.д.

Вира – денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен. Она могла быть и двойной (за убийство лиц, наиболее привилегированных). В тех случаях когда убийца не был обнаружен, штраф уплачивала община, на территории которой обнаружили труп убитого. Также вирой именовалось денежное возмездие за другие преступления. Со становлением древнерусской государственности стало определяться писанным законом («Русскими Правдами») и уплачиваться князю.

Продажа – это штраф, взимавшийся в пользу князя.

Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого. Так, Головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, Головничество за свободного крестьянина 5 гривнам.

Урок – фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Введение уроков являлось частью административной реформы, проведённой княгиней Ольгой в X веке, когда она разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки, а по «Русской правде» кроме того и штраф, определённое вознаграждение, возмещение ущерба потерпевшему либо его семье.

Свод – поиски надлежащего ответчика, т.е потерпевший имел право сам искать преступника.

Гонение следа – розыск преступника по следам.

Испытание железом – «суд божий» - ордалии, использовалось в качестве доказательства.

Судебник 1497 г.: вотчина, поместье, чёрная земля, лихое дело, ведомый лихой человек, крамола, татьба, торговая казнь, докладной список, правая грамота, поле, розыск.

Вотчина – земельное владение, принадлежащая феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс. Состоящий из земельной собственности (земли, построек, и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Поместье – разновидность земельного владения в России в конце XV – начале XVIII веков. Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение.

Чёрная земля –

Лихое дело –

Ведомый лихой человек –

Крамола –

Татьба – в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой. Главным образом это выражение употреблялось тогда, когда речь шла о корыстном похищении имущества (тать – вор), однако существенным признаком татьбы было не нарушение имущественных прав, а корыстный мотив, руководивший деятелем, почему прежние узаконения говорят и о головной татьбе.

Торговая казнь – публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Отменена в 1845 г. Также торговую казнь называют «скрытной смертной казнью». Битье кнутом было болезненным и рассекало кожу до плоти. В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, после чего умирал. В Судебнике 1497 года точно не регламентируется количество ударов – право определения наказания отдаётся судье, который мог назначить как 10, так и 400 ударов кнутом. Заключалось в то, что приговорённого при стечении людей били кнутом на торговой площади или на других открытых местах.

Докладной список –

Правая грамота –

Поле – существовавший с XIIначала XVII века в России вариант судебного поединка. Поле являлось по сути аналогом существовавшей в Европе ордалии, но несколько отличалось по форме. Схватка проходила без свидетелей, наедине, бились чистым оружием – палицей, не использовали ни железо, ни воду, ни огонь. Распространено поле было с XII до XVI, и даже до начала XVII века. Официально признан только в XV веке, а пик его популярности пришёлся на XVI столетие.

Розыск – комплекс мероприятий, которые проводят органы дознания по установлению лиц, причастных к совершению преступления, свидетелей, розыску преступников, скрывшиеся от следствия и суда, розыску осуждённых, бежавших из мест лишения свободы, розыску граждан пропавших без вести, установлению личности неопознанных трупов, а так же сбору доказательств и получению иной информации, представляющий оперативный интерес по уголовному делу. Добытые этим путём сведения и указания не имеют значения судебных доказательств. Производство розыска не связано судебными формами и обрядами и потому может быть вверено лицам, не принадлежащим к судебному ведомству.

Соборное Уложение 1649 г.: кабала, виды вотчин, необходимая оборона, богохульство, четвертование, колесование, батоги.

Кабала – тяжёлая форма личной зависимости. По своему происхождению, это холопство из найма: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты за занятый капитал. Такая зависимость прекращалась уплатой долга; но фактический долг уплатить было не возможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов. В большинстве случаев оно было пожизненным.

Виды вотчин – Бенефиций – В Средневековье этим словом обозначалось земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы – придворной, административной, но главным образом – военной; поэтому под бенефицием обычно понимают военное условное земельное державие4 поместье, Аллод – согласно средневековым законам, выделенное в полную власть феодальное земельное владение; Монара, Бакленд.

Необходимая оборона – это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.

Богохульство – непочтительное использование имени бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения. По христианским верованиям является грехом.

Четвертование – исторический вид смертной казни, включающий отсечение конечностей. Как видно из названия, тело осуждённого делится на четыре части или более. После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно. Четвертование вышло из употребления в конце XVIII– начале XIX века.

Колесование – распространённый в древности и средневековье вид смертной казни. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в воинском Уставе. Колесование перестало применятся лишь в XIX веке. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости организма, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго.

Батоги – палки или толстые прутья толщиной в палец с обрезанными концами, употреблявшиеся в 15-18 вв. в России для телесных наказаний. Битье Б.считалось более легким наказанием, чем битье кнутом. Различалось наказание простое и нещадное, когда число ударов не ограничивалось. Удары наносились как через платье, так и по обнажённому телу. Слово «Б.» встречается уже в «Русской Правде». В XVIв. ими карали за мелкие провинности; с XVII в. Б.- вид наказания, назначаемого судом.

Воинский Устав 1716 г.: превышение пределов необходимой обороны, крайняя необходимость, децимиция, аркебузирование, каторга, шельмование, шпицрутены, теория формальных доказательств.

Превышение пределов необходимой обороны –

Крайняя необходимость – случай, когда лицо для того, чтобы предотвратить ущерб своим личным интересам, интересам других лиц, общества и государства, вынужденно причиняет вред другим охраняемым интересам.

Децимиция –

Аркебузирование

Каторга – подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.

Шельмование –

Шпицрутены – длинный, гибкий, древесный прут, для телесных наказаний в XVII– XIX веках. В России телесное наказание было введено Петром в 1701 году, и применялось в сухопутных войсках.

Теория формальных доказательств – один из вариантов положения о применении доказательства в уголовном процессе. Сущность его состоит в том, что для признания преступления совершённым и вины подсудимого доказанной судом должен убедиться в наличии строго определённого законом набора фактов, а для каждого факта закон полностью определяет его существенность и обстоятельства, при которых факт должен быть признан действительным доказательством. Таким образом, каждое доказательство имеет наперёд установленную формальную силу , в соответствии с которой оно и используется в судопроизводстве.

Свод законов Российской империи: наказания уголовные, наказания исправительные, преступление, проступок.

Наказания уголовные – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.

Наказания исправительные – вид уголовного наказания, заключающийся в привлечении осуждённого к труду с вычетом из его заработка в доход государству определённой части.

Преступление – это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

Проступок – действие, либо бездействие, посягающее на установленные законом или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки – обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ